ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
18
НА ЛАВРАХ
НАМ
ЕЩ
Е РАНО»
НА ЛАВРАХ
НАМ
ЕЩ
Е РАНО»
«ПОЧИВАТЬ
«ПОЧИВАТЬ
Губернатор
Самарской области
Константин ТИТОВ:
– Константин Алексеевич, не сек-
рет, что Вы не разделяете мнения о
том, что только в кремлевских кори-
дорах власти можно стать серьезным
политиком. Напомним Ваши слова,
сказанные в одном из интервью:
«Можно жить в Москве и заниматься
политической суетой, а можно рабо-
тать в Самаре и делать действитель-
но большую политику, которая несет
реальную пользу твоим землякам и
имеет серьезный резонанс по всей
России». Вы и сегодня готовы подпи-
саться под этим заявлением.
– Разумеется, готов – было бы,
по меньшей мере, странно, если бы
губернатор легко отказывался от собст-
венных слов и убеждений. Однако я по-
нимаю ваш вопрос – в Российской поли-
тике за последнее время действительно
многое изменилось. Одно из главных
изменений, «виновником» которого яв-
ляется, видимо, сам президент, состоит
в том, что у руководителей регионов те-
перь стало меньше поводов появляться
в этих самых «кремлевских коридорах».
К этому приводят известные изменения
в политике распределения средств фе-
дерального бюджета, а также реформа
Совета Федерации, который через не-
которое время будет состоять не из гу-
бернаторов и глав законодательных
собраний, а всего лишь из представите-
лей регионов. Что ж, я всегда полагал,
что губернатор обязан строго соблюдать
закон. Если закон предписывает отстаи-
вать интересы региона прежде всего
внутри самого региона, я исполню это
требование.
Конечно, может создаться впечатле-
ние, что в новых условиях значение гу-
бернаторов и, шире, вообще регио-
нальных политиков уменьшилось, что
вся политика и вся власть сосредоточи-
лась в Москве. Это впечатление я счи-
таю ошибочным: Москва, конечно, сто-
лица России, но Москва – это не вся Рос-
сия. Ни один разумный политик, как бы
Самарской губернии
есть чем гордиться.
Изменения, связанные
с формированием
основ рыночной эконо-
мики, происходили на
территории Самарской
области быстрее, чем
в среднем по России.
Не были утрачены
конкурентные преиму-
щества Самарского
региона, уровень эко-
номического развития
области стабильно
превышает среднерос-
сийский уровень.
pg_0002
Откровенный разговор
с президентом
ни был он вхож в «кремлевские коридо-
ры», не может игнорировать желания
граждан, живущих в Самаре или Толь-
ятти, или Ульяновске, или в Екатерин-
бурге. А губернатор любого субъекта
Федерации, помимо всего прочего, –
представитель своего региона перед
центральной властью. В этом качестве
его значение не может уменьшаться.
– Вы уже десять лет стоите за гу-
бернаторским штурвалом. Как можно
охарактеризовать те преобразова-
ния, которые Вы провели за это время
у себя в области: больше сделанного
или больше предстоит сделать.
– За эти годы, безусловно, сделано
немало. Но разве на чаше весов воз-
можно определить величину сделанных
преобразований и предстоящих дел.
Самарской губернии есть чем гордить-
ся. Изменения, связанные с формирова-
нием основ рыночной экономики, про-
исходили на территории Самарской об-
ласти быстрее, чем в среднем по России.
Не были утрачены конкурентные пре-
имущества Самарского региона, уро-
вень экономического развития области
стабильно превышает среднероссий-
ский уровень.
По абсолютному объему промыш-
ленной продукции среди субъектов РФ
область переместилась с 10-го места
в 1991 году на 6-е место в 2000 году, по
объему инвестиций в основной капи-
тал – с 35-го места на 10-е.
За счет бюджетных средств за эти го-
ды построены и введены в эксплуатацию
521 км водопроводных сетей, 76,8 км
тепловых и более 30 км канализацион-
ных сетей, 78 школ, 38 детских дошколь-
ных учреждений, 15 поликлиник, 17 боль-
ниц, 8 молочных кухонь, 3 аптеки.
