– Вы куда-то совсем исчезли, Ев-
гений Иванович. Поделитесь: чем
сейчас занимаетесь.
– Когда президент пригласил меня
на эту работу, он акцентировал вни-
мание на внешние дела, потому что
раньше мы никогда не сотрудничали в
космосе с Америкой (не считая «Союз-
Аполлона»), а практика показывает,
что невозможно быть сильным одно-
му на всех направлениях. Поэтому мы
начали развивать сотрудничество в
этих наукоемких и высокотехничных
областях со странами Европы, США.
Назову лишь некоторые из проектов,
которые я сейчас курирую. Это –
«Морской старт», когда осуществляет-
ся запуск с морской платформы. В
проекте участвуют Россия, Украина,
США, Норвегия. Другой проект, в ко-
тором, кроме России и США, – еще 12
государств – это международная кос-
мическая станция. Ряд проектов свя-
зан с нашими самолетами: ИЛ-96 МТ с
американскими двигателями, модер-
низация вместе с немцами МИГ-29,
ИЛ-76, которые производятся на Таш-
кентском заводе им. Чкалова, АН-70 –
российско-украинский, к которому
имеют интерес ряд государств.
– Как можно не потеряться в та-
ком необъятном потоке дел.
– Надо видеть главное. А еще – об-
щаться со специалистами, что я и де-
лаю. Когда хорошо знаешь то, чем за-
нимаешься, то строишь работу так, что
успеваешь участвовать во всех проек-
тах.
– А Вам приходится пополнять
ваш багаж знаний.
– Обязательно, потому что сегодня
внедряются новые системы, которые
надо знать. Но надо знать не только то,
в чем мы сильны, но и то, в чем пока от-
стаем, чтобы грамотно «вырулить» из
этой ситуации. Поэтому приходится
много встречаться со специалистами в
этих областях, что тоже требует посто-
янного пополнения специального бага-
жа знаний. Надо учиться всё время,
причем, занимая высокие должности,
надо не стесняться учиться у подчинен-
ных. Потому что они, будучи узкими
специалистами в определенной облас-
ти, раскроют тебе свою тему и популяр-
но, и глубоко, чтобы ты мог проникать
в суть проблемы. Я вообще никогда не
стеснялся учиться у подчиненных. По-
мню, когда я получил назначение на
должность заместителя командира ди-
визии, где один из полков летал на са-
молетах МИГ-23, на которых мне пока
летать не доводилось, я брал кого-ни-
будь из летчиков и с его помощью ос-
ваивал новый самолет. А иначе какой я
командир, если не умею хорошо де-
лать то, что делают мои подчиненные.
– Вы скучаете по армии.
– Нет, поскольку я с ней «в контак-
те» и сейчас. По полетам, по авиации –
скучаю, потому что собственно в ар-
мию я пошел не для того, чтобы быть
большим начальником, а чтобы стать
летчиком-истребителем, что для меня
и тогда, и сейчас звучит гордо.
– Вы были первым министром
обороны – летчиком. Это как-то от-
разилось на ВВС в годы Вашего ру-
ководства.
– Честно говоря, не очень. Во-пер-
вых, слишком короток был срок моего
пребывания в этой должности. А во-
вторых, тогда было очень сложное вре-
мя: разваливался Союз, шло образова-
ние СНГ, и мне было не до того, чтобы
заниматься каким-то одним видом во-
оруженных сил. Тогда мы делали нара-
ботки по реформе в армии в целом, и,
кстати, кое-что из них используется и
сейчас. Так, еще тогда я неоднократно
говорил, что в современных вооружен-
ных силах возрастает роль авиации,
возможно, вскоре она, наряду со спут-
никовыми средствами и военно-мор-
скими силами, займет главенствующее
положение – и это объективная реаль-
ность, а не мечта министра-летчика. А
значит, к этому надо быть готовыми.
Военные события последних лет – в
Персидском заливе, Югославии, Чечне
– подтверждают это.
