ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
38
Сегодня мы представляем
читателям нашего журна-
ла вторую часть беседы
в «гостиной» редакции
с директором Института
проблем гражданского
общества –
Марией Александровной
СЛОБОДСКОЙ. Этот уни-
кальный в своей области
специалист уже почти
двенадцать лет занимает-
ся созданием и поддерж-
кой различных общест-
венных некоммерческих
и благотворительных ор-
ганизаций. Структура, со-
зданная Марией Алексан-
дровной, оказала за это
время благотворитель-
ную помощь многим ты-
сячам не только конкрет-
ных нуждающихся лю-
дей, но и огромному коли-
честву организаций. Од-
ним словом, это блестя-
щий практик, прекрасно
разбирающийся в самых
тонких оттенках реаль-
ных проблем, окружаю-
щих сегодня гражданское
общество в России.
О
БЩ
ЕСТВЕ
Б
Е
С
Е
Д
Ы
О
ГРА
Ж
Д
А
Н
СК
О
М
pg_0002
39
– Если сравнить работу неправи-
тельственных организаций и госу-
дарственных структур, то где лучше
или наглядней видна разница.*
)
В первую очередь это оператив-
ность реагирования. Общественные
организации – это такой инструмент,
который очень четко и чутко реагирует
на все процессы. Не только постфак-
тум, но и часто опережая их. Ведь госу-
дарству для того, чтобы заняться про-
блемой, скажем, беженцев и вынуж-
денных переселенцев нужно, чтобы та-
ких людей набралась критическая мас-
са. Когда проблема становится гло-
бальной, только тогда государство
и берется за нее. Общественная орга-
низация начинает заниматься такой
проблемой уже тогда, когда появляют-
ся только первые беженцы. В таких си-
туациях неправительственная органи-
зация – это более чуткий барометр то-
го, что происходит. И пока государство
начинает разворачивать свою машину
и думать, как бороться с проблемой, –
люди страдают, проблемы копятся. Как
только началась война в Чечне, и люди
стали оттуда уходить, сразу появились
и общественные организации, помога-
ющие им. Как только социальная поли-
тика государства в какой-то области
проваливается: например, пенсионе-
рам не платят пенсии, сразу возникает
организация, которая борется за не-
медленные выплаты. И подобные при-
меры можно приводить долго.
Неправительственная организация
видит самое начало проблемы, наби-
рает с каждой новой группой бежен-
цев и переселенцев опыт, исследует
ситуацию, этнические и прочие осо-
бенности, положение на конкретный
момент в регионе. Поэтому у нее есть
время от первой до массовой волны
выработать какие-то механизмы, фор-
мы помощи этим людям и способы ре-
шения этой проблемы.
– Часть неправительственных ор-
ганизаций считает для себя главным
противником государство...
– Я думаю, что первые пять лет зна-
чительное количество организаций про-
тивопоставляли себя государству. Это
было вызвано неверием в конструктив-
ный диалог. Государственные структуры
вообще не воспринимали неправитель-
ственные организации: «что это такое,
откуда это вылезло на нашу голову.».
И люди, натыкаясь на такую политику
государства, естественно, находились
в полной оппозиции. Они его критико-
вали, они просто отторгали государство
и противопоставляли себя: вот машина
для подавления, вот бюрократы, а мы
свободные граждане, которые создали
свободное независимое объединение.
Это была начальная волна, опьянение
свободой, как впрочем и в других обла-
стях – в политике, в экономике, везде.
Чем более тяжелыми становились
проблемы, чем больше действовали са-
ми организации, чем более сложные си-
туации им приходилось разрешать, тем
больше они понимали, что без взаимо-
действия с государством они просто не
смогут. Если ты создал организацию,
для того чтобы защищать интересы тре-
тьих лиц, и опекаешь стариков, детей,
инвалидов, то даже если тебе лично не
хочется по каким-то причинам взаимо-
действовать с кем-то из власти, – это
только твоя личная проблема. В интере-
сах опекаемых тобою людей ты обязан
с любой властью взаимодействовать,
если это хоть на мизер улучшает их по-
ложение. Если речь идет о помощи ин-
валидам, старикам, об отстаивании их
пособий или о больных детях, о поме-
щении их в какие-то интернаты, улучше-
ние жизни в этих интернатах, как же ты
можешь не взаимодействовать с госу-
дарственными структурами. Это невоз-
можно. Поэтому в течение довольно ко-
роткого срока подавляющее большин-
ство организаций пришло к верному
выводу: необходимо взаимодействие.
Если мы хотим улучшить жизнь в целом,
то все части этой системы должны обя-
зательно взаимодействовать. И поэтому
осталась очень маленькая группа людей
– правозащитники и экологи, – которая
продолжает по крайней мере деклари-
ровать государство противником, но
и они взаимодействуют сегодня с влас-
тью. Слава Богу, встреча общественнос-
ти с президентом ясно показала, что
и государство повернулось наконец-то
лицом к некоммерческим самодеятель-
ным общественным организациям.
