ЗОЛОТОЙ ВЕК
52
Автор «Последнего дня Помпеи»
получил превосходное художествен-
ное образование в Санкт-Петербург-
ской Императорской Академии Худо-
жеств. На собственном опыте худож-
ник знал, как важна для мастера кисти
школа, владение профессиональны-
ми навыками.
Когда прославленный мастер воз-
вращался из Италии в Петербург, то
почти на полгода задержался в Москве.
Брюллов был очень восприимчивой
натурой. Казалось бы, что ему, всемир-
но признанному гению до второй сто-
лицы, до ее жителей. Ведь Брюллов
приехал сюда в первый и единствен-
ный раз в жизни. Все оказалось иначе.
Карл Павлович сразу стал центром
московской художественной жизни. А
особый, совершенно неповторимый
московский колорит, московский го-
вор, московская манера держаться,
принимать и потчевать гостей пленила
его до такой степени, что художник не
единожды высказывался о том, что
очень хотел бы поселиться именно в
первопрестольной.
Брюллов старался помочь Москве
и москвичам всем, чем только мог.
Так, в Москве очень остро стоял во-
прос о художественном образовании.
В городе не было собственной худо-
жественной школы, и потому всякому
сколько-нибудь талантливому моск-
вичу приходилось отправляться в Пе-
тербург для получения диплома ху-
дожника, что было в известной степе-
ни дорого, и позволить это удовольст-
вие могли себе только единицы.
В Москве давно решался вопрос о
создании собственного художественно-
го учебного заведения. Среди инициа-
торов этой работы был и многолетний
член Московского Английского клуба
Михаил Федорович Орлов. Боевой ге-
нерал, герой войны 1812-го года, он не-
когда подписал акт о капитуляции Па-
рижа. Перед ним открывались перспек-
тивы блестящей военной карьеры, ноЕ
попутал Орлова, как и многих иных от-
прысков дворянских фамилий, револю-
ционный бес. Орлов стал одним из вид-
нейших декабристов. К моменту восста-
ния на Сенатской площади Михаил Фе-
дорович уже раскаялся в своих заблуж-
дениях, но, тем не менее, к следствию
по делу декабристов привлечен был.
В октябре 1917-го года многие се-
мьи оказались по разную сторону бар-
рикад. Точно также и в декабре 1825-
го года брат мог сражаться против бра-
та. Брат Михаила Орлова Алексей ока-
зался ближайшим к императору Нико-
лаю Первому человеком. Он, можно
сказать, спас царю жизнь, за что Нико-
лай всегда был очень ему благодарен.
Именно Алексей Федорович и вы-
просил для своего брата если и не
прощение, то ссылку не в Сибирь, а в
собственное имение Михаила Федо-
ровича, откуда ему дозволено было
вернуться в Москву и жить в ней в ка-
честве частного лица.
Московский Английский клуб стал
тем местом, где Михаил Орлов пропо-
ведовал свои экономические теории. А
вот на практике общественной работой
он занимался в Московском Художест-
венном классе. Именно здесь 28 янва-
ря 1836-го года московские художни-
ки, писатели, актеры и просто любите-
Карл Павлович Брюллов
– выдающийся русский
художник XIX столетия,
автор знаменитой карти-
ны «Последний день
Помпеи» в Английских
клубах столиц России не
состоял – был он челове-
ком весьма занятым, да к
тому же и не особенно
общительным. В клубе
состояли многие его
близкие друзья, к кото-
рым он мог обратиться в
самые трудные минуты
жизни. Увы, они у худож-
ника случались
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Фрагмент из книги А.В. Буторова
«Карл Брюллов в кругу друзей из
Английского клуба». К 200 летию
со дня рождения художника.
Карл Брю
ллов и
pg_0002
ли искусств устроили в честь Брюллова
торжественный обед. Одним из иници-
аторов его проведения стал Михаил
Федорович Орлов, фактически воз-
главлявший Художественный класс.
Певец Н.В.Лавров исполнил в со-
провождении хора специально напи-
санные для торжества стихи:
Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень,
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!
Привет тебе Москвы радушной,
Ты в ней родное сотвори
И, сердца голосу послушный,
Взгляни на Кремль и кисть бери.
Михаил Семенович Щепкин, ко-
роль московской драматической сце-
ны, исполнял для Брюллова отрывки
из Мольера.
Главное же, чем ознаменован был
этот торжественный обед – освобож-
дение от крепостной зависимости двух
учеников художественного класса, что
был выполнено по личной просьбе
Брюллова. Одного из этих двух моло-
дых людей художник долго еще опе-
кал. Это был Илья Иванович Липин.
«Пришлите мне моего сынишку», – на-
писал он вскоре из Петербурга, куда
Липин был направлен на учебу в класс
профессора Брюллова.
Здесь же, в Петербурге, художник
помог освободиться от крепостной за-
висимости еще одному талантливому
человеку – Тарасу Григорьевичу Шев-
ченко.
