КРУПНЫЙ ПЛАН
60
– Вы давно в этом театре, Стани-
слав Леонович.
– В январе 2000 года исполнилось
ровно 20 лет, как я здесь. После окон-
чания вокального факультета консер-
ватории я начинал работать в Мариин-
ском театре как певец. Потом опять по-
ступил в консерваторию, но уже на ре-
жиссерский факультет и стал пробо-
вать себя как режиссер и постепенно
совсем перешел в режиссуру. Сначала
был ассистентом у Романа Тихомирова,
потом мы с ним ставили спектакли по
стране, а затем я уехал главным режис-
сером Одесского оперного театра, где
проработал три года. И оттуда уже я пе-
решел работать сюда.
У меня была задача – создать в теат-
ре исторический пласт русской оперы,
начиная с языческих традиций – через
«Снегурочку», «Князя Игоря», потом –
через «Бориса Годунова», «Хованщину»
– и до «Петра Первого» Андрея Петрова.
Получилась такая антология России в
опере. И сейчас мы почти все это держим
в репертуаре. До моего прихода в театр
его оперная труппа никогда не гастроли-
ровала за границей. В 1984 году состоя-
лись наши первые зарубежные гастроли,
прошедшие с большим успехом, и с тех
пор мы уже объехали весь мир.
– Я знаю, Вы еще преподаете в
консерватории...
– Да, лет 15 заведую кафедрой под-
готовки режиссеров музыкального теат-
ра. За время существования нашего фа-
культета, с 1936 года, было выпущено
всего чуть более двухсот специалистов,
и из них человек 60 стали главными ре-
жиссерами оперных театров страны. Это
довольно сложный факультет, с очень
емким образованием. У меня на кафед-
ре всего 21-22 студента, а преподавате-
лей – 34. Слава Богу, наше государство
пока еще находит деньги на то, чтобы
воспроизводить этот «штучный товар»
для будущего России.
– Какими качествами надо обла-
дать, чтобы стать хорошим оперным
режиссером.
Ч
ЕЛ
О
В
ЕК
,
КОТОРЫЙ
ВСЕ РЕШ
АЕТ САМ
До 18 лет он писал карти-
ны, нигде не учась.
Страсть к рисованию бы-
ла столь велика, что его
буквально трясло от того,
что он не мог достать мас-
ляные краски. Но однаж-
ды он развесил все свои
картины, посмотрел на
них внимательно, потом
вынес во двор и сжег. Так
в нем умер художник, но
родился режиссер, с его
склонностью к яркой теа-
тральности. Правда, об
этом он узнал позже...
Итак, знакомьтесь: Стани-
слав Гаудасинский, лауре-
ат Государственной пре-
мии, народный артист
России, художественный
руководитель Санкт-Пе-
тербургского государст-
венного академического
театра оперы и балета им.
М. Мусоргского, член
Санкт-Петербургского Ан-
глийского клуба
Открытие сезона Английского клуба
в Меншиковом дворце
pg_0002
61
– Высоким профессионализмом. Как
у нас говорят, нужно хорошо уметь чи-
тать ноты «вверх ногами». Режиссер
должен прекрасно ориентироваться в
литературе и изобразительном искусст-
ве, чтобы работать с драматургом и ху-
дожником на равных. А еще – обладать
организаторскими способностями, чтоб
руководить таким сложным механиз-
мом, как музыкальный театр.
– Вы бываете диктатором.
– В театре невозможно не быть дик-
татором, но этот диктат должен быть
прежде всего с точки зрения художест-
венной. Тогда это создает атмосферу
творчества, необходимую в театре. У
нас, например, климат рабочий, самоот-
верженный, все работаем дружно.
– У вас бывали провалы.
– Нет. Провальным может стать
спектакль сугубо экспериментальный.
Но сначала нельзя было ставить такие
спектакли, потому что нами жестко ру-
ководили. А потом, когда стало можно
ставить все, что угодно, то оказалось,
что ты не имеешь права тратить деньги
на рискованный эксперимент. Ты дол-
жен работать наверняка. Поэтому ли-
ния академического театра у нас разви-
та, как нигде сильно. Это первое. И вто-
рое – мне удалось создать в театре
труппу певцов-актеров – и этим я гор-
жусь. Все отличают актерский уровень
нашего театра.
– А ваша супруга, знаменитая пе-
вица Ирина Богачева, когда-нибудь
пела в ваших спектаклях.
– У нас есть такая практика – пригла-
шать известных в мире певцов, чтобы
«усилить» труппу. Таким образом, мы
приглашали и Ирину выступить с нами
на очень ответственных зарубежных гас-
тролях.
