54
ихаил Ефремович, Вы
были неуловимы в по-
следнее время. Что про-
исходит в Вашей жизни.
– Просто впервые за два года позво-
лил себе отдохнуть. Отсутствовал две-
надцать дней, поэтому до и после отды-
ха было много срочных дел.
– Хорошо отдохнули.
– Да. Если б еще не компания «Air
France», то вообще отдохнул бы неплохо.
– А что, она мешала.
– Точно не помогала. Чистый «со-
вок»: ничего для пассажира, для его
удобства, все – для компании. Меня та-
кой сервис не устраивает.
– Вы всегда были таким нетерпи-
мым.
– Абсолютно. Особенно когда стал-
кивался с социалистическим хамством.
Это то, что я не признавал никогда и
почему в юности и молодости очень
сторонился социальных коридоров,
хотя несколько раз была возможность
уйти туда работать. Социализм – раз-
рушающая сила.
– Но что-то хорошее в социализ-
ме ведь есть.
– На мой взгляд, ничего. Система,
построенная на поддержании власти
людей со средними способностями и с
очень высоким уровнем претензий.
Чем выше уровень претензий у мало-
способного человека, тем быстрее он
адаптируется к социалистической и со-
циал-демократической власти.
– Вам плохо жилось при социа-
лизме.
– Не могу этого сказать. Конечно,
разговоры о несвободе личности в тота-
литарных странах имеют под собой ос-
нование, но я давления государства на-
учился не ощущать. Оно не мешало мне
читать то, что я хотел, да, в общем, лю-
бой человек, мало-мальски приложив-
ший к этому усилия во времена застоя,
имел доступ к любой литературе, к лю-
бой информации. И поэтому, хотя я и
вырос с этими людьми и в это время,
дух шестидесятничества мне абсолютно
чужд. Я не чувствовал себя ущемлен-
ным в информации, и те, кто хотел
«
ЭЛИТАРНО
СТЬ
ЭТО ЦЕМ
ЕНТ ОБ
Михаил ПЕРЧЕНКО:
знать правду, знал ее. Я знал все с шес-
тилетнего возраста: кто такой Сталин,
кто такой Ленин, знал все, детально, до-
тошно и точно. И когда в семидесятые
годы я говорил десятую часть того, что
говорили в восьмидесятые, моя теща
ужасалась: «Миша, Вас посадят!»
– И как же Вам удалось узнать все
так рано.
– Семья. Отец, репрессированный в
годы Сталина и, к счастью, сумевший
вернуться и рассказать мне все. Поэто-
му те установки, которыми страна жила
семьдесят лет, были чужды ему, а сле-
довательно, и мне уже с пятилетнего
возраста. Я воспитывался совсем другими
-
М
Художественный руководитель галереи
«Старые мастера» и генеральный директор
Московского Аукционного дома, член
Московского Английского клуба Михаил
ПЕРЧЕНКО, по его словам, обладает одним
ценным качеством – он не отвергает сходу
ничего, пока не поймет, не проанализирует и
не скажет: «Да, это хорошо. Но это мне
не нужно». Вот это, как он говорит, он умеет
делать очень профессионально.
ФОРМУЛА УСПЕХА
pg_0002
Щ
ЕСТВА
школьные годы меня не очень ушибли.
А еще я занимался музыкой, учился в
Гнесинской школе по классу скрипки,
потом – в музыкальном училище, а по-
зднее – в медицинском институте.
– Почему такие повороты.
– Музыка, как спорт, – там нужно
быть или всем, или никем. Гения из ме-
ня не получилось, а быть средним музы-
кантом – это совершенно неразумно.
– А почему медицина.
– Пока моему отцу запрещалось
жить в городах крупнее двадцати тысяч
населения, я жил у его друзей, которые
были тесно связаны с медициной, в ча-
стности с психиатрией. Поэтому поступ-
ление в медицинский институт было не
приходом к чему-то новому, а, скорее,
даже возврат к старому, дань традиции.
– И Вы поработали как психиатр.
