ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
40
ария Александровна, да-
вайте начнем «танце-
вать от печки», и для на-
чала попробуем очень
популярно описать неполитические
общественные самодеятельные ор-
ганизации, из которых и состоит,
в основном, зрелое гражданское об-
щество.
– Сегодня в России зарегистрирова-
но более 300 тысяч некоммерческих ор-
ганизаций. Это на 75 тысяч больше чем
совокупная численность государствен-
ных и муниципальных организаций вме-
сте взятых. Столь большая численность
общественных организаций говорит
о том, что эта правовая и организацион-
ная форма существования деловой ак-
тивности граждан в нашей стране чрез-
вычайно популярна. Эта модель созда-
ния самодеятельных организаций,
в рамках которых население может дей-
ствовать автономно от государства, – се-
годня уже признана всеми наиболее де-
мократичной и самой удачной.
В Америке зарегистрировано более
миллиона таких организаций. Каждый
четвертый американец – доброволец
в какой-нибудь неправительственной
организации, а каждый шестой в ней
трудится как на основной работе. Это по-
настоящему демократический институт,
при котором любой человек может со-
здать общественную организацию или
присоединиться к деятельности другой,
Сегодня мы представляем читателям нашего жур-
нала беседу в «гостиной» редакции с директором
Института проблем гражданского общества –
Марией Александровной СЛОБОДСКОЙ. Этот уни-
кальный в своей области специалист уже почти
двенадцать лет занимается созданием и под-
держкой различных общественных некоммерче-
ских и благотворительных организаций. Структу-
ра, созданная Марией Александровной, оказала
за это время благотворительную помощь многим
тысячам не только конкретных нуждающихся
людей, но и огромному количеству организаций.
Одним словом, это блестящий практик, прекрасно
разбирающийся в самых тонких оттенках реаль-
ных проблем, окружающих сегодня гражданское
общество в России.
О
БЩ
ЕСТВЕ
Б
Е
С
Е
Д
Ы
О
ГРА
Ж
Д
А
Н
СК
О
М
pg_0002
и в ее рамках решать те вопросы, кото-
рые его волнуют, причем совершенно
независимо от официальных властей.
По существу, нет такой сферы дея-
тельности, где самодеятельные объеди-
нения не действовали бы. Они решают
самые разные проблемы: от внешней по-
литики до мытья подъездов. Диапазон
их сфер деятельности невероятно ши-
рок. Все, что волнует человека на любом
уровне, он пытается решать методами,
которые доступны общественности
в рамках таких организаций.
Если говорить об опыте других стран,
то модель, при которой государство не
только тесно взаимодействует с такими
организациями, но и передает им часть
своих функций по решению очень важ-
ных государственных проблем, – эта мо-
дель оказалась очень эффективной. На-
пример, в Англии в министерстве по во-
просам беженцев, эмигрантов и других
переселенцев, – работают всего три че-
ловека, а всю работу по приему бежен-
цев или переселенцев, по их расселе-
нию, обеспечению жильем, образова-
нию детей, – всем этим занимаются не-
правительственные организации. Если
государство передает такие значимые
функции, то оно на 90 процентов и фи-
нансирует эти организации.
– Почему государство не хочет са-
мо этим заниматься.
– Дело в том, что громоздкий, непо-
воротливый бюрократический аппарат –
он занимается решением как бы общей
проблемы. А специфика неправительст-
венных организаций в том, что они могут
дойти до каждого конкретного человека
и рассмотреть каждый случай. Эффек-
тивность решения проблемы многократ-
но возрастает. Поэтому естественно, что
демократическое государство предпочи-
тает, вместо того, чтобы содержать до-
рогостоящий аппарат, отдавать деньги
неправительственным организациям,
которые работают в этом случае более
эффективно.
– То есть КПД использования госу-
дарственных средств повышается
сразу на порядок, если проблему ре-
шают общественные организации.
– При этом важно и то, что общест-
венные организации финансируются не
только из бюджета. Они собирают на
свою деятельность пожертвования, они
обращаются к частным лицам, использу-
ют пожертвования частных и специаль-
ных фондов, они привлекают труд доб-
ровольцев. Короче говоря, к государст-
венным деньгам они прибавляют те ре-
сурсы, которые свойственно привлекать
им как неправительственным организа-
циям. Таким образом, общий объем ре-
сурсов, который затрачивается на тех же
беженцев, переселенцев или какие-то
другие проблемы, многократно возрас-
тает. Причем эта конструкция действует
в очень многих странах и она доказала
свою эффективность. Минимум чинов-
ников и максимум самодеятельных об-
щественных организаций.
