– Михаил Михайлович, возглав-
ляемая Вами Новгородская область
несколько лет подряд занимает од-
но из первых мест в России по при-
влечению в производство инвести-
ций, в том числе иностранных. В чем
секрет инвестиционной привлека-
тельности области.
– Начну с ответа на последний во-
прос. Область действительно вышла в
лидеры по инвестиционной привлека-
тельности среди регионов России. И,
кроме уже известных всей стране фаб-
рик «Cadbury» и «Dirol», у нас на стадии
реализации имеется несколько новых
проектов. Наиболее заметный из них –
строительство в области завода по из-
готовлению картофельных чипсов
«Estrella». На очереди – проект по пере-
работке леса с финским консорциумом.
Почему область, как было принято
раньше говорить, в числе передовых по
объему привлечения иностранных инве-
стиций. Ряд руководителей регионов
разделяют мнение, что если инвестор
пришел к нам с большими средствами,
значит его необходимо немедленно за-
ставить платить живые деньги в бюджет
области. Мы решили от этого варианта
отказаться и получили отличный резуль-
тат. Дело в том, что мы не зацикливаемся
исключительно на денежном содержа-
нии проекта и пытаемся ободрать инвес-
тора, как липку, а создаем ему благопри-
ятные возможности для бизнеса, чтобы
затем он в ответ создавал благоприятные
социальные и экономические условия в
области через формирование целого ря-
да сопутствующих бизнесу параметров.
Во-первых, реализуя инвестиционные
проекты, при освобождении инвестора
от налогов, мы все же получаем подоход-
ный налог с физических лиц, которые по-
лучают гораздо большую зарплату. К то-
му же иностранцы не любят работать «с
черным налом» и поэтому платят своим
работникам хорошо и по-белому. Во-
вторых, инвестор для работы своего
предприятия вынужден создавать новые
коммуникации в сфере транспорта, связи
и т.д. В-третьих, как правило, инвестор
создает не один цех, а реализует целост-
ную бизнес-схему через партнерство с
рядом местных предприятий в единой
технологической цепочке. Тем самым по-
степенно вокруг такого предприятия об-
разуется очаг роста, а сами такие фирмы
становятся своеобразными локомотива-
ми для экономики региона. К примеру,
завод по производству шоколада
«Cadbury» потребляет почти в 4 раза мо-
лока больше, чем сегодня может предло-
жить Новгородская область – есть куда
расти местным сельхозпроизводителям.
Кроме того, с приходом инвесторов
меняется деловая культура. Ведь они
приучают своих партнеров работать по-
западному качественно..
– Сегодня многие обвиняют во
всех проблемах страны Государст-
венную Думу и Совет Федерации,
поскольку они не приняли вовремя
хорошие законы. Что Вы думаете
по этому поводу.
– Мы все время ссылаемся на про-
блему выборов. Сейчас говорим, что все
еще успеем сделать, что время у нас еще
есть, необходимо лишь провести выбо-
ры в Думу. Ну и проведем выборы в Ду-
му, а что дальше. Давайте пойдем мето-
дом «от противного». Представьте себе,
что сторонники одной политической си-
лы, к примеру, президента, завоевали
100-процентное большинство в Думе.
Что они смогут предложить стране.
Ведь главное в экономике – бюджетная,
тарифная, таможенная политика. Разве
сейчас правительству кто-то мешает ре-
шать связанные с этими направлениями
вопросы. Ведь Дума и Совет Федерации
здесь совершенно ни при чем. Сегодня
именно от Правительства зависит, что
нет бюджета с реальными материаль-
ными затратами, а в итоге это приводит
к бартерным схемам и зачетам, чуть ли
не к меновой торговле.
При обвинении во всех бедах зако-
нодательных органов обществу искус-
ственно навязывается идея врага. По-
мните, как нам постоянно говорили:
сельское хозяйство работало бы, если
бы была частная собственность на зем-
лю. Это мог придумать только абсо-
лютно оторванный от экономики чело-
век. Представьте – завтра будет част-
ная собственность на землю. А может
ли что-нибудь сделать с землей собст-
венник при существующей банковской
и тарифной политике. Он просто оста-
нется с одной лошадью. На Новгород-
чине 200 тысяч гектаров земель нахо-
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
12
Михаил ПРУСАК:
Я
СТОРОННИК
ТРЕЗВОГО
ПОДХОДА К
ИДЕОЛОГИИ
Михаил Михайлович Прусак
Губернатор Новгородской области с де-
кабря 1995 г., член Совета Федерации
РФ. Окончил Академию народного хо-
зяйства при Правительстве РФ, канди-
дат экономических наук.
