20
парламентские
Российские
В
Ы
Б
О
Р
Ы
Председатель Правления
Независимой Ассоциации
«Гражданское общество»,
Сопредседатель-
Ответственный секретарь
Национального фонда
«Общественное признание»
Сергей АБАКУМОВ
Уже несколько лет наша
страна живет в условиях
постоянно идущих выбо-
ров. Парламентские кам-
пании 1993 и 1996 годов
сменились президентской
гонкой, которая в свою
очередь уступила место
трехгодичному процессу
выборов глав админист-
раций и законодательных
собраний регионов. Па-
раллельно выборы посто-
янно проходят и на муни-
ципальном уровне. Вот и в
текущем году выборы в
Государственную Думу,
скорее всего, будут пред-
ставлять из себя очеред-
ную политическую ярмар-
ку. К концу века мы по-
степенно превратились в
«общество избирателей»,
остановившись на всеоб-
щих выборах как главной
демократической проце-
дуре. Однако чем дальше
мы идем по этому пути,
тем больше вопросов воз-
никает. Один из этих во-
просов является фунда-
ментальным для понима-
ния сути происходящего в
нашей стране: «Что долж-
ны нести выборы граж-
данскому обществу в Рос-
сии.». Однозначного отве-
та на этот вопрос, несмот-
ря на старания общество-
ведов, пока не получает-
ся. Возникает целый ком-
плекс существующих про-
блем и направлений их ре-
шения.
Выборы до сих пор не стали инстру-
ментом минимизации нарастающего в
последнее время отчуждения власти от
народа. Большинство социологических
опросов фиксируют недовольство изби-
рателей теми, за кого они проголосова-
ли. Выборы не преодолевают пропасти
между народом и властью, а углубляют
ее. Речь должна идти о том, что нельзя
превращать победу на выборах из
необходимого условия для реализа-
ции общественно-значимых целей в
условие для реализации частного ин-
тереса, зачастую прямо противополож-
ного общественному. За пеленой пред-
выборных лозунгов должна быть четко
видна общественная польза от деятель-
ности партий и движений.
Электоральные кампании так и не
стали лакмусовой бумагой для проверки
действительного признания их участни-
ками ценностей гражданского общества.
Сегодня для многих участников полити-
ческого процесса эти ценности перешли
в разряд идеологической мишуры. Им
на смену приходят лозунги «сильной ру-
ки» и «мощного государства». Ни в ко-
ем случае нельзя допустить ослабле-
ния медленно растущих институтов
гражданского общества перед уси-
ливающимся административным
контролем за их деятельностью.
Как это ни парадоксально звучит, но
при всем различии позиций участвую-
щих, выборы пока не играют «интегра-
ционную» роль, не обеспечивают чрез-
вычайно важное в нынешних условиях
объединение различных уровней (обще-
национальный, региональный, муници-
пальный) гражданского общества. Поте-
ря интеграционной функции может при-
вести к растаскиванию страны по пар-
тийным квартирам, приватизации раз-
личных общественных функций.
Выборы не стали полноценным инст-
рументом ротации и обновления поли-
тической элиты. Депутатский корпус ос-
тается кастой привилегированных. Меж-
ду тем, должны быть открыты «по-
ры», через которые во власть могут
прийти новые люди. В стране доста-
точно квалифицированных юристов,
экономистов, специалистов по управле-
нию, чей приход в законодательный ор-
ган мог бы обеспечить более полное со-
ответствие действий власти ожиданиям
общества, тем самым уменьшить нарас-
тающее отчуждение между ними.
В ходе предстоящих электоральных кам-
паний общественные организации
должны выдвинуть наиболее одаренных
людей, исходя не из принципа известно-
сти кандидата, а из анализа тех преиму-
ществ, которые принесет его избрание
всему населению страны, обществу в це-
лом.
Не выполнено необходимое условие
достижения эффективности работы Ду-
мы: цивилизованная связь между поли-
тикой и предпринимателями, представи-
телями мелкого и среднего бизнеса. В
последние годы межклановые связи
олигархов подменяли цивилизованные
инструменты лоббизма. Должны сфор-
мироваться реально действующие
ассоциации экономических субъек-
тов, которые могли бы отстаивать
собственные интересы на государст-
венном уровне.
Предыдущие циклы выборов так и не
привели к налаживанию эффективной
системы инструментов контроля за дея-
тельностью государства. В череде пер-
манентных выборов мы не заметили, что
получаем удовольствие от процесса,
вместо того, чтобы наслаждаться его
плодами. Как демократия в нашей стра-
не, по меткому замечанию одного из на-
ших политиков, «заканчивается после
того, как бюллетень опущен в урну», так
и гражданское общество, к сожалению,
заканчивается осознанием предоставля-
емых прав без учета сопутствующих обя-
занностей.
Наконец, выборы все время «прохо-
дят мимо среднего класса». А ведь
именно он является одной из главных
основ гражданского общества. Без чет-
кого понимания средним классом своей
роли в политическом процессе и умения
отстаивать собственные политические
интересы, гражданское общество никог-
постановка
проблемы
И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ
ЕСТВО:
pg_0002
21
да не достигнет того уровня, который
существует на Западе. Лишь в последнее
время, уже после августовского кризиса
прошлого года, еще находясь в состоя-
нии «грогги», средний класс начал со-
средотачиваться. Успеет ли он сосредо-
точиться к предстоящим думским выбо-
рам, пока сказать трудно – слишком ин-
фантильным он был в период расцвета
либеральных реформ.