– Мы, в России, сравнительно не-
давно заговорили о гражданском об-
ществе.
– Термин, вообще-то, очень старый,
просто он недавно вошел в широкий
оборот. Еще древние философы, во вре-
мена Сократа и Платона ввели этот тер-
мин. Дело в том, что очень много обра-
зованных людей, хорошо знают историю
вопроса, но никто не знает современной
практики. Термина такого у нас в оборо-
те не было, но на Руси всегда были
очень авторитетные и влиятельные са-
модеятельные общественные организа-
ции, которые вели свою деятельность,
не опираясь на ресурсы государства. Со-
борность, община или мир, – понятия
для русского человека очень близкие.
Например, дореволюционные пуб-
личные благотворительные общества
большую популярность обрели еще при
Петре I, а дальше, при Екатерине, это
стало целой системой. Существовали
разнообразные благотворительные об-
щества, которые образовывались обыч-
но по инициативе людей из высших со-
словий. Правда, они регистрировались
обязательно министерством внутренних
дел, и одобрение на их создание давал
лично император. Но, тем не менее, дей-
ствовали они, или выбирали для себя
проблему, которую хотели решить, – со-
вершенно самостоятельно. Таким обра-
зом, в России в самые давние времена
действовали общества «Помощи ино-
родцам», «Помощи бедным учащимся»,
«Помощи раненым солдатам», «Помощи
бедным невестам», «Помощи больным».
Создавались также и профессиональные
и сословные союзы, например, «Купече-
ское общество» и многие другие. Все они
были неправительственными организа-
циями. И не только в социальной сфере,
но и в сфере образования, культуры.
Ими создавались общественные библи-
отеки, ими создавались общедоступные
музеи. И таких организаций было очень
много. То есть эта форма общественной
активности – она на Руси была признана
давно, успешно существовала и очень
активно развивалась.
– Революция эти формы общест-
венной активности ликвидировала.
– После революции государство
первые десять лет само образовывало
новые общества, такие как общества
«Помощи бездомным детям», «Общест-
во борьбы с неграмотностью», «Обще-
ство по развитию авиации». Потом,
с превращением режима в тоталитар-
ный, государство посчитало, что оно в
состоянии полностью само решать весь
комплекс проблем, который может за-
интересовать его граждан. Поэтому оно
по факту разогнало все эти общества,
создав новые или оставив старые, кото-
рые сделало абсолютно ручными, на-
пример, такую старейшую организацию,
В приюте для детей-сирот.
Воспитанники приюта и президент
ИПГО – М.А. Слободская. Белгород
В приюте для детей-сирот.
Воспитанники приюта и президент
ИПГО – М.А. Слободская. Белгород
В «гостиной» редакции.
Главный редактор «Признания»
принимает гостей М.А. Слободскую
и С.А. Маркова
В «гостиной» редакции.
Главный редактор «Признания»
принимает гостей М.А. Слободскую
и С.А. Маркова
pg_0003
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
42
как «Красный крест». В новых оно осу-
ществляло контроль за деятельностью
общественности по видовому признаку:
например, Союз писателей или какие-то
другие творческие союзы. Под полным
контролем была деятельность молоде-
жи, профсоюзов и прочих – их идеоло-
гия вырабатывалась государством,
и форма существования контролирова-
лась и направлялась им же. Поэтому,
они на самом деле были государствен-
но-общественными. Участие граждан в
таких обществах было добровольно-
принудительным.
Суть здесь в том, что даже при самом
жестком режиме всегда существовали
какие-то объединения граждан, просто
они не были формализованы. Стремле-
ние людей найти соратников, товарищей
с такими же интересами, объединиться
и решать близкие для них проблемы,
было и будет всегда. Поэтому образовы-
вались клубы авторской песни, появля-
лись туристские маршруты и другие
группы по интересам.
– Перестройка вдохнула новую
жизнь в общественные организации.
– В начале перестройки, когда стало
понятно, что мы идем по демократичес-
кому пути, люди почувствовали, что они
могут, хотят и готовы попробовать ре-
шать неизмеримо более широкий круг
задач, чем проведение досуга. По сей
причине, когда в 90-м году появился за-
кон «Об общественных объединениях»,
это и был момент массового возникно-
вения новых общественных организа-
ций. Люди поняли, что государство те-
перь не будет им препятствовать в про-
явлении частной инициативы. Приняти-
ем этого закона государство как бы пока-
зало: вот такая у нас сейчас новая форма
управления государством, при которой
оно признает общественные объедине-
ния тоже нужными государственными
институтами.
