КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
12
как в европейских столицах эта цифра ко-
леблется от 40 до 70 и более квадратных
метров на человека. Для того, чтобы до-
стичь европейского уровня Москве нуж-
но удвоить, а то и утроить существующий
жилой фонд. Более того, в Москве до сих
пор не до конца расселены коммуналь-
ные квартиры, и около 10 процентов жи-
лого фонда столицы составляют пяти-
этажки, которые в ближайшие годы пред-
стоит снести или реконструировать.
В течение последних лет в городе
ежегодно строится примерно по 3,5 мил-
лиона квадратных метров нового жилья.
Несмотря на это «квартирный вопрос»
продолжает в Москве оставаться весьма
актуальным. Практика продаж коммерче-
ского жилья показывает, что новые квар-
тиры продаются задолго до приемки до-
ма государственной комиссией. Этот
факт говорит о том, что инвестирование
денег в строительство в Москве – это вы-
годное вложение капитала.
Для того, чтобы в меньшей степени
зависеть от иностранных поставщиков,
московский строительный комплекс в на-
чале девяностых годов сделал ставку на
отечественного производителя. Строи-
тельная отрасль в столице, как локомотив
тянет за собой многие предприятия не
только в Москве и области, но и в других
регионах России. Сегодня на стройках
Москвы работают машины и оборудова-
ние, произведенные практически во всех
городах страны. Стройкомплекс столицы
закупает в регионах нерудные материа-
лы, арматуру и многие другие комплекту-
ющие. Получая стабильные заказы, пред-
приятия, сотрудничающие со строитель-
ным комплексом Москвы, имеют воз-
можность стабильно и устойчиво разви-
ваться, совершенствовать технологии,
осваивать выпуск новой продукции.
– Владимир Иосифович, строительный
комплекс Москвы является локомоти-
вом экономического и промышленно-
го развития города и значительной ча-
сти Московской области. Вы уже боль-
ше 40 лет работаете в строительной от-
расли столицы. Не могли бы Вы более
наглядно и аргументированно разъяс-
нить выгоду города от инвестирова-
ния, в первую очередь, московской
строительной индустрии.
– На протяжении всего ХХ века в
Москве чрезвычайно остро стоял жилищ-
ный вопрос. Сегодня на одного жителя
столицы приходится в среднем 21 квад-
ратный метр жилой площади, в то время
Владимир РЕСИН:
Владимир РЕСИН:
«У М
ЕНЯ
ЕСТЬ ВСЕ,
ЧТО НУЖ
НО
ДЛЯ
СЧАСТЬЯ»
Обсуждается план
перспективного развития Москвы
pg_0002
13
Владимир Иосифович РЕСИН,
Первый вице-премьер
правительства Москвы
Родился 21 февраля 1936 года в Мин-
ске.
В 1958 году окончил Московский горный
институт по специальности экономика и
организация горной промышленности.
Трудовую биографию начал в 1959 году
с должности прораба, затем начальника
участка СМУ Минстроя РСФСР.
С 1962 по 1974 год работал начальни-
ком участка, начальником спецуправле-
ния, управляющим трестом горнопро-
ходческих работ Главмосинжстроя.
С 1974 по 1987 год являлся заместите-
лем начальника и начальником Главмо-
синжстроя,
С 1987 до 1988 года – начальник Глав-
моспромстроя.
1988 –1990 годы – первый заместитель
Председателя, Председатель Мосст-
ройкомитета.
С 1990 по 1991 год был заместителем
Председателя Исполкома Моссовета –
Председателем Мосстройкомитета.
Позже стал заместителем Премьера –
Министром правительства Москвы, ру-
ководителем строительно-инвестицион-
ного комплекса города.
С 1992 года по настоящее время зани-
мает пост первого заместителя Премье-
ра правительства Москвы, руководителя
комплекса перспективного развития го-
рода, министра правительства (руково-
дитель департамента строительства).
Имеет печатные труды.
Среди его работ наиболее известные:
разработка проекта и строительства За-
падной, Лихоборской, Южной и Черки-
зовской канализационных систем
г.Москвы, разработка проекта и строи-
тельства дома ГКНТ в г.Москве, Ком-
плексное освоение городских террито-
рий при массовой застройке жилого
района Крылатское.
