АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
«РУССК
И
Й
ЭТО
ТОТ,
К
ТО
Л
Ю
БИ
Т
РО
ССИ
Ю
»
Илья ГЛАЗУНОВ:
В предыдущих номерах героями заглавной жур-
нальной рубрики были председатель Правительст-
ва РФ М.М. Касьянов, председатель Совета Федера-
ции Е.С. Строев, председатель Государственной
думы РФ Г.Н. Селезнев, Святейший Патриах Мос-
ковский и всея Руси Алексий II. Эти интервью явля-
ются результатами встреч и бесед с выдающимися
руководителями исполнительной и государствен-
ной власти, деятелями культуры, науки, спорта,
то есть с людьми, пользующимися заслуженным
авторитетом и признанием в обществе. В этом
номере на вопросы главного редактора издания,
председателя Правления Независимой организации
«Гражданское общество» и Национального фонда
«Общественное признание» С.А. АБАКУМОВА
отвечает народный художник СССР И.С. ГЛАЗУНОВ.
Илья Сергеевич ГЛАЗУНОВ,
действительный член Академии худо-
жеств России (1998), народный художник
СССР, основатель и пожизненный ректор
Всероссийской академии живописи, вая-
ния и зодчества, Почетный академик Ака-
демии художеств Испании; родился 10 ию-
ня 1930 г.; автор многочисленных полотен,
в числе которых: «Поле Куликово», «Мис-
терия ХХ века», «Рынок нашей
демократии» и цикл иллюстраций к про-
изведениям Ф.М. Достоевского и А.К.Тол-
стого, портреты, рисунки, оформление те-
атральных спектаклей; член комитета по
наследию Ф.И. Шаляпина при Всероссий-
ском фонде культуры; член комиссии Рос-
сии по делам ЮНЕСКО; член общественно-
го наблюдательного совета по воссозда-
нию храма Христа Спасителя; кавалер Зо-
лотого Почетного знака «Общественное
признание»; награжден орденом «За за-
слуги перед Отечеством».
Бесспорно, что Илья Глазунов самый извест-
ный русский художник нашего времени. Вот
уже 45 лет, – с момента его первой выставки,
когда он был еще студентом, – он силой свое-
го неуемного гения превращает каждую свою
выставку в событие нашей общественной жиз-
ни. Его искусство известно как у нас в России,
так и за рубежом. Портретами кисти Глазуно-
ва гордятся короли и президенты многих
стран мира. На его выставки, а последняя бы-
ла в январе 2000 года, стоят нескончаемые
очереди, чтобы соприкоснуться с великой ду-
ховностью властителя дум нашего поколения.
Илья Глазунов любим и ненавидим. Он никог-
да не изменял себе ни в жизни, ни в творчест-
ве, выражая самосознание нашего народа и
любовь к России. Год назад Ф. Майор, глава
ЮНЕСКО, вручил ему высшую награду – «Золо-
той глаз Пикассо» за вклад в мировую культуру.
Никто из художников не был удостоен такой
высокой чести. И если бы не все продолжаю-
щаяся травля и замалчивание великого русско-
го художника, то наши средства массовой ин-
формации обязаны были хотя бы оповестить
об этом событии своих сограждан. Творчество
Глазунова многогранно: художник-монумента-
лист, иллюстратор русской классической лите-
ратуры, блестящий портретист, не знающий се-
бе равных в наше время, театральный худож-
ник, архитектор и мастер интерьера. Илья Гла-
зунов – автор нашумевшей книги «Россия рас-
пятая», где он раскрывается перед нами как
мыслитель, историк и философ.
Во время беседы
главного редактора
журнала «Признание»
С.А. Абакумова
с И.С. Глазуновым
в Академии живописи,
ваяния и зодчества
Во время беседы
главного редактора
журнала «Признание»
С.А. Абакумова
с И.С. Глазуновым
в Академии живописи,
ваяния и зодчества
pg_0002
– Дорогой Илья Сергеевич, я уверен, что наша беседа прой-
дет в искренней и откровенной обстановке, поскольку мы зна-
ем друг друга уже более 25 лет и, как Вы помните, я с большим
трудом и многочисленными согласованиями в горкоме и ЦК
комсомола, райкоме партии организовывал Вам персональ-
ную выставку и публичную лекцию для студентов и препода-
вателей МГИМО в 1986 году. В зал, насчитывающий 270 поса-
дочных мест, набилось более 600 человек, пришедших на
встречу с Вами. Вы смело отвечали на наши острые вопросы и
сумели завоевать новых многочисленных поклонников Ваше-
го творчества. Затем я не раз бывал на Ваших персональных
выставках и в Вашей прекрасной и оригинальной мастерской.