– А как складывается ситуация
в регионах.
– На региональном уровне взаимо-
действие осуществляется более интен-
сивно. Общественные организации,
которые заняты местными проблема-
ми, лучше контактируют с властью, чем
организации на федеральном уровне.
В некоторых регионах, там, где более
«продвинутая» администрация, со-
трудничество осуществляется очень
тесно. И здесь очень показательна
Москва. В Москве сотрудничество,
или, лучше всего сказать взаимодейст-
вие власти с общественными органи-
зациями, имеет очень многочислен-
ные и не плохо развитые формы. Если
мы возьмем, например, правительство
Москвы, то при каждом департаменте
есть общественный совет. Я Вам долж-
на сказать, что в значительной мере
это очень влиятельные органы, кото-
рые могут существенно повлиять на
решения профильного департамента.
В Москве создан Городской благо-
творительный совет – орган, в котором
представители общественности имеют
третью долю голосов. Он состоит из трех
составляющих: депутатский корпус,
представители правительства Москвы
и представители общественности. Вот
такой орган, который по существу рас-
поряжается определенной частью бю-
джетных средств налога на прибыль,
и в нем голос общественности слышен
совершенно отчетливо. Это очень важ-
ный показатель, это одна из самых эф-
фективных форм сотрудничества.
И что интересно, – больше половины
законодательных актов Москвы содер-
жат упоминания об общественных или
некоммерческих организациях. Такого
нет ни в одном другом регионе. Мы
анализировали, например, законода-
тельства Орловской области, Курска.
Там это исключение из правил.
В Москве стало правилом создание за-
конодательных актов вместе с общест-
венностью. Это показатель, насколько
правительство Москвы признает фор-
му совместной деятельности с общест-
венностью продуктивной.
Сейчас в значительном количестве
регионов создаются такие обществен-
ные палаты и советы при губернаторах
или высших чиновниках. К сожалению,
в очень маленьком количестве регио-
нов они действуют эффективно. Но это
тоже издержки роста – мало времени
прошло. Там, где власти найдут реаль-
ную форму взаимодействия с общест-
венной палатой, и оно будет конструк-
тивным, там этот орган будет существо-
вать. Это нормальный процесс.
– Мария Александровна, а как
в регионах отнеслись к встрече прези-
дента Владимира Путина с предста-
вителями неполитических организа-
ций в День независимости России.
– Я по разным делам в течение меся-
ца была не так давно в пяти регионах.
Руководители общественных организа-
ций и их представители, с которыми
я там встречалась, пристально следят за
отношением высших руководителей
страны к общественным организациям.
И возлагают большие надежды на то
внимание, которое было оказано прези-
дентом именно представителям общест-
венных структур. Для них встреча с пре-
зидентом имела очень важное значе-
ние. Серьезные надежды в регионах
возлагают и на тот орган, который пока
условно именуется «палатой». Есть на-
дежда, она будет являться действитель-
но трибуной для широкой общественно-
сти, и не превратится в эти мертворож-
денные общественные палаты, которые
сейчас существуют. Не превратится
в бюрократический орган, или в гово-
рильню, каким, например, был уже По-
литический консультативный совет.
Если удастся сделать этот орган ра-
бочим, то развитие общественных
объединений и некоммерческих орга-
низаций будет ускорено. За счет чего.
Этот орган или какие-то группы, кото-
рые при нем будет созданы, помимо
*
)
Окончание. Начало в предыдущем номере журнала
pg_0003
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
40
зрения, не менее важной задачей явля-
ется содействие вообще развитию ин-
фраструктуры некоммерческого секто-
ра. Я имею в виду как бы поддерживаю-
щие конструкции, которые позволяют
этому сектору выравниваться и разви-
ваться более интенсивно. Что я имею
в виду... Положим, в каких-то крупных
городах есть свободный доступ к сред-
ствам информации, много средств ком-
муникаций, много специальной техни-
ки, компьютеров. Там проходят много
разных мероприятий и семинаров. Но
если организации расположены далеко
от региональных центров, то они ничего
этого не имеют, и поэтому являются
очень слабыми. Не имея никакой связи,
развиваются, как получится, варятся,
как говорится, в собственном соку. Если
расширить доступ таких организаций
к коммуникациям, или создать по тер-
риториальному признаку какие–то кус-
товые структуры, которые могли бы их
поддерживать, то тогда, мне кажется,
что общественная активность не была
бы исключительным приоритетом круп-
ных населенных пунктов.
– То есть создать сеть информа-
ционно-методических центров, ко-
торые будут поддерживать общест-
венную инициативу на местах.
