ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
58
вятослав Игоревич, Вы роди-
лись в знаменитой семье,
у Вас были известные роди-
тели. Не могли бы Вы расска-
зать о своем детстве поподробней.
– Мне повезло родиться в такой се-
мье. С детства я вращался в кругу друзей
своего папы, среди тех, кто потом были
заслуженно признаны классиками музы-
ки, русской литературы двадцатого века.
Но понимание того, что это за великие
люди пришло позднее и общение с ними,
даже при тогда еще не полном моем по-
нимании, очень много дало мне. Во-пер-
вых, я стал очень легко устанавливать
дружеские отношения с людьми намного
старше меня, иногда просто пожилыми,
мне иной раз было легче с ними, чем со
сверстниками. В дальнейшем многие
свою дружбу с папой перенесли на меня.
Так произошло с Козловским, со знаме-
нитым польским писателем Ярославом
Ивашкевичем. Так что все те, кто дейст-
вительно сейчас составляет нашу гор-
дость – Хачатурян, Глиэр, Шебалин – все
были люди нашего домашнего круга.
Моим крестным отцом стал компози-
тор Гавриил Николаевич Попов, автор му-
зыки к кинофильму «Чапаев», которого
папа просто называл «кум Гаврила». Я по-
мню, как от него всегда пахло, даже в тя-
желые послевоенные годы, сигарами и ко-
ньяком. Так что отечественную музыку, во
всяком случае второй половины ХХ века,
знаю не только по нотам, но и в лицах что
называется. Я часто присутствовал при
папиных беседах с друзьями-академика-
ми: Дмитрием Сергеевичем Лихачевым
и Николаем Иосифовичем Конрадом.
Эти люди так свободно и легко переплы-
вали из одной эпохи в другую, из одного
вида искусства в другое.
С младых ногтей мне привили тре-
петное отношение к книгам. Папа был
библиофилом, наша библиотека насчи-
тывает более двадцати тысяч томов.
Мама всегда говорила, что в квартире
живут книги, а люди и кот ютятся. Мно-
гие издания, стоявшие у нас на полках,
в те времена были запрещены, но
я имел возможность наслаждаться ими.
Святослав БЭЛЗА:
«Я НЕ СТ
-C
Встреча
с Грэмом Грином
Встреча
с Грэмом Грином
«Талантливый
человек талантлив
во всем» – именно
так можно сказать
о прекрасном
ведущем, талант-
ливом журналисте,
литературном
и музыкальном
критике, интересном
собеседнике
Святославе БЭЛЗА.
pg_0002
59
главная роскошь заключалась в челове-
ческом общении, и тут действительно
многие дарили меня своим вниманием.
Одна беседа с Нуриевым стоит кучи книг
по истории балета. Я уж не говорю, что
мне доводилось общаться и с другими
великими людьми – Галиной Сергеевной
Улановой, Иннокентием Михайловичем
Смоктуновским, Олегом Ивановичем Бо-
рисовым, Ниной Берберовой и знамени-
той «железной женщиной» – баронессой
Бутберг. Во многом мне помогла журна-
листская профессия.
– А как получилось, что Вы стали
известным телеведущим музыкаль-
ных программ, ведь по образованию
Вы «филолог, литературовед».
– Я очень рано, поступив на работу
в Институт мировой литературы РАН, пе-
рестал ограничиваться академической
наукой. Занялся журналистикой, печа-
тался еще в 60-е годы в «Неделе», потом
был десять лет обозревателем «Литера-
турной газеты» по зарубежной культуре,
то есть мне очень много приходилось об-
щаться с зарубежными писателями. Это
дало много и в плане подготовки к моей
телевизионной карьере. Во многом ведь
в жизни правит его величество случай,
но важно ему помогать. Моим крестным
отцом на телевидении стал Юрий Алек-
сандрович Сенкевич. Впервые на экране
я появился в «Клубе путешественников»,
который тогда назывался «Клубом ки-
нопутешественников». И так получилось,
что я побывал с какой-то молодежной
делегацией в Париже, хотя тогда это бы-
ла большая редкость. Вскоре после этого
меня пригласили в «Клуб путешествен-
ников» вести программы о Франции.
