24
Сергей ШОЙГУ:
- Сергей Кужугетович, с самого начала вынужден
задать Вам вопрос, который, скорее всего, Вы получа-
ете на протяжении последних двух месяцев регуляр-
но. Почему Вы, профессионал в своем деле, все-таки
решились пойти в политику.
– Ответ на такой вопрос может быть чрезвычайно про-
стой. Как профессионал я решил пойти в политику, по-
скольку хотел, чтобы в нее пришли профессионалы. Речь
идет о людях, достигших определенного понимания
процессов, происходящих в стране и имеющих багаж
практических навыков для решения этих проблем. Сейчас
мы сумели найти удачную организационную формулу и
объединить под эту идею тех, кто нам доверяет. При этом,
в числе организаторов блока выступили ряд глав регио-
нов, которые так и не смогли преодолеть сопротивления их
начинаниям со стороны «московской элитной тусовки» при
решении конкретных экономических и политических про-
блем. Нам удалось отказаться от огромного «федерально-
го списка», который практически ничего не говорит изби-
рателям. Ведь большинство из них не могут даже назвать
тех людей, которые выходят за пределы «первой тройки»
списка. Мы отдали все «лишние» места в регионы - тем лю-
дям, которых там хорошо знают. Наш избирательный блок
«Единство» сформировался достаточно быстро, уже после
начала избирательной кампании. И в связи с этим многие
предрекали, что мы не сможем столь быстро сформиро-
вать «политическую команду» и что блок останется неро-
дившимся ребенком. Однако мы смогли за неимоверно
короткий промежуток времени найти людей, которые в нас
поверили, поверили в наши идеи и вместе, фактически без
отрыва от основной работы, успели в сжатые сроки зареги-
стрироваться в Центризбиркоме. Разве это не показатель
профессионализма в политике. Более того, задача, кото-
рая для многих казалась также нам не доступной - перейти
пятипроцентный барьер, оказывается, по всем прогнозам
для нас вполне достижима. То есть мы делами доказали,
что мы востребованы, что нам верят люди. Остался лишь
последний шаг – собственно голосование, и мы надеемся,
что его итоги будут для нас благоприятными.
– Почему движение отказалось от рекламы собст-
венной экономической программы.
– Мы не хотим обманывать избирателя и рассказывать
ему сказки о красивой жизни, которая его ждет после на-
шего прихода в Думу. Ну не будет «Единство» писать оче-
редной «экономический кирпич», только для того, чтобы
показать толщину нашей мысли. К тому же в нашей стране
экономическое прожектерство всегда заканчивалось пла-
чевно. Вспомните, как в начале 90-х все с воодушевлением
отнеслись к программе «500 дней» Шаталина и Явлинско-
го. Однако сегодня пришло понимание, что любая страна,
не только такая огромная как Россия, но и даже маленький
европейский Люксембург не могут в корне изменить свой
экономический уклад ни за 500 ни за 1000 дней. Причина
экономической разрухи – в общественном сознании. В та-
кой ситуации любая серьезная экономическая разработка
требует соответствия политическому состоянию. Экономи-
ческая платформа у блока существует, и этого достаточно.
В ней определены все те болевые точки, ликвидация кото-
рых будет способствовать оздоровлению экономики, и что
мы предлагаем для этого сделать.
- Система власти всегда вызывает особый интерес.
Тем более, что нас действительно ждет реформа в связи
с предстоящими переменами в руководстве федераль-
ной исполнительной и законодательной власти. Как
«Единство» предполагает решать данную проблему.
– Два главных вопроса – это реформа системы власти и
НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ
Я ЗА ПРИХОД
ПРОФЕССИОНАЛОВ
pg_0002
25
избирательной системы. Причина реформы власти понят-
на. Сегодня нужна эффективная власть, власть выстроен-
ная как целостная система управления страной. Пока же
слабость государственной власти – одна из главных про-
блем, присущих сегодняшней российской действительнос-
ти. Нельзя сказать, что власти мало – наоборот, иногда ее
бывает чрезмерно много. Дело в том, что власть не выпол-
няет свои функции. В том, что она зачастую непрофессио-
нальна, недальновидна, разобщена. И проблемы эти на-
прямую связаны с огромными размерами нашей страны и
ее федеративным устройством. Одна из коренных причин
власти – это неудовлетворительное состояние исполни-
тельной вертикали власти. Сегодня отсутствуют общеприз-
нанные и понятные принципы взаимоотношений между
федеральным Центром и субъектами Федерации; между
«старшими» (края, области) и «младшими» (автономные
округа) субъектами Федерации; между областями и наци-
ональными республиками; наконец, между региональны-
ми властями и муниципалитетами, органами местного са-
моуправления. Конечно, на практике эти отношения суще-
ствуют и развиваются, многие развязки уже найдены опыт-
ным путем. Но целостного представления о путях разреше-
ния существующих проблем пока нет. Противоречия копят-
ся на местном уровне, почти не находя разрешения в рам-
ках Федерации. Налицо проблема отношений между раз-
личными уровнями этой вертикали, проблема согласова-
ния их действий. И любой политической силе, всерьез пре-
тендующей на участие в управлении государством, придет-
ся ответить на этот вызов.