– Да, в клинике имени Корсакова. А
ушел из медицины потому, что психиат-
рия очень жестко была завязана на соци-
альные темы. Мне же очень не хотелось
всем этим заниматься. А выбор был все-
гда. К слову, моя молодость прошла сре-
ди всей советской диссидентуры: я знал
и Буковского, и Делоне, и многих дру-
гих. Они не были моими близкими дру-
зьями, но это были люди, с которыми я
общался. Но мы с близкими друзьями
всегда с некоторым недоумением отно-
сились к диссидентам. Потому что совет-
ский и антисоветский – это только знаки
«плюс» и «минус». Новодворская недав-
но сказала то,что мы говорили 35 лет на-
зад: «Ребята, Вы нужны только КГБ и
больше никому! Вы ничего не расшаты-
ваете в этой стране, и именно благодаря
вам существует целое управление, отде-
лы КГБ»... Но я не принижаю значения
диссидентства, просто мы были другие,
хотя знали столько же, сколько они, а
иногда и гораздо больше.
– Вы не были диссидентом, не
были сторонником власти...
– Да, я не могу сказать, что это была
какая-то внутренняя эмиграция, но для
меня российские классические ценности
ХIХ века всегда были гораздо ближе,
чем перипетии и даже гениальные
всплески двадцатого. Меня ХХ век все-
гда интересовал только с философской
точки зрения, а в нем прерванные рус-
ские традиции, которые и в наше время
были живы, – они продолжались в рус-
ской эмигрантской литературе, они про-
должались и внутри России, может, не в
литературе, а в беседах, разговорах,
идеологии определенного круга людей.
– Так куда же Вы ушли, оставив
медицину.
– Дальше я занимался только искус-
ством. Я стал директором передвижных
выставок.
– Как можно было стать директо-
ром выставок, имея образование
музыканта и врача.
– И репутацию серьезного коллек-
ционера. К этому времени эта репута-
ция уже была. Дирекция выставок ока-
залась очень удобной организацией –
там были хорошие зарплаты и много
свободного времени.
– А почему Вы занялись коллек-
ционированием. Говорят, это из раз-
ряда легкого сумасшествия...
– Наверное... Таких типажей, безум-
но интересных и действительно не
вполне нормальных, какие есть в среде
коллекционеров, больше нигде не
встретишь. У меня увлечение антиква-
риатом началось с раннего детства. По
воскресеньям в Гнесинской школе был
оркестр. Репетиция заканчивалась в 12
часов, и потом было три доступных раз-
влечения: пирожное на углу Николопес-
ковского и Старого Арбата в булочной,
зоомагазин и самый крупный в то время
антикварный магазин, в котором соби-
рались очень интересные люди, извест-
ные коллекционеры. Вот этот магазин я
посещал каждое воскресенье начиная с
одиннадцати лет. Там я познакомился с
известными знатоками – Вишневским,
Шустером, Гиппиусом, Березкиным.
Меня многому учили, открывали про-
фессиональные тайны, поскольку я не
был им конкурентом, у меня не было
денег, и я ничего не мог купить. Но за-
давать вопросы и получать исчерпы-
вающие ответы я мог. А свою первую
людьми и совершенно в другом духе.
Это были люди с чрезвычайно разви-
тым чувством собственного достоинст-
ва и справедливости, для которых был
абсолютно не приемлем никакой диктат
в области духа и мышления. Это были
прежде всего высокообразованные лю-
ди. А образование дает свободу. Хотя и
не всегда, конечно, особенно в России.
А мне еще повезло: в детстве я много
болел, и пока другие дети ходили в
школу и травмировали свою психику, я
до четвертого класса в школу почти не
ходил. Я сидел дома, читал классичес-
кую литературу, перечитал ее к две-
надцати годам всю, так что первые
»
Главное на встречах
в Английском клубе –
общение
Главное на встречах
в Английском клубе –
общение
pg_0003
ФОРМУЛА УСПЕХА
56
антикварную вещь я купил с первой зар-
платы: я преподавал музыкальную лите-
ратуру в музыкальной школе и купил
редкую чашку Императорского фарфо-
рового завода с двойным портретом
императора Александра I и его жены.
