КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
46
Знакомьтесь: Тихомиров Владимир
Павлович, ректор Московского государ-
ственного университета экономики, ста-
тистики и информатики, более извест-
ного в народе как МЭСИ, доктор эконо-
мических наук, профессор, академик,
вице-президент Международной акаде-
мии наук высшей школы, президент Ас-
социации экономических вузов России и
Евразийской ассоциации дистанционно-
го образования, вице-президент Гло-
бальной Ассоциации дистанционного
образования, главный редактор журна-
ла «Дистанционное образование». Ав-
тор более двухсот научных трудов (в их
числе фундаментальные «Основы ги-
пертекстовой информационной техно-
логии», «Введение в информационный
бизнес» и др.). А еще – муж очарователь-
нейшей женщины (хотите в этом убе-
диться – внимательно рассмотрите фо-
то), отец трех дочерей – красавиц и ум-
ниц, и даже вполне заслуженный де-
душка серьезного гражданина одиннад-
цати лет по имени Павел. Награжден Зо-
лотым Почетным знаком «Обществен-
ное признание» за большой вклад в ор-
ганизацию и развитие высококвалифи-
цированной, технически оснащенной
системы обучения, готовящей специа-
листов международного уровня в облас-
ти экономики, активную гражданскую
позицию. Послужной список уважаемо-
го академика далеко не полон, его мож-
но продолжать. И при всем этом Тихо-
миров – неисправимый романтик, лихо
управляющий и яхтой, и снегоходом, че-
ловек, который запросто, в компании
таких же, как он, легких на подъем дру-
зей-романтиков сквозь морозы и мете-
ли может отправиться на снегоходе в
гости к Деду Морозу в старинный рус-
ский город Великий Устюг. Академик
Тихомиров – спортсмен, при колоссаль-
ной своей занятости умудряющийся вы-
искивать время для теннисных баталий.
Он и в футбол с удовольствием погоняет,
и в волейболе не откажется перекинуть-
ся мячом. И наконец, академик Тихоми-
ров – обаятельнейшая личность, эрудит,
интеллектуал в самом высоком смысле
этого слова. Веселый, интересный, сча-
стливый, абсолютно востребованный
многогранный человек, у которого, ка-
жется, есть все, о чем можно мечтать –
любимая работа, семья, друзья. Вот
только времени, увы, не хватает...
«БОЛЬШ
ЕВСЕГО
АКАДЕМИК ТИХОМИРОВ:
СТУДЕНТОМ
»
Я ХОЧУ СТАТЬ
pg_0002
– Владимир Павлович, учебное заведение, ректором
которого Вы являетесь, едва ли не самое любимое ваше
детище, не так ли. Оно успешно работает десятки лет. А
что представляет собой ваш университет сегодня.
– О, это целая империя с огромным количеством филиа-
лов. Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики, замечательный наш МЭСИ, был
создан в 1932 году как Московский институт народнохозяй-
ственного учета. Позже он преобразовался в Московский
экономико-статистический институт. Это было, а, впрочем,
и сегодня остается – одно из ведущих высших учебных заве-
дений России с богатейшим опытом и традициями подго-
товки специалистов в области экономики.
– И работают в нем тоже специалисты своего дела.
– Сами судите, хотя бы по объективным, «анкетным» дан-
ным. Профессорско-преподавательский коллектив нашего
университета насчитывает сегодня 46 докторов наук и про-
фессоров, 178 кандидатов наук и доцентов, 16 членов РАН и
академий. А вот что мы можем предложить своим студентам:
очную, то есть дневную, заочную и дистанционную формы
образования, а кроме того – магистратуру и экстернат. У нас
есть аспирантура и докторантура, они дают возможность уча-
щимся реализовать склонность (если таковая есть) к научной
деятельности и получить высшую квалификацию, соответст-
вующую ученым степеням кандидата и доктора наук. На воен-
ной кафедре, которая у нас есть, студенты обучаются по про-
грамме подготовки офицеров запаса (естественно, студентам
и аспирантам предоставляется отсрочка от службы в армии).
У нас достаточно обширные международные связи, конкрет-
но – университет осуществляет комплекс международных
программ в рамках двухстороннего и многостороннего со-
трудничества с учебными заведениями и научными центрами
Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Кипра, Ка-
захстана, Литвы, Украины, США. МЭСИ является участником
ряда образовательных проектов по ли-
нии таких международных организаций,
как ТАСИС, ЮНЕСКО, Мировой банк.
Вот вкратце все.
– Вы почти десять лет возглав-
ляете этот вуз, конечно, Вас радуют
его успехи, Вы же столько сил вкла-
дываете в это дело. Это нормально.
Но Вы ведь не можете быть в сторо-
не от проблем всего российского
образования. А ведь их сегодня
немало, не так ли.
– К сожалению, так. Проблемы, ко-
торые больше всего меня беспокоят –
это прежде всего состояние и перспек-
тивы развития российской системы об-
разования. Я бы не сказал, что эта про-
блема сугубо российская. На рубеже веков у всех националь-
ных образовательных систем мира возникла очень серьезная
проблема адаптации образовательных систем к условиям су-
ществования в постиндустриальном обществе, так называе-
мом информационном обществе. Все большее и большее
количество людей (в развитых странах до 70 процентов) так
или иначе связаны с обработкой информации и националь-
ные образовательные системы должны соответствующим об-
разом реагировать на это. Больше всего меня волнует то, что
Россия не встала на путь адаптации своей образовательной
системы к условиям постиндустриального общества.
– В каком же соотношении мы находимся с образо-
вательными системами развитых стран. Насколько мы
способны интегрироваться в мировое образовательное
пространство. Ведь так надоело плестись в хвосте... А у
советской, теперь у российской модели образования
всегда была неплохая репутация.
– Я бы сказал, что возможностей для интеграции у рос-
сийской системы образования в мировое образовательное
пространство с каждым днем становится все меньше и мень-
ше. Мы стоим на месте, мы даже откатились назад примерно
в конец 80-х годов. Тогда советская система образования
действительно считалась одной из лучших в мире. На сего-
дняшний день она таковой не является. Однако не стоит ма-
тематически исчислять наше отставание от национальных
образовательных систем мира десятью-пятнадцатью годами.
Такие оценки будут неточными. Сегодня отставание даже на
один год приводит к тому, что для его преодоления требует-
ся не менее пяти лет. Отсюда можно посчитать, где мы нахо-
димся сейчас, если реально российская система образова-
ния остановилась на рубеже конца 80-х годов. Я беру на се-
бя смелость сказать, что российская система образования се-
годня не является лучшей в мире. Отдельные элементы, ко-
нечно, есть, но не в целом. Все больше и больше ограничи-
вается академическая мобильность наших выпускников (то
есть признание наших дипломов за рубежом) – это весьма
тревожный показатель. В мировых рейтингах российских
университетов тоже становится все меньше и меньше.
– Но ведь должны же быть какие-то действенные ва-
рианты развития. С Вашей точки зрения, какие именно.
– Пока мы пытались убедить общество в том, что рос-
сийская система образования является самой лучшей, что
она сохранилась и что в этом большая наша заслуга, пока у
нас проповедовался здоровый консерватизм и т.д., разви-
тые страны трансформировали свои образовательные сис-
темы по пути создания открытых образовательных систем.
– Извините мое невежество: что это такое.
– Объясню вам это на примере. Сейчас идут вступитель-
ные экзамены. В среднем по России конкурс три человека на
место. Что такое конкурс в нашем понимании. Это тот мини-
мум, который может оплатить государство из своего бюдже-
С Федерико Майором, президентом
ЮНЕСКО (справа от Тихомирова),
и другими сотрудниками ЮНЕСКО
С Л. Гурченко и Л. Слуцким
pg_0003
КАВАЛЕРЫ ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
48
денты едут в храм науки, а храм науки едет к ним.
– Весьма актуально при нынешних проблемах с пере-
движением по стране, прежде всего при запредельной
дороговизне проезда.
– Ну да, тем более, что благосостояние нашего населения
сегодня слишком успешным никак не назовешь. Так вот, бла-
годаря развитию информационных и коммуникационных тех-
нологий знания могут быть доставлены на любой компьютер,
где бы он ни находился на территории нашей страны или за
рубежом. Значит, нынешним нашим Ломоносовым не обяза-
тельно ехать в Москву за знаниями. Можно учиться у себя до-
ма, при этом еще и работая, как говорится, без отрыва от про-
изводства. Такая форма образования – открытого образова-
ния, ко всему прочему предоставляет возможность значи-
тельной экономии, ведь стоит такое обучение в несколько раз
ниже. Мы посчитали, что такая форма обучения в восемь раз
дешевле, чем очное образование и в три раза дешевле заоч-
ного. При одинаковом качестве!
