19
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
Я – ЗА
СТРОГУЮ
ВЕРТИКАЛЬ
ВЛАСТИ
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ:
– Не прошло и полгода, как Вы победили на выборах
губернатора. Каково первое впечатление от должности.
Есть ли существенная разница в работе мэра и губерна-
тора. В чем она заключается.
– Если бы я прежде занимался чистой политикой или, по-
ложим, руководил каким-то предприятием, то тогда, вероят-
но, должность губернатора была бы для меня достаточно но-
вым делом. Но я много лет проработал в областной админис-
трации, шесть лет был мэром города Новосибирска, так что
сама специфика работы губернатора мне хорошо известна и
вполне понятна. Более того, Новосибирск – третий по величи-
не город России, здесь живет почти половина населения обла-
сти. Это крупное комплексное территориальное образование,
где приходилось решать задачи, сопоставимые с областными.
Нередко говорят, что губернатор – это прежде всего поли-
тик, а мэр – хозяйственник. Определенная доля истины тут
есть, хотя у меня и прежде, и теперь не получается четко отде-
лить одно от другого. И это опять же во многом объясняется
спецификой Новосибирска. Будучи крупнейшим за Уралом
научно-производственным, финансовым, инфраструктур-
ным, образовательным, культурным центром, Новосибирск
играет заметную роль среди других городов не только Сиби-
ри, но и России. Его статус, его значение никак не могли поз-
волить мэру заниматься исключительно жилищно-комму-
нальными проблемами, ремонтом дорог и прочими хозяйст-
венными вопросами. Я был президентом Ассоциации сибир-
ских и дальневосточных городов, вице-президентом Союза
российских городов, членом Совета Межрегиональной Ассо-
циации «Сибирское Соглашение», членом Совета по вопро-
сам местного самоуправления Российской Федерации, то
есть я достаточно активно участвовал в общественно-полити-
ческой жизни страны.
С другой стороны, на посту губернатора я никак не могу
отделить от себя хозяйственные проблемы. Причем не только
области в целом, но и конкретно Новосибирска. У меня чет-
кий принцип: я отвечаю за все, что происходит в Новосибир-
ске, городах и районах области, самых отдаленных деревнях
и поселках.
Уверен, что основную часть нашего населения интересует
не столько моя роль политика, сколько руководителя, спо-
собного заметно изменить к лучшему социально-экономиче-
ское положение области. И вот тут я действительно сразу же
почувствовал разницу между работой мэра и губернатора.
В Новосибирске ситуация была стабильной. Мы обеспе-
чивали основную часть доходов области, вполне успешно
поддерживали городское хозяйство, развивали инфраструк-
туру, вовремя выплачивали зарплату работникам бюджетной
сферы, вели достаточно интенсивное жилищное и социаль-
ное строительство и т. д.
Первое, с чем я столкнулся на посту губернатора, – это с
арестованными счетами области, долги которой различным
кредиторам за последние четыре года выросли с 0, 2 до 2, 7
млрд. рублей. Почти 400 млн. рублей составлял долг по зар-
плате работникам бюджетной сферы. Суммой свыше 800
млн. рублей измерялся более чем двухлетний долг по дет-
ским пособиям. Плюс надо было срочно принимать меры для
подготовки к весенним полевым работам. И это далеко не все
проблемы, которые предстояло решать очень быстро.
В первые же недели мы договорились с кредиторами о
механизме погашения и реструктуризации долгов. За три ме-
сяца нынешнего года мы полностью погасили долги по зар-
плате, и теперь регулярно выплачиваем ее и текущие детские
пособия. Мы изменили систему финансирования здравоо-
хранения, увеличив это финансирование в два раза Област-
ные власти смогли выделить из бюджета почти 400 млн. руб-
лей на закупку ГСМ, запчастей, удобрений, средств защиты
растений – всего того, что дает возможность хозяйствам ус-
пешно провести весенние полевые работы...
Виктор Александрович ТОЛОКОНСКИЙ
Глава администрации Новосибирской области с 13 января
2000 года.
Родился 27 мая 1953 года в г. Новосибирск. Экономист.
