27
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
– Мы ходим по улицам, паркам
и площадям, восхищаясь красотой
городских ландшафтов, интерьеров
общественных зданий. Но об архи-
текторах, особенно современных,
знают несоизмеримо меньше, чем об
артистах или музыкантах, хотя вклад
зодчих в великую русскую культуру
не менее значителен, чем других ма-
стеров искусств. Вы можете объяс-
нить, Александр Викторович, почему
так происходит.
– Это совершенно нормально. Есть хо-
рошее правило ЮНЕСКО, по которому лю-
бой объект может стать памятником архи-
тектуры только через 50 лет после того, как
он будет построен. То есть, наша работа не
приемлит суеты и сиюминутных оценок, так
как профессия в целом направлена в буду-
щее. Про представителей других профес-
сий в искусстве – композиторов, певцов,
артистов театра и кино, например, могут
очень много знать сейчас, но чем больше
проходит времени, тем эти направления
искусства в истории менее отображены.
Давайте вспомним XIX век, я уверен,
что любой человек с нормальной эруди-
цией назовет больше архитекторов, чем
артистов. Потому что мы работаем на веч-
ность, а не на сегодняшний день. Если ар-
хитектор начинает вести себя, как эстрад-
ный артист, он очень быстро сгорает.
– Архитектор в переводе с гречес-
кого «главный строитель». Самый
главный проект для Вас, видимо, Ге-
неральный план развития Москвы до
2020 года. Как в архитектурном смыс-
ле будет в ближайшее десятилетие
развиваться весь наш мегаполис.
– Мы считаем, что наш проект гене-
рального плана больше соответствует
тому времени, в котором мы будем
жить. В планах прошлого столетия
(1935 г. или 1971 г.) была заложена иде-
ология строительства нового города.
Сначала строили город-столицу первого
в мире социалистического государства,
потом превращали в город коммунисти-
ческого быта. А наша главная задача
формулируется очень просто – Москва
должна остаться Москвой. Москва не
должна стать вторым Парижем, третьим
Римом, четвертым Нью-Йорком или ка-
ким-нибудь иным городом. Мы поста-
вили такую задачу уже в самом начале
разработки нового плана, вот он и полу-
чился более реальным. Беда прошлых
генпланов развития Москвы в том, что
они были крайне радикальны. А наша
главная задача – не переделать, не на-
вредить, не сделать чего-то лишнего,
особенно для исторических территорий
города. Поэтому сама идеология ген-
плана рассчитана не на революцию, а на
эволюцию нашего города.
Прошлые генеральные планы дирек-
тивно требовали: сделайте так, как мы на-
рисовали, и будет очень хороший город.
Любое несоответствие этой картинке – это
отход от идеала, что было невозможно.
В нашем плане заложено другое: мы по-
нимаем, что город – это живой организм,
и регулировать надо только те процессы,
которые поддаются регулировке, а не пы-
таться навязывать все и вся.
«М
Ы
ДАЕМ
»
ИНВЕСТОРАМ
АЛЬТЕРНАТИВНЫ
Е
ВОЗМ
ОЖ
НОСТИ
Александр КУЗЬМИН:
pg_0002
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
28
Мы стараемся делать так, чтобы на
каждой территории города были в строи-
тельстве альтернативные возможности.
То есть, у нас нет жестких требований
к строительству, мы регламентируем
только то, что нельзя на этой территории
делать. Инвестор покупает участок земли,
и получает параметры, в рамках которых
есть выбор направлений развития. Мы не
говорим: здесь должен быть жилой дом
и ничего другого. Мы говорим: здесь
нельзя развивать производственный
объект, нельзя, чтобы появились здания
повышенной этажности, но вы должны
20 процентов земли оставить под озеле-
нение. Инвестор получает модель, в рам-
ках которой может реализовать свой
предпринимательский интерес. Мы не
пророки, и не собираемся угадывать, что
будет выгодно строить в нашем городе
через десять-двадцать лет.
Идеология генплана нацелена в нашу
историю с точки зрения использования
образов и традиций. Мы также вводим
как бы презумпцию невиновности в архи-
тектуре: можно все, что не запрещено.
