33
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
она. Ребенок твердо усвоил только одно: грамотным
быть нехорошо, неприлично и переубедить его в этом
было не так-то просто. А ведь это московская школа,
расположенная почти в центре столицы, а не в какой-
нибудь таежной глухой деревушке.
– Я понял Вас. Чему может научить невежественный учи-
тель современного вундеркинда, Вы ведь это имеете в виду.
– Да. Ведь, не в обиду будет сказано подавляющему
большинству замечательных, самоотверженных, глу-
боко преданных и детям, и своему нелегкому делу учи-
телей, в России сегодня немало и других. Что может
дать своим ученикам, скажем, славная и добрая Марь
Иванна, закончившая сорок лет назад учительские кур-
сы на базе семилетней школы. Она добросовестно
продолжает учить тому, чему ее научили. Случается,
что ученики превосходят по уровню знаний учителя.
– Это серьезная проблема. На протяжении столетий обра-
зование оставалось наиболее консервативной областью чело-
веческой деятельности, наименее подверженной изменени-
ям. Столетиями объем знаний возрастал, а технология переда-
чи знаний не менялась. Начиная с позднего средневековья и
до последнего времени основная, «официальная» технология
обучения оставалась неизменной, классно-урочной. (До это-
го, вспомним историю, у каждого учителя было один-два уче-
ника, которые ходили за ним следом и он передавал свои зна-
ния из рук в руки, а точнее из головы в голову). То есть учите-
лю отводилась роль хранителя и ретранслятора готовых зна-
ний. Однако последние десять-пятнадцать лет в развитии че-
ловеческой цивилизации произошли качественные измене-
ния, сравнимые разве что с началом промышленной револю-
ции двести лет назад – на смену индустриальному обществу
пришло общество информационное. Мы являемся свидетеля-
ми процесса информатизации всех сфер жизнедеятельности
человека, в том числе сферы его образования.
ихаил Петрович, после некоторого спада
интереса к образованию, случившегося лет
десять назад, когда все ринулись в бизнес-
мены, общество спохватилось: сегодня на-
личие хорошего образования является важным усло-
вием не только формирования всесторонне развитой
личности, но и успешного бизнеса. Получить диплом об
окончании вуза снова стало престижно, не так ли.
– Я бы не стал столь прагматично рассматривать этот во-
прос. Не надо смотреть на образование только как на усло-
вие построения карьеры, успешного трудоустройства и т.д.
До революции считалось, что люди из высших сословий
просто обязаны быть хорошо образованными интеллектуа-
лами. Образование само по себе самоценно, неверно смот-
реть на него только с позиции какой-то выгоды. Быть куль-
турным человеком – достойная цель для каждого человека.
– С Вами трудно не согласиться. Но вот что беспоко-
ит. Несколько лет назад мой тогда еще маленький сын,
первоклашка, принес в школьном дневнике замечание:
«Пришел в школу в грязных батинках». Ботинки, за-
метьте, через «а». Малыш аккуратно перечеркнул это
«а» и написал сверху «о». Ярости учительницы не было
границ. «Если он у вас такой грамотный, что позволяет
себе учителя учить, забирайте его из школы!» – кричала
Михаил КАРПЕНКО:
Михаил Петрович КАРПЕНКО,
профессор, ректор Современного гуманитарного
университета (СГУ), доктор технических наук,
лауреат Государственной премии в области ор-
ганизации производства, кавалер Золотого По-
четного знака «Общественное признание» за
внедрение в жизнь метода дистанционного обу-
чения студентов, действительный член Нью-
Йоркской академии... Ets. Можно еще долго пе-
речислять высокие звания и должности этого
удивительного человека. Но когда я позвонила
Михаилу Петровичу, чтобы договориться об ин-
тервью с ним, он вежливо поблагодарил и поин-
тересовался: а нельзя ли вместо интервью сде-
лать материал об университете, которым он
имеет честь руководить. «Я думаю, что это будет
интереснее, чем моя персона», – пояснил он
свою просьбу. Карпенко упорно продолжает ду-
мать, что лично он не представляет для общест-
ва никакого интереса.
«ОБРАЗОВАНИЕ –
СА
М
О
Ц
ЕН
Н
О
»
pg_0002
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
34
Тем не менее, реальное положение дел даже с элемен-
тарным школьным образованием слишком радужным не
назовешь. 70 процентов российских школ расположены в
сельской местности, а простые арифметические расчеты го-
ворят о том, что в среднем по России одна школа приходит-
ся на площадь в 254 с лишним квадратных километра. Бе-
зумная цифра! И у нас ведь нет комфортабельных школь-
ных автобусов, как на «диком» Западе, у нас и дорог не су-
ществует. И если в Московской области одна школа «покры-
вает» площадь образовательного пространства чуть больше
28 квадратных километров, то, скажем, в Красноярском
крае – одна школа на 1467 с лишним километра. Во многих
школах, прежде всего в отдаленных сельских, не хватает
учителей, известны случаи, когда отчаявшийся директор вы-
нужден принимать на работу людей, которых на пушечный
выстрел нельзя подпускать к детям, чтобы был хоть какой,
но учитель. О каком качестве образования может идти речь.