– Когда Вы стали министром
В недавнем прошлом не-
дружелюбная к нему
пресса называла его
«улыбающийся маршал»,
вкладывая в это опреде-
ление весь свой сарказм –
дескать, страна в разрухе,
а он всё улыбается...
Каким же человеком надо
быть, чтобы недруги ни-
чего злее «улыбающегося
маршала» придумать не
смогли.! Сегодня
помощник президента по
вопросам развития авиа-
ции и космонавтики,
член Московского Анг-
лийского клуба Евгений
Шапошников – наш гость
Евгений
ШАПОШНИКОВ:
ЧЕЛОВЕК
ЗНАМЕНИТ
СВОИМ ДЕЛОМ
должен быть
33
КАВАЛЕР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
pg_0002
КАВАЛЕР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
34
обороны, у Вас было такое ощуще-
ние – «достиг я высшей власти...»
– Нет... Я никогда об этом не меч-
тал, и никакого самодовольного чувст-
ва не было. Было чувство долга: раз на-
до – значит я здесь. И, признаюсь, бы-
ло тяжело, потому что такой пост – это
прежде всего высокое доверие и высо-
кая ответственность. И, повторюсь, я
шел в армию не столько потому, что хо-
тел командовать, сколько потому, что
хотел летать. За сорок лет в вооружен-
ных силах я сталкивался с разными
людьми и, признаюсь, никогда не по-
нимал тех, кто, пользуясь властью, гру-
бил подчиненным, унижал их. Отсюда,
кстати, и рождается дедовщина, когда
оскорбленный более сильным, а в дан-
ном случае – старшим по званию или
должности, отыгрывается за свое уни-
жение на более слабым. И я всегда ду-
мал, что, если стану большим началь-
ником, то никогда себе не позволю ве-
сти себя так с подчиненными. Чем
больше начальник – тем меньше у него
прав «выходить из себя», кричать или
хамить людям. Ведь есть масса других
методов.
– У Вас были единомышленники
в этих взглядах.
– Конечно. Мне кажется, большин-
ство людей так думает. Может, я за-
блуждаюсь, но думаю, что хороших лю-
дей – больше, в каждом человеке –
больше хорошего, чем плохого. Жаль
только, что зло – оно более сплоченное.
Но и это объяснимо – ведь хороший,
добрый, умный человек не будет искать
подобного себе, чтобы втихаря объеди-
ниться против какого-то. А еще мне ка-
жется, что летчик не может быть злым,
потому что он слишком хорошо пони-
мает цену самой жизни. В небе быстро
выветриваются все плохие качества, и,
когда летчик возвращается на землю,
он уже по-другому смотрит на многие
вещи. Я не раз подмечал, что профес-
сия, связанная с риском для жизни, де-
лает человека более благородным.
-Но, тем не менее, от интриг, не-
добрых оценок, наверное, уйти
трудно. Особенно тем, кто, как Вы,
столь высоко поднялся по служеб-
ной лестнице...
– Это всегда было, и надо стараться
не обращать на это внимания. С того
момента, как я стал заметным, с 91-го
года, – чего только не было со мной – и
наговоры, и обличительные статьи... Я
даже один раз возмутился – и написал
опровержение в газету «Правда».Его
напечатали, но уже через неделю про-
должили меня «поливать». Ну и что.
Опять оправдываться. Так же некогда
будет работать!
– А работа всегда была главной
частью Вашей жизни.
– Да, мне даже супруга не раз гово-
рила: «Мы у тебя – на втором месте по-
сле работы...» Но мне кажется, что так и
должно быть: для мужчины наиболее
важное в его жизни – это дело.
– То есть Вы живете, чтобы рабо-
тать, а не работаете, чтобы жить.
– В принципе человек должен быть
знаменит своим делом, но без предан-
ности ему и полной самоотдачи вряд
ли что хорошее может получиться. Не
знаю, интересен ли человек – пусть и
умный, и красивый, но ничего не дела-
ющий.
– Вы думали о своем предназна-
чении. Для чего Вы на земле.
– Ну, если уж судьбе стало угодно,
чтобы я появился, и зная, что это – вре-
менное дело, то нужно жить так, чтобы
не стыдно было жить всем тем, кто идет
после тебя – детям, внукам – вот и всё.
