КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
58
– Сергей Николаевич, чтобы понятно было, как говорят,
откуда ноги растут, расскажите, пожалуйста, в какой Вы се-
мье выросли.
– В нашей семье шестеро детей: у меня еще три брата и две
сестры. Отец – мастер лесозаготовок, начинал с простого лесни-
чего и дошел до начальника участка. Мать – учительница на-
чальных классов. За долгое время работы получилось так, что к
ней в класс пришли уже внуки ее первых учеников.
Мы жили на севере Свердловской области, в маленьком по-
селке, и было ясно, что перспективы для дальнейшей жизни там
нет никакой. Подошло время, и братья все поступили в техни-
кум, и когда наступил мой черед, то моя дорога, в общем-то,
была предопределена: идти за ними в техникум, быть всем вме-
сте. Но я уже тогда увлекался театром и хотел поступать в Сверд-
ловское театральное училище. В то время туда можно было по-
ступить после 8 класса и параллельно заканчивать десятилетку.
Но папа не разрешил мне заниматься этим, как он выразился,
«безобразием», на его взгляд, это была не профессия, и я вы-
нужден был пойти в техникум.
– А откуда пробудился интерес к театру.
– В школе был драмкружок, к которому я как-то сразу с пер-
вого класса пристрастился. Да потом, как вы понимаете, сын
учительницы не мог отказаться от участия в самодеятельности. И
я с большим желанием в ней участвовал, тем более все там бы-
ло костюмировано, необычно, заманчиво. Для меня это был на-
стоящий праздник! «Муха-цокотуха» – я играю паука. Мама
сшила мне костюм, сзади приделала охотничью торбу, чтобы
было похоже на горб, с нее свисали какие-то паутины, мешая
мне двигаться. Видимо, я как-то показался, и с 3 класса меня
уже во взрослый кружок взяли. Там у меня была роль бомжую-
щего мальчишки-хулигана, беспризорника, воришки, который
лазил по квартирам и оказалось, что он залез в квартиру своего
отца, который бросил их семью.
У нас в доме часто бывали гости, и папа с мамой вместе с ни-
ми пели хоровые застольные песни. Это способствовало моему
раннему увлечению музыкой, мне хотелось играть на инстру-
менте, петь.
– А как в театральное училище попали.
– В принципе я уже в 7 классе понял, что буду режиссером. Но
сначала, как положено, окончил техникум, получил профессию,
отчитался перед папой, сказав ему: ты мне дал образование, спа-
сибо тебе. Потом я отслужил два года в армии и уже сам мог ре-
шать свою судьбу. Демобилизовавшись я предпринял попытку
поступить в ГИТИС на режиссуру к Марии Осиповне Кнебель, но
потерпел фиаско, так как не был достаточно подготовлен. При-
шлось вернуться опять в Свердловск, где я, чтобы не потерять
время, поступил в театральное училище на актерское отделение,
потому что режиссеру просто необходимо знать эту профессию.
Но я не сомневался в том, что на следующее лето обязательно
снова поеду в столицу поступать на режиссерский факультет ГИ-
ТИСа. Но этого не произошло, то есть я ездил в Москву, но уже по
другим задачам: смотреть спектакли. Это я делал и в зимние ка-
никулы, и в летние, был в курсе того, что происходит в столице.
А случилось следующее: на курсе в Свердловске я встретил-
ся с замечательным педагогом – Василием Константиновичем
Козловым. Ну, я не знаю, что это – удача, судьба, везение. Ког-
да я раньше говорил, что хочу быть артистом, режиссером, то
все надо мной смеялись: «Посмотри на себя, есть ли у тебя та-
лант, чем ты доказал это, а если ты даже поступишь, то где и кем
ты будешь работать, в каком-нибудь задрипанном театрике
Б
Р
А
В
О
,
А
Р
Ц
И
Б
А
Ш
Е
В
!
pg_0002
59
произносить «Кушать подано!», посмотри на себя, ну какой из
тебя артист». Я не спорил, так как доказать обратное не мог, но в
себя всегда верил. А между мной и этим человеком будто искра
пробежала, между нами установилось такое доверие, единение,
что порой необязательно было прибегать к помощи слов. Те экс-
перименты, которые я ему подбрасывал, он подхватывал, раз-
вивал дальше, давал какой-то аванс по ролям, ведь я по своему
амплуа был комик-буфф. Но какой актер будет себя ограничи-
вать в чем-то, да. Есть немало примеров, когда актеры замеча-
тельно играли и драматические роли, и комические, то есть раз-
ноплановые, ведь каждому хочется себя попробовать в разных
ипостасях. Поэтому для меня этот человек очень много значил.
Еще когда я учился в техникуме, то, сидя в библиотеке, само-
стоятельно изучил все направления и системы, наследие Стани-
славского, Вахтангова, Таирова, Брехта и т. д. Из всего освоен-
ного я как бы прочувствовал и понял, что и Станиславский, и те-
атр МХАТ – это фундамент, основа, самое ценное и дорогое, на
чем надо строить...
– И Вы решили от Козлова в Москву не ехать.
– Естественно, я сказал себе, что должен пройти с ним весь
путь. Но, отучив нас два с половиной года, после инфаркта Васи-
лий Константинович скончался. Он, видимо, понимал, так как ин-
фаркт у него был уже не первый, что все может произойти в лю-
бой момент, поэтому написал перед смертью письмо, где выска-
зал какие необходимо на курсе поставить спектакли, распреде-
лил роли. Скажем, в «Живом трупе» хотел, чтобы я сыграл Федю
Протасова. Перед этим он мне как-то сказал, он, наверное, это
всем говорил, что в нашем деле многое значит случай, но к нему
надо быть готовым. Также сетовал на то, что у меня большое не-
соответствие внутренних и внешних данных, и не каждый режис-
сер рискнет попробовать со мной роль, на которую я способен,
поэтому советовал найти своего режиссера. Допустим, как Ефре-
мов и Евcтигнеев, когда дружба, доверие, вера друг в друга мог-
ли приводить к колоссальным успехам и результатам. В то время,
когда он мне все это говорил, про себя-то я уже знал этого режис-
сера, который мне верит, любит и доверяет – это я сам.
Не объявляя Учителю, втайне от него, я уже готовил режиссер-
ский спектакль на курсе – хотел сделать ему подарок, но не успел.
Он скончался 5 апреля, а 25 апреля состоялась премьера этого
спектакля – «Антигона» Жана Ануя. С тех пор и началась моя ре-
жиссура. Тот спектакль вошел в дипломную декаду, потом было
еще несколько. Это вообще уникальный случай. Представьте се-
бе: неожиданно умирает художественный руководитель курса, а
нас на нем было немало – человек 25, причем это происходит в
самое ответственное время, когда впереди еще год учебы, но уже
пора ставить дипломные спектакли, организовывать программу,
готовиться к распределению. И вдруг, а вернее не вдруг, так как я
изначально был лидером в училище, курс в полном составе заяв-
ляет директору и завучу, что нам не надо руководителя, он у нас
есть – это Арцибашев. Нонсенс. Сам еще студент, да в художест-
венные руководители курса. Дело чуть не дошло до скандала, но
тем не менее так оно и случилось. И работа на нашем курсе была
поставлена таким образом, что помимо 4 дипломных спектаклей
мы самостоятельно сделали еще столько же. Все они вошли в дип-
ломную афишу и были высоко оценены приемной комиссией.
Через 4 года я опять поехал в Москву и попал опять к Марии
Осиповне Кнебель, к которой не поступил столько же лет назад.
Видно, это судьба, возможно, кроме нее, я ни у кого и не смог бы
учиться. Тем более, что на 1 курсе у меня возникли сложности и был
такой момент, когда я чуть не ушел или меня «не ушли». Но благо-
даря ей вся эта ситуация смикшировалась, смягчилась. Мария
Осиповна смогла и меня убедить, и других, что надо еще попробо-
вать. А дальше как-то так получилось, что я стал бессменным ста-
ростой, и она в четверке лучших своих студентов выделяла и меня.
