КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
50
«ИЗМ
ЕНЯЮ
СЬ
ВМ
ЕСТЕ
СО
ВРЕМ
ЕНЕМ
»
«ИЗМ
ЕНЯЮ
СЬ
ВМ
ЕСТЕ
СО
ВРЕМ
ЕНЕМ
»
Владимир ЭТУШ:
– Я все помню. Война началась, ког-
да я был студентом первого курса учи-
лища имени Щукина. И нас послали на
сооружение оборонительных рвов на
подступах к Москве. Сначала, вроде,
брали на три дня, а продержали три ме-
сяца. Дело было, кажется, в октябре. За-
нятия не начинались, а спектакли в теат-
ре шли.
– И Вы были заняты в спектаклях.
– Я еще до этого был занят. В массо-
вых сценах.
– А какая это была пьеса.
– «Фельдмаршал Кутузов». Мы по-
переменно играли то русского крестья-
нина, то французского «нашественни-
ка». Быстренько переодевались. И вот,
однажды, я посмотрел в зрительный зал
и увидел, что там очень мало народа, то
есть не просто мало – я насчитал 13 че-
ловек. И подумал, что сейчас моя про-
фессия не годится. Решил уйти в армию.
– Добровольцем.
– Да, добровольцем. Воевал на юге.
– Мне многие говорили, что
именно во время войны, общаясь с
коренными кавказцами – Вашими
однополчанами, Вы приобрели та-
кую удивительную органичность, ко-
торую мы все наблюдали в «Кавказ-
ской пленнице». Скажите, это прав-
да, или очередная легенда.
– Это чистая правда. Со мной тогда
воевало много кавказцев и мне очень
Вы довольно занятой человек:
ректор высшего театрального учили-
ща им. Щукина, ведущий актер теат-
ра им. Вахтангова. Ваша популяр-
ность огромна. Реплики Ваших кино-
героев стали афоризмами. К тому же
совсем недавно Вы получили премию
«Триумф», орден «За заслуги перед
Отечеством», Золотой Почетный знак
«Общественное признание». Но, все-
таки, когда Независимая организация
«Гражданское общество» пригласила
Вас к сотрудничеству, Вы приняли
и это предложение.
– Да. Я считаю, что участвовать в ка-
ком-то полезном для общества деле
должен каждый. И когда мне предложи-
ли такую форму работы, я согласился.
То, что я смогу, я буду делать. Это, бе-
зусловно.
– Я думаю, что приглашение это
явилось следствием всей Вашей жиз-
ни, Вашей гражданской позиции,
Вашей судьбы.
– Не знаю, со стороны, конечно, вид-
нее...
– Расскажите, пожалуйста, не-
много о себе. Вы из актерской семьи.
– Нет. Мои родители не имели ника-
кого отношения к театру.
– А кем они были.
– Папа работал заместителем дирек-
тора на трикотажной фабрике.
– Московской.
– Да, конечно, я москвич.
– А мама.
– Мама была начальником планово-
го отдела фабрики №16 «Мосбелье».
Это на Никольской. Напротив тепереш-
ней аптеки Ферейна.
– Вы ведь были не единственным
ребенком.
– У меня еще есть младшая сестра.
Она тоже стала актрисой. Заслуженная
артистка России. Работает в театре Сати-
ры.
– Я знаю, что Вы участник Вели-
кой Отечественной войны. Попали
на фронт 18-летним мальчишкой.
Расскажите, что Вы помните про то
время.
pg_0002
нравились их манера поведения, их ак-
цент. Я впитывал, подражал....
– Кого Вы помните из людей, вое-
вавших вместе с Вами. Встречаетесь
ли Вы с ними.
– С кем встречаться. Где. Столько
лет прошло...
– Но ведь кто-то остался.
– Очень мало. Например, председа-
тель Совета ветеранов Иван Ильич По-
лищук. Сначала они довольно часто со-
бирались вместе. Я, к сожалению, не
имел возможности приезжать, хотя
с Полищуком виделся. Он – школьный
учитель.
