НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
42
– «Все происходящее – лишь ре-
зультат случайности», – считал Гегель.
Если с этой точки зрения посмотреть
на Вашу жизнь, это действительно
так.
– Нет. Я не согласен. Конечно, в жиз-
ни происходит очень много случайного,
но, скажем так, к своей профессии, к сво-
ей карьере я шел целенаправленно, на-
чиная со второго класса школы, когда по-
ступил в детский хор под управлением
известного хормейстера. И уже с третье-
го класса я начал не просто петь, а даже
записываться на радио. То есть я уже тог-
да был одержим этой идеей и абсолютно
убежден в том, что мне суждено было ро-
диться певцом. Потом, правда, на какое-
то время это все заглохло, точнее даже
сказать, что я стал терпеть фиаско. Пер-
вое фиаско у меня было в школе, когда я
не смог спеть а капелла, потому что не
попал в тональность, и, не допев песню,
ушел со сцены и сказал, что больше не
буду петь никогда в жизни. Потом первое
мое поступление в ГИТИС, когда меня
выкинули буквально с первого тура, по-
тому что я не был готов тогда професси-
онально. Второй раз, когда меня опять
выбросили из ГИТИСа, но уже с третьего
тура, я пошел работать в Большой театр,
хотел посмотреть изнутри, что это за
профессия такая, каковы взаимоотно-
шения артиста и режиссера. С большим
интересом я наблюдал великих масте-
ров сцены – Покровского, Завадского,
Ансимова, моего будущего педагога.
«
В
Ж
И
З
Н
И
НЕЛ
ЬЗЯ ПЛ
Ы
ТЬ
ПО ТЕЧЕНИ
Ю
»
Лев ЛЕЩЕНКО:
Лет десять назад, когда
я готовила большое ин-
тервью со Львом Лещен-
ко в один из популяр-
ных журналов, он пора-
зил меня своей серьез-
ностью, начитанностью
и склонностью к фило-
софскому осмыслению
действительности. По-
этому идя к нему на ин-
тервью на этот раз, я
прихватила с собой в
компанию Гегеля с Эпи-
куром. Да-да, тех са-
мых. Лещенко это не ис-
пугало. Кавалер Почет-
ного Золотого знака
«Общественное призна-
ние» народный артист
России, член Совета по-
печителей Московского
Английского клуба лег-
ко вступил с ними в раз-
говор, при этом чаще ос-
паривая их утвержде-
ния, чем соглашаясь.
pg_0002
То есть никакой случайности в моем вы-
боре профессии быть не могло. Случай-
ность – это то, что определяет сегодняш-
нюю жизнь. Вот здесь полно случайнос-
тей: девушка случайно встретила парня,
понравилась ему, записала на его деньги
одну песню в течение двух дней по фразе,
сняла клип и случайно появилась на экра-
не. И так же случайно исчезла. Потому что
все, что делается второпях, на скорую ру-
ку, никогда не дает результатов.
Хотя какие-то случайности в моей
жизни все-таки есть... В известной степе-
ни я фаталист. У меня была масса всевоз-
можных событий, которые переворачива-
ли мое мировоззрение. Скажем, я случай-
но не полетел на самолете, а музыканты
мои разбились. Такая страшная фаталь-
ность в 72 году... Или в 71 году за неделю
до отъезда меня отстранили от поездки
на конкурс в Сопот, потому что решили,
что лучше послать туда женщину, а в ре-
зультате она не получила никакой пре-
мии, а я поехал туда на следующий год и
выиграл первую. То есть линия судьбы,
карма у каждого человека, наверное,
все-таки есть. Поэтому я никогда не фор-
сирую события и искусственно ничего не
выстраиваю: вот как оно идет по жизни,
так и идет. Как только начинаешь делать
какие-то телодвижения, обязательно
что-то происходит.
– То есть Вы сторонник того, что не
надо сопротивляться и грести против
течения.
