СОБЫТИЕ
6
Открывая симпозиум, председатель
Правления Независимой организации
«Гражданское общество» и Националь-
ного фонда «Общественное признание»
С.А. Абакумов сказал: «Не случайно
в этом зале сегодня присутствуют предста-
вители совершенно разных профессий
и разных ветвей власти. Это видные госу-
дарственные и общественные деятели, из-
вестные ученые-международники, эконо-
мисты, выдающиеся деятели культуры и
науки, Кавалеры Золотого Почетного знака
«Общественное признание», члены Прези-
диума и Совета Попечителей обеих наших
организаций, руководители наших отде-
лений из всех регионов России, что для нас
чрезвычайно важно. Участие в наших тра-
диционных общественных конференциях
и симпозиумах ведущих политологов, ру-
ководителей средств массовой информа-
ции также говорит о том, что мы пытаем-
ся привлечь общественное мнение для
обсуждения самых актуальных проблем,
которые сегодня стоят перед Россией. На-
деюсь, что по ходу сегодняшнего симпо-
зиума будут выработаны конкретные ре-
комендации и мы выпустим очередной
сборник материалов и документов, по-
священный проблемам национальной
безопасности и влиянию институтов
гражданского общества на выработку
концепции национальной безопасности.
Мы занимаемся не только организаци-
ей таких общественных симпозиумов
и конференций, но и практической рабо-
той, и я прежде всего хотел поблагодарить
тех членов наших общественных органи-
заций, которые принимают участие в
гражданских благотворительных акциях
«Мужество и милосердие», проводимых
нами на постоянной основе много лет
в поддержку сотрудников правоохрани-
тельных органов, всех силовых структур.
И хотелось бы также отметить, что не слу-
чайно Владимир Владимирович Путин
сказал, что любая инициатива, любая
концепция или программа, исходящая от
власти, исходящая от правительства
и президента, будет крайне не эффектив-
на, если не обречена на провал, без под-
держки гражданским обществом, боль-
шинством граждан и их объединений.
И поэтому я считаю, что сильное государ-
ство может быть только при развитом
гражданском обществе, а развитое граж-
данское общество немыслимо без силь-
ного государства, которое может обеспе-
чить права и безопасность своих граждан
от внутренних и внешних угроз.
В адрес организаторов и участников
нашего Общероссийского симпозиума
поступило очень много приветственных
писем, телеграмм от различных общест-
венных организаций, политических пар-
тий и объединений. Я хотел бы зачитать, в
частности, обращение председателя Госу-
дарственной думы Геннадия Николаевича
Селезнева, в котором, в частности, гово-
рится: «Приветствуя организаторов и уча-
стников Общероссийского общественного
симпозиума, уверен, что обсуждение
актуальных вопросов взаимодействия
ПОСТРОЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩ
ЕСТВА –
ГАРАНТИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАНЫ
По уже установившейся традиции в конференц-
зале МГИМО (У) МИД РФ в конце мая
состоялся Общероссийский общественный
симпозиум «Гражданское общество и проблемы
национальной безопасности России».
Организаторами данного общественно значимого
мероприятия выступили Независимая
организация «Гражданское общество»,
Национальный фонд «Общественное признание»,
МГИМО (У) МИД РФ при поддержке Совета
безопасности России.