– Что за студенческие годы наиболее отложилось в па-
мяти.
– Отложилось многое. Ну, во-первых, педагоги в ГИТИСе и в
первую очередь Мария Осиповна, общение с ней, несмотря на
то, что она часто болела. Все это оказывало на меня просто ко-
лоссальное воздействие. Представляете, человеку 80 лет, а ты
еще молод и говоришь: «Такое отчаяние порой охватывает, а вот
Вы прожили такую длинную жизнь: как же Вы выживали. Чем же
Вы занимались. Ну, чем занимались это понятно, надо было ра-
ботать, надо было выживать, но сейчас ведь тоже трудное вре-
мя, в том числе и у Вас: и переломы, и болезни, что Вас держит.
«Самосовершенствуюсь», – отвечает. В 80 лет человек продол-
жает самосовершенствоваться! А нам чем заниматься. И снова:
«Самосовершенствоваться». Понимаете, это все глубинные ве-
щи, которые оставляют большой след в душе. Они, может быть,
и просты на первый взгляд, но для меня очень важны и по сию
пору. Эти люди уже ушли, осталась только память о них, но по
ним сверяешь собственный путь, особенно в творчестве: а вот
Ж.-Б. Мольер.
«Кабала святош»
Сергей Николаевич АРЦИБАШЕВ
Родился 14 сентября 1951 г. в пос. Калья Свердловской об-
ласти; в 1976 г. c отличием окончил актерский факультет
Свердловского театрального училища, курс заслуженного
деятеля искусств Узбекской Республики В.К. Козлова,
в 1981 г. – с отличием режиссерский факультет ГИТИСа
им. Луначарского (ныне РАТИ), курс М.О. Кнебель.
Начиная с 1980 г. проработал с Ю.П. Любимовым
и А.В. Эфросом в качестве режиссера и актера Театра на
Таганке до июня 1989 г. С 1989 по 1991 год – главный ре-
жиссер Московского Театра Комедии. С сентября 1991 го-
да – основатель и художественный руководитель Рос-
сийского Государственного Театра на Покровке.
Заслуженный деятель искусств РФ; Лауреат премий
И.М. Смоктуновского и «Золотая маска»; Лауреат Госу-
дарственных премий России за постановку спектаклей
классического репертуара 1996, 2000 гг. (за постановку
спектакля «Женитьба» по Гоголю); Кавалер Золотого
Почетного знака «Общественное признание»; имеет бо-
лее 20 киноролей.
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
60
детей – через все градации –
до пенсионеров. Да, многим
нравится бывать у нас, они
приходят и на следующий
спектакль, некоторые смотрят
по несколько раз одну и ту же
постановку. Большей частью
вижу интеллигентных людей.
Я вообще считаю, что если
зритель идет в театр, то он
идет уже распахнутый, в на-
дежде с чем-то встретиться,
что-то получить. А моя ответ-
ственность заключается уже в
том, что в эту, образно говоря,
топку бросить. Либо угождать
зрителю, лебезить перед ним,
либо вместе с ним совершить
творческий акт. Моя задача
как раз и состоит в том, чтобы
создать такую атмосферу, так
построить действие, чтобы
зритель сам начал творить.
