НОВЫЙ РАКУРС
14
У
– У Александры Захаровой есть тайны от Марка Анатолье-
вича.
М.З.: У женщин вообще должны быть тайныЕ Поэтому, думаю,
что есть. Во всяком случае, когда я чувствовал, что какие-то тай-
ные моменты возникают в Сашиной жизни, старался ими не ин-
тересоваться, если она сама не рассказывала.
А.З.: Я такая дура – я всё выбалтываю. Даже когда и есть какие-
то тайны, я все равно проговариваюсь.
– А Марк Захаров хотел видеть свою дочь актрисой.
М.З.: Наверное, да. Хотя не могу сказать, что это была какая-то
навязчивая идея. Если бы она мне, заканчивая среднюю школу
сказала, что хочет быть филологом или журналистом, я уважал
бы ее выбор.
А.З.: У него была одна вялая попытка отговорить меня, но они с
мамой были, в общем, не против. Актриса – неплохая профессия
для женщины. А где она еще может реализоваться и быть нарав-
не с мужчиной.
– Были ли сомнения у Марка Анатольевича: стоит ли
брать свою дочь в Ленком.
М.З.: Была некоторая внутренняя напряженность, трево-
гаЕ Когда жена или другой близкий человек появляется в
театре, в котором ты работаешь, возникает вероятность
появления массы психологических сложностей. Во всяком
случае, когда на худсовете, просматривавшем выпускников
театральных училищ, разговор зашел о том, чтобы пригласить
Сашу в Ленком, я делал вид, что крайне нейтрально к этому отно-
шусь. Но Елена Алексеевна Фадеева с некоторой прямотой, кото-
рая мне понравилась, сказала: «Раз Марк Анатольевич все-таки
решился в свое время не взять в театр свою жену-актрису, которая
мечтала работать с ним, то мы просто обязаны внимательно рас-
смотреть кандидатуру Саши». Саша хорошо показывалась со сво-
ими студенческими работами – и произвела приличное впечатле-
ние на членов худсовета.
А.З.: Меня приглашали еще 5 театров, но я пошла в Ленком. Оп-
равдываться, что меня взяли только из-за папы, было бы глу-
по. Все равно никого ни в чем не убедить. Потом я, правда,
десять лет проходила в массовке, но я не жалуюсь – вид-
но, такая судьба. У Леонова она поначалу тоже складыва-
лась не самым лучшим образом.
– А проблема отцов и детей Вас коснулась.
М.З.: Слава Богу, в таком щадящем режиме. У нас никогда
не было каких-то серьезных противоречий, ссор, столкновений,
проблем, которые отравили бы нам наши отношения.
Гюго подметил: у каждого человека –
три характера: тот, который ему припи-
сывают; тот, который он сам себе при-
писывает; и, наконец, тот, который
есть в действительности. Так ли это, и
какие три характера у члена Совета по-
печителей Московского Английского
клуба, художественного руководителя
театра Ленком Марка Захарова и акт-
рисы этого же театра, его дочери Алек-
сандры Захаровой, – судить вам. Я же
специально задала им одни и те же во-
просы, хотя беседовали мы по отдель-
ности, чтобы можно было наглядно
увидеть, какой характер отец и дочь,
пользуясь словами Гюго, «приписыва-
ют» себе и друг другу. А какой он на са-
мом деле – решайте сами
Александра:
«Я ВСЕ О СЕБЕ ВЫБАЛТЫВАЮЕ»
З
А
Х
А
Т
Р
И
pg_0002
15
А.З.: Наверное, только в том смысле, что я имела нахальство ро-
диться в семье известного режиссера и стать актрисой, да еще в
его театре. Вот наглость-то!
– Чем Александра Захарова похожа на отца.
М.З.: Наверное, упрямством. Если что-то ей втемяшится в голо-
ву, то она, как правило, эту проблему додавит. Есть у нее такое
упорство, хотя не во всех сферах, и не всегдаЕ Что еще нас объ-
единяет. Может, чувство юмора. Мы любим подшучивать друг
над другом. Саша часто высмеивает меня, и нас вместе с мате-
рью, особенно когда мы с упоением смотрим информационные
программы. В эти моменты она смотрит на нас, как психотера-
певт на безнадежно больных.
А.З.: Я человек ненормальный, упертый в профессию, навер-
ное, также как и он.
– Александра не жалеет, что стала актрисой.