Большего не надо.
– Как Вы думаете, какие у Вас
ещё служебные перспективы.
– Я о них не думаю. Мне бы сделать
то, что наметил. У нас до 1992-го года
было министерство авиационной про-
мышленности – мощное, могучее. На-
считывало оно примерно 1300 человек.
В нем были люди, которые много знали
и умели. В 92-ом году почти все минис-
терства были расформированы и сде-
лали министерство промышленности, в
которое «завели» 24 отрасли – те, кото-
рые раньше имели статус министерства.
Естественно, все отрасли промышлен-
ности стали терять то, что они имели.
Затем наше государство вольно или не-
вольно, понимая, что «оборонка» явля-
лась базовой почти для всех отраслей,
создало государственный комитет обо-
ронных отраслей промышленности. По-
том, в 96-ом году, было создано мини-
стерство оборонных отраслей промыш-
ленности, а ровно через год появилось
министерство экономики, куда опять
вошли все отрасли, и наша в том числе,
которая стала называться как департа-
мент авиа-космической промышленно-
сти и судостроения. Я выступал на засе-
дании правительства и сказал, что у нас
появился какой-то «гениальный» чело-
век, который понял, что между косми-
ческим кораблем, самолетом, надвод-
ным кораблем и подводной лодкой
есть нечто общее... Может, то, что все
они плавают... И вот два с лишним года,
что я здесь работаю, я посвятил тому,
чтобы опять выделить нашу отрасль в
самостоятельную и создать ее управля-
ющий орган, который состоял бы из
квалифицированных специалистов, эн-
тузиастов, патриотов нашего дела. В
конце-концов, сегодня уже у нас кое-
что достигнуто: восстановлена комис-
сия правительства по военно-промыш-
ленным вопросам, куда входит боль-
шое количество руководителей минис-
терств и ведомств, созданы пять
агентств – авиа-космической промыш-
ленности, судостроения, обычных
средств вооружений, боеприпасов и
систем управления – то есть во главе
дела стоят профессионалы, но, как го-
На заводе по изготовлению аэробусов
Подготовка на тренажере к
полету на «Мираже» в Дижоне
pg_0003
35
ворится, нет предела совершенствова-
ния. Вот они перспективы, которыми я
живу. Это – во-первых. А во-вторых, –
восстановление доброго имени авиа-
ции на международном рынке. Потому
что у нас получилась такая вещь, что во-
енная авиация пока еще существует, а
гражданская... Вы наверное, помните те
скандалы, когда я находился в «Аэро-
флоте» и покупал «Боинги». Тогда кри-
чали: «Шапошников предает интересы
Родины!» Если посмотреть на тот факт с
точки зрения авиапромышленника, то
тут что-то может и быть похожее на
правду. Но если посмотреть на весь
комплекс вопросов, то окажется, что
ничего общего с правдой нет. Тогда нам
было важно не потерять рынок авиапе-
ревозок, но часть наших самолетов к
тому времени уже морально устарела, а
самолеты нового поколения еще не бы-
ли готовы. Вот эту дыру и надо было за-
полнить чем-то, иначе ее заполнили бы
иностранные авиакомпании. Поэтому я
тогда на всех уровнях объяснял, что ле-
тать надо было на чем угодно, но чтоб
это была наша принадлежность, чтоб
на этих самолетах сидели наши экипа-
жи и т.д. Не понимая этого, меня обви-
няли в том, что мне больше нравился
«Боинг». Хотя и здесь есть вопрос. Ино-
странных самолетов в наших компани-
ях 1,4%, а перевозят они – аж 22% пас-
сажиров... То есть люди тяготеют боль-
ше к этим маркам самолетов – значит,
надо делать выводы – вот и всё.
– Кто-нибудь из Ваших детей по-
шел по Вашим стопам.
– У меня трое детей, но ни один не
стал летчиком. Правда, старшая дочка
попрыгала с парашютом одно время,
причем у нее было даже больше прыж-
ков, чем у меня.