– Как, будучи ребенком из такой
спокойной, интеллигентной, москов-
ской благополучной семьи Вы ощу-
щали себя на фронте.
– Я попал в эту ситуацию именно по-
тому, что чувствовал себя мальчиком из
интеллигентной семьи. И за год до нача-
ла войны я ходил и хлопотал, чтобы ме-
ня освободили от армии. Меня не при-
няли в вуз, там была целая история,
и я присматривал себе институт, даю-
щий отсрочку от призыва. А мне сказа-
ли, почему Вы думаете, что армия, это
однозначно плохо. Армия воспитывает.
Я понял, что существует еще и другая
точка зрения, отличная от мнения моих
родителей и близких. Но, тем не менее,
я устроился в училище. И получил осво-
бождение от призыва. Но после того,
как с началась война, я настолько про-
двинулся в своих мыслях, что решил сам
пойти на нее... Вот такая получилась ис-
тория.
– И когда Вы демобилизовались.
– После ранения в 1943 году.
– В театральной энциклопедии за
1967 год написано, что Вы вернулись
в училище в 1945 году.
– Нет, вы, наверное, не так поняли.
В 1945 году я уже окончил училище.
А до этого я год проучился.
– И после окончания, в 1945 году,
Вы сразу распределились в театр
Вахтангова.
– Нас всех тогда, весь курс, взяли
в Вахтанговский театр.
– Сколько вас было человек.
– 15 или 16. Это были мои однокурс-
ники, которых я покинул, уходя в ар-
мию. Во время войны набора в училище
не было.
– Когда Вы вернулись после пере-
рыва, трудно Вам было входить
в жизнь училища.
– Понимаете, не знаю, как бы это по-
точнее сказать, но я был героем. Конеч-
но, сам я себя таковым не ощущал, но ко
мне все относились как к герою. Я был
ранен, ходил с палкой, у меня не было
одежды, я носил шинель... И еще орде-
ноносцем был, чего тогда вообще среди
студентов практически не встречалось.
– Какие у Вас фронтовые награды.
– Орден Красной Звезды.
– Значит, Вы действительно вели
себя очень мужественно. И Вас ка-
ким-то образом заметили.
– Мне трудно судить....
– И вот, после войны, будучи ор-
деноносцем и героем Вы вернулись
в училище. Потом Вас, как всех ос-
тальных студентов, пригласили в те-
атр. Помните ли Вы свою первую
роль на сцене.
– Я играл Яниса в пьесе «Кому под-
чиняется время».
– О чем была эта пьеса.
– О разведчике.
– Значит, в какой-то мере, Вы иг-
рали самого себя.
Впервые я попал за границу в 1961 году, во Францию. Приехали
мы в Париж весной. В составе группы был Юрий Яковлев с женой,
мой друг драматург Шлезингер, корреспондент «Правды» Зыков,
журналист-международник Ратиани и актер Греков. Его-то я и
решил разыграть. Зашли мы как-то в кафе, и каждый из нас взял
что-то вкусненькое, особо не ограничивая себя, а Греков, как я
заметил, видно из экономии положил себе явно маловато. Тогда
я незаметно подсунул на его поднос самые дорогие чеки на опла-
ту. Вся соль была в том, что в розыгрыше участвовали все. Пропу-
стили его вперед, чтобы насладиться эффектом, и стали наблю-
БАЙКИ
ОТ
Э
ТУША
дать. Кассирша взяла чеки, наш
герой вынул купюру из бумаж-
ника и положил перед ней. Она
смотрит на него, ждет, когда он
к этим деньгам добавит осталь-
ные. А он, в свою очередь, ждет
сдачи с уже положенной сум-
мы. Немая обоюдно-вопроси-
тельная сцена. Объясниться не
могут: она не понимает по-рус-
ски, он, что называется, ни
бельмеса по-французски. Мы
же еле сдерживаемся от хохо-
та. В конце концов сжалились
и раскрыли розыгрыш.
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
52
– Можно сказать и так. Хотя в твор-
честве все не столь просто....
