НАВСТРЕЧУ ГРАЖДАНСКОМУ ФОРУМУ
42
Сергей Александрович МАРКОВ
(1958 г. р.)
Директор института политичес-
ких исследований.
Доцент, преподаватель полито-
логии в МГУ им. М.В. Ломоносо-
ва. Главный редактор иностран-
ной редакции интернет-изда-
ния «Страна.Ru».
Исполнительный директор Ас-
социации центров политическо-
го консультирования. Член сове-
та Российской ассоциации поли-
тических наук.
Секретарь-координатор Оргко-
митета предстоящего Граждан-
ского форума.
Принимает активное участие в
российской политической жиз-
ни, является автором книг, по-
священных развитию демокра-
тического движения в России.
Имеет множество публикаций в
ведущих российских и зарубеж-
ных изданиях.
ПРОБУДИТЬ
ОБЩ
ЕСТВЕННУЮ
АКТИВНОСТЬ»
«НАШ
А М
ИССИЯ –
Сергей МАРКОВ:
– Сергей Александрович, как из-
вестно, инициатором встречи Вла-
димира Путина с представителями
общественных и некоммерческих
организаций, которая состоялась
12 июня в Кремле, была Админист-
рация Президента. Это довольно ве-
сомый шаг навстречу гражданскому
обществу России. Проведение Граж-
данского форума и приглашение на
него Президента РФ является ини-
циативой общественных некоммер-
ческих организаций. Как Вы думае-
те, Форум – ответная реакция на эту
встречу или очередная разнарядка
по сбору участников Гражданского
форума, за которой снова стоят вла-
стные структуры. Есть ли явные при-
знаки налаживания отношений
между государством и обществен-
ными организациями.
– Да, действительно непосредствен-
ным инициатором проведения встречи
Президента РФ с общественностью бы-
ла Администрация Президента, но не
без содействия общественных неком-
мерческих организаций. На этой встре-
че мы, как представители гражданского
общества, акцентировали внимание
властей на том, что прогресс в совре-
менном обществе абсолютно немыс-
лим без демократических преобразо-
ваний в стране, без гражданской обще-
ственной инициативы, при отсутствии
pg_0002
43
сотрудничества и диалога обществен-
ных структур со всеми ветвями власти.
Как известно, итогом этой встречи
явилось создание Оргкомитета Граж-
данского форума, состоящего из пред-
ставителей разных общественных струк-
тур и органов власти, миссией которого
является подготовка к проведению
предстоящего Гражданского форума.
– Вы, Сергей Александрович, яв-
ляетесь секретарем–координатором
предстоящего Гражданского фору-
ма. Не могли бы Вы описать задачи,
которые может решить столь мас-
штабное обсуждение проблем ста-
новления гражданского общества
в России. И какие, на Ваш взгляд,
трудности необходимо преодолеть
оргкомитету при подготовке к фору-
му для его успешного проведения.
– Нужно избежать завышенных
ожиданий. И, в соответствии с этим,
надо четко, понимать какие задачи
нельзя ставить перед Гражданским фо-
румом. В частности, никто не ставит за-
дачу за короткий срок окончательно
построить гражданское общество
в России. Это можно использовать
в качестве тезиса. Ставится задача –
расширить возможности для спонтан-
ного развития гражданского общества.
При этом те проблемы, вопросы, кото-
рые должны быть решены, решает са-
мо гражданское общество, а не властные
Вторая очень важная задача. Этот
форум должен заявить о том, что в об-
ществе появилась некая новая реаль-
ность, которую люди пока не замечали.
Например, они до сих пор так и не заме-
тили, что исчезли олигархи, но появля-
ются новые общественные субъекты
в форме гражданских союзов.
Вот поэтому этим форумом мы хотим
показать всем ветвям власти, что уже ре-
ально существуют и гражданские союзы,
и общественные некоммерческие орга-
низации. Мы хотим их привлечь к созда-
нию при различных органах власти но-
вых структур типа общественных, кон-
сультативных палат, предназначенных
для общественной экспертизы или диа-
лога власти с общественностью. А во-
вторых, мы полагаем, что эти перемены
заметят и учтут и средства массовой ин-
формации и тем самым как бы повернут
телекамеры от уже исчезнувших олигар-
хов к вновь созданным гражданским со-
юзам, понимая, что гражданское общест-
во – это важный субъект в общественно-
политической жизни России. Здесь мы
решаем и важную проблему морального
обновления общества, показывая, что не
все в нашей стране делается ради денег.
