Чем мы все сильны. –
Замыслами. Но у одних они
так и остаются в мечтах,
у других же доходят до во-
площения. И тогда они сра-
зу отличаются от всех нас,
тех, у кого только замыс-
лы... Творческие люди –
кладези идей, и задуман-
ных и осуществленных, –
перестав «фонтанировать»,
они сходят со сцены.
Владимиру ВИНОКУРУ это
не грозит. Он по-прежнему
полон задумками, мечтами,
проектами, планами.
колько времени у Вас прохо-
дит от замысла до исполне-
ния.
– Когда певцу приносят песню,
он сразу может сказать – нравится или
нет, его она или не его. У нас же приносят
материал – и он лежит. Вот видите (жест
рукой в сторону стола, заваленного бума-
гами), это все – монологи. Некоторые из
них лежат несколько месяцев, некоторые
– по полгода. А есть уже «на выданье» –
это те, что сверху. Я их примериваю на се-
бя, как костюм какой или свитер: если
уютно себя чувствуешь – то берешь, а нет
– откладываешь, и материал лежит. У нас
такая сложная технология общения с ав-
торами потому, что они зачастую пишут
не на артиста, а просто предлагают мате-
риал, который у них скопился за какое-то
время. Поэтому метод один – натягива-
ешь все на себя. Я, например, обязатель-
но все перерабатываю. Когда авторы по-
том слушают свои произведения на пуб-
лике, они зачастую удивляются и спраши-
вают меня: «Это разве мое.» Но я никогда
не меняю фабулы, ситуации, репризы, я
просто дорабатываю. Самое главное –
это придумать ситуацию смешную, а ос-
тальное уже дело фантазии и индивиду-
альности артиста. Так что у меня от за-
мысла до воплощения иногда проходит
очень большое время, а иногда все про-
исходит почти мгновенно. Вот недавно
молодой автор принес мне монолог – и я
его сделал за два дня. Он мне прислал его
ЗАДУМ
АННОЕ –
ЭТО
БУД
Н
И
.
ВОПЛОЩ
ЕННОЕ –
П
РА
ЗД
Н
И
К
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
30
-
С
У них всегда –
«Аншлаг»
В образе
Вл. Преснякова-
младшего
pg_0002
с такой приписочкой: «Уважаемый Вла-
димир Натанович! Посылаю Вам мате-
риал. Показывал его Петросяну, он ска-
зал: «Грубовато. Покажите Винокуру». Я
при встрече Петросяну сказал: «Женя!
Все, что грубовато, – присылай мне!». Я
уже прочитал этот монолог на публике, и
Вы себе не представляете, какой был
смех в зале! Все, что приносят мне авто-
ры, это все жизненные ситуации. Чтобы
зритель поверил, он должен через это
пройти, хотя бы косвенно. Музыкальные
номера – легче. Я делаю пародию на
оперетту, на оперу. Положил какую-то
современную ситуацию на известную
музыку – и уже смешно.
– А чего больше в Вашей жизни –
воплощенных или невоплощенных
замыслов.
– Конечно, невоплощенных. Честно
скажу, я болен одной идеей много лет, и
сегодня это особенно обострилось. Я ра-
ботаю нормально, у меня много концер-
тов, у меня хороший коллектив, это выпу-
скники московских театральных вузов.
Они занимаются пародиями, они все –
поющие, танцующие, говорящие актеры.
Но моя мечта – сделать грандиозное шоу,
пригласить еще артистов, пригласить ба-
лет, сделать немыслимую световую, зву-
ковую гамму. Но все упирается в одно –
средства. Нужны деньги. Если бы мне се-
годня какой-нибудь старик Хоттабыч вы-
дал крупную сумму, как Вы думаете, что
бы я сделал с этим богатством. У меня се-
годня все есть – квартира, машина, дача.
Недвижимость за границей мне не нужна
– я этого не понимаю. Потому что я еле ус-
певаю до дачи доехать – на отдых нет вре-
мени. Накопительство... Я считаю, что не
такое большое количество времени отве-
дено каждому из нас, чтобы этим зани-
маться, оставляя все на потом. Мы с же-
ной и дочкой хорошо живем, весело, от-
дыхаем в Турции. Мне, правда, не очень
там нравится, потому что там огромное
количество соотечественников. Но не по-
тому что я против их засилья, а просто это
не отдых, когда в завтрак, обед и ужин к
тебе подходят и просят сфотографиро-
ваться с чьей-то тещей, братом, сыном,
племянником и т. д. Так вот если бы у ме-
ня появилась вдруг большая сумма де-
нег, я бы сделал грандиозную программу.
На боевом посту
В Английском клубе
pg_0003
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
32
Я же человек, который равно может зани-
маться и монологами, и петь, и делать па-
родии. Вчера я, например, вышел позд-
равлять Любу Казарновскую в концерт-
ном зале «Россия», но не удержался и спел
с ней дуэтом. А меня, кстати, часто спра-
шивают: «А почему бы тебе не сделать чи-
сто вокальную программу.» Но мне это
неинтересно. Я могу спеть и арию, и ро-
манс, и народную песню, но, думаю, это
будет неинтересно не только мне, но и
зрителю. А то, что я делаю в своих про-
граммах, включая танцы (я ведь танцую
еще, независимо от моей фактуры), – это
шоу, которое ждет от меня зритель. Но,
возвращаясь к невоплощенным замыс-
лам, у меня нет самого главного для их во-
площения – средств. Раньше как было. Я
приходил к Демичеву, кандидату в члены
Политбюро, и говорил: «Петр Нилович,
хочу сделать программу, автор уже есть».