А это делает, соответственно, более ре-
альным воплощение в жизнь любого
проекта. Мы говорим, что в принципе
в нашем городе можно построить, напри-
мер, 68 высоких зданий, но мы не гово-
рим, что они должны быть обязательно.
Если не будет средств на их строительст-
во, то и Бог с ними.
– То есть это новые и довольно
простые правила игры.
– Совершенно правильно. Генераль-
ный план – это правила игры для всех без
исключения: для власти, для инвестора,
для жителя. Поэтому мы хотим, чтобы
наш генеральный план был законом го-
рода, чтобы он был выше распоряжений
главного архитектора, выше решений да-
же исполнительной власти.
В принципе, в этом плане прописаны
только какие-то регулирующие моменты.
Даются рамки действий, как в любой игре.
Здесь действуют правила, которые назы-
ваются «строительство Москвы». Конкрет-
ный исполнитель этих планов – прави-
тельство города. Потому что ответствен-
ность за развитие каждого направления
в жизни столицы несут именно члены ее
правительства. Есть направление – разви-
тие торговли, есть – развитие транспорта,
развитие жилого сектора или любого дру-
гого вида строительства. Причем задача
членов правительства делится как бы на
две составляющие – социально-обяза-
тельные вещи, например, жилье для оче-
редников, школы, детские сады, которые
прописаны в генплане уже на восемь лет
вперед. И вторая составляющая – коммер-
ческая, где мы не говорим, сколько долж-
но быть построено магазинов, мы говорим
лишь, сколько нужно торговых площадей
на конкретный район.
Посмотрите, как менялись наши тор-
говые точки. Денег не было – торговали
прямо на улице с лотков. Подзаработали
денег – появились ларьки, потом неболь-
шие павильоны, а сегодня уже вовсю
идет строительство крупных торговых
центров и супермаркетов. Есть возмож-
ность поэтапной реализации планов в за-
висимости от обстоятельств. И уже дело
Юрия Михайловича Лужкова включить те
механизмы, которые помогут этим пла-
нам реализоваться.
– Так это сколько было затрачено
сил и времени на проработку всех де-
талей этого плана.
– Проработка мощная, и многослой-
ная. Мне разработка генплана напомина-
ет песочные часы. Точка пересечения двух
сфер в песочных часах – это генеральный
план. Мы сконцентрировали все свои
знания за двадцать лет в этой точке, а те-
перь мы должны добиться реализации
этого через систему программ и отрасле-
вых схем. То есть генплан – это монито-
ринг, с помощью которого отслеживаются
каждый год все изменения в строительст-
ве и вносятся соответствующие корректи-
вы. Главным же остается то, что я сказал,
Москва должна остаться Москвой. Будем
ли мы очень хорошо жить, или у нас каж-
дый год дефолт будет случаться, высот-
ные здания около Кремля мы не имеем
права строить, как бы нам это не было вы-
годно. Есть намеченные цели, и есть мно-
жество путей их достижения. Мы не ука-
зываем путь, мы даем вектор, направле-
ние развития.
Приблизительно так же развиваются
и многие другие крупные города мира.
И мы сделали не худший вариант среди
подобных проектов развития больших го-
родов. Опыт развития других мегаполи-
сов был адаптирован, и сегодня успешно
применяется на русской земле.
Над генпланом трудился относительно
большой коллектив – порядка 100 человек.
Здесь, собственно, количеством не возь-
мешь. Для такой работы нужны только вы-
сококлассные специалисты. Возвращаясь
к вашему первому вопросу, хочу здесь,
кстати, заметить, что в архитектуре крайне
необходим период ученичества. Я считаю,
многие молодые архитекторы никогда
не смогут сделать больших проектов, пото-
му что «быстрые» деньги на коттеджах, на
интерьерах, на ландшафтах отдельных
усадьб – не дают возможности комплекс-
ного видения проблемы. Поэтому для раз-
работки генерального плана нужны были
специалисты, которые имеют как минимум
20-летний опыт работы в этой области.
– Совершенно очевидно, что столи-
ца развиваться отдельно от московской
области не может, Москва постоянно
расширяется. Насколько скорректиро-
ваны планы развития Москвы и облас-
ти, и как складываются Ваши отноше-
ния с областной администрацией.
– Мы ставим задачу, чтобы террито-
риально Москва больше не расширялась.
