КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
22
Позвольте представить: Посохин Ми-
хаил Михайлович, первый замести-
тель председателя Комитета по архи-
тектуре правительства Москвы, ди-
ректор управления «Моспроект-2».
Родился в 1948 году в семье бывше-
го главного архитектора Москвы
академика М.В. Посохина, окончил
Московский архитектурный инсти-
тут. Действительный член Россий-
ской Академии художеств, действи-
тельный член Международной Ака-
демии архитектуры, советник Рос-
сийской Академии архитектуры и
строительных наук, заслуженный ар-
хитектор России, лауреат Государст-
венной премии РФ, член Московско-
го Английского клуба, кавалер Золо-
того Почетного знака «Общественное
признание». Награжден орденами
Почета, Сергия Радонежского III сте-
пени, Святого благоверного князя
Даниила Московского II степени.
Муж очаровательной блондинки с
нежным и мелодичным, как звуча-
ние арфы, именем Виталина, отец
двоих детей, младшая из которых,
Анастасия Михайловна, единствен-
ный, пожалуй, человек на этой пла-
нете, имеющий абсолютное влияние
на Посохина – возможно, в силу свое-
го юного возраста, который эта серь-
езная дама пока не скрывает, – два с
половиной года от роду велик ли
срок.
ЧЕМ
БОЛЬШ
Е ТЫ
ПОХОЖ
НА ЛЬВА...
– Михаил Михайлович, Ваш отец – выдающийся ар-
хитектор – градостроитель Михаил Васильевич Посо-
хин оставил жителям не только Москвы, но и других го-
родов величайшее наследие, которым гордится страна.
Под его руководством были созданы проекты и постро-
ены десятки крупных жилых и общественных зданий,
которые и сегодня определяют облик столицы. Доста-
точно вспомнить высотный дом на площади Восстания
(ныне Кудринской), Кремлевский дворец съездов, зда-
ние бывшего СЭВа на набережной Москвы-реки и т.д. и
т.п., чтобы убедиться в этом. И если Вы пошли по стопам
своего великого отца, то по чьим стопам пошел Михаил
Васильевич, став архитектором. Иными словами, были
ли в Вашем роду до него архитекторы.
– Отец был первопроходцем в этой области, более того,
он был первым гуманитарием в роду. Хотя дед, отец Миха-
ила Васильевича, закончив семинарию, не стал священно-
служителем, а переехал в Томск и там совместно с достаточ-
но известным человеком Петром Макушиным организовал
общество по просвещению местного населения. Томск, до-
вольно большой университетский город, в то время был
центром культуры Сибири. Дед занимался издательской де-
ятельностью, книжной торговлей, сотрудничал с известным
московским книгоиздателем Сытиным. Так что какое-то ба-
зовое начало тяги к культуре я в этом усматриваю. Оно пош-
pg_0002
23
ло от моего деда по отцовской линии. А так – мой отец дей-
ствительно первый архитектор в роду, а я второй.
– Продолжение будет.
– Хотелось бы на это надеяться. У меня есть сын и дочь.
Они разные по возрасту. Сын уже достаточно взрослый, он
учится в Нью-Йорке, в школе изящных искусств. А дочка по-
ка еще маленькая, но, может быть, когда вырастет, тоже
пойдет по моим стопам.
– Ваша мама Галина Аркадьевна Попова – чудесная
женщина, талантливая актриса, великая труженица,
известная любителям искусства по многим ведущим
драматическим ролям, особенно в пьесах русских клас-
сиков, которые она блестяще играла во МХАТе, – она
ведь тоже вдохнула в Вас толику своего удивительно
тонкого, возвышенного таланта. Не отсюда ли Ваша
изумительная «Принцесса Турандот», скульптурный
памятник-фонтан, – в определенном смысле полная
противоположность грандиозным комплексам, кото-
рые роднят Вас с отцом. Кстати, Ваша мама, надеюсь,
жива-здорова.
