БЕСЕДА С ФИЛОСОФОМ
54
– Игорь Борисович, как философ по-
нимает науку, которой посвятил себя.
– Для меня философия, прежде всего,
носительница духа бунтарства. Большую
часть своей истории люди прожили без
философии, последняя появилась при-
мерно 3000 лет назад. Именно тогда
впервые произошел бунт интеллекта,
восстание рассудка. Человек усомнился
в том, что ему говорили вожди, знахари,
шаманы, начался отказ от веры в пользу
знания. Возникли сомнения и доказатель-
ность, формировалось рациональное по-
стижение мира, зародилась философия,
логика и вслед за ними – наука. Челове-
ческие сомнения не уменьшились с тех
пор, а в каком-то смысле увеличились.
Знания и вера существуют сегодня, и бу-
дут существовать до тех пор, пока сохра-
нимся мы – гомо сапиенсы. В этом кон-
тексте занятия философией, свободный
полет мысли мне представляются самым
захватывающим и интересным.
– Нужна ли нашей стране собствен-
ная философия.
– Я как раз и ввел понятие «филосо-
фия России». Часто употребляется поня-
тие «негритюд» – философия Африки,
все чаще говорят о философии Европы.
ХХ век оказался для нас наиболее тра-
гичным, одним из самых сложных за
1200 лет российской истории. Почему так
произошло. В этом надо разобраться, не-
обходима саморефлексия, осмысляющая
«Нам не нужна
ни КПСС, ни
множество анти-
КПСС, нам нужны
гражданские
структуры и рос-
сийский вариант
профсоюза
«Солидарность»
Игорь ЧУБАЙС:
Игорь Борисович ЧУБАЙС,
профессор,
доктор философских наук
Родился 26 апреля 1947 года; до пе-
рестройки работал в ГИТИСе пре-
подавателем кафедры филосо-
фии; в 1987–1990 гг. был одним из
самых заметных деятелей москов-
ских неформальных объединений
«Перестройка» и «Перестрой-
ка–88»; И.ЧУБАЙС всегда был ра-
дикалом (исключен из КПСС «за
деятельность, направленную на
раскол партии»), стал отцом-осно-
вателем Демократической плат-
формы в КПСС, а затем после не-
долгого пребывания в Республи-
канской партии России входил
в бюро политсовета Народной пар-
тии России; весной-летом 1991 г.
присоединил Московскую органи-
зацию НПР к коалиции пяти партий
«Демократическая Москва» и уча-
ствовал в создании Коалиции де-
мократических сил Москвы, на-
правленной против руководства
«Демократической России»; с лета
1988 по 1990 г. был членом Москов-
ского Народного Фронта, издавал
альманах «Новые вехи», автор
книги «От Русской идеи к идее но-
вой России» (1996). Ныне возглав-
ляет Центр по изучению России
Российского Университета Дружбы
Народов, пишет книги, участник
ряда научных конференций.
«ЛИШЬ В УСЛОВИЯХ
СВОБОДЫ
МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ
ОТ ЛЖИВЫХ ПРАВИЛ»
pg_0002
55
и отбрасываю все выработанные и прове-
ренные тысячелетиями моральные нор-
мы, правила и традиции, то превращаюсь
не в самого сильного, мудрого и свобод-
ного, но становлюсь дикарем.
– Значит, Вы выступаете за свободу
с традициями.
– Несомненно. Разумная свобода со-
стоит в игре по правилам. Там, где ста-
рые нормы себя исчерпали, нужен но-
вый поиск и дискуссия. Если же прежние
принципы эффективны, я не вижу при-
чин их отменять. Но и в России, и на За-
паде Европы мы часто сталкиваемся
с иной ситуацией. Культ потребительст-
ва, развлечения, безмерный гедонизм
притупляет волю и активность человека.
копировать Запад. Или новая Россия, на-
сколько это возможно, самовоссоединит-
ся с Россией исторической, дооктябрь-
ской. Путь преемства означает, что важ-
нейшими составляющими возрожденной
российской идеи станут обустройство,
демократия, духовность. Четвертый путь
– путь винегрета, попытка двигаться од-
новременно в трех направлениях.(И Ле-
нин в Мавзолее, и Николай II захоронен
с госпочестями).