Окончил в 1974 году Новосибирский институт народного хо-
зяйства. 1974-78 гг. – стажер-исследователь, аспирант ка-
федры политэкономии Новосибирского государственного
университета; 1978-81 гг. – ассистент, старший преподава-
тель кафедры политэкономии НГУ, а затем НИНХ; с 1981 по
1992 год работал в Новосибирском облисполкоме и город-
ском Совете народных депутатов; 1983-88 гг. – заместитель
председателя, первый заместитель председателя плановой
комиссии Новосибирского облисполкома; 1988-91 гг. – за-
меститель начальника Главного планово-экономического
управления Новосибирского облисполкома; 1991-92 гг. –
заместитель председателя исполкома Новосибирского го-
родского Совета народных депутатов; 1992-93 гг. – первый
заместитель мэра г. Новосибирска, директор департамента
экономических реформ, и.о. мэра г. Новосибирска; 1993-
2000 гг. – мэр города Новосибирска.
Женат, имеет взрослых сына и дочь.
pg_0002
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
20
Многие проблемы, и прежде всего социального плана, нам
удалось решить благодаря тому, что мы в корне изменили си-
стему формирования доходов. Если в прошлом году в бюдже-
те области «живые» деньги составляли лишь 40 процентов, то
по итогам первого квартала нынешнего года – 94 процента.
Да, пост губернатора – более тяжелый пост. Но это объяс-
няется масштабом проблем.
– В отличие от ряда других регионов Новосибирск – не
просто областной центр, но и по сути ядро области. Опять
же, в отличие от ряда других российских городов, Новоси-
бирск имеет достаточно устойчивое экономическое поло-
жение. Как это можно использовать в интересах России.
– Устойчивое положение Новосибирска выгодно для всей
Новосибирской области. А чем больше будет экономически
устойчивых территорий, тем лучше для страны в целом. Я ду-
маю, это не вызывает сомнения.
Другой разговор, что сегодня не может быть везде одинако-
во хорошо. И точно также, как у себя в области, мы определяем
«точки роста», так и в России должны быть определены регио-
ны, которые способны взять на себя функции «локомотивов».
В сентябре прошлого года мы провели крупную науч-
но–практическую конференцию, посвященную перспекти-
вам развития Новосибирска в XXI веке. В ее подготовке и
проведении приняли участие тысячи ученых, практиков,
представителей общественности, творческой интеллиген-
ции. Нашей главной задачей было посмотреть вперед, опре-
делить, куда двигаться дальше, понять, каким образом наш
город, область могут занять лидирующее положение в стра-
не. Сейчас эта работа продолжается, мы формируем специ-
альные программы, предполагаем открыть институт, кото-
рый будет заниматься региональным стратегическим плани-
рованием. Мы работаем на перспективу.
К сожалению, сейчас в России главное внимание уделяется
сырьевым регионам. Понятно, что в условиях экономического
кризиса именно они лучше всего держатся на плаву. Но давай-
те посмотрим вокруг: ни одна развитая страна не превращает
себя в сырьевую колонию. Как раз наоборот, все понимают: в
XXI веке приоритет будет за теми, у кого самый мощный науч-
но-образовательный, интеллектуальный потенциал.
В этом плане Новосибирская область – во многом уни-
кальный регион. Если Новосибирск возник по сути как транс-
портный узел, то уже начиная с двадцатых годов, а особенно
в послевоенное время, он бурно развивался именно как центр
создания и освоения высоких технологий, как научный центр.
Одной из важнейших его задач было обеспечить всей необхо-
димой производственной, интеллектуальной продукцией со-
седние сырьевые территории.
У нас сегодня мощный производственный потенциал, раз-
витая финансовая, торговая, социальная инфраструктура, пе-
редовой уровень связи и информационных технологий, хоро-
ший опыт качественного строительства, более высокая, неже-
ли в целом в России, предпринимательская активность. Удач-
ное географическое положение Новосибирска и Новосибир-
ской области, состояние транспортной инфраструктуры поз-
воляют создать мультимодальный транспортный узел. После
распада СССР резко возросла роль Новосибирской области
как производителя сельскохозяйственной продукции. Нако-
нец, Новосибирская область – это известный на всю страну
научный, образовательный и культурный центр. У нас работа-
ют Сибирские отделения трех академий наук, более полутора
сотен научно-исследовательских и проектных институтов.
Совершенно очевидно, что наша страна сможет выйти из
кризиса только с помощью эффективного производства, ос-
нованного на современных технике и технологиях. И в этом
плане Новосибирская область очень перспективна. Потому
что именно у нас можно наиболее эффективно соединить
возможности науки и промышленности, создать воистину
уникальные научно-производственные комплексы, которые
позволят выпускать самую современную продукцию.
