КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
24
«Ж
изнь
м
е
н
я
непло
хо
ведет»
Олег ЯНКОВСКИЙ:
– Не верьте ни одному
его слову! – улыбаясь,
прокричал мне через
весь зал Марк Рудин-
штейн, отец «Кинотав-
ра», уходя из Дома
актера, где мы встре-
чались с Олегом Янков-
ским, теперь уже веч-
ным неотразимым
Мюнхгаузеном для
большинства из нас.
Ведущий актер леген-
дарного Ленкома,
неисполнимая мечта
половины женского
населения бывшего
Союза, Кавалер Почет-
ного Золотого знака
«Общественное при-
знание» лукаво улыб-
нулся и выжидательно
посмотрел мне в глаза:
«С чего начнем.»
pg_0002
25
– Вы любите анализировать свои
поступки, чувства, ситуации.
– Да, конечно. Только внутри себя.
Публично – нет.
– А что Вам ближе – простые исти-
ны или возвышающий обман.
– Простые истины: «Все на круги
своя», «Что посеешь – то и пожнешь»...
Вроде прописные слова, но очень глубо-
кие. На них зиждется жизнь.
– Вы похожи на своего отца.
– Нет, я на маму больше похож.
– А сын на вас похож.
– Наполовину.
– У вас есть мужская дружба в се-
мье между поколениями.
– Думаю, могла бы быть более иде-
альной. Дело в том, что все мы занима-
емся одной профессией – и мой старший
брат, и сын, и каждый стремится к лидер-
ству – и тут всего очень много намешано:
и конституция человеческая, и нервная
система, и психика, и тщеславие, и само-
любие...
– А Вы умудрялись успевать быть
отцом, или Вас на это уже не хватало.
– У-у-у, куда Вас заносит... Нет, вот ес-
ли говорить о душе, о желании быть ря-
дом, то зачастую, когда был один, после
съемочного дня, в гостинице, конечно, все
мысли были о доме, о сыне. Но, безуслов-
но, этого мало, и детям всегда не хватает
нашего общения. А жизнь устроена так, что
состояться в профессии невозможно, не
занимаясь ей всерьез. А я ведь еще был ар-
тистом Саратовского театра, и утвердиться
артисту с периферии в столице, на этом ог-
ромном рынке, еще сложнее. Поэтому ког-
да предоставился случай и судьба повела,
то, конечно, все время было отдано про-
фессии. Но, тем не менее, в редкие часы,
которые я оказывался рядом с сыном, меня
оторвать от него было невозможно. Но, на-
верно, главная миссия родителя не в том,
чтобы все свое время посвящать ребенку, а
в стратегии воспитания.
– Расскажите, пожалуйста, о Ва-
шем любимом городе.
– Я родился в Джезказгане, но ска-
зать, что я его помню, и он был бы мне
родным, не могу. Долгое время я жил в
Саратове, вот к нему отношение трога-
тельное до сих пор. Время было нелегкое:
отца репрессировали, мы жили с мамой и
бабушкой, была такая неустроенность...
Но здесь прошло детство, здесь состоя-
лись первые шаги в профессии – в теат-
ральном училище. И в памяти остался да-
же не столько город, а какие-то его места
– двор, где жил, улица, где учился, и т.п.
И вот этот мирок, хранящийся в памяти,
энергетически меня подпитывает, заря-
жает. Еще был в моей жизни славный го-
род Минск, где тоже прошли первые ша-
ги на сцене Минского театра. Так что
юношеские годы у меня оказались раз-
бросанными по городам, и в каждом бы-
ло какое-то тепло, и каждому городу я
благодарен по-своему. Но самый люби-
мый, родной город, где мне хорошо, в
котором хорошо жить и хорошо возвра-
щаться, – это Москва. Я как-то органично
в него вошел, и у меня такое ощущение,
что, может, в какой-то другой жизни я
жил в Москве. Ее аура, энергетика, сумас-
шедший ритм, который многие считают
ее недостатком, мне близки. И сколько
бы я ни бывал за границей, в красивей-
ших местах, меня тянет домой, хотя не
могу сказать, что, вернувшись, я каждый
вечер гуляю где-нибудь в переулочках
Москвы. Но проезжая на машине, я все-
гда любуюсь, как Москва хорошеет, и ду-
маю: «Надо бы обязательно пройтись
здесь пешочком, не торопясь...» И с этой
мыслью... с этой мыслью...
– Проходят годы...
– Да! Но часто, зная, что могут быть
пробки, я выезжаю из дома пораньше и
делаю лишнее кольцо по тем любимым
московским улочкам, которые по пути, и
получаю большое удовольствие.
– А какие улочки у Вас любимые.
–... Так сложно сказать... Может, Вы
это сформулируете, объясните, почему
так бывает: можно получить шикарную
квартиру в самом лучшем районе, но там
тебе будет нехорошо...