Как-то после спектакля «Ре-
визор» мы остались и обща-
лись со зрителями. И вот один
из них, по профессии фарма-
цевт, будучи в восхищении от
увиденного, сказал: «Я знаю
«Ревизора» еще со школьной
скамьи, видел его в разных те-
атрах, а вот сейчас, после ва-
шего спектакля, у меня в голове
или в душе что-то поверну-
лось. Вот Арцыбашев может
взглянуть на хорошо всем из-
вестное таким образом, что это
бы такая возможность, я бы по-
ехал в какой-нибудь театр, а
режиссерские курсы закончил
бы заочно. Причем, меня не ин-
тересовал уровень театра, вол-
новало только то, чтобы мне,
актеру, разрешили ставить
спектакли. И таких несколько
предложений было, но мне хо-
телось работать со своей груп-
пой, а когда это не получалось,
тогда я отходил в сторону. Ког-
да я учился в Москве, у меня не
было амбиций и претензий, как
у многих молодых режиссеров,
чтобы где-то в столице заце-
питься, остаться. Я знал, что ме-
ня ждет в Свердловске главный
режиссер театра Александр
Львович Соколов, который у
нас в училище ставил диплом-
ный спектакль. Перед моим
отъездом в столицу он сказал
мне: «Сережа! Для тебя место
всегда будет забронировано».
И держал долго это место, пока
после 4 курса я не оказался сра-
зу в 2 театрах в Москве: я ставил
спектакль в Театре Советской
Армии – сказку «Стрела Робин
Гуда», и меня, еще студента,
пригласил к себе на Таганку
Юрий Петрович Любимов. И
когда оказалось, что у меня уже
две афиши в Москве, тогда Со-
колов понял, что он меня уже не
дождется. И это соответствова-
– Что для Вас театр.
– Для меня театр – храм.
– Я подозреваю, что Вы дома бываете редко, а большая
часть жизни проходит именно здесь...
– Первые пять лет я вообще просто жил в театре, так как у
меня на тот момент практически не было никакого жилья: 24 ча-
са на работе, представляете. От этого можно было сойти с ума.
Собственно говоря, и сейчас домой приходишь только за тем,
чтобы переночевать.
– Вы верующий человек.
– Я верующий, но не тот, который посещает церковь. Я счи-
таю, что храм в самом тебе, в твоей душе. Я верю, что что-то та-
кое есть, перед чем надо будет держать ответ.
– Кто Ваш зритель и какого зрителя Вы хотели бы ви-
деть на своих спектаклях. Насколько я понял, у Вас
много завсегдатаев, то есть вокруг театра образовалась
как бы своя публика...
– Я рад тому, что зритель в нашем театре разноплановый: от
ло действительности, потому что после выхода спектакля на Таган-
ке поступило очень много предложений на постановки. Но я был
настолько потрясен тем, как меня принял Любимов, дав возмож-
ность поставить в своем театре мои студенческие работы, что ни о
каких других предложениях не могло быть и речи.
– Однако давайте вернемся в сегодняшний день: от че-
го Вы устаете.
– От работы, от творчества не устаешь, тем более когда в кон-
такте с людьми, с которыми приятно трудиться, друг от друга за-
жигаешься, друг друга подпитываешь, поэтому усталости не заме-
чаешь. Только ночью она на тебя наваливается. Больше всего раз-
дражают повседневные, рутинные, административно-хозяйствен-
ные дела, которые просто растаскивают, физически опустошают
тебя. Понятно, что их тоже надо решать, но только настроишься на
что-то – а ведь ты находишься в определенном состоянии, потому
что должен зажигать артистов, подбрасывать им какие-то идеи –
и вдруг тебя поминутно из этого состояния выбивают...
становится другим, не меняя своего существа. А почему я сижу на
работе и уперся в уже заданное годами. Почему я такой, елки-
палки. Почему я только так привык жить.».
– Это как бы ответные токи...
– Конечно. Вот я и пытаюсь разбудить творческую природу.
Еще ведь и сверху дополнительная информация поступает. Мы
только посредники, как в храме. В храме, но другом. Я последо-
ватель того русского классического хода, когда «чувства добрые
я лирой пробуждал», хотя это и мучительно, и трудно и, может
быть, не своевременно. А вот Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоев-
ский – это мое. В театре можно много людям доброго сказать.
Самосовершенствуйтесь, самосделайтесь...
– У меня нет сомнений в том, что Вы своими спектакля-
ми возвращаете изначальное понятие о добре, любви,
справедливости...
