20
парламентские
Российские
В
Ы
Б
О
Р
Ы
Председатель Правления
Независимой Ассоциации
«Гражданское общество»,
Сопредседатель-
Ответственный секретарь
Национального фонда
«Общественное признание»
Сергей АБАКУМОВ
Уже несколько лет наша
страна живет в условиях
постоянно идущих выбо-
ров. Парламентские кам-
пании 1993 и 1996 годов
сменились президентской
гонкой, которая в свою
очередь уступила место
трехгодичному процессу
выборов глав админист-
раций и законодательных
собраний регионов. Па-
раллельно выборы посто-
янно проходят и на муни-
ципальном уровне. Вот и в
текущем году выборы в
Государственную Думу,
скорее всего, будут пред-
ставлять из себя очеред-
ную политическую ярмар-
ку. К концу века мы по-
степенно превратились в
«общество избирателей»,
остановившись на всеоб-
щих выборах как главной
демократической проце-
дуре. Однако чем дальше
мы идем по этому пути,
тем больше вопросов воз-
никает. Один из этих во-
просов является фунда-
ментальным для понима-
ния сути происходящего в
нашей стране: «Что долж-
ны нести выборы граж-
данскому обществу в Рос-
сии.». Однозначного отве-
та на этот вопрос, несмот-
ря на старания общество-
ведов, пока не получает-
ся. Возникает целый ком-
плекс существующих про-
блем и направлений их ре-
шения.
Выборы до сих пор не стали инстру-
ментом минимизации нарастающего в
последнее время отчуждения власти от
народа. Большинство социологических
опросов фиксируют недовольство изби-
рателей теми, за кого они проголосова-
ли. Выборы не преодолевают пропасти
между народом и властью, а углубляют
ее. Речь должна идти о том, что нельзя
превращать победу на выборах из
необходимого условия для реализа-
ции общественно-значимых целей в
условие для реализации частного ин-
тереса, зачастую прямо противополож-
ного общественному. За пеленой пред-
выборных лозунгов должна быть четко
видна общественная польза от деятель-
ности партий и движений.
Электоральные кампании так и не
стали лакмусовой бумагой для проверки
действительного признания их участни-
ками ценностей гражданского общества.
Сегодня для многих участников полити-
ческого процесса эти ценности перешли
в разряд идеологической мишуры. Им
на смену приходят лозунги «сильной ру-
ки» и «мощного государства». Ни в ко-
ем случае нельзя допустить ослабле-
ния медленно растущих институтов
гражданского общества перед уси-
ливающимся административным
контролем за их деятельностью.
Как это ни парадоксально звучит, но
при всем различии позиций участвую-
щих, выборы пока не играют «интегра-
ционную» роль, не обеспечивают чрез-
вычайно важное в нынешних условиях
объединение различных уровней (обще-
национальный, региональный, муници-
пальный) гражданского общества. Поте-
ря интеграционной функции может при-
вести к растаскиванию страны по пар-
тийным квартирам, приватизации раз-
личных общественных функций.
Выборы не стали полноценным инст-
рументом ротации и обновления поли-
тической элиты. Депутатский корпус ос-
тается кастой привилегированных. Меж-
ду тем, должны быть открыты «по-
ры», через которые во власть могут
прийти новые люди. В стране доста-
точно квалифицированных юристов,
экономистов, специалистов по управле-
нию, чей приход в законодательный ор-
ган мог бы обеспечить более полное со-
ответствие действий власти ожиданиям
общества, тем самым уменьшить нарас-
тающее отчуждение между ними.
В ходе предстоящих электоральных кам-
паний общественные организации
должны выдвинуть наиболее одаренных
людей, исходя не из принципа известно-
сти кандидата, а из анализа тех преиму-
ществ, которые принесет его избрание
всему населению страны, обществу в це-
лом.
Не выполнено необходимое условие
достижения эффективности работы Ду-
мы: цивилизованная связь между поли-
тикой и предпринимателями, представи-
телями мелкого и среднего бизнеса. В
последние годы межклановые связи
олигархов подменяли цивилизованные
инструменты лоббизма. Должны сфор-
мироваться реально действующие
ассоциации экономических субъек-
тов, которые могли бы отстаивать
собственные интересы на государст-
венном уровне.
Предыдущие циклы выборов так и не
привели к налаживанию эффективной
системы инструментов контроля за дея-
тельностью государства. В череде пер-
манентных выборов мы не заметили, что
получаем удовольствие от процесса,
вместо того, чтобы наслаждаться его
плодами. Как демократия в нашей стра-
не, по меткому замечанию одного из на-
ших политиков, «заканчивается после
того, как бюллетень опущен в урну», так
и гражданское общество, к сожалению,
заканчивается осознанием предоставля-
емых прав без учета сопутствующих обя-
занностей.
Наконец, выборы все время «прохо-
дят мимо среднего класса». А ведь
именно он является одной из главных
основ гражданского общества. Без чет-
кого понимания средним классом своей
роли в политическом процессе и умения
отстаивать собственные политические
интересы, гражданское общество никог-
постановка
проблемы
И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ
ЕСТВО: