ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩ
ЕСТВО
В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ:
СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Зачастую о гражданском обществе в России
говорят лишь в тех случаях, когда анализиру-
ют общие проблемы взаимоотношений
власти и индивида, или касаются аспектов
политики и общественного развития на уров-
не федерального Центра. Однако для нашей
страны, с ее чрезвычайно атомизированны-
ми общественными институтами, зачастую
локализованными в Москве, такое рассмот-
рение является не только ущербным, но и
опасным. Кроме того, что используются лишь
ограниченные данные о российском общест-
ве (которое показывается исключительно на
уровне столичной «тусовки» или маргиналь-
ного жителя громадного мегаполиса), такие
исследования или такие рассуждения явля-
ются еще и малопригодными с точки зрения
практики, поскольку их выводы далеки от
реальности, их применение невозможно,
а следовательно при видимости ее решения
сохраняется сама проблема развития граж-
данского общества по всей стране. Особое
значение данная проблема приобретает в
связи с последними спорами о том, какова
должна быть модель Федерации, следует ли
реформировать систему представительства
регионов в Совете Федерации и т.д.
(к разработке концепции
российских общественных
институтов)
Сергей АБАКУМОВ,
Председатель Правления
Независимой Ассоциации
«Гражданское общество» и
Национального фонда
«Общественное признание»
27
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
pg_0002
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
28
Один из важнейших аспектов – исторический.
В России жизнь всегда сосредотачивалась в ре-
гионах. И не стоит думать, что Москва и Санкт-
Петербург как города «западной» культуры бы-
ли в прошлом и остаются сейчас «форпостами»
продвижения гражданского общества в глубь
России. Если вспомнить нашу историю, то мож-
но обнаружить ряд интересных общественных
институтов, которые можно считать историчес-
кими предками современных. Так, знаменитое
Новгородское вече было одним из самых пер-
вых общественно-политических образований,
которое достаточно широко канализировало
интересы населения средневековой республи-
ки. На Северо-Востоке Руси сложился такой де-
мократический феномен, который позволял на-
селению принимать активное участие в управ-
лении государством. Можно найти примеры
прототипов институтов гражданского общества
и в гораздо более позднее время – например,
знаменитое Вольное Экономическое общество,
созданное при Екатерине II, занимающееся
просвещением, или университеты того време-
ни, имеющие в конце XVIII века значительную
автономию от властных структур. Другой при-
мер – земство как учреждение местного само-
управления в конце XIX века. В конце концов
можно вспомнить существующий веками зна-
менитый русский «мир» или общину, которую в
итоге почти уничтожила сталинская коллекти-
визация. Ведь именно эта община была инстру-
ментом общественного управления и общест-
венного согласия. Конечно, она была ограниче-
на рамками небольшого населенного пункта и
чрезвычайно сильно зависела от власти. Но об-
щина была важным институтом, который также
можно и нужно рассматривать как историчес-
кий прообраз института гражданского общества
в России. Таким образом, исторические корни
общественного влияния и общественной само-
организации свойственны нашей стране, ее
различным регионам. Гражданское общество у
нас не является продуктом исключительного
импорта и важно учитывать при реформирова-
нии органов власти историческую преемствен-
ность ряда институтов для российских террито-
рий.
Для того, чтобы попытаться проанализировать
российскую общественную среду и посмотреть,
насколько она самостоятельна и жизнеспособна
во взаимоотношениях с властью, нужно сделать
это на уровне региональном, тем самым обо-
значая глубину проблем. По-видимому, сделать
это следует в нескольких измерениях: в сравне-
нии региональных и центральных обществен-
ных институтов, взаимоотношениях обществен-
ных организаций с региональной властью и ме-
стной элитой, возможных направлениях их раз-
ИНСТИТУТЫ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В ЦЕНТРЕ И НА МЕСТАХ:
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Форма общественных институтов как в центре, так и на
местах, играет для их деятельности подчиненную роль.
Главное – это те характерные особенности работы подоб-
ных организаций, которые свойственны исключительно
им, как гражданским институтам. Так же, как и на феде-
ральном уровне, региональные общественные организа-
ции являются скрепами, объединяющими общественное
сознание (там, где это гипертрофированно, наблюдается
определенный «комплекс регионального патриотизма»).