– Наверное, оттого, что наша при-
вязанность к каким-то местам обус-
ловлена пережитыми, или наоборот –
не пережитыми там чувствами.
– Не только... Нет, что-то еще другое
есть... Мы в шутку говорим о Домовом, а,
может, это не шутки. Наверное, какие-то
точки на Земле, в которых нам хорошо,
определяются космосом, возможно, за-
висят от нашего знака зодиака... Можно
еще много чего наговорить, но почему-то
в одном шикарном престижном районе
тебе дискомфортно, а в другом, непри-
метном, – тепло и хорошо. Поэтому в
Москве я не могу выбрать какого-то од-
ного места, куда бы я приходил «подпи-
тываться» эмоционально. Их много. Ска-
жем, очень люблю свою набережную –
Фрунзенскую, где живу. Там какая-то
очень хорошая аура. Люблю многие ста-
рые московские переулочки...
– В каких отношениях Вы с техни-
кой.
– В ужасных, чудовищных!
– Но машину-то Вы водите.
– Это не есть отношения с техникой.
Кроме газа и тормоза я так, по большому
счету, ничего и не освоил... И не тянет...
Не моя стихия.
– А что Ваша стихия, кроме про-
фессии.
– Фантазия.
– И в чем она проявляется.
– Мое любимое времяпрепровожде-
ние – сесть где-нибудь в уличном кафе,
взять чашечку кофе и, глядя на то, что
происходит вокруг, воспринимать реаль-
ную жизнь и фантазировать по ее поводу.
Такое бывает и в машине, когда еду. Не
случайно же я выбрал такую профессию
(или она меня.), где фантазия необходи-
ма. Иногда фантазии мне мешают сосре-
доточиться на какой-то хорошей литера-
туре: натолкнувшись на интересную
мысль и дав толчок фантазии, я иногда
так далеко улетаю в своих мыслях, что не
сразу замечаю, что читаю дальше механи-
чески, уже не воспринимая, что прочел...
– Интересно, какой литературой Вас
можно увлечь так, что Вы зачитаетесь.
– Не могу сказать, что читаю трилле-
ры, урывая для этого каждую свободную
минуту. Я все-таки люблю «комфортно»
общаться с литературой. С литературой, в
которой есть четвертый, пятый план...С
литературой, которая подталкивает твою
фантазию, и ты начинаешь мысленно ри-
совать уже много чего... Такие книги у
Трифонова, например. Он меня очень ув-
лек в свое время... «Дом на набереж-
ной»... Я про этот дом могу нафантазиро-
вать больше, чем написал сам Трифонов.
Поскольку у меня тоже был репрессиро-
ван отец, и мне эта тема близка. Возвра-
щаясь к фантазии, добавлю, что, навер-
ное, поэтому же мне близки и картины
авангардистов. Не могу сказать что это
мое хобби, но у меня даже есть неболь-
В родном кругу кинематографистов:
«Свой среди своих»
В родном кругу кинематографистов:
«Свой среди своих»
pg_0003
ния своей личности. В России я чувствую
вес, ощущение своей личности, а там это
все исчезает. И ты не понимаешь, почему
же так дискомфортно. Оказывается, вот
почему... Оказывается, взгляды на тебя
другие... Оказывается, то внимание, кото-
рое ты заслужил по отношению к себе сво-
ей профессией, очень питает тебя. Оказы-
вается, это необходимая часть профессии.
И когда мы порой капризно возмущаемся,
что надоело вечно быть на виду, что мы
мечтаем, чтоб нас не замечали в толпе, –
это все неправда. Вот когда это все вдруг
исчезает (как это обычно бывает где-ни-
будь за границей), тогда сразу чувству-
ешь, как тебе этого недостает. И только в
Италии у меня было по-другому, потому
что туда я приезжал заниматься делом,
сниматься у Тарковского в «Ностальгии».
– Значит, Пушкин лукавил, когда
писал: «Что слава. Яркая заплата на
– Весной. Терпеть не могу эту длин-
ную сырую осень, когда темнеет в четыре
часа. Сейчас смотришь – девятый час, а
еще светло. А скоро и в одиннадцать бу-
дет светло! Глаз начинает гореть... К лету,
правда, привыкаешь... Но к концу его уже
начинает томиться душа, что еще не-
множко – и снова эта слякоть, темень в
четыре часа... В старой доброй Руси все,
кто подвержен осенней хандре, уезжали
подальше от этого в другие страны, мо-
жет, со временем и мы тоже сможем это
себе позволить... Осенняя депрессия, на-
верное, связана, опять-таки с характе-
ром, с профессией, это типично для лю-
дей искусства, которые воспринимают
жизнь всей своей нервной системой, ко-
жей, подкоркой...
– Что еще Вы не любите.
