ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
54
– Кто же эти любопытствующие. –
поинтересовалась я у ректора универ-
ситета, доктора культурологических
наук, профессора, члена Санкт-Петер-
бургского Английского клуба Алек-
сандра Запесоцкого. – Это абитуриен-
ты, или их родители, или учителя
школ, – отвечал Александр Сергеевич,
– короче, все те, кто может быть заин-
тересован в нашем вузе. И мы предо-
ставляем им такую возможность по-
смотреть все своими глазами.
А посмотреть, действительно, есть
на что. Чего, например, стоит библиоте-
ка университета, одна из лучших в стра-
не! Или студия музыкальных техноло-
гий, не имеющая аналогов в России!
Или спортивно-оздоровителный ком-
плекс, включающий большой и малый
спортивный, тренажерный залы, соля-
рий, сауны и бассейны... Или театраль-
но-концертный комплекс, оснащенный
по последнему слову техники, в кото-
ром студенты и сотрудники университе-
та регулярно встречаются с выдающи-
мися деятелями искусства, культуры и
науки. Здесь выступали Мстислав Рос-
тропович и Андрей Вознесенский, Бо-
рис Васильев и Александр Зиновьев,
Сергей Капица и Николай Платэ, Почет-
ные доктора Университета и его много-
численные гости. Да разве всех перечис-
лишь!..
Даже бегло пройдясь по универси-
тету, невольно проникаешься уваже-
нием к тем, кто сумел создать это со-
временное комфортабельное «госу-
дарство в государстве», где царит ра-
зум, прогресс и порядок. Как же уда-
лось всего этого добиться на фоне все-
общего бедствования высшей школы.
– Оказывается, – улыбается Алек-
сандр Сергеевич, – если тратить день-
ги, которые мы зарабатываем, не на
себя, а на укрепление материальной
базы, – то их вполне хватает, на все,
что нужно. Наш бюджет на 81 процент
состоит из платы студентов за учебу, а
остальные 19 процентов – доходы от
научных исследований и дополни-
тельных услуг, которые вуз предостав-
И
Н
Т
ЕЛ
Л
ЕК
Т
П
Л
Ю
С
Первое, что бросилось
в глаза – это толпы экс-
курсантов, которые в
сопровождении гидов,
с почти музейным бла-
гоговением, ходили по
университету.
Вы видели когда-ни-
будь экскурсии в вузе.
Вот и я нет, а в Санкт-
Петербургском Гумани-
тарном университете
профсоюзов это –
обычная практика.
ВУЗ
XXI ВЕКА
:
pg_0002
55
ляет студентам и коллективу.
– Конечно, – ухмыльнется скептик,
– «дерут» деньги с «новых русских», и
живут себе припеваючи. И ошибется,
потому что учатся в этом университете
отнюдь не дети нуворишей. Свыше по-
ловины студентов СПбГУП – это выход-
цы из семей интеллигенции и рабочих,
около трети – дети бизнесменов, круп-
ных руководителей, управленцев. А
сотни лучших студентов университет
обучает без взимания платы – за счет
собственных внутренних ресурсов. От-
куда же, спросите вы, у детей нищей
нынче интеллигенции деньги на учебу.
Оказывается, многие предпочитают
подрабатывать, чтобы иметь возмож-
ность учиться именно в этом универси-
тете, поскольку потом, по его оконча-
нии, у них не будет проблем с устройст-
вом на хорошую работу. Факт налицо:
Д
УХ
О
В
Н
О
СТЬ
диплом СПбГУП высоко котируется на
рынке труда. А почему, думаю, объяс-
нять не надо. Сегодня ценятся высоко-
квалифицированные кадры, и именно
такие готовит университет.
В том, что Санкт-Петербургский гума-
нитарный университет профсоюзов, по
словам академика Дмитрия Лихачева,
стал «университетом XXI века», безуслов-
но, заслуга его ректора Александра Запе-
соцкого, который сумел создать «модель
образования будущего», как назвал этот
феномен Игорь Бестужев-Лада.
