ЛИЧНОСТЬ
32
– Насколько, по Вашему мнению,
Павел Павлович, наши страны способ-
ны выйти на решение задач реальной
интеграции.
– Прежде чем говорить о текущих
процессах, я хотел бы обрисовать наибо-
лее важные моменты, касающиеся страте-
гии интеграции между нашими странами.
Очевидно, что союз России и Беларуси
строится по европейской модели, осно-
ванной в первую очередь на единстве
экономических интересов наших госу-
дарств. Мы хотели бы объединить имею-
щиеся ресурсы для строительства, если
уж точно выразиться, «территории эф-
фективного хозяйствования». Вот посмот-
рите, сегодня Беларусь уникально распо-
ложена геополитически и геоэкономичес-
ки. Наш западный сосед – своеобразный
мост, причем не вороватый и бестолко-
вый (как некоторые другие), а прямой,
дружеский мост между очень развитой
Европой и быстро набирающей силу Юго-
Восточной Азией. Подчеркну – не Росси-
ей, а именно Юго-Восточной Азией. Ни в
коем случае нельзя сужать наши отноше-
ния к треугольнику Европа – Беларусь –
Россия. Такой треугольник мало что мо-
жет привнести в экономическом плане,
кроме того, что мы получим еще одно ок-
но в Европу. Давно уже пора двери от-
крывать – надо смотреть гораздо дальше:
Россия не конечный пункт, а часть общего
с Беларусью европейского моста к само-
му перспективному региону XXI века –
Юго-Восточной Азии. И нужно учитывать,
Создание Союзного государ-
ства России и Беларуси
сформировало устойчивый
интерес к проблемам будуще-
го двух стран. В то же
время большинство наблюда-
телей отмечают: в обществен-
ном мнении формируются
две основных тенденции.
С одной стороны, оптимисти-
чески звучат голоса о том, что
начался новый этап
интеграции на постсоветском
пространстве, с другой – скеп-
тики выражают уверенность,
что новые инициативы ско-
рее всего закончатся тем же,
чем и предыдущие
объединительные акции –
то есть практически ничем.
Чтобы прояснить, каково
сегодняшнее состояние интег-
рационных процессов, член
редакционного совета
журнала, директор Центра
политической конъюнктуры
Алексей ЧЕСНАКОВ
встретился с государствен-
ным секретарем Союза
России и Беларуси
Павлом БОРОДИНЫМ.
СУЩ
ЕСТВОВАНИ
Я»
Павел БОРОДИН:
Павел Бородин как всегда мыслит
и действует масштабно и конкретно
«И
НТЕГРАЦ
И
Я
К
А
К
СП
О
СО
Б
pg_0002
33
что используя подобный механизм интег-
рации мы можем серьезно рассчитывать
на включение в экономические механиз-
мы европейско-азиатского сотрудничест-
ва. Это проблема долгосрочной страте-
гии России как евразийского государства.
Второй вопрос – это собственно наши с
Беларусью отношения. От них реально за-
висят перспективы реализации того про-
екта экономического моста, о котором мы
говорили. И здесь кроме экономических
аспектов огромную роль должна сыграть
политика – поскольку именно политичес-
кая составляющая интеграционных про-
цессов определяет то, что называется хо-
зяйственным, инвестиционным климатом.
Нам еще долго предстоит готовить общую
законодательную базу, формировать еди-
ное экономическое пространство, в том
числе и политическими инструментами.
– Это общий контур интеграции. А
какова его конкретная реализация, в
каких конкретных проектах будет реа-
лизована озвученная Вами стратегия.
