27
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
– Мы ходим по улицам, паркам
и площадям, восхищаясь красотой
городских ландшафтов, интерьеров
общественных зданий. Но об архи-
текторах, особенно современных,
знают несоизмеримо меньше, чем об
артистах или музыкантах, хотя вклад
зодчих в великую русскую культуру
не менее значителен, чем других ма-
стеров искусств. Вы можете объяс-
нить, Александр Викторович, почему
так происходит.
– Это совершенно нормально. Есть хо-
рошее правило ЮНЕСКО, по которому лю-
бой объект может стать памятником архи-
тектуры только через 50 лет после того, как
он будет построен. То есть, наша работа не
приемлит суеты и сиюминутных оценок, так
как профессия в целом направлена в буду-
щее. Про представителей других профес-
сий в искусстве – композиторов, певцов,
артистов театра и кино, например, могут
очень много знать сейчас, но чем больше
проходит времени, тем эти направления
искусства в истории менее отображены.
Давайте вспомним XIX век, я уверен,
что любой человек с нормальной эруди-
цией назовет больше архитекторов, чем
артистов. Потому что мы работаем на веч-
ность, а не на сегодняшний день. Если ар-
хитектор начинает вести себя, как эстрад-
ный артист, он очень быстро сгорает.
– Архитектор в переводе с гречес-
кого «главный строитель». Самый
главный проект для Вас, видимо, Ге-
неральный план развития Москвы до
2020 года. Как в архитектурном смыс-
ле будет в ближайшее десятилетие
развиваться весь наш мегаполис.
– Мы считаем, что наш проект гене-
рального плана больше соответствует
тому времени, в котором мы будем
жить. В планах прошлого столетия
(1935 г. или 1971 г.) была заложена иде-
ология строительства нового города.
Сначала строили город-столицу первого
в мире социалистического государства,
потом превращали в город коммунисти-
ческого быта. А наша главная задача
формулируется очень просто – Москва
должна остаться Москвой. Москва не
должна стать вторым Парижем, третьим
Римом, четвертым Нью-Йорком или ка-
ким-нибудь иным городом. Мы поста-
вили такую задачу уже в самом начале
разработки нового плана, вот он и полу-
чился более реальным. Беда прошлых
генпланов развития Москвы в том, что
они были крайне радикальны. А наша
главная задача – не переделать, не на-
вредить, не сделать чего-то лишнего,
особенно для исторических территорий
города. Поэтому сама идеология ген-
плана рассчитана не на революцию, а на
эволюцию нашего города.
Прошлые генеральные планы дирек-
тивно требовали: сделайте так, как мы на-
рисовали, и будет очень хороший город.
Любое несоответствие этой картинке – это
отход от идеала, что было невозможно.
В нашем плане заложено другое: мы по-
нимаем, что город – это живой организм,
и регулировать надо только те процессы,
которые поддаются регулировке, а не пы-
таться навязывать все и вся.
«М
Ы
ДАЕМ
»
ИНВЕСТОРАМ
АЛЬТЕРНАТИВНЫ
Е
ВОЗМ
ОЖ
НОСТИ
Александр КУЗЬМИН: