– Вениамин Федоро-
вич, какую краткую ха-
рактеристику Вы бы дали
арбитражным судам.
По содержанию своей
деятельности арбитражные
суды можно было бы на-
звать экономическими суда-
ми, или торговыми, или
коммерческими, так как они
обслуживают экономику и
разрешают споры, связан-
ные с экономической или,
как мы сейчас говорим,
предпринимательской дея-
тельностью. С их образова-
нием правосудие впервые в
новейшее время пришло в экономику. Раньше сфера орга-
низованного, крупномасштабного производства и оборота
находилась за его пределами, потому что суды экономичес-
кие споры, возникающие между предприятиями, между
предпринимательскими структурами не рассматривали.
Уже само по себе создание этих судов свидетельствует о су-
щественном расширении сферы правосудия. Теперь, пожа-
луй, все области нашей общественной жизни охвачены им
и, конечно же, сам этот факт имеет первостепенное значе-
ние. Существовали и определенные политические основы
для возникновения арбитражных судов, так как с их созда-
нием правосудие не только пришло в экономическую сферу,
но и способствовало утверждению в ней начал правового
государства и демократии.
С 1995 года арбитражная судебная система стала трех-
звенной. Но третье звено было создано не внизу или вверху,
а между Высшим Арбитражным Судом РФ и судами субъек-
тов РФ. А точнее: разделили всю Россию на 10 судебных ок-
ругов и в каждом из них создали Федеральный арбитраж-
ный Суд соответствующего округа. Эти округа совпали со
сложившимися экономическими регионами – Дальний Вос-
ток, Восточная и Западная Сибирь, Урал и т.д. Мы считаем
это большим достижением нашей судебной системы в це-
лом, так как у нас впервые в истории появилась судебная
инстанция, которая не сопряжена с административно-тер-
риториальным делением и, соответственно, не зависит от
какой-либо местной власти. Любой другой суд, ну, скажем,
суд какой-нибудь республики или области, края находится
все-таки на том уровне, где есть президент или губернатор,
или глава администрации, то есть законодательные и ис-
полнительные органы, и совершенно очевидно, что все эти
власти, в силу наших не самых лучших традиций, пытаются,
к сожалению, оказывать воздействие на правосудие. А на
эти окружные суды влиять некому, потому что рядом с ними
никакой другой власти нет, они совершенно самостоятель-
ны. Это обстоятельство, безусловно, увеличивает гарантии
судебной защиты.
11
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
ГОСУДАРСТВА
УТВЕРЖ
ДЕНИЕ НАЧАЛ
Вениамин Федорович
ЯКОВЛЕВ, Председа-
тель Высшего Арбит-
ражного Суда РФ,
председатель Совета
исследовательского
центра частного права
при Президенте РФ,
заведующий кафед-
рой гражданского пра-
ва Академии государ-
ственной службы при
Президенте РФ, Заслу-
женный юрист России
П
Р
А
В
О
В
О
ГО
pg_0002
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
12
– Следующий вопрос я адресую Вам как к члену Пре-
зидиума Независимой Ассоциации «Гражданское об-
щество», в состав которой входят видные государст-
венные и общественные деятели, известные адвокаты
и судьи, руководители средств массовой информации,
представители культурной и интеллектуальной части
общества. Как Вы знаете, эта организация, опираясь на
авторитет общественного мнения, пытается объеди-
нить усилия всех ветвей власти по формированию пра-
вового гражданского общества.
Интересно, что в этой связи главный редактор «Не-
зависимой газеты» В. Третьяков, беседа с которым
опубликована в этом же номере журнала, утверждает:
«Единственное, что приближает нас к гражданскому
обществу сегодня, – это судебная система, когда теоре-
тически ты можешь обжаловать все и доказать прав-
ду...». А практически.
