ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
52
иколай Петрович! Зрители знают Вас как актера
чрезвычайно эмоционального и искреннего, Вам
блестяще удаются роли лирические и трагические,
иронические и порой безрассудно-бесшабашные,
но всегда создаваемые Вами образы вызывают симпатию и
любовь зрителей. Может быть Захаров, режиссер безумно
талантливый и глубоко современный, порой абсолютно не-
предсказуемый, тонко чувствующий психологию актеров
считает, что такие роли Вам ближе всего чисто по-человече-
ски, Вы в них можете полностью раскрыться, чувствуете себя
комфортно, учитывая Ваш характер и мироощущение.
– В театре у нас около ста артистов. И поскольку профессия
главного режиссера отличается от профессии просто режиссера,
он для нас немножко отец, он хозяин театра, и отвечает за каж-
дого. Естественно, Марк Анатольевич должен думать о том, кому
какие роли давать. Ну, сколько он может поставить спектаклей в
год: один, от силы два, а нас сто. Поэтому тут происходит соеди-
нение, с одной стороны, вот этой ответственности за каждого ар-
тиста, с другой – увлеченности каким-то конкретным произведе-
нием, какой-то пьесой, плюс видение того, кто в этой пьесе, ка-
кую роль должен сыграть. Скажем, у нас был действительно за-
мечательный спектакль, где я играл главную роль, «Тиль» назы-
вался. Шут, хулиган, и вдруг граф Резанов, первопроходец. Ка-
кие разные роли! Какой диапазон! По крайней мере, человечес-
кий. Захаров сумел собрать очень мощную актерскую команду в
театре. У нас сегодня, наверное, самый модный театр, в то же
время самый снимающийся, звездный, к нам приходят очень та-
лантливые молодые ребята. Многие из тех, кто учится в теат-
ральном институте, мечтают попасть именно в Ленком. Поэтому
ответить на вопрос: чем руководствуется Марк Анатольевич,
предлагая ту или иную роль, очень трудно. То есть ответ будет
очень объемный и все равно не точный. Точно ответить может
только он сам. Наверное, он должен сидеть и думать: вот у меня
давно не играл артист «икс», его знают вот так, а мне нужно, чтоб
он рос, развивался и дальше, а значит надо дать ему такую роль,
чтобы он открыл какие-то новые в себе качества. И в то же время
я понимаю, что он должен играть короля Лира. А у меня как у ху-
дожника, режиссера Захарова, нет никакой страсти поставить
это произведение. Значит, не соединилось. Это к примеру.
– Он никогда не предлагал Вам роли злодеев, мерзав-
цев, негодяев.
– Вы знаете, в общем, нет. Хотя сегодняшний мой персонаж,
который я репетирую, далеко не однозначно положительный.
Жулик, обманщик, вор – Александр Данилович Меншиков –
светлейший князь.
Однажды был момент, когда Марк Анатольевич мне предло-
жил роль, но я от нее отказался, и у него хватило мудрости по-
нять мой отказ и принять его.
– В спектаклях Марка Захарова Вы сыграли несколько
ролей, действительно ставших живыми театральными ле-
гендами, и прежде всего, это легенда о «Тиле» и «Юнона и
Авось». Я искренне их считаю одними из самых талантливых
и выдающихся отечественных режиссерских и актерских ра-
бот ушедшего века, они стали знаковыми сразу для несколь-
ких поколений россиян. Но «Тиль» уже ушел со сцены, а
«Юноне и Авось» исполняется почти 20 лет. Что для Вас зна-
чат эти роли, и можете ли Вы представить, что кто-то другой,
из молодых и способных может в них заменить Вас и Ваших
партнеров. Или это уже будет совсем другой спектакль.
– Что касается «Тиля» я, честно говоря, даже просил Марка
Анатольевича, чтобы заменил меня кем-нибудь. Он ответил, что
вы будете лысым, с палочкой и все равно будете играть. Но мне
казалось, что я перерос эту роль. По ходу спектакля папаша Кла-
ас, мой отец, спрашивает: «Кем ты будешь, Тиль.». На что я ему
отвечаю: «Крестьянином, дворянином, художником, музыкан-
том, кем угодно, только не монахом» И сейчас у меня спрашива-
ют: «Кем ты будешь, Тиль.», а мне хочется сказать: «Пап, уже по-
здно начинать учиться». Мне казалось, что я перерос героя вну-
тренне, хотя роль, конечно, грандиозная, и я все равно буду в
ней бесконечно что-то открывать и открывать для себя. Нас учи-
ли, что каждый спектакль нужно играть так, как будто он по-
следний в твоей жизни, и в то же время как будто он первый,
«М
Н
–Н
pg_0002
53
чтобы это не было слепком со вчерашнего. И первый, и второй
спектакли – это определенные вехи. К каждой роли я отношусь
как к собственному ребенку и неизвестно, кто дороже: удачли-
вый ребенок, который всего достиг, который знаменит или мо-
жет тот «бедный алкаш», который несчастен и я его больше жа-
лею. Спектакль «Юнона и Авось» стал уже классикой и произвел
своего рода революцию в театральном мире. Представляете! Те-
атр Ленинского комсомола и вдруг рок-опера, мало того – со
сцены звучат молитвы, да еще в рок-ритме. Мне кажется при со-
здании «Юноны» Боженька целовал и Марка Захарова, и Алек-
сея Рыбникова, и Андрея Вознесенского, и Владимира Василье-
ва, который придумал своеобразную пластику этого спектакля.
– Не могли бы Вы рассказать о своем партнерстве с пре-
красной актрисой Инной Чуриковой.
– Наше партнерство началось очень давно, со спектакля
«Тиль». Потом была «Оптимистическая трагедия». Сегодня «Сор-
ри». Спектакль на двух актеров – это всегда особое испытание.
«Сорри» ставил замечательный режиссер Глеб Анатольевич
Памфилов, который является, с одной стороны, мэтром отечест-
венного кинематографа, с другой стороны, мужем Инны Михай-
ловны Чуриковой. У него несколько другое театральное вероис-
поведание, чем у Марка Захарова. Интересно работать с разны-
ми режиссерами. Это спектакль, где нет никаких сценических
эффектов, только два человека. Глеб Анатольевич говорил: «Вот
два голоса с обнаженными нервами. Идет проверка на актер-
скую «вшивость». Можете продержаться и держать весь зал в те-
чение трех часов или нет.». С одной стороны да, действительно,
это роскошное актерское упражнение, с другой – уникальная
партнерша Инна Чурикова, у которой не бывает одинаковых
спектаклей, ставит тебе «вопросики» в каждом шаге спектакля.
– Можно с уверенностью сказать, что Ваша творческая
судьба в кинематографе сложилась, не менее удачно, чем в
театре, хотя Ваш первый кинодебют прошел почти незаме-
ченным. Зато потом открылась и продолжается целая серия
блестящих актерских работ: «Старший сын», «Криминальный
квартет», «Двенадцать стульев», «Трест, который лопнул»,
«Ловушка для одинокого мужчины»... Кино, как известно,
совершенно особый вид искусства. Легко ли Вам, искушен-
ному театральному актеру, удавалось и удается сейчас вхо-
дить в свои кинематографические образы.
– Кинематограф мне пока не подарил роли по масштабу, рав-
ные Тилю, графу Резанову, по многообразию человеческих ощу-
щений, которые происходят у меня в спектакле «Сорри» или та-
кую характерную роль, какую я играю в спектакле «Чешское фо-
то» с Александром Калягиным. Хотя жаловаться грех. Чего стоит
один только «Старший сын» – картина, которая довольно громко
заявила о себе. После нее многие режиссеры стали мне предла-
гать социальных героев, психологические роли. А Ян Борисович
Фрид взял да и рискнул, предложив мне роль в картине «Собака
на сене». Благодарен и Алле Суриковой у которой снялся в «Чело-
веке с бульвара Капуцинов». Мне очень интересно было работать
и с Масленниковым, и с Мельниковым, который снимал «Стар-
шего сына», и с замечательным режиссером Владимиром Бортко
в картине «Удачи вам, господа!», а после этого в фильме, который
назывался «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». Для Бортко это
вообще исповедальная картина. Исповедальная, это не значит
автобиографическая, это его отношение к миру, к сегодняшнему
дню. Жалко только, что эту картину увидело ограниченное коли-
чество людей. То, что дарит нам сегодняшний прокат, далеко не
все высшего качества, и это очень печально.
– Не секрет, что и на театральных репетициях и в са-
мих спектаклях Вы от сцены к сцене, по ходу пьесы после-
довательно и органично подводите своих героев к фина-
лу, имея перед собой и режиссерское видение роли, и
чувствуя как бы дыхание партнеров. А в кино, порой, в за-
висимости от времени года, сжатых сроков, графика тех
или иных актеров, приходится начинать со съемок фи-
нальных сцен, трагического конца или отдельных эпизо-
дов, между собой абсолютно не связанных. Чувствуете ли
Вы по ходу съемок, что роль Вам удается, фильм в целом
получается, или это ощущение приходит только после
монтажа и первого просмотра.
– Кино – это своеобразная актерская проверка. Как Вы пра-
вильно заметили, его могут снимать то с середины, то с конца.
Поэтому актер должен уметь держать всю свою роль, так сказать,
в эволюции развития образа, должен знать в каком состоянии он
находится в данный момент. Необходимо приходить готовым на
съемку. Если в театре несколько месяцев репетируют спектакль,
то здесь я должен вскочить в какое-то стрессовое, эмоциональ-
ное состояние. А это не так просто.
Я никогда не делю роли: вот, мол, в сериале я не буду сни-
маться, а в нормальном кино буду или наоборот. Мне очень по-
нравилась роль в «Петербургских тайнах», еще на стадии зна-
комства со сценарием, было интересно сыграть вот такого, с од-
ной стороны, наивного, с другой – искреннего, с третьей – тем-
пераментного и благородного героя.
– Вы снялись и продолжаете сниматься во многих кар-
тинах и у многих, порой очень разных, режиссеров. Ког-
да Вам предлагают ту или иную роль, что для Вас является
Николай КАРАЧЕНЦОВ:
ЕОЧЕНЬ
ПОВЕЗЛО,
Сложно представить человека, который бы
не знал кто такой Николай Петрович
КАРАЧЕНЦОВ. Его по праву можно назвать
одной из ярчайших звезд российского теат-
ра и кинематографа. Такие фильмы, как
«Старший сын», «Собака на сене», «Человек
с бульвара Капуцинов», «Ловушка для оди-
нокого мужчины» и многие другие давно по-
любились отечественному зрителю. Его игра
в нашумевшей рок-опере «Юнона и Авось»
потрясла всю Россию. Прекрасный актер,
талантливый певец, заботливый
семьянин и просто приятный собеседник.
Как он все успевает, так и осталось для
меня загадкой.
ижаловаться
грех»
С Инной Чуриковой в спектакле «Сорри»
pg_0003
самым принципиальным и важным – успехи и громкое
имя режиссера, звездность состава актеров, Ваши лич-
ные симпатии, или все же сценарий и интерес к предла-
гаемой в нем роли.
– В первую очередь я руководствуюсь качеством роли, сце-
нария. Насколько меня это увлекло или не увлекло. Хотя сего-
дня для меня немаловажно и кто режиссер, какая компания. Я
говорил о Бортко, о Суриковой. У Муратова, к примеру, я так-
же очень много снимался, мы с ним друзья: и в картине «Кри-
минальный квартет», и в «Досье детектива Дубровского». Сей-
час у него лежит очень хороший сценарий, но не знаю, найдем
деньги или нет. Это трагедия, когда для съемок нет денег. Я
еще могу себе представить, когда молодой режиссер ходит,
обивая пороги банков в поисках денег. А как же, к примеру,
такие режиссеры, как Ростоцкий, Рязанов, Данелия, они что –
тоже должны заниматься этим. Это же унизительно! А средне-
му или может быть даже бездарному режиссеру какой-нибудь
новоиспеченный банкир даст по дружбе деньги и он будет
снимать неизвестно что. И так будет продолжаться до тех пор,
пока не вернется время худсоветов в лучшем смысле этого сло-
ва, когда все тщательно взвешивали и оценивали, когда госу-
дарство всерьез займется кинематографом.
Можно сказать, что моя судьба в кинематографе сложилась
удачно. Я снимался со Смоктуновским, с Борисовым, с Дорони-
ной, и каждый раз это была для меня школа. Я видел, как они ра-
ботали на репетициях, как готовились к каждому кусочку. Мне
действительно повезло.
– Как удалось Светлане Дружининой, женщине безус-
ловно незаурядной, талантливому и тонкому режиссеру
разглядеть в Вас Петра Первого, в новом фильме. Карти-
на получилась замечательная, и Вы действительно, не-
смотря на разницу в росте, при минимальном гриме,
очень похожи на Петра. Вы сразу согласились на эту роль,
увидели себя в ней, расскажите, пожалуйста, о Ваших
впечатлениях, наиболее интересных моментах при
съемках этого фильма.
– Я не знаю. Когда Светлана Сергеевна мне позвонила,
первое что я сказал: он длинный был. Она говорит, во-первых,
в кинематографе проблема роста решается элементарно, а,
во-вторых, подойди к любому зеркалу и усы приложи. Я не ду-
мал об этом, но, в принципе дело-то в другом: это последние
дни Петра, агония, и в то же время его сила, когда за пять дней
до смерти он ломал пятаки в руках, но это не просто сила в ру-
ках – он с такой же силой держал империю, им же созданную.
Но это и полный развал личности, до покаяния. Было интерес-
но попробовать сыграть эту личность буквально в трех сценах,
что мы и попытались сделать.
– Сейчас многие известные и популярные актеры, Вы их
почти всех знаете, параллельно занимаются или пытаются
заниматься различной коммерческой деятельностью. Это
общемировая практика, включая участие в рекламных ро-
ликах, ведение гостиничного, ресторанного бизнеса, от-
крытие магазинов и торговых фирм. Для России это тем бо-
лее понятно, так как даже выдающиеся актеры опасаются
будущей невостребованности, стараются по возможности
стать более самостоятельными и независимыми. Я знаю,
что Вы пока не снимаетесь в рекламе, но может быть есть
коммерческие проекты, могущие Вас заинтересовать. Ведь
Ваше имя, авторитет, связи и личные отношения со многи-
ми представителями власти, доброе в основном отношение
к Вам влиятельной прессы – это как раз то, чего чаще всего
нет или не хватает очень энергичным и способным пред-
принимателям, многие из которых, наверняка, хотели бы
видеть Вас своим партнером.
– Нас учили в институте, что артист не имеет права сни-
маться в рекламе. Чушь полная, весь мир так живет. Я никог-
да в жизни не брошу камень ни в одного артиста, который
этим занимается. Пока мне удается существовать за счет сво-
ей профессии. И если завтра, не дай господь, будет не так, то
может быть и я буду что-то рекламировать, чтоб как-то про-
жить. Была у меня одна история, когда я снимался в Питере и
ночью нужно было снять кадр. Сижу жду, когда мосты разведут,
а там современная картина, я без грима. Подходит человек и
начинает говорить: «Николай, мы на ваш театр молились,
каждый Ваш приезд был для нас, как глоток воздуха. Больше
мы ни ногой не ступим в этот театр. Как Вам не стыдно». А тог-
да по телевидению шла реклама «МММ» и «Московской не-
движимости». Над этим проектом работал актер, голос кото-
рого был похож на мой, хотя сделано это было не специально.
И вдруг такие обвинения в мой адрес. Когда же я объяснил
ситуацию, то этот старенький человечек чуть не со слезами за-
орал: «Он не продался. Я всем скажу». Все разрешилось, но
неприятный осадок остался.