Среди портретов работы Брюллова
особенно известно изображение поэта
и государственного деятеля Василия
Андреевича Жуковского. В Санкт-Пе-
тербургском Английском клубе он со-
стоял сравнительно недолгое время -
вынужден был оставить клуб после за-
нятия должности воспитателя наслед-
ника-цесаревича, будущего императо-
ра Александра Освободителя, отме-
нившего крепостное право и получив-
шее от современников такое прозвище.
В пору жизни Брюллова в России
крепостничество было делом вполне
обыкновенным. Художника такое не-
равенство положения людей очень
возмущало. Он старался помогать
всем крепостным, с кем доводилось
ему встречаться и в ком он видел ис-
кру таланта.
Как-то раз Аполлон Николаевич
Мокрицкий, ученик Брюллова, привел
в мастерскую художника бедно одетого
юношу. Тот работал у маляра, а ночами
рисовал статуи в Летнем саду. Юношу
звали Тарасом. Тарас Григорьевич
Шевченко стал впоследствии одним из
любимых учеников Брюллова. Правда,
его не принято причислять к брюллов-
ской школе – Шевченко смог вырабо-
тать самостоятельную живописную ма-
неру, да и его блестящая графика мало
походила на работы учителя.
Брюллов взялся помочь молодому
человеку. Поехал он к его хозяину Эн-
гельгардту, но вернулся ни с чем, ру-
гаясь и плюясь. К делу привлекли дру-
гого художника – Алексея Гаврилови-
ча Венецианова. Он был большим
специалистом по освобождению от
крепостной неволи молодых дарова-
ний. Венецианов с хозяином Шевчен-
ко столковался.
Нужно было найти приличную сум-
му денег. И тут взялся помочь Василий
Андреевич Жуковский. Незаконный сын
богатого помещика Бунина и пленной
турчанки, он хорошо знал, что такое
крепостная неволя. Брюллов взялся пи-
сать портрет поэта, чьими произведени-
ями тогда зачитывалась вся Россия.
Современники говорили, что Брюл-
лов пишет не просто портреты, а порт-
реты-картины. Для Жуковского худож-
ник нашел спокойную, умиротворен-
ную позу. Казалось бы позади все зна-
менитые романтические увлечения ма-
стера стиха. Автор «Светланы» чуть
склонил голову – как будто прислуши-
вается к далекой музыке. Стихи Жуков-
ского действительно были очень музы-
кальны. Не случайно, его перевод эле-
гии Грея «Сельское кладбище» П.И.
Чайковский вставил в оперу «Пиковая
дама», которая написана на сюжет
пушкинской повести. Это знаменитый
дуэт Полины и Лизы «Уж вечер».
Портрет решено было разыграть в
лотерею при императорском дворе.
Он очень понравился императрице,
супруге Николая I и устроено было так,
что достался он именно ей. Романовы
не были особенно щедры, даже когда
речь шла о подлинном шедевре Брюл-
лова. Полагающихся на выкуп Шев-
ченко денег собрано не было. Тогда
Брюллов и, видимо, Жуковский доба-
вили от себя необходимую суму. А
ведь про художника в Петербурге
сплетничали, что он отличается нео-
быкновенной жадностьюЕ
Портрет Жуковского пользовался
большой известностью. Ученикам мас-
тера много раз приходилось писать его
повторения для заказчиков. Кстати, ин-
тересная деталь. Брюллов, всегда с бле-
ском писавший руки, переменил их пер-
воначальное положение на портрете,
чем и уравновесил все изображение.
Легенда рассказывает, что как-то
еще в Италии, где художник писал
свою «Помпею» он работал над карти-
ной «Вирсавия», которая ныне укра-
шает Третьяковскую галерею. Все уда-
лось мастеру в этом полотне, исключая
руки. Видя, что ничего не может поде-
лать с картиной, Брюллов, не сильно
задумываясь, запустил в картину сапо-
гом и повернул ее изображением к
стенке. В документальности этой ле-
генды многие сомневаются, но следы
старой реставрации и штопки полотна
видны почему-то именно на месте рук.
Историю своего освобождения
Шевченко описал в повести «Худож-
ник», правда, опустив при этом неко-
торые подробности и фамилии.
Когда за участие в «Кирилло-ме-
фодиевском братстве» Шевченко
был сослан с тяжелейшую ссылку, он
обращался к Брюллову, тогда уже тя-
жело больному, с просьбой о помо-
щи. Мастер еще раз пытался облег-
чить участь своего ученика, но все
хлопоты были безнадежны. Шевчен-
ко даже не смог узнать о том, что
Брюллов и в этот раз пытался помочь
ему, в том числе и используя свои
связи в кругу друзей из Английского
клуба.
53
Т.Г. Шевченко. Автопортрет. 1840 г.
К.П. Брюллов.
Портрет поэта В.А. Жуковского. 1838 г.