И что меня тогда поражало: многие государственные и пар-
тийные бонзы в личном порядке заказывали Вам свои портре-
ты, портреты жен и детей, и в то же самое время было наложе-
но полуофициальное табу на проведение Ваших персональ-
ных выставок, экспозиций и публичных выступлений, так как
Вы не укладывались в рамки социалистического реализма. В те
же времена начали появляться статьи, что Вы как бы не совет-
ский художник, далеки от социалистического реализма, что Вы
ударились в православную церковность, культивируете рос-
сийских царей и императриц. Я тогда не мог предположить,
что по прошествии долгих лет, в апреле 2001 года буду вручать
Вам высшую общественную награду России – Золотой Почет-
ный знак «Общественное признание».
Сейчас Вы получили мировое признание, самые высокие
профессиональные награды, в том числе международные, в
частности «Золотой глаз Пикассо». Но дело даже не в этом, а в
том, что на все Ваши выставки, а они проходят при полных ан-
шлагах, очереди не кончаются с первого до последнего дня.
идет замалчивание Вашего творчества, ну а в худшем появля-
ются те же самые статьи, которые раньше писались по заказу
партийной, государственной элиты или Ваших «доброжелате-
лей» из Российской академии художеств, куда Вас не хотели
избирать на протяжении 15 лет.
С приходом демократов практически ничего не измени-
лось – Ваши выставки не показывают, Вам не дают эфира.
Я знаю, Вы особо и не напрашиваетесь, но страна вправе гор-
диться, что наш соотечественник занимает такое достойное
место в изобразительном искусстве. Почему это происходит,
какое Вы находите этому объяснение. Может быть, это как-то
касается Ваших взглядов на развитие общества в России или
связано с Вашими монархическими устремлениями, или же
это просто элементарная зависть, что, к сожалению, очень час-
то бывает и, как правило, сокращает жизнь художников. А мо-
жет, просто испохабилось и размылось само понятие россий-
ского патриотизма.
Вспоминается Ваша персональная вы-
ставка, прошедшая на рубеже ХХ
и ХХI веков, и собравшая огромное
количество посетителей из разных ре-
гионов страны. И, тем не менее, мы
опять видим, что в лучшем случае
Князь Игорь.
1962
Весна. Автопортрет
И.С. Глазунова.
1999 (Фрагмент)
И.С. Глазунов с семьей
pg_0003
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
4
Борис Годунов.1967
Первый вице-спикер Государственной думы, Сопредседатель
Совета попечителей Национального фонда «Общественное
признание» и Независимой организации «Гражданское
общество» Л.К. Слиска и С.А. Абакумов вручают Золотой
Почетный знак народному художнику И.С. Глазунову
– Я всю свою жизнь чувствовал себя миссионером. Миссионе-
рами были монахи, порой люди безвестные, которые шли и несли
в себе пламя веры и убежденности, правоты в своих моральных ка-
тегориях, любви к Богу и Отечеству. Искусство состоит из двух на-
чал: ЧТО и КАК. Что хочет сказать художник, рождает форму. Для
того, чтобы художник мог выразить свой внутренний мир и свои
идеи, необходима школа. Школа – это крылья. Сейчас во всем ми-
ре эти крылья обрублены, все школы развалены авангардизмом,
так называемой свободой самовыражения, когда рисуют людей
в форме квадратиков, когда глаз можно на животе нарисовать, ухо
на спине. Это есть свобода «от», а должна быть свобода «для».