– Я абсолютно согласен с самой основной идеей: что,
действительно, возможность судебного обжалования, су-
дебной защиты – это главный показа-
тель гражданского общества. Там, где
эта возможность есть и она может
быть реализована – это гражданское
общество. Где этого нет – это что-то та-
кое пока только движущееся в сторону
гражданского общества, но еще не оно
само. Я даже согласен со словом «тео-
ретически», к сожалению. Потому что
для того, чтобы это было реализовано
практически, требуется немало пред-
посылок. Возьмите, например, такую
проблему, как получение юридической
помощи. Дело в том, что для того, что-
бы провести судебный процесс, осо-
бенно на основе состязательности в
гражданском судопроизводстве, необ-
ходимо прибегнуть к услугам адвока-
та. А ведь адвокатская помощь в на-
ших условиях стоит немалых денег. И
далеко не все граждане в состоянии
эти деньги заплатить. Вот и возникает
вопрос: « Каким образом гражданин
может получить судебную помощь, ес-
ли он сам не готов для юридической
защиты своих прав и интересов в суде,
а нанять адвокатов не может по причи-
не отсутствия денег.». Это же колос-
сальная проблема, если учесть, что у
нас действительно существует достаточно многочисленный
слой людей с весьма скромным достатком. Вот в этом
смысле, я думаю, можно говорить о том, что практически
мы еще не стали гражданским обществом. А ведь мы
должны и этим малоимущим, в какой-то мере обездолен-
ным людям, обеспечить равные возможности правовой за-
щиты. И здесь государству есть над чем поработать. Хоро-
шо бы, на мой взгляд, создать что-то вроде муниципаль-
ной адвокатуры, которая бы и обеспечивала защиту инте-
ресов малоимущих граждан. Вот что, как мне кажется,
имел ввиду редактор уважаемой газеты, говоря о том, что
практически у нас, к сожалению, не в полной мере обеспе-
чивается судебная защита.
– Вениамин Федорович, не бывает ли так, что неко-
торые, скажем, предприниматели искусственно затяги-
вают судебную процедуру, чтобы за это время прокру-
тить чужие денежки или, наоборот, припрятать свое
имущество.
– Вы, возможно, сами того не подозревая, затронули
одну из самых главных проблем в нашей деятельности.
Гражданский кодекс РФ, которым мы руководствуемся
при разрешении споров, устанавливает определенные
юридические правила. И он отнюдь не нейтрален в смыс-
ле добросовестности или недобросовестности участников
экономических отношений. Закон, если его правильно
толковать, всегда на стороне добросовестного участника.
И наша задача как раз в том и состоит, чтобы в конкретной
ситуации его именно так и применять, то есть в пользу че-
стных, законопослушных граждан, против нечестных, мо-
шенников, которые стремятся обогатиться за чужой счет
без всяких к тому оснований. А для этого надо глубже вни-
кать в существо дела, точнее разбираться в конкретных
обстоятельствах, выносить решение со здравым смыслом,
чтобы в нем присутствовал не только элемент законности,
но и элемент справедливости, что и будет соответствовать
защите правого и возложения определенных неблагопри-
ятных мер на непорядочного участника спора. К этому
стремятся все суды мира. Но, скажем, в Германии или во
Франции судам в этом отношении работается намного
легче, чем нам. Потому что там предприниматель давно
уже находится в такой среде, когда он знает, что быть до-
бросовестным экономически выгоднее, это уже его психо-
логия. Он, может быть, добросовестно действует не пото-
му, что от природы такой порядочный и честный человек,
а потому, что его уже приучили к тому, что малейшая не-
добросовестность в деловых отношениях означает разо-
рение, а честность и порядочность – путь к процветанию.
К этому должны и мы стремиться. Работая в настоящее
время над новым Арбитражным процессуальным кодек-
сом, мы как раз и пытаемся выработать меры, которые
позволяли бы суду пресекать подобные недобросовест-
ные действия одной из сторон, направленные на затягива-
ние судебной процедуры. Мы вводим даже так называе-
мые меры предварительной защиты, то есть меры опера-
тивного характера еще до судебного разбирательства, до
вынесения судом своего решения. Все наши усилия в ко-
нечном счете направлены на то, чтобы больше выгоды по-
лучал тот, кто дает другим большие блага. Именно такой
предприниматель должен быть в выигрыше.
«... надо глубже вникать
в существо дела»
pg_0003
13
– Какие новые идеи и подходы Вы пытались реали-
зовать в новом варианте Арбитражного процессуаль-
ного кодекса.
– Основная задача состоит в том, чтобы облегчить доступ
к правосудию, снять всякие препятствия при обращении в
суд, обеспечить более быстрое разрешение споров и реаль-
ное исполнение выносимых судебных решений. Вот три ос-
новных задачи. Все они подчинены одной главной цели –
повысить эффективность правосудия, судебной защиты уча-
стников экономических отношений.
Интересно, что число гражданско-правовых споров и ад-
министративно-правовых растет по-разному. Если в про-
шлом году по сравнению с 1998 годом первые увеличились
на 2 процента, то вторые – на 77 процентов. Все чаще пред-
приниматель спорит с государством, а государство с пред-
принимателем. Здесь и налоговые споры, и таможенные,
интересы деловых людей в этих сферах чрезвычайно чувст-
вительны, масштабны.