– Жива-здорова, слава Богу. Конечно, какие-то генетиче-
ские способности передаются от матери к сыну. Более того, я
по своему характеру и эмоциональному складу отличаюсь от
отца. У меня свои видения, во многом отличающиеся от его
взглядов. Тем не менее, многое и от него передалось. Что же
касается мамы – она человек более артистичный, менее ор-
ганизованный с точки зрения командного процесса, который
необходим архитектору. Отец же был человек более строгих,
четких правил, более собранный – государственный человек
по всем показателям. Я в детстве никогда не думал, что зай-
му когда-то какое-то руководящее положение, меня больше
тянуло в художественную сторону. Я собирался стать теат-
ральным художником, декоратором, работать в кино. На ме-
ня, кстати, никто не давил, ничего не диктовал, я сам выби-
рал себе жизненный путь и профессию. Получилось так, что
выбрал самое трудное направление. Я не предполагал, что
так тяжело идти по стопам отца. Но, с другой стороны, без
борьбы, без преодоления трудностей, которые являются со-
ставной частью нашей профессии, тоже плохо.
– Не обидно ли тратить время, силы на преодоление
этих препятствий.
– Но ведь это специфика жизни! В баснях Крылова, Ла-
фонтена давно уже сказано: чем больше ты похож на льва,
тем больше желающих тебя лягнуть. Я, конечно, далек от то-
го, чтобы себя особенно превозносить, но ведь факт – чем
ты больше работаешь, тем больше и возникает таких ситуа-
ций. Многим кажется, что ты работаешь благодаря тому ме-
сту, на котором сидишь. Некоторые думают, что это так про-
сто – сел в руководящее кресло и все само собой пошло. И
объекты сами по себе появляются. Совсем наоборот. Подоб-
ное сидение в кресле накладывает на человека серьезные
обязательства. Кроме каких-то позитивных моментов, нема-
ло негатива. Тем не менее, я считаю, что самое страшное,
когда человек плывет по течению. Ни к чему хорошему это в
конечном итоге не приведет.
– Вам еще слишком рано подводить какие бы то ни
было итоги, поскольку, несмотря на ту огромную рабо-
ту, что Вы уже успели сделать, я уверена, у Вас еще все
впереди. Тем не менее, из того, что уже сделано, чем Вы
особенно гордитесь, что больше всего дорого.
– Наша работа многогранна по своим направлениям.
Есть направление, когда ты создаешь свое собственное про-
изведение. Есть и задачи по воссозданию уничтоженных па-
мятников архитектуры, реставрации. А в моей судьбе выпа-
ли счастье и честь идти двумя этими путями одновременно.
Конечно, наиболее значительные работы связаны с восста-
новлением храма Христа Спасителя, где я был главным ар-
хитектором. Воссоздание утраченного главного собора Рос-
сии стало на протяжении последних пяти лет моей жизни ос-
новным делом. Хотя параллельно с ним было много других
сооружений, работа над которыми шла своим чередом. Од-
ним из наиболее интересных сооружений, построенных по
моему замыслу, является здание гостинично-делового цент-
ра на Кудринской площади. Мне оно особенно дорого еще и
потому, что находится рядом с высотным зданием, постро-
енным по проекту моего отца. Само стечение таких обстоя-
тельств уникально. Было важно учесть, чтобы новое здание
органично вписалось в уже существующий ансамбль площа-
ди, чтобы оно не «взрывало» сложившуюся архитектуру и не
подавляло своим объемом и архитектурой то здание, кото-
рое было построено раньше, и в то же время чтобы оно бы-
ло современным. Это, конечно, потребовало немалого труда.
Пришлось поломать голову. Это второй объект после хра-
ма Христа Спасителя, который мне очень дорог. Есть и
другие сооружения, их много и в Москве, и в других горо-
дах. Сейчас я работаю над проектом еще одного храма,
довольно значительного по размеру, который будет рас-
полагаться вблизи Борисовских прудов. Его строительство
М. Посохин, Ю. Гнедовский, А. Кузьмин
на открытии юбилейной выставки
М.В. Посохина в музее Щусева
М. Посохин с М. Ростроповичем
pg_0003
уже начинается. Есть объекты жилых
домов, офисов, административных
зданий, гостиниц и т.д., их очень много.