Если вести речь о великих русских писателях, музыкантах, ху-
дожниках, то их жизненная энергия делится на две части: первая –
это таинство творчества, потому что это и есть смысл и назначение
любого художника, как говорил нелюбимый мною Маяковский: «Я
поэт, этим и интересен», и вторая, – что неотъемлемо от жизни
и устремлений каждого оставившего свой след в истории России
деятеля искусств – это гражданские акции. Пушкин издавал жур-
нал, Достоевский издавал журнал и вел «Дневник писателя», где
откликался на события, происходящие не только в России, но и во
всем мире. И сегодня, после проведенных у нас разного рода шоко-
вых терапий, долг художника как раз и состоит в том, чтобы не за-
бывать о том, что он миссионер. Сегодня, как никогда, русская ду-
ховность спасает мир. Как мы не можем жить без Шекспира, Дан-
те, Бетховена, Моцарта, так и мир не может жить без Чайковского,
Достоевского, Толстого, Чехова. Это и есть наша гуманитарная по-
мощь миру. Для меня ближе всего великое наследие древнерусско-
го искусства – иконы, являющиеся факелом нашей православной
духовности, который мы зажгли от лучей Византии. А Византия –
это греко-римская культура. И нельзя стать мастером, если ты не
знаешь великих художников прошлого – Тициана, Рембрандта,
Эль-Греко и многих других. Это часть нашей всеобщей культуры,
на фоне которой еще ярче выступает самобытность русской культу-
ры, загнанной сегодня в тупик, и которой сегодня никто не помога-
ет. Поэтому я отдаю все свои силы созданной мною Академии.
Я разделяю точку зрения о том, что оптимист – это плохо ин-
формированный пессимист. Я же всю жизнь был героическим
пессимистом, то есть я знаю, что плохо, трагедийно, все идет на
сломе, но я борюсь, и в этом смысл моей и творческой, и общест-
венной жизни. И мне странно то, что сегодня ни общественность,
ни президент не помогают великому духовному созиданию,
а ведь молодежь – это наше будущее. У нас очень много талант-
ливых молодых художников, судьба которых порой трагична,
и я не вижу вокруг Третьяковых, Рябушинских и Морозовых.
– В свое время, еще в первых номерах журнала, мы прово-
дили ряд социологических опросов, пытаясь выяснить, что мо-
жет стать объединительной национальной идеей России. С уче-
том того, что большая часть населения находится в сложней-
ших социально-экономических условиях, а многие просто го-
лодают, рассчитывать на искренний патриотизм пока не прихо-
дится, но, тем не менее, как Вы, будучи выдающимся россий-
ским художником, подвижником и просветителем с мировым
именем видите объединительную национальную идею России.
– Если мы говорим о национальной идее, то это есть идея воз-
рождения нашей сверхдержавы, ликвидация американского дикта-
та, забота о рождаемости, о демографическом росте русского насе-
ления.. При Николае II народонаселение увеличилось на 30 миллио-
нов. Национальная идея есть идеальное воплощение деятельности
великого государственного деятеля России Петра Аркадьевича Сто-
лыпина. Или вспомним Александра III, который говорил, что у России
два союзника: армия и флот. Флот мы сегодня пилим на металлолом,
над армией издеваемся. Национальная идея требует серьезных госу-
дарственных умов и учебы у тех, кто создавал великую Россию. Я счи-
таю, что великое государство должно быть сплоченным, должна
pg_0004
5
Княжна Катя. Иллюстрация
к повести Ф. Достоевского
«Неточка Незванова».1970
Игорный дом. Эскиз декорации
к опере П. Чайковского
«Пиковая дама».1982
– Когда Вы поняли, что живопись Ваше призвание.
– До войны, когда мне было три-четыре года. Я не мог зани-
маться ничем другим. И потом долгое время я был уверен, что я не
художник, потому что все, что я хотел бы запечатлеть, у меня не по-
лучалось: ни бегущие облака, ни гипсы, которые мы рисовали, ни
натурщицы, которые сидели. Как говорил великий русский худож-
ник Саврасов: «Картина ценна настроением, а настроение есть
скрытая мысль». Я не вылезал из Эрмитажа, Русского музея и бес-
конечно работал с натурой. Помню Игоря Грабаря, который к нам,
12-летним мальчикам, приходил и говорил об искусстве. И это про-
исходило в священных стенах Императорской Академии худо-
жеств, стоящих до сих пор. Я учился у последнего ученика Чистяко-
ва. А Чистяков, как известно, учитель и Васнецова, и Сурикова, и
многих других. Так что после блокады я попал совсем в другой мир.