– Я пришел сюда педагогом и неча-
янно дорос до ректора. – рассказывает
профессор Запесоцкий. – Когда проф-
союзы – отцы-основатели нашего уни-
верситета стали не в состоянии финан-
сировать вуз, мы оказались перед ди-
леммой: искать другую работу или вой-
ти в рынок, обеспечив самофинансиро-
вание. Мы избрали второй. Конечно,
задача была несколько самонадеянной,
потому что в мировой практике таких
высших учебных заведений, как наше,
нет. Везде, будь то США или страны Ев-
ропы, минимум на 30 процентов вузы
финансирует государство. Появившие-
ся у нас с перестройкой частные вузы,
которые берут деньги за обучение, за-
частую не располагают приемлемой ма-
териально-технической базой, а рабо-
тают по принципу университетов марк-
сизма-ленинизма: снимают помеще-
ния, в которых студенты в верхней
одежде занимаются чуть ли не круглый
год, потому что нет даже гардероба, не
то что библиотеки. У нас же есть всё: от-
личное помещение, штатный персонал,
библиотеки, мощные компьютерные
базы и т.д. В стенах нашего университе-
та ведется большая научно-исследова-
тельская работа, мы совершенствуем
методику ведения учебного процесса –
то есть имеем вузовскую инфраструкту-
ру, но живем при этом только на свои
средства – такого в мире нет.
Мы начинали тогда, когда частных
вузов у нас в стране еще не было, а госу-
дарственные, столкнувшися с реалиями
нового времени, занялись неблагодар-
ным делом – они стали кричать: «Мы
бедствуем, дайте нам денег!» В долго-
срочной перспективе, как показало вре-
мя, оно оказалось совершенно ущерб-
ным. Психология нищенства очень плохо
сказывается на коллективе и лишает его
перспективы развития. В результате это
вылилось в то, что вузы, обеспечивая се-
бе только заработную плату, не заботи-
лись о материальной базе. Наша же дея-
тельность выглядела диссонансом: «Не-
важно, что государство не дает нам де-
нег. – Мы сами изыщем средства на все,
что нужно современному университету».
Восемь лет назад у нас был всего
один компьютер фирмы IBM на складе.
Бывая в командировках на Западе, я с
завистью смотрел, как в тамошних вузах
буквально каждая лаборантка имеет
компьютер, и думал, что у нас никогда
такого не будет. Черта с два! Сейчас у
нас одна из самых крупных статей рас-
хода в университетском бюджете – это
уникальная компьютерная сеть, кото-
рую мы постоянно модернизируем. Вся
Знакомые все лица: А. Петров, Д. Гранин,
М. Ростропович, Г. Вишневская, Д. Лихачев,
А. Запесоцкий в стенах университета
Университетская студия музыкальных
технологий, аналогов которой в России нет
Университетская студия музыкальных
технологий, аналогов которой в России нет
pg_0003
ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
56
наша профессура «сидит» в Интернете,
все аспиранты – тоже. То, что получают
у нас студенты, тоже выглядит басно-
словно. На 6-7 студентов университета
примерно один сверхскоростной ком-
пьютер. Вложения номер один – в биб-
лиотеку. У нас уникальные объемы за-
купки книг, периодики по специальнос-
тям и т.д. За много лет не было случая,
чтобы я отказал кафедрам в приобрете-
нии литературы, причем мы покупаем
массовыми тиражами. Ежедневно на
приобретение литературы я подписы-
ваю счета по тысяче долларов! Мы вы-
шли сейчас на позиции, когда студент
берет в нашей библиотеке около ста
единиц хранения в год. У нас уникаль-
ный «читающий» университет.
Мы создали звукорежиссерскую сту-
дию, которая не имеет аналогов, – про-
должает рассказ Александр Сергеевич,
– Мой приятель – ректор университета
во Флориде, который очень активно со-
трудничает с IBM, приезжая сюда, изум-
ляется, когда обнаруживает у нас уже
внедренным в учебный процесс то, что
они видели у себя лишь в виде экспери-
ментальных образцов. Кафедра журна-
листики у нас имеет телевизионную сту-
дию на уровне ведущих каналов Петер-
бурга. За последние три года мы потра-
тили порядка шести миллионов долла-
ров на улучшение материальной базы.