– «Ну, хорошо, – отвечал он мне, – а ка-
кие проблемы.» – «Нужна аппаратура.
Плюс костюмы коллективу». – Он говорил:
«Хорошо!» Нажимал кнопку, вызывал по-
мощника – и у меня все это появлялось. То
есть за нами была стена, и все проблемы
решало государство. Сегодня министр
культуры мой товарищ – Михаил Ефимо-
вич Швыдкой, наверное, единственный
министр культуры – профессионал, чело-
век на своем месте, и он мне помочь не
может, потому что нет средств.
– Как часто Вас посещают разного
рода идеи.
композитор и музыкант. Я попросил Любу
Гречишникову, режиссера «России», мне
помочь в этой постановке. Ну какие еще
идеи меня посещают. Наверное, в ново-
годнюю ночь многие видели мои новые
номера – вместе с балетом «Тодес» и На-
дей Бабкиной. Хотя сам я давно перестал
смотреть в новогоднюю ночь «Огоньки».
Этим больны многие артисты – увидеть
себя на экране, и это по-человечески по-
нятно, артист – тоже человек, только с
элементами шизофрении. Я помню эту
болезнь – ею болел не только я, но и Ле-
ва, и Наташа Королева, когда мы сидели в
Новый год, припав к телеэкрану, мешая
всем веселиться. Но теперь мы полностью
отказываемся от телевизора, собираемся
с друзьями на даче, и нам очень весело. У
меня, кстати, огромное количество близ-
ких друзей, которых я сохранил. Вот сей-
час заходил Виталий Богуславский – мой
нынешний директор и мой давний друг –
мы с ним дружим больше 25 лет, более
того, он родился в один день с моей же-
ной, и мы каждый год отмечаем два дня
рождения. Он был директором картин на
«Мосфильме» – например, на картине
«Москва слезам не верит». Когда-то мно-
го лет назад мы были с женой артистами
Театра Оперетты – я получал 90 рублей в
месяц, жена – 80. И Виталик придумал
для нас «халтуру» в одном фильме – ну-
жен был балетный номер, и он пригласил
в балет театра и меня, как своего товари-
ща. И я там в третьем ряду танцевал где-то
справа в лосинах и парике. И сейчас ре-
жиссер этого фильма, показывает знако-
мым меня, обведенным в кружок: «А это –
Винокур, еще никому не известный...». Так
вот тогда мы с женой заработали за этот
эпизод 700 рублей! А мы только пожени-
лись. Мы купили телевизор, стиральную
машину, маленький холодильник и все
это назвали «Имени Богуславского». А по-
том, когда прошло много времени, кино
снимать почти перестали, и я пригласил
Виталика поработать в шоу-бизнесе. Он
поклонился и сказал: «Спасибо за счаст-
ливую старость». И сейчас мы уже восемь
лет вместе работаем.
– А какие самые фантастические
Ваши замыслы сбылись.
– Это дочка Настя. Для нас с женой это
– Да каждый день! Вот через час соби-
раю своих ребят, потому что у меня есть
идея грандиозного музыкального номера.
Была такая передача «Про это» – более от-
вратительного явления я не видел. Просто
сумасшествие какое-то! У нас же всегда
перебор – то советское государство за-
прещало везде голубой цвет, кроме «Го-
лубого огонька», сегодня же это звучит
как реклама программе. Так вот я задумал
сделать пародию на это телевизионное
пособие для начинающих сексопатологов.
Сейчас я готовлю ребятам сюрприз – по-
тому что совершенно неожиданно согла-
силась со мной сотрудничать в этом про-
екте Лариса Рубальская, и она написала
шикарный текст. Музыкальную компиля-
цию сделал Теодор Ефимов, прекрасный
была фантастика – мы ждали Настю одиннад-
цать лет! Мне было 38, когда она родилась.
– Что Вам больше свойственно – по-
быстрее что-то начать и по ходу дела
разбираться или все заранее продумать
и только после этого начать.
– Заранее продумать почти никогда не
выходит. Выходит то, что попутно происхо-
дит. В моем жанре часто бывает импровиза-
ция молниеносная, намного выше подго-
товленного номера, понимаете. Вот когда я
вышел поздравлять Казарновскую, она ска-
зала: «И что – ты вышел на сцену, и так вот
уйдешь.» Конечно, я спел ей куплет, она
подхватила, и для меня это был и по при-
ему, и по внутренней реакции, по актерско-
му удовлетворению номер намного выше,
«А кони все скачут и скачут,
а избы горят и горят...»
«А кони все скачут и скачут,
а избы горят и горят...»