Область по уровню газификации
природным газом существующего жи-
лого фонда занимает одно из ведущих
мест среди регионов России.
За последние 10 лет в области в два
раза увеличился объем дорожного
строительства. Область вошла в пятерку
лучших регионов России по темпам при-
роста дорожной сети.
За счет всех источников финанси-
рования за период с 1990 по 2000 год
в Самарской области введено 9252 ты-
сяч кв. м общей площади жилья, это
третье место в Приволжском федераль-
ном округе. По итогам 2000 года по это-
му показателю наш регион входит в де-
сятку лучших регионов России.
С 1995 года администрация Самар-
ской области одна из первых среди
российских регионов перешла к новой
форме государственной поддержки
реального сектора экономики путем
предоставления из средств областного
бюджета кредитов предприятиям и ор-
ганизациям области. Впервые финан-
сирование инвестиционных проектов
стало осуществляться на конкурсной
основе и на условиях платности, воз-
вратности, срочности, обеспеченности
и целевого использования.
Наши усилия были направлены на
формирование благоприятных условий
для вложения инвестиций в экономику
области: созданы принципиально новое
инвестиционное законодательство
и нормативная правовая база, которая
служит гарантом привлечения инвести-
ций и способствует взаимодействию са-
марских товаропроизводителей с их
иностранными партнерами, позволяет
регламентировать инвестиционные про-
цессы, правовые и экономические осно-
вы инвестирования. Экспорт продукции
превышает импорт в 1,3–1,8 раза.
По уровню среднедушевых расходов
Самарская область среди регионов РФ
переместилась с 20-го места в 1991 году
на 2-е место в 2000 году, уступая только
Москве. В Приволжском федеральном
округе область по этому показателю со-
храняет лидерство.
За 9 лет разработано и реализовано
30 областных целевых программ в здра-
воохранении.
Приоритетами областной инвести-
ционной программы определены обра-
зование и жилищное строительство.
Предстоит еще немало сделать. Мы
должны построить как можно больше
недорогого, доступного для всех жилья,
в течение пяти лет вдвое сократить оче-
редь на его получение. У нас большие
планы относительно сельского хозяйст-
ва. Мы делаем ставку на внедрение про-
грессивных технологий, инновацион-
ных проектов. Много еще нереализо-
ванных проектов у нас и в социальной
сфере, медицине, образовании. Так что
почивать на лаврах нам еще рано.
– Областное машиностроение де-
лает два конечных продукта, кото-
рые востребованы как внутренним,
так и внешним рынком, – это легко-
вые автомобили и пассажирские са-
молеты с космическими ракетами.
Как осуществляется укрепление про-
мышленного потенциала городов
и районов области.
– Eще 5–7 лет назад каркас промыш-
ленности области составлял несколько
десятков крупных и средних предприя-
тий, обособленных друг от друга. Лишь
небольшая часть предприятий, особен-
но оборонного и нефтехимического
комплексов области, были связаны
между собой, правда, чисто технологи-
чески, но, к сожалению, не финансовы-
ми и рыночными отношениями.
За эти годы в области был разрабо-
тан региональный механизм финанси-
рования конверсионных программ
предприятий, который позволил про-
финансировать 26 конверсионных про-
ектов, что обеспечило сохранение и со-
здание 4,7 тысяч рабочих мест. Объем
реализации конверсионной продукции,
которая традиционно в большей мере
предназначалась для развития двигате-
лестроения и автомобилестроения
России, составил за эти годы почти
542 миллионов рублей.
В г. Самаре на ряде конверсионных
предприятий было налажено производ-
ство комплектующих и сборка сельхоз-
машин для выращивания картофеля по
западноевропейской технологии, кото-
рые успешно нашли применение на по-
лях нашей области и России. В г. Чапа-
евске на конверсионные средства было
создано уникальное производство ин-
фузионных растворов.
