КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
24
– Владимир Дмитриевич, я знаю,
что Вы являетесь не только извест-
ным государственным деятелем, но
и крупным ученым, специалистом
в такой специфической и непростой
области, как теория способностей че-
ловека. Мало того, Вы, насколько мне
известно, были одним из основате-
лей этой науки.
– Ну, насчет того, кто был основате-
лем теории способностей, тут вопрос
спорный. Эта тема интересовала людей
еще со времен Аристотеля. Я же разрабо-
тал свою собственную, экспериментально
подтвержденную теорию способностей,
которая, как мне представляется, доста-
точно обоснована, так как с ее позиций
можно объяснять многие наблюдаемые
факты. В частности, она подводит к реше-
нию одной из основных проблем, сущест-
вующих в мире, а именно, что такое спо-
собности человека.
Человечество прошло эволюционный
путь от низших форм к высшим. И за вре-
мя длительной эволюции природа сфор-
мировала в нас специальные механизмы,
с помощью которых мы обеспечиваем се-
бе выживание. Для того, чтобы поддер-
живать жизнь, надо удовлетворять свои
первичные потребности. В пище, воде,
половом партнере... Значит, каждому,
прежде всего, необходимо объективно
отражать окружающий его мир, чтобы
с максимальным комфортом к нему при-
спосабливаться. То есть производить
определенные действия, которые приво-
дят к желаемому результату. И у каждого
из нас с момента рождения есть меха-
низм воздействия на окружающую среду.
Возьмите головной мозг. Он обеспечива-
ет ориентировку в окружающей среде.
И систему зрения. И слуха. И обоняния...
– Но это же никакая не одарен-
ность, просто физиологический мини-
мум, имеющийся у каждого здорового
человека.
– Способность и есть свойство физио-
логических функциональных систем,
обеспечивающих адекватное отражение
внешнего мира. И, согласитесь, огромное
счастье, что у всех здоровых детей от
рождения есть все эти первичные способ-
ности.
– С этим нельзя не согласиться.
– Значит все дети – способные дети.
Неспособных людей вообще не бывает.
Просто в дальнейшем способности могут
либо развиться, либо нет. Если человека
грамотно воспитывать, у него на основе
функциональных механизмов, таких как
слух, зрение, обоняние... – развивается
то, что мы считаем способностью. Значит,
кроме редких выбросов, которыми явля-
ются гении, все люди способные.
– По Вашей теории все мы должны
быть как бы одинаковыми.
– Нет, отчего же. У всех разная среда
развития, разные предки. Ученые дока-
зали, что природная часть, определяе-
мая генетически, составляет примерно
Владимир
ШАДРИКОВ:
«ПОРА
НАВОДИТЬ
ПОРЯДОК»
60 процентов наших способностей,
40 же процентов отводится на культур-
но-приобретенную часть.
– Проще говоря, на воспитание.
– Да. И здесь, пользуясь этими 40
процентами, ситуацию можно подкор-
ректировать. У нас есть оригинальная
методика, определяющая интеллекту-
альный потенциал каждого ребенка. По
ней мы вычленяем природную и социо-
культурную части и говорим, например,
что да, этот человек имеет хорошие спо-
собности. Но надо сосредоточить свое
внимание на воспитании. В результате
мы сможем вырастить человека, кото-
рый грамотно и высоко эффективно по-
строит свою карьеру. Достигнет успехов
На аффинажном заводе
Магаданской области
На аффинажном заводе
Магаданской области
Сегодня у нас в гостях
Кавалер Золотого
Почетного знака «Обще-
ственное признание»,
профессор, заведующий
кафедрой психологии
младшего школьника
Московского педагоги-
ческого государствен-
ного университета,
академик Российской
академии образования,
заместитель министра
образования РФ
Владимир ШАДРИКОВ.
pg_0002
25
в профессиональной деятельности. Будет
хорошо зарабатывать, создаст стабиль-
ную семью, обеспечит достойное воспи-
тание детям, и вообще будет счастлив.
– И общество получит от него мак-
симальную пользу.
– Конечно.
– Вы как заместитель министра за-
нимаетесь профессиональным обра-
зованием. Скажите, пожалуйста, как
Ваша теория может помочь молодому
человеку найти себя в жизни. Не пой-
ти по неверному пути. Выбрать нуж-
ный ему вуз.
подобным навязыванием каких-то
стандартов вычеркнута уникальная
возможность еще раз проверить свои
способности, которая возникает при
личном общении с экзаменатором.
– Если говорить серьезно, то ни один
экзамен на усвоение школьного курса не
может выявить способностей человека.
Единственное, что мы определяем, это
уровень академической подготовки, не
сколько способности, сколько знание
и умение. Мы и интеллект-то диагносци-
руем не полностью, а только ту его часть,
которая связана с формальным знанием.
– Помогать ребенку надо с рожде-
ния. Одним из критических моментов
является время его поступления в шко-
лу. Недавно вышла моя, совместная с
докторантом Надеждой Викторовной
Нижегородцевой, монография «Психо-
лого-педагогическая готовность ребен-
ка к школе». Там эта проблема подроб-
но и со всех сторон описана. Но ребенка
надо направлять все годы его обучения
в школе. И даже после окончания школы
ему стоит помочь в выборе дальнейше-
го жизненного пути. Но делать это сле-
дует грамотно и профессионально, на-
пример, так, как это вот уже 20 лет про-
исходит в Ярославле.
– Расскажите, пожалуйста, попо-
дробнее.
– В Ярославле есть центр профориен-
тации. Он организован при моем участии,
и там работают на 80 процентов мои быв-
шие ученики. В этом центре давно и до-
статочно эффективно помогают ребятам
выбирать свой путь в жизни с учетом ин-
дивидуальных наклонностей каждого.
– Меня смущает наличие двух,
вроде бы взаимоисключающих тен-
денций. С одной стороны – развива-
емый Вами и Вашими последовате-
лями индивидуальный и бережный
подход к каждому ребенку, с другой,
планируемая программа введения
единого выпускного (он же – вступи-
тельный) экзамена для всех ребят,
окончивших школу. Не будет ли
Но этот порок общий. Он присутствует
и при едином экзамене, и в традицион-
ной форме приемных испытаний.
– Но ведь экзамен «лицом к лицу»,
когда видны глаза человека, дает воз-
можность понять степень его заинте-
ресованности в данном предмете, его
общую эрудицию...
– Но тут есть и минусы. При индиви-
дуальном общении проявляется субъек-
тивизм экзаменатора. При этом от его ре-
шения зависит судьба человека, а ведь
он может и ошибиться.
– Можно сказать, что есть плюсы и
минусы в обеих формах вступитель-
ных испытаний.
– Да, и мы, пока, не знаем точно, ка-
кие из них перевешивают. Но тут есть
еще и экономическая сторона. У нас
конкурс в среднем превышает 3 челове-
ка на место. И если, например, из Том-
ска к нам приедет ребенок, он на одну
только дорогу израсходует минимум 10
тысяч рублей. И, что самое обидное,
двое из трех приехавших потратят эти
деньги напрасно. При едином же экза-
мене нам не надо будет гонять ребят по
всей стране, им достаточно будет при-
слать результаты единого экзамена, ко-
торые станут рассматриваться повсеме-
стно. Хотя, повторяю, здесь остаются
и нерешенные вопросы.
– Вы участвовали в разработке но-
вой доктрины образования РФ, в тек-
сте которой твердо сказано, что у нас
в стране не будет стопроцентного
платного высшего профессионального
обучения. Здесь что-нибудь измени-
лось за последнее время.
– На сегодняшний день действует
Конституция РФ и «Закон об образова-
нии», где говорится, что у нас высшее
профессиональное общее образование
является бесплатным (на конкурсной ос-
нове). Значит, говорить о платности об-
разования на сегодняшний день на за-
конном основании нельзя. Мало того,
за последние 10 лет, мы увеличили на
15 процентов количество мест в высшей
школе, финансированных за счет бюдже-
та. Но на этом фоне в вузах сегодня учит-
ся более миллиона людей, которые опла-
чивают свое обучение. И из-за большого
количества платных мест создается лож-
ное впечатление, что идет сокращение
так называемого бесплатного высшего
образования, реально оплачиваемого
нами через налоги.