Я до сих пор не понимаю, почему в нашей стране врачи, пе-
дагоги и артисты получают меньше всех. Хотя это здоровье на-
ции, ум нации, и культура нации. И почему артисты должны так
мучиться. Дело в том, что эта профессия, которой не научить, да-
же отличника. Есть еще два фактора, по которым я не занимаюсь
этим: во-первых, из-за того, что у меня нет, наверное, коммерче-
ской жилки, а, во-вторых, я и готов был бы согласиться, если бы
это были близкие мне люди, а то вдруг я куда-то «вляпаюсь», ме-
ня это еще останавливает. Но с другой стороны, есть предложе-
ния, и если они будут хотя бы косвенно связаны с моей деятель-
ностью, то все может быть.
– Вас знают, как человека очень коммуникабельного и
доброжелательного. Скажите, пожалуйста, если можно от-
кровенно, какие человеческие качества Вас привлекают в
людях, Ваших друзьях, коллегах по цеху и чего Вы в людях
принять никак не можете, ни при каких обстоятельствах. И
вообще Вы человек в этом смысле категоричный, никогда
не меняющий своего когда-то сформировавшегося мнения
и взглядов на окружающих Вас людей – или Вы можете
быть терпимым к чужим недостаткам, можете прощать
ошибки и поступки, даже если они когда-то принесли Вам
боль, обиду или разочарование.
– Меня мама учила, что друзей надо выбирать, но у меня
это не очень хорошо получается. Имелось в виду не то, что на-
до дружить с нужными людьми, а хорошо, когда тебя окружа-
ют интересные друзья. Я очень горжусь тем, что дружу с раз-
ными удивительными людьми, но мы, к сожалению, очень
редко видимся. Круг моих друзей довольно широк. Я считаю,
что одним из самых главных определяющих человеческих ка-
честв является доброта. Я не терплю фальши и предательства,
хамства и ханжества, уважаю людей, которые имеют одно ли-
цо при любых обстоятельствах и при любых собеседниках.
Пусть это лицо будет многообразным, объемным, всяким, но
единственным.
– Насколько я знаю, Вы человек неравнодушный, как
принято говорить, с активной жизненной позицией, недавно
Вас избрали членом Президиума Независимой организации
«Гражданское общество» и Национального фонда «Общест-
венное признание». Как Вы считаете, могут ли наши гражда-
не или общественные объединения, а также наши моральные
авторитеты – всем известные и выдающиеся деятели культу-
ры и науки, руководители религиозных конфессий и т.д. –
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
54
Запись нового компакт-диска
pg_0004
тивный и взаимополезный характер, и никаких проблем, какого-
то несоответствия взглядов или принципиальных споров у меня,
честно говоря, давно не возникало. Самое приятное , что есть ве-
ра в меня как в режиссера со стороны артистов, что, конечно, по-
могает в работе. А Караченцов обладает многими замечательны-
ми качествами: у него абсолютное чувство юмора, он прекрасно
понимает, что такое комедийная ситуация, какими средствами
она достигается, у него иронический ум. Николай Петрович
очень остроумный человек. Он гибок, податлив, весел. Как пра-
вило, всегда в хорошем настроении. Николай Петрович никогда
не ворчит, никогда не тоскует, во всяком случае, на репетиции.
Поэтому с ним работать радостно и легко.
– Мне кажется, у Вас нет любимчиков в театре и тем не
менее, что Вас, как выдающегося режиссера, прежде всего,
привлекло в тогда еще молодом актере Караченцове.
– Может быть, это уже стало традицией, но когда, глядя на
молодого актера в деле, интуитивно возникают какие-то надеж-
ды с ним связанные, то хочется дать ему попробовать большую
работу, поставить его в центр спектакля. Так было с Александ-
ром Абдуловым, когда он еще учился на четвертом курсе в ГИ-
ТИСе. Караченцов мне понравился своей подвижностью, он иг-
рал небольшой эпизод в спектакле «Колонисты» и мне показа-
лось, что есть в нем какой-то азарт, так у него глаза поблескива-
ли, и я решил дать ему шанс.
