ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
46
– Вячеслав Алексеевич, прежде
всего, позвольте акцентировать
Ваше внимание на проблеме граж-
данского общества в России. Как
Вы полагаете, в сложившихся сего-
дня в нашей стране политических,
экономических и социальных усло-
виях каковы причины очевидной
слабости гражданского общества
в России.
– В первую очередь, исторические.
Гражданское общество в России нача-
ло складываться лет на шестьсот поз-
же, чем в странах Запада. Реально
о зачатках гражданского общества
можно говорить только применитель-
но ко времени после реформ Алексан-
дра II, после отмены крепостного пра-
ва, появления земств. Да и тогда, с 60-х
годов XIX века, оно просуществовало
не так долго – лишь до гражданской
войны. А нынешний этап развития на-
чался только десять лет назад. Естест-
венно, что развиться за десять лет
гражданское общество, к тому же не
имеющее исторических корней, про-
сто не могло.
В государстве тоталитарном, кото-
рое поглощает собой все, гражданское
общество просто не может развивать-
ся. Что такое гражданское общество.
Это все то, что не государство. Если го-
сударство всеобъемлюще, то нет про-
странства для гражданского общества.
– Вячеслав Алексеевич, Вы соглас-
ны с утверждением Глеба Павловско-
го о том, что уже к 1991 году существо-
вало мощное и разветвленное граж-
данское общество, но ельцинским
режимом все это было погублено.
– Признаюсь, подобного мнения
я от Павловского не слышал. И с та-
ким мнением я не согласен. Я исхожу
из того определения, которое приня-
то в мировой политической науке,
а именно – гражданское общество –
то, что не государство. С этой точки
зрения до Горбачева никакого граж-
данского общества у нас не было,
и по большому счету только при Ель-
цине оно начало появляться.
Вячеслав
НИКОНОВ:
Вячеслав
НИКОНОВ:
«Я УВЕРЕН, ЧТО
РОССИЯ БУДЕТ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
СТРАНОЙ»
Вячеслав Алексеевич НИКОНОВ,
внук В.М. Молотова,
президент Фонда «Политика»,
«Центра парламентских
программ» и «Клуба–93»
Родился 5июня 1956 г. в г.Моск-
ве; окончил исторический фа-
культет МГУ, доктор историчес-
ких наук; работал на кафедре
новой и новейшей истории ис-
торического факультета МГУ,
в аппарате ЦК КПСС; с 1990 г. –
в аппарате Президента СССР;
1991–1992 гг. – помощник Пред-
седателя КГБ СССР; 1992–1993 гг.
– советник Департамента поли-
тических и межнациональных
проблем Международного
фонда экономических и соци-
альных реформ (фонд «Рефор-
ма»); в 1993 г. был избран депу-
татом Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
первого созыва, был членом
фракции «ПРЕС», председате-
лем подкомитета по контролю
над вооружениями и междуна-
родной безопасности Комитета
по международным делам; ав-
тор более 300 публикаций,
в том числе нескольких книг,
владеет английским и француз-
ским языками; женат, имеет
троих детей.
pg_0002
47
– Как Вы считаете, может ли быть
заинтересовано государство в суще-
ствовании гражданского общества,
и заинтересована ли реально ны-
нешняя российская власть в его по-
строении, имея в виду то, что, по-
видимому, любая власть – это апри-
ори антипод общества.
– Если государство не мешает раз-
витию гражданского общества, то оно
само развивается, заинтересована ли
в этом власть или нет. Ключевой во-
прос – намерено ли государство быть
всеобъемлющим или нет. Если мы
опять идем к авторитарному режиму,
к восточной деспотии, к тоталитариз-
му, к фашизму, тогда шансов для граж-
данского общества немного. Однако
сейчас я такого желания не вижу, ны-
нешнее руководство является одним из
наиболее либеральных, особенно
в экономической сфере. Экономичес-
кий плюрализм очевидно допускается
и государство не собирается национа-
лизировать все. Большая часть валово-
го национального продукта произво-
дится не в государственном секторе,
а значит, и гражданское общество
в экономике существует. А бизнес, если
он не государственный – это тоже часть
гражданского общества.