Перед началом симпозиума
Перед началом симпозиума
pg_0002
7
«Хорошо известно, что в настоящее
время мы сталкиваемся с новыми угро-
зами национальной безопасности. Ду-
маю, что сегодняшнее наше обсуждение
позволит нам продвинуться в понима-
нии того, в каком взаимодействии нахо-
дятся процессы становления граждан-
ского общества и обеспечения нацио-
нальной безопасности, что и как могут
делать институты гражданского общест-
ва для решения вместе с государством
коренных задач национальной безопас-
ности. Мне кажется, что сегодняшняя на-
ша дискуссия будет исключительно по-
лезной и для наших высших учебных за-
ведений. Как вы знаете, в последние го-
ды в учебные программы вузов активно
внедряются новые курсы, которые связа-
ны с изучением проблем национальной
безопасности. У нас в университете мы
уже два года читаем такой курс. И поэто-
му живые дискуссии, обсуждения на
этот счет, мнение и представителей госу-
дарственной власти, которым в силу их
полномочий и обязанностей поручено
заниматься этими вопросами, и мнение
общественности, я думаю, очень сущест-
венно позволит обогатить то, что сего-
дня мы преподаем нашим студентам, то
есть тем людям, которые, в общем-то, и
будут продолжать этот довольно дли-
тельный процесс строительства граж-
данского общества в нашем Отечестве,
заниматься работой на самых разных
направлениях, в том числе и вопросами
нашей национальной безопасности».
Затем слово для основного доклада пре-
доставляется секретарю Совета безопаснос-
ти Российской Федерации, сопредседателю
Президиума Независимой организации
«Гражданское общество» В.Б. Рушайло:
«Открытое обсуждение наиболее про-
блемных общественно значимых для стра-
ны вопросов становится важной демокра-
тической традицией и дает большой поло-
жительный эффект. Хочу напомнить, что
10 января 2000 года утверждена новая ре-
дакция Концепции национальной безопас-
ности Российской Федерации. В плане
практической реализации положений это-
го документа приняты военная доктрина,
доктрина информационной безопасности,
концепция внешней политики, другие важ-
ные программные документы. Впервые
в истории нашей страны создана система,
при которой интересы безопасности госу-
дарства являются фундаментом для инте-
ресов безопасности общества и личности,
причем именно интересы безопасности
личности венчают эту пирамиду. Данный
факт имеет непосредственное отношение
и к теме нашего сегодняшнего Общерос-
сийского общественного симпозиума. Сре-
ди основных угроз национальной безопас-
ности страны и препятствий на пути к пост-
роению гражданского общества особое
место занимают организованная преступ-
ность и терроризм во всех его проявлени-
ях. Наглядное подтверждение этому – че-
ченский кризис, обстоятельства развития
которого были несовместимы с безопасно-
стью личности, общества и государства.
государственных и общественных институ-
тов в обеспечении национальной безопас-
ности страны будут способствовать углуб-
лению и развитию сотрудничества между
государством и обществом в этом жизнен-
но важном для нашего Отечества вопросе.
Выражаю искреннюю признательность за
присуждение мне высокой общественной
награды – Золотого Почетного знака «Об-
щественное признание». Желаю всем участ-
никам успешной и плодотворной работы».
Отметив все возрастающую роль об-
щественных организаций в жизни страны,
ректор МГИМО (у) МИД РФ, член Прези-
диума Независимой организации «Граж-
данское общество» А.В. Торкунов во
вступительном слове заострил внимание
на следующих вопросах:
В.А. Третьяк, А.А. Ширвиндт, Л.М. Гурченко, М.М. Прусак, А.В. Торкунов, С.А. Абакумов, В.Б. Рушайло, И.Д. Сергеев, В.Ф. Яковлев, Г.И. Райков
В ПОЧЕТНОМ ПРЕЗИДИУМЕ:
С основным докладом
на общественном
симпозиуме выступил
В.Б. Рушайло
С основным докладом
на общественном
симпозиуме выступил
В.Б. Рушайло
pg_0003
СОБЫТИЕ
8
Ключевым фактором, определяющим
международную безопасность в начале XXI
века, мы считаем поддержание стратегиче-
ской стабильности. Цементирующей осно-
вой структуры стратегической стабильнос-
ти является договор по ПРО 1972 года. Он
дал возможность для предсказуемости в
ядерной области и продвижения по пути
ядерного разоружения, причем не только
для СССР и США, но и для всего мира. Его
ценность, по нашему мнению, ничуть не
уменьшилась за три прошедших десятиле-
тия; более того, как показывает голосова-
ние в Организации Объединенных Наций,
она признается большинством государств
мира. Мы не разделяем планы Соединен-
ных Штатов Америки по созданию систе-
мы ПРО национальной территории стра-
ны. Эти действия подрывают фундамент
глобальной стратегической стабильности
и создают предпосылки новой гонки во-
оружений, в том числе и в космосе. В скла-
дывающейся обстановке Россия предлага-
ет мировому сообществу альтернативную
программу действий по укреплению стра-
тегической стабильности, ядерного разо-
ружения и ракетного нераспространения,
которая была изложена в заявлении пре-
зидента Владимира Владимировича Пути-
на 13 ноября 2000 года. При условии со-
хранения договора по ПРО Россия готова к
обоюдным с США радикальным сокраще-
ниям стратегических наступательных во-
оружений. В целях сдерживания и огра-
ничения ракетного распространения Рос-
сия выдвинула концепцию глобальной
За истекший год произошло опреде-
ленное осмысление основных направле-
ний российской политики в странах Со-
дружества Независимых Государств.