Первая же моя выставка состоялась потому, что я получил в Пра-
ге премию – Гран-при – будучи еще студентом. И тогда ЦДРИ вместе
с КМО решили показать мои работы. Так случилось, что моя первая
выставка, как я уже говорил, вызвала любовь и ненависть. Травля по-
полам, не побоюсь сказать, с любовью народной, судя по посещаемо-
сти всех моих выставок, и по сей день, сопровождают меня по жизни.
– Во время работы над своими полотнами в Вас присутст-
вует внутренний редактор или Вы от него раз и навсегда осво-
бодились.
– У меня никогда его не было. Самое страшное, что может быть
– это внутренний редактор. Меня 15 лет не принимали в Союз ху-
дожников, а раньше была, как известно, конъюнктура и идеология
соцреализма. Меня обвиняли в том, что я подрываю устои соцреа-
лизма. Сегодня победил авангард. А я, если так можно выразиться,
за эмоционально-философский реализм. Хочу повторить слова
Врубеля: «Только реализм родит глубину и всесторонность». Но ес-
ли у писателя, у художника есть внутренний редактор, который го-
ворит: «Ой, не пропустят! Ой, не это», – то конец искусству. Так
я считаю. Я в своем искусстве всегда был свободен и предпочитал
работать грузчиком, как случилось после первой выставки, но не
делал Михаила Ивановича Калинина с детьми, идущего на рыбал-
ку. Мне было спокойней с чистой совестью и головой грузить ящи-
ки на Рижском вокзале. Так что не было редактора, нет, и не будет.
как писал Александр Бенуа, что русский богатырь явился в мир,
чтобы заявить о своей силе и красоте духа. Могу сослаться на
книжку Сьюзан Масси «Россия – страна жар-птицы». Эта амери-
канка написала книгу, с избытком напоенную любовью к России.
Если бы кто-то из русских написал такую книгу, то его обвинили бы
черт знает в чем. Порой меня упрекают: «Вот ты говоришь, что лю-
бишь Россию. Стало быть, ты шовинист, националист». Но с каких
это пор любить мать стало преступлением.
Мне хотелось бы еще и еще раз напомнить, что Россия была
великим многонациональным организмом, и русская культура все
это впитала в себя, породнясь с другими народами. Вспомним Бе-
нуа, Растрелли, Левитана, который был по национальности еврей,
но он больше русский, чем многие современные художники. Он
любил Россию. И сегодня, находясь на краю пропасти, мы должны
говорить о возрождении, мы должны вспомнить нашего политиче-
ского деятеля Столыпина и его, известные очень многим соотече-
ственникам, слова: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна
великая Россия». Скажу одно: что могу, то делаю. Я подарил Роди-
не все свои работы, все, что я сделал в жизни, чем я завоевывал
мир, на что шли миллионы людей в моей стране. Все мои полотна
говорят о моем понимании добра и зла, и в меру отпущенных мне
Богом сил, учат любить Россию. Я думаю, что мы найдем в себе си-
лы, преодолеем страшную болезнь, и вновь вернемся на истори-
ческую дорогу, предвещенную нам Богом.
– Илья Сергеевич, бывая часто за границей, не испытывали
ли Вы такого чувства, что национальное в изобразительном ис-
кусстве нивелируется, по работам художников все чаще невоз-
можно определить откуда они родом. На Ваш взгляд, в состоя-
нии ли та часть российского общества, которая относится к
культурной элите, противостоять этой пагубной тенденции.
