ЗОЛОТОЙ ВЕК
52
Автор «Последнего дня Помпеи»
получил превосходное художествен-
ное образование в Санкт-Петербург-
ской Императорской Академии Худо-
жеств. На собственном опыте худож-
ник знал, как важна для мастера кисти
школа, владение профессиональны-
ми навыками.
Когда прославленный мастер воз-
вращался из Италии в Петербург, то
почти на полгода задержался в Москве.
Брюллов был очень восприимчивой
натурой. Казалось бы, что ему, всемир-
но признанному гению до второй сто-
лицы, до ее жителей. Ведь Брюллов
приехал сюда в первый и единствен-
ный раз в жизни. Все оказалось иначе.
Карл Павлович сразу стал центром
московской художественной жизни. А
особый, совершенно неповторимый
московский колорит, московский го-
вор, московская манера держаться,
принимать и потчевать гостей пленила
его до такой степени, что художник не
единожды высказывался о том, что
очень хотел бы поселиться именно в
первопрестольной.
Брюллов старался помочь Москве
и москвичам всем, чем только мог.
Так, в Москве очень остро стоял во-
прос о художественном образовании.
В городе не было собственной худо-
жественной школы, и потому всякому
сколько-нибудь талантливому моск-
вичу приходилось отправляться в Пе-
тербург для получения диплома ху-
дожника, что было в известной степе-
ни дорого, и позволить это удовольст-
вие могли себе только единицы.
В Москве давно решался вопрос о
создании собственного художественно-
го учебного заведения. Среди инициа-
торов этой работы был и многолетний
член Московского Английского клуба
Михаил Федорович Орлов. Боевой ге-
нерал, герой войны 1812-го года, он не-
когда подписал акт о капитуляции Па-
рижа. Перед ним открывались перспек-
тивы блестящей военной карьеры, ноЕ
попутал Орлова, как и многих иных от-
прысков дворянских фамилий, револю-
ционный бес. Орлов стал одним из вид-
нейших декабристов. К моменту восста-
ния на Сенатской площади Михаил Фе-
дорович уже раскаялся в своих заблуж-
дениях, но, тем не менее, к следствию
по делу декабристов привлечен был.
В октябре 1917-го года многие се-
мьи оказались по разную сторону бар-
рикад. Точно также и в декабре 1825-
го года брат мог сражаться против бра-
та. Брат Михаила Орлова Алексей ока-
зался ближайшим к императору Нико-
лаю Первому человеком. Он, можно
сказать, спас царю жизнь, за что Нико-
лай всегда был очень ему благодарен.
Именно Алексей Федорович и вы-
просил для своего брата если и не
прощение, то ссылку не в Сибирь, а в
собственное имение Михаила Федо-
ровича, откуда ему дозволено было
вернуться в Москву и жить в ней в ка-
честве частного лица.
Московский Английский клуб стал
тем местом, где Михаил Орлов пропо-
ведовал свои экономические теории. А
вот на практике общественной работой
он занимался в Московском Художест-
венном классе. Именно здесь 28 янва-
ря 1836-го года московские художни-
ки, писатели, актеры и просто любите-
Карл Павлович Брюллов
– выдающийся русский
художник XIX столетия,
автор знаменитой карти-
ны «Последний день
Помпеи» в Английских
клубах столиц России не
состоял – был он челове-
ком весьма занятым, да к
тому же и не особенно
общительным. В клубе
состояли многие его
близкие друзья, к кото-
рым он мог обратиться в
самые трудные минуты
жизни. Увы, они у худож-
ника случались
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Фрагмент из книги А.В. Буторова
«Карл Брюллов в кругу друзей из
Английского клуба». К 200 летию
со дня рождения художника.
Карл Брю
ллов и