И все это время Юра звонил и говорил,
что нужно рассказать про Париж, про
замки Луары. Я изворачивался как мог,
представлял Париж и глазами Моруа,
и глазами импрессионистов. Сейчас
я бываю в Париже раз в два-три месяца,
поскольку веду там Русский музыкаль-
ный салон, благодаря инициативе Рус-
ского Фонда культуры и моего друга
Евгения Сидорова, бывшего министра
культуры, который теперь является по-
слом, полномочным представителем при
ЮНЕСКО. Мы все снимаем и транслиру-
ем на канале «Культура». В салоне были
представлены солисты Большого и Ма-
риинского театров, театра Станиславско-
го и Немировича-Данченко и многие
другие, а вот последний наш концерт по-
казал, что в России есть еще и джаз.
Георгий Гаранян и Игорь Бриль, два на-
ших прославленных джазмена, доказали
французам, что русский джаз существует
и даже очень хорошо звучит.
РА
Д
А
Ю
О
Т БЕЗД
ЕЛЬЯ»
На конезаводе
с Лучано Паваротти
Имена Гумилева, Ходасевича большин-
ство узнали после перестройки, но для
меня это была живая плоть серебряного
века. С Ахматовой меня познакомил
отец, я великолепно помню Анну Андре-
евну, и последняя наша встреча произо-
шла в Большом театре, на вечере памяти
Данте, это был 65-й год.
Папе Господь отпустил долгую жизнь,
он прожил почти девяносто лет. С моло-
дости он интересовался не только музы-
кой, литературой, но и философией, ис-
торией, астрономией, математикой. Он
знал свободно практически все европей-
ские языки, читал лекции в Сорбонне по-
французски, в Вене по-немецки, в Риме
по-итальянски, прекрасно знал латынь,
польский, ведь он родился в Польше.
У него действительно были феноменаль-
ные лингвистические способности, фан-
тастическая память. Это был человек
с прекрасно устроенным мозгом. Знаете,
как говорят: «Мозг хорошо устроенный
лучше, чем мозг хорошо наполненный»,
а у него было поразительное сочетание.
Его библиофильство, страсть к книге,
к чтению, проявившиеся у него с самого
раннего детства, конечно, дали свой ре-
зультат, и не было области, в которой бы
папа не мог достаточно компетентно раз-
бираться, поэтому, наверное, и людям
было с ним интересно общаться. Я уже не
говорю о том, как замечательно быть его
сыном. Мама была на семнадцать лет его
моложе, и хотя у нее было медицинское
образование, она под его влиянием ста-
ла заниматься музыкой, издала пять
книг, подписываясь своей девичьей фа-
милией. Они успели даже золотую
свадьбу отпраздновать. В принципе, ес-
ли может быть идеальная семья, то, на-
верное, это и была семья моих родите-
лей. Особенно это понимаешь сейчас.
Отцу месяца не хватило до юбилея, а мо-
жете себе представить, какое это было
время. Его жизнь вместила в себя и годы
мировых войн, и революцию, и травлю,
«ждановщину», и вы знаете, это закаля-
ло. У меня особое сентиментальное чув-
ство к великим старикам, хотя их даже
неловко так называть. Как говорил Оскар
Уайльд: «Беда не в том, что тело стареет,
беда в том, что душа молодеет».
Знаете, я заметил некоторую обрат-
ную тягу. Ясно, что и я, и некоторые мои
сверстники тянулись к этим людям, носи-
телям великой культуры. Они, в свою
очередь, нас связывали с культурой де-
вятнадцатого века, но и у них была по-
требность общения напрямую с молоде-
жью. Может быть, это подсознательное
желание оставить след в памяти, может
им тоже было любопытно, что это племя
младое, незнакомое из себя представля-
ет. Я бываю счастлив, когда доводится
общаться с неутомимым и неугомонным
Борисом Александровичем Покровским,
или с подлинным «князем Игорем» Мои-
сеевым, 95-летие которого я недавно вел
в Большом театре. Это же феноменаль-
ные люди! Об их возрасте вспоминаешь
только в дни юбилея, а по темпераменту,
по творческой отдаче они молодых затк-
нут за пояс.
Мне повезло на встречи. Я иногда
в шутку вспоминаю, с кем только не при-
ходилось выпивать в этой жизни. Я пил
водку с Козиным в Магадане, пил ламб-
руско, это молодое итальянское вино, с
Паваротти, французское роскошное вино
– с Нуриевым, я пил, чай, правда, с Иза-
беллой Юрьевой, и многократно удосто-
ен чаепития у Ирины Константиновны
Архиповой. Пил горилку с Козловским,
«Смирновскую» – с Иегуди Менухиным,
за несколько месяцев до его смерти
в Лондоне, виски с Грэмом Грином
и Чарльзом Перси Сноу. Мне не хотелось
бы, чтобы люди подумали, что мы только
тем и занимались, что выпивали, ведь
pg_0003
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
60
С Николаем Цескаридзе
и Анастасией Волочковой
С Николаем Цескаридзе
и Анастасией Волочковой
С Ириной Архиповой
в музее Чехова
Башмет, Владимир Спиваков и многие
другие, кого я смею называть своими
друзьями.