– Кому первому пришла в голову блестящая идея вне-
дрения подобной формы обучения в нашей стране.
– А нам и пришла!
– То есть.
– В России наш университет первый начал заниматься от-
крытым образованием. Семь лет упорного труда нашего кол-
лектива в направлении первой российской системы открыто-
го образования в рамках университета увенчались успехом.
Хотя проблем и связанных с ними тревог было немало. Зато
сегодня мы с удовольствием можем констатировать, что наше
учебное заведение – это первый российский полностью от-
крытый университет. Полностью! Семь лет, которые мы потра-
тили на создание такой открытой системы, были нацелены не
только на решение технических вопросов – это прежде всего
время и усилия, направленные на подготовку общественного
мнения, которое не было готово к подобному новшеству. Мы
первопроходцы, мы проторили дорогу другим вузам и сего-
дня по праву нас считают основоположниками системы от-
крытого образования в России. За эти годы в университете
сложилась замечательная команда единомышленников, в нее
входят и профессорско-преподавательский состав, и админи-
страция, а кроме того – директоры институтов, заведующие
кафедрами, великолепная группа проректоров. И все мы аб-
солютно убеждены, что именно этот путь развития системы
образования – тот путь, который может повысить конкуренто-
способность России в мировом сообществе. То есть, мы гото-
вим специалистов, которые создают конкурентоспособную
экономику, а это значит конкурентоспособная страна. Это путь
исключительно важный, но и исключительно тяжелый. Здесь
требуется высочайший профессионализм, высочайшая ква-
лификация персонала, убежденность, стремление и упорная
работа для достижения результатов.
– Таким образом, Вы считаете, что Россию возродят
образованные люди, высококлассные специалисты.
– Ну а как же иначе. И мы прилагаем к этому немало усилий.
– А если конкретно, шершавым языком цифр, сколь-
ко специалистов Вы подготовили за эти годы.
– За семь лет работы подобным образом мы увеличили
количество обучающихся у нас с 2,5 тысяч в 1992 году (когда я
стал работать ректором) до 40 с лишним тысяч студентов. Это
новые места, новые возможности для огромного количества
молодых людей, которые у нас обучаются. За этот период мы
создали более 4,5 тысяч новых рабочих мест. Сегодня мы ра-
ботаем в 81 субъекте Российской Федерации. У нас созданы
свои региональные центры открытого образования, где тру-
дятся молодые и талантливые люди с горячими сердцами, с
пониманием ситуации и с огромным желанием помочь граж-
данам России обрести квалификацию, которая даст им не
только право на достойную жизнь, но и возможность реали-
зации этого права.
С дочерьми
В минуты отдыха
та. Поступает один абитуриент из трех. А что делать осталь-
ным двум. Тем, кто не поступил. Это еще один вопрос, кото-
рый не дает мне покоя, да и не только мне. Высшее образо-
вание перестало быть для людей элементом элитарности,
общественного признания. Сегодня высшее образование –
это профессиональное образование, это, если хотите, спо-
соб выживания. На рынке труда все больше и больше отда-
ется предпочтение людям с высшим образованием. Если
проанализировать ситуацию на общемировом рынке труда,
можно увидеть, что на Западе до 80 процентов рабочих мест
сегодня заняты специалистами, имеющими высшее образо-
вание. Это просто уровень квалификации, который дает лю-
дям возможность получить нужную, интересную работу. Так
вот открытая система образования – это такая система, кото-
рая обеспечивает любому гражданину, проживающему на
территории страны, возможность получить высшее образо-
вание. При этом во всем мире практика такова, что не сту-
pg_0004
49
– Что лежит в основе этого движения,
в основном, как я понимаю, построенно-
го на энтузиазме. Ведь для того, чтобы
заниматься дистанционным и открытым
образованием, необходимо иметь соот-
ветствующую базу. Не имея ее, много ли
из задуманного осуществишь.
– А у нас она неплохая, нам грех жало-
ваться. Материально-техническая база
МЭСИ включает в себя три учебных корпу-
са, вы их видели, ведь неплохие, да. В них
кроме аудиторий находятся компьютерные
классы, оснащенные современной вычис-
лительной и другой оргтехникой с возмож-
ностью выхода в Интернет, информацион-
но-библиотечный комплекс с электронной
библиотекой. Есть комфортабельное об-
щежитие рядом с главным учебным корпу-
сом, что тоже немаловажно.