Я в такой ситуации всегда вспоминаю
анекдот, когда цыган смотрит на грязных
детей в луже и думает: этих помыть или
новых завести. Мы имеем большой недо-
строенный мегаполис и берем новые тер-
ритории, куда уходят все деньги. Неустро-
енность до 90-х годов исторического цен-
тра города была связана с тем, что мы по-
стоянно занимались расширением горо-
да. Поэтому мы поставили задачу макси-
мально продержаться на тех территориях,
которые есть у города, не залезая в освое-
ние новых площадок. Бутово и Митино –
это уже наши площадки, но новые –
в ближайшие 15 лет даже не просите. Вы
знаете, что альтернативные направления
развития города найдены: реконструкция
пятиэтажек, сокращение производствен-
ных зон, более активное строительство
в центре города и ряд других.
Если говорить об отношениях с облас-
тью, то административно мы разделены.
Поэтому вначале, еще при моем предшест-
веннике, была сделана концепция совмест-
ного развития Москвы и области, а потом
в рамках своих генпланов мы разбежались.
Но такие вопросы, как инженерное обору-
дование, транспортное развитие, пробле-
мы экологии могут быть решены только
совместно. Так мы и работаем.
– Основную нагрузку по выполне-
На градостроительном Совете с мэром
Москвы Ю.М. Лужковым и президентом
московского отделения Международной
академии архитекторов Е.Г. Розановым
На градостроительном Совете с мэром
Москвы Ю.М. Лужковым и президентом
московского отделения Международной
академии архитекторов Е.Г. Розановым
pg_0003
29
нию столичных функций берет на себя
центр Москвы. Это естественно. Рас-
скажите, пожалуйста, о том, что ждет
исторический центр Москвы.
– Житель столицы должен знать, что
у него в квартире всегда будут гости,
и нужно совершенно спокойно к этому
относиться. Самое страшное было для на-
шего города, когда в него хлынули люди,
которых заставила сюда идти нужда. Лю-
дям было плохо где-то жить, они приеха-
ли к нам, и со своими провинциальными
привычками стали жить в Москве. Беда
в том, что они не могли любить этот го-
род. Их жизнь заставила сюда прийти.
Многие социальные неразберихи
последнего периода застоя были связа-
ны с тем, что в Москве каждый год появ-
лялось более 100 тысяч людей, которые
не любят город. Причем это касается не
только Москвы, но и любой столицы,
любого мегаполиса.
Из исторического центра Москвы, мы,
в первую очередь, хотим убрать несвойст-
венные для него функции: приезд грузовых
машин, слишком большое скопление лю-
дей. Ведь там есть производственные зо-
ны, коммунальные объекты. Более 200
объектов, совершенно лишних в центре
столицы, будем вообще выводить из горо-
да. С администрацией подобных структур
будем договариваться, чтобы они ушли.
Нормальные люди сами понимают,
что делать стропы для парашютов в цент-
ре города необязательно. Свою террито-
рию в центре столицы лучше использо-
вать для других целей, а под производст-
во всегда можно построить себе ангар
где-нибудь в Бирюлево, и делать там
стропы. Правда часто оказывается, что
в России и так хватает подобных предпри-
ятий в других регионах.
– Историческую часть центра у нас
уже начали реконструировать, Арбат
сделали...
– Можно было предугадать, в принци-
пе, как это будет сделано. Мы, архитекто-
ры, после его реконструкции, говорили,
что Арбат «офонарел». Поставили фона-
ри, сделали лавочки, привлекли туда лю-
дей, а по сути ничего не изменилось. Такая
реконструкция должна захватывать не
только какую-то, условно говоря, визуаль-
ную составляющую. Сначала должна была
измениться «начинка» кварталов, изме-
ниться их функция, и только потом долж-
но появляться оформление – фонарики,
мостовая. Раньше люди приезжали на Ар-
бат в театр Вахтангова. А теперь сюда ста-
ли приезжать совсем за другим.
Поэтому, когда идет реконструкция
города, надо исследовать все составляю-
щие, нельзя вырывать одну из них и де-
лать определяющей.
