– Вы куда-то совсем исчезли, Ев-
гений Иванович. Поделитесь: чем
сейчас занимаетесь.
– Когда президент пригласил меня
на эту работу, он акцентировал вни-
мание на внешние дела, потому что
раньше мы никогда не сотрудничали в
космосе с Америкой (не считая «Союз-
Аполлона»), а практика показывает,
что невозможно быть сильным одно-
му на всех направлениях. Поэтому мы
начали развивать сотрудничество в
этих наукоемких и высокотехничных
областях со странами Европы, США.
Назову лишь некоторые из проектов,
которые я сейчас курирую. Это –
«Морской старт», когда осуществляет-
ся запуск с морской платформы. В
проекте участвуют Россия, Украина,
США, Норвегия. Другой проект, в ко-
тором, кроме России и США, – еще 12
государств – это международная кос-
мическая станция. Ряд проектов свя-
зан с нашими самолетами: ИЛ-96 МТ с
американскими двигателями, модер-
низация вместе с немцами МИГ-29,
ИЛ-76, которые производятся на Таш-
кентском заводе им. Чкалова, АН-70 –
российско-украинский, к которому
имеют интерес ряд государств.
– Как можно не потеряться в та-
ком необъятном потоке дел.
– Надо видеть главное. А еще – об-
щаться со специалистами, что я и де-
лаю. Когда хорошо знаешь то, чем за-
нимаешься, то строишь работу так, что
успеваешь участвовать во всех проек-
тах.
– А Вам приходится пополнять
ваш багаж знаний.
– Обязательно, потому что сегодня
внедряются новые системы, которые
надо знать. Но надо знать не только то,
в чем мы сильны, но и то, в чем пока от-
стаем, чтобы грамотно «вырулить» из
этой ситуации. Поэтому приходится
много встречаться со специалистами в
этих областях, что тоже требует посто-
янного пополнения специального бага-
жа знаний. Надо учиться всё время,
причем, занимая высокие должности,
надо не стесняться учиться у подчинен-
ных. Потому что они, будучи узкими
специалистами в определенной облас-
ти, раскроют тебе свою тему и популяр-
но, и глубоко, чтобы ты мог проникать
в суть проблемы. Я вообще никогда не
стеснялся учиться у подчиненных. По-
мню, когда я получил назначение на
должность заместителя командира ди-
визии, где один из полков летал на са-
молетах МИГ-23, на которых мне пока
летать не доводилось, я брал кого-ни-
будь из летчиков и с его помощью ос-
ваивал новый самолет. А иначе какой я
командир, если не умею хорошо де-
лать то, что делают мои подчиненные.
– Вы скучаете по армии.
– Нет, поскольку я с ней «в контак-
те» и сейчас. По полетам, по авиации –
скучаю, потому что собственно в ар-
мию я пошел не для того, чтобы быть
большим начальником, а чтобы стать
летчиком-истребителем, что для меня
и тогда, и сейчас звучит гордо.
– Вы были первым министром
обороны – летчиком. Это как-то от-
разилось на ВВС в годы Вашего ру-
ководства.
– Честно говоря, не очень. Во-пер-
вых, слишком короток был срок моего
пребывания в этой должности. А во-
вторых, тогда было очень сложное вре-
мя: разваливался Союз, шло образова-
ние СНГ, и мне было не до того, чтобы
заниматься каким-то одним видом во-
оруженных сил. Тогда мы делали нара-
ботки по реформе в армии в целом, и,
кстати, кое-что из них используется и
сейчас. Так, еще тогда я неоднократно
говорил, что в современных вооружен-
ных силах возрастает роль авиации,
возможно, вскоре она, наряду со спут-
никовыми средствами и военно-мор-
скими силами, займет главенствующее
положение – и это объективная реаль-
ность, а не мечта министра-летчика. А
значит, к этому надо быть готовыми.
Военные события последних лет – в
Персидском заливе, Югославии, Чечне
– подтверждают это.
– Когда Вы стали министром
В недавнем прошлом не-
дружелюбная к нему
пресса называла его
«улыбающийся маршал»,
вкладывая в это опреде-
ление весь свой сарказм –
дескать, страна в разрухе,
а он всё улыбается...
Каким же человеком надо
быть, чтобы недруги ни-
чего злее «улыбающегося
маршала» придумать не
смогли.! Сегодня
помощник президента по
вопросам развития авиа-
ции и космонавтики,
член Московского Анг-
лийского клуба Евгений
Шапошников – наш гость
Евгений
ШАПОШНИКОВ:
ЧЕЛОВЕК
ЗНАМЕНИТ
СВОИМ ДЕЛОМ
должен быть
33
КАВАЛЕР КРУПНЫМ ПЛАНОМ