– Смотря в чем. В жизни нельзя плыть
по течению. Есть профессия. Это то, что
позволяет нам найти, как раньше говори-
ли, «радость в общественно-полезном
труде». А в своей профессии надо дости-
гать высот, преодолевать какие-то рубе-
жи. Если мы не будем к этому стремить-
ся, то станем ремесленниками, а в твор-
честве нельзя быть ремесленником. Ис-
кусство – это современное ощущение
жизни. Настоящее искусство. А ремесло
– это то, что делается повсеместно, еже-
дневно, без особых изысков и тонкостей,
без особой выдумки, романтики. Но что
касается жизни, а не профессии, я счи-
таю, что есть судьба. И ей бесполезно со-
противляться. Скажем, я никогда не ме-
няю билет на самолет, поезд: летим-ле-
тим, едем-едем. Если я опаздываю – я не
бегу, придерживаюсь народной мудрос-
ти: что ни делается – все к лучшему. Это
мой принцип. Никогда ни о чем не сожа-
лею: отменился концерт – значит так
должно быть.
– А что для Вас необходимость.
– Необходимость. Многое. Прежде
всего – работать интенсивно, быть заря-
женным на процесс активного действия.
Необходимость – общение с моими дру-
зьями и теми, кто меня может каким-то
образом развивать. Потому что любое
общение дает что-то для души, для моз-
га, оно просто так, бесследно не прохо-
дит. Даже случайная встреча на улице с
незнакомым человеком в подсознании
каким-то образом отложится. Я уж не го-
ворю о том, какая это роскошь пооб-
щаться с большим художником, артис-
том, финансистом, бизнесменом. Это не-
преходящее, это опыт, это эмпирика, ко-
торая и создает современное ощущение
жизни. Если ты не будешь жить в этой
жизненной схеме, то очень быстро пре-
вратишься в скучнейшего человека.
Я, например, обожаю общаться с мо-
лодыми людьми. Это то, что заряжает те-
бя, ты чувствуешь себя помолодевшим. Я
лет девять преподавал в Гнесинском ин-
ституте на эстрадном отделении. До тех
пор, пока у меня были хорошие студен-
ты, которые развивали меня в каком-то
смысле – в плане эмоций, нового вос-
приятия окружающего мира. Эти новые
ощущения давали мне подпитку.
Цирк уехал.
Тигры остались...
Цирк уехал.
Тигры остались...
«Как много девушек хороших...»
И. Демидов о Л. Лещенко:
«Его пример – другим наука»
В. Винокур:
pg_0003
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
44
Еще одна необходимость для меня –
заниматься спортом. Я должен сделать
гимнастику, подтянуться, отжаться, и ес-
ли я встал на весы и увидел там несколь-
ко лишних килограммов, значит я должен
увеличить нагрузку, чего-то не съесть. Ес-
ли я вдруг не смог отжаться 20-25 раз, я
говорю себе: «Всё, мужик, ты слабеешь,
давай, занимайся! Это необходимость».
– А вот Эпикур считал, что необхо-
димость есть бедствие...
– Ну, что ж... По-моему, он, как и Ге-
гель, ошибался. Кто такой Эпикур. Он ра-
довался жизни, был созерцателем, для
него весь мир представлялся не в освое-
нии пространства, а в потреблении всего
того, что давала на тот момент цивилиза-
ция. То время выдвигало ведь совсем
другие требования к личности. А ведь
именно личность определяет состояние
общества. Почему у нас не получается
гражданское общество. Потому что лич-
ностей не хватает! А почему жизнеспо-
собна схема построения, скажем, амери-
канского общества. – Есть личности, ко-
торые хотят видеть это общество таким:
от личного, частного – к общему. А мы
строили нашу жизнь всегда наоборот: от
общего к частному. В результате у нас ни-
когда не было личностей. «Раньше думай
о Родине, а потом – о себе»... Глупость,
понимаете. Никогда не будет Родины, ес-
ли не будет личностей. Мы только сейчас
начинаем понимать, что главное – это че-
ловек. Я, например, поражен тем, что
сейчас растут совершенно другие дети –
они задают вопросы, которые мы не зада-
вали. Ну, скажем такой: а почему я дол-
жен делать это. Мы не спрашивали, мы
знали – потому что так велела Родина,
партия, комсомол. А сейчас нет этих ори-
ентиров. И я должен это делать совсем по
другой причине – по осознанию полезно-
сти этого для себя. Но мне полезно жить в
гражданском обществе. И я должен это
осознать. Это та самая осознанная необ-
ходимость, к которой необходимо прид-
ти в своем сознании. Но для этого я дол-
жен быть сформировавшимся человеком
в плане нравственном, духовном, мо-
ральном. Чтобы я сам мог верно опреде-
лять – что я могу, а что не могу. А не за-
преты, не безудержная свобода должны
определять это. Должна быть своя собст-
венная планка. Это очень сложный во-
прос. Но вот когда мы придем к этому со-
стоянию – что необходимо (а не обяза-
ны!) трудиться, что нужно приносить
пользу обществу, но в том числе и себе,
вот когда мы сможем все это сбалансиро-
вать – личное и общественное, – тогда, я
думаю, мы сможем развиваться как ци-
вилизованное государство.
