ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
58
– Наверное, я мог бы
быть богаче, если бы
занялся другим делом
(у меня были такие
предложения –
торговать продуктами,
трусами, еще чем-то), –
сказал в конце беседы
Игорь Горбатов, дирек-
тор и совладелец лучше-
го антикварного магази-
на столицы «Антиквар-
Метрополь». – Но мне да-
леко не все равно, чем за-
ниматься. Я считаю, что
когда ты идешь на рабо-
ту, как на праздник, то
это – замечательно.
– Наверное, я мог бы
быть богаче, если бы
занялся другим делом
(у меня были такие
предложения –
торговать продуктами,
трусами, еще чем-то), –
сказал в конце беседы
Игорь Горбатов, дирек-
тор и совладелец лучше-
го антикварного магази-
на столицы «Антиквар-
Метрополь». – Но мне да-
леко не все равно, чем за-
ниматься. Я считаю, что
когда ты идешь на рабо-
ту, как на праздник, то
это – замечательно.
Перед тем, как заняться своим
бизнесом, он перепробовал мас-
су профессий – кем только ни
был! И каждый раз, когда он шел
на работу, у него было ощуще-
ние, что он идет просто на катор-
гу! Ему было скучно, неинтерес-
но, и он все время смотрел на
часы и мечтал, когда закончится
рабочий день. Зато сейчас время
на работе у него пролетает так,
что он не успевает его замечать...
«М
НЕ НИЧЕГО
НЕ ПАД
АЛО
С Н
ЕБ
А
»
Игорь ГОРБАТОВ:
pg_0002
59
как-то великолепные часы работы Фа-
берже, с мраморной подставки которых,
подпортив ее, была грубо сбита надпись,
сделанная в свое время серебром. А по-
том мы выяснили, что эти часы были по-
дарены деду принесшего их человека, а
тот был командиром лейб-гвардии Улан-
ского полка, и подарили их ему его сослу-
живцы. Так вот когда-то потомки были
вынуждены сбить эту память о деде, чтоб
никто не знал, кем он был на самом деле.
В антикварном мире все бывает – бы-
вают чудеса, когда вдруг приносят что-то
такое редкое и ценное, что бы ты вообще
никогда в жизни не увидел, а бывает, что
можно просидеть и безрезультатно про-
ждать такого случая долгие годы. Однаж-
ды мы купили украшения, а через какое-
то время я выяснил, что это работа Фа-
берже.
– Когда Вы себя почувствовали в
этой довольно замкнутой среде ан-
тикваров своим человеком.
– Сложный вопрос. Мой партнер Олег
Лукашин и я были одними из первых, кто
открыл первый частный антикварный ма-
газин в столице. А вообще из «подполья»
я вышел, наверное, где-то в 87-ом году,
тоже чуть ли не первым. Ведь, как прави-
ло, антикварные люди были в глубоком
загоне, и в связи с этим очень мало афи-
шировали свою деятельность.
– Готовясь к интервью, прочитала,
что когда Майкл Джексон был в Моск-
ве, Вы сделали ему подарок – какую-то
статуэтку. Это такое пижонство – да-
рить подарок небедному Майклу.
– Это был тонкий расчет. Это был его
первый приезд в Москву, и он очень ши-
роко рекламировался. А мне нужна была
хорошая реклама. И вот когда Майкл
Джексон пришел ко мне в магазин и ото-
брал понравившееся, я сказал, что пода-
рю ему эту вещь (называется она «Игра-
ющие дети», автор Мене), если он мне
разрешит с ним сфотографироваться и
рассказать об этом в газете. Он счел, что
это абсолютно разумно, и сказал: «Пожа-
луйста, приезжайте ко мне тогда-то и тог-
да-то». Я приехал к нему, мы сфотогра-
фировались. А после я дал интервью где-
то десятку российских газет, меня пока-
зывали по CNN, и была реклама такая,
– Как получилось, что Вы, инженер,
стали заниматься антиквариатом.
– Я получал образование для своих
родителей, потому что и дед мой был ин-
женером, и отец, и они требовали от ме-
ня, чтобы я закончил технический инсти-
тут. А я мечтал быть филологом и истори-
ком. И вот отучился я в МИИТе, но, к со-
жалению, практической пользы от этого
не было никакой. «Корочки» для родите-
лей я получил и параллельно работе за-
нялся своими интересами. Они-то в кон-
це-концов и перетянули.