– Давайте оглянемся назад, вспом-
ним юного Володю Тихомирова, его
первые (назовем их так) трудовые буд-
ни. С чего началось Ваше служение на-
уке и образованию. Как складывалась
карьера.
– Я бесконечно благодарен судьбе за то,
что в 1962 году, тогда еще очень молодому
человеку, мне повезло начать свою трудо-
вую деятельность в области, связанной с
вычислительной техникой. Именно тогда я
приобщился к вычислительным машинам.
Это увлечение и страсть я пронес через де-
сятилетия. Прошло почти сорок лет с того
момента, но я никогда не изменял выбран-
ной мной области применения и использо-
вания компьютеров, программного обеспечения для компью-
теров, проектирования компьютерных систем различного клас-
са, которая стала для меня питательной средой, источником
вдохновения, средой творчества и постоянного научного поис-
ка, новых научных и практических результатов и обобщений,
которые я вкладываю в развитие открытого образования. Все
эти годы, работая на компьютерах разных поколений, мне при-
ходилось не просто участвовать, но и выступать в роли главно-
го конструктора, научного руководителя в создании систем раз-
личного уровня. Я начинал с систем автоматизации машиност-
роительных предприятий, где проработал больше 10 лет и до-
шел до уровня заместителя директора завода, пройдя должно-
сти начальника вычислительного центра, главного конструкто-
ра автоматизированных систем управления предприятиями,
регионами, отраслями и множество всякого рода работ, свя-
занных с применением компьютеров, затем более 15 лет был
генеральным директором различных научно-производствен-
ных объединений. За свою жизнь мне довелось создать шесть
научно-исследовательских институтов, поставить их полностью
на ноги. И когда я пришел работать в этот университет, я пере-
нес накопленный опыт и знания на почву образования.
– А разве до того, как Вы возглавили МЭСИ, Вам не
приходилось заниматься образованием.
– Я им занимался достаточно давно. В 1977 году я стал за-
ведовать кафедрой в Тверском университете. Тогда эта кафе-
дра называлась «Алгоритмические языки и системные про-
граммирования». Потом было еще несколько кафедр, в том
числе и в МЭСИ я заведовал кафедрой «Новые информаци-
онные технологии». Когда я стал ректором, то подобрался
творческий коллектив серьезных профессионалов, работаю-
щих в этой области. Мы выработали курс на реорганизацию
МЭСИ: из института в университет, а потом из традиционной
формы организации университетской деятельности в откры-
тые формы, которые соответствовали бы тенденциям миро-
вого движения в этом направлении. Я счастлив, что МЭСИ
признается одним из лучших университетов России, Европы и
находится на уровне лучших университетов США.
– Сформулирую свой вопрос так: три пункта Вашего
стратегического плана на будущее.
– Я очень хочу, чтобы наш университет стал технологиче-
ски оснащенным на уровне хороших американских вузов,
чтобы в МЭСИ обучалось не менее 100 тысяч студентов. Хочу,
чтобы мне было не стыдно смотреть в глаза моим абитуриен-
там, хочу быть спокойным за их дальнейшую судьбу, за их
трудоустройство. Чтобы каждый гражданин России мог полу-
чить высшее образование независимо от того, какое образо-
вание он имел до того. Чтобы было записано в Конституции
на государственном уровне – каждый гражданин имеет не
только право, но и возможность учиться в университете. Это
первое. Второе – я хочу, чтобы система открытого образова-
ния стала национальной программой России, поскольку ве-
рю, что только в свободном открытом обществе может разви-
ваться и эффективно существовать открытая система образо-
вания. Не может быть закрытой система образования в от-
крытом обществе! Это нонсенс, это противоречие. Моя зада-
ча – преодолеть это противоречие, демонстрируя на примере
нашего университета возможности открытого образования.
Ну и последнее, общечеловеческое желание – чтобы были
живы-здоровы мои близкие, мои дети, мои друзья.
– Добившись столь многого в жизни, о чем Вы мечта-
ете. Есть ли что-то несбыточное, чего Вам тем не менее
очень бы хотелось достичь или испытать.
– Есть. Больше всего я хотел бы стать сегодня студентом. Им
я завидую больше всего, по многим причинам. А еще, если бы
можно было вернуться в прошлое, мне хотелось бы как можно
больше прочитать художественной классической литературы и,
конечно, пораньше поумнеть и набраться житейской мудрости.
Академика расспрашивала Раиса ФИРСТОВА
С женой Ольгой