– Леонид Эдуардович, за десять
лет Вы сделали достаточно удачную
карьеру, причем в том возрасте, когда
у многих эта карьера только начина-
ется. Вы же поработали и в бизнесе, и
в госаппарате, и теперь вот – депутат
Государственной Думы. В чем специ-
фика сегодняшней Вашей работы и в
чем причина успеха.
– Успехом это называть пока рано.
Мне действительно пришлось порабо-
тать в нескольких, различных по сути и по
организации деятельности, структурах: в
крупных банках, в аппарате, теперь в
парламенте. Однако в бизнесе я всегда
работал в качестве наемного менеджера,
а в госаппарате занимался управлением и
разрешением кризисных ситуаций, то
есть пытался реализовать те знания и на-
выки, которые были получены ранее. Ра-
бота депутата имеет свою специфику, но
ведь в Думе я далеко не новичок и уже
дважды в разное время был «парламент-
ским чиновником».
– Немногим в новой Думе это уда-
ется, согласитесь.
– К сожалению, сегодня приходится
наблюдать, что многие депутаты пришли
Леонид Эдуардович Слуцкий
Заместитель председателя Комитета
по международным делам Государст-
венной Думы Федерального Собра-
ния РФ.
Родился 4 января 1968 г. Закончил
Московский государственный уни-
верситет экономики, статистики и
информации (МЭСИ) по специаль-
ности «менеджер». Кандидат эконо-
мических наук.
В 1990–1991 гг. – заведующий секто-
ром Верховного Совета РСФСР.
1992–1993 гг. – советник мэра Моск-
вы по взаимодействию с Администра-
цией Президента и Правительством
РФ. 1994 г. – руководитель секрета-
риата заместителя председателя Госу-
дарственной Думы РФ. 1994–1997 гг.
– председатель совета директоров
Промышленно-инвестиционного
банка. 1998–1999 гг. – заместитель
председателя правления Уникомбан-
ка. C 1999 г. – член Президиума Неза-
висимой Ассоциации «Гражданское
общество». С 1999 г. – депутат Госу-
дарственной Думы.
Избран по списку ЛДПР (номер 13).
Женат. Жена – домохозяйка.
На переговорах
министра иностранных
дел России И.С. Иванова с
министром иностранных
дел Франции Юбером
Видрином
«
в Думу случайно, они вообще не предпо-
лагали, что станут депутатами. Как ре-
зультат – недостаток профессионализма.
Многие новые депутаты даже не знакомы
с Регламентом Государственной Думы.
Однако мне кажется что не стоит одно-
значно оценивать таким образом всех де-
путатов. Многие пришли в главный зако-
нодательный орган страны уже поработав
в местных законодательных собраниях, в
Думе сегодня работают большое число
депутатов предыдущих созывов и т.д. Так
что есть у кого учиться. Вообще не надо
пугаться этого процесса. Меня с детства
удивляли люди, которые не могут учиться,
«застревают» на определенном уровне,
думая, что все достигнуто. Время летит
чрезвычайно быстро. Не успеешь огля-
нуться, как пройдет четыре года, и нужно
отчитываться перед избирателями. Осо-
бенно хотелось бы подчеркнуть, что глав-
ное сейчас – сохранение вектора позитив-
ного настроя на работу Думы, чтобы пред-
ставители различных политических сил не
были разноориентированы, не тянули в
разные стороны, как Лебедь, Рак и Щука.
В конце концов, мы работаем на одно об-
щее дело – процветание нашей страны.
Кстати, в нашем Комитете по междуна-
родным делам принцип «командной ра-
боты» разделяется еще и потому, что мы
постоянно сталкиваемся с представителя-
Леонид СЛУЦКИЙ:
ГЛ
А
В
Н
О
Е
УМ
ЕТЬ
ДЕРЖ
АТЬ
УДАР»
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
pg_0002
23
ми парламентов других стран, в которых
корпоративная солидарность всегда про-
является, когда речь идет о позиции стра-
ны на международной арене.
– Чем Вы заняты в Комитете. Ка-
кие основные проблемы приходится
решать.
– Я являюсь председателем подкоми-
тета по межпарламентскому сотрудничест-
ву, и кроме того – заместителем руководи-
теля делегации Федерального Собрания в
Парламентской Ассамблее Совета Европы
(ПАСЕ). Комитет за очень короткий срок
смог проделать значительный объем ра-
боты. С начала работы Думы мы немед-
ленно занялись подготовкой к апрельской
Сессии ПАСЕ. Во исполнении резолюции
ПАСЕ № 1444 «Конфликт в Чечне» был
подготовлен и проведен визит в Чечню
временной комиссии Бюро ПАСЕ во главе
с лордом Джаддом. Кроме того, при под-
готовке к апрельской сессии, наш комитет
при содействии более 10 федеральных ве-
домств подготовил первый на государст-
венном уровне фронтальный доклад по
всем пунктам упомянутой резолюции ПА-
СЕ, впоследствии распространенный в
Страсбурге по национальным делегациям.