– А разве можно разделять су-
ществование гражданского общест-
ва в плоскости экономической и по-
литической.
– Гражданское общество существует
во всех сферах – в экономической, в по-
литической и так далее. Безусловно, что
в его основе лежит экономическая сво-
бода. Если есть независимые экономи-
ческие субъекты, значит, будут незави-
симые, отдельные от государства и по-
литические интересы и общественные
интересы, и это будет всегда создавать
базу для гражданского общества. Если
же экономика принадлежит государству
на сто процентов, то есть каждый чело-
век занят на государственном пред-
приятии – он уже не может быть пред-
ставителем гражданского общества.
Экономика – главное. Любая власть
в демократическом государстве, любое
демократическое правительство долж-
но быть заинтересовано в том, чтобы су-
ществовала конкуренция, а значит,
гражданское общество. Государство то-
же должно быть конкурентным и иметь
конкурентов. Понятно, что естественная
человеческая реакция – не плоди себе
конкурентов. Однако насколько я пони-
маю посыл нынешней власти – граждан-
ское общество нужно.
– 12 июня Президент РФ В.В. Пу-
тин встретился с представителями
неполитических, некоммерческих
общественных организаций. В на-
стоящее время идет подготовка
к Гражданскому форуму, который
должен состояться в 20-х числах но-
ября этого года. Как Вы относитесь
к проведению подобного Граждан-
ского форума.
– Смысл проведения подобного фо-
рума заключается в следующем: во-
первых, Кремль показывает заинтере-
сованность в том, чтобы гражданское
общество в России становилось, плоди-
лось и размножалось; во-вторых, это
позитивный сигнал местным начальни-
кам, чиновникам, которые не любят ак-
тивность разного рода негосударствен-
ных организаций. А, кроме того, подоб-
ный форум поможет установить какие-
то горизонтальные контакты, обеспе-
чить обмен опытом, создать структуры,
которые бы объяснили становящимся
общественным, благотворительным
организациям, как им, собственно,
жить. Помогли бы, например, юриди-
чески, подтянули какие-то гранты. Идея
в принципе не вредная. Но для меня со-
вершенно очевидно, что никакие фору-
мы гражданского общества не создают,
это один из многих необходимых ша-
гов, которые имеют своей целью созда-
ние гражданского общества. Государст-
во же создает гражданское общество,
прежде всего, тем, что не мешает. А
уж если существуют какие-то льготы,
например, для благотворительных
организаций, то в этом случае можно
сказать, что государство помогает ста-
новлению гражданского общества.
– А все-таки может ли здесь
иметь место некий иллюстративный
подход со стороны государства:
кого-то приглашают, кого-то нет,
кому-то предоставляют льготы,
а кому-то не предоставляют.
– Вы знаете, всегда и во всем есть
выборочность. Невозможна ситуация
невыборочности. Равенство всех – это
идеальная ситуация, которых не быва-
ет. По какому принципу будут выби-
рать организации на форум, я не знаю
(меня туда никто не приглашал, и я не
испытываю по этому поводу каких-то
неудобств и не считаю, что мне из-за
этого нужно сильно переживать; если
меня пригласят, я поблагодарю за это).
Безусловно, какими-то критериями
организаторы будут руководствовать-
ся, однако, какими – я не знаю. Что же
касается предоставления льгот и тому
подобного. В принципе, все вопросы,
связанные с деятельностью общест-
венного сектора должны регулиро-
ваться законом, а закон, естественно,
имеет равное действие для всех. Пре-
доставление льгот каким-либо отдель-
ным компаниям отдельным прави-
тельственным решением – это 90-е го-
ды, от чего сейчас решительно отказы-
ваются. Должны быть общие правила
игры. Если такие правила обеспечива-
ются для всех, значит, государство
свою функцию выполняет, если же го-
сударственные органы допускают, что
кто-то может быть на особом счету, то
это, конечно, противоречит принци-
пам демократического государства
и мешает созданию нормального
гражданского общества. Совершенно
очевидно, что будут организации
гражданского общества более влия-
тельные, будут менее влиятельные, ра-
венства быть не может. Одни общест-
венные и некоммерческие организа-
ции большие, другие – маленькие. Од-
ни реально действующие – другие
фиктивные, созданные для решения
собственных проблем или в надежде
получить какие-то бюджетные деньги
под свои зачастую мифические про-
граммы. С одними президент будет
встречаться, с другими не будет.
