НОВЫЙ РАКУРС
44
асколько крепко Вы связаны
со своим прошлым. Как час-
то оно перед Вами встает.
– Встает редко. Я имею в виду
прошлое. И, в основном, ночью. Когда не
спится, и шастаешь с собакой, и тишина,
и тогда что-то возникает, какое-то про-
шлое... А вообще я ранний, жаворонок.
Летом просыпаюсь в шесть, а зимой этой
паршивой я встаю в полвосьмого – во-
семь. И такого, чтоб утром или днем идти
– и вдруг – прошлое... Нет... Настоящее-
то не хочется вспоминать...
– А что Вы считаете в своем про-
шлом наиболее важным, ключевым.
– Каких-то людишек... В основном,
перемерших... Друзей-то не приобрета-
ешь, да. Коллеги, собутыльники, прияте-
ли... А друзья все же оттуда... Эмбрио-
нальные... Но они почти все перемерли. И
все, что связано с прошлым, тем, дружес-
ким, беспечно-хулиганско-заводным, это
и вспоминается иногда, и понимаешь, что
это и была жизнь. Хотя я вообще-то стара-
юсь и сейчас так жить, но возможностей
этих нет, людей этих нет... Старость, забо-
ты... Кураж возникает умозрительный:
«Ой, сейчас бы, б...!» А физического под-
крепления этому не получается... Да ты
прочти вон мои стихи – и все поймешь:
«Молодым везде у нас дорога.
Старикам везде у нас почет.
Я – старик, стоящий у порога
Жизни, что закрыта на учет».
– Давно Вас муза-то посетила.
– Я вообще очень талантливый, чтоб
ты знала. Мне все равно – поэзия, проза,
играть, пить... Главное – захотеть.
– «В воспоминаниях – мы дома. А в
настоящем – мы рабы», заметил од-
нажды Вяземский... В этом что-то есть,
как Вы думаете.
– Ты, я вижу, готовилась ко встрече...
Конечно, витиеватость какая-то есть в этой
тезе, но, в целом, наверное, он прав. А во-
обще придумывать какие-то красивые
формулировки для осмысления своей жиз-
ни – это пижонство. «Ох, как красиво я
сформулировал существование!..» А суще-
ствования-то и не было – одни красивые
фразы... Мы, как правило, живем в хре-
АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ
В
Ч
ЕР
А
,
С
Е
Г
О
Д
Н
Я
,
З
А
В
Т
Р
А
–Н
У него, видимо,
есть какой-то сговор со
временем: оно его не
трогает. Он молод
и красив, а годы
только добавили к его
образу безупречного
джентльмена так иду-
щие ему вальяжность и
снисходительность.
Поговорить с Алексан-
дром Ширвиндтом о
времени, о том, каким
он был вчера, стал
сегодня и, возможно,
будет завтра, мне
показалось, как нель-
зя кстати. В его жизни
начался очередной но-
вый этап – Александр
Анатольевич возгла-
вил свой родной Театр
Сатиры.
pg_0002
45
– Да давно довольно, но сейчас ужес-
точилось – в связи с этой должностью,
обязательствами... Я теперь не могу сразу
сказать: «Нет» или «Ну, конечно, давай!».
Я должен сначала подумать... А думать по
каждому поводу... «Можно, мы вот этот
кран перевесим.» – И я должен после тя-
желой паузы многозначительно отвечать:
«Давайте мы к этому вопросу вернемся
через неделю...» Все. Это конец!.. Ну, что
ты смеешься.
– Вот Сенека сказал...
– Ты подготовилась, да. Что Сенека
сказал.
– Что «молча время против тебя
ведет подкоп». Ведет.
– Да, да, он молодец, Сенека... А
время, оказывается, циничное понятие.
Я сам не без цинизма, но это как способ
защиты от глупости и пошлости. А он
прав, Сенека. Оно, собака, это время,
имеет свою контору какую-то, собирает
досье, потом начинает инкриминиро-
вать. Вот это и есть подкоп. Единствен-
ное, вся надежда, что когда подкоп ве-
дется в нашем времени и в нашей дейст-
вительности, то обязательно крепления
будут не те, грунт не тот, и весь этот под-
коп обвалится!
– То есть Вы времени не сопротив-
ляетесь.
– Нет, он все равно накроется, этот
подкоп, вместе со временем!
– По душе ли Вам наше время,
Александр Анатольевич.