Владимир Иосифович – академик Рос-
сийской инженерной Академии, член-
корреспондент Российской Академии
архитектуры и строительных наук, ака-
демик многих российских и междуна-
родных академий, профессор Междуна-
родного университета, член Союза ар-
хитекторов, редколлегий журналов
«Промышленное строительство», «Архи-
тектура и строительство Москвы», об-
щественного совета газеты «Вечерний
клуб», общественно-аналитического
журнала «Признание», действительный
член Академии Творчества.
Основным увлечением в жизни считает
свою работу. Женат. Имеет дочь.
Его труд отмечен 6 орденами, 11 меда-
лями и 16 негосударственными награ-
дами. В.И. Ресин – кавалер Золотого
Почетного знака «Общественное при-
знание»
– Владимир Иосифович, Вы в свое
время представляли новый Генераль-
ный план развития Москвы до 2020 го-
да. Это уже третий подобный проект,
считая первые Генпланы образца 1934
и 1971 годов. В чем принципиальное
отличие нового Генерального плана от
предыдущих, и в чем он продолжает
концепции и решения первых двух.
– Новый Генеральный План развития
Москвы на период до 2020 года наглядно
демонстрирует качественно новый под-
ход к развитию одного из крупнейших
мегаполисов Европы и мира – столицы
России. Коренным отличием нового Ген-
плана от двух предыдущих в первую оче-
редь является то, что это первый в ис-
тории столицы градостроительный
вошли семь наиболее крупных строи-
тельных организаций города. Более чет-
кая организация и координация произ-
водственного процесса, использование
современных технологий и материалов,
очевидно, будут способствовать сниже-
нию себестоимости возведения жилья,
увеличению объемов строительства. Уже
в 2001 году в Москве будет возведено бо-
лее 4 миллионов квадратных метров но-
вого жилья. Это не предел. Мэр города
Ю.М. Лужков ставит перед московскими
строителями задачу ежегодно возводить
не менее 5 миллионов квадратных мет-
ров жилья. Очевидно, что в условиях бо-
лее низкой себестоимости и увеличения
предложения на рынке, можно осторож-
но предположить, что цены на жилье
документ такого масштаба, рассматрива-
ющий Москву не как крупнейший промы-
шленный или еще какой-либо центр Рос-
сии, а как город в котором должно быть
удобно и комфортно жить людям, как
москвичам, так и приезжим.
Очевидно также, что третий Генплан
включает в себя все то хорошее, что было
заложено, но не было реализовано двумя
предыдущими Генеральными планами
развития города. В частности, это касает-
ся некоторых вопросов дорожного строи-
тельства.
– Не так давно Вы прогнозировали
ежегодное снижение стоимости жи-
лья в Москве на 10–15 процентов.
Вследствие чего произойдет сниже-
ние цен и станет ли эта тенденция по-
стоянным, а не временным явлением.
– Мы живем в условиях рыночной
экономики. Цены на жилье определяются
соотношением спроса и предложения.
Как я уже говорил, при существующем
уровне предложения, квартиры в Москве
успешно продаются.
В ближайшее время объемы возве-
дения жилья в городе будут возрастать.
Во многом это связано с образованием
Московского строительного союза, куда
могут несколько снизиться, но не скоро.
Рынок – сложный механизм регулирова-
ния экономики, ситуация на нем зависит
от многих, часто не зависящих от нас,
внешних и внутренних факторов.
Так, например, недавнее резкое по-
вышение цен на энергоносители и цемент
не могло не отразиться на себестоимости
строительства, а, следовательно, и цене
квадратного метра в новостройках.
Другой пример, политическая стаби-
лизация, создание четкой вертикали вла-
сти в стране после недавних президент-
ских выборов, самым благотворным об-
разом отразилась на экономике России. В
стране наметился рост промышленности,
возросла деловая активность, люди стали
больше зарабатывать. И как следствие
этого, вырос спрос на жилье.
– На ипотеку сегодня возлагают на-
дежды все – и жители Москвы, и стро-
ители, ожидая мощного прилива част-
ных инвестиций. Вопрос Вам как опыт-
нейшему строителю и крупнейшему
организатору строительных проектов:
когда у нас исчезнут коммуналки, ког-
да реально уменьшатся очереди на
муниципальное жилье, и будет ли это
связано именно с ипотекой.
С Президентом РФ В.В. Путиным
и главным раввином России Берл Лазаром
pg_0003
14
других работ по реконструкции мос-
ковских дорог.