Весьма результативной в плане раз-
вития промышленности оказалась идея
«локомотивов» – конкурентоспособных
производств, выступающих в роли цент-
ров кристаллизации производственных
связей. Поскольку стало ясно, что боль-
шинству предприятий нужен сильный ли-
дер, у которого можно получать помощь
и с кого можно брать пример, то в 1997 го-
ду была выдвинута идея создания «Дет-
ройта на Волге», которая успешно вопло-
щается в жизнь все последние годы. Бес-
спорным лидером стал «АвтоВАЗ».
Активные действия администрации
области по реализации мероприятий
развития сотрудничества промышлен-
ных предприятий Самарской области
с АО «АвтоВАЗ» обеспечили развитие
pg_0003
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
Урожай обещает
быть отменным
Урожай обещает
быть отменным
По пути в Магадан
попадались вот такие крабы
По пути в Магадан
попадались вот такие крабы
– На Ваш взгляд, представляет ли
себе правительство РФ пути разви-
тия региональных экономик.
– На мой взгляд, этот вопрос тесно
связан с двумя предыдущими. Конечно,
в современных условиях в связи с изме-
нением государственного и экономичес-
кого статуса Российской Федерации
иным стал и правовой статус субъектов,
в соответствии с которым сформирова-
лись и новые экономические отношения
с федеральными органами государствен-
ной власти. Это не могло не отразиться и
на взаимоотношениях центра и региона.
Принятием закона «О федераль-
ном бюджете на 2001 год» завер-
шился предусмотренный Концепци-
ей реформирования межбюджетных
отношений в Российской Федерации
в 1999–2001 гг. переход к новой методи-
ке распределения средств Фонда фи-
нансовой поддержки субъектов Россий-
ской Федерации. Фактически в течение
последних двух лет была проведена ре-
форма одного из ключевых элементов
системы межбюджетных отношений –
механизма выравнивания бюджетной
обеспеченности регионов.
Но нельзя не учитывать и инициати-
вы регионов. В частности, я очень рад
что в правительстве нашла поддержку
реформа образования, предложенная
нами, некоторые предложения по меж-
бюджетным отношениям, по налоговому
автомобилестроительных производств
на предприятиях практически всех го-
родов области, особенно в Сызрани,
Жигулевске, Отрадном, Кинеле, и уве-
личение из года в год количества пред-
приятий области, осуществляющих по-
ставки на автозавод.
Сегодня кооперативные связи по
комплектующим основного производст-
ва имеют 190 предприятий и фирм об-
ласти (в 1996 году их было 79). Кроме
главного сборочного производства на
АО «АвтоВАЗ» в 1998 году было создано
ЗАО «Рослада» (г. Сызрань) – дочернее
предприятие по сборке и выпуску авто-
мобилей, снимаемых с конвейера «Ав-
тоВАЗа». Объем выпуска автомобилей
составил в 2000 году более 31 тысячи
штук. Идет вынос производства карда-
нов с АО «АвтоВАЗа» на ЗАО «Кардан»
(г. Сызрань), гальванического произ-
водства на ОАО «Металлист-Самара»
и другие заводы г. Самары.
Целый производственный холдинг,
в состав которого входят предприятия
европейского уровня, создан и успешно
работает в г. Кинеле. Его основу состав-
ляют предприятия «Кинельагропласт»,
созданного в 1992 году и являющегося
одним из основных поставщиков пласт-
массовых комплектующих на конвейер
«АвтоВАЗа», и совместное российско-
португальское предприятие «Саморим»,
специализирующееся на серийном вы-
пуске широкой номенклатуры резино-
пробковых прокладок для автомобиль-
ных и тракторных двигателей.
– Насколько известно, Вы высту-
паете за укрупнение регионов. Чем
объясняется такая позиция.
– Укрупнение регионов действи-
тельно может быть полезным как для
экономики, так и для социальной сфе-
ры России. Начнем с главного – благо-
состояния граждан. Вот недавний при-
мер: жители одного из районов Сара-
товской области хотели бы присоеди-
нить эту территорию к Самарской. Дей-
ствительно, уровень жизни в близлежа-
щих районах нашей области выше, ус-
ловия труда получше, к тому же в тот
момент в Саратовской области возник-
ли политические проблемы, на которые
соседи смотрели, скажем, с недоумени-
ем. Аргументы противников перекраи-
вания границ наших регионов своди-
лись к тому, что это создало бы крайне
опасный прецедент – стоит начать
в одном месте, и придется решать схо-
жие проблемы по всей России. Может
быть, но мы должны ясно понимать: го-
сударство обязано заботиться о том,
чтобы уровень благосостояния граждан,
возможность получения тех услуг, кото-
рые гарантирует государство, не зависе-
ли от региона проживания.