– Хороший вопрос. Это началось давно, еще в 20-е годы. На-
зывалось это явление или метастаз – авангард передового комму-
нистического искусства. Это направление завоевало весь мир. Се-
годня под ним подразумевается современное искусство. Но я дол-
жен сказать, что понятие культуры, великой европейской, русской
духовности сегодня, с моей точки зрения, затоптано и подведено
к смертной черте, к пропасти, потому что мы превращаемся в ко-
лонию Америки. В Америке, где свальный расовый грех и эмигра-
ция всех мастей изображают единую нацию, никогда не было и не
может быть искусства. Там даже нет ни одной Академии. И сего-
дня, когда мы ощущаем, мы – «демос», и говорим о демократии,
мы видим как неуважительно, с геноцидной жестокостью отно-
сятся к нашему народу. Я говорю: русский – это тот, кто любит
Россию. Я горжусь тем, что я русский.
Не отвлекаясь от поставленного вопроса, скажу: мы сегодня не
видим ничего, что продолжило бы ту великую школу русской живо-
писи, которая идет от духовности иконы, от молитвы, устремлен-
ной к познанию тайны Божией на земле, и от последнего, мною лю-
бимого художника, умершего в 1942 году – Михаила Васильевича
Нестерова. Искусство России многогранно. Мы оплодотворили
всю планету: русские сезоны Дягилева потрясли мир и показали,
быть строгая диктатура государ-
ственной власти, направленная
на реальное благо нации.
– Илья Сергеевич, не-
сколько слов о Вашей родо-
словной...
– Вы знаете, я с радостью
отвечу на этот вопрос, потому
что для каждого человека важ-
на его родословная. Со стороны
матери она идет с VI века от ос-
новательницы Праги королевы
Любуши. По линии отца мои
предки Глазуновы из села Но-
во-Петровское, расположенно-
го между Ростовом Великим и
Ярославлем. Отец по профес-
сии был историком, мать – до-
мохозяйка. Они погибли в бло-
каду. А меня мой дядя – Миха-
ил Федорович Глазунов чудом
вывез из осажденного города.
И я жил два года в эвакуации
в Новгородской губернии, ра-
ботал пастухом, ходил за 10 ки-
лометров в школу. Вернулся
в 1944 году в возрасте 14-ти лет
в Петербург, поступил в сред-
нюю художественную школу,
окончил ее, следующей сту-
пенькой была Академия. В 1956
году состоялась моя первая вы-
ставка, в корне изменившая
мое бытие, и последствия кото-
рой я расхлебываю до сего дня.
pg_0005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
6
И когда я услышал в новогоднюю ночь слова Владимира Влади-
мировича Путина, бывшего тогда еще и.о. президента: «За великую
Россию!» – мне это очень понравилось. Понравилось и второе его
высказывание о том, что он относится к людям не по их группе кро-
ви. Мы, у нас в Академии, также относимся к людям не по их группе
крови, а по таланту. Я был очень тронут, когда к 9 мая получил пись-
мо от Владимира Владимировича, где он подчеркивает мое значение
как художника, желает мне творческих успехов.
– Коль скоро Вы упомянули нашего президента и как человек
он Вам симпатичен, то ответьте: а как руководитель страны.
– Я думаю, что он заинтересован в укреплении мощи государст-
ва. И сегодня уж если равняться на Америку, то надо равняться в си-
ле государства, стремиться стать сверхдержавой, которой мы были,
пока не совершили в Беловежской пуще национальное самоубийст-
во. И еще мы должны учиться у американцев тому, что у них есть сво-
бода выбора для преступников – электрический стул, укол или петля.
Поэтому я с удивлением на днях услышал, что президент против вве-
дения в стране смертной казни, хотя даже церковь выступила за это.
А что прикажите делать с теми, кто продает наркотики у школ или да-
ет их бесплатно нашим детям. Что предъявить тем работорговцам,
которые лучший генофонд нации – самых красивых славянских де-
вушек – продают как лошадей, как скот в публичные дома всех стран
мира. А как быть с теми, кто замешан сегодня в огромных хищени-
ях. Об этом все говорят. Мне кажется, что пришло время действо-
вать. И я хочу верить, что Владимир Владимирович Путин – мой зем-
ляк – именно тот человек, который сможет навести порядок.
– Не кажется ли Вам, что в последнее время в России проис-
ходит активная американизация массового сознания, особен-
но сказавшаяся в кинематографе и электронных СМИ. Что это-
му необходимо противопоставить.