Что на самом деле существуют сотни
тысяч, даже миллионы людей, которые
бесплатно работают для общественного
блага; и что это не стыдно – заниматься
общественной деятельностью.
структуры. Это – первое. Во-вторых,
необходимо изменить законодатель-
ную базу существования общественных
организаций в России, чтобы легче бы-
ло регулировать направленность и ха-
рактер их деятельности. Ну, например,
существует социальный налог, который
достаточно серьезно угнетает многие
организации, то есть налоговое зако-
нодательство по ряду параметров при-
равнивает организации общественные
к организациям предпринимательско-
го типа. А ведь это естественно, что
миссией общественных организаций
не является зарабатывание денег, им
не из чего платить.
И последнее, мы должны помочь
обществу стать как бы субъектом для са-
мого себя. Создать информационную
сеть, совместные средства массовой ком-
муникации; это позволит формулировать
свою позицию по актуальным обществен-
но-политическим проблемам. Тем самым
мы и будем способствовать созданию
гражданского общества в России.
– У нас государство делало в со-
циальной сфере все, в Америке госу-
дарство все проблемы переложило
на общественность и на их союзы
и не собирается обратно брать на се-
бя ни одну из этих проблем. Сможем
ли мы в России избежать подобных
крайностей. Не самоустранится ли
в итоге и наше государство от всех
социальных проблем.
– Во-первых, это уже произошло.
Государство уже во многом самоустра-
нилось, и проблема выживания во мно-
гом возлегла на общественность. В со-
ответствие с этим развивалось и граж-
данское общество: если на начальном
этапе это были политически ориентиро-
ванные организации, так называемые
правозащитники, то в последующем мы
видим их трансформацию в граждан-
ские союзы, ориентированные на соци-
альную сферу, на взаимо-, самопо-
мощь – это благотворительные фонды,
организации, направленные на защиту
инвалидов, ветеранов войны и т.д.
На общественной конференции «Навстречу
Гражданскому форуму» в Санкт-Петербурге
После встречи в Кремле представителей не-
политических, некоммерческих общественных
организаций с Президентом РФ В. Путиным
С. Марков и В. Третьяк обсуждают проблемы
становления гражданского общества в России
Наша миссия – пробудить общест-
венную активность, чтобы социальный
статус активистов гражданского обще-
ства резко увеличился, чтобы в обще-
ственные структуры приходили сотни
тысяч новых людей, чтобы они не стес-
нялись этого делать. Россия должна
стать более моральным государством,
где общественная активность считает-
ся почетным и важным делом.
pg_0003
НАВСТРЕЧУ ГРАЖДАНСКОМУ ФОРУМУ
44
и это позитивно скажется на развитии
гражданского общества. С другой сторо-
ны, существует противоречие между так
называемыми долговременными
и кратковременными целями власти.
Власть понимает, что долговременной
целью является развитие гражданского
общества как основы демократии и ин-
ститута, позволяющего гражданам реа-
лизовать свою активность. Если кто-то
хочет совершенствовать процесс обра-
зования – он должен иметь возмож-
ность пойти в общественные организа-
ции и через них улучшать это образова-
ние. С другой стороны, власть заинтере-
сована в решении и кратковременных
задач: принятие Земельного кодекса,
Трудового кодекса и др. Таким образом,
для первой цели она стремится содейст-
вовать развитию гражданских союзов,
а для второй стремится манипулировать
ими, но это, на мой взгляд, нормальное
противоречие, в рамках которого суще-
ствует любая власть и в любой стране.
Еще более нормальным – я бы даже ска-
зал, сверхнормальным, является то, что
наша власть это прекрасно сознает. Она
прекрасно сознает, что такое противоре-
чие существует. Она иногда сдает назад,
потому что думает: ага, мы не должны
ради кратковременных целей жертво-
вать целями долговременными. И пока
мы вполне удовлетворены сотрудниче-
ством с властью именно потому, что она
– Достаточно часто можно услы-
шать голоса, утверждающие, что
власть с помощью общественных
структур в качестве инструмента все-
го лишь добивается своих целей.
Сможет ли Гражданский форум дать
исчерпывающий ответ на подобные
заявления.
– Все идет нормально. Всякий, участ-
вующий в том или ином процессе, ищет
какую-то выгоду для себя. Ну, например,
человек, который решил с друзьями
пойти в баньку или поиграть в теннис,
также пытается извлечь для себя из этого
пользу. Эта выгода может быть – просто
отдохнуть душой, немножко рассла-
биться в обществе старых друзей. Все
добиваются своих целей.