Такая политика университета дала
нашим сотрудникам возможность уве-
ренно работать. Мы ни разу за восемь
лет не сорвали выплату зарплаты, бо-
лее того, мы постоянно наращиваем
объем социальных льгот. Когда проф-
союзы взялись подсчитать, что делает
администрация для коллектива, то на-
бралось 120 позиций. А льготы самые
разные, начиная с того, что всем со-
трудникам мы покупаем проездные би-
леты, и заканчивая тем, что хороший
работник, который не имеет взыска-
ний, получает дополнительно два ок-
лада в год. Кроме того, это и подарки
детям сотрудников к Новому году, воз-
можность почти бесплатно учить своих
детей в нашем университете, оплата
различных форм повышения квалифи-
кации, помощь в летнем отдыхе и т.д.
То есть у нас есть то, что было при со-
циализме, но совершенно улетучилось
сейчас в большинстве трудовых кол-
лективов – это уверенность в завтраш-
нем дне. Правда, в духе нашего жест-
кого времени, при одном условии: ес-
ли ты хорошо работаешь. Если, к при-
меру, у меня педагог будет опаздывать
на лекции или халатно к ним готовить-
ся, то, несмотря на то, что у него трое
детей, я его уволю. И мне бесполезно
говорить: «Как я буду кормить своих
детей.» Я скажу: «Это Ваше личное де-
ло». Фактически у нас действует такая
капиталистическая требовательность
при социалистических гарантиях.
В нашем вузе, продолжает
Александр Сергеевич, – многие вопросы
поставлены очень твердо: это вуз без
наркотиков. У нас не бывает правонару-
шений. Мы каждый год наращиваем
объем сервисных услуг для студентов. У
нас не практикуются звонки родителей в
деканат, когда они просят отпустить сво-
его ребенка вместе с ними на отдых в
учебное время. И такого, чтобы полгода
«бить баклуши», а потом рассчитывать,
что, авось, пронесет на сессии, у нас то-
же нет. Или ты пашешь – или ты ухо-
дишь. Требования беспощадные, несмо-
тря на то, что студенты платят за свое
обучение. Отсев после первого курса мо-
жет быть до 30 процентов. К нам нельзя
запихнуть за деньги балбеса, который не
хочет учиться, и родители рассчитывают
купить ему образование. Такой студент
вылетит после первого же курса.
Все это в целом, думаю, и позволяет
говорить о том, что нам удалось создать
качественно новую модель университета,
весьма эффективную в российских усло-
виях. В числе ее важнейших компонен-
тов, например, уникальная локальная
правовая база. В рамках законодательст-
ва мы создали особенную систему право-
вых взаимоотношений в треугольнике
«вуз – педагог – студент». Они заключают
договора, в которых заложены система
взаимных требований, прав и обязанно-
стей. В частности, в университете дейст-
вует юридически закрепленная гарантия
трудоустройства выпускников.
Еще один из компонентов – культуро-
центристская модель образования, со-
ставляющая духовно-нравственный
стержень работы вуза. Мы исходим из
того, что университет – это центр духов-
ности, среда, где формируются новые
поколения российской интеллигенции.
Мы стремимся воспитывать таких людей,
в которых гармонично бы сочетались и
нравственность, интеллигентность и де-
ловитость. На мой взгляд, такая модель
образования наиболее перспективна для
России в новом тысячелетии.
Библиотека университета –
одна из лучших в стране
Выдающиеся деятели искусства,
науки – частые гости СПб ГУП.
В гостях у студентов и сотрудников
университета – Сергей Капица
Физик Жорес Алферов (справа):
«Быть Почетным докторм университета
–очень высокая награда»
Физик Жорес Алферов (справа):
«Быть Почетным докторм университета
–очень высокая награда»