14
Первое заседание оргкомитета общероссийской полити-
ческой общественной организации «Отечество» состоя-
лось в ноябре 1998 года, а уже 19 декабря, после учре-
дительного съезда, она была зарегистрирована в Минис-
терстве юстиции. За прошедшее время «Отечество»
смогло превратиться в одну из центральных сил в рос-
сийской политике. Ведущую роль в этом сыграл лидер
«Отечества», мэр Москвы Юрий Лужков. Большинство
аналитиков предполагают, что организация сможет не
только без проблем преодолеть на парламентских вы-
борах пороговый пятипроцентный барьер, но и составит
в будущей Государственной Думе серьезную конкурен-
цию прежнему гегемону – КПРФ.
Ф о т о : Васи лий Д ЬЯЧ КОВ
П
О
Р
Т
Р
ЕТ
Ы
оказательным в этой связи стал состоявшийся 24 апреля в
Ярославле первый этап II съезда «Отечества». На нем при-
сутствовали делегаты от 88 субъектов Российской Федера-
ции (исключение составляет Чеченская Республика, но в
настоящее время ведется работа по созданию отделения и там).
Большая часть отделений «Отечества» уже прошла регистрацию в
местных органах юстиции. Всего сформировано около 2.000 отде-
лений, объединяющих, по данным пресс-службы движения, более
200.000 членов. Около 100 организаций уже заявили о своем жела-
нии войти в «Отечество», 23 из них приняты в качестве коллектив-
ных членов. Основным критерием для принятия является совпаде-
ние уставных и программных целей «кандидата» с целями «Отечест-
ва». Большую работу в этом направлении ведет Координационный
Совет, возглавляемый членом Политсовета объединения, председа-
телем федерального совета «Союза труда» Андреем Исаевым.
ИДЕОЛОГИЯ
Представители «Отечества» подчеркивают, что готовы к конст-
руктивному диалогу и видят свою организацию как объединение
всех здравомыслящих людей. Именно этот принцип является опре-
деляющим в построении идеологической основы и программных
документов «Отечества», в которых в той или иной степени затра-
гиваются практически все стороны жизни страны и общества.
Соединение сильного государства с личной свободой и полити-
ческой демократией – вот тот путь, которое «Отечество» предлага-
ет в качестве национальной идеологии, параллельно фиксируя, что
многие проблемы страны проистекают из отсутствия у нынешней
власти «ясных целей и твердой воли к их осуществлению». В каче-
стве важнейшего фактора достижения подлинного общественного
согласия в Манифесте «Отечества» определяется коренное измене-
ние смысла и сути российской политики: «политика должна быть
нравственной, искренней, повернуться лицом к человеку, превра-
титься в поприще уважения к своему народу, сострадания к его бе-
дам».
Одной из наиболее разработанных является экономическая
часть программы «Отечества», построенная с учетом достижений
Москвы. В качестве основных предложений в этой сфере – стиму-
лирование экономического роста через поддержку отечественного
товаропроизводителя, снижение налогов, использование высоких
технологий, развитие малого бизнеса. Причем, большинство пред-
ложений являются не самоцелью, а выстроены с ориентацией на
экономическую и социальную эффективность.
В числе других базовых идей – поддержка гражданского обще-
ства в качестве равноправного партнера государства, социальное
партнерство как основа участия граждан в управлении предприяти-
ями, социально-ориентированная экономика.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ
«Отечество» в своем стремлении объединить как можно боль-
шее число прагматиков во всех регионах страны подчеркивает, что
уже давно не является «партией в пределах садового кольца или
МКАД». Подтверждением этому стали весенние выборы в Удмур-
тии и Бурятии, в ходе которых «Отечество» сумело обеспечить чис-
ленный перевес своих сторонников в законодательных органах
этих регионов. Движение в своих действиях ориентируется на
крупных предпринимателей и представителей мелкого бизнеса, го-
сударственных служащих, на самые различные категории населе-
ния, в том числе ветеранов войны и труда, молодежь, женщин и
т.д. Одним из важнейших мотивов голосования за «Отечество» для
избирателя является фигура Юрия Лужкова, имеющего имидж
крепкого хозяйственника и настоящего государственника, высоко
стоящего в рейтингах ведущих российских политиков. Так, по дан-
ным социологических опросов фонда «Общественное мнение»
(май 1999 г.), в рейтинге претендентов на пост президента Лужков
прочно входит в тройку лидеров, уступая лишь Зюганову и Прима-
кову. Среди некоторых категорий населения он уверенно выходит
на первое место: за Лужкова как за будущего Президента готовы
проголосовать 22 процента молодежи (18-35 лет), более 33 про-
центов населения Москвы и Подмосковья, значительная доля жи-
телей российских мегаполисов.
ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ
В рамках движения действует предвыборный штаб по проведе-
нию избирательных кампаний на федеральном и региональных
уровнях, который возглавил заместитель председателя Государст-
венной Думы, заместитель руководителя парламентской фракции
«Российские регионы» Артур Чилингаров. В качестве руководите-
лей направлений в него вошли известные специалисты по избира-
тельным технологиям и связям с общественностью. На завершаю-
щем этапе формирования находятся избирательные штабы в реги-
онах. В конце августа планируется провести второй этап II съезда
«Отечества», который будет посвящен конкретным вопросам стра-
тегии и тактики предвыборной борьбы, формированию федераль-
ных и региональных кандидатских списков. На думских выборах в
декабре 1999 года «Отечество» ставит перед собой задачу завоева-
ния не менее четверти парламентских мест, а по итогам выборов
рассчитывает предложить своих представителей на ключевые
должности в исполнительной власти.
ПАРТНЕРЫ
Главным партнером «Отечества» в разворачивающихся электо-
ральных баталиях может стать учрежденное 22 мая общественно-
политическое движение «Вся Россия». В него вошли многие регио-
нальные лидеры, в той или иной мере разделяющие взгляды Юрия
Лужкова на пути реформирования России. Поддержку «Отечеству»
окажет Федерация Независимых Профсоюзов России (Михаил
Шмаков). Движение ведет активные консультации, цель которых -
подписание соглашений о сотрудничестве в процессе предстоящих
выборов. Важнейшим элементом сохранения общественного со-
гласия в этот трудный период лидеры «Отечества» видят разработ-
ку соглашения о «правилах игры» между различными политически-
ми организациями и движениями России.
П
pg_0002
Е
О
Р
15
оординатором блока по организации избирательной кампа-
нии стал глава бюджетного комитета самарский губернатор
Константин Титов. Работа блока строится по территориально-
му принципу. Члены Совета Федерации являются координа-
торами по 9 крупным региональным объединениям: Александр Наза-
ров (Камчатка) – Северо-восток, Леонид Рокецкий (Тюменская об-
ласть) – Сибирь, Петр Сумин (Челябинская область) – Урал, Вяче-
слав Позгалев (Вологодская область) – Северо-Запад, Владимир
Платов (Тверская область) – Центральный район, Анатолий Козерад-
ский (Нижегородская область) – Поволжье, Владимир Чуб (Ростов-
ская область) – Юг России, Евгений Наздратенко (Приморский край)
– Дальний Восток. Василий Бочкарев (Пензенская область) и Леонид
Ковальский (председатель самарской областной Думы) занимаются
штабом. В блок вошли 8 партий и движений: Демпартия России, дви-
жение «Юристы за права и достойную жизнь человека», «Всероссий-
ский союз народных домов», Союз христианских демократов, Либе-
рально-консервативный союз России, движение «Общественное со-
гласие», «Развитие предпринимательства» и Социально-федералист-
ская партия России.
ИДЕОЛОГИЯ БЛОКА
Базовая идеология блока – «либеральный консерватизм», тем са-
мым он оказывается правее центра в общероссийском политическом
спектре. Это приверженность правам человека, политической и эко-
номической свободе, и вместе с тем опора на порядок, закон, тради-
цию и почву, с упором на независимого собственника. В экономике
стратегической целью является «переход от паразитарной, номенкла-
турной, олигархической экономики к демократической, социально
ориентированной рыночной системе, соответствующей критериям
истинного предпринимательства». Кроме того, целью блока станет
поддержание и приумножение потенциала «нашего среднего клас-
са», который растерял сбережения, но не профессионализм и граж-
данственность.
Главную задачу блок определяет как «укрепление российской го-
сударственности путем предоставления больших прав регионам».