Стоящие перед Содружеством задачи
требуют дальнейших энергичных и ре-
зультативных мер. Надо признать обос-
нованность опасений, что в текущем го-
ду действия международных террорис-
тов в центрально-азиатском регионе мо-
гут носить более масштабный характер.
Существуют предпосылки возникнове-
ния нового очага международного тер-
роризма на стыке Узбекистана, Таджи-
кистана и Киргизии. Важную роль в ре-
шении этой проблемы призван сыграть
Комитет секретарей Советов Безопас-
ности стран ДКБ, о чем было принято
ответственность го-
ворить о том, что
происходит в реаль-
ной жизни. А власть
снова концентриру-
ется в Москве, при-
чем это теперь назы-
вается «укрепление
федерации через
борьбу с региональ-
ным сепаратиз-
мом». Это очень
важная для нас про-
блема.
За этим следует
и то, что и прави-
тельство, и админис-
трация президента,
М.М. Прусак
Высшая общественная
награда России
вручается Н.Н. Калинину
Губернатор В.А. Шаманов:
«Сердцем я все равно
остаюсь в наших
Вооруженных силах»
С.А. Марков
С.А. Марков
В.Т. Третьяков
В.Т. Третьяков
И.Д. Иванов
И.Д. Иванов
и другие институты
власти как институты
гражданского обще-
ства не могут между
собой эффективно
взаимодействовать.
Как такое может быть
в рамках единого
российского госу-
дарства. Значит, есть
не одна позиция по
отношению к тому,
как защитить людей,
а есть позиция тех
людей, финансово-
промышленных
групп, которые меж-
ду собой сегодня во-
юют, не могут дого-
вориться, в конечном
итоге влекут страну
к вакууму власти.
Я думаю, что сего-
дня не один прези-
дент, а мы все вмес-
те, кто понимает, что
происходит, могли
бы предложить вне-
сти изменения в
Конституцию, необ-
ходимость которых
очевидна. Я думаю,
что этому вопросу
можно было бы по-
святить отдельное
наше заседание».
специальное решение на его втором за-
седании в Ереване в апреле сего года.
Построение гражданского общества
является одним из важнейших элементов
обеспечения национальной безопасности
страны. Оно невозможно без укрепления
правовой системы и борьбы с преступно-
стью, терроризмом и экстремизмом.
В этом мы, разумеется, должны полагать-
ся прежде всего на собственные силы и
надеяться на развитие сотрудничества и
совместную деятельность с нашими зару-
бежными партнерами. Проблемы, стоя-
щие сегодня перед нами, можно решить
только сообща, при поддержке граждан-
ского общества и тесном взаимодействии
с негосударственными неправительст-
венными общественными организация-
ми. Надеюсь, что наш сегодняшний сим-
позиум будет этому способствовать».
К микрофону выходит председатель
Комитета по международным делам Со-
вета Федерации, губернатор Новгород-
ской области, сопредседатель Президиу-
ма Независимой организации «Граждан-
ское общество» М.М. Прусак:
«Что такое «гражданское общество».