Апрельскую сессию ПАСЕ многие «ком-
ментаторы» несправедливо оценивают как
провальную для России. Замечу, некото-
рые эксперты вообще сомневались: стоит
ли участвовать в этой сессии. Нам удалось
настоять на визите парламентской делега-
ции. В противном случае Россия получила
бы еще меньше голосов в свою поддерж-
ку, потому что не явившись в Страсбург,
мы косвенно признали бы за собой часть
вины. Делегация руководствовалась под-
ходом – если сохранялась возможность
повлиять на Совет Европы, мы должны это
сделать. В итоге удалось сократить до ми-
нимума (перевес составил всего 9 голосов
за урезание полномочий российской деле-
гации) количество парламентариев, нега-
тивно оценивающих роль России в ходе
антитеррористической операции на Се-
верном Кавказе. Россия хочет и может ра-
ботать в Совете Европы, в Парламентской
Ассамблее Совета Европы при условии
здравого, а не эмоционального подхода к
нашим проблемам. Именно такой подход
проявила завершившаяся 11 мая 106-я сес-
сия Комитета Министров Совета Европы.
сифовичу Ресину, человеку мудрому, цель-
ному, высоко ценящему дружбу, умеюще-
му поддержать в трудную минуту.
К примеру, председатель нашего ко-
митета Д.О. Рогозин – настоящий профес-
сионал, в полной мере обладающий этим
качеством. Это нас объединяет, и мне
приятно работать с ним в одной команде.
Кроме того, мне всегда казалось важ-
ным качеством умение держать удар.
Ну, а что касается отдыха, то это вещь
настолько редкая, что порой забываешь о
нем. Иногда, впрочем, дня на два удается
вырваться к морю. Да и то приходится
там большей частью отсыпаться, а затем
– снова к работе. У нас ведь еще очень
много нерешенных задач.
элементов сотрудничества, в первую оче-
редь налаживание коммуникационных ка-
налов, возобновление полетов.
Мы считаем необходимым условием
позитивных изменений возрастание роли
парламентов дружественных Ираку
стран. Так, Государственная Дума России
уже успела принять Заявление по Ираку,
тем самым консолидировано поддержать
позицию руководства России в вопросе о
снятии режима санкций и нынешней, по
сути дела, блокады Ирака. Сегодня в ка-
честве одной из важнейших наших задач
мы видим создание на уровне межпарла-
ментских взаимоотношений условий для
постепенного изменения позиции по
Ираку ведущих западных стран.
– Известно, что не только ПАСЕ
входит в перечень объектов присталь-
ного внимания Вашего Комитета.
– Конечно, Комитет работает по мно-
гим направлениям, к примеру, проводят-
ся консультации о назначении и отзыве
диппредставителей, вопросы разоруже-
ния и контроля за вооружениями. Коми-
тет по международным делам был ответ-
ственным за подготовку к рассмотрению
Государственной Думой Договора СНВ-2
и документов по ПРО, Договора о всеоб-
щем запрещении ядерных испытаний. В
нашей компетенции проблемы междуна-
родного научного, социального, инфор-
мационного, экономического сотрудни-
чества, международно-правовые вопро-
сы, межпарламентские связи и т.д.
Совсем недавно завершился визит на-
шей парламентской делегации в Ирак, ко-
торую я возглавлял. Сегодня Ирак выпол-
нил требования, изложенные в резолюци-
ях Совета Безопасности ООН, но санкции с
него так и не сняты, что отражается на со-
циальном положении в этой стране и, бе-
зусловно, на экономических аспектах вза-
имоотношений с Россией. Наша делегация
участвовала в заседании Координацион-
ного Комитета Багдадской конференции,
встречалась с руководителями Ирака: ви-
це-премьером Тариком Азизом, предсе-
дателем Национального Совета (Парла-
мента) Саадуном Хаммади и т.д. Наша по-
зиция по Ираку сегодня становится все бо-
лее четкой – необходимо возобновление
ряда непротиворечащих режиму санкций
– Что помогает в такой напряжен-
ной работе. Какой настрой, какие
жизненные принципы.
– Мой главный жизненный принцип –
уметь по-настоящему дружить. Мы роди-
лись и долгое время прожили в условиях
советского времени, и у каждого была на-
дежда на существенный пакет социальных
льгот, предоставлявшийся тогда системой
и особое значение играла дисциплина, ко-
торую я понимаю не на уровне военных
приказов, а как умение выполнять взятые
обязательства. Сейчас, к сожалению, и то и
другое во многом разрушено или утрачено.
Между тем, хотим мы себе в этом при-
знаться или нет, дружба, наши личные кон-
такты стали главным мерилом не только
человеческих (так было всегда), но и про-
фессиональных отношений. Именно они
позволяют нам достигать высоких резуль-
татов, равно как и «выживать» в условиях
постоянного «форс-мажора», который
жизнь, в последнее время, увы, частенько
всем нам подбрасывает. Многие государ-
ственные ведомства так и не смогли нала-
дить полноценную работу. Хотя есть и ис-
ключения, к примеру, Министерство ино-
странных дел. Скорее всего это связано с
задачей министерства – поддержанием
высокой роли и авторитета России в мире.
Именно там, где ставятся важные задачи,
люди быстрее находят общий язык, фор-
мируют единую команду. Мне, впрочем,
всегда везло на таких людей. Например, я с
большим уважением отношусь к одному
из руководителей Москвы Владимиру Ио-
С вице-премьером Ирака Тариком Азизом
С вице-премьером Ирака Тариком Азизом
С патриархом Московским и всея Руси
Алексием II после награждения
орденом Преподобного Сергия
Радонежского II степени