– Получается, что в результате рос-
сийских кризисов государство уходи-
ло на второй план, все зависело и ре-
шалось самим обществом. Так ли это.
– В ключевые моменты именно так
и получалось. Да и не только в ключевые.
это странное столетие. Философия Рос-
сии, на мой взгляд, востребована самой
Россией, она должна стать центральным
пунктом всего нашего интеллектуально-
го поиска.
– А если конкретней...
– Философия России предполагает
анализ ключевых идей, на которых выст-
раивалось и продолжает выстраиваться
наше общество и государство, ведь сна-
чала было слово или, точнее, логос – то
есть идея. Почему на смену русской идее
пришла коммунистическая идея и идео-
логия, как на их основе получить новую,
возрожденную российскую идею – это
и есть сфера исследования философии
России. Только осознав себя, а не пребы-
вая в состоянии отсутствия всяких правил
и норм, то есть беспредела, только опре-
делив свою идентичность или, выража-
ясь иначе, выявив свою общенациональ-
ную идею, мы можем четко сформулиро-
вать каковы наши национальные интере-
сы, какова концепция нашей националь-
ной безопасности и т.д. и т.п.
– Если мы заговорили о нацио-
нальной идее, то в чем она.
– Понятие «русская идея» было вве-
дено Федором Достоевским. Позднее об
этом писали все крупнейшие отечествен-
ные мыслители – от Владимира Соловье-
ва до Николая Бердяева. Но они его не
определяли. Для того чтобы выявить объ-
ективный смысл термина, я провел четы-
ре исследования – специальными мето-
дами проанализировал 1100 пословиц из
сборника В.Даля, и все стихотворения,
написанные в ХIХ веке о России, фило-
софски проанализировал всю отечест-
венную историю, а также высказывания
о русской идее наших писателей и фило-
софов. Вывод состоит в следующем – на
протяжении многих веков Россия выстра-
ивалась на трех ключевых идеях, трех ки-
тах – православии, собирании земель,
переросшем в имперскую политику, и на
общинном коллективизме.
– Старой России больше нет, какой
же кит подвел ее.
– Все три, и почти одновременно.
В конце XIX века Россия пришла к состоя-
нию, когда дальнейшее расширение бы-
ло уже невозможно. Православие, как
и все европейское христианство зашата-
лось. Особенность нашего экономическо-
го уклада – общинное земледелие с ре-
формами Столыпина трансформирова-
лось в семейные хутора. Понятно, что
в начале XX века мыслящие люди не сиде-
ли, сложа руки. Начался активный поиск
новых духовных ценностей, он был отве-
том на социальный запрос того времени,
на отказ от старых правил и норм. Начало
ХХ века не случайно стало серебряным ве-
ком русской культуры. Поиск происходил
также и через социальную активность, че-
рез русские бунты и революции. Итоги
этой дискуссии хорошо известны, к сожа-
лению, вместо линии на обновление и ре-
формирование победила тенденция ре-
волюционного отрицания, победил боль-
шевизм, полностью отказавшийся от рус-
ской идеи. Но советский «коммунизм»
также рухнул, и после 1991 года мы оказа-
лись в той же ситуации, что и в начале ве-
ка, мы снова ищем свои идеи и свой путь.
– Возможен ли выход из кризиса.
– На мой взгляд, возможны четыре
варианта ответа. Или новая Россия будет
новым изданием СССР, или Россия отка-
жется от всей своей истории, и будет
К примеру, в Советском Союзе существо-
вал огромный тоталитарный аппарат,
включавший КГБ, МВД, армию и т.д. Это
обстоятельство косвенно подтверждает
огромную роль народа, который не при-
нимал советскую систему. Власть всегда
зависит от общества и связана с ним.
В конечном счете, это проявилось и в 1991
году, когда мир носил Горбачева на ру-
ках, а государство распалось.
– Вы, как я знаю, занимаетесь
и проблемой свободы. В беседе с фи-
лософом невозможно не затронуть
этой темы, тем более что она согласо-
вана с общей проблемой – власть
и общество, как свобода вписывается
в Вашу систему.
– Свобода – понятие, на мой взгляд,
очень неоднозначное и противоречивое.