С одной стороны, есть какие-то институты
гражданского общества, а с другой, та ак-
тивная часть граждан, так называемый
социум, который выступает от имени лю-
дей, озвучивая проблемы отдельной лич-
ности. К сожалению, за последнее время
получается так, что этот социум после
очередного периода оттепели уменьша-
ется, и все меньше людей берут на себя
системы контроля за нераспространением
ракет и ракетных технологий. Новым кон-
кретным шагом в направлении укрепления
международного режима нераспростра-
нения ядерного оружия явилась провоз-
глашенная 6 сентября 2000 года президен-
том России Владимиром Владимировичем
Путиным на «Саммите тысячелетия» ООН
инициатива по энергетическому обеспече-
нию устойчивого развития человечества,
кардинальному решению проблем нерас-
пространения ядерного оружия и экологи-
ческого оздоровления планеты. Мы пред-
ложили объединить усилия всех заинтере-
сованных стран под эгидой Международ-
ного агентства по атомной энергетике
и удовлетворены широкой поддержкой
российской инициативы.
pg_0004
9
Затем к гостям и участникам общест-
венного симпозиума обратился предсе-
датель Комитета по безопасности Госду-
мы РФ, член Президиума Независимой
организации «Гражданское общество»
А.И. Гуров:
«Сегодня парадоксальная ситуация
сложилась в стране, когда, если исхо-
дить из формальных признаков, за безо-
пасность никто не отвечает в прямом
смысле слова, так как старый закон о бе-
зопасности, принятый десять лет тому
назад, не соответствует настоящему мо-
менту. Сегодня каждое ведомство, мини-
стерство само себя реформирует, само
себя оценивает, само лоббирует. Проку-
ратура вообще выпала из-под контроля
как орган, который, в общем-то, должен
быть под контролем, как никто другой.
Фактически сегодня эту роль выполняет
Совет безопасности. Но Совет безопасно-
сти, давайте скажем честно, не имея за-
конодательной базы, прописанных
функций, определенного статуса, роли и
места в системе органов государственно-
го управления, – фактически обществен-
ная организация. То есть он не несет
юридической ответственности за те или
иные решения. В соответствии со статьей
Конституции 83 Совет безопасности дей-
ствует на основании закона, но такого за-
кона нет. Я предлагаю – и мы готовы,
кстати, работать и работаем над этой
концепцией со своими экспертами – оп-
ределить законом место и роль в системе
органов государственного управления
По большому счету – и мы сегодня это ви-
дим каждый день – интересы националь-
ной безопасности страны находятся в
противоречии с интересами гражданско-
го общества.
Вот я нарушаю, интересно, нацио-
нальную безопасность или не нарушаю.
Действуя как член гражданского общест-
ва, я имею право говорить все, что угод-
но, но явно нарушая эти самые интересы
национальной безопасности. Нет тут сов-
падающих интересов. И это большая для
нас проблема, потому что ни систему на-
циональных интересов, тем более зако-
нодательно, как здесь говорили уже, мы
не проработали; ни само гражданское
общество не сформировалось у нас до та-
кой степени, чтобы инстинктивно человек
ценности отходят на второй план. Мы
с вами поставили перед собой цель – со-
здать в России рыночную экономику от-
крытого типа. Это наше намерение накла-
дывается на процессы глобализации, ко-
торые идут в мире. Особенность России
в том, что мы в эту глобализацию попада-
ем сразу, из прежнего нашего изолиро-
ванного состояния, не пройдя тех предва-
рительных фаз, которые прошли другие
страны. Поэтому здесь и острота, и неод-
нозначность возникающих проблем.
