ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
14
«ЛЮДИ СТАЛИ
БОЛЬШЕ ДОВЕРЯТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЕ»
Любовь СЛИСКА:
– Любовь Константиновна, как Вы стали одним из руко-
водителей Государственной Думы. Кажется, Президент
имел отношение к Вашей политической судьбе.
– Самое непосредственное. Если бы Владимир Владимиро-
вич не пожелал видеть меня в руководстве Государственной
Думы, то мое выдвижение просто не состоялось бы. Я не знаю
до конца причины такого выбора с его стороны. Мне кажется,
что он обратил на меня внимание на съезде «Единства», где я
выступала как уже избранный депутат от этого межрегиональ-
ного движения. Я, наверное, единственная, кто говорил без бу-
мажки, и сказала несколько крылатых харизматических фраз,
которые вызвали у Президента улыбку. Он от души мне аплоди-
ровал. У нас потом были встречи с Владимиром Владимирови-
чем, но мы эту тему с ним не обсуждали. Наши встречи с Прези-
дентом носят конкретный рабочий характер и посвящены, как
правило, вопросам планирования законотворческой деятель-
ности Государственной Думы на очередную сессию.
У нас вносят законы и Президент, и Совет Федерации, и
Правительство. Сейчас мы работаем над тем, чтобы доля зако-
нопроектов, внесенных Правительством на рассмотрение Госу-
дарственной Думы, от сессии к сессии увеличивалась. В практи-
ке других стран мира рассматривается до 90 процентов законо-
проектов, внесенных правительством этих государств. У нас, к
сожалению, пока доля внесенных правительством законов, ос-
тается, в общем-то, не высокой – чуть более 20 процентов.
– Попробуйте описать то множество проблем, с кото-
рыми Вам приходится сталкиваться, и Ваши обязанности
как первого вице-спикера, то есть за что Вы отвечаете в
работе Государственной Думы.
– Есть определенные обязанности, которые предусматри-
ваются за тем или иным заместителем председателя Думы,
круг полномочий и курирование вопросов, которые закрепля-
ются за тем или иным замом. В период отсутствия Геннадия
Селезнева, я замещаю нашего спикера. За мной закреплена
законотворческая деятельность Государственной Думы, то
есть я курирую комитеты, которые в основном занимаются
внесением законопроектов и их рассмотрением. Практически
это все комитеты Государственной Думы, за исключением, мо-
жет быть, комитета по информационной политике.
– То есть правовая экспертиза.
– Да, и правовая экспертиза тоже. Мы каждый месяц фор-
мируем календарь работ на пленарных заседаниях, перед нача-
лом каждой сессии у нас принимается примерная программа
работ с законопроектами, которые будут предлагаться к рас-
смотрению на весеннюю или осеннюю сессию. Если комитеты
заявляют в этот календарь свои законопроекты, то я выбираю
некоторые из них, и время от времени проверяю: как идет эта
работа. Проверки нужны для того, чтобы неоднократное снятие
тех или иных законопроектов с рассмотрения не принимало си-
стемный характер, а такое иногда бывает. Некоторые из месяца
в месяц переносят рассмотрение даже приоритетных законо-
проектов. Моя задача заключается в том, чтобы не откладыва-
лись в долгий ящик такие важные, серьезные для России зако-
нопроекты, как «О ломе черных и цветных металлов». Ведь сни-
мут все провода и шпалы по всей России, сейчас же у нас про-
сто катастрофически, варварски все воруют.
В Госдуме очень большой запас отложенных законопроек-
тов, которые нам остались от наших предшественников. Депу-
таты и комитеты с пониманием отнеслись к предложению, что
надо подчистить этот завал, просмотреть на актуальность зако-
нопроекты, и те, которые утратили, скажем, «свежесть», будем
убирать, отклонять, снимать с рассмотрения.
Вот такая работа. Работа с правовым управлением адми-
нистрации президента, работа с Советом Федерации, потому
что Совет Федерации также является, инициатором тех или
иных законопроектов, с субъектами Российской Федерации.
Бывает, мы рассматриваем до 40 процентов инициатив субъ-
ектов Российской Федерации в месяц. Другое дело, принима-
ются они или нет, но время на них все равно отводится, про-
ходит обсуждение.
Иногда приходится вести нелицеприятные разговоры с
председателями комитетов, с их замами. В начале сессии,
когда мы начинаем разработку календаря, примерных про-
грамм, очень многие заявляют свое желание быть соиспол-
нителем или ответственным комитетом по тому или иному за-
конопроекту. Когда сессия заканчивается, то часто бывает,
что не все комитеты внесли законопроекты, которые заявля-
ли. Приходится разбираться.
Нам в наследство достался аппарат, который работал с
первой Думой, со второй, и нам он передается по наследству.
Все привыкли, что депутаты приходят и уходят, а аппарат ос-
тается. То есть мы на фракции приняли такое решение, что в
течение 2001 года мы обязательно внесем поправки в Закон
«О государственной службе». Какая-то ротация аппарата по-
сле избрания новых депутатов обязательно должна быть. Ка-
кие-то сотрудники для преемственности должны оставаться
на следующий срок, но право нового депутатского корпуса
самому определять формирование того или иного руководст-
ва аппарата, то есть своих помощников.
Первый заместитель
Председателя Государственной
Думы Российской Федерации