Анализ первых трех лет после выхода
в 90-м году этого закона показывает, что
среди общего количества большую часть
составляют организации в области спор-
та и разнообразного досуга. Это были
первые шаги, спорт – не политика, не
финансовые потоки – не страшно. Тогда
организаций другого толка в пропорци-
ональном отношении было очень мало.
Через некоторое время в 95-м году
вышел закон «О благотворительной де-
ятельности», потом закон «О некоммер-
ческих организациях», закон «О проф-
союзах», закон «О поддержке детских и
молодежных объединений». Общее те-
чение жизни людям показало, что дви-
жение в сторону демократии необрати-
мо. Люди перестали бояться, и поняли,
что можно заниматься значительно бо-
лее широким кругом проблем и вопро-
сов, чем раньше. Вторая мотивация –
мы стали привыкать жить в условиях
демократии. То есть на нас перестала
давить эта государственная машина,
и освобожденная общественная энергия
обратилась, в том числе, и в сторону со-
здания некоммерческих самодеятель-
ных организаций. Это уже организации
в области социальной защиты, образо-
вания, культуры, здравоохранения
и в области решения других, абсолютно
серьезных проблем. Причем, чем слож-
нее становились проблемы в обществе,
тем более серьезными, по крайней ме-
ре, по намерениям, становились непра-
вительственные организации.
Если мы посмотрим сейчас на общую
картину, то увидим, что новых общест-
венных организаций в спорте единицы.
Прошел и бум на создание огромных
общероссийских организаций. В свое
сохранить очень немного. Это такие, как
организация «Чернобыль», организа-
ция «Ветераны Афганистана», «Общест-
во инвалидов», «Общество ветеранов»
и еще несколько. Эта группа организа-
ций существовала при советской власти,
некоторые из них успешно вписались
в нынешнюю систему. Но «Чернобыль»
или «Ветераны Афганистана» – новые
организации. Они структурно отражают
уровень потребностей населения на те-
кущий момент. Не только населения, но
и государства. Ведь члены чернобыль-
ской организации взяли на себя очень
много работ по выполнению государст-
вом своих обязательств перед ними.
Они участвуют во всех государственных
время они плодились просто как кроли-
ки. Практика, жизнь все ставит на свои
места. И в течение довольно короткого
времени выяснилось, что большие ор-
ганизации не в состоянии поддержи-
вать свою инфраструктуру, а вся актив-
ность людей в них направлена на под-
держание самих себя. Для решение кон-
кретных местных проблем более при-
способленными оказались небольшие
мобильные организации, которые ра-
ботают – я называю «в поле», то есть
в непосредственном контакте с людьми.
– Структуры, которые занимают-
ся общероссийскими глобальными
проблемами, тоже остались, только
их активность направлена в сторону
правительства, чтобы выбить не-
множко деньжат. Так что есть четкое
разделение: структуры, которые пы-
таются жить за счет бюджета, они
ближе к верхам, а те, кто занимают-
ся реальной работой, они уходят
вниз и существуют в основном за
свой счет: пожертвования, гранты
и добровольцы.
– Вы знаете, я как бы в целом согла-
шусь с этим. Дело в том, что больших
общероссийских объединений удалось
программах, проводят в жизнь и свои.
На государственные деньги они органи-
зуют лечение инвалидов, занимаются их
реабилитацией, оказывают социальную
помощь, решают и много других нуж-
ных и важных проблем именно в этом
направлении. На примере конкретной
организации мы видим, что в отдельных
случаях уже действует та схема, о кото-
рой мы говорили на примере Англии.
– Я так понимаю, здесь интересы
государства и общественной структу-
ры совпадают, и все идет достаточно
хорошо. То есть мы как бы движемся
к английскому варианту взаимоотно-
шений государственных и общест-
венных структур.
– Движемся. Похожую конструкцию
мы видим у нас во взаимоотношениях
государства с молодежными организа-
циями. У нас есть закон «О поддержке
детских и молодежных организаций»,
и многие неправительственные орга-
низации за счет бюджетных средств ор-
ганизуют, например, летний отдых де-
тей. То есть им государство перепору-
чило решение этой проблемы и финан-
сирует это направление. Мы движемся
к идеалу в отношениях государства
Добровольцы московских
НПО на эксурсии по студии
«Союзмультфильм»
pg_0004
с общественными объединениями,
но пока только в отдельных сферах
и не со всеми организациями.
Идеальные отношения, конечно,
строятся десятилетиями, если не более.