– Вы так и не работали по специ-
альности.
– Я отработал в метрополитене семь
лет. Это были самые гробовые годы жиз-
ни. Хуже этого времени у меня не было.
– Вы начинали с книжной торговли
тогда, когда за это преследовали.
– Я начинал как собиратель, коллек-
ционер. А собиратель, если у него нет
возможности поменять книгу, лучше про-
даст ее и купит новую. Сейчас это все по-
нимают, а тогда в этом был криминал.
– Вам удалось тогда собрать жела-
емую библиотеку. И что это за книги.
– Конечно. И я ее постоянно попол-
няю. Я собираю русские иллюстрирован-
ные издания XIX века, гравированные из-
дания, книги по истории России.
– Как получилось, что из обычного
собирателя книг Вы переросли в одно-
го из самых удачливых антикваров
столицы. Это везение, случай или ре-
зультат упорства и трудолюбия.
– Стартовые возможности были у
всех абсолютно одинаковы. Когда я
только начинал заниматься книгами,
сразу после женитьбы, в 24 года, то имел
в своей библиотеке только собрание со-
чинений Фейхтвангера, которое нам по-
дарили родители. С этого все и началось.
До официального начала своего бизнеса
я очень много читал, и уже хорошо ори-
ентировался в том, чем предстояло зани-
маться, поэтому мне было несложно. Те
же, кто пытался заниматься антикварным
бизнесом только ради денег, без энтузи-
азма, не утруждая себя изучением пред-
мета, вскоре просто отстали и потеря-
лись. А мой интерес перешел из области
книжной к гравюре, потом – живописи,
прикладному искусству, ювелирным ук-
рашениям. Антикварный мир безграни-
чен... Выучить досконально абсолютно
все невозможно. Ходишь на работу, как
студент, потому что каждый раз попада-
ется абсолютно новое и приходится пере-
рывать горы литературы, консультиро-
ваться с коллегами, сотрудниками музе-
ев, чтобы понять, что же тебе попало в ру-
ки. Бывает, что музейщики знают предмет
значительно хуже тебя, но все равно с ни-
ми необходимо быть в контакте, потому
что для людей, которые покупают антик-
варные вещи важно мнение представите-
лей музеев, и если они официально под-
тверждают, что это, скажем, Айвазовский
или Фаберже, клиент купит эту вещь.
Бывает, что приносят на продажу на-
стоящие шедевры, хотя поначалу ты об
этом и не предполагал, и взял вещь про-
сто потому, что она красива, оригиналь-
на. И только потом, путем выяснения, что
же это такое, вдруг узнаешь, что это уни-
кальная вещь, которая попала к тебе,
пройдя десятки рук, из какого-то собра-
ния, которое было известно еще чуть ли
не в XVIII веке. И теперь ты открыл ее за-
ново, и это – большая удача. Вот такие-то
вещи как раз и стоят огромных денег.
Скажем, сейчас у нас продаются шкатул-
ки, которые императоры – Николай Вто-
рой, Александр Первый и Екатерина Ве-
ликая – дарили своим приближенным.
– Наверное, за подобными релик-
виями стоят потрясающие истории – о
тех, кому они принадлежали...
– Как правило, никто не хочет расска-
зывать, откуда у него та или иная вещь и
по каким причинам он расстается с ней,
потому что это – обломки чужой судьбы.
В основном, вещи, которые приходят к
нам, – анонимны. Но бывали случаи, ког-
да попадали вещи из очень известных со-
браний.
– А шкатулки, о которых Вы упомя-
нули, пришли из одних рук.
– Да, но я не могу раскрывать эту ис-
торию. Скажу лишь, что они в свое время
были в семье человека, которому это на-
следство принадлежало. Не одно поколе-
ние хранило эти реликвии, прятали их в
годы, когда за это можно было постра-
дать. Или другая история. Принесли нам
Лукашин-сан – Горбатову-сан:
«Хонсю еще пять вееров».
Горбатов-сан – Лукашину-сан:
«Сикоко-сикоко.»
Лукашин-сан – Горбатову-сан:
«Хонсю еще пять вееров».