– Мне бы хотелось того, о чем вы говорите, но это очень
трудно. Спектакли, конечно, все настроены на зрителя. И нет
как бы он, она сказала, подумала, среагировала. Это планка, до
которой хочется дотянуться и которая все время поднимается.
Поэтому забыть это нельзя. Немало я почерпнул и у замечатель-
ного педагога – Натальи Алексеевны Зверевой. Помимо этого
была уникальная возможность бегать и смотреть замечательные
репетиции Хейфица, Любимова, Эфроса; это также незабывае-
мые впечатления – участвовать при процессе создания спектак-
ля: не на прогоне, не на спектакле, а именно на репетиции.
– А потом судьба так сложилась, что с этими корифеями
Вы стали вместе работать...
– Да, мне в этом смысле повезло, я попал к тем людям, кото-
рые были кумирами для меня.
– То есть к выпавшему случаю Вы оказались подготов-
ленным.
– Абсолютно точно. Я с детства был уверен, что у меня будет
свой театр. Еще в Свердловске мне стало понятно, что я в состоянии
собрать коллектив, организовать его, заставить сделать что-то по-
моему, как-то все это срежиссировать. После училища, если была
pg_0004
61
ничего странного в желании, чтобы эти затраты получили обрат-
ный адрес, правда. И не только в виде аплодисментов.
– Это как наркотик.
– Нет, это не наркотик, для меня во всяком случае. Это пред-
назначение. Я преодолеваю свои муки, невзгоды, неудовольст-
вия, какие-то неполадки в коллективе, разногласия, боль, уста-
лость, раздражение, при этом я для многих не подарок, у меня
высокие требования и к себе, и к окружающим. Поэтому я не мо-
гу быть мягким, хотя, как мне кажется, я мягкий человек и многое
прощаю людям. Но я должен соответствовать той творческой
планке, которая стоит надо мной и которую я, может быть, никог-
да не достигну, но к этому надо стремиться. Я не могу останавли-
ваться, и если такое происходит, то это для меня мучительно, я
сильно переживаю. А потом, когда видишь глаза зрителей во
время спектакля, какими они вошли и какими выходят...
– Вы и во время спектакля это ощущаете.
– Конечно, и это самое главное, и сложное. Это и большая
работа самих зрителей. Я понимаю, как им тяжело, ведь я же
успех. Но мы только сейчас получили за него Государственную
премию, до этого ни в одной номинации не фигурировали, хотя
было мнение, что это лучший спектакль сезона 1997 года.
– А теперь хотелось бы перейти от Гоголя, говоря слова-
ми героя Евстигнеева из «Берегись автомобиля!», на кото-
рого Вы, кстати, очень похожи (я имею в виду Евстигнеева),
так сказать, к Вильяму нашему, Шекспиру. Гамлета Вы
представляете как бы в двух ипостасях, а Розенкранц с
Гильденстерном у Вас на одно лицо, так как их играют бра-
тья-близнецы Виктор и Вадим Яцук – это что-то новое...
– Что касается сходства с Евстигнеевым, то не вы первый мне
об этом говорите. Если все так, то это для меня большая честь. А
прием с братьями-близнецами я использую и в «Ревизоре», где
они играют Добчинского с Бобчинским. И хотя эти вещи лежат на
поверхности, но, по крайней мере, такого действительно не бы-
ло. Это просто так мне повезло, когда к общей картине добавил-
ся еще один нестандартный мазок.
МХАТа иронизируют, смеются, хотя во всем мире это непререкае-
мые святыни. А мы со своим нигилизмом и таким вот негативным
отношением еще и едем за границу преподавать Станиславского...
– Вы задействуете актеров и из других театров.