Такой пример. Как вытеснили про-
ституток со знаменитой улицы Сен-Дени
в Париже. Сначала изменилась функция
этой улицы – на ней появились более
солидные заведения и фирмы. В итоге,
жрицы любви вынуждены были вслед за
спросом на их услуги отойти дальше
к Пигалю. Приблизительно также долж-
но было происходить и на Арбате, и в
других случаях.
– Как отражается на городских за-
дачах столичное бремя с точки зрения
Главного архитектора Москвы. Два
слова о переносе части столичных
функций в другие города России.
– Я эти призывы не первый раз слышу,
это издержки нашего менталитета. Когда
в России появился первый президент, ста-
ла очень популярной фраза Ломоносова,
что могущество России будет прирастать
Сибирью. С намеком на то, что лучше, чем
на родине первого президента, в Екате-
ринбурге, столицы быть не может. Так как
этот город лучше расположен географи-
чески, чем Москва. Сейчас у нас появи-
лись аргументы в пользу Питера. Я знаю,
что это серьезнейшая проблема, если
этим заниматься всерьез. А если это нуж-
но для каких-то конъюнктурных целей,
то это не мой вопрос.
– Я понял Вашу мысль так, что это
очень сложный вопрос, требующий
для его решения привлечения огром-
ных ресурсов, средств и времени.
– Перенос столицы государства – это,
в первую очередь, серьезное политическое
решение, которое тянет за собой большой
хвост экономических проблем. Чтобы было
более понятно, я могу добавить, что Москва
двести лет не была столицей, но она не ста-
ла Нижним Новгородом или Ярославлем,
она осталась Москвой, не превратилась
в провинциальный центр. Потому что у на-
шего города намного больше функций, чем
только столичные. Москва – это и транс-
портный узел – порт семи морей, авиа и же-
лезнодорожный узел, экономический и фи-
нансовый центр и.т.д. Почему Бонн было
легко перенести. Потому что этот город
имеет одну функцию. А мы, кроме прочего,
грандиозный промышленный, научный, ве-
личайший культурный центр, Москва –
историческая пуповина России, сохранив-
шая традиции и культуру предков. Поэтому
столичная функция для нас, всего лишь од-
на из многих важных составляющих.
Кстати, в Германии министерства на-
ходятся в разных городах. Но тут не надо
забывать масштабы России. А то, что
функции столицы могут выполнять и дру-
гие города – это действительно так.
– Вам по роду своей деятельности
приходится часто иметь дело с обще-
ственными организациями и объеди-
нениями. В первую очередь с теми, кто
помогает провести экологические
и общественные экспертизы новых
проектов, а также оппозиционных об-
щественных групп и объединений
граждан, выступающих против пред-
лагаемых проектов. Как у Вас склады-
ваются взаимоотношения с подобны-
ми общественными структурами.
Учитываете ли Вы мнение москвичей
при принятии решения о сносе или
строительстве того или иного объекта.
– Главный смысл всех общественных
организаций, мне кажется, выражен
в слове «любовь» – любовь к пенсионе-
рам, ветеранам, инвалидам, к животным,
даже к архитекторам. Это мое мнение.
Далее, если человек, который перед
тем, как займется каким-то серьезным во-
просом, не узнает мнение тех, для кого он
это делает, то он просто не профессионал
для начала. Раньше от нашей профессии
этого и не требовалось. Раньше мы лепили
квартиры и целые микрорайоны, не учиты-
вая особенности того контингента, который
собирался жить на этой территории. И по-
этому сегодня встречи с жителями тех или
иных районов – норма нашей работы. Если
у меня находится время, когда я проекти-
рую, то я встречаюсь с людьми, узнаю ситу-
ацию, и все конфликты заранее разрешают-
ся. Мы третье кольцо практически без кон-
фликтов построили, потому что система об-
ратной связи с жителями этих территорий
была налажена достаточно четко. Почему
я говорю про слово «любовь», ведь жители
в данной ситуации выражают не коллектив-
ный эгоизм, а любовь к своей территории.
Александр Викторович КУЗЬМИН
Председатель Комитета по ар-
хитектуре и градостроительству,
главный архитектор города
Москвы, Кавалер Золотого По-
четного знака «Общественное
признание»
Александр Викторович Кузьмин
родился в 1951 году в Москве.
1968–74 гг. – студент МАрхИ.