Горбатов-сан – Лукашину-сан:
«Сикоко-сикоко.»
А на досуге
хочется ближе к небу...
А на досуге
хочется ближе к небу...
pg_0003
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
60
что это не сравнимо с тем, что стоила тог-
да эта статуэтка – порядка двух-трех ты-
сяч долларов. Так что все расчеты оправ-
дались плюс приятные впечатления от
встречи с Майклом Джексоном. К слову,
к нам сюда приходили и приходят масса
известных людей – здесь бывали и Шэ-
рон Стоун, и Сталлоне, и президенты
Португалии и Франции, послы разных
стран, наши звезды – от известных артис-
тов до государственных деятелей. Они
идут сюда, в лучший антикварный салон
Москвы, потому что хотят купить что-то
действительно хорошее, по-настоящему
ценное и гарантированно не фальшивое.
– Как Вам удалось открыть этот са-
лон в таком замечательном месте.
зательно реставрируем, приводим в пол-
ный порядок и лишь потом начинаем
продавать.
– И при этом многие ваши рарите-
ты стоят в магазине так рядом, без ог-
раждения, что чуть задень локтем – и
не расплатишься всю жизнь... Вы не
боитесь, что какой-нибудь неловкий
посетитель нечаянно угробит вашу
красоту.
– Но ведь и слона учат прыгать через
веревочку... Сами мы давно привыкли ла-
вировать и ничего не разбивать, а посети-
тели... У нас за все это время был лишь
единственный случай, когда разбили очень
ценный русский орден – иностранец взял
его в руки и выронил. Разбилась эмаль. И
– Вы знаете, здесь начинал не я. Мы
когда-то работали вместе с моим партне-
ром Олегом Лукашиным на Арбате, в ма-
газине «Раритет», и когда «Метрополь»
только открывался (до того здесь был
«Букинист»), поступило предложение,
чтобы пришли новые люди и начали в
этих стенах новый бизнес (это было после
реконструкции гостиницы «Метрополь»).
Тогда у нас с Олегом встала дилемма –
кому пойти туда работать. Мы решили
разделиться. Олег пошел в «Метрополь»,
а я остался на Арбате. А через какое-то
время мы вновь объединились, и сейчас
у нас опять общий бизнес. Вдвоем, ко-
нечно, работать значительно легче: мы
знакомы уже лет 25–27, и абсолютно уве-
рены друг в друге, что очень важно. В на-
шем бизнесе, если есть хоть какое-то ма-
лейшее сомнение, подозрение, то лучше
разойтись. За эти последние 10 лет, что
мы вместе, у нас уже настолько все отла-
жено, что работать одно удовольствие. У
нас уже есть люди, которых мы подгото-
вили себе на смену, так что мы можем
спокойно отъехать по делам или отдох-
нуть на несколько дней – и уверены, что
все будет в порядке. Кроме того, на нас
работает масса мастерских – по произ-
водству багетных рам, по реставрации
фарфора, стекла, серебра, ювелирных
изделий, переплетная мастерская. Каж-
дый из предметов, который к нам посту-
пает, мы доводим до ума – не просто вы-
ставляем его на продажу, а если там есть
какие-то маленькие дефекты, мы его обя-
когда ему сказали, что нужно платить, он
стал упираться. Но мы пригрозили, что вы-
зовем полицию, и он тут же рассчитался.
Кстати, если говорить о наших реставрато-
рах, то это мастера высочайшего класса.
Скажем, у нас трудятся реставраторы по
фарфору, которых приглашают ра-
ботать в Лувр. Или наши замеча-
тельные реставраторы ювелирных
изделий, прекрасный реставратор
по серебру и по бронзе (причем,
смешно, – он работает инжене-
ром-экспериментатором в ин-
ституте имени Курчатова, но так
как там платят мало, а он – насто-
ящий Кулибин наших дней – мо-
жет из чего хочешь сделать что угод-
но и починить абсолютно все – то он
у нас). Или в нашей чудесной пере-
плетной мастерской – книги перепле-
таются на высочайшем уровне с под-
линно художественным мастерст-
вом.
– А с подделками часто при-
ходится сталкиваться. Сейчас
ведь такие высокие техноло-
гии, что мастерство фальси-
фикаторов, наверное, резко
возросло, и стало труднее не
ошибиться в подлинности
вещи.