М.З.: Думаю, нет. У нее, слава Богу, все сложилось ничего, хотя
первый период был не сладкий. Но это жизнь актерская: она
складывается из зон и кризисных, и сложных, и общая ровная
восходящая встречается чрезвычайно редко в этой профессии.
А.З.: Нет. Как бы ни состоялась моя жизнь в дальнейшем – не жа-
лею. Сейчас у меня выходит новая картина «Тонкая штучка». По-
моему, фильм замечательный. Это я – не о себе, а о том ансамб-
ле, который его делал под руководством режиссера Полынникова.
– А в чем изюминка Саши Захаровой как актрисы.
М.З.: У меня к ней отношение необъективное. В ней есть насто-
ящее драматическое начало, и одновременно она характерная,
комедийная актриса. Саша понимает, что такое юмор на сцене,
как создать комедийную ситуацию, и , как правило, не теряет
некую благородную нормуЕ Я, конечно, стараюсь ей помогать,
потому что в комедии перейти красную черту бывает очень
опасно: может начаться пошлость, наигрышЕ
А.З.: Вы думаете, у меня есть уже изюминка. Не знаю. Главное,
не изменять себе и не сойти с ума, чтоб крыша не улетела, чтоб
не решить, что ты – самая великая. Не дай Бог!
– Александра покладиста в работе.
М.З.: Да, очень. Она человек гибкий, моментально понимаю-
щий, довольно быстро умеющий видоизменить что-то, скор-
ректировать. В этом отношении сейчас, в данную минуту, она
находится в очень хорошей творческой форме. Я говорю «в
данную минуту», потому что, преподавая в Рос-
сийской академии театрального искусства,
все время стараюсь навешивать студентам
на мозги, что все зыбко в этой профес-
сии, все очень быстро меняетсяЕ
А.З.: Да, мне везет на хороших режис-
серов, и было бы безумием не верить
им. Я вообще считаю, что режиссеру
лучше верить, потому что даже ми-
нус на минус дает плюс.
– Как Александра реагирует на
критику.
М.З.: Не любит. Что чаще всего и
встречается в жизни. Я тоже не люб-
лю. Я только привык воспринимать
критику жены как естественное и даже
полезное дело, хотя она и бывает весьма рез-
кой в отношении некоторых моих работ, поступков,
слов, действийЕ Но когда появляется какая-нибудь
рецензия, где кусают, у меня портится настроение, хо-
тя все великие люди советовали не обращать на такие
вещи внимания.
А.З.: Я радуюсь. Лишь бы не молчали! И потом, если кри-
тика написана лихо, здорово – это же реклама! Как недав-
но сказал Марк Анатольевич, «критики, которые пишут про
нас хорошо – это замечательные критики, а те, которые пи-
шут плохо – это папарацци».
– У Саши хватает мудрости не обращать внимания
на мелочи, не переживать из-за пустяков.
М.З.: Думаю, что нет. Ей испортить настроение, по-
моему, не сложно. Какой-то железобетонности и
хорошей защищенности психологической я что-то
за ней в последнее время не наблюдал.
Елена ЦЫГАНКОВА
Д
В
УХ
Р
О
В
Ы
Х
Фото: Влад Бурыкин
pg_0003
НОВЫЙ РАКУРС
16
А.З.: Я переживаю, к сожалению. Меня иногда достают всякими
мелкими неприятностями. Но, вообще-то по-настоящему до-
стать могут только близкие. Потому что обижаться и что-то тре-
бовать можно только от очень близких людей. А все остальные
– чужие, и ничего ты от них требовать не можешь.
– О чем интересно поговорить с Сашей.
М.З.: У нее довольно широкий круг интересов. Она даже прочла
несколько философских книг в свое время. Когда я увлекался
Бердяевым, она училась еще в школе и (это было для меня шо-
ком) взяла и переписала себе какие-то цитаты... Хотя, в общем,
училась она без особого рвения и энтузиазма. Что еще. Ну, она
очень большой знаток парфюмерии. Мы дома часто вспомина-
ем один случай: как-то у нас были гости, и разговор зашел о по-
литике, проблемах общемирового значения и судьбах миро-
здания (такое бывает в актерской среде – вдруг все с большим
неистовством забираются в какие-то высокие сферы). Одна из-
вестная актриса очень внимательно нас слушала, а в конце не
удержалась и сказала: «И все-таки помада лучше всего в Анг-
лии, а пудра – во Франции!».Она не могла это удержать в себе
– этот итог наших размышлений о судьбах мироздания, Рос-
сииЕ
А.З.: О чем интересно со мной поговорить. Ну, не о родителях.