Я начинал, как все коллекционеры, с
прикладного искусства – фарфора, стек-
ла, предметов мебели; это и стоило по
тем временам дешево, и было достаточно
доступно. А дальше уже начинаешь раз-
виваться – ведь коллекционер становится
коллекционером только тогда, когда у не-
го складывается концепция коллекции.
Потому что все остальное называется со-
бирательством, есть даже такое понятие
(не пренебрежительное, а жанрово-оп-
ределительное), как «коллекционер-му-
сорщик», который собирает все бессис-
темно. У него в доме может рядом с ше-
девром висеть что-то совершенно непри-
емлемое, с чем он расстаться не может.
Коллекционирование же – занятие без-
жалостное. Если ты чувствуешь, что у тебя
в доме находится вещь, не соответствую-
щая тебе, твоей коллекции по классу, ты
должен безжалостно с ней расставаться.
Только тогда коллекция растет, приобре-
тает серьезные формы и только тогда это
вообще коллекция. Потому что мерило
коллекции одно – это качество. Другой
мерки нет. Ни количество, ни разнообра-
зие представленного материала не делает
настоящего коллекционера.
шое влияние на мировое искусство
(это иконопись ХV – начала ХVI века,
это русский авангард, серебряный век,
20-е годы). Но эти периоды меня как
раз не интересовали. Моим вкусам со-
ответствовало западноевропейское
искусство Ренессанса и раннего барок-
ко – это то, что мне интересно и чем я
занимаюсь последние 15 лет, и даже в
перспективе не вижу усталости и разо-
чарования. Тема это неисчерпаемая,
возможности усовершенствования
коллекции в этой теме невероятные,
она может подниматься до любого
уровня и никогда не достигнет верши-
ны. Потому что вершина коллекцион-
ной деятельности в этой области – это
галерея Уффици (собрание Медичи),
или собрание барона Тиссена Борне-
миша. Формирование подобных кол-
лекций возможно и сегодня, но для
этого нужны очень большие средства и
очень большие силы. Поэтому, конеч-
но, моя коллекция абсолютно не на
уровне Тиссена, музейных собраний,
она на это и не претендует. Она пре-
тендует лишь на одно-единственное
достоинство – на качество. Каждый
предмет в ней – качественный, и с
каждым годом качество повышается.
– А как Вы повышали свое обра-
зование как коллекционер.
– Когда начинаешь чем-то занимать-
ся, перечитываешь тонны специальной
– Разведчиком – я бы не сказал, но,
конечно, он должен быть достаточно
информированным человеком. А на-
счет того, что все разобрано, – это пол-
ная ерунда. В мире столько прекрас-
ных «неопознанных летающих предме-
тов», что их хватит на десятки поколе-
ний собирателей, тем более что в
среднем раз в 25 лет коллекции обнов-
ляются – умирают старые коллекцио-
неры, их коллекции выходят в прода-
жу. Конечно, постепенно шедевры осе-
дают в музеях, и как коллекционера
меня это раздражает, но как личность
социальную – радует, поскольку я по-
нимаю, что музеи нужны, они несут
важную культурно-просветительскую
функцию. Хотя политика некоторых
музеев меня тоже раздражает... Осо-
бенно страшны социалистические му-
зеи – типа Лувра, Эрмитажа. Там тен-
денция показать публике все, чем вла-
деет музей. А если бы они удосужи-
лись «вычистить» свою коллекцию, не
вывешивать там 15 Полей Брилей (он
хороший художник, но 15 его картин
для Лувра – это много). Если бы им
удалось вдвое сократить свою коллек-
цию, она бы в десять раз выросла по
уровню! Этого принципа жесткого от-
бора придерживаются всего несколько
первоклассных музеев в мире, прежде
всего «Уффици», «Питти», «Кунстисто-
рише музеум» в Вене, то есть те музеи,
которые создавались на базе удиви-
тельнейшей подвижнической деятель-
ности частных коллекционеров, таких
как Медичи, император Рудольф. А в
таких музеях, как Лувр, Эрмитаж,
очень много запасников, много нера-
зобранных ценностей, и, как ни стран-
но, такие большие государственные
музеи отличаются личностным подхо-
дом. Как-то я задал вопрос одному из
хранителей подобного зарубежного
музея, почему в его собрании столь
широко представлен этот художник.