В условиях тоталитаризма возникает за-
кономерное ощущение, что нет ничего
дороже свободы. Лишь в условиях свобо-
ды можно отказаться от старых, лживых
правил. Но после того как враг повержен,
нужна не только свобода, но нормаль-
ные, разумные регуляторы – мораль, тра-
диции, законы, здравый смысл. А если
я хочу оставаться совершенно свободным
Бонн. 1997 г.
Глоток свободы
Глоток свободы
pg_0003
БЕСЕДА С ФИЛОСОФОМ
56
К примеру, немецкие СМИ больше все-
го рассказывают нам о Клаудии Шиф-
фер и Михаеле Шумахере, а не о Гете,
Канте или Эйнштейне. Последние как
бы забыты. Снижать человеческие нра-
вы всегда проще, возвышать – куда
сложнее. На мой взгляд, на Западе сего-
дня генерируется слишком мало новых
идей и концепций. Если такой подход
будет развиваться и дальше, это может
привести к деградации вековой цивили-
зации. А занять ее место уже есть кому.
Воинствующий исламский экстремизм
(но никак не весь ислам) – новая, силь-
ная и серьезная опасность.
– Есть ли место для гражданского
общества в современной России.
– Гражданские структуры, граждан-
ское общество постоянно существовали
в России дооктябрьской. Только Сталин
мог один командовать двумястами мил-
лионами, но это для всех плохо кончи-
лось. Сегодня у нас существуют сотни
тысяч гражданских организаций, но
о них до последнего времени почти ни-
чего не писали, они были фигурой
умолчания. Но если мы можем собрать-
ся в Комитете солдатских матерей, в Со-
юзе литераторов, в Дворянском Собра-
нии или обществе «Мемориал» и выра-
ботать позицию, то власть вынуждена
прислушиваться и вступать с обществом
в диалог.
Построение гражданского общества
напрямую связано с будущим нашей
страны. Между гражданским обществом
и властью должен быть баланс, построен-
ный на паритетных началах. Ни государ-
ство, ни общество не могут знать все и ре-
шать за всех, граждане могут ошибаться,
а выборная власть страдает эгоистичнос-
тью. Баланс между этими субъектами за-
страхует нас от опасных перекосов.
– Но где место нахождения желае-
мого баланса, наверное, нужен какой-
то институт.
– Государственная дума не подходит
для этого, строго говоря, они занимаются
не политикой, и не диалогом, а выработ-
кой законов. У меня очень скептическое
отношение к политическим партиям во-
обще. Я участвовал в развале КПСС, у ме-
ня, кстати, сохранились остатки от боль-
шой вывески на Старой площади «Цент-
ральный комитет коммунистической пар-
тии Советского Союза», храню их, как
немцы хранят остатки Берлинской стены.
Но после ее развала я пришел к выводу,
что нам не нужна ни КПСС, ни множество
анти-КПСС. Большинство партий дубли-
руют друг друга, и бюджет содержит сот-
ни малополезных чиновников. Думаю,
что нам всем нужен огромный профсоюз
«Солидарность», как было в Польше,
только на российский лад и три – четыре
партии. Мне импонирует наконец-то
структурированное Российское монархи-
ческое политическое движение. Есть мно-
го вариантов для нахождения требуемого
баланса между обществом и властью.
В июне этого года президент впервые
встретился с представителями граждан-
ских структур. И я думаю, это только нача-
ло. Такой диалог должен стать постоянным
и гласным. Кстати, осенью готовится
большой Гражданский форум, в подго-
товке которого принимает участие и Не-
зависимая организация «Гражданское
общество». Намечаемый форум должен
стать не только инициативой властей, но
и представителей гражданского общества
и конкретных общественных организа-
ций. Сейчас власти высказываются за пе-
реговоры с чеченцами, еще недавно были
против. Но ни газеты, ни телевидение
фактически не сообщают, что многие
гражданские объединения постоянно
призывали к переговорам. Если бы у нас
уже действовал постоянный форум граж-
данских структур, голос общества звучал
бы значительно весомей.
– Развитие демократии в стране
отражает ли Вашу идею новой России.
– Эта идея не моя, она вытекает из
всей предшествующей логики нашего
развития. Нужно учитывать, что демокра-
тия это не вечная ценность, вечные цен-
ности это вообще особый вопрос. Она
оказывается востребованной на опреде-
ленном этапе развития. Возьмем такой
пример. Пока европейские колонисты не
выбили индейцев и не прошли Америку
с запада на восток, они не проводили у
них ни референдумов, ни выборов. Как
только экспансия прекратилась, началось
обустройство и качественное развитие,
возникла потребность в демократии.