В пользу укрупнения регионов мож-
но привести и аргумент из области со-
временной экономической теории.
Большинство областей и республик
России, и в том числе в Среднем По-
волжье, не способно самостоятельно
отвечать на «вызовы» мирового рынка.
Почти невозможно в отдельно взятом
регионе догнать и перегнать Запад
в развитии отдельных отраслей промы-
шленности, если в соседних регионах
в этих отраслях развал и разруха. Рос-
сийская экономика остро нуждается
в интеграции – и именно поэтому за
интеграцию предприятий многих от-
раслей последовательно выступает гу-
бернатор Самарской области.
Другое дело, что объединение реги-
онов возможно на различной основе
и совсем не обязательно должно быть
административным. Как губернатор, ак-
тивно развивающий сотрудничество об-
ластей России в рамках Ассоциации
«Большая Волга», я могу сказать, что
очень многого можно добиться, созда-
вая и укрепляя горизонтальные связи ре-
гионов. Подчас простые переговоры гу-
бернаторов могут ликвидировать мно-
гие противоречия и способствовать со-
трудничеству предприятий. Что же каса-
ется формального объединения, то
прежде всего нужно ответить на вопрос:
как оно будет соответствовать Конститу-
ции России. Ведь в отличие от создания
системы округов, объединить губернии
нельзя просто указом президента.
pg_0004
Подрастающая
смена
готовы к приему крупных инвестиций
в современных условиях, умело созда-
вать благоприятный инвестиционный
климат на своих заводах, в своих быв-
ших колхозах и т. п. Если этого добиться
не удастся, никакие усилия по созданию
благоприятного инвестиционного кли-
мата в отдельных регионах и в России
в целом значимых результатов не дадут.
– Сейчас в сознании народа проч-
но закрепился такой термин, как
«новая политическая реальность».
Что для Вас это означает.
– Надо понимать, что такими тер-
минами как «новая политическая ре-
альность» пользуются, как правило, не
рядовые граждане, а представители
политической элиты общества. Исполь-
зование такого термина – почти всегда
показатель глубокого анализа ситуа-
ции. В России под «новой реальнос-
тью» понимают, как правило, положе-
ние дел, сложившееся в обществе
в первый год президентства Владими-
ра Путина. Это ситуация большей ста-
бильности, сравнительной предсказуе-
мости действий власти, одновременно
это – ситуация постепенной концентра-
ции власти в федеральных структурах.
Это также почти полное прекращение
конфликта между президентом, прави-
тельством и парламентом – мы впер-
вые получили парламент, в котором
сторонники действующего президента
составляют большинство.
Но главное в другом: как политики-
реалисты, мы должны понимать, что
основа новой реальности – тот кредит
доверия, который получил Владимир
Путин на президентских выборах и ко-
торый он сумел не растратить за год
своего правления. Пока общество, во
всяком случае та его часть, которую
принято называть «путинское боль-
шинство», доверяет президенту, он
имеет возможность проводить необхо-
димые, даже очень тяжелые реформы.
Главная опасность, которую несет с со-
бой такая новая реальность, в том, что
можно поддаться соблазну не совер-
шать резких движений, лишь бы не
растерять доверие избирателей.
– Россия вступила в новое тысяче-
летие. В каком обществе мы сегодня
живем. Не пора ли достраивать ин-
ституты правового государства и
гражданского общества, создавать
по-настоящему социально ориенти-
рованную эффективную рыночную
экономику.