На что мне шепотом было сказано:
«Наш замдиректора пишет о нем дис-
сертацию...» Не редкость среди музей-
щиков, когда они коллекцию музея
воспринимают, как свою собственную.
Это всегда неблагоприятно сказывает-
ся на музее.
– Ваше увлечение и работа уже
давно слились. Что в этом хорошего и
что плохого.
– Плохого-то, в общем, ничего –
когда ты занимаешься любимым де-
лом, это очень хорошо. Это касается
московской и петербургской галереи
«Старые мастера». Но Московский
Аукционный дом – это совершенно
другая работа. Это один из интерес-
ных, очень перспективных видов биз-
неса. Это работа и с проектами, и с
объектами, это и продажа недвижимо-
сти, и продажа земли. Я думаю, что
ровно теми темпами, какими будет
– А когда сложилась Ваша кон-
цепция.
– Когда я бросил заниматься рус-
ским искусством, лет 15 назад. До это-
го мне был интересен классический
период русского искусства – вторая
половина ХVIII – первая треть ХIХ века:
Тропинин, поместная мебель из ка-
рельской березы, русское стекло, фар-
фор, миниатюры, серебро. Такой была
первая концепция коллекции. А когда
она была сформирована, пришло по-
нимание (непатриотичную вещь ска-
жу), что русское искусство – это не
вершина искусства, хотя в нем есть и
сильные периоды, и оно оказало боль-
литературы, а самое главное – учишься
смотреть и «щупать». Ты ходишь в дома
к коллекционерам, выслушиваешь мас-
су историй, держишь в руках настоящие
вещи. Плюс посещение музеев, выста-
вок. А дальше уже начинается высший
пилотаж – это аукционы, принятие до-
статочно серьезных решений о покупке
или непокупке того или иного предмета.
Знания же, как известно, имеют тенден-
цию накапливаться с годами.
– Коллекционер, наверное, дол-
жен быть немножко разведчиком,
чтобы знать, когда, где и что искать.
Тем более что все давно уже разобра-
но по музеям и частным коллекциям...
На дискуссии в Английском клубе
pg_0004
57
России. Чем больше будет внегосу-
дарственных, внерамочных людских
контактов, награждений истинных по-
движников в своем деле, чем больше
людей будут понимать свою значи-
мость, будут активно участвовать в
общественной жизни и делиться сво-
им опытом участия в этой жизни, тем
быстрее у нас в России появятся рост-
ки и зоны цивилизации, настоящей
человеческой цивилизации, которая,
поверьте мне, за четыре тысячи лет
совсем не изменилась. Ведь не ви-
деомагнитофоны или компьютеры яв-
ляются мерилом цивилизации. Мери-
лом цивилизации является только ци-
вилизованность ее членов.
– Наверное, есть разные точки
зрения по поводу того, что же счи-
тать цивилизованностью...
– Главные ее признаки одни и те
же: это умение отстоять общечелове-
ческие ценности (их не так много и
они абсолютно точно определены и
обществом и религией, и традиция-
ми). Это терпимость ко всем другим
мнениям. Это отказ от насильственно-
го внедрения каких-то собственных
представлений о жизни. Это сохране-
ние исторической и культурной само-
бытности наций. Это оценка, граж-
данская и публичная, моральных
авторитетов нации и признание их.
В общем, критерии цивилизации
одинаковы – и для Древнего Египта
или Древнего Китая и для штата Ала-
бама. И они отнюдь не определяются
ни прогрессом, ни технологиями. Хо-
тя, несомненно, возможность быстро-
го перемещения по миру, сиюминут-
ных контактов по телефону и другие
технические возможности способст-
вуют соприкосновению, взаимовлия-
нию разных культур, взглядов.