Говорят, вот, в Америке настоящее
гражданское общество построили,
а у нас до сих пор ничего нет, хотя про-
шло уже десять лет. Так в Америке граж-
данское общество строили сколько лет.
Через двести лет у нас будет не хуже.
– У нас нет такого срока в двести
лет. Потому что сейчас условия вы-
живания заставляют любое государ-
ство довольно жестко экономить те
ресурсы, которые у него имеются. Ес-
ли ресурсы не используются эффек-
тивно, государство вытесняется со
своих позиций в мире, оно просто
исчезает. Жизнь сама заставляет пе-
репоручать, передавать какие-то
функции с тем, чтобы они исполня-
лись более эффективно. И здесь ин-
ститут гражданского общества как
раз может быть востребован именно
в государственных интересах.
– Тоже верно. У нас за десять лет
выросло целое поколение абсолютно
свободных людей, без груза каких-то
идеологических предрассудков, тради-
ций. А сколько фондов создано уволен-
ными в запас генералами, например,
МВД, КГБ и прочих ведомств. Тоже шаг
в построении у нас полноценного граж-
данского общества. Это ведь такая же
общественность. И пенсионеры всевоз-
можных силовых структур – они также
нуждаются в том, чтобы их объединили
по соответствующим интересам, чтобы
им дали дополнительный заработок,
чтобы им нашли общественно-полезную
сферу активности. Если они не состоят
в какой-нибудь общественной органи-
зации, даже ветеранской, то они могут,
например, консультировать криминал
или другие структуры. Эти люди заняты,
и это уже само по себе замечательно.
Мы делим подобные организации
на честные и нечестные. На созданные
сверху для политических целей, и на
созданные людьми из народа, на раз-
ные группы и виды. Но все равно, все
эти разные самодеятельные организа-
ции, всех видов, и все их группы – они
все нам нужны. Потому что это и есть
наше сегодняшнее гражданское обще-
ство. Ведь здесь представлено все, что
интересует и волнует людей. Жизнь са-
ма делает отбор. И мое твердое убеж-
дение, что ни какая-то инстанция, или
какой-то контролер, – только жизнь
может их разделить на полезных
и вредных, на нужных и ненужных,
дать или не дать право на длительное
существование. Есть бизнесмены, ус-
ловно, честные и жулики. Есть чинов-
ники, полезные бюрократы и вредные
бюрократы. Подобным образом мы ус-
ловно делим и самодеятельные обще-
ственные организации.
Почему люди образуют обществен-
ные объединения с целью, например,
отмывать или перемывать там деньги.
В первую очередь, из-за несовершенст-
ва налогово-экономической политики.
Существование подобных организаций
отражает то, что происходит сегодня в
обществе. Это вопрос налоговой поли-
ции, а не проблема в сфере строитель-
ства гражданского общества в стране.
– Достаточно привести законы
в порядок, и криминальные деньги
из этого сектора уйдут.
– Совершенно верно. Не будет необ-
ходимости перекачивать деньги в такую
структуру. С другой стороны, для чего
нам надо знать, честно они работают или
нечестно. Любим мы считать деньги
в чужих карманах! Это надо знать спон-
сору или инвестору в лице государства.
Это же их вопрос. Каждый инвестор дол-
жен внимательно исследовать структу-
ру, в которую он вкладывает деньги. Это
вопрос его профессионализма. В том
числе и вопрос компетентности государ-
ственного чиновника. И навешивать яр-
лыки мы тоже любим. Нельзя делить об-
щественную помощь на хорошую и пло-
хую, вредную и полезную – это непра-
вильно. В гражданском обществе долж-
но быть все, что есть в обществе. Это
и есть настоящий плюрализм.
Чтобы закончить этот вопрос, приве-
ду еще одно сравнение. Нам не нравятся
какие-то явления в общественной жиз-
ни. Но нам также не нравится и то, что
иногда происходит в государстве, что
порой бывает в бизнесе. Поэтому счи-
тать, что общественная сфера должна
быть какой-то другой, не такой, как все
общество в целом, а какой-то очищен-
ной, рафинированной – нельзя. Так не
бывает. Общественная сфера – и есть
общество. Все, что есть в обществе, есть
и в общественной сфере, в частности
в неправительственных организациях.
Их состав и их состояние отражают ситу-
ацию в обществе.
Беседовал Аркадий СЕДОВ
(Продолжение в следующем номере)
Встреча Президента РФ В. Путина
с представителями неполитических
общественных организаций России.
12 июня 2001 г. Москва. Кремль
Встреча Президента РФ В. Путина
с представителями неполитических
общественных организаций России.
12 июня 2001 г. Москва. Кремль