– Что для Вас стало источником
больших радостей – необходимое или
случайное.
– Думаю, первое. Вот я добивался по-
ступления в институт – это была необхо-
димость – и когда узнал, что зачислен, –
это была безумная радость. Найти коше-
лек на дороге или заработать большие
деньги – это разные вещи. Думаю, зара-
ботать – больше радости, потому что я
приложил к этому труд.
– А какого рода случайности чаще
поджидали Вас – счастливые или не-
счастливые.
– Думаю, что несчастливые. Счастли-
вая случайность – она на грани какого-то
поиска. Наверное, человек к ней каким-
то образом идет – путем проб и ошибок,
упорной работы – и вдруг – удача! Но она
же – итог всего предыдущего. То есть я не
отношу случайность радости к случайно-
му, а скорее как к результату собственных
действий. А вот негативных случайнос-
тей, конечно, не ждешь, и в этом смысле
можно согласиться с Цицероном, кото-
рый считал, что нет ничего более против-
ного разуму и природе, чем случайность.
– Что Вы помните дольше – плохое
или хорошее.
– Когда начинаешь вспоминать про-
шлое, значит наступает старость. Я живу
будущим. Только грядущим. Хотя, если я
вспоминаю, то только хорошее. А зачем
опять ворошить негативные эмоции, ко-
торые разбивают сердце, которые будо-
ражат наше сознание.
– Какой необходимости Вы хотели
бы или Вам удается избегать.
– Необходимости выяснять отноше-
ния. То есть делать какие-то движения в
сторону разрешения проблем, от которых
завишу не только я. Терпеть не могу попа-
дать в конфликты, а приходится. Скажем,
я сейчас с большим трудом набираю теле-
Если они будут благоденствовать, то это
будет неправильно. А обычному миролю-
бивому, доброму, сердечному человеку
конфликты не нужны.
– Необходимость быть в творчес-
кой форме требует от Вас больших
усилий.
– Я настолько уже слился со своей
профессией, что, скажем, немного сил и
времени затрачиваю на запись песни в
студии. Я пишу два-три дубля – и у меня
все получается, в то время как некоторые
молодые исполнители, которые немощ-
ны в творческом, профессиональном
плане, пишут песню по два дня и мучают-
ся. Так что в этом плане поддерживать
творческую форму для меня легко. А вот
необходимость заставить себя держаться
в форме, не жрать ничего, или есть ка-
кую-то траву или нелюбимые мною ово-
щи – вот это определенный труд.
– Вы чувствуете необходимость
как-то поддерживать свою популяр-
ность или Ваше имя уже давно рабо-
тает на Вас.
– Это необходимость, о которой по-
стоянно болит голова, потому что мне
очень хочется реализовать то, что я сде-
лал. Например, мне хотелось, чтоб как
можно больше людей смогли увидеть
мой сольный концерт, который, я счи-
таю, просто явление на сегодняшней эс-
траде. Там «живой» большой оркестр,
там прекрасные песни, там мои старые
друзья-исполнители – Володя Макаров,
фон моего адвоката, чтобы опять вернуть-
ся к теме залития моей квартиры соседом,
который просто совершил подлость, на
год лишив меня жилья (мне пришлось
снимать квартиру) и отказывается отве-
чать за свой проступок. И человек-то этот
богатый, возглавляет одну из самых боль-
ших страховых компаний в нашем госу-
дарстве и говорит о том, что надо беречь
свое имущество. Вот это для меня совер-
шенно жуткая ситуация, что я должен вы-
яснять с ним отношения. Вот такой необ-
ходимости я хотел бы избежать. Хотя есть
люди, для которых состояние конфликта
является естественным – милиционер,
прокурор, следователь – они всегда в со-
стоянии конфликта по роду своей работы.