– У вас не бывало разногласий с
женой по поводу трактовки роли или
другим профессиональным вопросам.
– Нет, потому что когда человек та-
лантлив, он все воспринимает грамотно,
с точки зрения профессии.
– А часто совпадают ваши взгляды
на ту или иную постановку.
– Почти всегда, ведь мы воспитанни-
ки одного эстетического направления и
одной школы – учились вместе на во-
кальном факультете, на одном курсе. У
нас был очень сильный курс – Образцо-
ва, Богачева, Нестеренко. Правда, из
всех этих певцов один я стал режиссе-
ром, остальные успешно поют до сих пор.
– А во сколько лет Вы пришли в
консерваторию.
– Я учился в политехническом инсти-
туте и поступил в консерваторию в 21
год. Год пытался совмещать, но потом
бросил политех и остался в консервато-
рии. Но фундаментальную техническую
базу я имею, и поэтому мне очень легко.
Я хорошо читаю чертежи, понимаю все
технические проблемы, и для меня это
не сложный элемент внутри театра.
– А музыкального образования у
Вас до этого не было.
– Было. Я учился играть и на виолон-
чели, потом, правда, бросил, занялся
спортом. Семья у меня была не музы-
кальной: мама – экономист, отца не ста-
ло в 37 году, как и у многих. Но дед,
между прочим, был дирижером полко-
вого оркестра, так что, может, где-то ге-
нетически это на мне и сказалось.
– А пока Вы с Ириной оба были
певцами, вы ревностно относились к
успехам друг друга.
– Нет, никогда. Тем более, что ревно-
стно мог относиться только я, потому что
у нее все складывалось лучше, и она сра-
зу стала звездой. А я как-то никогда не
относится с завистью к успехам коллег,
меня миновала эта участь. С молодости я
запомнил слова моего учителя: «Никог-
да не завидуйте никому, потому что у вас
не останется времени, чтобы остаться со-
бой». Он был прав. И теперь эти же сло-
ва я говорю своим студентам
– Вы коренной петербуржец.
– Нет, я закончил школу в Новгоро-
де, приехал в Ленинград учиться и так и
остался здесь. Очень люблю Петербург,
хотя несколько лет назад мы переехали с
Ириной жить за город, ближе к природе,
а дочке отдали свою городскую кварти-
ру. Я сам придумал и построил себе дом.
У нас там три замечательных собаки, ла-
сковые и верные друзья, и преданные
охранники, которые безоговорочно мо-
гут умереть за хозяина.
– И кто у них вожак.
– Я! Во всем доме – я.
– Ваша дочь тоже музыкант.
– Да, она пианистка, дипломант
международных конкурсов. Закончила
аспирантуру и сейчас преподает в кон-
серватории класс аккомпанимента, и
выступает с инструменталистами, певца-
ми, и со своей мамой, в частности. У нас
уже есть внучка, которой год и три меся-
ца.
– Она уже была у Вас в театре.
– Нет. И пока не нужно. Наша дочь
воспитывалась в театре, и это плохо. По-
тому что для того, чтоб театр поразил,
надо попасть в него не с «закулисья» и не
очень рано – лет в 7-8. Я, правда, попал
в музыкальный театр поздновато, в 14
лет. Смотрел «Вольный ветер» Дунаев-
ского, и это соединение музыки со сло-
вом так меня поразило, что когда там
мама спрашивает Фому и Филиппа:
«Жива ли моя дочь.!», я вскочил и стал
кричать: «Жива! Жива!» К сожалению,
дети, которые вырастают в театре, ни-
когда не получат такого эмоционального
потрясения.
– Вы часто смотрите текущий ре-
пертуар.
– Ежедневно. Я должен сказать соли-
стам, где они допустили ошибки, в чем
они, и если бы не имел этой информа-
ции лично, а мне бы кто-то ее рассказы-
вал, то мне бы не удалось руководить те-
атром и иметь репутацию человека, ко-
торый определяет художественный ценз
в театре и всё решает сам.
– Наверное, Вы знаете наизусть
неимоверное множество спектаклей.
– Да почти всё я знаю, что существует
в мире в области оперного театра, а свои
спектакли, конечно же, – досконально.
– Они Вам не снятся.
– Мне снится то, что я еще не поста-
вил...
В гостях у Гаудасинского побывала
Елена ЦЫГАНКОВА
С двумя Яковлевыми в театре:
губернатором и вице-губернатором
Я все делаю сам.
И шашлыки в том числе