Именно механизм «связывания» общественности региона
в единое целое, попытка нащупать такие формы граждан-
ского действия, чтобы они объединяли население в обще-
ство и являются важнейшей характеристикой работы. Во-
вторых, наблюдается чрезвычайно важный элемент разви-
тия в региональном сознании – общество перестало быть
нацеленным на «верховную власть». Все меньше наблюда-
ется стремлений «поехать в Москву, к начальству», все
больше проблем граждане пытаются решить на местном
уровне. Это позволяет повышать уровень и ответствен-
ность самих общественных организаций и властных струк-
тур. Наконец, общественное мнение уже давно смотрит на
собственный региональный статус как на достаточно важ-
ный, осознавая общность исторических традиций данного
региона. Однако есть и очень серьезные для российской
глубинки проблемы, такие как низкий уровень граждан-
ской культуры, отсутствие достаточного количества кана-
лов информации, чрезмерная финансовая зависимость от
бюджета (проще говоря от власти) и т.д. Именно эти ха-
рактеристики региональных общественных организаций
сегодня не позволяют им стать полноценными самостоя-
тельными структурами, ограничивают их деятельность, а
иногда связывают в решении наиболее важных проблем,
заставляя заниматься второстепенными вопросами, пере-
ходить на вторые роли, уступать инициативу власти. Необ-
ходимо отметить, что механизмы работы институтов граж-
данского общества в регионах мало чем отличаются от фе-
деральных. Так же как и в центре, перед общественными
институтами стоят существенные проблемы: налаживание
конструктивного диалога с властью, поддержка культур-
ных инициатив, сохранение региональных традиций.
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО НА МЕСТАХ:
ПОДЧИНЕНИЕ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ
ИЛИ КОМПРОМИСС
Отношения власти и общества на местном уровне все-
гда были и остаются сейчас гораздо более тесными, бо-
лее взаимопроникающими и взаимодополняющими в
сравнении с Москвой. И чем ниже этот уровень, тем бли-
же друг к другу власть и общество, особенно в мелких го-
родках, поселках и деревнях. Для этого есть как объек-
тивные, так и субъективные причины. В частности, в мел-
ких городах и селах нет возможности получить дополни-
тельный источник финансирования, все подчинено од-
ной жестко-иерархической финансовой пирамиде свер-
ху – вниз. Ведь не станут же мелкие сельхозпроизводите-
ли искать пути лоббирования собственных интересов
публичным путем, а тем более через средства массовой
информации (которых зачастую не существует) или, тем
более, созданием собственной общественной организа-
pg_0003
29
ции. Вот и получается, что на местном уровне власть яв-
ляется не только «кормильцем», но и главным ориенти-
ром, на который направлен общественный импульс. Но
когда у нас говорят об этом с исключительно негативной
точки зрения, то не стоит забывать и об обратной сторо-
не данного феномена – на местном уровне власть несет
гораздо большую ответственность за собственные дейст-
вия перед обществом. В отличие от крупных городов, в
мелких населенных пунктах все на виду, от населения не
скроешь что происходит в местной власти.
Как ни парадоксально, мне не видится иных способов
в современной общественно-политической ситуации для
институтов гражданского общества, как идти на сотрудни-
чество с властью, с региональными администрациями. Это
необходимо с точки зрения доступа общества к тем ресур-
сам, которые сегодня распределяет власть. Никакого про-
тивостояния общества, никакой общественной организа-
ции противной власти сегодня в глубинке быть не может.
С другой стороны, это необходимо еще и потому, что
власть находится на пороге новой административной ре-
формы. Нужно сделать так, чтобы в процессе укрепления
властной вертикали не пострадало общество. Услышаны
же общественные интересы могут быть только в порядке
конструктивного взаимодействия с властью.
В КАКОМ
НАПРАВЛЕНИИ
ДВИГАТЬСЯ
Многие пути развития общественных структур сего-
дня уже обозначены, в том числе и в рамках семинаров,
«круглых столов» и форумов, которые организовала Не-
зависимая Ассоциация «Гражданское общество». Все
мы знаем о том, какие проблемы испытывают общест-
венные организации: общий недостаток гражданской
культуры, отсутствие четкого видения возможных меха-
низмов общественного развития и т.д. Однако сегодня
есть еще несколько «горящих» направлений.