– И, придя в театр, Вы всю жизнь
играли на его сцене и преподавали в
его училище, которое сами когда-то
окончили.
– Да.
– Удивительное постоянство. Это
очень редкая вещь. У меня создалось
впечатление, возможно поверхност-
ное, что актеры, даже прославлен-
ные, достаточно легко меняют теат-
ры.
– Это сейчас. Наше поколение не
меняло театры. Тем более такой про-
славленный, как театр Вахтангова,
куда попасть было всегда не так про-
сто.
– Я понимаю, что задаю баналь-
ный вопрос, но что для Вас театр. Что
он Вам дал.
– Все. Что я без театра.
– Вы ведь еще и великолепный
киноактер. Помните ли Вы свою пер-
вую роль в кино.
– Был такой фильм «Время летних
отпусков». Моим первым режиссером
был Константин Воинов.
– Скажите, пожалуйста, Ваша ве-
ликая «Кавказская пленница», какая
по счету роль в кино.
– Сначала, я уже говорил, было
«Время летних отпусков», потом
«Овод». Я там сыграл Мартини — тот
персонаж, который ухаживал за Джем-
– Да ну, полно, какие сто. Примерно
20. Не больше.
– Но Вы, наверное, классно сыгра-
ли, если у нас, у зрителей, возникло
такое полное ощущение Вашего по-
стоянного присутствия на экране.
– Вам судить.
– Как Вы думаете, есть ли достой-
ное будущее у России. Вы прожили
длинную жизнь, прошли войну, и
разруху. Как Вы ощущаете, что с на-
ми будет завтра.
– У России достойное будущее есть.
Это точно. Я это знаю, я это понимаю,
я с этим живу. То, что сейчас есть какие-
то неприятные, неудобные ситуации –
мой. Затем мне досталась значимая
роль в фильме «Председатель».Там
я уже был полковником Колонвым, так
что «Кавказская пленница» – это
фильм, примерно, четвертый или пя-
тый.
– После того, как Вы сыграли роль
в «Кавказской пленнице», к Вам как
бы «прилип» стереотип этакого
«плохого» кавказца – жулика и бю-
рократа.
– Он и сейчас не отлипает.
– Мешало это Вам или помогало
в дальнейшей Вашей работе.
– Развлекало.
– Предлагали ли Вам аналогич-
ные роли.
– Все время предлагали. Я уже до
этого сыграл азербайджанца, рабочего
на промыслах во «Времени летних отпу-
сков», потом был такой короткометраж-
ный фильм, где я играл кавказца и даже
пел какие-то куплеты.
– А потом были аналогичные ро-
ли.
– Роли были разные. Тот же «Иван
Васильевич меняет профессию». Или,
скажем, у ленинградского режиссера
Надежды Кошеверовой я сыграл в «Ста-
рой старой сказке» с Олегом Далем. По-
том я снимался в Шварцевской «Тени».
– Мне кажется, что у Вас было
очень много киноролей. Наверное,
где-то около ста.
Разные были моменты в этом самом Париже. Поселились мы в
гостинице на площади Республики. Умылись, оделись во все
лучшее, и я говорю приятелю: «Ну что, сольемся с парижскими
мужиками.». Отвечает: «Сольемся!». Выходим довольные, за-
ворачиваем за угол и первый же торговец каштанами вдруг как
закричит: «Здравствуйте, товарищи!». Мы чуть в обморок не
упали от неожиданности. Вот вам и слились, видно, советский
клеш и пиджаки от «Большевички» явно выдавали клеймо
«Сделано в СССР».
БАЙКИ
ОТ
Э
ТУША
pg_0004
53
– У Вас в училище традиционно
большие конкурсы.
– Около 100 человек на место.
– Самое страшное стать актером,
если ты к этому не способен.
– Конечно.
– Стало ли сейчас больше, чем
было прежде, талантливых детей,
меньше, столько же.
– Эта категория не меняется со вре-
менем.
– Талант виден сразу.
– Не всегда. Иногда талант нужно
доставать. И это – не простая работа.