Лева Барашков, Люда Сенчина, Галя Не-
нашева, Олег Анофриев, Полад Бюль-
Бюль оглы. Это дорогое, красивое шоу, и
для меня просто необходимость – пока-
зать его людям. Спасибо, Российский ка-
нал нашел такую возможность и
выделил эфирное время.
Ведь то, что я предлагаю каналу, нашло
хорошую реакцию зрителя. Если я приез-
жаю в Нижневартовск, и восьмитысячный
стадион заполняется битком и они счаст-
ливы, что приехал Лещенко и поет соль-
ный концерт, значит это – подтверждение.
Вот такие подтверждения мне нужны. Если
их нет, то значит тогда это ерунда.
– Чем заполнена Ваша жизнь сего-
дня.
«На трибунах становится ти-и-ше...»
pg_0004
45
конкретной помощью людям – вот не-
давно пришло письмо от одной бабуш-
ки, ей нужны деньги. Я иду в бухгалте-
рию, прошу снять со счета 4 тысячи руб-
лей и отвезти их этой старушке. Или дру-
гое – мы делаем праздники для детей-
сирот в Детском театре – покупаем биле-
ты на спектакль, дарим подарки.
– Я знаю, Вы очень дорожите об-
щественной наградой – Золотым По-
четным знаком «Общественное при-
знание»...
– Да, она более ценная и дорогая
для меня, чем все мои награды. У меня
есть орден Знак почета, орден Дружбы
народов, три медали... Это все награды
от старой власти, а вот от новой нет ни
одной – хотя у меня уже были и юбилеи,
и хорошие, потрясающие программы, и
концерты. Я не прошу. Мне не нужно. Не
все измеряется орденами или деньгами.
А вот общественное признание... Если
бы мне дали, скажем, премию в пять ты-
сяч долларов, я меньше бы радовался,
чем я получил маленький, крошечный
значок «Общественное признание». Да,
наверное, за эту награду я отдал бы все
остальные! Ведь это люди, интересные,
авторитетные люди, которые сами в
этой жизни многого добились, сочли
меня достойным общественного при-
знания, поскольку я действительно что-
то делаю для нашей страны, нашей От-
чизны. Я не кичусь, но это на самом де-
ле так. Я даже не говорю – в моральном,
нравственном плане, а в чисто финансо-
вом: я раньше зарабатывал колоссаль-
ные деньги для государства – кормил
филармонию, Росконцерт и прочие ор-
ганизации. Я зарабатывал по 3-4 мил-
лиона рублей в год для государства, по-
лучая по 27 рублей 50 копеек за кон-
церт! Я считал это! Я приносил справку в
ЦК партии, для того, чтобы мне дали ка-
мерную ставку, чтоб я мог зарабатывать
по 47 рублей за концерт. Я приносил
справку, в которой числилось 38 горо-
дов за год, в каждом из которых я рабо-
тал во дворцах спорта по 15—20 концер-
тов, на которых бывало до 3 миллионов
человек! И всю жизнь я работал на свое
государство!
– Как Вы думаете, что сегодня не-
обходимо нашему обществу.
– Думаю, что прежде всего – благо-
творительность, доброта, огромная доб-
рота, милосердие... Где-то я слышал та-
кую фразу, что справедливости не может
быть – может быть только милосердие.
Но я думаю, что справедливость может и
должна быть, но рядом с ней должно
идти милосердие. Ведь у нас очень мно-
го милосердных людей. Если бы сосре-
доточить все силы милосердия, миро-
творчества воедино и понять, что тем, у
кого есть – пора делиться с теми, у кого
нет (не силой отнимать у богатых – не
дай бог!), а делиться по велению сердца
– общество стало бы чище и лучше. По-
тому что нельзя, безнравственно жиро-
вать, тратить огромные деньги и видеть,
что рядом есть обездоленные, у которых
не хватает на хлеб. Оно должно появить-
ся естественно, это желание поделиться.
