7
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
— Дмитрий Олегович, Вы известный
человек в России и в особенном пред-
ставлении не нуждаетесь. А из какой
Вы семьи, несколько слов о Вашей ро-
дословной.
– Рогозины послужили России на сла-
ву, и в моей родословной есть кем гор-
диться. Один из моих предков – серб –
служил в Добровольческом сербском
корпусе русской армии и участвовал в
Русско-Японской войне 1903-1905 годов,
в частности, в сражении за Порт-Артур.
За храбрость был награжден орденами и
медалями.
Другой представитель нашей династии
– мой прадед – был одним из первых рус-
ских военных летчиков. Дед и отец также
были военными летчиками. Вообще, Рого-
зины родом из Борисоглебска Воронеж-
ской области, где находилось первое в
России военное летное училище, основан-
ное еще до революции. Видимо именно
это и сыграло роль в выборе профессии в
нашей династии по мужской линии. Отец
стал крупным военным инженером и за-
кончил свою службу на посту начальника
Управления службы вооружения МО
СССР. Концепция всего созданного в Рос-
сии в 70-80 годах вооружения была разра-
ботана и внедрена при его непосредствен-
ном участии. Образно говоря, отец имел
отношение ко всему, что сегодня плавает,
летает, стреляет, бомбит, ездит, следит и
наблюдает.
Я – первый из Рогозиных по мужской ли-
нии, кто прервал военную династию. И хотя я
сам не летаю, но с парашютом прыгаю регу-
лярно, люблю экстремальные виды спорта.
Ну, а так как все мои корни из Бори-
соглебска и Воронежской области, то
именно в этом округе меня и избрали де-
путатом в Государственную Думу.
Дмитрий Олегович Рогозин
Председатель Комитета по меж-
дународным делам Государст-
венной Думы Федерального Со-
брания Российской Федерации.
Родился 21 декабря 1963 года в
Москве. В 1986 году окончил фа-
культет журналистики МГУ, док-
тор философских наук. В 1986-
1990 годах работал в Комитете
молодежных организаций СССР,
с 1990 года – президент Гумани-
тарно-просветительского обще-
ства при неправительственной
научно-исследовательской и об-
разовательной организации
«РАУ-Корпорация». С 1992 года
член Президиума Центрального
Совета, заместитель председате-
ля Правления Российского на-
родного собрания. В 1993 году
участвовал в создании Конгресса
русских общин, с 1995 года пред-
седатель Исполкома КРО.
Д.О. Рогозин возглавляет Рос-
сийский национальный комитет
Конгресса духовно близких вос-
точно-христианских народов и
московское отделение Фонда
«Храмы России». Организовы-
вал работу по сохранению рос-
сийских святынь в сельской ме-
стности.
Автор ряда публикаций по про-
блеме защиты русского народа и
русской культуры. Владеет анг-
лийским, испанским, итальян-
ским и французским языками.
Женат, имеет сына. Увлекается
любительской видеосъемкой,
мастер спорта по ручному мячу.
«
А
М
Б
И
Ц
И
И
Дмитрий РОГОЗИН:
ДОЛЖ
НЫ
СООТВЕТСТВОВАТЬ
ВОЗМ
ОЖ
НОСТЯМ
»
pg_0002
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
8
— Дмитрий Олегович, большинство
понятий, которыми Вы оперировали в
публичной политике в последние го-
ды, сегодня в лексиконе Президента
страны. У Вас это вызывает чувство
удовлетворения.
– Да, конечно. Это основа для того,
чтобы сегодня чувствовать себя комфорт-
но, поддерживая мнение Президента. Не
из конъюнктурных соображений, а по су-
ществу.
Кроме того, для меня просто интере-
сен как для ученого результат очень важ-
ного эксперимента, ставшего политичес-
кой практикой. Президент сегодня реши-
тельно настроен реформировать общест-
во и власть в стране, и уже начал строи-
тельство новой системы взаимоотноше-
ний, в которой востребованы положения,
бывшие ранее основой моей политичес-
кой деятельности. Все это, безусловно,
вызывает огромный энтузиазм и желание
помогать встраиваться в новую систему.
— Парламент – это механизм взаи-
модействия между властью и общест-
вом. Как складываются в новых усло-
виях отношения между парламента-
риями и МИДом в разработке и реали-
зации новых внешнеполитических
шагов России.
– Уже в силу конституционных полно-
мочий парламента значение четкой и сла-
женной совместной работы Федерально-
го Собрания и правительства имеет реша-
ющее значение. Очень важно, что в этих
взаимоотношениях нам удалось вывести
внешнюю политику за рамки внутриполи-
тической борьбы. Внешняя политика пе-
рестала быть объектом межпартийных, а
тем более идеологических баталий, что
всегда ослабляет позицию страны на
международной арене.