1974–87 гг. – работал в НИиПИ
Генплана г. Москвы, где прошел
путь от архитектора до началь-
ника архитектурно-планиро-
вочной мастерской.
1987–91 гг. – главный архитектор
НИиПИ Генплана г. Москвы.
1991–96 гг. – заместитель и пер-
вый заместитель председателя
Москомархитектуры, начальник
ГлавАПУ.
С 1996 года – Главный архитек-
тор г. Москвы, председатель
Москомархитектуры. Академик
РААСН. Академик МААМ. По-
четный член Академии архитек-
туры и строительных наук Укра-
ины. Заслуженный архитектор
РФ. Член Президиума Правле-
ния Союза архитекторов России.
Председатель Совета главных
архитекторов столиц СНГ. Пред-
седатель Совета главных архи-
текторов городов и муници-
пальных образований РФ.
Почетный строитель РФ, г. Моск-
вы и Московской области.
Александр Викторович – автор
и соавтор более 50 градострои-
тельных проектов, руководи-
тель авторского коллектива по
разработке Генерального плана
развития Москвы на период до
2020 года.
pg_0004
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
30
Вот, говорят, архитектуру любят мно-
гие, и мало кто архитекторов. Те, кто любят
архитекторов, – должны работать вооб-
ще-то на Союз архитекторов. Они будут
биться за архитекторов, а не за архитекту-
ру, за зарплату, за привилегии, за суды со-
вести. А вот любовь к Хамовникам, лю-
бовь к Замоскворечью, любовь к Царицы-
ну объединяет общественные объедине-
ния жителей с профессионалами в архи-
тектуре. Задача профессионалов в данной
ситуации – учитывать их мнение. Если по
какой-то причине мы не можем учесть их
пожелания и требования, то должны по-
дробно им объяснить ситуацию.
Начали строить третье кольцо в Ха-
мовниках и забыли про жителей. Сразу
начался конфликт. Наученные опытом
в Хамовниках, на Кутузовском проспекте
собирались с комитетом этих кварталов
и там, на открытии кольца, нам было ска-
зано спасибо. Понимаете. Профессиона-
лизм со стороны организаций, и любовь
к своей территории общественных струк-
тур – это нас объединяет. Потому что если
не будешь любить, нельзя в обществен-
ную организацию идти время отрабаты-
вать. А иногда получается, что идут в та-
кие структуры за деньгами, – тогда это
уже не общественная организация.
– Вы были одним из первых архи-
текторов, которому был вручен Зо-
лотой Почетный знак «Обществен-
ное признание», что для нас очень
важно, так как издатели нашего жур-
нала – общественные организации
Национальный фонд «Общественное
признание» и Независимая органи-
зация «Гражданское общество». Вы
имеете достаточно профессиональ-
ных наград, но наш Золотой Почет-
ный знак – это высшая общественная
награда в России, которая учитывает
не только высокий профессиона-
лизм, но и активную деятельность,
которая приносит пользу обществу,
нашим согражданам. Вам эта награ-
да была вручена, потому что москви-
чи видят, как меняется столица
к лучшему. Вообще, как Вы относи-
тесь к теме поддержки подвижников
в своей профессии. Кроме Москвы,
ведь такие подвижники и талантли-
вые люди есть и в других регионах.
– Я являюсь председателем Совета
главных архитекторов городов России,
мы регулярно встречаемся с коллегами,
и не только в Москве. Последняя встреча
у нас была во Владимире, до этого в Вол-
гограде, в Торжке, в Саратове, в Уфе
и т.д. Поэтому я очень хорошо знаком
с нашими коллегами, и должен сказать,
что жизнь у них очень тяжелая. Вы знаете,
я не про себя сейчас говорю, а про про-
фессию главного архитектора.
– Вы согласны, что они, в принци-
пе, подвижники.
– Конечно, согласен. В общем-то, да-
же потому, как часто и сколько нашего
брата снимают, можно судить о сложнос-
ти положения главных архитекторов. Мы
действительно подвижники. Потому что
главное в нашей профессии – это умение
говорить «нет», причем «нет» надо ска-
зать наверх, начальству. Отсюда седые
вески, вынужденная ротация кадров,
особенно в регионах, где экономическая
ситуация сложнее. В Москве рядом Союз
архитекторов России, рядом Академия,
мэр понимает, что градостроительство –
это очень важная для города вещь. А там,
в провинции, где идет постоянная кару-
сель с выборами, там вообще ребята сле-
тают один за одним. Неугодное слово –
и человека нет. В такой ситуации нужно
иметь мужество говорить «нет».