– Можно, как Высоцкий сейчас запеть
«Я не люблю, когда ...» И перечислить
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
26
шая коллекция русского авангарда дома,
которая подобралась как-то сама-собой,
когда я часто общался с художниками, у
меня немало друзей среди них, я бывал в
их мастерских. Кстати, у меня вообще нет
хобби в общепринятом смысле этого сло-
ва. Сказать, что я с нетерпением жду сезо-
на рыбалки или охоты, – этого ничего нет.
Но, оказывается, есть и увлечения другого
рода – находить интерес в мысленном
общении с самим собой, погружаться в
свои фантазии... Жаль, что мне Бог не дал
таланта писателя, а то бы я все это еще и
записывал – иногда прелюбопытные сю-
жеты рождаются... и умирают. Через не-
сколько дней пытаешься вспомнить, что ж
там так хорошо складывалось-то. Но нет.
Все вылетело из головы. Поэтому когда
кого-то удивляет, как же это он там так
сыграл, отвечаю: Да потому что нафанта-
зировал! Я очень люблю молчать в ролях.
По той же причине. Кстати, у нас хороший
разговор, спасибо Вам, мы никогда ни с
кем не говорили на эти темы – об анализе
своей актерской природы, профессии,
хотя об этом с годами все больше заду-
мываешься, но гонишь эти мысли от себя,
думая, зачем это нужно, когда есть теат-
роведы, критики, психологи, в конце-
концов – пусть они этим занимаются и ло-
мают головы, что же это за люди – актеры
и люди ли они вообще... Шучу. Конечно,
люди, и хотя они отлучены от церкви, но
это люди Божьей профессии.
– Бывало такое, что Ваша фанта-
зия Вам вредила.
– Иногда я боюсь фантазировать и
суеверно стучу по дереву. Потому что не-
сколько раз так было, что я подумал о
чем-то, а оно так и случилось.
– Как у Вас интересно сочетается
вся эта мешанина из гороскопов, суе-
верий, Бога, космоса и т.п....
– Да, действительно, но многое, как
мне кажется, имеет под собой какую-то
почву, поскольку была масса совпадений.
Но я не люблю, когда гадают, сам никогда
не гадаю, терпеть не могу передачу «Тре-
тий глаз» или что-то в этом роде, когда на
экране дьявольщина какая-то происхо-
дит.
– А Вы нет-нет смотрите телеви-
зор. Обычно люди творческие скеп-
тически относятся к телепрограммам,
не считая новостей.
– Я часто смотрю телевизор. Люблю
Ворошиловскую «Что, где, когда.», «О,
счастливчик» Диброва и еще ряд про-
грамм.
– Вы осторожный человек.
– Очень. Жизнь заставила. На съем-
ках фильма «Гонщики» шансов выжить
не было. И это было дважды. И когда я
после этого остался без царапины, то по-
нял, что это было предупреждение, и на-
до быть очень осторожным.
– У Вас есть любимая страна, кро-
ме Родины.
– Италия. Так сложилось, что я туда
приезжал не бедным родственником. Там
я впервые сформулировал для себя, что
же такое ностальгия. – Это потеря ощуще-
ветхом рубище певца...».
– Хотел бы я видеть лицо Александра
Сергеевича, если бы перед ним закрыли
двери в салон!.. Или просто он не был бы
желанным в каждом доме... Я б на него по-
смотрел! Не знаю, заплатка или не заплат-
ка слава, но его же перу принадлежит «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...»
– А, кстати, Вы свои фильмы може-
те смотреть.
– Некоторые не могу, а некоторые
смотрел так, что, поверьте, забывал, что
это моя картина. Это случилось с «Поле-
тами во сне и наяву», с Мюнхгаузеном,
куски в «Крейцеровой сонате»... Будто и
не я сделал.
– Вам везло на талантливых, зна-
менитых режиссеров, а кто из них Вам
наиболее близок.
– Боюсь кого-нибудь обидеть... Все
они разные, и все сыграли в мой судьбе
значительную роль – Басов, Карелов,
Авербах, Тарковский, Швейцер, Балаян,
Захаров...
– А в какое время года Вы себя
лучше чувствуете.
много чего.
– В таком случае, чего в Вас больше
– приятия жизни или единоборства,
разлада с ней.
– Нет, я все-таки как-то стараюсь
жить в ладу с ней. Да, многие творческие
люди часто конфликтуют не то, что с об-
ществом, системой или еще чем-нибудь,
а даже с самим собой. И это, кстати, мо-
жет рождать в художнике очень много.