С одной стороны, открытая экономика так
же хороша, как открытое общество, и мы
уже имеем с этого совершенно опреде-
ленные преимущества. Но не нужно за-
бывать о том, что мы попадаем в доволь-
но сложную ситуацию, которая должна
Совета Безопасности. И тогда Совет Безо-
пасности будет полноправным органом,
который бы координировал, управлял,
надзирал за всей правоохранительной
системой, машиной, которая, смею вас
убедить, во много раз серьезнее, во мно-
го раз громоздче, во много раз сильней,
чем была во времена КПСС: тогда этим
занималось два ведомства – МВД и КГБ,
а сегодня – двенадцать».
Свое выступление заместитель ми-
нистра иностранных дел, член-коррес-
пондент Российской Академии наук
И.Д. Иванов начал так:
«Гражданское общество хорошо тог-
да, когда оно опирается на прочную эко-
номическую базу. Если мы экономически
не обеспечены, то тут уже гражданские
вания в открытую мировую экономику
должен быть ясным по целям и средст-
вам, и, в любом случае, все решения
должны приниматься при участии бизне-
са, что сейчас скорее исключение, чем
правило, и при участии всего граждан-
ского общества и его институтов, что про-
исходит, к сожалению, еще реже».
Слово предоставляется члену Прези-
диума Независимой организации «Граж-
данское общество», теперь уже экс-глав-
ному редактору «Независимой газеты»
В.Т. Третьякову:
«Считается, что раз национальные
интересы в сфере безопасности страны
защищены, то и гражданскому общест-
ву там хорошо, а, стало быть, и про-
блем как бы нет. А на самом деле не так.
ощущал, что не нужно переходить опре-
деленные границы, а не из-за страха
только наказания. Впрочем, такие столк-
новения бывают во всех странах мира; но
там просто в силу давности действия де-
мократических традиций какая-то отра-
ботанность этого механизма уже сущест-
вует, а мы только в самом начале. Но ис-
ходить из этой общей посылки, что инте-
ресы национальной безопасности и ин-
тересы гражданского общества совпада-
ют, на мой взгляд, чрезвычайно вредно,
просто потому, что мы запутываем лю-
дей, и они никак не могут состыковать
свою реальную жизнь вот с этими наши-
ми утверждениями.
Следующим к микрофону выходит
cопредседатель Президиума Независи-
мой организации «Гражданское общест-
во», директор Института политических
исследований С.А. Марков:
«Следует более пристально рассмот-
реть соотношение общественной и нацио-
нальной безопасности с ролью государст-
ва. Мне представляется, что здесь есть два
важных аспекта. Первый – это традицион-
ная угроза неподконтрольности государ-
ства обществу. Она существует в большей
или меньшей степени во всех странах ми-
ра. У нас она также есть. В течение послед-
них десяти лет у нас возникла и другая уг-
роза – чрезмерная слабость государства
и неспособность государственных инсти-
тутов выполнять свои функции.
Ярким примером существования
этих проблем является состояние
не совсем квалифи-
цированно сделан-
ная и проведенная
обратимость нашего
рубля привела к то-
му, что роль всеоб-
щего эквивалента в
стране, к сожале-
нию, играет не оте-
чественная валюта,
а иностранная –
доллар. И, наконец,
очень большие сей-
час споры идут о на-
шем вступлении
в ВТО. То есть, дру-
гими словами, про-
цесс нашего втяги-
А.А. Ширвиндт
поздравляет А.И. Гурова
с высшей наградой
Высшая общественная
награда вручена Г.И. Райкову
быть управляема,
потому что любая
глобализация, лю-
бая открытость – это
баланс плюсов и ми-
нусов, преимуществ
и рисков. К этим
рискам я бы отнес
в первую очередь
то, что на нашу оте-
чественную эконо-
мическую террито-
рию передаются
колебания миро-
вых цен. С открыто-
стью мы попали
и в долларизацию
страны, потому что
pg_0005
СОБЫТИЕ
10
правозащитного движения в современ-
ной России. Мы видим, что, с одной сто-
роны, права огромного числа граждан
постоянно ущемляются. С другой сторо-
ны, правозащитники, в силу их увлече-
ния борьбой с государством, оказались,
мягко говоря, крайне не популярными
у нас в стране, они находятся почти в изо-
ляции. Это связано с тем, что российское
правозащитное движение по-прежнему
борется против нарушения прав челове-
ка со стороны государства, хотя за эти де-
сять лет наиболее массовые нарушения
прав человека были совершены мощны-
ми группировками по интересам.