Но останавливаться на достигнутом да-
же мысли нет, напротив, есть стремле-
ние делать что-то еще, и еще, и еще.
Поэтому фиксироваться на чем-то од-
ном особо любимом трудно. Да и не
нужно, наверное.
– Вернемся к наиболее значи-
тельному Вашему объекту – храму
Христа Спасителя. Известно, что на-
ши прадеды строили его всем ми-
ром, собирая деньги на строительст-
во по всей России. Люди считали за
честь отдать порой последнюю ко-
пеечку на это доброе дело. До нас
дошел связанный с этой историей
эпизод – когда в Москву шел обоз,
груженный собранными деньгами
(сумма по тем временам немысли-
мая), на глухой лесной дороге на него напали разбой-
ники. Но, узнав, для какой цели везут эти деньги, раз-
бойники не только не тронули их, но и от себя добави-
ли, сколько смогли, пожелав внести свой вклад в строи-
тельство этого истинно народного храма. Строился он
40 лет, в строительство был вложен колоссальный труд
огромного числа людей. Разрушить храм оказалось не-
сравненно быстрее и легче, чем построить. Тем не ме-
нее, когда несколько лет назад активисты начали соби-
рать средства на восстановление разрушенного собора,
это казалось, если не шарлатанством, то, во всяком слу-
чае, авантюрой. И вот, пожалуйста, храм восстановлен,
причем в кратчайшие сроки. Есть ли в мире что-либо
подобное.
– Я думаю, что ничего подобного нет. И вообще, по-
добного многому тому, что происходит у нас, аналогов
в мире нет. У нас свой, порой трагический, путь разви-
тия. Во всяком случае, такого, чтобы в один и тот же век
(а с точки зрения истории сто лет – это не такой уж боль-
шой отрезок времени) закончить строительство большого
каменного храма, освятить его, взорвать, потом опять по-
строить, освятить (теперь ведь снова служба в храме
идет) – это, конечно, уникальное событие, не имеющее
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
24
Эрнст Неизвестный
и Михаил Посохин
Эрнст Неизвестный
и Михаил Посохин
М. Посохин, Ю. Лужков, В. Мороз,
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II, З. Церетели
прецедентов в истории. Тем более, если уникальность за-
ключается в том, что взорвали сами, а не какие-то захват-
чики, пришедшие неизвестно откуда. Сами построили, са-
ми взорвали, снова сами построили – конечно, это уни-
кально. Но и труд тех людей, которые восстанавливали,
иначе, чем героизмом не назовешь.
– А самый первый Ваш проект Вы помните.
– Первый проект... Вы знаете уже, что у нас творчество
коллективное, поэтому, когда человек делает свои первые
шаги, во всяком случае, так было в мое время, он всегда
делает это в составе какого-то авторского коллектива. Мне
повезло: судьба сложилась так, что в качестве дипломно-
го проекта я делал Дворец молодежи на Комсомольском
проспекте. После того, как я защитил дипломный проект,
меня пригласил в свою мастерскую академик Яков Бори-
сович Белопольский, который со своим коллективом вы-
играл конкурс на строительство этого самого Дворца мо-
лодежи. Я там сразу же почувствовал себя на месте и как
полноправный автор этого проекта участвовал в работе,
на мне лежала обязанность разрабатывать фасады этого
здания. Это был первый, довольно удачный опыт работы.
Ну а потом уже пошло...
– А первая самостоятельная работа.
– Первая самостоятельная работа – это здание научно-
исследовательского института на Профсоюзной улице.
– Ваше вхождение в профессию как-то отличается от
ныне существующей практики. Молодым архитекто-
рам сегодня труднее или легче в этом смысле.