– В спектакле «Женитьба» по Гоголю. Это мой ответ антре-
призам, которые стали нарождаться, утверждаться, но имеют
очень низкий художественный уровень. Я решил сделать ант-
репризный спектакль, но только не на бульварных несерьез-
ных материалах, которые, мягко выражаясь, разрабатывают
темы ниже пояса, а на классическом примере. Но сначала во-
обще была грандиозная идея. Шел 1995 год, в мире все так бы-
ло тревожно, не говоря уже о собственной стране. И тут появ-
ляется мысль: а что, если невестой будет Россия, и играть ее
будет артистка из России, а женихов собрать со всех континен-
тов – взять американца, немца, француза, араба т. д., то есть
сделать такой международный спектакль по Гоголю, и чтобы в
нем играли самые популярные в своих странах артисты. Ну, по-
нятно, что это чисто практически трудноосуществимая идея. И
я подумал: не получается в мировом масштабе – сделаем в
СНГовском. Невеста – опять-таки Россия, а женихи из разных
государств. Но стало ясно, что и это тоже утопия. Тогда я решил
ограничиться одной Москвой, взять актеров на роли из разных
театров и сделать такой объединяющий всех спектакль. Но, к
сожалению, и здесь в руках оказалась только дырка от бубли-
ка. Захотелось крикнуть: «Где ты, спонсор, ау.!». Дело в том,
что, когда я обратился к артистам, которые мне были интерес-
ны, – во МХАТ, Ленком, театр им. Маяковского, на Таганку, –
встал вопрос о деньгах, так как платит антреприза. А я же не
антреприза. В результате, благодаря тем моим друзьям, кото-
рые откликнулись на мой призыв и стали работать просто за
идею, без денег, и удалось сделать этот спектакль.
– После просмотра «Женитьбы» академик С. Григорян в
Книге отзывов оставил такую запись: «Это был большой
глоток чистого воздуха среди информационного кошмара,
в который мы все погружены».
– Этому спектаклю уже пять лет, и он действительно имеет
начинаю общаться, что-то, может быть, корежить в них, так как и
со зрителем должна происходить работа. Помните: «Душа обяза-
на трудиться,/ И день и ночь, и день и ночь». Зритель пришел к
нам отдохнуть, развлечься, а тут его заставляют работать, а ему
это, может быть, не нравится. И тем, кому это не нравится, они,
понятно, к нам в театр больше и не придут, потому что тут надо
немножко с собою поработать, в чем-то в себе покопаться, в чем-
то себе признаться. Себе ведь мы прощаем многие вещи, поэто-
му не каждому и хочется даже самому себе признаться в каких-то
своих пороках, недостатках. А это необходимо, чтобы знать сво-
их врагов. У нас исповедальный театр. На том и держимся.
– Как говорила Кнебель...
– Да, надо самосовершенствоваться. А самосовершенство-
вание через что может происходить. Через творческое состоя-
ние в том числе. Не зря же говорят – творец, да.
– Какой Ваш прогноз на будущее театра. Нынче в моде
антрепризы...
– Достижение Русского театра ХХ века – это репертуарный те-
атр, и будет глупо, если мы наши достижения, перевернувшие по-
нятия о театре, театральном искусстве, сами же и похороним. Вре-
мя, наверное, диктует какие-то свои правила, но надо быть очень
осторожными. Разрушать все научились, на это труда не надо.
– И ума...
– Ума тем более. Труда может быть еще физического надо,
чтобы взять кувалду и ударить. А ума, чего уж там... Сделать же
что-то серьезное, значительное, красивое – на это нужен и ум, и
труд, и соображение.
– Вы счастливый человек.
– Ну, конечно, счастливый. Хотя, как и у каждого человека, у
меня есть и свои болячки, и заморочки, и свои невзгоды, и свое от-
чаяние. Но ведь это отчаяние или усталость от того, что я занима-
юсь любимым делом. А представляете, если бы было наоборот.
Поэтому говорить, что это легко... нет, это мучительно трудно, тем
более идя таким путем, который не моден сегодня и по всем стать-
ям размазывается, когда при упоминании имени Станиславского,
«Надежды маленький оркестрик»
Мужчина – С. Арцибашев,
Женщина – Н. Красильникова.