– Я готов рассказать о ряде проектов, и
первое, что сегодня интересует нас – это
целевые программы. Они должны быть ре-
ализованы на нескольких уровнях. К при-
меру, существует несколько целевых про-
грамм, которые сегодня финансируются из
бюджета. Когда кто-то создает впечатле-
ние, что эти деньги носят какой-то отвле-
ченный характер, сразу возникает вопрос –
знает ли критик наших проектов тот пред-
мет, о котором говорит. Сегодня фактичес-
ки совместный бюджет России и Беларуси
составляет 2 миллиарда 230 миллионов
рублей. Это и программа занятости населе-
ния Беларуси и России, в том числе высо-
коквалифицированных кадров. Вот посмо-
трите, в СССР выпускали 12 миллионов те-
левизоров. Сейчас в Беларуси и России мы
выпускаем всего 500 тысяч телевизоров в
год. Хотя только российский рынок, как по-
казывают исследования, ежегодно состав-
ляет около 4 миллионов телеприемников.
У нас есть программа «Союзный телеви-
зор», которая сегодня должна обеспечить
российский и белорусский рынки. Это при-
мерно 4,5–5 миллионов телевизоров в
год. И сегодня мы видим первые результа-
ты реализации данной программы. Хотя
недавно мы еще и 20 тысяч телевизоров в
год не выпускали, сегодня выпускаем 500
тысяч. Это несколько крупных заводов, ряд
городов России и Беларуси: Минск, Новго-
род, Санкт-Петербург, Воронеж, Москва. А
подход в этом плане таков. Не секрет, что
на 60% сегодня Беларусь – это сборочный
цех России. И никуда не уйти от этого под-
хода и использовать интеграцию в этом
плане просто необходимо. Существует, ко-
нечно, очень много проблем, потому что
цены на энергоносители для российских и
белорусских предприятий разные, что ска-
зывается на себестоимости продукции. 27
июня 2000 года на заседании Высшего го-
сударственного Совета в Кремле мы такого
рода проблемы уже начали переводить в
стадию решения. Вместе с тем мы понима-
ем, что сегодня машиностроение, автомо-
билестроение (а это и МАЗ, и Ярославский
вагоностроительный завод, Уралаз, КамАЗ
и проч.) – это единое целое. Вот в рамках
воссоздания этой системы и работает вто-
рая программа. Третья программа – маши-
ностроение. На прошедших недавно про-
мышленных выставках многие предприя-
тия выставляли свою продукцию уже под
флагом союзного государства, а ведь это
огромное количество машин, механизмов,
которые выпускаются за счет бюджета со-
юзного государства. Это и программа раз-
вития сельского хозяйства, рассчитанная
на оба рынка. Мы четко понимаем, что
природно-климатические условия Белару-
си чуть посложней, чем российские, и по-
ставка фуражного зерна, хлеба во многом
зависит от интеграционных процессов в
сельском хозяйстве. Это программа «Союз-
ное дело», которая сегодня реализуется и в
Беларуси и в России. Это программа под-
держки оборонных предприятий, оборон-
ного комплекса, а кроме того, речь идет о
совместном обучении военных кадров,
специалистов, использовании военной
техники. Есть еще ряд программ: единые
таможенные посты и границы, бюджетные
программы по обучению, культуре, науке.
– А существует ли какая-нибудь
целевая программа в рамках того
моста, о котором Вы говорили.
Ведь реализация его требует значи-
тельных средств, которых в бюдже-
тах России и Беларуси пока не на-
блюдается.
– Это не бюджетная программа. Ни-
какой бюджет не потянет такой огромный
пласт задач. Транспортный коридор Ев-
ропа – Беларусь – Россия – Восточная
Азия будет создаваться поэтапно. Эта
проблема возникла еще в 1996 году, ког-
да было подписано постановление между
правительствами России и Беларуси о
строительстве транспортного коридора
Брест – Минск – Смоленск – Москва. В
рамках этого же этапа было известное по-
ручение Президента Б. Ельцина, в кото-
ром были определены задачи 1998-2000
гг. Сейчас наступает второй этап – когда
начинают подтягиваться инвесторы. Мы
уже встречались с крупнейшими инвесто-
рами Франции и Германии. Есть ряд пред-
приятий и компаний, которые выразили
готовность сегодня инвестировать день-
ги в транспортный коридор. Если по
большому счету говорить, то в этом про-
екте заинтересованы Париж, Берлин,
Варшава. А с нашей стороны – это Минск,
Москва, Нижний Новгород, Екатерин-
бург, Новосибирск и так далее. Я думаю,
что активно будет подключаться Казах-
стан и ряд других регионов СНГ. Сегодня
в Европе внутри континента 80% всех пе-
ревозок – это автомобильные перевозки,
17% – железнодорожные перевозки, и
3% – морские перевозки. И совсем дру-
гая картина – в рамках торговых связей с
другими странами. Здесь доминируют
морские перевозки. В то же время вла-
дельцами фактически всех фирм, кон-
тролирующих морские перевозки из
Билл Клинтон:
«Неужели это все не пластик...»