– Как Вам кажется, за эти годы он изменился как актер,
и как человек.
– Изменился. Он приобрел бoльшую силу, энергетическую за-
разительность, потому что в начале в «Тиле» ему было трудно, он
часто срывал голос, иногда не включался полностью в темпера-
ментную, энергичную работу. Но с годами он набирался опыта,
активно концертировал, пел, стали выходить диски с его запися-
ми, все это его, как актера, укрепляло. В результате – популяр-
ность и любовь зрителей. Он очень работоспособный человек.
– Как Вы считаете, Караченцов универсальный актер. Мо-
жет ли он сыграть характерные роли, отрицательных героев.
– Я думаю, что да. Он достаточно широкого плана актер. Сей-
час в «Чешском фото» он играет такого бомжеобразного персо-
нажа. Я не могу сказать, что это подлец и подонок, но, во всяком
случае, это не герой в обычном среднестатистическом , театраль-
ном представлении. Может играть людей противоречивых, мя-
тущихся, по-разному существующих. Я думаю, что его ресурсы
еще не исчерпаны, ему есть, что искать, и есть куда идти.
– Есть ли какие-то новые образы, роли в которых Вы ви-
дите только Николая Петровича и больше никого.
– Сейчас мы репетируем последнюю пьесу Горина, написан-
ную им перед смертью – «Шут Балакирев». Там есть роль Менши-
кова, которую Караченцов играет с неким веселым авантюриз-
мом. Конечно, сейчас я никого не вижу и в нашем театре, и за его
пределами, кто бы так удачно вписался именно в эту стилистику,
в эту драматургию и в этот замысел, который сейчас формирует-
ся. Сегодня мы находимся в активном репетиционном процессе.
Беседовала Екатерина БОРТНИК
55
На очередном
турнире по теннису
С любимым
руководителем и другом
М.А. Захаровым
С любимым
руководителем и другом
М.А. Захаровым
могут ли все они реально влиять на принимаемые государ-
ством и властями важнейшие для страны решения.
– Я надеюсь, что общественные организации, а также из-
вестные и авторитетные личности могут влиять на нашу жизнь
в самом широком смысле этого слова. Более того, я бы очень
хотел, чтобы это так и было. Вспомните академика Сахарова,
день памяти которого мы недавно отмечали. Несмотря на то,
что его захлопывали, засвистывали на разных трибунах, тем
не менее, мы слышали его голос.
– Что является на данный момент для Вас отдушиной
и с помощью чего Вы избавляетесь от переутомления.
Ведь у Вас напряженный график работы.
– Теннис. У меня нет свободного времени. Иногда тре-
нируюсь три дня подряд, а потом месяц не беру ракетку в
руки. Знаю, что может быть турнир, где я должен буду иг-
рать, но боюсь, что Захаров назначит репетицию и все при-
дется отменить.
со стороны артистов, что, конечно, по
осле интервью с Николаем Петровичем сразу
появилась мысль поговорить с главным ре-
жиссером театра Ленком Марком Анатолье-
вичем ЗАХАРОВЫМ, у которого Караченцов
работает уже более 30 лет. Всегда интересно послу-
шать, что скажет о человеке его руководитель.
– Марк Анатольевич, известно, что Вы достаточно требо-
вательный режиссер. В этом смысле Вам легко с Николаем
Петровичем на репетициях, всегда ли он сразу соглашается
с Вашим видением роли или Вы даете право актеру вносить
свои коррективы.
– Да, я стараюсь, чтобы актер импровизировал, самостоя-
тельно размышлял, вообще самое лучшее и идеальное взаимоот-
ношение режиссера с актером – это некое соавторство. Так у ме-
ня было с Андреем Мироновым в театре Сатиры в 1967 году на
«Доходном месте», потом было с Джигарханяном в спектакле
«Разгром». С некоторыми артистами Ленкома также выстраива-
ются такие отношения, когда люди прислушивались ко мне, ино-
гда вступают со мной в дискуссию, но она всегда носит конструк-
П