Где власть понимает, что архитекту-
ра и градостроительство – это вопрос
такой же важный, как и пенсия – там все
в порядке. У некоторых архитекторов
задача очень тяжелая, они не могут ни-
чего сделать – нет денег, но они не
должны позволить испортить город. Та-
кой город, например, как Владимир –
он не испорчен. Почему. Потому что там
всегда были и есть сильные главные ар-
хитекторы. Не дать испортить, особен-
но, при безденежье – вот это подвиг.
Потому что нашим новым коммерсан-
там хочется быстро что-то сделать в ис-
торическом центре, заработать деньги,
в хорошем смысле этого слова – для го-
рода, для социальных служб и т.д.
А приходится говорить «нет».
– Вы, Александр Викторович, были
руководителем авторского коллекти-
ва реконструкции Старого Гостиного
двора, возглавляли авторский кол-
лектив всего комплекса в Куркино,
один из авторов памятника князю
Горчакову и многих других замеча-
тельных объектов, радующих сегодня
москвичей. Как-то Вы заметили, что
основная задача Главного архитекто-
ра – сдерживать архитектурные фан-
тазии других. Удается находить вре-
мя для личного творчества, есть ли
у Вас новые проекты.
– Это я говорил. Но, в принципе,
я конкретными проектами занимаюсь
только тогда, когда мне это или прика-
жут, или очень уж хочется. Очень хочет-
ся заниматься третьим транспортным
кольцом – это моя любимая работа на
этот момент, а до этого была МКАД, был
Гостиный двор. Но мои главные задачи
совершенно другие. Первая задача – это
создать законодательную базу в градост-
роительстве Москвы. Вторая – наладить
эти песочные часы генерального плана.
И третья – привлечь работать в город как
можно больше хороших архитекторов.
Сдерживаю я фантазии других толь-
ко в рамках правил генерального плана.
Внутри этих рамок я сдерживать творче-
ство как раз не вправе. Ведь архитектор
– это же, в конечном счете, художник,
правильно.
– Вы сказали про художника, а Ва-
ши предпочтения в искусстве, напри-
мер, в живописи, в литературе.
– Если говорить о живописи, я очень
люблю провинциальные музеи. Я не од-
нолюб. Люблю разные стили и направле-
ния в живописи, в скульптуре. А почему
люблю провинциальные музеи. Вот при-
ходите вы в Третьяковку – зал Брюллова,
зал Врубеля, – глаза разбегаются, ничего
сообразить не можете. Приезжаю
в Псков, а там один эскиз Врубеля, одна
картина Брюллова и один Григорьев,
а все остальное – местные художники.
Я из тех, кто копается. Я не воспринимаю
понятие «стиль», я люблю выбрать что-
нибудь из этого стиля. В какой-то момент
я был увлечен Врубелем, в какой-то мо-
мент Нестеровым. И мне нравится во-
зиться внутри их творчества и искать то,
о чем они мне хотели сказать.
– Чем занимаетесь в редкие сво-
бодные минуты.
– В принципе, у меня как бы два увле-
чения, которые сопровождают меня всю
жизнь. Для себя я всегда рисую. Я это де-
лаю только для себя, никогда не выстав-
ляюсь. Мои работы – это небольшая гра-
фика, которую я иногда показываю дру-
зьям. И второе – это копание в русской
истории, здесь я не оригинален, это об-
щероссийское, каждый из нас это делает.
– Преемники у Вас есть.
– Я могу так сказать, что я первый ар-
хитектор в семье, а за мной уже идет
шлейф. И это связано с тем, что профес-
сия сама по себе очень интересна.
– Спасибо, Александр Викторович,
за исчерпывающие ответы на наши
вопросы.
Беседовал А. СЕДОВ,
фото: А. ЧЕРНОВ
С председателем
Московской Городской
думы В.М. Платоновым
С председателем
Московской Городской
думы В.М. Платоновым