Как следствие всего этого молодые жители 1868 районов
субъектов Российской Федерации не имеют возможности
получать образование, отвечающее отечественным и миро-
вым стандартам. Неравномерность развития российской
инфраструктуры привела к существенным разрывам в обес-
печении образовательными услугами россиян. Более того, в
рамках существующей технологии общего образования в
сельских и поселковых школах с малым количеством учени-
ков невозможно иметь необходимый для полноценного
учебного процесса состав «предметников», то есть специа-
листов по отдельным дисциплинам.
– И что же из этого следует.
– Результат банальный: выпускники средних школ из от-
даленных регионов страны не могут на равных конкуриро-
вать с жителями крупных «элитарных» образовательных
центров при поступлении в высшие учебные заведения. Они
имеют пониженный стартовый потенциал в наследовании
ни». Тем более для России, с ее огромными территориями и
рассредоточением населения. Стратегическая цель этого ви-
да обучения чрезвычайно актуальна: обеспечить гражданам
право на получение образования любого уровня на месте
своего проживания или профессиональной деятельности.
Эта цель достигается в русле мировой тенденции мобильно-
го распространения знаний посредством обмена образова-
тельными ресурсами. Естественно, средством достижения
этой цели должны быть высокотехнологичные и научно
обоснованные организационные формы, имеющие дистан-
ционный характер.
– Эта новая форма обучения, по Вашему мнению,
способна решить столь сложную проблему.
– Она не так уж нова. С 1938 года существует Междуна-
родный совет по заочному образованию. Это одна из старей-
ших организаций, которая с 1982 года известна как Междуна-
родный совет по дистанционному образованию (ICDE). По-
лучших образцов отечественной и мировой культуры. С оп-
ределенной долей уверенности можно утверждать, что не-
которые из обозначенных проблем присущи и образова-
тельной сфере стран СНГ. Иными словами, анализируя су-
ществующую систему высшего образования в нашей стране,
можно сказать, что ее функционирование по ряду извест-
ных объективных причин не обеспечивает в полной мере
реализацию права российских граждан на образование, не
позволяет предоставлять образовательные услуги всем
нуждающимся. Больше половины молодых людей, желаю-
щих получить высшее образование, сегодня лишены такой
возможности, ведь конкурс на поступление в вузы в сред-
нем по стране составляет примерно два человека на место.
– Где же выход из этой ситуации.
– Дистанционная форма образования представляется
одним из наиболее действенных «лекарств» от этой «болез-
pg_0003
35
этим университетом разработана и осуществляется дистанци-
онная программа «Введение в Британское и Европейское пра-
во». Установлены партнерские отношения с Национальным
Советом Великобритании по признанию зарубежного обра-
зования при министерстве образования Великобритании
(NARIC). На основании документов, выданных им, диплом
бакалавра СГУ признается эквивалентным Британскому дип-
лому бакалавра. СГУ – активный член Международной Ассо-
циации Университетов при ЮНЕСКО. Мы принимаем участие
во всех ежегодных конференциях этой ассоциации. В СГУ
уделяется большое внимание психолого-педагогическим ас-
пектам обучения. У нас этими вопросами занимается НИИ
психологии обучения и социологии образования (НИИ ПО-
СО). Результаты психологических исследований используют-
ся в учебном процессе. Научно-методические разработки
осуществляются совместными усилиями четырех наших науч-
но-исследовательских институтов, научно-педагогических
кадров кафедр, научно-учебных лабораторий и творческих
коллективов ряда научно-исследовательских центров, в чис-
ле которых Всероссийский центр изучения общественного
мнения, Институт психологии РАН, Институт научной инфор-
мации по общественным наукам. В СГУ имеется неплохая тех-
ническая база, позволяющая достаточно полно обеспечивать
учебный процесс и научные исследования, которые у нас ве-
дутся. Мы располагаем 11 компьютерными и 6 видеокласса-
ми, в наших подразделениях находится в эксплуатации 785
персональных компьютеров. Количество терминалов, с кото-
рых имеется доступ к сети Интернет – 322, Интернет-серверов
– 6, плюс 15 локальных сетей в образовательной организа-
ции. Университет даже построил собственный спутниковый
телепорт для организации телевизионного вещания. Систе-
ма IР-телефонии позволяет реализовать интернет-обучение.