Не надо себе строить в Испании особня-
ков – это глупо. Если есть деньги – купи
билет, сними пятизвездочный отель и
можешь ехать на отдых те же самые два,
три раза в год! Это будет в сотни тысяч
раз меньше, чем ты потратил на эту вил-
лу, которая там гниет! Это безнравствен-
но – мы сейчас не имеем права покупать
виллы заграницей, иметь какие-то мил-
лионные счета в банках! Это – безнрав-
ственно! Если есть лишние деньги –
вкладывай в производство, помогай
обездоленным. Это не коммунистичес-
кая идея. Это общечеловеческая идея.
Вот если бы сейчас сказали: «Ребята,
давайте все соберем, у кого сколько есть,
и поможем бедным, на развитие произ-
водства и т.д.», я отвечаю за свои слова,
что если все отдадут – то я согласен. А от-
давать одному... Что может сделать один
добрый, щедрый человек. Ну, помочь,
двоим, троим...Ну, я, скажем, стараюсь
что-то делать для своих музыкантов, дру-
зей, но этого же мало! В принципе, если
говорить о каких-то серьезных вещах – то
должен быть такой фонд милосердия, и
поверьте мне, в нем было бы денег боль-
ше, чем в двадцатимиллиардном бюдже-
те нашей страны. Ну что такое 20 милли-
ардов. Бюджет, который планируют на
реконструкцию аэропорта Кеннеди в
США составляет 12 миллиардов долларов
– больше, чем полбюджета России! А
ведь деньги у людей есть! Но дайте им
возможность проявить благотворитель-
ность, дайте им гарантии, что их благо-
творительность пойдет по назначению и
будет достойно оценена. Помните, как
было в Южной Корее в экономический
кризис. Все, кто мог, принесли свои сбе-
режения, золото, бриллианты, чтобы по-
мочь стране. Ну неужели нет у нас такого
человека, который бы сказал: «Ребята! Ну
сколько может наша страна падать. Да-
вайте, поможем ей! Давайте, мы дадим
какие-то гарантии, чтобы люди поверили
и убедились, что все честно». Ну, неуже-
ли нет такого человека, который бы ска-
зал: я это сделаю. Я, Лев Лещенко, это га-
рантирую!».
Беседовала Елена ЦЫГАНКОВА
«Нашему обществу
необходима благо-
творительность,
огромная доброта,
милосердие... »
тем, чтобы сохранить театр как государ-
ственный, потому что иначе меня заду-
шат налогами. Наш театр поддерживает
очень многих молодых артистов, мы де-
лаем праздники и фестивали, то есть мы
готовы министерству культуры прино-
сить пользу, я готов даже отчислять ему
какие-то деньги. Вот поэтому я вынужден
заниматься бизнесом, иначе я задохнусь
содержать это все – у меня студия, у ме-
ня штат артистов, персонал, и всем этим
я занимаюсь сам. У меня нет государст-
венного офиса, государство мне не дало
ни квартиры, ни машины, ни студии, ни
офиса – тридцать лет я за все плачу соб-
ственные деньги. И я плачу налоги. А
сейчас хотят, чтобы я платил еще больше.
Мы занимаемся благотворительностью,
– Перед нашей встречей разговари-
вал о сценарии, через полчаса еду сни-
маться в поддержку диализ-центра, в ко-
тором мы (я, Володя Винокур, наши дру-
зья) являемся учредителями. Мы нашли
финансирование для того, чтобы постро-
ить этот самый крупный диализ-центр в
Европе в московской 20-й больнице. 36
аппаратов искусственной почки, пред-
ставляете.! И вот сейчас я еду, потому что
есть проблемы – у государства не хвата-
ет денег на его работу. А ночью я должен
был вылетать на концерт в Казахстан, но
все отложилось на день. Так что у меня
много всего – и административные дела,
и общественные, есть и маленький биз-
нес – несколько производств, в которых
я принимаю участие как акционер. И в
этом смысле, скажу честно, я хочу найти
заработок, потому что учредителем на-
шего театра является министерство куль-
туры, но оно не платит нам никаких де-
нег. И я этому рад – да, мы ушли от дота-
ции, мы на хозрасчете, но сейчас вышло
новое положение, и я должен заниматься
С женой и другом на даче