В России, пока мы занимались расшире-
нием и собиранием земель, демократия
нам также была не очень нужна. Но с тех
пор, как экспансия прекратилась необхо-
димо переходить к качественному разви-
тию, которое делает востребованной де-
мократию. Не нужно кричать, что мы бу-
дем мыть сапоги в Индийском океане, не
нужно объявлять Севастополь россий-
ским или грозить блокадой странам Бал-
тии. Это недопустимо! С соседями надо
договариваться, чтобы жить в мире и со-
здать условия для необходимого внут-
реннего развития.
– В ситуации развития нам нужен
постоянный сплачивающий символ,
чтобы не было срывов и крайностей,
где его взять.
– Сплачиваться надо не через образ
врага, а через собственные позитивные
ценности и символы. Фигура из семьи
Презентация книги
«От русской идеи к идее
новой России». Москва
После защиты
докторской диссертации.
Ростов-на-Дону. 1997
pg_0004
57
Романовых может сыграть здесь свою по-
ложительную роль. Конечно, монархия
образца Х1Х века сегодня устарела, но
придать некий официальный статус Рос-
сийскому Императорскому Дому было
бы, на мой взгляд, крайне полезно. Ведь
речь идет о людях, которые символизиру-
ют единство страны во времени и, так ска-
зать, в пространстве. Наша страна огром-
на, полиэтична, многоязыка... Всех росси-
ян объединяет наш флаг, наш герб, наша
общая история, а живым символом может
быть сохранившаяся династия Романо-
вых. Российский Императорский Дом –
это не выдуманная святыня, а настоящая,
подлинная. Социологические опросы по-
казывают, что все большая часть общест-
ва это хорошо понимает и сознает.
– Игорь Борисович, в августе этого
года исполнилось 10 лет со дня путча
1991 года. Вы – непосредственный уча-
стник демократического движения,
как Вы попали в него и что за обста-
новка была в то время.
– Причин было очень много – и об-
щих, и личных. Жить в несвободной стра-
не становилось все тяжелее, а к середине
80-х стало просто невыносимо. Еще в 68-м
мы были очень близки. Потом, когда де-
мократическое движение начало само
превращаться во власть и началась «раз-
дача слонов» атмосфера изменилась,
и я вернулся в философию. Кстати, мой
курс философии опубликовали через
семь лет после написания, но только на
английском языке, для заграницы.
– Чем Вы занялись, когда демокра-
тическое движение распалось.
– Вернувшись к своей профессии,
я задумался – чем должен заниматься
философ, какие проблемы для нас самые
важные и пришел к выводу – самая серь-
езная проблема это вопрос новой идеи
и системы ценностей. Дело не столько
в том, что старая система рухнула, но
в том, что взамен ничего не появилось.
Когда я был в демократическом движе-
нии я несколько раз ездил в Германию,
меня приглашал профессор, который там
возглавляет центр, изучающий Россию.
Я был несколько удивлен – в Германии
изучают Россию, а в России собственной
страной не занимаются.
– И решили создать что-то подоб-
ное на родине.
– Именно так. Когда я пришел на ра-
боту в Университет Дружбы Народов, то
у нас с ректором состоялся обстоятель-
ный разговор. Я рассказал ему о несколь-
ких проектах, но ему больше всего понра-
вилась идея создать центр по изучению
России. Это назрело, ведь наш Универси-
тет изучает восточные культуры, а Россию
– нет. Было бы интересно заняться этим.
До этого мы находились в состоянии
странного парадокса – в России много
научных институтов – Европы, Африки,
Азии, даже Арктики и Антарктики, но ин-
ститута России в России нет.
– Собралась группа энтузиастов,
как это обычно бывает.
– Разумеется, существует группа,
пять-шесть человек, но приоритет отдает-
ся индивидуальному творчеству. Тем бо-
лее, что мы уже имели опыт «коллектив-
ного творчества». Таким поиском занима-
лись сначала Г. Сатаров, потом Г. Греф.
Но философия – это сфера, прежде всего,
индивидуальной работы.
– С чего же Вы начали.