Я очень благодарна Андрею Макаревичу, который меня пригла-
сил в свой «Абажур». Мы говорили, как два человека в поезде
– он о своем, я – о своем. Когда мои близкие посмотрели пере-
дачу, то сказали, что это какой-то новый жанр – каждый о сво-
ем. Андрей мне не задавал никаких конкретных вопросов, а я
особо и не отвечала ему. Мы шли параллельно. И обоим было
хорошо. Такого у меня еще не было – чтоб говорить не о себе,
не о папе, а о музыке, рыбках, ритме и барабанах.
– А что для Александры страшнее – злые языки или лице-
мерие.
М.З.: Ну, злые языки иногда можно и не услышать, а вот лице-
мерие, оно подразумевает некое непосредственное соприкос-
новение, поэтому я предполагаю, что лицемерие хуже. А «злые
языки» у нас имеют большое распространение. На встрече мэра
с руководителями и ведущими артистами театров, я даже ска-
зал, что мы набрали такое количество зла, агрессии, нигилизма,
что хорошо бы нам быть осторожными хотя бы в отношении
внутренних оценок нашего театрального братства, если можно
так выразиться, и не повышать дальше количество злобы. Мы
вообще в связи с приближением выборов (под словом «мы» я
понимаю средства массовой информации) перешли сейчас не-
которые границы цивилизованного общества и нанесли удар по
собственной культуре.
А.З.: Знаете, в жизни, в работе веришь очень мало кому. Я верю
одному-двум людям. И для меня очень важно их мнение. Всё
остальное – лицемерие, злые языки – это неважно. Надо дер-
жать дистанцию.
– Можно ли Александру назвать искательницей приключе-
ний.
М.З.: Нет. Может быть, этого ей недостает в жизни.
А.З.: Нет. Я абсолютный консерватор: люблю одни и те же ули-
цы, одну и ту же еду, одни и те же фильмы, передачи, одних и
тех же людей... Я преклоняюсь перед ответом писателя Гончаро-
ва, который на вопрос, что такое счастье в молодости, ответил:
«Усадьба. Рядом – пруд. И мы с женой под руку гуляем вокруг
этого пруда». Ну, а в зрелости. – спросили его. – «Усадьба.
Пруд. И мы с женой под руку гуляем вокруг этого пруда». А в
старости. – Догадываетесь, что он ответил. Совершенно верно:
все то же самое.
– Приходится ли Саше подавлять свое «я».
М.З.: Это все-таки лучше ее спросить, потому что в такие глубо-
«Молчи, грусть, молчи...»
Кадр из фильма «Криминальный талант»,
убедивший Марка Захарова в том, что
его дочь состоялась как актриса
pg_0004
Ч
17
– Что бы Вы сказали о Марке Анатольевиче Захарове.
А.З.: Мне сложно говорить, потому что я люблю его оченьЕ А
вообще он человек иногда печальный, грустный, ироничныйЕ
Гениальный режиссер...
М.З.: Марк Анатольевич производит впечатление человека, ко-
торый умнее, чем на самом деле. Может, за счет некоторой
мрачноватости, которая ему свойственна. Люди иногда думают,
что он погружен в какие-то сложные полифонические размыш-
ления, и его мозг представляет национальное достояние, но на
самом деле очень светлые мысли его посещают редко. Однако в
связи с тем, что в его кабинете стеклянные двери, и люди туда
часто заглядывают, чего он там делает, то он сидит с важным ви-
дом, в то время как его посещают настроения, описанные Львом
Толстым в отношении Кутузова: «Ну, как сложится, так и сло-
житсяЕ» Еще Марку Анатольевичу Захарову свойственна лень,
определенная обломовщина, но ненадолго. Он может ничего не
делать, а потом спохватывается – и развивает сверхбурную
энергию, которая идет, по Ключевскому, от характера велико-
росса (несмотря на что, что в Захарове намешано много кро-
вей).Так вот великоросс очень зависим от климата: у нас непо-
нятно когда будут солнечные дни и что надо за это время сде-
лать. Размеренно работать, как немцы или голландцы мы не
умеем: у нас в генетике этого нет. Поэтому мы либо с энтузиаз-
мом занимаемся штурмовщиной, либо погружаемся в некий
транс и ждем следующего приступа рабочей лихорадки.
– А есть ли какие-то жизненные идеалы, которым Захаров
следует всю жизнь.