– А не получится ли так, что очень
одаренный в принципе человек не
пройдет у вас по конкурсу, потому
что его талант, как Вы сказали «не
сразу видно».
– Да, такое бывает. Хотя у приемной
комиссии есть какое-то чутье, интуи-
ция, выработанная опытом. Ведь глав-
ное не то, как человек там что-то прочи-
тал, хотя это тоже важно, мы смотрим,
как он себя ведет, как двигается, как
выглядит.
– Какие роли в настоящее время
Вы играете в родном театре.
– Сейчас я играю князя в «Дядюшки-
ном сне».
– Вы много занимаетесь с моло-
дыми актерами, но я знаю, что у Вас
есть и собственные дети...
это другая сторона вопроса. Скажем,
резкое разделение на богатых и бедных.
Когда все это уляжется и примет благо-
пристойные формы, мы будем сущест-
вовать нормально.
– Вы очень давно работаете пре-
подавателем Вахтанговского учили-
ща. Перед Вами прошло огромное
количество одновозрастных ребят,
принадлежавших к разным поколе-
ниям. Скажите, что изменилось в на-
ших ребятах за эти годы.
– Этот вопрос традиционный, и я на
него отвечаю так: для меня, ничего.
Я имею дело с теми же ребятами, только
нового набора. Чему-то их надо на-
учить, как-то воспитать. Но это те же
– Не дети, а один ребенок. Рая Этуш.
Она уже вполне взрослая дама. Заслу-
женная артистка России.
– У Вас, наверное, есть и внуки.
– Один внук. Зовут, как и меня, Во-
лодей. Ему 6 лет. Он ходит в частную
школу. Утром встает: «Мне сегодня к Та-
маре идти надо.». Тамара – это его вос-
питательница. Она собирает несколько
человек и с ними занимается.
– Хотели бы Вы, чтобы Ваш внук
тоже стал актером.
– Я хотел бы, чтобы он был счастлив.
А что ему принесет это чувство, я, пока,
не знаю.
Елена ГРИГОРЬЕВА
дети, с теми же понятиями. Со временем
и я меняюсь так же, как и эти ребята. Но
сейчас, пожалуй, дети стали взрослее
и циничнее.
– Что Вы понимаете под «цинич-
нее». Страсть к деньгам.
– Тут ситуация деликатнее, имею
ввиду не конкретно циничное – «дай 10
рублей». Сама душа грубеет. Сам чело-
век становится другой. Менее роман-
тичный. Уходит часть наива. Благород-
ные вещи, обычно сопутствующие опре-
деленному возрасту, стали глуше. Но,
тем не менее, каждого можно расшеве-
лить, можно поговорить, если нет ду-
шевной патологии....
Как-то пошли в казино де Па-
ри. Открыли дверь, а на нас,
задрав ноги, надвигаются сра-
зу два десятка голых канкан-
щиц. С перепугу убежали... Но
запретный плод сладок. На
другой день решили снова на-
рушить инструкцию и посетить
стриптизный зал. То, что рис-
ковали карьерой - это одно-
значно. В нашу небольшую
группу входил председатель месткома театра Алексей Емелья-
нов, человек, который всегда имел при себе пачку газет. Он не
успевал их прочитывать, но, пока не ознакомился с событиями
10-дневной давности, к более поздним выпускам не приступал.
Ну, так вот, пришли мы, сели. Смотрим, на сцене баба медленно и
вкусно раздевается. Осталась почти голая - вот-вот дернет за ни-
точку, и трусики упадут на пол. Мужики, не отводя взгляда, впи-
лись в белоснежное женское тело. И вдруг видим, эта голая баба
направляется прямо к нашему столику. Емельянов заерзал, засуе-
тился, ища выхода из создавшегося драматического положения,
и вдруг громко спрашивает: «Товарищи, а какое нынче число. Ка-
жется, 21 апреля. Так завтра день рождения товарища Ленина».
И демонстративно закрывшись газетой, стал читать передовицу
о революционных подвигах вождя мирового пролетариата.
БАЙКИ
ОТ
Э
ТУША