– А что тогда общество выигры-
вает от этого.
– Во-первых, общество заинтересо-
вано в том, чтобы власть решала свои
задачи, в число которых входят выра-
ботка нормальной экономической по-
литики, постановка и правильное реше-
ние стратегических задач, экономичес-
кий рост, своевременная выплата зар-
платы, пенсии, строительство новых до-
рог, бесперебойная работа электричест-
ва, отопительных систем, борьба с пре-
ступностью и т.д. и т.п. Все это входит
в сферу деятельности власти. Если
власть достигает поставленных целей,
то она выполнит эти задачи прекрасно,
и государства. В частности, совмест-
но с руководством силовых структур
проводятся постоянно действующие
гражданские благотворительные
акции: «Мужество и милосердие» –
в поддержку правоохранительных
органов, сотрудников МВД, Феде-
ральной службы безопасности, вои-
нов-пограничников с целью прояв-
ления общественной солидарности
с участниками специальных и анти-
террористических действий, под-
держки высокого морального духа
у защитников Отечества, оказания
адресной благотворительной фи-
нансовой помощи госпиталям и ре-
абилитационным центрам, ране-
ным и семьям погибших воинов, ве-
теранам силовых структур. Другой
пример, министр труда и социаль-
ного развития РФ, участвуя в одной
из таких акций обещал добиться
выделения дополнительных госу-
дарственных средств в качестве фи-
нансовой материальной помощи
им, а также госпиталям, детским
домам и т. д. Он выполнил свое обе-
щание, перечислив денежные сред-
ства на осуществление вышеука-
занных программ. Какой Вы видите
роль нашей и подобных организа-
ций в передаче другим обществен-
ным структурам уникального опыта
и наработанных методик при их
осознает, что наряду с кратковременны-
ми целями у нее должны быть и цели
долговременные. И в кратковременных
целях мы иногда союзники, в долговре-
менных целях мы – безусловные союз-
ники. То есть это все нормально. Это,
может быть, одна из самых ключевых
фраз, которой мы должны характеризо-
вать наш процесс: все идет нормально,
так и должно быть, примерно так и про-
исходит во всех странах.
– Сергей Александрович, как из-
вестно, одной из главных задач Не-
зависимой организации «Граждан-
ское общество» является укрепле-
ние диалога и всестороннего взаи-
модействия гражданского общества
взаимодействии со всеми ветвями
власти.
– Мне кажется, что, безусловно, та-
кая деятельность нужна. Люди должны
находить такие структуры, которые ре-
ально могли бы оказывать благотвори-
тельную помощь особо нуждающимся.
Вот, на примере Чечни мы можем ви-
деть, что в достаточно серьезный граж-
данский конфликт вовлечены миллио-
ны людей, очень многие из них уже по-
страдали, стали жертвами этого чудо-
вищного конфликта. И, конечно же,
именно они сейчас нуждаются в реаль-
ной поддержке: это и мирные жители,
и семьи погибших военнослужащих. Им
необходима материальная и мораль-
Надо быть
поближе
к природе,
друзья...
Надо быть
поближе
к природе,
друзья...
...вот так-то!
...вот так-то!
pg_0004
45
ная, а также психологическая помощь,
чтобы они одновременно путем проще-
ния друг друга нашли некие формы вза-
имного общежития. Различного рода
раны от этой реальной гражданской
войны должны зарасти, и для этого не-
обходима, конечно же, максимальная
поддержка общественных структур.
И я знаю, что многие люди из сферы
бизнеса, да и просто обыкновенные
граждане, были бы рады оказать кому-
то поддержку, помощь, но они не знают
как, а у некоторых не хватает на это вре-
мени – и они просто ждут, когда кто-ни-
будь придет и скажет: «Вот предоставь-
те нам определенные условия, а мы
здесь все организуем. Вам остается
только реально помочь этим людям».
– Вы как директор института по-
литических исследований принима-
ете непосредственное участие сов-
местно с нашей организацией в реа-
лизации долгосрочного молодежно-
го проекта «Политика XXI век. Буду-
щая элита России», в рамках которо-
го проводятся ежегодные летние
политологические школы Междуна-
родного молодежного политическо-
го форума «Форос–2001». Как Вы
считаете, какие вообще перспективы
развития этого проекта, и в какой
степени это способствует формиро-
ванию молодых политиков, опреде-
ляющих будущее «лицо России».
– Исключительно нужное дело! Если
говорить, к примеру, о молодых поли-
тиках, то такие школы формируют поли-
тические качества у всех: и у будущих
политиков, и у будущих бизнесменов,
и у будущих журналистов и т.д.
Дело в том, что сегодня необходи-
мость в формировании политических
качеств востребована фактически во
всех отраслях общественной деятельно-
сти. Что в данном случае мы понимаем
под политикой: это способность выра-
ботать свою собственную стратегию де-
ятельности в рамках высокой степени
неопределенности; во-вторых, вырабо-
тать стратегию уже по отношению к кон-
кретным союзникам и конкретным про-
тивникам. Затем, аккумулировать ре-
сурсы в поддержку своих инициатив;
научиться объективно оценивать себя
в той или иной ситуации; уметь пода-
вать себя в общественном пространст-
ве; уметь строить свой и разрушать
имиджи своих противников. Именно
это, я бы сказал, и есть настоящая поли-
тика, которая требуется на самом деле
всем: и бизнесменам, и журналистам,
и общественным активистам. Вот этому
мы и стараемся научить ребят. Одно-
временно все ребята имеют уникальную
возможность не только послушать мас-
тер-класс, лекции, семинары, «круглые
столы», но и в неформальной обстанов-
ке пообщаться друг с другом, а также со
своими возможными будущими рабо-
тодателями.
Поэтому я считаю, что это весьма
перспективное направление, тем более,
что Россия сейчас на самом деле крайне
нуждается в кадровой революции, в но-
вом поколении менеджеров – людей,
которые взяли бы от «красных директо-
ров» чувство социальной ответственно-
сти и преданности своей стране, а от но-
вого поколения умение выстраивать
свою собственную стратегию и готов-
ность действовать в конкурентной сре-
де, и понимать реальность современно-
го мира. Необходимо отказаться от за-
частую слабой инициативности, от кон-
серватизма «старого», советского поко-
ления менеджеров. Мы считаем, что
это, конечно же, одно из самых пер-
спективных направлений и мы очень
рады, что ваша общественная Незави-
симая организация «Гражданское об-
щество» непосредственно сотрудничает
с нами в этом проекте.
– Гражданский форум – событие
знаковое, которое свидетельствует
о новом подходе к работе с общест-
венными организациями. Вроде бы
впереди у гражданского общества
в России более светлые времена. Не
помешает ли этому резкое обострение
международной обстановки в связи
с трагическими событиями в Америке,
которое может вызвать некоторое
сворачивание гражданских свобод.
общество не может развиваться само
по себе. Ведь, например, в Европе
и в Америке это самое гражданское
общество двести, триста лет разви-
валось без всякой помощи со сторо-
ны государства. Зачем же нам нужна
такая помощь.
В том-то и дело, что в Европе граж-
данское общество развивалось относи-
тельно без стеснительности, без больших
проблем в течение двухсот-трехсот лет.
И это было его естественное развитие.
У нас не было столько времени. У нас бы-
ли проблемы во взаимоотношении с го-
сударством, в силу этого гражданское об-
щество оказалось значительно менее раз-
вито. Поэтому-то мы и стоим перед ди-
леммой: либо идти дальше, как европей-
цы и американцы – но тогда мы будем
хронически опаздывать; либо обеспечить
стратегию догоняющего развития в эко-
номике, в формировании политических
институтов, гражданского общества.
А для такого догоняющего развития не-
обходима активная роль государства,
в котором ключевые позиции могли бы
занять те люди, которые были бы заин-
тересованы в скорейшем развитии
гражданского общества. Именно такую
стратегию я вижу в лице нынешнего ру-
ководства страны. И гражданское об-
щество должно контролировать госу-
дарственные институты.
Марина САВЧЕНКО
– Вы знаете, угроза ограничения
гражданских свобод, конечно же, суще-
ствует. Это реальное столкновение двух
парадигм, двух принципов: принципа
безопасности и принципа свободы. Но
это – реальное жизненное противоре-
чие, которое было всегда. Сейчас оно
просто, может быть, немножко будет
скорректировано; может быть, будет
поменьше политкорректности. Поэтому
ничего абсолютно трагического я здесь
не вижу: ну, чуть-чуть будет другая фор-
ма. Это было всегда и будет всегда.
– И последний вопрос. А зачем во-
обще нужно государство. Чтобы сти-
мулировать развитие гражданского
общества. Неужели гражданское
С дочкой
Дашей
Безумству
храбрых
поем мы
песню...