ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
52
иколай Петрович! Зрители знают Вас как актера
чрезвычайно эмоционального и искреннего, Вам
блестяще удаются роли лирические и трагические,
иронические и порой безрассудно-бесшабашные,
но всегда создаваемые Вами образы вызывают симпатию и
любовь зрителей. Может быть Захаров, режиссер безумно
талантливый и глубоко современный, порой абсолютно не-
предсказуемый, тонко чувствующий психологию актеров
считает, что такие роли Вам ближе всего чисто по-человече-
ски, Вы в них можете полностью раскрыться, чувствуете себя
комфортно, учитывая Ваш характер и мироощущение.
– В театре у нас около ста артистов. И поскольку профессия
главного режиссера отличается от профессии просто режиссера,
он для нас немножко отец, он хозяин театра, и отвечает за каж-
дого. Естественно, Марк Анатольевич должен думать о том, кому
какие роли давать. Ну, сколько он может поставить спектаклей в
год: один, от силы два, а нас сто. Поэтому тут происходит соеди-
нение, с одной стороны, вот этой ответственности за каждого ар-
тиста, с другой – увлеченности каким-то конкретным произведе-
нием, какой-то пьесой, плюс видение того, кто в этой пьесе, ка-
кую роль должен сыграть. Скажем, у нас был действительно за-
мечательный спектакль, где я играл главную роль, «Тиль» назы-
вался. Шут, хулиган, и вдруг граф Резанов, первопроходец. Ка-
кие разные роли! Какой диапазон! По крайней мере, человечес-
кий. Захаров сумел собрать очень мощную актерскую команду в
театре. У нас сегодня, наверное, самый модный театр, в то же
время самый снимающийся, звездный, к нам приходят очень та-
лантливые молодые ребята. Многие из тех, кто учится в теат-
ральном институте, мечтают попасть именно в Ленком. Поэтому
ответить на вопрос: чем руководствуется Марк Анатольевич,
предлагая ту или иную роль, очень трудно. То есть ответ будет
очень объемный и все равно не точный. Точно ответить может
только он сам. Наверное, он должен сидеть и думать: вот у меня
давно не играл артист «икс», его знают вот так, а мне нужно, чтоб
он рос, развивался и дальше, а значит надо дать ему такую роль,
чтобы он открыл какие-то новые в себе качества. И в то же время
я понимаю, что он должен играть короля Лира. А у меня как у ху-
дожника, режиссера Захарова, нет никакой страсти поставить
это произведение. Значит, не соединилось. Это к примеру.
– Он никогда не предлагал Вам роли злодеев, мерзав-
цев, негодяев.
– Вы знаете, в общем, нет. Хотя сегодняшний мой персонаж,
который я репетирую, далеко не однозначно положительный.
Жулик, обманщик, вор – Александр Данилович Меншиков –
светлейший князь.
Однажды был момент, когда Марк Анатольевич мне предло-
жил роль, но я от нее отказался, и у него хватило мудрости по-
нять мой отказ и принять его.
– В спектаклях Марка Захарова Вы сыграли несколько
ролей, действительно ставших живыми театральными ле-
гендами, и прежде всего, это легенда о «Тиле» и «Юнона и
Авось». Я искренне их считаю одними из самых талантливых
и выдающихся отечественных режиссерских и актерских ра-
бот ушедшего века, они стали знаковыми сразу для несколь-
ких поколений россиян. Но «Тиль» уже ушел со сцены, а
«Юноне и Авось» исполняется почти 20 лет. Что для Вас зна-
чат эти роли, и можете ли Вы представить, что кто-то другой,
из молодых и способных может в них заменить Вас и Ваших
партнеров. Или это уже будет совсем другой спектакль.
– Что касается «Тиля» я, честно говоря, даже просил Марка
Анатольевича, чтобы заменил меня кем-нибудь. Он ответил, что
вы будете лысым, с палочкой и все равно будете играть. Но мне
казалось, что я перерос эту роль. По ходу спектакля папаша Кла-
ас, мой отец, спрашивает: «Кем ты будешь, Тиль.». На что я ему
отвечаю: «Крестьянином, дворянином, художником, музыкан-
том, кем угодно, только не монахом» И сейчас у меня спрашива-
ют: «Кем ты будешь, Тиль.», а мне хочется сказать: «Пап, уже по-
здно начинать учиться». Мне казалось, что я перерос героя вну-
тренне, хотя роль, конечно, грандиозная, и я все равно буду в
ней бесконечно что-то открывать и открывать для себя. Нас учи-
ли, что каждый спектакль нужно играть так, как будто он по-
следний в твоей жизни, и в то же время как будто он первый,
«М
Н
–Н