Первое. Подключение общественных институтов к об-
суждению стратегии развития страны. Делать это нужно не
только на уровне федерального Центра, где сегодня об
этом очень много говорят теоретики, ученые обществове-
ды и политики, но и на региональном уровне, где свое
слово должны сказать практики общественной работы. Го-
лос из регионов пока слышен слабо. А между тем, более
чем уверен, есть оригинальные наработки в сфере обще-
ственной работы, которые могли бы пригодиться и для
страны в целом. Показательна в этой связи наблюдающая-
ся в ходе последних дискуссий вокруг способов формиро-
вания Совета Федерации апелляция ряда региональных
руководителей к отсутствию нормальных механизмов ин-
формационной прозрачности. Обеспечить такую прозрач-
ность могли бы подобные общественные институты.
Второе. Теория малых дел. Сегодня забыли о том, что
в прошлом веке интеллигенция пыталась идти в народ,
добиваться повышения культуры населения путем кро-
потливой работы по его обучению. В XXI веке сделать это
просто необходимо, поскольку наблюдается все увеличи-
вающийся разрыв между центром и глубинкой в культу-
ре, технологиях, на уровне ценностей. К тому же, если все
механизмы останутся работать на уровне столицы, то ма-
ло что из этого получится для страны в целом. Институты
гражданского общества должны сегодня минимизиро-
вать общефедеральные программы собственного строи-
тельства и попытаться начать развивать местные институты
со своим участием. Так, вместо того, чтобы вкладывать
деньги в новые общефедеральные издания, было бы пра-
вильным создать сеть региональных СМИ, которые без
финансирования прозябают в жутком состоянии, вынуж-
дены идти на поклон к власти, и абсолютно от нее зависи-
мы. Но и государство должно быть готово к созданию та-
ких институтов, которые бы финансировались из центра-
лизованных общественных фондов.
Третье. Общественным организациям нужно активнее
сотрудничать с ассоциациями экономического взаимо-
действия регионов, поскольку они сегодня не только объ-
единяют региональные власти, но и экономические субъ-
екты, которые заинтересованы в нормализации ситуации
в регионах. Таким образом можно наладить каналы обме-
на опытом для соседних регионов. Не нужно будет ехать в
Москву для решения общественных проблем, достаточно
понять что делается в данной сфере в соседнем регионе.
Четвертое. Точечная помощь особо нуждающимся про-
граммам. Необходимо дальнейшее развитие некоторых
общественных программ по поддержке малых народов, по
экологической безопасности, пострадавших от чернобыль-
ской катастрофы, инвалидов и ветеранов афганской и че-
ченской войн и т.д. Государство сегодня не в состоянии вы-
держать весь груз накопившихся проблем – партнером ему
должны стать институты гражданского общества.
Пятое. Привлечение к работе в регионах местных «по-
движников». В любой республике, крае, области, есть
множество людей, работающих на благо страны в кон-
кретной сфере – преподавателей, врачей, деятелей куль-
туры. Население им доверяет даже больше, чем журнали-
стам с центральных каналов телевидения, а «обществен-
ники» с удовольствием направляют свои усилия на под-
держку страны. Общественные организации должны вни-
мательно приглядеться к тем очагам культурной работы,
которые еще остались в регионах. Вроде бы незначитель-
ная по средствам работа по обеспечению местных библи-
отек современной литературой может принести гораздо
больше отдачи, чем просиживание в коридорах власти с
целью выбивания денег на культуру.
«ОБЩЕСТВЕННАЯ ВОЛЯ»
НА ПУТИ РАЗРАБОТКИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Несмотря на поставленные в данной статье пробле-
мы, их решение не придет само собой. Нужен трезвый
анализ региональных инициатив, поддержка их со сто-
роны федеральных структур и поиск новых инструментов
сотрудничества. Нельзя допустить разделения провин-
ции и центра по принципу «своя рубашка ближе к телу».
Более полутора веков назад известный отечественный
философ П.Я.Чаадаев писал: «Посмотрите от начала до
конца наши летописи – вы найдете в них на каждой стра-
нице глубокое воздействие власти, непрестанное влия-
ние почвы, и почти никогда не встретите проявлений об-
щественной воли». Летописи будущего должны быть
полны проявлений общественной воли. Общество не
должно быть аморфным. Только то общество, которое
может не только ставить перед собой цели, но и дости-
гать результатов, способно жить достойно, невзирая на
территориальные различия столицы и глубинки. Нужно,
чтобы общественное мнение стало воспринимать слово
«периферия» исключительно в географическом, а не в
культурно-уничижительном смысле. Иначе общенацио-
нальная идея не появится у нас никогда.