Эти структуры приватизировали не
только огромную часть экономики, они
приватизировали общественное мнение
культуртрегерскую роль: и обучать,
и убеждать. Мы еще пока не смогли дока-
зать нашим гражданам самое главное,
что демократия и гражданское общество
– это хорошо. Это не нагрузка какая-то,
не проблема, это возможность для людей
жить лучше и достичь своих целей. Нуж-
но объяснить, как пользоваться демокра-
тическими институтами, как соединяться
в добровольные ассоциации, как с помо-
щью институтов гражданского общества
влиять на государство для выполнения
воли общества. Это, как мне кажется,
и является основной и главной задачей
и для общества, и для государства».
Дискуссию продолжает член Правле-
ния Независимой организации «Граж-
данское общество», президент РАО
с помощью информационно-политиче
ских холдингов, они приватизировали во
многом и государственные институты. Мы
хорошо помним времена, когда, по сути
дела, олигархи назначали членов прави-
тельства. В этих условиях защита прав че-
ловека связана с нормальным функцио-
нированием государственных институтов,
поддерживающих элементарный закон
и порядок. Нападки на государственные
институты в подобной ситуации и приве-
ли, к огромному сожалению, к обществен-
ной изоляции наших правозащитников.
Вторая важная мысль, которую я хо-
тел бы подчеркнуть, связана с таким важ-
нейшим вызовом национальной безопас-
ности России, которым является глобали-
зация. Россия давно уже часть мирового
глобального пространства, однако она
является пассивной, а не активной его ча-
стью. Нас как бы за шиворот выволокли
в это глобальное пространство, в то вре-
мя как своей стратегии участия в интегра-
ции в мировую систему у нас нет. Это од-
на из важных особенностей.
Если мы сами, общество, включая выс-
шее государственное руководство, не ре-
шим, какова будет роль России в этом гло-
бализирующемся мире, то это за нас решат
другие. У нас будет роль подчиненная, во
многом – сырьевого придатка и во многом
– субъекта манипуляции со стороны миро-
вых информационных холдингов.
И последний момент: мне представля-
ется, что в развитии гражданского обще-
ства государство должно играть огромную
чувствуем за собой государства. Выходя
на эти наши старые-новые рынки, мы
сразу получаем две проблемы: нет испол-
нителей и нет авансовых гарантий. Мы же
не просим денег, нам нужны гарантии.
Должна существовать система, государ-
ственная программа поддержки россий-
ских предприятий за рубежом.
Слово берет член Президиума Неза-
висимой организации «Гражданское об-
щество», ректор Московского государст-
венного университета экономики, статис-
тики и информатики (МЭСИ) В.П. Тихо-
миров:
«Сегодня высшая школа, высшие учеб-
ные заведения или система высшего обра-
зования России генерирует или воспроиз-
водит фактически неконкурентоспособную
рабочую силу, ко-
торая не может ге-
нерировать или со-
здавать конкурен-
тоспособную эко-
номику. Вот где се-
годня суть главной
проблемы. Этот ва-
куум, который сей-
час образовался, он
так же заполняется
предложениями
других университе-
тов. Россия практи-
чески потеряла для
себя образователь-
ные рынки запад-
ных стран, почти
потеряла образова-
тельные рынки
стран СНГ. Ускорен-
ными темпами те-
ряем образователь-
ный внутренний
рынок, поскольку
и здесь сегодня
действуют уже сот-
ни западных и дру-
гих университетов.