– Я совершенно с вами согласен и не могу слышать, когда гово-
рят «русское бистро», «маркетинг», «рейтинг». Меня повергает в тря-
сучку слово «саммит». Ведь, скажем, Буш не говорит: «Have tomor-
row встреча». Почему мы должны говорить. Или почему мы называ-
ем наше правительственное здание «Белым Домом». Тот же Буш не
называет свой Белый Дом «Мой Белый Кремль».
pg_0006
– Что это. Преклонение перед всем иностранным.
– Еще хуже! Рабское попирание своего, национального. Во
Франции ввели штраф на телевидении за употребление ненужных
иностранных слов. А наш великий, могучий, свободный русский
язык засоряется как поля неперспективных деревень, когда-то кор-
мивших всю Европу. И сегодня, когда наступает оглупление, созна-
тельное планирование душ, мы видим одно и то же. По телевиде-
нию идут бесконечные передачи, где жулики воруют, – их иногда
играют талантливые актеры, – а полицейские, эдакие викинги на-
шего столетия, их догоняют. Раньше говорили: «Хлеба и зрелищ!».
Сегодня есть зрелища, но нет хлеба. Только сегодняшние зрелища
называются «шоу-бизнесом». Нет русских опер, в развале был
Большой театр, лишь в последнее время он стал, кажется, возрож-
даться. И если в каждой цивилизованной стране есть полиция нра-
вов, то у нас она отсутствует. Вы спрашиваете, что этому противопо-
ставить. Отвечаю – мощную волну национального возрождения,
усиление национальной государственной политики.
– Как архитектор Вы принимали участие и руководили
работами по реставрации Кремля. Это принесло Вам удовле-
творение.
– Да, я возродил из руин и создал новые интерьеры Кремля.
Каждый вечер, когда страна включает телевизор, и начинает между
американскими фильмами, о которых мы с вами говорили, смотреть
новости, или когда показывают приемы, и вы видите нашего прези-
дента, то вы его видите на фоне, сделанном мной – я автор интерье-
ров этого здания, являющегося продолжением Большого Кремлев-
ского Дворца. Но сейчас меня не приглашают туда даже на встречи
с интеллигенцией.
– Вместе с Вами эту работу выполнял и Ваш сын Иван, да и
Ваша дочь Вера – художница.
– Ну, Вериных там всего два небольших пейзажа. Со мной
работали многие из моих учеников: Кузнецов, Шаньков, Штейн,
архитектор Ванеев, но моим заместителем и по духу, и по пони-
манию поставленной задачи, был, конечно, – и этим я горжусь, –
Иван Глазунов. Но что странно: там я нашел письмо Тона, автора
и Большого Кремлевского Дворца, и храма Христа Спасителя,
Рынок нашей демократии. 1999
pg_0007
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
8
где может быть проявлена общественная, творческая или про-
сто человеческая деятельность.
– Как строить гражданское общество. Мне кажется, речь идет
только о восстановлении утерянного, то есть о единстве сословий.
Потому что, с моей точки зрения, история – это есть борьба рас
и религий, но не борьба классов. Это выдумка Карла Маркса. Это
то же самое, как сказать: история семейной жизни – это борьба
склок и подтасовок. Семейная жизнь может включать в себя ссоры
с женой, но главное, что это единение мужчины и женщины во имя
продолжения рода, которое в большинстве случаев не могут разру-
шить естественные ссоры между супругами. Так что борьба не клас-
сов, а сословий. А их единство и есть основа государства.
И самое главное: социологи подсчитали, что если будет такая
рождаемость и такая смертность, которые наблюдаются сейчас, то
через 20 лет русских на земле не останется. После морей крови, про-
литых и в гражданскую войну, и в Великую Отечественную сегодня
ежегодно умирают 1,5 миллиона человек. Поэтому неудивительно,
что под Санкт-Петербургом строится самый большой в мире крема-
торий. Россия пережила страшный удар. Теперь надо заново восста-
навливать сословия, которые, как известно, начинаются с рождения.
Россия превышала славную Римскую империю в 5–6 раз и славилась
своей свободой и богатством. Сегодня еще есть время встать с колен
и одуматься. Мне бы хотелось, чтобы мы почувствовали локоть друг
друга, поверили в то, что возрождение России целиком зависит от
нас, и только от нас. Проснитесь, встаньте с колен, русские! А рус-
ский, я повторяю, – это тот, кто любит Россию.