– Как Вы думаете, везение – это
случайность или награда.
– Думаю, не случайность. По-мое-
му, это с небес посылается. Везение,
конечно, каким-то образом влияет на
карьеру, рост. У американцев это даже
учитывается, представляете. Потому
что не всегда новый пост получен бла-
годаря особым талантам или заслугам
– иногда просто везет. У нас это не при-
знают официально, но тоже обращают
внимание на то, как человек продви-
гался по служебной лестнице. Перед
тем, как назначить меня на должность
главкома военно-воздушными сила-
ми, мне кадровик показал, как они от-
слеживают успехи и промахи офице-
ров, начиная с должности командира
полка. – Вот смотри, говорил он мне, –
ты командовал полком два года – у те-
бя не было ни одного летного проис-
шествия, а вот такой-то тоже командо-
вал полком два года, но у него было
происшествие. Твой полк получал
оценки такие-то, у него эти оценки –
хуже, Значит, на должность заместите-
ля командира дивизии мы рекомендо-
вали тебя. И так он проанализировал
все мои назначения.
– Но это Вы нарисовали не карти-
ну везения, а логичную систему вы-
движения более способных кадров.
– Да не совсем так. Если мы посмо-
трим, почему у того командира было
происшествие, а у меня – нет, это вы-
звано не всегда тем, что я был лучшим
командиром. Просто так сложились
обстоятельства, – и мне повезло, а мо-
ему коллеге – нет.
– А Вы вообще больше склонны
прокладывать себе дорогу, или
«отдаваться на волю волн».
– Я никогда не прокладывал себе
дорогу с точки зрения служебного рос-
та. А вот с точки зрения своего дела – я
всё время думал об этом, всегда стре-
мился быть лучшим.
– Умение брать ответственность
на себя – это качество, столь необ-
ходимое для руководителя, можно
выработать.
– Не знаю, по-моему, это, как везе-
ние, интуиция – дается от Бога. По опы-
ту знаю, что брать ответственность на
себя гораздо легче, когда подвергаешь
риску себя, и гораздо труднее – когда
рискуют твои подчиненные. Был у меня
случай, когда мои летчики застряли из-
за нелетной погоды в командировке
вдали от дома, а на носу – новый год. И
вот, когда в один из дней, появилась
кое-какая возможность всё-таки успеть
добраться на праздник домой, надо
было принимать решение: разрешать
вылет или нет. Я разрешил, потому что
мой опыт, моя интуиция подсказывали
мне, что они смогут долететь нормаль-
но. Все прошло хорошо.
– А это правда, что чем выше
поднимаешься, тем меньше дру-
зей.
– У меня, к сожалению, очень мало
друзей, может, потому, что из-за служ-
бы часто переезжал с места на место,
но, признаться, у меня никогда не бы-
ло друзей среди коллег. Я не хочу ни-
чего плохого сказать о людях, с кото-
рыми служил вместе, но как-то путает-
ся служба с дружбой... В то же время у
меня есть несколько друзей, если
можно так сказать, из гражданского
общества, которые были всегда со
мной, где бы я ни служил...
– Слышала, у Вас появился ка-
кой-то авиа-клуб.
– Это национальный клуб авиато-
ров имени Жуковского, призванный
объединять интересы всех, кому доро-
га авиация. Меня избрали президен-
том этого клуба. Наши задачи – спо-
собствовать развитию отечественной
авиации, не растерять всё, что было
уже сделано, и способствовать преум-
ножению ее успехов.
– В каждом возрасте свои преле-
сти. В чем преимущества Вашего.
–Я бы не увязывал так все с возра-
стом. Я, например, не чувствую своего
возраста.
– Вам по-прежнему интересно
жить.
– Конечно, хотя интересы с возрас-
том меняются. И время летит быстрее...
Елена ЦЫГАНКОВА
Из пятерых участников встречи
накануне Дня авиации –
трое – главкомы ВВС (в разное время):
слева – П. Дейнекин, в центре –
А. Ефимов, справа – Е. Шапошников