А.З.: Безусловно, есть. Я, наверное, не смогу их сформулиро-
вать, но всякий одаренный человек имеет какие-то идеалы,
убеждения, свой стержень.
М.З.: Из последних идеалов – когда работает камера или дикто-
фон – не укорять и не говорить ничего плохого о своих колле-
гах. У меня есть некая групповая профессиональная солидар-
ность и, хоть я очень ценю тот эстетический плюрализм, кото-
рый сформировался сейчас в нашем искусстве, но я никого ни-
когда публично не ругаю. Могу только что-то жене на кухне ска-
затьЕ «в приступе дурной правды», как написал ШукшинЕ Я
люблю людей, которые органически относятся к себе, к тем не-
приятным ситуациям, которые иногда возникают. Люблю лю-
дей, которые весело преодолевают преграды, которые облада-
ют чувством юмора, который, кстати, очень ценю в людях. Люб-
лю некоторые не совсем продуманные поступки. То есть слово
«авось» мне достаточно близко, и некую широту, выходящую за
пределы здравого смысла, я уважаю. Хотя есть одна очень
обидная фраза у любимого мною Е. Шварца, которая имеет ко
мне прямое отношение: «Когда душили его жену, он стоял ря-
дом и все время повторял: «Ну потерпиЕ может, обойдетсяЕ!»
– Если бы на Захарова обрушилось состояние, как бы он им
распорядился.
Марк Захаров:
«ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ
ВЕСЕЛО ПРЕОДОЛЕВАЮТ
ПРЕГРАДЫ»
кие фрейдистские сферы я не забирался, понимая, что она туда
меня и не пустит.
А.З.: Наверное, бывают такие ситуации. Но я человек очень уп-
рямый. Если чего то хочу – то обязательно сделаю, Может, не
сейчас, но потом.
– Александра сильный человек.
М.З.: Временами она может быть очень сильной. Я уже говорил
про некое упрямство, но упрямство можно представить, как це-
ленаправленность, как настойчивость, как волевое начало – это
как посмотреть.
А.З.: Не знаю. Как у Шекспира о женщинах. «Наша сила – в на-
шей слабости»Е
– А что не умеет Александра Захарова.
М.З.: По-моему, не умеет рано вставатьЕ Но это я тоже не умею.
Для меня подвиг встать часов в семь, и даже в восемьЕ Она не
умеет не обращать внимания на мелкие неприятностиЕ
А.З.: Я так мало что умею, и так много, чего не умею, что не хва-
тит времени перечислить.
– Александра объективна к себе.
М.З.: Думаю, что да, ноЕ я как-то всегда очень осторожно гово-
рю о том, что меня беспокоит в какой-то ее роли, сцене, во вре-
мя репетицииЕ Потому что помню гениальное изречение Стани-
славского, которое он сказал на встрече с Немировичем – Дан-
ченко, когда они организовывали великий МХАТ. В конце во-
семнадцатичасовой встречи в «Славянском Базаре» Владимир
Иванович сказал: «Мы будем всегда говорить друг другу прав-
ду», на что Станиславский, будучи гением, ответил: «Нет, что
ВыЕ Я артистЕ Разве можно мне всегда правду говорить...» Мне
это очень понравилось. Это очень точно.
А.З.: Я считаю, что объективного мнения не существует. Всякое
мнение субъективно.
– В каких ролях Вам больше нравится Александра Захаро-
ва. – Саше, естественно, было бы глупо задавать подобный
вопрос, потому что она на самом деле человек очень скром-
ный и самокритичный. А вот ее режиссер и отец ответил так:
М.З.: Временами, в «Фигаро», временами в «Чайке»Е Сейчас
Саша репетирует роль Екатерины в спектакле по пьесе Григория
Горина «Шут Балакирев». Но больше всего она меня удивила в
фильме «Криминальный талант», потому что я не имел к этому
никакого отношения и, более того, очень хладнокровно отнесся
к этому сценарию. Но, оказалось, что этот фильм очень облег-
чил мне жизнь. Саша доказала, что она актриса без всякой пря-
мой или косвенной поддержки со стороны Захарова Марка
Анатольевича, и я могу ее воспринимать не только, как дочь, но
и как состоявшуюся актрису.
