КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
38
- Как Вы оцениваете сами, Петр
Георгиевич, сегодняшнее состояние
завода.
– Обычно для таких оценок исполь-
зуют несколько основных принятых в
мировой практике показателей. Однако
в нынешней обстановке в российской
экономике лично я считаю необходи-
мым оценивать работу предприятия
прежде всего по пяти параметрам. Во-
первых, какова величина кредитов, взя-
тых предприятием. У Кировского завода
они равны нулю. Во-вторых, какова
сумма неплатежей в бюджеты и во вне-
бюджетные фонды. У нас неплатежей
нет, стало быть, какие-либо тяжелые
долги не обременяют наше положение.
Далее, надо выяснить, какая на
предприятии средняя зарплата и регу-
лярно ли она выплачивается. Могу ска-
зать, что у нас она на треть выше сред-
ней по городу, в октябре составила око-
ло 3200 рублей, и задержки с ее выда-
чей нет. И последний вопрос: в каком
режиме работает предприятие, четыре
или три дня в неделю или с длительны-
ми отпусками. Об этом наивно спраши-
вать зарубежных предпринимателей, а
для нас более чем актуально. Так вот, на
заводе выход на работу составляет 98
процентов, многие производства загру-
жены полностью, а металлургическое
даже сверх проектной мощности.
Приведу еще один факт, который
как бы венчает все эти признаки нор-
мально работающего предприятия. В
нынешнем, 1999-м, году мы на 20 про-
центов по сравнению с 1998-м годом
увеличили доходы завода, другими
словами – выпуск продукции. Как вы
понимаете, это серьезная цифра, она
не случайна и имеет под собой проч-
ный фундамент.
– Догадываюсь, что Вы имеете в
виду – ту новую внутреннюю струк-
туру производства на Кировском
заводе, которая была создана за по-
следние годы...
– Мы еще в самом начале рыноч-
ных преобразований, в 1992-м году
занялись организацией того, что в ми-
ре называется профит-центрами. Глав-
ный принцип здесь в том, что любая
структура, которая имеет место на рын-
ке, должна обладать всеми параметра-
ми самостоятельности – правами за-
купки и продажи, собственной инже-
нерией, своим бухгалтерским балан-
сом и правом распоряжаться зарабо-
танными деньгами. И что не менее
важно – каждая такая структура все так
же принадлежит Кировскому заводу.
Когда эти структуры были образо-
ваны, а завод стал акционерным обще-
ством, – пропала опасность того, что
старейшее предприятие будет раста-
Петр Георгиевич Семененко
Генеральный директор,
председатель совета директоров
АО «Кировский завод»
Окончил Ленинградский кораблестро-
ительный институт по специальности
«судовые силовые установки».
С 1970 года работает на Кировском
заводе. Прошел путь от мастера, на-
чальника цеха турбинно-насосного
производства до директора танкового
производства, заместителя генераль-
ного директора производственного
объединения «Кировский завод».
С 1987 года – генеральный директор
Объединения, с 1992 – Акционерного
общества, с 1994 – председатель со-
вета директоров.
Член-корреспондент Санкт-Петербург-
ской инженерной академии, вице-
президент Союза промышленников и
предпринимателей Санкт-Петербурга.
Член комиссии по развитию бизнеса
в Санкт-Петербурге, Центра
стратегических международных
исследований США.
Лауреат Государственной премии
СССР.
Женат, имеет сына и дочь.
В самые трудные годы
Петр Георгиевич Семенен-
ко возглавил известней-
ший в стране Кировский
(бывший Путиловский) за-
вод – годы перестройки,
реформ, резкого сокраще-
ния оборонных заказов и
связанных со всем этим
экономических и финансо-
вых проблем. Многие
предрекали заводу развал
– гигантам машинострое-
ния не выжить на таких
крутых поворотах и при
таком спаде производст-
ва. Но Кировский завод,
хотя и потерял, конечно
же, немало специалистов,
значительно сократил
объем выпуска продук-
ции, но тем не менее вы-
жил и делает сегодня уве-
ренные шаги к своему но-
вому будущему. Об этом
генеральный директор АО
«Кировский завод» Петр
Семененко рассказывает
в беседе с журналистом
РЕФОРМ
АМ
И
ДИРЕКТОР,
НАЗНАЧЕННЫЙ
pg_0002
39
щено по кускам, как это случилось со
многими в годы реформ.
На первом этапе у нас было 27 про-
фит-центров, потом число их увеличи-
лось, однако некоторые не смогли су-
ществовать самостоятельно, сливались
с другими, возникали новые дочерние
предприятия – это естественный и зако-
номерный процесс. Сейчас у нас их 35,
а я, как генеральный директор, прежде
всего гарантирую, что экономические
условия существования и работы каж-
дого производства не изменятся и будут
стабильны. Я ни разу не вмешивался в
отношения между «дочками». Тут все-
рьез идет проверка деловых качеств ру-
ководителей дочерних производств, их
умения собрать вокруг себя команду,
заботиться о кадрах, не говоря уже о
понимании рыночной конъюнктуры.