– Да, подделки приносят частень-
ко. Но, должен Вам сказать, что на то
мы и специалисты, чтобы отличать,
что есть что. Хотя, к примеру, есть та-
кое многослойное стекло – галле –
которое было изобретено в XIX веке во
Франции. И тогда, и сейчас изделия из
него стоят больших денег. Так вот сейчас
существуют подделки стекла галле такого
уровня, что даже специалисты высочай-
шего класса, порой, не могут отличить!
Или, скажем, подделываются масса сере-
бряных вещей. Представьте себе работу
рядового ювелира и работу Фаберже –
разница в цене между ними может быть в
десятки, сотни раз! Поэтому некоторые
«умельцы» пытаются подделать клеймо
Фаберже. Но мы всегда остаемся на стра-
же интересов наших клиентов, чтобы им
ничего подобного не всучили. Это преж-
де всего в наших интересах – сохранять
высокую репутацию магазина.
– А Ваши желания и возможности
совпадают.
– Сложный вопрос... Я, конечно, не
бедный человек, и для того, чтобы зани-
маться своим бизнесом мне денег хватает.
Но я здесь работаю не только из-за денег.
– Вы легко расстаетесь с деньгами.
– В общем, да. Потому что, во-пер-
вых, всех денег в могилу не унесешь, а
во-вторых, зачем себе отказывать в чем-
то. У меня много разных интересов –
спорт, путешествия – все это требует де-
нег. Как кто-то правильно заметил,
«деньги не роскошь – они только успока-
ивают нервы».Когда-то мне мой учи-
тель, внук первого хранителя Эрмитажа,
который вводил меня в этот мир (а без
рекомендаций в него было не попасть!)
Тот самый Майкл.
И те самые дети...
pg_0004
61
везде, и поэтому относиться к людям, у
которых нет денег или их меньше, чем у
тебя пренебрежительно, означает не
быть интеллигентным человеком. У меня,
например, сохранилась масса знакомых
со школьной, институтской скамьи, кото-
рые материально менее обеспечены, чем
я, но я с ними продолжаю поддерживать
дружеские отношения. Не нужно кичить-
ся своими успехами – иначе ты нувориш,
«новый русский», каковым я себя не счи-
таю. Я опять же повторяю, что все, к чему
я пришел, я достигал в течение 25 лет. И в
этом разница. Мне с неба ничего не пада-
ло. Все доставалось постепенно, путем
достаточно интенсивного и напряженно-
го труда.
Беседовала Елена ЦЫГАНКОВА
– Да, что-то мы делаем... На благо-
творительной акции в Английском клу-
бе как-то подарили библиотеку (1000
книг) его подшефному детскому дому,
потом ему же – грузовой автомобиль.
Правда, это настолько прошло незаме-
ченным в клубе, будто мы подарили ла-
стик... Хотя, конечно, мы делали это не
ради благодарности, а действительно
хотели помочь, но все-таки не очень
приятно, когда твою помощь восприни-
мают как должное. Потому что помогать
кому-то я могу и без участия Английско-
го клуба, чем давно и занимаюсь. На-
пример, мы с женой каждый год опла-
чиваем две операции на сердце иного-
родним детям в Институте сердечно-со-
судистой хирургии имени Бакулева. В
свое время у нас там удачно проопери-
ровали сына, и мы считаем своим дол-
гом помочь другим детям. Или, скажем,
обратились к нам друзья с просьбой по-
мочь артистам какого-то хора с гастро-
лями. Мы субсидировали их поездку,
они нам потом письмо благодарности
прислали. Если мы действительно ви-
дим, что человеку надо – мы всегда ста-
раемся помочь, чем можем.
– И заканчивая эту денежную тему,
скажите, Вы ощущали ли на себе, что
деньги портят.
– Я всегда оставался самим собой. Я
рос потихонечку, и на меня огромные
деньги не свалились сразу, и не сбили с
толку. Нужно быть человеком всегда и
говорил так: «Игорь! Когда ты займешься
антиквариатом, ты будешь достаточно
обеспеченным человеком, но деньги у те-
бя появятся только тогда, когда ты закро-
ешь свой бизнес». И это правда. Потому
что если ты перестаешь покупать новые
вещи, то к тебе перестает приходить по-
купатель. И, соответственно, твой бизнес
умирает. Поэтому на покупку новых ве-
щей у меня деньги есть, а на что-то гло-
бальное, наверное, как всегда у всех...