Александра Захарова
в картине «Заложница»
В усадьбе «Кусково» на
вручении Марку Захарову
премии «Хрустальная Турандот»
В усадьбе «Кусково» на
вручении Марку Захарову
премии «Хрустальная Турандот»
pg_0005
НОВЫЙ РАКУРС
18
А.З.: Он человек очень широкий, щедрый. Я, думаю, раздал
быЕ прогулял! У него нет такого – скопить, зажатьЕ У нас ведь и
нет ничего такогоЕ Я тоже езжу на самой дешевой машине –
«Жигули», «пятерке», никаких земель своих – ничего этого нетЕ
М.З.: Я б, наверное, пребывал в состоянии некоей радостной
растерянности.
– Марк Анатольевич любит давать советы.
А.З.: Да, всегда. Всем. Во всем. Иногда ему даже кажется, что он
разбирается вообще во всем. У нас была такая ситуация: мы си-
дели с мамой на кухне, у меня болела голова, а он ходил цветы
поливал. Он не слышал, о чем мы говорили. Я пожаловалась на
головную боль. Мама сказала: «Выпей таблетку». Он шел мимо,
и, не прислушиваясь, чего, о чем речь, сказал: «Половиночку»
М.З.: Ну вообще это режиссерская болезнь. Режиссер без сове-
тов не может обойтись. Да, иногда я злоупотребляю этим каче-
ством, но стараюсь вовремя себя останавливать. Мне хочется
иногда по каждому поводу и без повода какую-то сентенцию
выдать – вдруг кому-то пригодится.
– А слушать.
А.З.: По-разному. Но, думаю, что все-таки он иногда слушает
советы, не пренебрегает.
М.З.: Если совсем честно, то меньше. Хотя я очень люблю лю-
дей, которые умеют слушать другихЕ Я понимаю, что когда-то и
я получил от каких-то людей, которых я просто внимательно
слушал, какую-то бесценную информации и для своей профес-
сии, и для своей жизни.
– У Захарова есть недоброжелатели.
А.З.: Да, конечно. У всякого талантливого человека есть недоб-
рожелатели. Но у него есть замечательная черта: он не видит,
не слышит, когда ему делают или говорят гадости. Он быстро
забывает, он очень отходчивый, и он изначально относится к
людям очень позитивно.
МЗ.: Много. Особенно их количество резко возросло после 70-
летия нашего театра, когда к нам приехал президент. А это, по
традициям разночинной русской интеллигенции, само по себе
является предательством передовых идеалов интеллигенции,
поскольку ты вступаешь в какой-то разговор с властьюЕ По
прессе я понял, что творческая интеллигенция тяжело пережила
наш юбилей. С одной дамой я вступил даже в дискуссию и при-
менил запретный прием, сказав, что не я один оказался преда-
телем, а еще и Покровский, в театр которого тоже приезжал
Ельцин, и ВолчекЕ В общем, составил такой список предателей
идеалов русской интеллигенцииЕ
– Марк Анатольевич бывает занудой.
А.З.: Иногда. Бороться с этим нельзя, можно только огрызнуть-
ся в ответ.
М.З.: Ну, вот сейчас я как раз демонстрирую это качество.
– А какого Захарова мы не знаем.
А.З.: Он – разный.
М.З.: Того, который, правда, в несколько ином возрасте, чем
сейчас, перелезал из одного быстро мчащегося автомобиля в
другой. Дело довольно бессмысленное и опасное, но, тем не
менее, какая-то дурная гордость за тот поступок у меня оста-
лась. Такого рода вещи я сейчас стараюсь не совершать, но на-
мерения иногда остаются.
– У Марка Анатольевича легкий характер.
А.З.: Он человек очень сдержанный, но назвать его характер лег-
кимЕ У по-настоящему талантливого режиссера не может быть
легкого характера. Как не может его быть и у талантливого акте-
ра, художника, писателя. Потому что есть свое видение жизни. В
отношении быта – он абсолютно нормальный человек: легкий,
спокойный, ничего не требующий. Что же касается глобально
жизниЕ Конечно, есть несогласие. По-моему, ни одного нор-
Очередное погружение в «сложные
полифонические размышления»...
С Леонидом Броневым, Земфирой и
Евгением Шапошниковыми на вечере
Английского клуба в «Ленкоме»
pg_0006
мального человека не может не волновать то, что идет война, что
взрываются домаЕ К этому нельзя оставаться безразличным.
М.З.: Трудно опуститься в такие глубины самопознанияЕ Нет, я
думаю, что характер у меня непростой. С очень простым и лег-
ким характером, наверное, такой сложный театр не удержать на
протяжении 26 лет, как это получилось у меня.
– А в чем суть режиссуры Захарова.
А.З.: Не знаю. Я считаю, что он лучший режиссер в мире, но от-
куда это – из космоса, по наитию, как он это делает – я не пони-
маю. Он правду чувствует, я не знаю, каким чувством!
