КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
24
– Владимир Дмитриевич, я знаю,
что Вы являетесь не только извест-
ным государственным деятелем, но
и крупным ученым, специалистом
в такой специфической и непростой
области, как теория способностей че-
ловека. Мало того, Вы, насколько мне
известно, были одним из основате-
лей этой науки.
– Ну, насчет того, кто был основате-
лем теории способностей, тут вопрос
спорный. Эта тема интересовала людей
еще со времен Аристотеля. Я же разрабо-
тал свою собственную, экспериментально
подтвержденную теорию способностей,
которая, как мне представляется, доста-
точно обоснована, так как с ее позиций
можно объяснять многие наблюдаемые
факты. В частности, она подводит к реше-
нию одной из основных проблем, сущест-
вующих в мире, а именно, что такое спо-
собности человека.
Человечество прошло эволюционный
путь от низших форм к высшим. И за вре-
мя длительной эволюции природа сфор-
мировала в нас специальные механизмы,
с помощью которых мы обеспечиваем се-
бе выживание. Для того, чтобы поддер-
живать жизнь, надо удовлетворять свои
первичные потребности. В пище, воде,
половом партнере... Значит, каждому,
прежде всего, необходимо объективно
отражать окружающий его мир, чтобы
с максимальным комфортом к нему при-
спосабливаться. То есть производить
определенные действия, которые приво-
дят к желаемому результату. И у каждого
из нас с момента рождения есть меха-
низм воздействия на окружающую среду.
Возьмите головной мозг. Он обеспечива-
ет ориентировку в окружающей среде.
И систему зрения. И слуха. И обоняния...
– Но это же никакая не одарен-
ность, просто физиологический мини-
мум, имеющийся у каждого здорового
человека.
– Способность и есть свойство физио-
логических функциональных систем,
обеспечивающих адекватное отражение
внешнего мира. И, согласитесь, огромное
счастье, что у всех здоровых детей от
рождения есть все эти первичные способ-
ности.
– С этим нельзя не согласиться.
– Значит все дети – способные дети.
Неспособных людей вообще не бывает.
Просто в дальнейшем способности могут
либо развиться, либо нет. Если человека
грамотно воспитывать, у него на основе
функциональных механизмов, таких как
слух, зрение, обоняние... – развивается
то, что мы считаем способностью. Значит,
кроме редких выбросов, которыми явля-
ются гении, все люди способные.
– По Вашей теории все мы должны
быть как бы одинаковыми.
– Нет, отчего же. У всех разная среда
развития, разные предки. Ученые дока-
зали, что природная часть, определяе-
мая генетически, составляет примерно
Владимир
ШАДРИКОВ:
«ПОРА
НАВОДИТЬ
ПОРЯДОК»
60 процентов наших способностей,
40 же процентов отводится на культур-
но-приобретенную часть.
– Проще говоря, на воспитание.
– Да. И здесь, пользуясь этими 40
процентами, ситуацию можно подкор-
ректировать. У нас есть оригинальная
методика, определяющая интеллекту-
альный потенциал каждого ребенка. По
ней мы вычленяем природную и социо-
культурную части и говорим, например,
что да, этот человек имеет хорошие спо-
собности. Но надо сосредоточить свое
внимание на воспитании. В результате
мы сможем вырастить человека, кото-
рый грамотно и высоко эффективно по-
строит свою карьеру. Достигнет успехов
На аффинажном заводе
Магаданской области
На аффинажном заводе
Магаданской области
Сегодня у нас в гостях
Кавалер Золотого
Почетного знака «Обще-
ственное признание»,
профессор, заведующий
кафедрой психологии
младшего школьника
Московского педагоги-
ческого государствен-
ного университета,
академик Российской
академии образования,
заместитель министра
образования РФ
Владимир ШАДРИКОВ.