Например, в Соединенных Штатах
действуют тысячи предприниматель-
ских организаций, но президент будет
встречаться с представителями Торго-
вой палаты и с Национальной ассоциа-
цией предпринимателей, а с более мел-
кими, может быть, и нет. То есть это оче-
видно, что есть маленькие и большие
организации, влиятельные и невлия-
тельные, кто-то больше с левыми, кто-
то больше с правыми. Повторю еще раз,
равенства в жизни не бывает.
На международной
конференции
На международной
конференции
pg_0003
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
48
– Вопрос банальный, но тем не
менее он не перестает быть акту-
альным. Как Вы оцениваете ситуа-
цию, связанную со СМИ (особенно
электронными) в России, являются
ли действия властей (как централь-
ных, так и региональных) в отноше-
нии СМИ сознательной политикой
ограничения свободы слова.
– Что касается средств массовой ин-
формации, то это отдельный большой
вопрос. Если вкратце то, что такое сво-
бода слова. Свобода от чего. Конечно,
прежде всего свобода от государства.
Но при этом нельзя считать, что любое
проявление государственного участия
в СМИ является покушением на свобо-
ду слова. Такой ситуации, когда есть
какая-то пресса, действующая в без-
воздушном пространстве, и отдельно
государство, непонятно где существую-
щее, и которые друг с другом никак не
соприкасаются, не может быть. Такого
в мире никогда не было. Во-первых,
всегда будет какое-то законодательное
регулирование, во-вторых, всегда бу-
дут какие-то государственные интере-
сы. Посмотрите, что сейчас происходит
в связи с международным кризисом.
Американские средства массовой ин-
формации оказались под жесточайшей
цензурой с первой секунды ударов по
Нью-Йорку и Вашингтону. Под цензу-
рой в чем-то жесткой, обычной для во-
енного времени. А в Италии, напри-
мер, сложилась вообще уникальная
ситуация. У них раньше все телевиде-
ние было либо государственное, либо
принадлежало Сильвио Берлускони.
Когда Берлускони стал премьер-мини-
стром, то оказалось, что у них уже все
электронные СМИ принадлежат исклю-
чительно государству и совершенно не
осталось негосударственных – хотя ка-
залось бы ситуация с точки зрения тео-
рии свободы слова совершенно невоз-
можная. Но в любом случае, когда
встает вопрос о том, что предпочесть:
большее государственное влияние или
меньшее государственное влияние
в СМИ, естественно, представитель
гражданского общества, человек, бо-
леющий за гражданское общество, ска-
жет, что, конечно, меньшее. Но при
этом взаимоотношения общества и го-
сударства, бизнеса и государства, цен-
тральных и местных властей – это все-
гда маятник, это процесс, который дви-
жется сначала в одну сторону, потом
в другую. С точки зрения свободы сло-
ва, ситуация, сложившаяся в 90-е го-
ды, была беспрецедентна. Мы имели
беспрецедентную свободу, ничего по-
добного нигде и никогда в мире не бы-
ло, то, что можно было писать в наших
газетах, нельзя было писать нигде
и никогда. Такие вещи, например, как
политическая корректность, нормы
приличия просто отсутствовали. Естест-
венно, что маятник в последнее время
пошел в другом направлении, и где он
остановится мы можем только предпо-
лагать. Я бы так сказал: если в 90-е го-
ды у нас было гораздо больше свободы
слова, чем на Западе, то сейчас стало
чуть больше.