– Значит у нас сильно увеличилось
количество студентов.
– Да, довольно существенно. При-
мерно на треть.
– Нужно ли нам столько людей
с высшим образованием.
– Я не приемлю такую постановку
вопроса. Общество тем богаче, чем
большему числу своих членов оно дало
хорошее образование. И если говорить
об экономике, то, например, оплата со-
держания заключенного в несколько раз
выше, чем стоимость обучения студен-
та. Содержание безработного на бирже
труда обходится вполовину цены обуче-
ния в вузе. И еще, пока человек учится,
он приобретает свойства, которые по-
могают ему гораздо лучше устроиться
в жизни. Да, прямое послевузовское
распределение у нас ушло, но на бирже
труда людей с высшим образованием
гораздо меньше, чем без оного. И это
показывает, что высшее образование
является очень большой ценностью.
И если мы хотим иметь богатое общест-
во, мы должны вкладывать деньги в об-
разование.
– Теперь я бы хотела немного по-
говорить о Вас. Ваша жизнь и карьера
являются примером благополучного
использования, имеющихся у челове-
ка способностей. Расскажите, пожа-
луйста, про Ваш собственный опыт
выбора пути.
– Все, о чем я вам довольно долго тут
говорил, я к себе не применял. Я сам ро-
дом из Рыбинска. Семья моя была небо-
гатая. И, когда мы решали вопрос, где
мне учиться, прежде всего считали день-
ги. Поэтому определили меня в ближай-
ший вуз. Им оказался Ярославский педа-
гогический. При этом, повторяю, главным
было то соображение, что в Ярославле
жизнь дешевле, чем, скажем, в Москве
или в Ленинграде.
– А кем были Ваши родители.
– Отец работал на Моторном заводе
мастером. Получал 900 рублей в месяц.
Мама – домашняя хозяйка.
Первый заместитель председателя Госдумы РФ
Л. Слиска вручает В. Шадрикову Золотой
Почетный знак «Общественное признание»
Первый заместитель председателя Госдумы РФ
Л. Слиска вручает В. Шадрикову Золотой
Почетный знак «Общественное признание»
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
26
США, Диснейленд,
1988 г.
США, Диснейленд,
1988 г.
Китайская стена,
1992 г.
Китайская стена,
1992 г.
Семья: жена, отец,
мать, сын, я, 1976 г.
Семья: жена, отец,
мать, сын, я, 1976 г.
– Я не пойму, 900 рублей это много
или мало.
– В пересчете на те деньги, когда
средняя зарплата в стране равнялась
120-ти рублям, заработок папы был ми-
нимальным – 90 рублей в месяц. Потом
он стал получать больше. Но на тот мо-
мент, когда я окончил школу, а это про-
изошло в 1957 году, ситуация у нас в се-
мье была именно такая. Поэтому копейку
мы считали и притом весьма серьезно.
Помню, когда встал вопрос, идти мне или
нет в 9 класс после восьмилетки, родите-
ли долго выгадывали, смогут ли они вно-
сить плату за учебу. Тогда ведь образова-
хотел идти на заоч-
ное отделение, жаль
было уезжать, бро-
сать коллег, начатое
дело. Но на заочном
отделении тогда не
оказалось свобод-
ных мест и мне при-
шлось идти на очное.
Мы посовещались с
женой и решили –
надо соглашаться.
– Вы уже в то
время были жена-
ты.
наших среднерусских областей, при плот-
ности населения 0,5 человек на 1 квадрат-
ный километр. Люди там занимались ры-
бодобычей и разведением оленей. В се-
лах преобладали чукчи и коряки. Мои же
ученики были в основном русскоговоря-
щие. Половина – из семей бывших за-
ключенных.