– Вопросы сокращения финансирова-
ния дорожного строительства из Дорож-
ного фонда несомненно отразятся на тем-
пах строительства транспортных комму-
никаций в городе. Правительство Моск-
вы сделает все возможное, чтобы выпол-
нить намеченную до 2005 года програм-
му прокладки 200 километров и реконст-
рукции 65 километров улиц и дорог. А
также строительства более 80 транспорт-
ных сооружений – мостов, путепроводов
и развязок. Прокладка третьего транс-
портного кольца – один из наиболее важ-
ных элементов решения транспортной
проблемы в городе. Его строительство и в
2001 году будет продолжаться макси-
мально возможными темпами.
– Новостройки в отдаленных райо-
нах Москвы множатся, а добираться
людям туда пока проблематично. Как
будет дальше развиваться московское
метро, учитывая сегодняшний дефи-
цит средств.
– Строительство новых линий метро-
политена финансируется из федерально-
го бюджета, возможности которого пока,
к сожалению, ограничены. Для решения
транспортной проблемы в новых районах
Москвы планируется строительство но-
вых видов скоростных транспортных ком-
муникаций. Так, например, в Новокоси-
не, Бутове, Жулебине намечено за счет
средств города построить линию «легко-
го» метро, обеспечивающие ускоренный
подвоз пассажиров к конечным станциям
метрополитена.
– Строительство бизнес-центров,
элитного и частного жилья идет в
Москве полным ходом. Не останутся
ли рядовые москвичи без спортив-
ных площадок, бассейнов, школ и
поликлиник. Пропорционально ли
развивается социальная инфраст-
руктура города.
– Социальная инфраструктура в Моск-
ве развивается совсем по иным принци-
пам. Они определены в новом Генплане
развития города, где четко обозначены ос-
новные параметры обеспеченности жите-
лей всех районов города объектами соц-
культбыта, здравоохранения и образования.
Школы, поликлиники и спортивные пло-
щадки равномерно строятся на всей тер-
ритории города. Основная часть их прихо-
дится на новые районы, где социальная
инфраструктура создается с нуля.
Что же касается элитных микрорайо-
нов, обеспеченных особой социальной
инфраструктурой, таких, например, как
новая олимпийская деревня на Мичурин-
ском проспекте, то цена квадратного мет-
ра жилья там в несколько раз выше, чем в
соседних, поскольку в эту цену, в том чис-
ле, заложена и стоимость строительства
специальных объектов соцкультбыта.
– Вы в свое время принимали уча-
стие в строительстве Останкинской те-
лебашни. Видимо Вы же и будете при-
нимать участие в ее восстановлении.
Кто будет финансировать эти работы
и когда они будут завершены.
– Останкинская телебашня – объект не
муниципального, а федерального значе-
ния. Поэтому проведение всех восстано-
вительных работ на ней правительство РФ
поручило Госстрою России. Финансирова-
ние реконструкции башни ведется также
за счет средств федерального бюджета.
Московские строительные организации
будут привлечены к восстановительным
работам в качестве подрядчиков.
Планируется, что после реконструк-
ции, Останкинская телебашня будет не-
сколько выше, чем раньше и станет са-
мым высоким рукотворным сооружением
в мире. Но не надолго. Сейчас в городе
полным ходом ведется строительство
крупнейшего делового центра «Москва-
Сити», одно из зданий которого – башня
«Россия», согласно проекту должна иметь
высоту 648 метров. Эта будет почти на
100 метров выше, чем даже надстроенная
Останкинская телебашня.
– Как первый заместитель премье-
ра правительства Москвы и как руко-
водитель Комплекса архитектуры,
строительства, развития и реконст-
рукции нашего города расскажите,
пожалуйста, что делает московское
правительство для исправления эко-
логической обстановки в городе.
– Экологическая проблема продолжа-
ет оставаться в Москве достаточно острой.
Главный источник загрязнения воздуха
объемах строительства жилья в городе, и
высоком спросе на новые квартиры, стро-
ителям пока более выгодно продавать их
не в кредит, а сразу. И, наконец, четвертая
причина имеет чисто психологический ха-
рактер. Многие в России еще не оценили
преимущества получения кредита и про-
сто боятся самого слова «кредит».
Я уверен, что начало реального подъ-
ема экономики страны, принятие нового
Налогового кодекса, увеличение объе-
мов строительства и политическая ста-
бильность, которые наметились в 2000
году, станут реальным фундаментом раз-
вития ипотеки. Ведь ипотека действи-
тельно может сделать комфортное жилье
доступным более широким слоям населе-
ния, позволит решить жилищный вопрос
в городе, избавиться от очередей на его
получение и коммуналок.