«Нет! Рифы не я развалил!..»
pg_0004
чем какой-то специально подготовленный
– потому что это произошло молниенос-
но. И у меня в жизни это даже чаще быва-
ет. Я люблю, когда в «Аншлаге» Регина за-
дает мне какой-то вопрос, и я удачно от-
вечаю, или я рассказываю что-то – и не то,
что пишут авторы. Мои все знают, что я не
люблю две вещи – точно повторять текст,
который написали авторы, и репетиро-
вать. Мне кажется, если я отрепетирую – я
совру, а когда я сказал что-то от себя, зна-
чит, я от души это сделал – и мы со зрите-
лем на равных. Ну, я же говорил, что это –
болезнь, нездоровая психика...
– Вы рассказываете близким свои
замыслы или боитесь сглазить.
– Рассказываю. Раньше отцу всегда
рассказывал, потому что он был самый
близкий мне человек. Его мои ребята все-
гда звали «главный режиссер», хотя он
был строитель по образованию. Но отец
уже ушел из жизни, осталась мама. Вот
пока мы с Вами разговариваем, я знаю,
что один из этих звонков, на которые я не
мог ответить, наверняка принадлежал ей.
Хотя я утром с ней разговаривал, ровно в
9 часов, и вчера в час ночи она мне зво-
нила: «Сынок, что ж ты меня не предупре-
дил, что ты пел вместе с Казарновской.»
Дело в том, что была телевизионная
трансляция, но поздно, и я специально не
хотел ее тревожить – что же девушку поч-
ти 80 лет будить и заставлять сидеть у те-
левизора. А она, оказывается, смотрела.
– Насколько сильно разнится заду-
манное и воплощенное.
– Разница в одном: задуманное – это
как бы мысленно и теоретически, а во-
площенное – это плюс реакция зрителя и
отдача духовная и физическая. Вопло-
щенное – это уже праздник. А задуман-
ное – это будни.
– А что из воплощенного Вам наи-
более дорого.
– Наверное, создание театра. У меня
Государственный театр пародий, правда,
без государственных дотаций. Поэтому я
создал бизнес – «Винокур-холдинг», за-
регистрировал торговую марку «Вино-
кур», продаю несколько видов продуктов
под этим названием. Но это еще надо рас-
крутить, мои инвесторы только вложили
деньги и пока особо еще ничего не «выта-
щили». Для чего я это сделал. Не потому,
что хотел решить вопрос с богатством –
мы уже говорили в начале, что мне хвата-
ет на жизнь. Но я сегодня не жду доброго
дядю – сегодня это не модно. Прошел пе-
риод меценатства и спонсорства. Мне
нужны деньги, чтобы мой театр жил. Госу-
дарство, как мы уже говорили, не помощ-
ник – я Вам читал ответ министерства
культуры. Да даже если я найду спонсора
– у меня будет чувство какой-то неполно-
ценности. Ну, я отвлекся... Так вот, возвра-
щаясь к воплощенному... Недавно Симон
Осиашвили принес хорошие стихи – на-
зываются «Отец», а Игорь Крутой написал
на них хорошую музыку. И я захотел снять
клип – и снял. И он мне очень дорог.
– Что Вас может остановить от во-
площения задуманного.
– Только качество задуманного – если
идея неоправданна, я могу остановиться.
Я реально смотрю на жизнь, особенно на
свою деятельность. Я очень критически к
ней отношусь и всегда готов признать не-
удачу.
– Вы планируете привлекать в Ва-
ши программы Вашу дочку.
– Да нет, я не хотел бы, чтобы она за-
нималась моим делом. Она очень эмоцио-
нальная. Настя – характерная балерина. А
артисты балета – это особая каста людей.
Мне приятно, что она актерски очень про-
двинута – она не просто танцует, она жи-
вет этим. Я ей когда-то сказал: «Настя, ты
должна решить для себя: или в будущем
ты – домохозяйка, или – балерина. То, что
ты выйдешь замуж, – это я не сомневаюсь,
а то, что ты сможешь работать на сцене, –
это еще надо заслужить. Если ты выбира-
ешь профессию, одну из труднейших в ис-
кусстве, то нужно отдавать ей все, забывая
о том, что ты – дочка известного артиста.
Но при этом ты должна соответствовать
фамилии Винокур, потому что я огромные
усилия приложил к тому, чтобы ее узнали
люди, и я держу эту марку.
У нас часто бывают с ней такие бесе-
ды, но, во всяком случае, те отчетные ве-
чера, на которых она выступает и на кото-
рые я прихожу, мне доставляют удоволь-
ствие. Видно, что она не просто ученица.
Уже видно актрису. Так что на девушку
Настю я надеюсь. Но жизнь у нее, конеч-
но... Вот мы вместе с ней полдевя-
того уезжаем, а вчера я, на-
пример, ее забрал только
в полдевятого вечера.
– Вы уже что-то за-
планировали на этот
год.
– Да. Новую концертную
программу, новый спектакль.
Часть программы уже напи-
сал Семен Альтов, это
будет спектакль-
розыгрыш.
Беседовала
Елена
ЦЫГАНКОВА
Мечтать не вредно