На пути реализации вышеперечис-
ленных условий успешности выборов
для институтов гражданского общества
стоит несколько важнейших проблем:
– проблема слабости существующей
партийной системы с точки зрения ее
организационной опоры. До недавнего
времени в России существовала практи-
чески единственная партия, имеющая
собственную разветвленную структуру –
КПРФ. Причем значительная часть орга-
низационных связей была напрямую
унаследована ей от предшественницы –
КПСС. Большинство же других политиче-
ских партий оказывались заложниками
собственных стратегий ориентации на
западные кадровые партии по типу
американских, активизирующихся ис-
ключительно в период избирательной
кампании. Исключением выглядело дви-
жение «Наш дом – Россия», создаваемое
сверху и в итоге построенное по принци-
пу привлечения в свои ряды представи-
телей властных структур, в основном ра-
ботников исполнительной власти. Тем
самым был совершен опасный преце-
дент, когда власть пыталась построить
партию исходя не из общественных, а из
собственных интересов. Последующая
агония НДР (руководство которого, надо
отдать ему должное, осознало ошибоч-
ность построения «верхушечной партии»
и сегодня пытается измениться) показа-
ла, что партийные структуры, создавае-
мые на основе лишь аппаратных связей,
становятся придатком государства, нега-
тивно воспринимаются обществом и об-
речены на поражение;
– проблема учета интересов всех ка-
тегорий избирателей. Нынешняя проце-
дура выборов не предоставляет равные
возможности всем политическим парти-
ям. В отличие от систем парламентских
республик, где победившая на выборах
политическая партия (или их коалиция)
на законных основаниях «перемещает-
ся» в сферу государства (или покидает
ее и становится оппозицией), в России
все происходит по-иному. Наличие пя-
типроцентного барьера на выборах в
Государственную Думу отсекает от по-
следующего участия в государственном
управлении представителей почти что
половины избирателей (как это было по
итогам предыдущих думских выборов в
1995 году);
– проблема выживания оказавшихся
за бортом Думы партий и движений. Те
из них, кто не прошел в Думу на сегодня
лишаются практически всех перспектив
быть услышанными, в них разочаровы-
вается избиратель. С одной стороны, в
этом есть справедливое начало – выбо-
ры должны проводить отбор те, кто от-
ражает чаяния наибольшего количества
избирателей, и должны получить места
в парламенте, те, кто нет, – ждет своего
часа. Однако в нашей стране провал на
выборах для большинства политических
объединений означает политическую
смерть. Многие партии и движения, за-
помнившиеся избирателям на выборах
93 и 95 годов, сейчас уже перешли, как
модно говорить, в режим «виртуально-
го существования»;
– проблема переориентации на поли-
тическую сферу различных заинтересо-
ванных групп, основная задача которых
– формирование и достижение общест-
венно значимых целей. На выборах эта
задача уходит на второй план – все ув-
лечены процессом дележа политическо-
го пирога. Общественные организации
потребителей, экологические союзы,
клубы – все переходят в разряд полити-
ческих игроков, в то время как реальные
проблемы остаются бесхозными или су-
ществуют для одиночек-энтузиастов;
– проблема персонального участия в
выборах. Сегодня мы имеем дело с су-
веренным индивидом только пона-
слышке. Реально же индивид продол-
жает оставаться заложником глубоко
ошибочной формулировки «частного
интереса» как замкнутой системы собст-
венной и ни чьей иной пользы.
В то же время нельзя не отметить,
что за последние годы к лучшему меня-
ется ситуация с партийными организа-
циями на местах. Провал многих поли-
тических сил, в декабре 1995 года не су-
мевших в итоге пройти в Государствен-
ную Думу, несмотря на значительные
авансы, стимулировал неудачников к
тому, чтобы создавать более живучие
организационные структуры на местах.
К этому же приходят и вновь возникаю-
щие партии и блоки. Если на предыду-
щих выборах большинство из участни-
ков выглядели как «партии Садового
кольца», то в ходе предстоящей избира-
тельной кампании соперничать будут
мощные политические блоки, имеющие
опорные организации в абсолютном
большинстве регионов страны: КПРФ,
«Отечество», «Яблоко», НДР, «Голос
России» и др.
Конечно, многое зависит от полити-
ки государства, которое должно помо-
гать расти институтам гражданского об-
щества. Сегодня же создана прямо про-
тивоположная ситуация – существуют
политические и экономические тиски, в
которых чахнут ростки новых социаль-
ных инициатив. Вместо сотрудничества
между обществом и государством нара-
стает конфронтация, которая при углуб-
лении может привести к расколу.
Партийно-политические пристрастия
должны уступить место трезвой оценке
того, что та или иная партия, движение,
предвыборное объединение могут дать
обществу в целом. Необходимо выстра-
ивание новых механизмов контроля за
партиями и политиками. Эти механизмы
должны учитывать роль партий как сво-
еобразных связующих нитей между го-
сударством и гражданским обществом,
которые придают государственной сис-
теме характер легитимности. В против-
ном случае может сложиться ситуация,
при которой гражданское общество
окончательно превратится в абстракцию.