Вывоз капитала на
цели образования
сегодня в несколь-
ко раз превосхо-
дит государствен-
ный бюджет, кото-
рый финансирует
«Роснефтегаз-
строй» И.И. Мазур:
«Национальная
безопасность, бе-
зусловно, связана
и с защитой россий-
ских интересов за
рубежом. А это,
в первую очередь,
вопросы поддержки
российских компа-
ний на иностранных
рынках.
Я представляю
нефтегазовый сек-
тор экономики.
Мы – бывший Мин-
нефтегазстрой –
работали в былые
времена более чем
в шестидесяти стра-
нах; сегодня работа-
ем всего лишь в де-
сятке. Потеряли бо-
гатейшие рынки
Ближнего и Средне-
го Востока, Африку,
где издавна к нам,
как вы знаете, хоро-
шо относятся. Этот
рынок заполнили
компании других
стран. Почему. По-
тому, что мы там
бродим как одино-
кие волки, мы не
российскую систему
высшего образова-
ния. Это значит, что
Россия сегодня фи-
нансирует развитие
национальных об-
разовательных сис-
тем других стран.
Одна из причин тако-
го положения дел –
это затянувшаяся
дискуссия о том,
какой быть россий-
ской системе обра-
зования: только
государственной
или общественно-
государственной.
И.И. Мазур
Ответное слово Кавалера
Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
И.Д. Сергеева
Новый Кавалер
Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
А.Г. Назарчук
Новый Кавалер
Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
А.Г. Назарчук
В.П. Тихомиров
В.П. Тихомиров
Г.П. Падва
Г.П. Падва
А.А. Кара-Мурза
А.А. Кара-Мурза
pg_0006
11
определяется, как правило, либо внутри-
государственными законами, актами, ли-
бо договорами. Наша Конституция не свя-
зывает положение граждан в нашей стране
с основами взаимности, с тем, какой име-
ет правовой режим, правовой статус наш
гражданин в этом государстве. То есть мы
к иностранцам относимся равно прекрас-
но. Хотя есть положение, закон, который
позволяет в ряде случаев, если существует
тенденция к явной дискриминации наших
граждан, отвечать на это тоже какими-то
дискриминационными мерами. В Консти-
туции России прямо записано, что госу-
дарство берет на себя обязательство защи-
щать интересы наших граждан за рубе-
жом, реально это происходит очень редко
и делается из рук вон плохо. В первую оче-
редь в связи с отсутствием договоров либо
из-за того, что они безнадежно устарели.
К сожалению, дискриминационные
условия существуют и по общеграждан-
ским каким-то моментам. Ну, например,
вы знаете, что у нас частной собственнос-
ти на землю все еще нет. И вот все граж-
дане тех государств, где существует такая
собственность, могут приобретать в соб-
ственность землю в любом другом госу-
дарстве. В некоторых государствах суды
и административные органы говорят на-
шим гражданам: вы не располагаете та-
ким правом у вас, и мы вам не дадим это-
го права. Вы не имеете права на землю.
То есть эта дискриминационная норма
связана с той нормой, которая существует
в нашем отечестве.
Госдумы РФ, Н.Н. Калинину – художест-
венному руководителю и дирижеру На-
ционального Академического оркестра
народных инструментов им. Н.П.Осипо-
ва, В.В. Ливанову – генеральному дирек-
тору ОАО «Авиационный комплекс
им. С.В. Ильюшина», А.Г. Назарчуку –
председателю краевого Законодательного
собрания Алтайского края, Г.И. Райкову –
руководителю межрегиональной группы
«Народный депутат» Госдумы РФ,
И.Д. Сергееву – помощнику президента
РФ, В.Г. Смирнову – президенту Олим-
пийского комитета РФ, В.А. Шаманову –
губернатору Ульяновской области.
За большой личный вклад в создание
и становление гражданского общества
в России, плодотворную работу по уста-
новлению реального диалога между
властью и обществом, непосредствен-
ную организацию и участие в граждан-
ских благотворительных акциях «Муже-
ство и милосердие», поддержку сотруд-
ников правоохранительных органов
и других силовых структур, в том числе
участников специальных и антитеррори-
стических операций на Северном Кавка-
зе, секретарю Совета Безопасности РФ
В.Б. Рушайло вручен Золотой Почетный
Диплом Независимой организации
«Гражданское общество».