В этом году, как уже упоминалось, Илье Глазунову была
вручена высшая общественная награда России – Золотой По-
четный знак «Общественное признание». Зная его, как вели-
кого труженика, непревзойденного мастера кисти, истинно-
го подвижника, талантливого педагога, создавшего уни-
кальную Академию живописи ваяния и зодчества, где бес-
платно обучают одаренных молодых художников из всех ре-
гионов страны, мы отдаем ему должное и как истинному па-
триоту своей Родины, который иступленно, как протопоп Ав-
вакум или как Герцен, звонящий в колокол собственного
сердца, взывает к своим согражданам: «Берегите нацио-
нальное в своей культуре! Любите родное Отечество! Горди-
тесь тем, что вы русские!».
который запрашивает к себе в помощники 28-летнего Николая
Бенуа. Это – три раза надо сказать – прапрапрадед Ивана Глазу-
нова. И моя покойная жена, трагически погибшая, из рода Бенуа.
Она внучка Леонтия, родного брата Александра Бенуа, который,
как известно, работал с Дягилевым, да и сам по себе велик свои-
ми картинами, иллюстрациями, «Историей искусств». А его брат
Альберт основал Императорское общество русских акварелис-
тов. Так вот для меня была какая-то мистика, что мой сын в 28
лет, как его дед, продолжает дело и работает в Кремле. Для меня
это большая радость.
– Считаете ли Вы в реальных современных условиях воз-
можным возрождение монархии, пусть даже как символа объ-
единения нации.
– Я убежден, что почти все, чем мы гордимся, чем восхищаемся,
сделано при монархии. Это самая древняя идея и великая форма
правления, она отражена в Библии – Книге царей. Она упоминается
в самых древних книгах человечества – Регведе и Авесте, где показан
культ помазанника божьего – царя, отца народов.
Сменяющиеся каждые четыре года президенты невольно дума-
ют о себе и о своей будущей жизни. Царь же не может передать на-
следнику разоренное государство, как и любой из нас оставит сво-
им детям сытый и прибранный дом. Это же естественно. Так что на
четыре года всходить на престол – не царское это дело. На выбо-
рах, вы не хуже меня знаете, как все происходит. Я вообще против
этих протянутых рук.
Монархия сегодня – это перестройка всей нашей жизни. Послед-
ние десять лет в России была смута, но вспомним, как мы вышли из
смуты начала ХУIII века. Пришли истинно русские люди, такие как Па-
триарх Гермоген, Минин и Пожарский, и очистили Кремль от само-
званцев и разбойников. И не случайно была создана великая опера
«Жизнь за царя», когда простой крестьянин, обладающий государст-
венным мышлением, понимал, что без царя не может быть России,
и пожертвовал жизнью во имя этого. После смуты собрали Земский
собор и вручили власть молодому Михаилу Федоровичу Романову –
ближайшему родственнику угасшей династии Рюриковичей. Наслед-
ственное самодержавие было восстановлено. Я против парламент-
ской монархии, которую навязал России Витте, как я считаю, злейший
враг нашего Отечества. Его детище – Дума – подобие парламента, су-
щественно ограничило самодержавную власть монарха, что не могло
не привести к новым смутам и бедам России, конца которых нет до
сих пор. На мой взгляд, возрождение монархии начинается с того, что
в Думе должна быть представлена монархическая партия.
– По сообщениям информационных агентств в Минюсте
РФ проходит регистрацию Российское монархическое полити-
ческое движение. Но оставим монархию пока в покое. Как Вы
считаете, каким образом, и на каких основах в России должно
строиться гражданское общество. И не является ли наипер-
вейшим условием для его становления, чтобы независимо
от государственной машины
могли реализовываться спо-
собности и возможности как
отдельной личности, так
и групп или объединений
граждан. Очевидно, это
должно касаться всех сфер,
Нина. Жена художника. 1980
Интерьер мастерской
И.С. Глазунова, где собраны
иконы, предметы русской
старины, новорусская мебель
конца XIX – начала XX века