– Вообще, по душе. Потому что по су-
ти-то я такой вялый оптимист, а по другой
статье – авантюрист. Хотя я так приспо-
собленно существовал в прошлом време-
ни, что при всех тех эмоциях, которые
возбуждались тогда, все-таки умудрялся
оставаться самим собой, заниматься де-
лом, кормить семью... Я совершенно не
Новодворская, и афишируемого дисси-
дентства во мне не было и нет. Дисси-
дент – это профессия. Есть замечатель-
ные сантехники, физики, химики, есть
люди «рукастые», которые все умеют. Я
тоже, может, знаю, как сделать, чтоб не
«коротило» штепсель. Я даже от безвы-
ходности могу что-то заизолировать, но
долго, неуклюже, непрофессионально.
– Нужно вспомнить, что нельзя не вы-
ходить на сцену. Больше ничего. И успо-
каивать себя тем, что и это пройдет...
– А какого Ширвиндта уже нет: на-
ивного, хулиганистого, бесшабашного.
– Молодого совершенно нет... Еще
нет Ширвиндта непосредственного.
Наступила вынужденность задумы-
ваться над тем, что сказал. А я ведь че-
ловек импровизационного склада. Ка-
кой-то раздражитель возникает – и я
реагирую. Причем чем непосредствен-
ней, тем это всегда удачнее. В засто-
лье, в быту, в творчестве. А вот когда
наваливаются всякие необходимости
думать...
– Давно навалились-то.
стоматийном ощущении действительности,
взаимоотношений, себя. Вспомни декабри-
стов: «Ах, декабристы, революционеры!»...
– Бандиты! – скажу я тебе. – Все равно –
бандиты! А потом, значит, их сослали... И
жены пошли в Сибирь!... От этого рыдают
все. А Вася Лановой делал у нас на курсе в
Щукинском коллаж из писем декабристов,
и там в одном из них какой-то декабрист
(уж не помню кто) из Тюмени или Красно-
ярска пишет другому, что вот, мол, все ни-
чего, обжились, вокруг – милые люди. Но
дошел слух, что ко мне, якобы, жена соби-
рается приехать. Она мне хочет каторгу ис-
портить!.. Колоссально, да.! Вот оно, суще-
ство! А запестовано было в легенду о же-
нах-героинях... И так вся жизнь – вранье!
– А вот скажите мне, чтобы придти
в нужное состояние перед спектак-
лем...
– Пить не надо. Есть люди (и я им все-
гда завидовал), которым это помогало. Я
к ним не отношусь. Не потому что ханжа,
а потому что засыпаю, у меня дикция ста-
новится какая-то вялая... Вот Юрочка
Яковлев в молодости выпивал стакан ко-
ньяку – и у него становился бархатным
голос, глаза горели, дикция ужесточа-
лась... Твою мать! Везет же людям!
– Так я все-таки закончу вопрос:
чтобы придти в нужное состояние пе-
ред спектаклем, Вы прибегаете к ка-
ким-нибудь воспоминаниям. Может,
нужно что-то вспомнить из прошлого.
На акции «Мужество и милосердие»
Независимой организации
«Гражданское общество» вместе
с министром культуры РФ М. Швыдким
На акции «Мужество и милосердие»
Независимой организации
«Гражданское общество» вместе
с министром культуры РФ М. Швыдким
С Л. Гурченко на торжественном
приеме в честь Кавалеров
«Общественного признания»
О. Матвеев и А. Чилингаров
вручают А. Ширвиндту
Золотой Почетный знак
«Общественное признание»
pg_0003
НОВЫЙ РАКУРС
46
Вот партнер, с которым я запретил тебе
обо мне говорить, Миша Державин, он
дико «рукастый». Скажем, сожрал какой-
нибудь голавль у меня на рыбалке крю-
чок: я очки надеваю, долго ковыряюсь в
разных колбочках, потом долго цепляю
крючок к леске (хотя знаю, как)... Или
когда плохо бросишь, у катушки спин-
нинга образуется «борода» – все, конец,
нужно брать отпуск за свой счет и сидеть
распутывать. И я могу распутать, но это –
год. У Мишки же все – в секунду – пере-
оснастить, распутать...
– Теперь я понимаю, почему Вас
связывает многолетняя дружба...Ну,
да ладно, вернемся к вопросам. Гово-
рят, в двадцать лет царит чувство, в
тридцать – талант...
– Это чья цитата.
– Неважно. В сорок – разум. А в Ва-
шем возрасте.
– А в моем возрасте все эти парамет-
ры отпадают совершенно и царит паника.
Серьезно тебе говорю!
– А Вы еще что-нибудь открываете
для себя или уже все понято.