– В основном – политических.
– Сидели и за политические высказы-
вания, были и бендеровцы, и серьезные
уголовные преступники. В Магадан тогда
за пустяки не ссылали.
– И кем Вы там работали.
– Учителем, директором вечерней
школы, инспектором РАЙОНО. Занялся
психологией, поступил в аспирантуру,
вернувшись в свой родной Ярославский
педагогический институт. Честно говоря,
– Да. Уезжая в Магадан, я оставил же-
ну в Ярославле доучиваться. Она была
студенткой физико-химического факуль-
тета того же педагогического института.
Потом она ко мне приехала и с тех пор мы
вместе.
– И у Вас в Ярославле уже были
свои дети.
– Нет, сын Дмитрий у нас появился
уже в Магадане. Сейчас он – полковник
Российской армии.
– У Вас есть внуки.
– Внучка Алена. Ей 11 лет.
– И уж, наверное, на этом ребенке
Вы смогли развить Вашу теорию спо-
собностей в полной мере. Скажите,
к чему оказалась способной Алена
Дмитриевна.
– Ко всему, что и предсказывает моя
концепция. У девочки достаточно разно-
стороннее развитие. Она хорошо учится,
изучает английский язык. У нее все нор-
мально. Главное – она вполне довольна
жизнью.
– Да, это очень важно. Но продол-
жим: Вы возвращаетесь в Ярославль и
поступаете в аспирантуру. Что было
дальше.
– В 1968 году я защитил кандидатскую
диссертацию по психологии, и теперь,
уже почти 34 года, работаю психологом.
– Вы довольно круто перевернули
свою жизнь.
– Вот вам еще один пример того, что
хорошее высшее образование помогает
сориентироваться в жизни. Да и четкое
математическое мышление еще никому
не мешало.
– С этим трудно не согласиться. Но
давайте вернемся к Вашей судьбе.
Итак, после школы Вы поступили
в Ярославский пединститут на психо-
логическое отделение.
– Нет, факультета психологии там тог-
да не было. Я окончил физико-математи-
ческий факультет. Потом отработал три
года в Магаданской области.
– Значит, Вы попали в Магадан
в 1962 году. Что Вы запомнили из тог-
дашней жизни.
– Я попал не в Магадан, а в поселок
Эвенск. На любой политической карте вы
его легко найдете. Это центр огромного
района – 600 километров в диаметре.
Как от Москвы до Вологды, больше трех
ние в старшей школе
еще было платным.
Правда, в 1955 году,
когда я стал учиться
в 9-ом классе, эту
оплату отменили, но
все проблемы, свя-
занные с этим, по-
мню до сих пор.
И может быть имен-
но поэтому я сейчас
столь настороженно
отношусь к платному
образованию. Пото-
му что по себе знаю,
что этот фактор
очень для многих
станет весьма значи-
мым и важным.
«Неспособных людей вообще
не бывает. Просто в дальнейшем
способности могут либо развиться,
либо нет. Если человека грамотно
воспитывать, у него на основе
функциональных механизмов,
таких как слух, зрение,
обоняние... – развивается то,
что мы считаем способностью».
pg_0004
27
Ответное слово при
присвоении звания
почетного профессора.
Ярославский университет
Посещение Индии
по приглашению
министра образования
Посещение Индии
по приглашению
министра образования
– Настороженно. С одной стороны не-
обходимо привести в соответствие содер-
жание образования с возможностями уче-
ника и его интересами. С другой – важно
отработать методы обучения и воспитания.
По объему содержания образования наша
общеобразовательная школа сравнима,
например, с Европой. Но учим мы на 2–3
года меньше. То есть дети учатся с явной
перегрузкой, порождающей стресс и от-
торжение школы. Двенадцатилетка – по-
тенциальная возможность снять это проти-
воречие. Но только потенциальная. И здесь
очень много зависит от того, как это новше-
ство будет у нас вводиться. Вопрос «как.»
и порождает мою настороженность.
– Но образование, полученное в
нашей стране, считается одним из
лучших в мире.