При этом наименее социально за-
щищенные группы москвичей – инвали-
ды, сироты, пожилые люди – будут
иметь больше шансов получить бес-
платное жилье.
– Пробки на московских дорогах
для сегодняшнего дня – явление
обычное, хотя и крайне неприятное
для всех жителей столицы. Идет слух,
что из-за изменения налогового зако-
нодательства и других причин темпы
строительных и ремонтных работ на
дорогах Москвы резко снижены. Вы
можете успокоить москвичей по по-
воду строительства третьего кольца и
– Мировая практика показывает, что ипо-
тека была и остается основной формой
приобретения жилья во всех развитых
странах Европы и мира. Уверен, что в са-
мом скором времени это утверждение в
полной мере будет относиться и к Моск-
ве. На сегодняшний день, на мой взгляд,
существуют четыре основных причины,
препятствующие широкому развитию
ипотечного кредитования в России.
Первая – это достаточно высокая став-
ка рефинансирования ЦБ, и, соответствен-
но, высокий процент за кредит в банке.
Вторая – то, что зачастую, получатель кре-
дита из-за того, что «прячется» от налогов,
не может подтвердить в банке свою реаль-
ную платежеспособность. Третья причина
заключается в том, что при существующих
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
С Ее Величеством Королевой Англии
Елизаветой II и экс-президентом России
Борисом Ельциным
С мэром Москвы
Юрием Лужковым
и Аллой Пугачевой
С мэром Москвы
Юрием Лужковым
и Аллой Пугачевой
pg_0004
– Наука и публицистика для меня –
часть работы. Подготовка написания ста-
тей и книг позволяет более широко и глу-
боко рассматривать и структурировать те
вопросы, которые мне приходится решать
на практике. Я пишу их либо в отпуске, ли-
бо по воскресеньям. Недавно под моей
редакцией вышла книга «Москва. Рекон-
струкция в фотографиях.1850–2000». В
ней собраны уникальные фотоснимки,
рассказывающие о том, какой была старая
Москва, о том, как в наше время возрож-
даются ее архитектурные традиции.
Мне о многом хотелось бы написать,
есть много набросков, идей, но, к сожа-
лению, текущая работа и хроническая не-
хватка времени, не дают возможности
этим заняться. Будучи строителем, я все-
гда четко выполняю свое слово, или не
обещаю вовсе. Это в полной мере отно-
сится и к вопросам творчества, – я пишу,
собираюсь и дальше публиковать статьи
и книги, но конкретную дату их издания
назвать, увы, не могу.
– Вы, Владимир Иосифович, являе-
тесь Сопредседателем Совета Попечи-
телей Национального Фонда «Обще-
ственное признание», стали первым
Кавалером Золотого Почетного знака
«Общественное признание» в области
градостроительства и архитектуры.
Вы награждены также шестью орде-
нами, медалями, неоднократный лау-
реат Государственной премии СССР и
России, заслуженный строитель Рос-
сийской Федерации. Как Вы относи-
тесь к общественным наградам, Ваше
отношение к институту Кавалеров Зо-
лотого Почетного знака.
– Золотой Почетный знак «Общест-
венное признание» – высшая обществен-
ная награда России, позволяющая рос-
сийскому обществу узнавать новые име-
на самых достойных граждан, которые
достигли выдающихся успехов в своей
профессиональной деятельности, актив-
но способствующих своим трудом ста-
новлению в России полноценного граж-
данского общества. Я получаю настоящее
удовлетворение, когда мне приходится
участовать в награждении новых кавале-
ров. Это удивительные люди – настоящие
подвижники, высочайшие профессиона-
лы своего дела, в полном смысле этого
слова – строители нашего светлого завт-
рашнего дня. Общение именно с такими
людьми, как Кавалеры Золотого Почетно-
го знака «Общественное признание»,
придает мне уверенность в завтрашнем
дне и веру в будущее России.
– Как Вы оцениваете деятельность
Московского Английского клуба, где
Вы также являетесь Сопредседателем
Совета Попечителей.
– Сегодня трудно представить духов-
ную жизнь столицы без Английского клу-
ба – престижного, известного, уважаемо-
го. Он впитал все лучшее, что присуще
тем подвижникам, которые удостоены
чести стать его членами. Сила клуба в
том, что он – вне политики. В нем собира-
ются люди, которые живут не только лич-
ными, но и общественными интересами,
и которым приятно быть вместе.