– Кроме шпрот и баклажанной икры –
ничего не открываю. Я их обожаю пато-
логически, замечательные вещи – наши
шпроты, самая страшная баклажанная
икра и горчица в банке из-под анализов –
это потрясающие продукты, во всем мире
таких нет. Мне их даже «дорят». Помню,
как-то Маркуша Захаров появляется у ме-
ня на даче с выпученными глазами: тя-
нет сумку, в которой десять или больше
артист, артист. Что еще. Дико захотелось
попробовать поработать на радио. И я
год делал там праздничные обозрения. У
меня даже есть грамоты от правительст-
ва. У меня там участвовали всякие Царе-
вы, Жаровы, Рины Зеленые, Плятты...Мы
писали сценарии с Левой Лосевым, по-
том я это ставил, монтировал, наклады-
вал музыку... Позже, когда все понял, ос-
тыл. Увлекся телевидением. У меня же
были программы по тем временам очень
смешные и симпатичные – «Терем-тере-
мок», «Семь нас и джаз». «Семь нас» –
это было семеро мужиков в канотье –
Славка Богачев, Никитка Подгорный, Ан-
дрюша Миронов, а джаз – это Лешка Коз-
лов. Мы разыгрывали пародии на теат-
ральную географию Москвы. Но нас за-
крыли. И тогда мне посоветовали пойти
поговорить, не помню уж с кем, – с Меся-
цем или еще кем-то, короче – с руково-
дителем Гостелерадио. Меня научили,
как надо с ним разговаривать, разрабо-
тали целый сценарий беседы. И я попер-
ся. Он мне говорит: «Слушай, эти вот твои
«Семь нас и джаз»... Ну, что ты, е...!» Я
только было попытался: «Владимир Вла-
димирович! Николай Николаевич! Иван
Бестужьевич!.. Понимаете...» И хотел ид-
ти по сценарию. Но он не дал: «Да подо-
жди ты! Я все понимаю! Но ты сам посуди:
сейчас январь, представляешь, где-то
там за Норильском или Новосибирском –
минус тридцать градусов, и путевой об-
ходчик – голодный, по шпалам прошкон-
дылял, домой приходит – жена ему –
щей, самогонки, он оттаивает – и телеви-
зор. А там... «Семь вас и джаз»! Пародия
на театр Таганки... Что за Таганка, где Та-
ганка, какая пародия. И он может раз-
бить телевизор! Вот будет у нас две-три
программы, и тогда, пожалуйста, где-ни-
будь на седьмом канале ты со своей этой
фигней...»Вот так сценарий моего с ним
разговора накрылся моментально. Коро-
че, закрыли программу. Тогда мы приду-
мали «Театральную гостиную» – в гостях
у Жарова, у Утесова, у Богословского...
Потом и к этому остыл. Ушел в кино. За-
тем с Аркановым делали «Фитили», я их
снимал. Потом я работал в цирке. Был та-
кой гений, цирковой Мейерхольд, по фа-
милии Арнольд. Это такая легенда цирка.
Это он «вынул» Юру Никулина, и многих
других – у него было чутье на таланты.
Так вот в цирке в то время было полно
клоунов – и все без реприз. А Арнольду
сказали, что в Доме актера, в медицин-
ском институте есть такая веселая шпана
– Ширвиндт, Арканов, может, они чего-
то смогут придумать. И он позвал нас. И
мы писали репризы для Бори Вяткина,
Лени Енгибарова. Ну, о Щукинском учи-
лище я не говорю – это мой крест – сорок
два года там. Но теперь... Теперь... Куда
ты лезешь. Руководство театром – это
голгофа, зачем тебе это надо. Но вот
«чем» я еще не был раньше – так это ху-
дожественным руководителем театра.
Чистой воды авантюра.
– Да ладно Вам – родной театр...
банок баклажанной икры... Кстати, хо-
чешь баклажанной икры. Вон она стоит...
Нет. Ну и зря.
– Из чего сегодня состоит Ваше на-
стоящее.
– К сожалению, из того, чего я никог-
да не предполагал – из руководства теат-
ром.
– Как это Вы не предполагали, если
Вам чуть ли не всю жизнь прочат это
место.
– Прочат – это не значит, что я его
хочу. Но так как я авантюрист, то согла-
сился. Мне всегда надоедало занимать-
ся чем-то одним, и все время хотелось
попробовать что-то новое. Естественно,
в сфере своей деятельности. Артист,
В Английском клубе
на закрытии сезона
вместе с Р. Сардаровым
и Л. Якубовичем
На юбилее В. Винокура
в Московском Английском клубе
pg_0004
47
– Ну, начинается: родной театр, род-
ное государство, родная партия. Авантю-
ра!.. Вот сейчас, кровь из носу, надо сде-
лать обозрение к шестидесятилетию Анд-
рюши Миронова – а это уже 8 марта. Эта
идея должна была придти мне в голову
четыре месяца назад, а пришла три неде-
ли как. Но выхода нет – 8 марта нужно
этот спектакль сыграть. Поэтому сейчас у
меня паника и ужас.
– Коллектив, наверное, доволен,
что Вы возглавили труппу.