– Кто вам это сказал. Недавно были
проведены сравнительные исследования
в 52 странах. И они показали, что Россия
находится на 14 месте. Ни на первом, ни
на втором – на 14! На мой взгляд, не надо
стремиться быть самыми лучшими. Надо
быть хорошими. Главное, чтобы в школе
не было психологически травмирующей
ситуации. И эту проблему может в какой-
то мере снять двенадцатилетка. Но тут на-
до действовать осторожно. Весь мой
опыт, и как ученого, и просто человечес-
кий говорит, что в системе образования,
принимая решения, нельзя рубить сгоря-
ча. Надо быть ответственным. Перед
страной. Перед обществом.
– Сегодня в стране накопилось
много и экономических, и политичес-
ких проблем. Как Вы считаете, есть ли
у России достойное будущее и что на-
до сделать, чтобы его достигнуть.
– Надо честно работать. И работать
в России. Кроме того, необходимо наво-
дить порядок. Если у нас сейчас из страны
вывозится 20 миллиардов долларов еже-
годно, то вот вам и ответ на вопрос, что
делать. Если бы мы эти деньги пустили на
развитие экономики, культуры, образо-
вания, науки, то жизнь постепенно нала-
дилась бы. А то мы по всему миру бегаем,
занимаем 2–3 миллиарда, а дома теряем
в 10 раз больше. Надо прекратить этот вы-
воз.
– И опять начинать вводить конфи-
скации, посадки.
– Нет. Ни в коем случае. Проблему
можно решить и без насилия. Как раз та-
ки методами гражданского общества.
Ведь, если я вижу, что завод, который ре-
ально стоит несколько миллиардов дол-
ларов уходит за сто миллионов, я не могу
не понимать, что это – катастрофа. И для
страны в целом, и для этого завода в част-
ности. Ведь человек, купивший вещь за
бесценок, будет к ней соответствующим
образом и относиться. И еще, что очень
важно, на каждом месте должна быть
справедливость. И каждый человек, каж-
дый житель страны эту справедливость
должен понимать и чувствовать.
Беседовала Елена ГРИГОРЬЕВА
– И все же Ваша работа в Магада-
не не прошла для Вас даром. Воз-
можно, именно общение с тамошни-
ми детьми из семей с непростым
прошлым привело Вас к созданию
Вашей знаменитой теории изначаль-
ной одаренности.
– Нет, моя работа появилась го-
раздо позднее, в начале 80-х. Хотя,
кто знает. Все впечатления жизни вли-
яют на человека. Я написал об этом
в своей книге «Происхождение чело-
вечности».
два–три года. Вот я задумал издать
учебник по психологии. За один год
написал две главы. Одна посвящена
мотивации поведения, другая – разви-
тию способностей. В отпуске собира-
юсь написать главу, касающуюся внут-
ренней жизни человека. Подобного
пока нет ни в одном учебнике психо-
логии.
– Сейчас много всяких новаций.
Например, переход к так называемой
двенадцатилетке. Как Вы относитесь
к этой идее.
– Да, это так. Исходя из вышеска-
занного понятно, почему Вы приняли
предложение участвовать в работе
Независимой организации «Граждан-
ское общество»...
– Более того, мне кажется, что я могу
способствовать решению тех задач, кото-
рые ставит перед собой эта организация.
Как педагог, как психолог, наконец, как
организатор, немало проработавший
в системе образования. Потому что граж-
данское общество закладывается с семьи
и школы. С самого раннего детства.
– Каким принципом Вы руководст-
вовались, когда разрабатывали новые
законы в области образования, созда-
вали современную образовательную
доктрину.
– Я могу сказать, что все концепции,
сами по себе – ерунда. Главное, как они
потом реализуются. Вообще, любую
концепцию можно создать в течение го-
да, а реализовывать ее придется деся-
тилетия. Важно создать систему подго-
товки педагогов, составить учебники.
– И это невозможно сделать быс-
тро.
– Специалисту, имеющему опыт
подобной работы, чтобы написать
нормальный учебник, потребуется