– Я написал ряд статей и несколько
книг, где, собственно, и решается про-
блема, о которой мы уже говорили – про-
блема национальной идеи. Издавали
журнал «Новые вехи», который имел
подзаголовок – журнал общероссийской
гражданской дискуссии. Занимались
и более простыми вещами. Скажем,
в российских библиотеках нет рубрики
«россиеведение», все есть: и «германис-
тика» и «американистика», а России нет.
Это же, как минимум, странно, живя
в собственной стране не знать, куда обра-
титься, чтобы понять ее сущность.
– Чем сейчас занимается Ваш
Центр.
– Мы разрабатываем программу кур-
са «Россиеведение» для отечественных
вузов. В советское время высшая школа
имела ясную сверхзадачу – «воспитание
строителя коммунизма». Понятно, что по-
добная цель давно никому не нужна, но
сегодня не существует вообще никакой
сверхзадачи. Мы пришли к выводу, что
система образования должна, прежде
всего, дать новое понимание собствен-
ной страны, формировать нормальный
патриотизм. Эту цель мы надеемся ре-
шить через преподавание россиеведе-
ния. Программа должна включать четыре
части и при благоприятных обстоятельст-
вах все четыре учебника будут готовы го-
да через два-три.
– Интересно, когда при Ельцине су-
ществовал некий регионализм, стало
развиваться москвоведение, другая
местная специфика, и вот приходит
Путин и появляется «россиеведение»,
начинается новая интеграция. Это
объяснимо.
– Так как инициатива исходит от нас
самих, то власти здесь не при чем, в то же
время именно власти решают – какой
проект поддержать, а какой нет. Что же
касается «москвоведения» и местной спе-
цифики, то поскольку Россия это не Лих-
тенштейн, а огромная территория, огром-
ное государство, где есть разные регио-
ны, «россиеведение» должно идти рука
об руку с «москвоведением», регионове-
дением вообще. Одно дополняет другое.
Если я приезжаю в Адыгею, то понимаю,
что здесь своя специфика, свой колорит,
это уже не Москва или Петербург. Но это
все наша страна, все это «россиеведение»
плюс национальные и местные особенно-
сти.
– Как Вы вообще оцениваете ре-
формы президента В. Путина.
– Я не политолог, а обычный гражда-
нин, но могу сказать, что мое мнение
о Путине за последний год изменилось.
В период предвыборной компании я вы-
ступил в прямом эфире и предложил Пу-
тину вообще снять свою кандидатуру
с президентских выборов. Но сейчас мне
кажется, что происходит ряд подвижек
в нужном направлении – и в плане укреп-
ления государства, и по части регулиро-
вания налоговой сферы и др. Но некото-
рые вещи я принять не могу, например
советский гимн, я его уже наслушался за
свою жизнь.
– Вы думаете, семь округов это
временная мера.
– Если говорить о целостности стра-
ны, глубинная ее основа – это общая
идея, а не новые административные еди-
ницы. Поиск новой национальной идеи
это работа на интеграцию России.
– Кроме философии и наблюдения
за политикой, чем Вы еще занимае-
тесь.
– Летом я живу на даче в садовом то-
вариществе. Кроме того, у меня много
всяких дел, работаю в нескольких местах,
преподаю. Если Вы имеете в виду хобби,
то я бы не мог точно ответить, что меня
дополнительно интересует. То, чем я за-
нимаюсь профессионально, и есть мое
увлечение.
Беседовал Павел ЛОБАНОВ
году я протестовал против оккупации Че-
хословакии. Но тоталитарная система
продолжала действовать. Кроме того,
были и личные или полуличные мотивы.
Еще до перестройки я написал свой курс
философии, но прекрасно понимал, что
опубликовать его нельзя. В неформаль-
ное демократическое движение я пришел
в момент его возникновения – в феврале
1987 года и оставался в нем 5 лет. Это бы-
ло очень интересное время. Клуб «Пере-
стройка», Московский партклуб, Дем-
платформа, полумиллионные митинги
в Лужниках и Манеже, где теперь «вы-
рос» подземный город... Атмосфера меня-
лась, до тех пор пока мы были гонимыми,
нас увольняли с работы и арестовывали,
С Великой Княгиней
Леонидой Георгиевной.
Екатеринбург, 1997 г.