– О чем мечтает человек, который
многое может себе позволить.
– Я вообще-то реалист и поэтому, ес-
ли я о чем-то мечтаю, то, наверное, о ка-
ких-то реалиях, о том, что вполне дости-
жимо. Так что если я чего-то хочу, то это
рано или поздно появляется. Конечно,
есть какие-то вещи, от которых бы не от-
казался, но по материальным соображе-
ниям не могу себе этого позволить. Ну,
как я могу мечтать о картинах Ренуара
или Дега, которых очень люблю, и кото-
рые стоят по сто миллионов долларов.
Или что, мечтать о каком-нибудь ранчо в
Бразилии. Так оно мне и не нужно – у ме-
ня есть дом в Подмосковье.
– Вы всегда так душевно готовили
подарки к каким-то праздникам чле-
нам Английского клуба, в котором уже
давно состоите, продумывая, кому и
что уместно было бы преподнести, что
это буквально потрясало многих...
– Потому что если я этим занимаюсь,
то не для того, чтобы просто отделаться. Я
понимаю, что удачно подобрав подарок
человеку, я повышаю тем самым свой соб-
ственный имидж. Поэтому, на мой взгляд,
этим нужно либо заниматься серьезно, ли-
бо совсем отказаться от этой затеи.
– Вы скромничаете, мне кажется,
что это не только расчет для Вас, но и
удовольствие...
– Конечно, все-таки приятно, когда
люди, которые приходят на торжества в
Английский клуб, получают пусть неболь-
шой, но оригинальный подарок, который
запомнится. А если он запомнит подарок,
то запомнит и то, откуда тот пришел.
– А был ли в Вашей жизни такой
подарок, который делали Вы, и ко-
торый доставил Вам наибольшее
удовольствие.
– Мне было очень приятно, когда я
подарил одному близкому человеку ико-
ну в честь его святого (а он человек веру-
ющий). Потом он освятил ее и был просто
счастлив.
– К вам, наверное, часто обраща-
ются с разными материальными
просьбами. Как Вы решаете, кому по-
могать, а кому нет.
– С разными идиотскими проектами
обращаются очень часто, и все они пре-
следуют лишь одну цель – выжать из тебя
денег. У меня уже выработался такой ре-
флекс отторжения, и я стараюсь сразу от-
сечь ненужные мне разговоры. Скажем,
мы не нуждаемся в рекламе, которую нам
навязывают. У нас есть несколько проек-
тов, которые мы спонсируем, в частности,
мы работаем с Карауловым, с его «Мо-
ментом истины», – его смотрит интелли-
генция, а это наши клиенты. Или мы даем
рекламу в «АиФе», «МК», «Комсомоль-
ской правде» – в тех газетах, которые чи-
тает та часть населения, которая может
принести нам вещь на реализацию. А вся-
кие непонятные справочные издания и
СМИ мы отсекаем.
– То есть Вас часто воспринимают
лишь в качестве «денежного мешка».
Ощущение не из приятных...
– Не просто часто – только так и вос-
принимают! Но у меня есть определен-
ный круг друзей, знакомых, и там другие
отношения. В чем и прелесть общения в
Английском клубе, что там собираются
люди одного круга, люди состоявшиеся,
которым, по большому счету, ничего друг
от друга не нужно, кроме приятного об-
щения. А если с тебя кто-то начинает что-
то выжимать – тогда наступает реакция
отторжения. Ты не дай себя выдоить – на
то ты и не просто коммерсант, а «инженер
человеческих душ». У меня вся работа на
этом построена, и я за километр чувст-
вую, когда человек ко мне приходит с ка-
кой-то просьбой. Если он нормальный –
это одно, а если я вижу, что в голове у не-
го один голый расчет, то сразу возникает
стена – и все, больше не подходи...
– Но в то же время, я знаю, что Вы
очень многим помогаете, и чувству-
ется, что это не ради имиджа, а по
зову сердца...
Восторг победителей
Факир на час