— Новосибирск считается второй научной столицей
страны. Судя по Вашим словам, на науку Вы возлагаете
особые надежды. При этом совершенно очевидно, что
без поддержки властей наука не обойдется.
– Прежде всего мы намерены увеличить бюджетные ас-
сигнования на науку. Кроме того, будем и впредь развивать
технопарк «Новосибирск», участвовать в формировании об-
ластного заказа на научно-техническую продукцию для реги-
ональных государственных нужд, за счет средств областного
бюджета продолжим организацию мелкосерийного произ-
водства наукоемкой продукции и т.д. Мы намереваемся со-
здать особые научно-производственные зоны с льготным на-
логообложением. Это будет хороший стимул для привлече-
ния инвестиций. Мы вообще хотим по-новому выстроить на-
учно-техническую политику Новосибирской области. Для это-
го у нас введена новая должность заместителя главы област-
ной администрации. Им стал член-корреспондент РАН Виктор
Иванович Суслов, который отвечает за усиление государст-
венной поддержки науки, укрепление интеграции всех науч-
ных центров, развитие технопарковой зоны.
– Вам, как бывшему мэру и нынешнему губернатору
хорошо известны проблемы взаимоотношений между
региональной и муниципальной властями. В чем Вам ви-
дятся пути улучшения этих взаимоотношений.
Прежде всего нам надо отрегулировать общефедераль-
ную законодательную базу. Тогда, когда создавалась юриди-
ческая основа этих отношений, было много самодеятельнос-
ти. Каждый регион исходил из своего понимания вопроса, а в
результате мы получили ситуацию, при которой порой совер-
шенно волюнтаристски выстраиваются межбюджетные отно-
шения, губернатор и мэр часто не могут определиться, кто что
должен делать и кто за что отвечает. Многие эти проблемы я
знаю на собственном опыте.
Областная администрация сегодня по-новому работает с
мэрией Новосибирска. В отличие от прежних лет, мы все важ-
В Новосибирской картинной галерее
pg_0003
21
контролирующее «око государево» или как еще один
потенциальный канал связи с Президентом для реше-
ния региональных проблем.
– Это не является для нас чем-то новым, так как в каждом
регионе представитель Президента уже был и мы к этому при-
выкли, тем более, что у нас в этой связи никаких проблем не
возникало, а сложилась нормальная система работы. Я никог-
да не делал акцента на контролирующих полномочиях данно-
го представителя, хотя, конечно, понимал, что это «око госу-
дарево» и та информация, которую из региона в центр пере-
дает этот человек, имеет немаловажное значение. Правда, у
федерального центра и без того немало возможностей объек-
тивно оценить реальную обстановку, сложившуюся в том или
ином регионе. Но нам скрывать нечего. Я к этому и тогда и
сейчас отношусь спокойно, и всегда выступал за то, чтобы
между регионом и федеральным центром были более тесные
взаимоотношения. Сказать, что мы постоянно обращались к
представителю Президента по поводу каких-то текущих реги-
ональных проблем, я не могу, частично – да, но это не явля-
лось преобладающей функцией, потому что руководитель ре-
гиона сам в состоянии решать многие конкретные вопросы на
уровне министерств и других федеральных структур. Другое
дело, что мы часто использовали институт представителей
Президента, собирая при этом специалистов из нескольких
регионов, чтобы быстрее довести до администрации Прези-
дента,– а значит и до правительства,– свою позицию по несо-
вершенству или отсутствию отдельных федеральных законов.
Представитель Президента всегда относился с пониманием к
этому, собирал своих коллег, мы обменивались мнениями и
выдавали уже согласованные предложения по совершенство-
ванию законодательства, правовых норм и т.д., которые тор-
мозили решение этих проблем.
Если этот указ – шаг вперед к усилению взаимодействия
между регионами и федеральным центром, если он направлен
на более эффективное формирование и реализацию государ-
ственной политики – я за, так как являюсь государственником,
выступаю за единую политику, порядок и готов всячески этому
содействовать. Так что мы заинтересованно отнеслись к данно-
му указу Президента РФ, тем более Новосибирск становится
столицей федерального округа, и это налагает на руководство
области дополнительную ответственность по реализации указа
в его содержательной и организационно-технической части.