М.З.: Чтоб ни в коем случае не ставить спектакль в комнате на
30 человек... Чтобы был большой залЕ Чтобы было интересно
для гурманов и для человека, который первый раз пришел в те-
атр и заинтересовался. Спектакль должен быть зрелищем, дол-
жен нести в себе определенную радость, особенно радость в
конечном итоге, особенно сейчас. Нам нужно хотя бы какие-то
добрые семена забрасывать в сознание или подсознание зрите-
ля, что важнее. И спектакль должен быть обязательно с антрак-
том, потому что если он без антракта, значит режиссер понима-
ет, что он не получился таким, каким задумывался, и режиссер
боится, что зрители покинут театр.
– Марк Захаров – признанный мэтр режиссуры. А кто авто-
ритет для него.
А.З.: Во-первых, он очень внимателен к молодой режиссуре, к
молодым актерам – у него есть свой курс. И, конечно, есть ре-
жиссеры, к которым он относится с большим уважением.
М.З.: Лев Додин, Анатолий Васильев, Петр ФоменкоЕ И еще ряд
режиссеров, творчеством которых я интересуюсь.
– А какие таланты погибли в Марке Захарове.
А.З.: Он очень хорошо рисует карикатуры.
М.З.: Карикатуриста. В ранней молодости в виду очень низкой
зарплаты, которую я получал, и некоторых навыков рисова-
ния, которые я практиковал еще на школьной доске, я стал пе-
чатать рисунки в «Огоньке», «Советском цирке», других изда-
ниях. Но я не жалею, что не занялся этим всерьез, поскольку
главное призвание – это все-таки режиссура, а остальное –
мелкие увлечения.
– А Марк Захаров любит танцевать.
А.З.: Это вопрос не ко мне, а к маме.
М.З.: Знаете, когда-то я двигался неплохо, вплоть до того, что
заканчивая актерский факультет ГИТИСа, я признался себе, что
лучше всего я занимался фехтованием и сценичесаким боем –
мне очень удавались самые разные падения – с лестницы, вниз
головой, с размаху, с разбегуЕ Я это лучше освоил, чем некото-
рые азы актерского мастерства.
– Марку Захарову трудно отказывать, когда его о чем-ни-
будь просят.
А.З.: Трудно. Он старается не отказывать.
М.З.: Трудно. И для этого есть специальный человек – Инна Ге-
оргиевна, зав. режиссерским управлениемЕ В коллективе, да,
наверное, и в государстве, роли распределяются так, что один
человек, как Дед Мороз – он всем говорит: «Да, конечноЕ», а
другой, которого все не любят, – отказывает, пишет докладные
записки, инициирует административные взыскания. В нашем
театре Инна Георгиевна берет на себя роль отрицательной лич-
ности, а я, вроде, как наоборот – стараюсь всем делать добро.
– Отношение к театру с годами меняется.
А.З.: Театр – это дом. Дом, который он построил. Конечно, не один
– он собрал талантливую компаниюЕ Он очень любит этот дом.
М.З.: Некий реформаторский пыл у меня с годами пропал. Сна-
чала были такие поползновения – сократить труппу, кого-то от-
править на пенсиюЕ Но сейчас понимаю, что инерция, которую
мы набрали в пору тоталитарного развития настолько сильна,
что с ней трудно бороться.
– Как Марку Захарову удается поддерживать такую пре-
красную творческую форму.
А.З.: У него есть удивительное качество – он чувствует время.
Мне даже страшно об этом говорить – я боюсь сглазить.
М.З.: Я бы этого не сказал, поскольку мне делали операцию на
сердце, а театр так подло устроен, что от художественного лиде-
ра, от его здоровья, настроения, работоспособности, интеллек-
туальных ресурсов слишком многое зависит.
– Есть ли у Марка Захарова неосуществленные мечты.
А.З.: Знаю, есть одна мечта, и она действительно неосуществи-
мая – он мне все время говорит, чтоб я ездила спокойноЕ
М.З.: Это очень личное, не хотелось бы об этом говорить.
– У Марка Захарова много масок. – Этот вопрос я забыла за-
дать великому режиссеру. Но на него легко, не задумываясь, со
смехом ответила его дочь: «Одна: печально-занудная!»
С Владимиром Яковлевым на
закрытии сезона Московского
Английского клуба
«Театр – это дом».
В кабинете Марка
Захарова в «Ленкоме»