У нашего комитета с МИДом сложи-
лись неформальные отношения. Мы
учимся, и у нас сегодня уже получается
работать вместе так, чтобы взаимодейст-
вовать в полной мере, дополнять друг
друга, а не соревноваться в силе влияния.
В интересах тех задач, которые стоят пе-
ред российской внешней политикой, вы-
работка общей позиции крайне важна. Но
общая позиция совершенно не означает,
что мы не критикуем МИД или министра.
Это пример конструктивной критики, ког-
да в каждом случае предлагается пози-
тивная программа.
В МИДе активно работает специаль-
ное подразделение – Департамент по свя-
зям с Федеральным Собранием. Обсудив
предварительно какой-то вопрос, МИД
вместе с нами уже с Думской трибуны от-
стаивает общие позиции. Сегодня нам,
взаимно дополняя друг друга, удается на-
ходить такие решения, которые отвечают
интересам развития страны.
Есть и характерные только для парла-
ментариев сферы внешнеполитической
деятельности. Я имею в виду формирова-
ние общественного мнения за пределами
России в отношении тех шагов, которые
делает наша страна во внешней политике
и своем внутреннем развитии.
С Н.П. Кошманом
и лордом Джаддом в Чечне
С ветеранами
Великой Отечественной войны
На благотворительной акции
«Мужество и милосердие» в поддержку
военнослужащих-участников боевых
действий на Северном Кавказе
— Какова роль Совета по внешней
политике, который Вы возглавляете.
– Внешней политикой, как и любым
другим сложным и тонким ремеслом,
должны заниматься профессионалы. В
парламент избираются люди как носители
политической воли избирателей, а не по
профессиональным признакам. Поэтому в
Думе очень мало специально подготов-
ленных людей для решения дипломатиче-
ских проблем. У нас в Комитете по между-
народным делам – телеведущая Алексан-
дра Буратаева, экономист Леонид Слуц-
кий, космонавт Виталий Севастьянов – и
другие уважаемые люди разных профес-
сий, не имеющие специальной диплома-
тической подготовки.
Совет по внешней политике, создан-
ный при Комитете по международным де-
лам Госдумы – это неправительственная
общественная организация, которая вы-
полняет экспертно-консультационные
функции. Здесь собраны крупнейшие спе-
циалисты нашей страны в области между-
народных отношений. Для наглядности
перечислю некоторых из них: директор
Института США и Канады РАН Сергей Ми-
хайлович Рогов, ректор МГУ Виктор Анто-
нович Садовничий, ректор Института
Дальнего Востока РАН Михаил Леонтье-
вич Титаренко, ректор МГИМО Анатолий
Васильевич Торкунов, директор Россий-
ского института стратегических исследо-
ваний Евгений Михайлович Кожокин,
pg_0003
С воронежскими казаками
президент Академии экономической бе-
зопасности, бывший начальник внешней
разведки Леонид Владимирович Шебар-
шин, директор Института Европы РАН Ни-
колай Петрович Шмелев, директор Инсти-
тута славяноведения и балканистики РАН
Владимир Константинович Волков.
В Совете более пятидесяти человек, ко-
торые способны давать очень грамотные
экспертные оценки двухсторонним межго-
сударственным отношениям и междуна-
родной обстановки в целом. Роль этого
органа в выработке государственной ли-
нии в том или ином внешнеполитическом
направлении трудно переоценить. Члены
Совета привлекаются в парламентских
слушаниях по законопроектам относи-
тельно внешней политики и ратификации
двух- или многосторонних международ-
ных договоров. Совет по внешней полити-
ке имеет небольшой, но динамичный ап-
парат, который готовит его заседания и ра-
ботает с документацией. Собирается этот
консультативный орган по необходимос-
ти, иногда по несколько раз в месяц. Если
емко выразить его сущность, то он оказы-
вает помощь в переводе политической во-
ли на язык дипломатии. И ни один серьез-
ный международный вопрос не обходится
без участия Совета по внешней политике.
— Какова, по Вашему мнению, роль
гражданского общества и его позиции
в формировании внешней политики
государства.
– Гражданское общество – управляе-
мо. Сегодня СМИ формируют обществен-
ное мнение. В зависимости от вектора на-
правленности это мнение по отношению к
внешнеполитическим проблемам исполь-
зуется либо для внутриполитических,
конъюнктурных целей, или в качестве
опоры для решения реальных проблем и
разрешения конфликтов и противоречий.
Соответственно и позиция общества полу-
чается либо со знаком «плюс», либо со
знаком «минус».
На примере Западной Европы видно
как в отношении к проблеме Чечни или
натовским бомбежкам Югославии обще-
ственное мнение через СМИ было сфор-
мировано явно тенденциозно по отноше-
нию к нашей и дружественной нам стране,
и совершенно не соответствовало реаль-
ным обстоятельствам дела. В итоге ряд ев-
ропейских парламентариев, оглядываясь
на избирателей и их настроения, проголо-
совали за известные решения ПАСЕ.