– Не секрет, что день губернатора четко обозначен и
расписан буквально по минутам. Что Вам помогает вы-
держивать такой напряженный график: занятия спор-
том, любимые увлечения или еще что-то.
– Уже много лет я работаю без единого выходного. Не го-
ворю, что это правильно, но это мой стиль, я чувствую себя
комфортно, когда знаю все, что происходит в области. Дер-
жать себя в форме позволяет ответственность и любовь к сво-
ему делу. Вот эти две вещи: я за все отвечаю и в то же время это
мне не в тягость, дают силы выдерживать нагрузки. Но тем не
менее я считаю, что не бывает работы ради работы. Даже если
человек всего себя отдает делу, которому беззаветно предан,
он все равно должен понимать, что есть еще радость общения
с искусством, есть любовь, семья, дети. Все это должно при-
сутствовать в жизни каждого. Если же человек от этого уходит
целиком в работу, то он обкрадывает себя. Поэтому, безуслов-
но, смена деятельности необходима. Когда есть время, я иду в
спортивный зал играть в баскетбол, выступаю на соревновани-
ях за команду ветеранов на первенство города. Пообщаться,
войти в азарт игры, постараться забить больше, чем другие,
выиграть – это для меня. Стараюсь чаще посещать футбольные
или хоккейные матчи, так как заядлый болельщик. Знаю и
люблю все наши творческие коллективы за их высочайший
профессиональный уровень. Посещаю премьерные спектакли,
юбилеи театров, творческие вечера артистов. Иногда пою в
кампаниях своих друзей, могу спеть и с оркестром, но не на
публику, а просто потому, что это приносит мне радость.
ные вопросы, все важные мероприятия решаем и проводим
сообща. Да, это в значительной мере определяется моей лич-
ной позицией, поскольку я считаю, что все уровни власти об-
ласти должны действовать слаженно. Но, повторюсь, нужны
единые, строго соответствующие закону правила взаимодей-
ствия. Тогда определяющим фактором не будут выступать
личные соображения губернаторов и мэров. Тогда у нас рез-
ко уменьшится противостояние, которое мы в последнее вре-
мя часто наблюдаем между главами региональной и муници-
пальной ветвей власти.
— А что Вы считаете нужно сделать для улучшения
отношений между регионами и Центром. И как Вы отно-
ситесь к идее назначения губернаторов.
– Самое главное – нам нужна сильная, честная, понятная
в своих действиях федеральная власть. Надеюсь, именно та-
кая власть в России появилась. Она должна определить, если
надо, дополнительно отрегулировать на законодательном
уровне, ясные правила взаимодействия с регионами. Чтобы у
всех были единые права, четко обозначенные полномочия и
обязанности. В противном случае конфликты неизбежны. И
самый яркий тому пример – Чечня.
Я – за строгую вертикаль власти. Но считаю, что губернато-
ра должно избирать население. Во-первых, это показатель де-
мократичности общества. Люди имеют полное право решать,
кто должен ими руководить. А, во-вторых, избрание губерна-
тора значительно повышает меру его ответственности.
– На уровне регионов гражданское общество еще
долгие годы будет оставаться зависимым от власти. Что,
по-Вашему, нужно сделать, чтобы процесс взросления
общественных институтов был менее болезненным,
чтобы они не были иждивенцами.
– Что касается понятия «иждивенцы», то общественные
институты отнюдь не призваны зарабатывать деньги. У них
совсем иное предназначение. Такие институты помогает со-
держать общество, в том числе различные структуры, кото-
рые имеют финансовые средства и понимают важность соот-
ветствующих вложений. В России подобные структуры не
очень в этом плане активны. Думаю, в определенной степени
это объясняется тем, что они пока не видят реальной отдачи
от деятельности общественных институтов.
Между тем, крепкие общественные институты – это опять
же показатель демократичности общества. И если у нас во
многом болезненно прививаются принципы демократии, то
это совершенно естественно отражается и на формировании
общественных институтов. Никаких чудес здесь произойти не
может. Процесс этот эволюционный.
– На днях Владимиром Путиным подписан указ о
создании института представителей Президента РФ в
семи федеральных округах. Меняет ли этот документ
как-то отношения между регионами и федеральным
центром, и как Вы его восприняли: только лишь как
В доме детского творчества
Болотнинского района
Новосибирской области