По нашему мнению, существуют два фундаментальных
обстоятельства, влияющих на состояние властной верти-
кали и уровень ее эффективности. Во-первых, это крайне
молодой возраст этой вертикали, да и всей конструкции
государственной власти в России. Ее основы были заложе-
ны лишь восемь-девять лет назад, а нынешний конститу-
ционный каркас власти появился и того позже, в 1993 году.
Разумеется, за столь короткий по историческим меркам
срок, существующая модель власти далеко не реализовала
весь свой потенциал. Шло скорее накопление опыта – как
позитивного, так и негативного. По нашей оценке, испыта-
ние на прочность эта модель власти выдержала. Обнару-
жилось всего несколько серьезных проблемных узлов, но
и их вполне можно решить в рамках действующей Консти-
туции, не подвергая заново радикальной ломке основы
государственного устройства.
Второе обстоятельство – это значительные, подчас гло-
бальные отличия между разными регионами, образующи-
ми Российскую Федерацию. Одни из них сумели удачно
вписаться в мировое разделение труда, другие адаптиро-
ваться к новой экономической ситуации не смогли. Одни
смогли достаточно быстро установить стабильный и кон-
солидированный режим власти, в других продолжается
ожесточенная борьба за власть между различными элит-
ными группировками. Где-то власть находится в руках
опытных политиков, настоящих людей дела – а в других
народ доверился болтунам-политикам, которые довели хо-
зяйство региона, что называется, до ручки. Наконец, в ряде
регионов не сняты межнациональные противоречия, на-
кладывающие весьма негативное влияние на экономичес-
кий климат и политическую стабильность.
Исходя из этих обстоятельств, наше движение предла-
гает ряд подходов к совершенствованию федеративного
устройства страны. Первый из них – это расширение полно-
мочий региональных руководителей в части принятия ре-
шений отношения к судьбе страны в целом. В этой связи мы
предлагаем расширить полномочия Совета Федерации как
наиболее конструктивной части Федерального Собрания.
Мы считаем необходимым встроить СФ в процесс утверж-
дения кандидатуры главы правительства и ключевых мини-
стров, а также усилить участие верхней палаты в бюджет-
ном процессе. Расширение полномочий Совета Федерации
позволит более точно отражать интересы регионов.
Что касается собственно федеративного устройства Рос-
сии, то его мы считаем фактором, крайне благоприятным
для саморазвития ее регионов. Однако для достижения
большей эффективности, для ответа на вызовы меняюще-
гося мира федеративное устройство может и должно со-
вершенствоваться.
В процессе совершенствования государственной власти в
целом и отношений внутри исполнительной вертикали власти
в частности, «Единство» считает необходимым руководство-
ваться двумя принципами. Первый – это преемственность.
Нельзя закрывать глаза на существующие проблемы, откла-
дывать их решение на потом, но нельзя и рубить с плеча. Да-
же плохая, но стабильно работающая система власти более
выгодна и для экономики, и для общества, чем хорошая, но не
стабильная, не работающая система власти, главное чтобы не
нарушались принципы демократии. Пока же не стоит сейчас
замахиваться на радикальные и всеобъемлющие изменения,
включая реформу Конституции. Нужно сосредоточить внима-
ние на устремлении главных из выявленных сложностей,
сконцентрироваться на решении основных проблемных уз-
лов, не пытаясь улучшить то, что и без того работает неплохо.
Второй принцип: единство и целостность вертикали вла-
сти. Да, возможные частные решения, локальные развязки,
подходящие для конкретного региона, для специфической
ситуации. Но эти предложения должны иметь четкие грани-
цы, чтобы не ревизовать общие для всей Федерации зако-
ны, не расстраивать сложную систему соподчиненности и
взаимодействия местных, региональных и федеральных
властей. Власть должна руководствоваться общими закона-
ми, действовать скоординированно, гася или разрешая в
цивилизованном порядке противоречия между различными
своими уровнями, а не транслируя их в общество.
Что касается избирательной системы, то самое важное
здесь нам видится в отмене выборов по федеральному окру-
гу – тех, что обычно называют выборами по партийным спис-
кам. Для этого есть несколько серьезных причин. Во-первых,
избранные таким образом депутаты становятся заложниками
партийной дисциплины, в то время, как они должны быть за-
ложниками интересов собственных избирателей из конкрет-
ных регионов. Ведь Дума – это еще и представительный ор-
ган власти. А кого представляют депутаты, избранные по спи-
скам. Сегодня в России не существует нормально функцио-
нирующих партий. Они активизируются только во время
предвыборной кампании. Те из них, кто наиболее удачно ее
провел, и прошли в парламент, то есть получили возмож-
ность постоянно «светиться» на телеэкранах. А все осталь-
ные. Где были большинство тех партий, которые сейчас
вновь вышли на выборы после 1995-го года. Чем занима-
лись. Когда депутат избирается от конкретного региона, он
становится представителем интересов избирателей данного
региона в Думе. Его деятельность более четко видна людям.
В ПОЛИТИКУ
«ЕДИНСТВО»