– В качестве хобби Вы называете
работу. Неужели у Вас нет увлечений,
которые несколько отвлекают от рабо-
ты, дают возможность расслабиться.
– Я считаю себя счастливым челове-
ком, потому что у меня есть все, что нуж-
но для счастья: замечательная семья и
любимая работа. Лучший отдых для меня
– общение с родными и близкими людь-
ми, с друзьями. Иногда мы с женою хо-
дим в театр, на выставки. Стараюсь боль-
ше читать, но увы, на все это остается
слишком мало времени.
– Ваша семья живет Вашими инте-
ресами, или у близких есть свои направ-
ления деятельности в жизни и увлече-
ния. Расскажите, пожалуйста, немного
о Ваших близких, жене, детях, внуках.
– Мне повезло в жизни. У меня всегда
был надежный тыл. Сначала это была се-
мья моих родителей. От них я унаследовал
любовь к труду, чувство ответственности
за порученное дело. Они дали мне воз-
можность получить хорошее образование.
Достаточно рано я создал свою собствен-
ную семью, ей уже больше сорока лет. У
меня есть дочь. Сейчас она не работает;
занимается своей семьей – мужем и сы-
ном. Мой внук, Володя – первокурсник
одного из московских вузов, увлекается
информатикой. Хотел бы, чтобы он стал
хорошим специалистом и в своей области
добился больших успехов, чем его дед.
Беседовал Аркадий СЕДОВ
С женой Мартой
и внуком Володей
в столице – автомобильный транспорт.
Поэтому, решая проблему строительства
и реконструкции дорог, Москва тем са-
мым, решает и экологическую проблему.
Другой источник загрязнения – про-
мышленные предприятия. На сегодняш-
ний день Москва остается единственным
городом России, где принята и на практи-
ке реализуется программа ликвидации и
вывода вредных и малоэффективных
производств в промышленные зоны. На
их месте ведется строительство новых
жилых кварталов.
Огромное внимание уделяется в го-
роде вопросам сохранения существую-
щих парков и скверов, озеленению и
благоустройству. Только в прошлом го-
ду в Москве закончено создание не-
скольких парков: двух в Марьино, в Бу-
тове, в районе улицы Лобачевского,
вдоль некоторых участков Третьего
транспортного кольца. Всего за 2000 год
в Москве посажено более 25 тысяч дере-
вьев, около 200 тысяч кустарников и
примерно 300 гектаров газонов. В бли-
жайшее время планируется создать
большой парк в Митино: его площадь
будет составлять почти 130 гектаров.
– Насколько московский строи-
тельный комплекс интересен для за-
рубежных инвесторов. Есть ли у мос-
ковского правительства солидные и
постоянные партнеры среди крупных
финансовых структур Запада.
– Строительный комплекс столицы
всегда был и остается открытым для ино-
странных инвесторов и партнеров, кото-
рые охотно вкладывают деньги в возве-
дение как жилых домов, так и торговых и
деловых комплексов, в создание совме-
стных производств стройиндустрии, пре-
доставляют строительным организациям
Москвы товарные кредиты.
Среди наиболее уважаемых и надеж-
ных иностранных партнеров московского
строительного комплекса я бы назвал та-
кие крупные фирмы, как «Кодест Инжини-
ринг», «КБЕ», «Сканска», «Вольво», «Соле-
танж», «Катерпиллер», «Энка» и другие.
Этот список можно долго продолжать.
Во время недавнего визита в Германию
мэра Москвы Ю.М. Лужкова, финансовые
и деловые круги этой страны особо отмети-
ли, что столица России на протяжении мно-
гих лет была и остается надежным партне-
ром многих немецких банков и фирм.
– Вы доктор экономических наук,
профессор Международного универ-
ситета, почетный академик многих
российских и международных акаде-
мий. Продолжаете ли преподавать.
Как Вам удается находить время и на
публикацию специальных статей в
научных и публицистических книгах
и периодических изданиях. Кстати,
Ваша книга «Москва в лесах» разо-
шлась среди москвичей и гостей сто-
лицы очень быстро. Можем мы рас-
считывать в ближайшем будущем по-
знакомиться с новыми публицистиче-
скими статьями или, может быть, бу-
дет еще одна книга.