Мы намерены более основательно урегулировать стадию
подготовки дела к рассмотрению, которая у нас несколько
недооценивается, а между тем на подготовительной стадии
можно сделать очень много. В частности, мы собираемся как
бы вплести в нее примирение сторон, возможность закон-
чить спор заключением мирового соглашения с тем, чтобы
не обязательно выносить судебное решение, которое пре-
подносится сторонам от имени власти, государства. Гораздо
эффективнее помочь сторонам урегулировать возникший
спор между ними, чтобы они вышли из зала суда, пожав
друг другу руки, и продолжали бы дальше сотрудничать как
продавец и покупатель, как подрядчик и заказчик, как банк
и клиент и т.д. Разумеется, в рамках закона. И, таким обра-
зом, сделать разрешение споров более цивилизованным и
оперативным, и в какой-то мере разгрузить суды.
– А что Вы ожидаете от законодателей в совершен-
ствовании права.
– Кстати, загруженность судов – это одна из проблем, ко-
торая выходит за рамки сферы арбитражных судов и связа-
на с деятельностью законодателя. Мировая практика свиде-
тельствует о том, что во многих случаях суды перегружены
теми делами, которые навешивать на них не резон. Отсюда
порой возникает и волокита, и судебные ошибки. Суды
должны разрешать споры, конфликты. А их иногда превра-
щают в придаток исполнительной, административной влас-
ти, что у нас как раз и происходит. Это совсем никуда не го-
дится. Например, в сфере налоговых отношений. В новом
Налоговом кодексе есть такое положение: если за наруше-
ние налогового законодательства налоговая служба возла-
гает на юридическое лицо штраф, предусмотренный зако-
ном, а, скажем, акционерное общество добровольно его не
платит, то с него этот штраф можно взыскать только в судеб-
ном порядке. Возникает вопрос: «Зачем.». Если он не согла-
сен с этим штрафом и полагает, что действия налоговой
службы незаконны, пожалуйста, обращайся в суд – мы рас-
смотрим и обязательно удовлетворим это заявление, если
по закону налогоплательщик прав. Но зачем навешивать на
суды бесспорные дела. Между тем таких дел много. В про-
шлом году категория дел о взыскании с юридических лиц
административных налоговых санкций увеличилась в 3,3
раза. Представляете.
В то же время у нас огромное количество чрезвычайно
серьезных споров, связанных с защитой, скажем, владель-
цев ценных бумаг, инвесторов, с деятельностью акционер-
ных обществ, их управляющих, сложнейшие банковские
споры, дела о банкротстве. И вот на эти дела у судов време-
ни не хватает, так как они расходуют его крайне нерацио-
нально в силу названных выше причин. Это очень крупная
проблема, не все ее у нас понимают. Если мы ее решим, то
суды будут работать более оперативно и эффективно.
Есть и другая проблема. Гражданин, если он не согласен
с действиями каких-то органов, например, нарушивших его
избирательное право, обращается в суд общей юрисдикции.
Любой предприниматель, или акционерное общество, или
госпредприятие, считающие, что их права нарушены каким-
нибудь государственным органом – будь то таможенная или
налоговая службы, или Министерство по управлению госу-
дарственным имуществом – обжалуют все эти действия у нас
в суде. Таким образом, и суды общей юрисдикции и арбит-
ражные суды осуществляют административное судопроиз-
водство. Может быть некоторое преимущество нашей систе-
мы состоит в том, что по разрешению этих споров мы созда-
ли специальные административные коллегии. И у нас есть
судьи, специализирующиеся на разрешении споров между
предпринимателями и государством, но нет специальной
процедуры для их разрешения. Здесь мы используем общую
процедуру для разрешения гражданских дел. А мировой
опыт свидетельствует о том, что такая процедура, чтобы со-
ответствовать характеру данных дел, должна быть иной. Я
не буду вдаваться сейчас в подробности этих различий, ска-
жу только одно: если при разрешении гражданско-правовых
споров процесс должен быть построен на началах состяза-
тельности сторон, то в сфере административного судопроиз-
водства роль суда должна быть неизмеримо выше, актив-
ней. Почему. Потому что в этом споре гражданин противо-
стоит государству. Кто сильнее. Конечно, государство и,
следовательно, суд должен это обстоятельство учитывать и
создавать для сторон равные возможности защиты их прав и
интересов.
Анатолий ЗЕЛЕНКОВ
«точнее
разбираться
в конкретных
обстоятельствах»
«выносить решения
со здравым смыслом...»