– Вячеслав Алексеевич, Вы уже
упомянули международный кризис,
возникший вследствие событий,
произошедших 11 сентября в США
и в связи с этим такой вопрос: как Вы
считаете, эти террористические акты
могут каким-либо образом сказать-
ся на отношении американского на-
рода и его «элиты» к традиционным
Что касается средств массовой инфор-
мации, конечно, в условиях военных
действий всегда действуют законы во-
енного времени, и большинство СМИ
подвергается цензуре. Изменится ли
отношение к демократии в целом.
Вряд ли. Понятно, что американцы не
перестанут проводить выборы, что лю-
ди не перестанут высказывать свои
мнения, все права и свободы сохра-
нятся, однако, общий вектор, конечно,
будет от открытого общества. Можно
вспомнить, например, вторую миро-
вую войну, когда были введены опре-
деленные ограничения, но при этом
демократия сохранялась, и выборы
проводились.
национальным ценностям «откры-
того общества», на которых, собст-
венно, стоит не только Америка, но
и весь западный мир. Не возникнет
ли соблазна во имя безопасности
несколько ограничить свободу и
разрешить «воюющему» государст-
ву и его спецслужбам гораздо боль-
ший контроль над частной жизнью
людей, СМИ, движением капиталов,
в сущности, над всем, что движется
и обеспечивает необходимую для
нормального развития динамику.
– Нельзя сказать, что в Америке
сейчас полностью открытое общество,
этого никогда не было ни до терактов,
ни тем более не будет и после. Ясно,
что вектор будет направлен в сторону
от гражданских свобод, то есть маят-
ник сейчас пойдет в другую сторону.
Необходимость борьбы с террориз-
мом и вероятность проявлений ислам-
ского экстремизма спровоцируют бо-
лее жесткий контроль за каждым чело-
веком, то есть, например, могут быть
созданы всеобъемлющие базы дан-
ных, куда будут внесены все граждане
страны с информацией об отпечатках
пальцев, радужной оболочке глаза,
структуре ДНК и так далее. Очевидно
будут облегчены процедуры прослу-
шивания телефонных разговоров,
просмотра электронных посланий.
– Вячеслав Алексеевич, если вер-
нуться к российским проблемам, как
Вы полагаете, насколько важен во-
прос возникновения в России терри-
торий, где существуют наиболее
очевидные проблемы развития ин-
ститутов гражданского общества
(например, Калмыкия, Башкирия,
и вообще большинство республик
Северного Кавказа).
– Безусловно, это опасно. Россия
же не в Москве находится, Россия –
это все регионы. Асимметрия в темпах
создания гражданского общества
очень большая. Одно дело Москва,
Санкт-Петербург и совершенно другое
дело то, что происходит в других реги-
онах. Конечно, нужно учитывать рос-
сийскую региональную специфику
и здесь как раз очень полезна инициа-
тива проведения того самого Граж-
данского форума, о котором мы уже
говорили. Еще Пушкин отмечал, что
в России единственный европеец – это
центральное правительство. И во мно-
гом есть надежда на то, что наша стра-
на будет развиваться по демократиче-
скому пути именно на центральную
власть, хотя оттуда сейчас исходят са-
мые разнонаправленные импульсы.
Но выбранный центральной властью
путь (понимание того, что надо созда-
вать гражданское общество, что надо
С министром культуры РФ
М. Швыдким
С министром культуры РФ
М. Швыдким
pg_0004
выделять представителей на форум) –
заставит (пока, я уверен, в несколько
карикатурном порядке) руководите-
лей субъектов Федерации создать хо-
тя бы видимость его существования.
– Скажите, а каков, по-Вашему,
прогноз, какие структуры граж-
данского общества в нашей стране
могли бы развиться быстрее
и в наибольшей степени и с чем это
может быть связано.
– Пока быстрее всего у нас разви-
ваются экономические субъекты
гражданского общества. Что же каса-
ется политических субъектов, то здесь
дело обстоит хуже, поскольку у нас
пока политика департизирована,
а значит – роль главных политических
субъектов гражданского общества,
главных связующих звеньев между
гражданским обществом и государст-
вом принижена. Пока эта ситуация
будет сохраняться и роль партий бу-
дет, соответственно, также приниже-
на, нельзя рассчитывать на развитие
серьезных политических структур. Мы
единственная демократическая стра-
на в мире, где глава государства бес-
партийный. С помощью партий мож-
но бороться за места в Думе, но это не
тот главный приз, который заставляет
создавать крупные политические ор-
ганизации.
