ихаил Ефимович, каким Вам видится
исторический путь, который прошла
Россия в уходящем веке и сумеет ли на-
ша страна ответить на вызов времени в
веке грядущем.
– Всегда существует искушение пофантазировать на те-
мы мировой и российской истории: что было бы, еслиЕ За-
нятие замечательное и вполне безопасное, даже принося-
щее общественное признание. Как у любой великой страны,
у России было множество исторических возможностей. И
тем не менее был пройден, именно реально пройден, а не
кем-то избран, вполне определенный путь. Октябрьский пе-
реворот, сталинская коллективизация, обеспечившая голод
начала тридцатых годов, массовые репрессии, Великая Оте-
чественная война – все этапы коммунистического правления
унесли 70 миллионов жизней советских людей. Представи-
тели интеллектуальной элиты, просто энергичные люди по-
кидали страну Советов на протяжении десятилетий. Мили-
таризованная экономика довела до истощения государст-
венную казну и уничтожила возможность подержать хоть
какой-то минимально приемлемый уровень жизни народа.
После всего этого остается только удивляться тому, что в
стране остались силы перечить исторической судьбе. Мне
кажется, что несмотря на все трагедии последнего пятнадца-
тилетия, Россия продемонстрировала поразительную жиз-
нестойкость. Конечно, мы охотнее обращаем внимание на
то, что скверно, – но это особенности отечественного зре-
ния. Учуди провидение такой чудовищный эксперимент над
другой страной, другим народом, – не знаю, что бы вышло.
А мы выжили и пытаемся вернуть утраченное величие. И это
само по себе заслуживает уважения. Нужно всегда делать
усилие, – даже тогда, когда это усилие кажется почти бес-
смысленным.
– Ваши ожидания итогов парламентских выборов в
части изменения ситуации в стране. Станет ли новый
парламент истинным, жестким и последовательным
выразителем волеизъявления народа, а власть – вос-
приимчивее к общественным инициативам.
– Я никогда не выступаю с политическими прогнозами –
это не моя специальность. Но могу сказать, что мне ближе
такой парламент, который не станет тратить время на от-
ставку правительства Путина или на переписывание дейст-
вующей Конституции. Эти действия будут носить чисто по-
литиканский характер, далекий от реальных потребностей
страны. Парламент – институт демократического общества,
но вовсе не общественный институт, он живет как ветвь вла-
сти, по своим законам, – часто далеким от правил жизни
обывателей. Наивно думать, что парламент – при нынешней
системе выборов – стопроцентно отражает народное мне-
ние. Неслучайно результаты парламентских выборов в Рос-
сии в 90-е годы прямо противоположны результатам выбо-
ров президента. Выборы разных ветвей власти демонстри-
руют свою взаимную дополнительность – и это свидетельст-
во природного здравомыслия избирателей. Поэтому не на-
до делать поспешных выводов после депутатских выборов,
давайте дождемся лета 2000-го года.
Михаил ШВЫДКОЙ:
М
ОИ
Д
РУЗЬЯ –
МОЯ НАСТОЯЩ
АЯ РАДОСТЬ.
М
9
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
Все остальное – профессия
pg_0002
ская, страна, где государство всегда было патроном любого
гражданина. Я думаю, что многие проблемы, которые суще-
ствуют в этот переходный период, связаны с этим. Все граж-
дане ждут чего-то от государства, потому что по существу и
советское государство и монархическое государство отбира-
ло у граждан все права, а потом понемногу возвращало их
или не возвращало. Главная задача на сегодня в России – это
от абсолютно патерналистского понимания государственного
устройства перейти к разумным нормам гражданского обще-
ства. И в этом смысле знак «Общественное признание» и сам
фонд «Гражданское общество», с моей точки зрения, играют
очень важную роль. Весь вопрос в том, что необходимо ут-
вердить в сознании людей важность этого института, потому
что это общественный институт по-настоящему, и я думаю,
что Знак этого Фонда и Кавалеры этого Фонда – это некие
символы того, чего может добиться человек сам по себе, во-
преки государственным обстоятельствам. Я думаю, что та не-
кая миссия, которую взял на себя Фонд, очень важна и для
формирования особого типа сознания. Осознания того, что
твоя личная ответственность за развитие страны, за общество
имеет смысл. Одна из проблем отношений России с Западом
связана с тем, что мы от Запада ждали проявлений какого-то
патернализма. Когда был «железный занавес» и в нем про-
сверливали разные дырки, и мы смотрели друг на друга, то
нам казалось, что вот там-то нас ждут с распростертыми объ-
ятиями. Что нормы западной демократии являются идеаль-
ными и для России. То было одним из самых больших наших
заблуждений.