– Молодым повезло с той ситуацией, которая сложилась
в последние семь лет в Москве, когда практически только ле-
нивый не выразил себя в том или ином строении. В мое вре-
мя этого не было. Наша профессия требует больших капи-
тальных денежных вложений, без них, собственно говоря, и
делать нечего. Сейчас время интересное, потому что, кроме
того, о чем сказано выше, появились задачи, связанные с ча-
стным капиталом, благодаря которым можно работать как с
личными объектами, так и банками, офисами и т.д. Это тоже
целое направление труда архитектора, которое раньше как
отдельное направление не существовало. В том числе и част-
ное строительство, потому что творческий талант можно вло-
жить и в маленькое сооружение. Моя судьба сложилась так,
что я в последние годы работаю над очень крупными ком-
плексами не только московского, но и, так скажем, общего-
сударственного значения. И вся эта работа сопряжена с рас-
крытием способностей и возможностей человека не только
pg_0004
25
В храме
Христа Спасителя
С женой Виталиной
в плане творческой части работы (при-
думать), но и реализовать то, что заду-
мано. А реализовать задуманное, осо-
бенно при тех важнейших функциях,
без которых не обойтись при постанов-
ке задачи, непросто, учитывая, что это
связано с организацией и налаживани-
ем производственного процесса, с ак-
тивным взаимодействием с тысячами
людей и т.д. Требуются огромные воле-
вые и нервные усилия. Нужны, навер-
ное, какие-то данные от Бога, чтобы вы-
держать эти нагрузки. Кто-то может их
выдержать, а кто-то нет. Но это ни-
сколько не умаляет достоинство и про-
фессионализм тех архитекторов, кото-
рые работают над более мелкими, ло-
кальными задачами. Очень хорошо, что
мы живем в такое время, когда все мо-
гут как-то реализовать себя. Ведь во
времена моей молодости получить ин-
дивидуальный объект молодому, начи-
нающему архитектору было практически
невозможно. Надо было войти в круг архитектурной элиты и
по должностным, и по прочим показателям, чтобы получить
право возглавить творческий авторский коллектив. На этом
этапе мы все тогда активно участвовали в различных архитек-
турных конкурсах и для меня, например, в силу определен-
ных жизненных обстоятельств это было задачей номер один,
потому что был очень трудный период в жизни, когда пыта-
лись не давать мне работать и вообще – закрыть мою мас-
терскую после того как мой отец перешел на работу в Акаде-
мию художеств СССР. Пришлось немало побороться, чтобы
отстоять свое право на нормальную работу. Тем не менее, та-
кая борьба закалила и эта закалка, как выяснилось, осталась
на всю жизнь. Участие в конкурсе, кстати, помогло мне полу-
чить объект на Кудринской площади. Я его выиграл, что на-
зывается, в честном бою. Сначала там планировалось постро-
ить консерваторию – Дом музыки, на этот проект и был объ-
явлен конкурс. Но после распада Советского Союза интерес
к этому был потерян.
– Есть ли у Вас мечта, которая кажется неосуществи-
мой, но тем не менее, хотелось бы, чтобы она сбылась.
– Я мечтаю о том, чтобы у меня было больше свободно-
го времени, чтобы можно было заняться тем, чем хочется.
Например, больше уделять внимания семье, путешество-
вать и т.д. Хотя я понимаю, что это во многом зависит от са-
мого человека, от правильной организации его жизни, тру-
да, поэтому это в принципе преодолимо, а значит, мечта те-
оретически осуществима. Иногда мне хочется просто поси-
деть и почитать те книги, которые я читал в детстве, когда
мне было лет 13–14. Хорошее было время, когда ты жил эти-
ми книгами, романами, читал их в свое удовольствие, про-
глатывая по двести и более страниц в день, рисовал к ним
иллюстрации. Время, когда дни были длинные до бесконеч-
ности и можно было все что угодно успеть сделать. Сидишь,
бывало, и ждешь, когда наступит вечер, придут с работы ма-
ма и папа. А теперь дни стали какими-то слишком коротки-
ми. Пролетают в одно мгновение и ты даже не замечаешь.
Хочется вернуться к такому ощущению действительности,
когда ты более творчески воспринимаешь то, что тебя ок-
ружает. Увидел, например, веточку, опушенную снегом, –
и у тебя уже возникает образ, как это можно воплотить в
своей работе. Вернуться в прошлое, оставаясь в настоящем,
– вот неосуществимая мечта.
Беседу вела Раиса ФИРСТОВА
Фото: О. Чумаченко