Но что больше – приобретает или
теряет человечество от таких слишком
быстрых и слишком возможных кон-
тактов – это еще вопрос для цивили-
зованного мира...
Елена ЮРЬЕВА
В галерее «Дом Нащокина»
Новогодний карнавал
становиться цивилизованным наш
бизнес вообще, будут получать разви-
тие и аукцион, и тендер. Потому что в
конце концов любое правительство,
пройдя через ошибки и определенные
этапы, придет к тому, что экономику
нужно регулировать только рыночны-
ми способами. И с коррупцией можно
бороться тоже только рыночными спо-
собами. Один из видов борьбы с кор-
рупцией и регулирования экономики –
это свободный, открытый доступ к бю-
джетным средствам через аукционы,
тендеры, продажи государственной
собственности. Это механизмы, кото-
рые помогают быть всем сделкам про-
зрачными, открытыми, это доступ
средств массовой информации ко
всем сделкам. И что самое главное –
доступ всех производителей к заказам:
городским, государственным и т. п. И
чем шире будет доступ к ним, тем вы-
годнее будет и государству, и пред-
приятиям. Все предприятия будут ста-
раться получить проект, заказ, выпол-
нить его хорошо, чтобы потом иметь
доступ к следующему. Все это абсолют-
но нормальные механизмы, действую-
щие во всех странах мира. Они уже ра-
ботают и у нас, и я надеюсь, что с каж-
дым годом будут работать все лучше.
– Вы очень занятой человек, по-
чему Вы тратите свое время на Анг-
лийский клуб.
– Это моя убежденность с юности –
нормальное общество должно быть
построено, оно не может взять и само
появиться – так не бывает. Одним из
строительных камней его являются
клубы, которые объединяют элиту, а
некоторая элитарность – это цемент
общества. Это те люди, которые стре-
мятся, чтобы вокруг них была ста-
бильная, нормальная жизнь, в кото-
рой должны жить их дети и внуки. И
Английский клуб – это один из таких
камней, которые выстраивают граж-
данское цивилизованное общество.
Чем выше развитие общества, тем ме-
нее индивидуум в нем соприкасается с
государством.
– Расскажите о Вашей новой роли
в клубе в качестве старшины, руко-
водителя внутриклубной програм-
мы для мужчин «For gentlemen only»,
так называемых «мальчишников».
– Для чего создан клуб. В идеале –
не для массовых мероприятий, не для
тех балов, которые устраивает Англий-
ский клуб и на которых бывает большая
часть его членов. Клуб – это прежде все-
го общение, возможность для людей
ближе узнать друг друга, завязать но-
вые деловые, семейные, дружеские свя-
зи. И одной из важнейших частей этой
работы и является так называемый
клубный «мальчишник», когда собира-
ется определенное количество мужчин
– членов клуба в уютной камерной об-
становке, где у них есть возможность
более тесного общения. У нас в клубе
много людей, занимающих очень высо-
кое положение в политике, бизнесе,
экономике, культуре, и они с удовольст-
вием соглашаются выступить, пооб-
щаться, ответить на вопросы соклубни-
ков на наших «мальчишниках». Так что
главное на наших встречах – это обще-
ние. На прошлой встрече, например,
блистательно выступил член нашего
клуба Леонид Якубович, который рас-
сказал о своих увлечениях: о малой
авиации, о пилотах, самолетах; все си-
дели и слушали буквально раскрыв рот.
Очень хочу пригласить к нам на «маль-
чишник» еще одного члена клуба –
Александра Починка, чтобы он расска-
зал о своих увлечениях. Это будет инте-
ресно. Такие встречи важны – именно
они создают атмосферу в клубе.
– Знаю, что Вы активно участвуе-
те в работе Национального фонда
«Общественное признание» и Неза-
висимой организации «Гражданское
общество». Что это, веление души
или гражданская позиция.
– Это абсолютно твердо занимае-
мая гражданская позиция, так как эти
оющественные организации, членом
которых я являюсь, реално, а не на
словах занимаются развитием и пост-
роением гражданского общества в