Не вся, но очень
дружная семья
pg_0003
ЛИЧНОСТЬ
34
Европы в Юго-Восточную Азию, а это без
малого 140 млрд. долларов, являются
Бельгия, Голландия и французская фир-
ма, которая монопольно владеет Суэц-
ким каналом. Так вот французы сегодня
заинтересованы в снижении издержек,
поскольку железнодорожный транспорт
дешевле, чем морской, и транспортный
коридор резко снизит расходы на транс-
портировку. К тому же все понимают, что
сегодняшний оборот между Европой и
Восточной Азией будет расти. И, к сожа-
лению, сегодня больше ничего не сдела-
ешь – вокруг Африки ведь не повезешь.
Единственный альтернативный путь – по
неустойчивым в политическом отноше-
нии азиатским странам. Россия может
предоставить свою территорию для ново-
го транспортного пути. Посмотрите,
раньше Советский Союз получал порядка
15 млрд. долл. прибыли с транзита через
Транссиб. Сегодня один миллиард дол-
ларов. Мы потеряли 14 млрд. долларов.
Наши предложения о строительстве че-
рез Беларусь и Россию могут сократить и
время доставки и расходы на нее.
– Кроме того, мы ведь еще не го-
ворим и об инфраструктуре.
– Конечно, это позволит не только по-
строить транспортные артерии, но и
сформировать вокруг них соответствую-
щую инфраструктуру. Дороги ведь не
только дают деньги. Их же нужно обслу-
живать. А это огромные доходы для Рос-
сии. Хотя на самом деле есть еще более
интересные проблемы. Это коммуникаци-
онные сети и энергосистема. Посмотрите,
что касается энергетики. Мы имеем ог-
ромные мощности, которые могут быть с
успехом интегрированы в общеевропей-
скую систему энергоснабжения. И строи-
тельство подстанции в Беларуси может
позволить весьма эффективно окупать
транспортный коридор с помощью поку-
пателей электроэнергии в Европе. Другой
перспективный проект – телекоммуника-
ционные системы. Я вам приведу малень-
кий пример: между Америкой и Европой
27 мощных кабелей, между Америкой и
Юго-Восточной Азией 17 кабелей, а Рос-
сия имеет всего два, в то время как явля-
ется удобной территорией для прокладки
кабелей из Европы в Юго-Восточную
Азию. И здесь у нас нет конкурентов. Ведь
средств. Но нужно учитывать, что прямые
затраты на автодорогу, железную дорогу –
большие деньги. С другой стороны, на об-
служивание инфраструктуры могут быть
привлечены примерно 250–300 тысяч ра-
ботающих, в реализации данной програм-
мы могут принять участие до 400 фирм,
заняты МПС, строительные мощности,
коммуникационные предприятия, энерго-
система, Минатом и т.д. Речь идет о том,
что колоссальная инфраструктура, кото-
рая будет обслуживать этот транспортный
поток, станет предметом для создания ра-
бочих мест по всей территории страны.
– Павел Павлович! Судя по Ваше-
му рассказу, Ваше назначение госу-
дарственным секретарем Союзного
государства во многом свидетельст-
вует о том, что существует экономи-
ческий приоритет в российско-бело-
русских отношениях, а что касается
политических процессов.
– Я всю жизнь занимался хозяйством.