Важно понять, что только мы сами в состоянии изменить
судьбу нашей страны.
– Михаил Ефимович, как Вы относитесь к утвержде-
нию, что сегодня СМИ стали выполнять функции не чет-
вертой власти, а третьей – судебной. Иными словами,
они уже не информируют общество, а выносят пригово-
рыЕ Отсюда информационные войны, никак не способ-
ствующие стабилизации и консолидации общества.
– Не надо ругать СМИ и делать вид, что они существуют
вне общества. При этом нельзя забывать, что по своей при-
роде они озвучивают, делают публичным то, что важно тем
или иным политическим силам. А сегодня заказывают не
– Вы являетесь членом Совета Попе-
чителей Национального Фонда «Обще-
ственное признание», учредившего выс-
шую общественную награду Золотой
Почетный знак «Общественное призна-
ние» и сопредседателем Президиума
Независимой Ассоциации «Гражданское
общество». Чем обусловлено Ваше ак-
тивное участие в деятельности этих об-
щественных организаций и как, на Ваш
взгляд, проходит процесс становления
гражданского общества в России.
– Знак «Общественное признание» – это
знак, который вручается людям за опреде-
ленные достижения, успехи в сфере строи-
тельства гражданского общества. В России,
как мне представляется, гражданское обще-
ство только формируется. Не случайно,
быть может, нет достаточно внятных опре-
делений тем ветвям власти, которые суще-
ствуют сегодня. Парламентарии считают,
что они представляют институты граждан-
ского общества, но это совсем не так. Они
являются представителями демократичес-
ких институтов государства, но не общества.
У нас вообще в России привычно путают це-
лый ряд понятий: государство, общество,
страна, в которой мы живем, и это связано с длительным пе-
риодом монархизма в России и с десятилетиями существова-
ния советской власти. И при монархии и при советской влас-
ти государство, общество и страна обычно отождествлялись.
Как правило, эти понятия соединялись воедино, как правило,
отождествлялись с фигурой одного лидера страны. В нор-
мальном обществе, при нормальном историческом процессе
общество, государство, страна, отечество никогда не «покры-
вают» друг друга. Они все находятся в разных плоскостях. Ко-
нечно, они могут быть взаимосвязаны и частично покрываясь
одно другим, но никогда не тождественны. Это очень важно
для понимания, потому что институты власти, ветви власти
даже в демократическом обществе вовсе не обязательно
должны являться институтами гражданского общества, кото-
рые, прежде всего ориентируются на самодеятельность граж-
дан. У нас в этом смысле ближе всего к институту гражданско-
го общества, к примеру, в региональном плане является му-
ниципальное образование. Но я в принципе воздержался бы
от того, чтобы говорить о том, что в России сформировано
гражданское общество. Сделаны какие-то первые маленькие
шажки в этом направлении. Гражданское общество имеет
свои параметры и довольно жесткие регламентации. Я приве-
ду только один пример. Чтобы получить гражданство в Рос-
сии нужно написать в специальную комиссию при президен-
те по вопросам гражданства. Это абсолютно государственный
орган власти, который определяет, может быть человек граж-
данином России или нет. Этот орган, в конечном счете, опре-
деляет судьбу гражданства и гражданина. Для того, чтобы по-
лучить гражданство в Швейцарии, нужно, чтобы с этим согла-
сились жители квартала, в котором ты прожил 10 лет. Чтобы
твои соседи, с которыми ты прожил бок о бок эти долгие го-
ды, решили, можешь ли ты быть гражданином этой страны.
От решения твоих соседей зависит твоя судьба как граждани-
на страны. Вот это, я считаю, очень важно для понимания, что
есть гражданское общество. Это очень непросто, потому что
соседи бывают разные, да и представление о добропорядоч-
ности многообразно. Мне кажется, очень важно понимание
того, что не государство определяет права граждан, а гражда-
не делегируют государство, отчуждают его. Это очень сущест-
венно для понимания роли гражданского общества в любом
государственном устройстве. Но Россия страна патерналист-
Его коллеги журналисты всегда рядом
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
10
pg_0003
только слова, но и порядок слов. Сегодня существует нема-
ло законов, которые позволяют регулировать качество эфи-
ра и печатных СМИ. Это вполне действенные законодатель-
ные акты, которые дают широкие возможности обществу.
Важно научиться ими пользоваться. И это уже проблема об-
щества, а не СМИ. И, на мой взгляд, характер СМИ будет ме-
няться вместе с развитием культуры общественных отноше-
ний. Словом, нечего на зеркало пенятьЕ
– Вы один из немногих россиян, которые удостое-
ны ордена Франции «За заслуги». Мне известно, что
это связано с успешным осуществлением ряда совме-
стных акций и проектов во Франции и России в обла-
сти культуры. Пожалуйста, познакомьте подробнее с
этой стороной вашей деятельности.