«Все, что может самостоятельно решаться на местах, должно быть вы-
ведено из компетенции центра». Одно из важнейших программных
положений – «дистанцироваться от центра и заставить Москву отка-
заться от лидерства». В области экономического федерализма идео-
логи блока предлагают оставлять регионам больше налогов с одно-
временным увеличением их ответственности за жизнь и благополучие
граждан. Предлагается переход от номенклатурно-олигархического
капитализма «московского типа» к регионально-диверсифицирован-
ной демократической рыночной системе, формированию работающей
системы бюджетного федерализма, основанной на том, что большая
часть налогов должна оставаться там, где их собрали. Блок считает,
что экономика страны – это сумма региональных экономик, а не фан-
томное народное хозяйство, которое на практике вырождается либо в
«экономику-головастика», либо в «страну-завод» советского типа. По-
этому особое значение придается развитию межрегионального парт-
нерства и инфраструктурных связей между регионами, поскольку при
ориентации на Москву Россия остается империей тяжелой, непово-
ротливой и склонной к регрессу. Социальные программы должны осу-
ществляться региональными и местными органами власти. В аграрной
политике регионы вправе сами решать вопрос о форме собственности
на землю в пределах своей территории. Во внешней политике важен
переход от геополитики к реализму национальных интересов.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ
Задача блока – задействовать на думских выборах ту часть изби-
рателей (не менее трети от их общего числа), которые в них обыкно-
венно или не участвуют, или голосуют под влиянием сиюминутных
факторов. Инициаторы создания блока хотят предоставить голос
«молчаливому большинству». Потенциальным избирателем, скорее
всего, станет средний класс. Привлекательность идеологии «Голоса
России» для этих категорий избирателей очевидна: около 20% опро-
шенных Фондом «Общественное мнение» по России положительно
отозвались о губернаторской инициативе по созданию партии к вы-
борам 1999 года.
ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ
На выборах блок ставит задачу преодолеть пятипроцентный ба-
рьер. Если учитывать скорость, с которой «Голос России» оформился
из идеи в силу, которую всерьез учитывают политические аналитики,
то в этом нет ничего сверхъестественного. Но федеральный список
блока будет сформирован только в сентябре. Пока же лидеры блока
не исключают отказа от федерального списка. «Есть технологии, поз-
воляющие пройти иначе. Тогда, согласно Конституции, региональные
списки становятся частью федерального, и та область, которая в ре-
гиональных списках набирает больше процентов, имеет преимущест-
ва для своих кандидатов. Многие депутаты Госдумы, которые сотруд-
ничают с нами, такое предложение поддерживают, – отмечает Титов.
Блок будет уделять особое внимание кандидатам в одномандат-
ных округах. «За восемь месяцев раскрутиться трудно. Но если мы в
одномандатных округах наберем больше, чем удалось НДР (пять од-
номандатных), то мы будем рады». При выборе кандидатов, по сло-
вам Титова, «Голос России» делает ставку на «порядочных людей,
профессионалов, – желательно в юриспруденции, экономике, может
быть, на социальных работников».
ПАРТНЕРЫ
Руководители блока ведут переговоры с 22 партиями и движени-
ями об их участии в деятельности блока. Особые отношения блок на-
мерен выстроить с движением «Наш дом – Россия». Однако и тут
«Голос» не намерен играть второстепенную роль. По мнению замес-
тителя директора Центра политической конъюнктуры Валерия Федо-
рова, коалиционный потенциал «Голоса России» резко вырос после
того, как НДР не сошелся с «Отечеством». В итоге уже «Голос России»
диктует условия коалиции НДР с «Отечеством», с которым у «Голоса
России» близкая социальная база. «Мы с Лужковым встречались и
договорились, что нам не надо никакой войны. У него идеи «Отечест-
ва», у нас – «Голоса России», – отметил Константин Титов.
К
Д
В
И
Ж
ЕН
И
Й
ПОЛИТИЧЕСКИХ
Избирательный блок «Голос России» доста-
точно быстро превратился в серьезную по-
литическую силу: только в конце января с.г.
начала развиваться идея создания предвы-
борной организации с участием руководите-
лей регионов, которые могли бы предло-
жить в качестве серьезного политического
багажа собственные достижения, а уже 20
апреля состоялась учредительная конфе-
ренция в которой приняли участие более
400 делегатов, представляющих 19 партий и
движений из 72 регионов России.