Новелла С. Злотникова «Два пуделя»,
Театр на Покровке
«Надежды маленький оркестрик»
Мужчина – С. Арцибашев,
Женщина – Н. Красильникова.
Новелла С. Злотникова «Два пуделя»,
Театр на Покровке
Н.В. Гоголь.
«Женитьба»
Н.В. Гоголь.
«Женитьба»
Фото: В. Ахломов
pg_0005
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
62
В. Шекспир.
«Гамлет»
таки другой язык, им что надо:
чтобы что-то летало, плавало,
кидалось, плевалось... Но тем
не менее на этих классических
спектаклях они снимали науш-
ники, причем в массовом по-
рядке, и смотрели и слушали
без перевода и, что самое инте-
ресное, все понимали.
– Спектакль шел на рус-
ском языке.
– Конечно. К примеру, по-
казываем в Каире «Месяц в де-
ревне». Кто там знает Тургене-
ва. Я только перед началом
вышел и объяснил: кто есть
кто, кто кого там любит, кто ко-
го ненавидит, и все. Пять минут
– моих объяснений и два с по-
ловиной часа – спектакль. Си-
дят эти арабы и плачут. Чего
это вдруг. Как они понимают.
(Для справки. Этот спектакль
на фестивале в Каире увидел и
влюбился в него Ришар Мартен
– актер, режиссер, директор
Театра Турски в Марселе и
пригласил Театр на Покровке к
себе на гастроли. В 1996 году из
тех гастролей в Марселе ро-
дился новый фестиваль рус-
ского театра.)
В Германии «Три сестры»
показывали. Они что текст
понимают. Но встают, где на-
до, садятся, где надо, поют,
но произойти, если Шекспир
второй раз его из забвения вы-
водит... Вот тогда мне и показа-
лось, что этот Дух вошел вмес-
те с отцом в Гамлета, произош-
ло преображение: он стал ум-
нее, сообразительнее, филосо-
фичнее, его стали волновать
совершенно другие вопросы.
Помните, как после встречи с
Духом он говорит: «Порвалась
дней связующая нить,/ Как
мне обрывки их соединить», то
есть его задача соединить. Он
пытался так вести себя с Клав-
дием, с Полонием, с друзьями,
но все предают, предают, пре-
дают. С матерью... и мать пре-
дает. И совершается убийство.
У меня так спектакль сделан,
что не сам Гамлет, а Королева
убивает Полония. Просто он
толкает Королеву, а у нее в ру-
ках нож. Но это не столь важно,
так как сам факт убийства при-
сутствует. Как раз тут появляет-
ся второй раз призрак. И раз-
думывающий, философствую-
щий, рефлексирующий Гамлет
уходит, остается молодой, ко-
торый начинает резать и стано-
вится похожим на того же Ла-
эрта, мстящего за своего отца.
И уравнивает себя с ним. К
этому моменту в нем уже про-
изошел слом, и даже Бог бы не
– Поэтому надо воспринять, что это есть, а дальше выбирай,
куда ты движешься, на что работаешь. Я выбрал творчество, ра-
ботать на добро, как бы это было не модно сегодня. А может
быть надо играть на других вещах, которые более конъюнктур-
ны. Но я выбрал трудный, мучительный и для меня единствен-
ный путь. Пока стою на этом. Я не знаю, что произойдет завтра,
послезавтра. Это не пустые слова для меня, это моя работа. И это
именно то, о чем я рассуждаю с актерами, что пытаюсь внедрить
в них. И мое счастье в том, что пока есть возможность так рабо-
тать, хотя часто меня посещают совсем другие мысли...
– Например, а не сделать ли мне эдакий дивертис-
мент. На худой конец, можно перекувыркнуться, как
«рыжий» на арене цирка на Цветном бульваре...