– Ой, разве поймешь его. Он доволен
до тех пор, пока не скажет: «Ну, и что. А
где же. Вы руководите театром уже с тре-
тьего января, а сейчас уже пятнадцатое!
Почему мы не взлетели. Где премьеры
театр Вахтангова, при котором училище,
ничего не знаете... Астангов! – Аут! Никто
не знает. Рубен Симонов! Мейрхольд!
Одна девочка говорит: «Читала, читала
про Мейерхольда. А Вы с ним дружили.»
– Так все-таки: что Вы ждете от за-
втрашнего дня.
– Чтоб получилось.
– А актерская судьба Ваша получи-
лась.
– Нет. Она была очень дробная. Наша
профессия – эфемерная. Наиграл-то я
много всего, но... Туда-сюда, мотался из
стороны в сторону. А упертость – она все-
гда побеждает. Надо сидеть и тупо грести
в одну сторону. Вот Юрка Норштейн, наш
замечательный гений, – никогда ничего
другого не делал – он сто лет рисует эту
Гоголевскую «Шинель». Я был у него в
мастерской – это можно сойти с ума:
ящички, ящички, ящички... И там – рес-
нички... Тысяча ресничек... Можно это
представить. А потом кусочек показал –
гениально! И это – останется. Даже Пуга-
чевой не будет, а Норштейн – будет.
– Расскажите про Вашу Натали...
– Смотри, сколько я тебе уже нагово-
рил! Это уже на два тома! Ну, можно го-
ворить вообще о супруге, с которой су-
ществуешь де факто 53 года.! Сказал я.
– Мало...
– Мало 53 года.
– Мало сказал.
– Когда живут 53 года – уже не гово-
рят. Сказать нечего. Обычно говорят, когда
живут два месяца. Вот тут говорят много.
– Вы предполагали, что будете
вместе столько лет.
– Нет. Как-то думал, что обойдется...
Я знаю массу завиднейших браков, где
жены – стопроцентные «душечки», знают
каждый шаг, помогают, вместе плачут,
вместе монтируют, хором отвечают в две
трубки на все вопросы, оберегают...
– Вас бы это быстро «достало».
– Повесился бы через пять минут!
Когда же моя жена в какие-то моменты
не знает, где я работаю, чем занимаюсь,
какой сегодня спектакль, играю ли я в
нем – за это тоже можно убить, но спо-
хватываешься и думаешь: лучше так, чем
все время жить в два голоса...
Беседовала Елена ЦЫГАНКОВА
– Алчность.
– А как Вы относитесь...
– Ужасно!
– И правильно! Я хотела спросить
про гадания, предсказания...
– У меня есть свои какие-то вырабо-
танные десятилетиями всякие навороты.
Номера автомобильные считать, напри-
мер. Всю жизнь считал. А теперь не могу
– сейчас же три цифры всего. А раньше в
сумме должно было получиться 100. И
тогда – счастье, удача.
– Хоть раз сбывалось счастье-то.
– Не знаю! Главное – настроение!
Увидел номер: 50–50 – все, счастье! А
98–46 – хоть разворачивайся! Или дру-
гое – на лифте надо ездить на одном ды-
каждый день. Почему ничего не играем.»
– «Но ребята! Погодите! Всего две неде-
ли, как служу!..» «Да. Ну-ну...» Так что те-
атр – это жуть.
– А что будет с Вашим выпускным
курсом теперь.
– Слава богу, я до всей этой катастро-
фы успел сделать два спектакля – все, у
меня гора с плеч.
– Пока мы откладываем жизнь на
завтра, она проходит. Вы откладывали.
– Ничего не откладывал, но ужас в том,
что она все равно проходит. Откладывай,
не откладывай, она проходит, собака.
– То есть Вы всегда пытались взять
от времени по максимуму, да. А отку-
да такая черта.
хании, знаешь. Сел в лифт, взял дыха-
ние, нажал кнопку и до выхода не ды-
шишь.
– Но Вы на третьем этаже живете –
Вам легко...
– Здравствуйте! А когда едешь в Нью-
Йорке в небоскребе или в том же Остан-
кино... А лифт начинает останавливаться
на каждом этаже...
– Так значит, Вас завтрашний день
не интересует.
– Не-а... Все прожекты, проспекты...
– А Вы представляли себя в моло-
дости, скажем, в нынешнем возрасте.
– А я и сейчас не представляю. Я сво-
им студентам как-то говорю – учитесь,
вот вы и того не знаете, и этого, даже про
Вместе со своими
дипломниками после
спектакля по рассказам
А. Аверченко
В спектакле
Театра Сатиры
«Счастливцев–
Несчастливцев»
Выступление
на акции
«Мужество и милосердие»