Сегодня уже всем ясно виден оконча-
тельный тупик в откровенно предвзятой
политике Запада к Югославии. В ходе ви-
зита в Белград делегации нашего коми-
тета удалось получить согласие югослав-
ской стороны на осуществление инициа-
тивы Государственной Думы РФ. Эта
инициатива заключается в организации
рабочей поездки делегации европейских
парламентариев от ряда стран в Косово,
Боснию и Герцеговину, а также в Бел-
град. Цель поездки – анализ причин не-
выполнения резолюции 1244 Совета Бе-
зопасности ООН по Косово, а в Боснии и
Герцеговине – изучение причин невы-
полнения Дейтоновских соглашений.
За этой инициативой стоят жизни лю-
дей, которые можно спасти. Если удастся
придти к соглашению с европейцами о не-
медленной корректировке или новых ша-
гах для полного выполнения договоренно-
стей, закрепленных этими документами,
многие тысячи жизней будут спасены.
Результатом этой работы станет совме-
стный доклад, направленный спикерам
парламентов ведущих европейских госу-
дарств, стран – участниц инспекторской по-
ездки, а также в Совет Безопасности ООН.
– Дмитрий Олегович, можно выде-
лить основные проблемы на междуна-
родной арене, которые придется ре-
шать нашему государству в первые го-
ды третьего тысячелетия.
– Мир входит в новое тысячелетие с
одной доминирующей сверхдержавой –
США. Превратить мировое сообщество из
однополюсного в многополюсное хотя и
трудная, но выполнимая для нас задача.
Нынешняя гегемония США показала себя
крайне негативно в решении междуна-
родных проблем в Европе и в других горя-
чих точках планеты.
И хотя на Западе есть политики, кото-
рые не хотят видеть в России один из бу-
дущих полюсов международной жизни,
откровенно пытаются лишить нашу страну
возможности влияния на решение миро-
вых дел, многие там же на Западе, да и во
всем мире сегодня уже с тоской вспоми-
нают о временах существования двух сис-
тем. Тогда можно было реально рассчиты-
вать на справедливое решение межгосу-
дарственных противоречий, дипломатам
в то время удавалось в большей степени
отстаивать интересы своих стран.
Так что сегодня у нас уже есть влия-
тельные союзники, заинтересованные в
многополюсном мире: Индия, Китай, стра-
ны «третьего» мира, таким видят мир в бу-
дущем тысячелетии и лидеры многих стран
Западной Европы. Сумеем использовать
настроения потенциальных союзников –
мир станет более безопасным, межгосу-
дарственные отношения более справедли-
выми, а наша страна получит возможность
для маневрирования в решении междуна-
родных проблем, а в экономическом плане
появятся новые альтернативные рынки
сбыта российской продукции и услуг.
Остальные проблемы обозначу корот-
ко. Будем бороться против американской
ПРО. Хайдер в Австрии и фашисты в При-
балтике – сегодня уже реальность. Разда-
ются голоса о ревизии результатов Обще-
европейского совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе, а заодно и ито-
гов Второй мировой войны. Это серьезный
звонок, надо соответственно реагировать.
И, естественно, будем добиваться
улучшения положения и прав русского на-
селения в странах – бывших республиках
СССР.
– Какова сегодня роль России и ее
влияние в мире. Соответствует ли оно
статусу нашей страны или нет.
– Сегодня мы – крупнейшая по терри-
тории страна в мире, у нас огромные энер-
гетические ресурсы, запасы минерального
сырья и полезных ископаемых, сильная
наука, космос, ядерное оружие, есть воз-
можности развития и у промышленности.
И хотя в экономическом плане мы в кризи-
се, потенциал для развития есть.
В мире сегодня только одна сверхдер-
жава – это США. Они себя называют даже
гипердержавой. Мы – крупнейшая евроа-
зиатская держава, и ни в коем случае не
отказываемся от традиционных зон наше-
го влияния – союзники в Европе, Кавказ,
«южное подбрюшье», Дальний Восток,
Азиатско-Тихоокеанский регион. Эти ни-
ши мы будем и дальше осваивать, а отно-
шения со странами, входящими в эти ре-
гионы активно развивать.
Сегодня Россия должна жить по сред-
ствам. Самое главное – уменьшить уро-
вень внешних угроз для страны, чтобы со-
средоточиться на внутренних проблемах:
экономической, социальной, националь-
ной, экологической. То, что сегодня пред-
лагают потерявшие чувство реальности
политики – глобальные проекты или что-
то вроде изменения статуса Дарданелл –
нужно забыть. Сохранить все сферы на-
шего влияния, а от глобальных проектов
отказаться. А когда станем сильней эконо-
мически – амбиции могут и возрасти.
Амбиции стоит всегда соизмерять со
своими возможностями. Когда у нас по-
явятся ресурсы претендовать на одну из
ведущих ролей в мире, только тогда и
следует это делать.
Аркадий СЕДОВ
С воронежскими казаками