33
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
она. Ребенок твердо усвоил только одно: грамотным
быть нехорошо, неприлично и переубедить его в этом
было не так-то просто. А ведь это московская школа,
расположенная почти в центре столицы, а не в какой-
нибудь таежной глухой деревушке.
– Я понял Вас. Чему может научить невежественный учи-
тель современного вундеркинда, Вы ведь это имеете в виду.
– Да. Ведь, не в обиду будет сказано подавляющему
большинству замечательных, самоотверженных, глу-
боко преданных и детям, и своему нелегкому делу учи-
телей, в России сегодня немало и других. Что может
дать своим ученикам, скажем, славная и добрая Марь
Иванна, закончившая сорок лет назад учительские кур-
сы на базе семилетней школы. Она добросовестно
продолжает учить тому, чему ее научили. Случается,
что ученики превосходят по уровню знаний учителя.
– Это серьезная проблема. На протяжении столетий обра-
зование оставалось наиболее консервативной областью чело-
веческой деятельности, наименее подверженной изменени-
ям. Столетиями объем знаний возрастал, а технология переда-
чи знаний не менялась. Начиная с позднего средневековья и
до последнего времени основная, «официальная» технология
обучения оставалась неизменной, классно-урочной. (До это-
го, вспомним историю, у каждого учителя было один-два уче-
ника, которые ходили за ним следом и он передавал свои зна-
ния из рук в руки, а точнее из головы в голову). То есть учите-
лю отводилась роль хранителя и ретранслятора готовых зна-
ний. Однако последние десять-пятнадцать лет в развитии че-
ловеческой цивилизации произошли качественные измене-
ния, сравнимые разве что с началом промышленной револю-
ции двести лет назад – на смену индустриальному обществу
пришло общество информационное. Мы являемся свидетеля-
ми процесса информатизации всех сфер жизнедеятельности
человека, в том числе сферы его образования.
ихаил Петрович, после некоторого спада
интереса к образованию, случившегося лет
десять назад, когда все ринулись в бизнес-
мены, общество спохватилось: сегодня на-
личие хорошего образования является важным усло-
вием не только формирования всесторонне развитой
личности, но и успешного бизнеса. Получить диплом об
окончании вуза снова стало престижно, не так ли.
– Я бы не стал столь прагматично рассматривать этот во-
прос. Не надо смотреть на образование только как на усло-
вие построения карьеры, успешного трудоустройства и т.д.
До революции считалось, что люди из высших сословий
просто обязаны быть хорошо образованными интеллектуа-
лами. Образование само по себе самоценно, неверно смот-
реть на него только с позиции какой-то выгоды. Быть куль-
турным человеком – достойная цель для каждого человека.
– С Вами трудно не согласиться. Но вот что беспоко-
ит. Несколько лет назад мой тогда еще маленький сын,
первоклашка, принес в школьном дневнике замечание:
«Пришел в школу в грязных батинках». Ботинки, за-
метьте, через «а». Малыш аккуратно перечеркнул это
«а» и написал сверху «о». Ярости учительницы не было
границ. «Если он у вас такой грамотный, что позволяет
себе учителя учить, забирайте его из школы!» – кричала
Михаил КАРПЕНКО:
Михаил Петрович КАРПЕНКО,
профессор, ректор Современного гуманитарного
университета (СГУ), доктор технических наук,
лауреат Государственной премии в области ор-
ганизации производства, кавалер Золотого По-
четного знака «Общественное признание» за
внедрение в жизнь метода дистанционного обу-
чения студентов, действительный член Нью-
Йоркской академии... Ets. Можно еще долго пе-
речислять высокие звания и должности этого
удивительного человека. Но когда я позвонила
Михаилу Петровичу, чтобы договориться об ин-
тервью с ним, он вежливо поблагодарил и поин-
тересовался: а нельзя ли вместо интервью сде-
лать материал об университете, которым он
имеет честь руководить. «Я думаю, что это будет
интереснее, чем моя персона», – пояснил он
свою просьбу. Карпенко упорно продолжает ду-
мать, что лично он не представляет для общест-
ва никакого интереса.
-М
«ОБРАЗОВАНИЕ –
СА
М
О
Ц
ЕН
Н
О
»