– Заниматься образованием этих ор-
ганизаций, помогать им с разных точек
зрения. Такая Палата, я считаю – это ее
одна из ключевых функций, – могла бы
представлять президенту пакеты пред-
ложений, разработанные общественны-
ми организациями, по улучшению ситу-
ации в какой-нибудь области или от-
расли. Здесь уже я имею в виду не при-
нятие законов, а юридическую поста-
новку вопроса законодателям. Берется
весь набор предложений от любых ор-
ганизаций, которые имеют практичес-
кий опыт работы, и формируется пакет,
например, экологического образования
или просвещения. Они готовы его осу-
ществлять. Мало того, есть уже готовые
методы и практические наработки. Вы-
страивается пакет предложений госу-
дарству от организаций, которые знают,
как решить проблему, и готовы ее ре-
шить. Они предлагают взять проблему
на себя, потому что делают подобную
работу каждый день. В общем, в любой
области, везде, где работают общест-
венные организации, независимо от их
месторасположения, могут формиро-
ваться такие пакеты. И мне кажется, что
Палата, которая будет иметь прямой
выход на президента, сможет представ-
лять такие пакеты предложений непо-
средственно ему. Сейчас отдельные
организации не могут продвинуть да-
же очень полезные, важные инициати-
вы, натыкаясь на разные бюрократиче-
ские препоны. Такие виды деятельнос-
ти Палаты не только укрепят конструк-
тивное взаимодействие общественности
Сотрудник СиД и СР УВД
Ленинградской области
получает книги
для исправительных
учреждений области
Сотрудник СиД и СР УВД
Ленинградской области
получает книги
для исправительных
учреждений области
распространения информации – что
очень важно, помимо экспертизы раз-
личных общественных и государствен-
ных проектов и реализуемых программ,
помимо разнообразных научных иссле-
дований, которые также исключительно
важны, помимо всего этого, сможет
продвигать общие для всех некоммер-
ческих организаций интересы. Напри-
мер, в Думе в течение многих лет лежит
ряд законов, которые прошли опреде-
ленные процедуры: например, закон
«О фондах» или закон «О социальном
заказе» – им пока нет никакого движе-
ния. Палата не только могла бы выяс-
нить, что с этими законами происходит,
но и доработать их, внести предложе-
ния по их реализации и, может быть,
продвинуть, пролоббировать их.
Я знаю, например, что сложилась
совершенно идиотская ситуация с на-
логообложением организаций, кото-
рые занимаются благотворительнос-
тью. Они должны платить социальный
налог, а с тех, кому оказывается благо-
творительная помощь, удерживают
еще и подоходный налог. Эта ситуация
всеми общественными организация-
ми, да и любыми нормальными людь-
ми, признается абсолютно сюрреалис-
тической. Но сколько отдельные орга-
низации ни проводили кампаний по
отмене этой дикости, как видите, они
до сих пор не принесли никакого ре-
зультата. А наличие таких «палок в ко-
лесах» существенно уменьшает воз-
можность организации оказывать бла-
готворительную помощь.
Мне представляется, что одной из
функций этой Палаты является защита
общих интересов. Другой, с моей точки
с государством, но и дадут совершенно
конкретный результат. Это уже сегодня
вполне возможно, но только там, где
общественность может взять на себя не
только функцию, но и ответственность –
то, о чем собственно и говорил прези-
дент на встрече. Мне бы очень хотелось,
чтобы таким образом предложения об-
щественности могли доводиться до пре-
зидента.
– Если Палата станет мощным ор-
ганом, который может быть услы-
шан не только президентом, но и его
окружением, теми чиновниками, от
которых зависит решение многих
вопросов, то, естественно, она под-
нимет авторитет и статус обществен-
ных организаций вообще.
– Президент проявил интерес не
только к крупным, но и к местным орга-
низациям. Этим он как бы сказал: я со-
брал тех, кто делает дело. Давайте рабо-
тать. Я лично восприняла и состав участ-
ников, и общую атмосферу встречи, как
приглашение к интенсивной работе.
– И что нужно делать.
– Сейчас, мне кажется, нужно сде-
лать так, чтобы на форуме присутство-
вал самый широкий круг организаций.
Самый широкий.
Мне кажется очень важным, чтобы
на форуме были высказаны самые раз-
ные мнения. Основная задача форума –
создать площадку для постоянного диа-
лога. Обозначить ее функционал. Мо-
жет быть, определить персоналии, ко-
торые форум посчитает нужным делеги-
ровать в Палату. Форум – площадка для
очень широкого диалога. Палата – для
выработки консолидированных мнений
по каким-то конкретным вопросам. По-
скольку участники встречи 12 числа при-
гласили президента выступить на фору-
ме, и он дал свое согласие, я думаю, что
на нем будет широко обнародовано
мнение власти, в частности президента
о том, каким в ближайшей перспективе
он видит взаимодействие власти с об-
щественными организациями.
Беседовал Аркадий СЕДОВ