В октябре 1991 г. назначен главой адми-
нистрации Новгородской области; член-
корреспондент Санкт-Петербургской
инженерной академии. Сопредседатель
Президиума Независимой Ассоциации
«Гражданское общество».
Женат, имеет сына и дочь. Увлечения –
рыбалка, охота, постоянно с интересом
изучает отечественную историю, в ред-
кие часы досуга внимательно знакомит-
ся с деятельностью известных реформа-
торов дореволюционной России, таких
как Столыпин, Витте и др.
pg_0002
дятся в фонде перераспределения.
Они – пустые. Мы их согласны отда-
вать собственникам, но никто не бе-
рет, потому что у него нет возможнос-
ти получить банковский кредит под
приемлемые проценты.
– Сегодня одна из важнейших
проблем – проблемы вертикали
власти. Ее соответствия экономичес-
ким и политическим задачам, стоя-
щим перед страной. Почему же бук-
сует государственная машина.
– Потому, что на каждом углу суще-
ствует перекрещивание полномочий, а
то и полный дубляж функций феде-
ральных органов власти. Зачем, к при-
меру, Администрации Президента спе-
циальное управление по местному са-
моуправлению. Для решения проблем
местного самоуправления необходимо
просто принять закон, в котором уста-
новить специфику этих органов по всей
территории страны. Разве в России
можно принять закон по унификации
органов местного самоуправления. В
одном регионе органично смотрится
казачий круг, в другом – совет старей-
шин, в третьем – вече, как у нас в Нов-
городе. При унификации каждый реги-
он старается защитить себя от этой про-
цедуры, постольку поскольку стремится
сохранить историческую преемствен-
ность органов власти. Второй вопрос:
«Зачем решать конкретные проблемы
местного самоуправления на уровне
Администрации Президента, когда
можно передать эту проблему на уро-
вень регионов». Ведь сегодня мы фак-
тически, исходя из перечня полномо-
чий, из местного самоуправления со-
здали еще одну власть (хотя по Консти-
туции она таковой и не является), но за-
были сделать главное – прописать в за-
коне, каким образом эти органы фор-
мируют собственный бюджет.
– В 1998 году в «Российской га-
зете» Вы высказались за внесение
радикальных изменений в Консти-
туцию, в частности касающихся
выборов Президента и глав регио-
нов. Изменилась ли Ваша позиция с
тех пор.
– С тех пор позиция не изменилась,
более того, анализируя происходящее,
я с каждым разом начинаю понимать,
что чем дальше мы двигаемся без ре-
шения данного вопроса, тем больше
создается настоящий и губительный ва-
куум власти. Устройство России, суще-
ствующая система государственной
власти и управления зачастую выглядят
искусственно, напоминая лоскутное
одеяло: искусственный Совет Федера-
ции, искусственная Государственная
Дума, искусственные муниципальные
органы. Сегодня пришла пора сделать
шаги в направлении усиления управ-
ленческой вертикали.
Президент должен стать инициато-
ром созыва Конституционного Собра-
ния. Тогда передача власти будет эво-
люционной. Президент должен переда-
вать власть не просто им самим назван-
ному преемнику, а тому, кого вместе с
ним поддержит общество. А сделать это
можно только обозначив новые прави-
ла политической игры. Именно Ельцин
должен стать инициатором такого Кон-
ституционного Собрания. В ином
случае возникнет вакуум власти, и это
сделают другие. Но тогда же возникнет
и настоящая война, передел собствен-
ности, начнутся разборки, бандитский
«поиск правды». Ведь власть и собст-
венность неразделимы. Ни в одной
стране мира первоначальное накопле-
ние капитала не происходило без гро-
маднейших проблем.
Хотел бы отметить несколько мо-
ментов. Когда я говорю об инициативе
Президента, то хотелось бы уточнить:
Президент сегодня – это не отдельный
человек – это целый класс. Новый
класс, который народился в виде верти-
кали исполнительной власти, финансо-
во-промышленных групп, людей, кото-
рые получили собственность.
То же самое касается и Правительст-
ва. Разве в качестве вице-премьеров в
Кабинет пришли люди имеющие гро-
маднейший опыт управления страной.
Зачем там вице-премьеры от лоббист-
ских групп, когда есть министры и пре-
мьер, который за все отвечает. Пока в
правительство попадают люди от фи-
нансово-промышленных групп, пока
они делят телевидения и СМИ, власть
всегда будет ассоциироваться с собст-
венностью. В итоге, как не цинично это
звучит, страна находится в управлении
нескольких крупных ФПГ.
Кстати, Президент в данной конст-
рукции – это не козел отпущения, кото-
рый за все отвечает. Сегодня все те, кто
при нынешнем президенте заработали
денег и когда-то были с ним, на танках
защищали Белый дом, сейчас полива-
ют Ельцина грязью. Они не могут никак
понять – в случае его добровольного
ухода они уйдут вместе с ним, посколь-
ку своей же деятельностью спровоци-
руют вакуум власти. Кстати, именно
Ельцин не может уйти, как Николай II
или еще каким-либо способом, по-
скольку создал нынешнюю политичес-
кую систему. И еще один важный мо-
мент. Путин, конечно, должен быть
преемником Президента, поскольку
успел очень много сделать за неболь-
шое время. Но он должен быть преем-
ником не только для Президента. Его
уже признает в качестве такого общест-
во. Теперь должны признать и предста-
вители тех финансово-промышленных
групп, которые образовались в период
ельцинских реформ. Путин не только
должен определить взаимоотношения
России и Кавказа, но и правила игры в
экономике. Президент, крупнейшие
финансово-промышленные группы
должны подставить Путину плечо -
только тогда он станет преемником и
будет продолжать поступательное эво-
люционное движение вперед.
Нельзя для 99% населения до бес-
конечности рассказывать басни про
красивую жизнь и сказки про рыночную
экономику. Эти мифические конструк-
ции сегодня выглядят как продолжение
программы партии, в которой расска-
зывается о строительстве коммунизма.
Я сторонник трезвого подхода к идео-
логии. Идеология – это всегда некая со-
ставляющая мнения целого социально-
го пласта людей. В случае с сегодняш-
ней коммунистической идеологией –
она разделяется огромнейшим количе-
ством невостребованных людей. А
между тем, именно они, как ни странно
это звучит,– социальная база реформ.
Они могли бы самостоятельно зараба-
тывать на нормальную жизнь, а сегодня
они унижаются, ждут подачек и льгот от
государства. И государство штампует
таких иждивенцев до бесконечности.
– Как вы относитесь к деятельно-
сти Национального Фонда «Общест-
венное признание». Что Вам кажет-
ся важным в его деятельности.
– Сегодня, на фоне острейших про-
блем, стоящих перед страной, Фонд за-
нимается пропагандой добра, высоких
нравственных целей на примере дея-
тельности наших лучших сограждан. Я
знаком со многими из них. Это люди,
добившиеся высоких результатов в про-
фессиональной деятельности, имею-
щие безусловно позитивную репутацию
и ведущие активную общественную ра-
боту. Кроме того, эти люди ведь не толь-
ко получают награды по заслугам. Они
еще и пропагандируют общие ценности,
что является безусловно позитивным
для страны. Когда я познакомился по-
ближе с деятельностью Фонда, у меня
даже возникло сравнение его с пчели-
ным ульем. Именно улей, поскольку в
нем кипит бурная деятельность, форми-
руются новые точки зрения, подходы,
концепции по различным проблемам:
социальной политике, экономике, меж-
дународным отношениям. К тому же
важнейшей характеристикой Фонда яв-
ляется его неангажированность и неза-
висимость от политической конъюнкту-
ры. Его учредителей нельзя упрекнуть в
стремлении отразить точку зрения од-
ной или нескольких политических пар-
тий даже во время такой всеохватываю-
щей политической кампании, как выбо-
ры в Государственную Думу.
Очень важной является деятель-
ность Фонда в регионах. Не все могут
приехать в Москву и напрямую пооб-
щаться с интересными людьми из дру-
гих регионов. А Фонд формирует еди-
ное коммуникативное пространство.
13