Мы установили прямые связи с издательствами для обеспе-
чения студентов учебниками по индивидуальным заказам.
– Помимо головного вуза у нас есть еще 146 филиалов,
обеспечивающих обучение студентов по дистанционным
формам в различных регионах страны, все они имеют лицен-
зии Минобразования России. Количество обучающихся в го-
ловном вузе – 7706 человек, в том числе по очной форме обу-
чения 5740. У нас хороший преподавательский состав: доля
преподавателей с учеными степенями и званиями составляет
77 процентов. В структуре университета 9 факультетов, 21 ка-
федра, учебный департамент, включающий подразделения
по работе с профессорско-преподавательским составом, по
проведению всех форм аттестации обучающихся, монито-
ринга качества образовательного процесса, автоматизиро-
ванного администрирования учебного процесса и т.д. Учеб-
ный процесс строится на основе концепции многоступенчатой
системы подготовки специалистов. В него активно внедряют-
ся прогрессивные формы обучения и опыт ведущих отечест-
венных и зарубежных образовательных заведений, с которы-
ми у нашего университета обширные связи. Мы принимаем
активное участие в академической деятельности отделения
«Образовательные технологии» Международной академии
информатизации. Международный статус подкреплен меж-
дународными связями, реализацией научных, образователь-
ных и профессиональных программ сотрудничества. Универ-
ситет ведет совместную работу с Советом по непрерывному
образованию Кембриджского университета. Совместно с
Студенты могут пользоваться библиотеками государственных
вузов, с которыми у нас заключены соответствующие договора.
Замечу, что тематика дипломных работ у наших выпуск-
ников современна, она отражает основные направления
профилирующих дисциплин. Отдельные дипломные работы
выполнены по заказам фирм, предприятий, образователь-
ных учреждений и правоохранительных органов на их кон-
кретном фактическом материале. Еще один важный момент:
мы стараемся помочь своим выпускникам с трудоустройст-
вом. СГУ в связи с этим установил связи с центрами занятос-
ти населения, отдельными руководителями учреждений,
предприятий и организаций с целью трудоустройства наших
ребят. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы наши сту-
денты могли получать знания на самом высоком современ-
ном уровне. Хотя резервы у нас еще есть, и немалые...
Беседу вела Раиса ФИРСТОВА
Мы являемся свидетелями
процесса информатизации
всех сфер жизнедеятельности
человека, в том числе сферы
его образования.
С председателем Правления Московского
Английского клуба О.Е. Матвеевым и
главным редактором газеты «Санкт-
Петербургские ведомости» О.С. Кузиным
С председателем Правления Московского
Английского клуба О.Е. Матвеевым и
главным редактором газеты «Санкт-
Петербургские ведомости» О.С. Кузиным
явился новый термин – «глобальное образование», который
подразумевает целостную систему международного высшего
образования, включающую традиционные общие компонен-
ты, но на новой технологической основе. Развиваясь, техно-
логия дистанционного обучения прошла несколько этапов
становления, содержание и средства каждого из которых в
целом успешно реализуются в самых разных формах совре-
менного дистанционного образования. Их подходы и компо-
ненты не только не исключают, но и взаимно дополняют друг
друга. В середине 90-х годов в системе Госкомвуза была раз-
работана и начала реализовываться Концепция создания и
развития дистанционного образования в России. Тогда же на-
чали формироваться образовательные сети, представителя-
ми которых выступили FREENet и RUNNET. В 1997 году Мини-
стерство образования РФ организовало проведение экспери-
мента в области дистанционного образования, участниками
которого стали шесть отечественных вузов. Первые, весьма
обнадеживающие, итоги этого эксперимента уже подведены,
первые результаты проанализированы. Было решено про-
длить эксперимент. Вопрос, быть или не быть дистанционно-
му образованию, уже неактуален. Во всем мире оно прочно
стоит на ногах, заняв значимую «нишу» в образовательной
сфере, и Россия в этом смысле не должна быть исключением.
О качестве же этого образования говорить излишне. Пример:
сегодня уже стало возможным получить доступ к десяткам
университетских линий связи, в частности, Открытому (Вир-
туальному) Университету, включающему Всемирную сеть
академий, Открытый Университет Великобритании и т.д. Мо-
гу привести ряд примеров получения полноценного образо-
вания в зарубежных высших учебных заведениях через систе-
му дистанционного обучения российскими студентами.
– Самое время обратиться к опыту руководимого
Вами Современного гуманитарного университета, ак-
тивно использующего эту форму обучения студентов.