Таким был Тарковский, например. К со-
жалению, он ушел очень рано, а вот ког-
да вдруг стало все разрешено – как бы он
себя чувствовал... Я все-таки другой про-
фессией занимаюсь – она авторская, но
не в той степени, как писатель, компози-
тор, режиссер... Актер же выполняет чью-
то установку, волю, да. Я сформулировал
для себя одну из необходимых позиций
артиста, с которой, может, некоторые
мои коллеги и не согласятся: это умение
«принадлежать». Как это было у тех, кто
снимался у Тарковского, например. У не-
го же авторское кино (он ведь все про се-
бя всегда снимал!), и моя задача как акте-
ра – почувствовать: что же тебя мучает,
«Как хорошо быть Кавалером!»
pg_0004
Андрей Арсентьевич. Как это передать.
То же было и с Толей Солоницыным, Ри-
той Тереховой. Так складывался круг
«его» актеров, которым удавалось «по-
чувствовать» режиссера, и поэтому ему
удобно было с ними работать. Это не зна-
чит, что они теряли свою индивидуаль-
ность, это другое.
– Что Вам ближе – море, лес, горы.
– Средняя полоса России. Море я
люблю – смотреть, любоваться морской
гладью. Но такого, чтоб заплыть подаль-
ше... мне это не доставляет удовольствия,
хотя я и «рыба» по гороскопу. Глубина по-
до мной, тайна того, что нами еще не из-
ведано, меня как-то «сжимает». В бассей-
не, когда знаю, что до дна могу достать, я
чувствую себя как-то комфортнее...
– У Вас есть любимые животные.
Кто-нибудь живет в Вашем доме.
– Обожаю собачек, но нам с ними не
везет, погибали они ужасно. Пока не мо-
жем пересилить себя и новую не заводим.
Сейчас у нас живет очаровательный кот
Джаз, черный, с зелеными глазами, такая
маленькая «пантера». До его появления
кошек я не понимал и не замечал, но те-
перь вижу: космическое животное! И лас-
ку он иногда так царственно подарит!..
– Я знаю, Вы сейчас снимаете
фильм как режиссер. Зачем Вам это
нужно.
– Вот! Хорошая мысль: зачем мне это
нужно. Если б мы делали всегда то, что
нам нужно... Скажу честно, что я всегда ду-
мал о режиссуре, а с годами почувствовал,
что наступает какой-то период созидания.
Думаю, что этой профессии научиться
нельзя, и тому много примеров, когда лю-
ди из актеров становились блистательны-
ми режиссерами – Марк Захаров, Юрий
Любимов. Я не хочу проводить параллели
с собой, но мне тоже захотелось попробо-
вать себя в новом качестве. А, надо ска-
зать, меня к этому долго подталкивали – и
Марк Анатольевич в том числе, который
27
не раз предлагал мне, и другим актерам
что-нибудь поставить в театре. Но до сих
пор так никто и не рискнул это сделать, по-
тому что настолько яркая стилистика и по-
черк у Захарова, он создал такой сильный
театр, что «замахнуться на Вильяма наше-
го, на Шекспира» просто не хватает духу. В
БДТ времен Товстоногова было то же са-
мое. А с кино получилось очень интересно.
Я шага не сделал, чтобы родился этот про-
ект. Я не то, чтобы не спал ночами, думая,
какой бы сценарий поставить. Или искал
деньги на постановку... Такого не было.
Это просто стечение обстоятельств. А по-
скольку жизнь меня неплохо ведет, я это-
му сопротивляться не стал.
Все началось со звонка Михаила Агра-
новича: «Олег, ты пьесу Птушкиной «По-
ка она умирала» во МХАТе видел.» – «Ви-
дел». «Как тебе.» – «Забавно». «Есть воз-
можность снять по ней фильм». Так нео-
жиданно начались наши «Рождественские
грезы», как будет называться эта картина.
Очень добрая, человеческая история, ка-
ких сегодня не хватает. Если бы мне пред-
ложили дебютировать с каким-то концеп-
туальным сценарием, я бы, наверное, и не
рискнул это делать, а то, что история неза-
тейлива, рассчитана всего на четырех ге-
роев, в данном случае хорошо. В резуль-
тате я играю и режиссирую, а Михаил Аг-
ранович – снимает как оператор и тоже
режиссирует. У нас играют замечательные
Екатерина Васильева, Ирина Купченко и
актриса Ленкома Наталья Щукина. К лету
мы планируем закончить съемки, а пре-
мьера намечена к Новому году.
– Как же это можно совмещать с
Вашей основной работой – ведь съем-
ки, как правило, поглощают режиссе-
ра целиком.
– Не знаю. Может, мы с вами встре-
тимся еще, когда закончатся съемки, и
тогда я расскажу, как это все было. А пока
– не знаю. Это как учиться плавать...
С женой и сыном на «празднике жизни»
С женой и сыном на «празднике жизни»
На съемках «Рождественских грез»
режиссер Янковский в прямом и
переносном смысле сдувает пылинки
с собственного внука, дебютирующего
в дедушкином фильме.