– Русскую культуру очень плохо представляют на Западе.
В западных музеях почти нет русской живописи. О русском
искусстве знают мало. Есть имена культовые: Станислав-
ский, Стравинский, Дягилев. Отсюда важная наша забота –
это пропаганда русского искусства XX века на Западе. Когда
я работал в министерстве культуры и как зам. министра от-
вечал за зарубежные связи, то своей важной миссией считал
продвижение русской культуры, современной русской
культуры на Запад. И в этом смысле отношения России и
Франции были наиболее показательными. Французы с конца
80-х годов начали огромный проект под названием «Пуш-
кин», в котором я участвовал в разных ипостасях: и как ди-
ректор издательства, и как зам. министра. Речь шла о публи-
кациях на русском языке французской литературы, фран-
цузской поэзии, классической прозы и французских фило-
софских сочинений, которые никогда не издавались в Рос-
сии. Проект этот был важен для России, потому что Россия
как бы преодолевала некий идеологический вакуум, кото-
рый существовал в годы советской власти. С другой стороны
мы очень много делали для того, чтобы русское искусство, в
первую очередь современное, – прежде всего театр, музыка
и живопись, стали более популярны во Франции. Так, одной
из крупных акций министерств культуры и России, и Фран-
ции стал русский сезон в Авиньоне, где были представлены
высшие достижения русского театра. Я думаю, что именно с
этим связано мое награждение французским орденом. В об-
щем-то я довольно спокойно отношусь к разного рода на-
градам, хотя это, конечно, приятно всегда.
– При всей Вашей жесткости, Михаил Ефимович, в
хорошем смысле, как политика и руководителя, Ваш
телевизионный имидж как телеведущего – мягкого со-
беседника, интеллигента – скорее философичен, ро-
мантичен даже. Ответьте, пожалуйста, какими мы ста-
нем в 2000-ом году. Какими в состоянии быть.
– После 50-ти лет трудно сохранить юношеский роман-
тизм. Но важно понимать – при обилии анекдотов о песси-
мистах и оптимистах – что само бытие есть некий позитив-
ный акт. Человеческая жизнь трагична изначально: все мы
знаем, что жизнь не длиться вечно, что она конечна. Но
при этом мы цепляемся за жизнь, и не просто цепляемся,
но стараемся творить жизнь и творить в жизни, добиваем-
ся каких-то результатов и т.д. и т.п. Значит мы можем вы-
ступать соавторами природы и Бога, – кому как нравитсяЕ
А это великий шанс, который нельзя упустить. У нас есть
возможность максимально выявить лучшие человеческие
качества, и не стоит избегать встречи с судьбой. Думаю,
что у России эта судьба в ХХI веке будет трудной, но не
столь трагичной, как в веке минувшем. Уверен, что многое
зависит от каждого из нас. От того, сможем ли мы выпол-
нить свою личную и общественную миссию в этом мире.
– И последнее. Вы так трудно выкраивали время для
интервью, что объяснимо вашей чрезвычайной занятос-
тью, ненормированным графиком работы. Находите ли
вы время для отдыха, любимых занятий и увлечений.
– На что точно не хватает времени, так это на мои глав-
ные увлечения и хобби, – на общение с друзьями. Это
очень плохо, потому что это единственная настоящая ра-
дость, которая существует у меня в жизни. Все остальное
относится к моей профессиональной деятельности. Я
очень люблю ходить в консерваторию, в музеи, в театры,
но это все-таки практически всегда было моей работой.
Это моя жизнь. От последних лет моей жизни прежде все-
го страдает моя семья, мои друзья. Ситуацию несколько
скрашивает то обстоятельство, что также на телевидении
работают и мой сын, и моя жена, и мы понимаем друг
друга более-менее хорошо.
Екатерина БОРТНИК
11
Михаил Ефимович Швыдкой
Выпускник ГИТИСа, доктор искусствоведения, профессор.
Два десятилетия посвятил редакционной деятельности.
Сначала в журнале «Театр», затем в качестве генерального
директора редакционно-издательского комплекса «Культу-
ра» Министерства культуры России.
С 1993 по 1997 в Министерстве культуры РФ, в должности
заместителя министра. Последние годы – на телевидении,
в качестве руководителя телеканала «Kyльтypa», а с мaя
1998 года – председатель Всероссийской государственной
телерадиовещательной компании (ВГТРК).
Редкие минуты отдыха