Полный текст выступлений участников
см. на сайте www.priznanie.org
Соб.инф.;
Фото Н. Городецкого и А. Горшкова
Мне кажется, что в защите националь-
ных интересов сейчас надо переходить от
идеи баланса сил, которая несет в себе за-
ряд конфронтации (раз баланс сил – зна-
чит, некоторое столкновение, которое
чревато конфликтами), к некоторым иде-
ям глобального контракта, то есть дого-
воренности, согласованного мирового
развития, такой интегральной безопасно-
сти. С другой стороны, Россия действи-
тельно, и мы не должны это скрывать, яв-
ляется сейчас полем борьбы сил порядка,
законности, демократии – и сил терро-
ризма, беззаконности и авторитаризма.
Так получилось, что по России проходит
эта линия размежевания, и в какой-то
степени от исхода наших российских со-
бытий зависит ситуация и во всем мире.
В.Г. Смирнов:
«Олимпийцы всегда
отстаивали честь
и славу Отечества»
Такие люди, как
В.В. Ливанов, составляют
гордость отечественного
самолетостроения
Л.М. Гурченко
поздравляет В.Б. Рушайло
с вручением Золотого
Почетного Диплома
Я надеюсь, что гражданское общество
сумеет преодолеть и эти препятствия
в своем развитии».
И последним к микрофону подходит
сопредседатель Президиума Независи-
мой организации «Гражданское обще-
ство», член-корреспондент РАН, заведу-
ющий отделом Института философии
А.А. Кара-Мурза:
«Я всегда придерживаюсь точки
зрения, что гражданское общество
и государство должны вместе стоять на
страже национальных интересов. Было
бы удивительным, если было бы ина-
че. К сожалению, многие западники
в России были как бы зеркально про-
тивоположны апологетам такого охра-
нительского, процаристского настрое-
ния в России. Дело в том, что если од-
ни обожествляли власть, то другие
считали, что власть не от Бога, а от
дьявола, как бы демонизировали
власть; и в этом смысле, на мой
взгляд, они в чем-то сходны: и те
и другие к власти относились фети-
шистски. На самом деле власть – это,
на мой взгляд, функция от обществен-
ных интересов, которая может быть по-
нята вполне рационально. Я хочу ска-
зать, что российские либералы – это
люди, которые готовы стоять на страже
национальных интересов, именно по-
нимая российскую государственность
как одну из функций своих собствен-
ных интересов, без фетишизации этой
власти и без ее демонизации.
Государство сегодня не способно в пол-
ной мере содержать систему образова-
ния, и к решению этой проблемы необхо-
димо подключение институтов граждан-
ского общества, возможно, путем прове-
дения общественных экспертиз и иссле-
дований, так как угроза недофинансиро-
вания и в целом отставания системы рос-
сийского образования – в будущем пря-
мая угроза национальной безопасности
нашей страны».
В дискуссию вступает адвокат Мос-
ковской городской коллегии адвокатов
Г.П. Падва:
«Положение наших граждан за рубе-
жом очень скверное, и виной тому
в большей степени – наше внутреннее за-
конодательство. Правовое положение
Я солидарен с теми, кто выступал се-
годня первыми, о том, что государствен-
ные интересы не должны подменяться
корпоративными и ведомственными ин-
тересами. Если государство – это функция
от общества, оно должно брать на себя
вот эти функции защиты национальной
безопасности. И здесь общество и госу-
дарство вполне могут идти вместе».
И традиционно в заключительной ча-
сти симпозиума состоялась торжествен-
ная церемония награждения Золотым
Почетным знаком «Общественное при-
знание» известных государственных и
политических деятелей, представителей
науки и культуры. Высшая общественная
награда России вручена А.И. Гурову –
председателю Комитета по безопасности