Если в целом, то я предвижу уско-
ренное развитие гражданского общест-
ва в сфере правозащитной, благотво-
рительной, интеллектуальной, иссле-
довательской.
– Разделяете ли Вы мнение о том,
что осознание гражданами России
своих социально-экономических
прав (например, право на оплачива-
емый отдых, право на труд и т.д.),
то есть то, что осталось в сознании
людей со времен СССР, достаточно
для функционирования современ-
ного гражданского общества, имея в
виду, что мера осознания своих по-
литических прав далеко отстает от
осознания обязанностей.
– Концепция социально-экономи-
ческих прав способствует не созданию
гражданского общества, а поддержа-
нию левых политических настроений
в стране. Для гражданского общества
это фактор скорее негативный, чем по-
зитивный, потому что требования этих
социально-экономических прав (кото-
рые, кстати, отсутствуют в конституциях
многих западных государств и в тради-
ционной концепции демократии), по-
рождают патерналистское сознание,
сознание зависимости от государства,
от его социальных выплат, гарантий.
Патерналистское сознание – враг граж-
данского общества. Гражданское об-
щество всегда сильней, когда человек
осознает свои силы, свои возможности
обеспечить достойную жизнь самосто-
ятельно и не ждет от государства, на-
пример, бесплатную квартиру, бес-
платное обучение и тому подобное.
– Вячеслав Алексеевич, каковы
Ваши прогнозы относительно раз-
вития гражданского общества на
долгосрочную перспективу.
– На самом деле вопрос в том, бу-
дет ли Россия демократической стра-
ной.
– Можно, конечно, это и так
сформулировать.
– Я уверен, что Россия будет демо-
кратической страной. И, кстати, события
последних дней, которые, на мой
взгляд, являются серьезным водоразде-
лом в истории человечества, скорее ук-
репляют мою уверенность в демократи-
ческом будущем России. Путин одно-
значно заявил о солидарности с приви-
легированными странами в борьбе
с международным терроризмом, кото-
рый поддерживается, очевидно, тота-
литарными государствами. Общие уси-
лия России и Запада, направленные на
борьбу с терроризмом, общая антитер-
рористическая кампания предполагают
наличие неких общих ценностей. И да-
же если на Западе будут закручивать
определенные гайки, у меня нет ника-
ких сомнений, что базовые ценности
никуда не денутся, и демократическая
модель будет сохраняться. И Россия,
оставаясь в этом клубе, будет разви-
ваться в демократическом русле.
– А как Вы считаете, Владимир
Путин искренне разделяет ценности
демократического общества, с кото-
рым сейчас объединяется в борьбе
против терроризма.
– Я не могу, конечно, проникнуть
в подсознание Путина, но из того, что
я вижу, слышу, анализирую, могу ска-
зать, что, да, он считает западные ценно-
сти достаточно важными и весьма по-
лезными. Не знаю, является ли это осно-
вой его мировоззрения, но на уровне по-
литическом, на уровне прагматическом
это, безусловно, так. Он прекрасно пони-
мает, что та модель, которая существо-
вала до 1991 года, не может работать. Он
искренне хочет сделать Россию совре-
менным государством. Он понимает, что
совершенно бессмысленно возвраще-
ние к плановой экономике как к неэф-
фективной в современном мире. С этой
точки зрения возвращение к тоталитар-
ной модели политического устройства
также бессмысленно, хотя бы потому,
что в условиях плановой неэффективной
экономики (а иной эта модель не пред-
полагает) тоталитаризм не обеспечит
развитие и загонит нас на глухую обочи-
ну цивилизации. Все взаимосвязано.
Леонид ВОЛЧАНИНОВ
В. Никонов отвечает
на вопросы прессы
На отдыхе