И хозяйственные или экономические во-
просы, это уж кто как называет, считаю
важнейшей базой для политических ре-
шений. Никакое политическое решение
не будет работать, если оно висит в воз-
духе. Я должен сказать, что с этой точки
зрения важно обратить внимание на за-
седание Высшего государственного сове-
та Союзного государства, который состо-
ялся 27 июня с.г. в Кремле. Повестка дня
включала 16 вопросов, которые были
очень серьезно подготовлены всеми ра-
бочими группами. Совместно трудились
нестабильная Азия не может конкуриро-
вать с Россией. Сегодня, по независимым
оценкам, общий объем финансирования
мировых информационных технологий
составляет около 450–460 млрд. долла-
ров. Если мы впишемся очень эффектив-
но в эту систему, то в начале века мы бу-
дем иметь неплохие шансы для развития
и собственной телекоммуникационной
системы, а не только для транзита.
– Но только экономическими
способами данный проект не сдви-
нуть с места.
– Для реализации этого проекта нужна
политическая воля президентов. Ведь речь
не идет о бюджетных средствах. Это все
зарубежные инвестиции. Здесь вполне
возможно привлечение внебюджетных
рабочие группы администраций прези-
дентов Беларуси и России, рабочие груп-
пы аппаратов правительства, минис-
терств и ведомств. Фактически планиро-
валось в течение часа все проблемы раз-
решить. А на самом деле получилось за-
седание Совета более чем на 3 часа и со-
стоялся очень серьезный разговор в поль-
зу скорейшего решения экономических
проблем. В нем участвовали и президен-
ты стран, которые практически сделали
два содоклада по важнейшим пробле-
мам. Были даны конкретные поручения
министерствам и ведомствам, таможен-
ным комитетам, Центробанкам, минис-
терствам и ведомствам, от которых сего-
дня многое зависит. Первоочередной во-
прос – о едином платежном средстве,
единой валюте, едином учетном центре.
Сегодня нам нужна принципиально новая
финансово-кредитная политика, единое
таможенное пространство, пограничное
пространство, тарифы, налоги и фактиче-
ски единый союзный бюджет. Сегодня в
Европе практически отсутствуют границы,
существует одно платежное средство –
евро. Это же не говорит о том, что Фран-
ция, Германия или Голландия потеряли
свой суверенитет. Так и в нашем случае.
Сегодня экономика превалирует в поли-
тике и наши отношения с Беларусью –
уникальный шанс для их реализации.
– Павел Павлович! Сейчас одна из
основных задач – это подготовитель-
ный этап, потому что нужно подгото-
вить проекты, договориться с инвес-
торами, чтобы когда соберется парла-
ментское собрание России и Беларуси,
оно подвело бы под эти проекты зако-
нодательную базу. Какие-то есть пер-
спективы в плане формирования еди-
ного законодательства.
Под номером один задача сегодня –
получить как можно быстрее Конститу-
цию Союзного государства. Написан и
договор, и различные соглашения меж-
ду нашими странами, но как не пиши –
пока существуют две Конституции, то
будут возникать проблемы. Нужна уни-
фикация Конституций наших стран. Я
полагаю, что вполне можно в течение
полутора лет вынести на референдум
Конституцию Союзного государства. Это
вполне возможный срок, потому что
президенты и Беларуси и России готовы
к этому. Второе – это создание единого
парламента, для подготовки законов и
сближения законодательства России и
Беларуси. Мы отчетливо понимаем, что
только серьезная унификация законов,
тарифов, пошлин, всего остального
приведет к нормальной сбалансирован-
ной экономике. Ну, а третье, об этом мы
уже говорили, – единая валюта, инфор-
мационные центры, единые тарифы,
пошлины и т.д. Однако, интеграция не
единовременный процесс и мы понима-
ем, что эта процедура продлится долго.
Пока же для нас интеграция – это спо-
соб существования – слишком много
времени уходит на согласование огром-
ного количества вопросов.
Футбол – это образ жизни