– Хотел бы я посмотреть на полити-
ка, который в ответ на ваш вопрос сказал
бы – нет, ничего этого нам пока не нуж-
но, мы не доросли. Фраза «необходимо
развивать институты гражданского об-
щества» стала в последнее время чуть ли
не общим местом, точно так же, как
и фраза о социально ориентированной
рыночной экономике. Другое дело, что
двигаться по этому пути очень тяжело:
пока у многих известных и облеченных
властью политиков нет даже приблизи-
тельного понимания, что есть граждан-
ское общество и как выглядит общество
с развитой правовой культурой. Недав-
но один из высокопоставленных чинов-
ников в одном из округов даже заявил,
что единственные действующие институ-
ты гражданского общества в России –
это СМИ. Непонятно, как он мог забыть
о множестве общественных организа-
ций, с которыми в гражданском общест-
ве власть просто обязана считаться.
Между тем невозможно достичь ни-
какой цели, если ты лишь приблизи-
тельно представляешь себе, к чему стре-
мишься. Именно поэтому я считаю, что
глава региона должен открыто заявлять
о своих политических симпатиях – та-
ким образом он демонстрирует понима-
ние целей и задач своей деятельности.
Это один из элементов ответственности
руководителя перед своими избирате-
лями. Губернатор Самарской области –
председатель Российской партии соци-
альной демократии. Можно ли быть со-
циал-демократом и не выступать за «эф-
фективную и социально-ориентирован-
ную рыночную экономику». Может ли
социал-демократ препятствовать фор-
мированию структур гражданского об-
щества. Я полагаю, что это невозможно.
Губернатора расспрашивал
Анатолий МАЛЮГИН
законодательству. Это говорит, что пра-
вительство прислушивается к мнению
регионов и пытается найти компромисс
в этих отношениях.
– Что Вы можете сказать о притоке
отечественных и западных инвести-
ций в экономику Самарской области.
– На этот вопрос можно ответить
с двух позиций. Можно посмотреть, как
соотносится инвестиционная привлека-
тельность Самарской области и привле-
кательность других российских регио-
нов. С этой точки зрения, у нас, как ми-
нимум, все в порядке: мы занимаем вы-
сокие места в рейтинге привлекательно-
сти регионов России для иностранных
инвестиций, причем не только по обще-
му объему вложений, но и, например, по
объему прямых иностранных инвестиций
на душу населения. В целом рост иност-
ранных инвестиций стал постоянным
фактором развития Самарской области.
В 2000 году общий объем инвестиций
превысил уровень 1993 года в 24 раза.
Причина проста: в Самарской обла-
сти привлечению иностранных инвес-
тиций уделяют больше времени и сил,
чем во многих других российских ре-
гионах. У нас действует специальная
группа по привлечению иностранных
инвестиций при администрации обла-
сти. Согласно прогнозу социально-
экономического развития области,
в 2001 году мы должны получить от
200 до 255 миллионов долларов.
Есть и более «вещественные» дока-
зательства успешности нашей полити-
ки. В Самарскую область пришли и ус-
пешно здесь работают транснацио-
нальные корпорации: «Нестле», «Да-
нон», «Кока-Кола», «ПепсиКо», «Кор-
нинг», «Дженерал Моторс».
Но можно посмотреть на наши успе-
хи и с другой стороны. Я не устаю повто-
рять своим сотрудникам, членам своей
команды, что нельзя почивать на лав-
рах, нельзя превращать обсуждения
проблемы привлечения в регион иност-
ранных и отечественных инвесторов
в «съезды победителей». Мы должны
ясно понимать: сегодняшнего объема
инвестиций едва достаточно, чтобы
обеспечить устойчивый рост экономики
региона. Причем дело не только в том,
что у крупных промышленных предпри-
ятий не хватает собственных средств.
Есть другая, не менее серьезная пробле-
ма: многие предприятия, особенно
сельскохозяйственные, попросту не го-
товы к приему инвестиций, не могут га-
рантировать кредиторам возврат
средств. Ситуация, когда государство
остается самым крупным инвестором,
кажется благоприятной только тем, кто
привык эти государственные деньги,
деньги налогоплательщиков тратить не-
рационально. Усилия властей должны
быть направлены на то, чтобы руковод-
ство предприятий всех отраслей были