– Вот-вот. Меня как-то во Франции, где мы были на гастролях,
спросили: «А почему у вас так мало декораций. Почему так блес-
ток мало.». Я отвечаю: «А чтоб не отвлекали от основного». Глав-
ное – это должен быть контакт «человек + человек», а обертка эта,
она может быть, может не быть. Ну, французы – это понятно, все-
С Гамлетом гораздо сложнее. Хотя, собственно говоря, идея-
то была заложена еще в стихотворении Владимира Высоцкого
«Мой Гамлет». Там есть замечательные строки: «Но я себя убий-
ством уравнял / С тем, с кем я лег в одну и ту же землю». То есть,
когда Гамлет дошел до убийства, победителя-то нет. Здесь при-
сутствует один момент: когда человек, пообщавшись с нечто за-
предельным, с призраком отца, с Духом, должен вернуться дру-
гим. С Духом – что это такое. Даже в книге Моуди «Жизнь после
смерти» люди, которые возвращались как бы с того света, пере-
жив клиническую смерть, становились другими. Этот момент
всегда как-то упускался. Пообщался – и что. Что с ним произош-
ло. А то, что Гамлет стал неузнаваем и внутренне, и внешне. По
тексту пьесы что-то случилось с человеком, произошел какой-то
переворот. Стоит только посмотреть монологи до этого и в этот
период. К тому же Дух является два раза. Казалось бы, один раз
сообщил, что хотел, и мог бы больше не появляться, но он прихо-
дит еще раз. Это для меня стало загадкой: а зачем во второй раз.
Чтобы Гамлет не медлил, подтолкнуть его. Нет, тут что-то долж-
справился в это время, Гамлет уже сделал свое дело. Да и спра-
виться было бы тяжело, безнадежно... Мне хотелось выделить,
что Гамлет герой тогда, когда он сомневается, размышляет, фи-
лософствует (понятие «гамлетизм» – в этом), а не в момент
мщения и резни, когда он обычный мститель.
Почему Гамлет. Да потому что нам каждый день, каждую ми-
нуту приходится делать выбор. Сижу сейчас с вами и передо мною
выбор: какие слова сказать – какие не сказать. обидеть кого – не
обидеть кого. кого назвать – кого не назвать. Постоянный выбор.
Дальше уже зависит от цели: куда. Я ведь это говорю не просто так
для беседы или для того, чтобы показать, какой я умный и серьез-
ный. Это мой процесс работы. Я взял Достоевского – идет война
между добром и злом. Поле битвы – сердца людей. Ну, так сказал
Достоевский. Я это разделяю. Да, идет борьба добра со злом.
Дальше мы выбираем: за что мы. что перевешивает на весах – до-
бро или зло. Они будут существовать вечно – это жизнь, одно не
может исчезнуть, если есть другое. И тут не надо паниковать.
– Не было бы зла, мы не знали бы, что такое добро.
танцуют – там так задумано, что можно потанцевать. Ну, ду-
маю, как же они сядут, не зная реплики, после которой надо
садиться. Мы же по-русски играем, без перевода. Там, где
надо, там и сели. И смеются там, где надо, также как и в
Москве. Как это происходит. Не знаю.
– Банальный вопрос: планы на будущее.
– Планы те же – классика. Хотя, если появится что-то интерес-
ное из современного материала... Понимаете, современность хо-
роша, когда она совпадает с твоими поисками, мироощущением.
А напоследок я скажу, точнее, приведу несколько высказыва-
ний благодарных зрителей, оставленных ими в Книге отзывов:
«Потрясающе! Никогда не думала, что классика может звучать
так современно» (о спектакле «Ревизор»). «Блестящий спектакль!
Ни одной слабой или пустой линии или сцены. Восхищаюсь ре-
жиссером. Отличная работа!» (о спектакле «Ревность»). «Как все-
гда, все замечательно. Браво, Арцибашев!» Театр рук (о спектак-
ле «Гамлет»). Бурные, продолжительные аплодисменты...
Анатолий МАЛЮГИН
Фото: В. Строковский