Сейчас могу твердо сказать, что
проведенная реорганизация структуры
производства себя оправдала. Почти
все «дочки» успешно работают и уве-
личивают выпуск продукции. Стале-
прокатный комплекс, например, загру-
жен выше проектных мощностей. И
только одно производство, которое ра-
ботает по минимуму и не дает прирос-
та, – это тракторное. Причину этого
долго и объяснять не нужно: сельское
хозяйство страны в предыдущем году
купило всего 4,6 процента – в штуках! –
различных машин и механизмов от
уровня 1990-го года. Денег у сельхоз-
производителей нет, и они просто не в
состоянии покупать наши трактора. Так
что проблема не производственная, а
общеэкономическая. Как только у се-
лян появится возможность закупать
технику, мы запустим производство и
сможем очень быстро увеличить вы-
пуск тракторов в 5 раз. Был бы спрос.
– Но Кировский завод отличался
всегда разнообразием своей про-
дукции, многопрофильностью про-
изводства. Эта особенность помога-
ет в рыночных условиях или, напро-
тив, осложняет жизнь.
– Конечно же, помогает. Пока неве-
лик спрос на внутреннем рынке, мы
увеличиваем поставки за рубеж. В ча-
стности, работаем с известной фирмой
«Катерпиллер», поставляя ковши, от-
валы для бульдозеров. А это означает,
кроме всего прочего, что наши произ-
водственные структуры уже сами отла-
дили системы качества, которые обес-
печивают выпуск изделий, отвечающих
самым высоким международным тре-
бованиям.
Вот другой факт: недавно мы пере-
дали отечественному заказчику – «Газ-
прому» – первую 16-мегаваттную ком-
плексную газоперекачивающую стан-
цию. Как вы понимаете, это уже маши-
ностроение, та отрасль, которая испы-
тывает в последние годы особые труд-
ности. Считаю выполнение этого заказа
важным событием – оно подтверждает
возможности завода создать «под
ключ» вместе с другими предприятия-
ми весьма сложное оборудование и в
то же время открывает перспективы
для дальнейших поставок.
Замечу, что в последние годы, не-
смотря на все экономические трудности,
наши конструкторы не сидели сложа ру-
ки, а создавали новую технику. Причем,
если раньше на создание особо слож-
ных машин уходило 6 – 7 лет, то теперь
– до 2 лет. Недавно мы продемонстри-
ровали в действии машину-пылесос для
уборки городских улиц. Со дня приня-
тия решения о создании этой машины
до ее демонстрации, включая цикл ис-
пытаний, ушло меньше года. По преж-
ним меркам понадобилось бы года три.
Уже в нынешнем году сделали, про-
вели испытания и сертифицировали
автомобиль «Канонир». Это, знаете ли,
такой грузопассажирский вариант, ко-
торый займет нишу между «Газелью» и
обычным легковым автомобилем. Есть
различные модификации – два места с
кузовом на 800 кг, пятиместная плюс
500 кг, во всевозможных исполнениях.
Интерес эта модель вызвала огромный,
мы ее только запускаем в производст-
во, а уже продали два десятка машин.
Собственно говоря, за последнее
время мы обновили практически всю
выпускаемую заводом продукцию и
при благоприятных экономических ус-
ловиях можем в последующие годы да-
вать по 20 и более процентов роста. У
Кировского завода огромный потенци-
ал, сполна он далеко еще не использо-
ван, и все в общем-то зависит от одно-
го – будут деньги на рынке или нет.
– Петр Георгиевич, Вы относи-
тесь к директорам, о которых иные
политики говорят как о «красных
директорах», не умеющих и никог-
да не сумеющих работать в рыноч-
ных условиях и мечтающих, дес-
кать, о возврате прежних методов
руководства. Судя по всему, на Ки-
ровском заводе используются мето-
ды самые передовые, признанные и
испытанные в мире. Откуда все-та-
ки это у Вас.
– Относительно «красных директо-
ров» скажу лишь то, что это ярлык, в ко-
торый кое-кто пытается вложить поли-
тический смысл и обосновать свое
стремление разрушить российскую про-
мышленность. Я прошел на Кировском
заводе все ступеньки от сменного масте-
ра до руководителя предприятия. Ди-
ректором стал, когда мне исполнилось
40, это было 13 лет назад. Производст-
венного опыта, стало быть, на пути к ди-
ректорскому посту у меня уже было не-
мало, и те, кто прошел подобный путь,
знают, что это такое. Да ведь и все мы
постоянно учились. Уже будучи дирек-
тором, я учился в нашей российской
Академии народного хозяйства, учился
в Германии, Канаде, стажировался в
Швеции. Эти полученные за рубежом
знания помогли обобщить то, что знал и
умел раньше, и начать на заводе преоб-
разования соответственно меняющимся
экономическим условиям.
Прославленные трактора
«Кировец» пользуются
неизменным интересом
День отдыха и здоровья
у коллектива завода.
Директор в кабине
летательного аппарата
Материал подготовил Я. СТРУГАЧ