Сначала я избегал роли ведущего
концертов, но постепенно стали привле-
кать, приходилось расплачиваться за
телевизионную популярность, пригла-
сили и в Фонд культуры. Мне довелось
представлять наших музыкантов во
многих странах, и в Карнеги-холл,
и в Большом зале ЮНЕСКО, и в Кенсинг-
тонском дворце в Лондоне, и в варшав-
ском Большом театре...
– Вы принимаете участие в проек-
те «Новые имена», не могли бы Вы
поподробнее рассказать о деятельно-
сти этой программы.
Вот сейчас вышло два томика Шекспира
с моим предисловием, в работе одно-
томник Киплинга; также мне близок
жанр эссе. Муслим Магомаев и Ирина
Архипова предложили мне написать
предисловия к своим мемуарам. Так что
для меня трагедии не было, когда я ушел
с первого канала. Вообще у меня жизнь
сложилась так, что я постоянно переклю-
чаюсь из одной сферы в другую. Еще
учась в школе, университете занимался
весьма активно спортом, фехтованием,
был чемпионом Москвы по фехтованию.
Вращение в двух сферах: с одной сторо-
ны, высокого искусства, с другой сторо-
ны, спорта, помогло закалить характер.
– С международной благотворитель-
ной программой «Новые имена» я свя-
зан со времени ее зарождения и надо
сказать, что именно общение с талантли-
выми детьми очень много мне дает
и убеждает в том, что музыкальная слава
России продолжается. Вырастают потря-
сающие, преемники этой славы. Вот ска-
жем, достаточно вспомнить Дениса Ма-
цуева, которого я знаю лет десять, его
открыла программа в Иркутске еще
школьником. Сейчас на его счету первая
премия на конкурсе им. Чайковского,
это молодой «лев» нашей пианистской
школы. Мне довелось представлять его
концерты в Париже, Нью-Йорке, Берли-
не, не говоря уже о многих концертах
в России. И таких немало, конечно, да-
леко не все, вырастая из коротких шта-
нишек вундеркиндов становятся боль-
шими мастерами, но все-таки надежда
на это есть. Тот же Николай Цескаридзе
– самый молодой народный артист Рос-
сии. На сцене Большого театра в свое
время я вручал ему диплом стипендиата
программы «Новые имена». К каждому
из молодых талантов у меня двойствен-
ное отношение: с одной стороны, почти
отеческое, а с другой стороны, уважи-
тельное, поскольку это уже люди, кото-
рые очень много значат в искусстве, по-
лучившие международное признание.
– А почему закрыли передачу
«Музыка в эфире».
– Когда Останкино превратилось
в ОРТ и к власти на канале пришли куль-
туркиллеры, телевизионные калифы, то
им, как оказалось, классическая музыка
не нужна. Это коснулось не только «Му-
зыки в эфире», такая судьба была угото-
вана и программе Башмета «Вокзал меч-
ты», и передаче о Большом театре. От нас
просто избавились, и мне кажется, что от
этого проиграл только канал. Теперь
я веду передачи на канале «Культура». Вы
знаете, для некоторых ведущих отстране-
ние от эфира на несколько месяцев ста-
новится трагедией, их забывают, а у меня
есть еще главная профессия, литература,
и я продолжаю оставаться старшим на-
учным сотрудником Института миро-
вой литературы РАН, что-то еще пишу.
Но давайте вернемся к началу моей
телевизионной карьеры. В общем, через
какое-то время мне все-таки удалось
расширить географию своих выступле-
ний, я уже начал рассказывать и об Ита-
лии, и об Австрии, и о любимой Польше,
Чехословакии. В то время передача
«Клуб путешественников», наверное, бы-
ла самой популярной передачей после
программы «Время». Меня стали узна-
вать на улице, в метро, в других городах.
Конечно, стали приглашать и в другие
передачи. А потом, в самом начале пере-
стройки, раздался телефонный звонок из
музыкальной редакции с предложением
вести передачу. К тому времени я был
уже достаточно известен и как журна-
лист, возможно, их привлекло еще и то,
что я знаю иностранные языки. В ту пору
в моду входили телемосты, расширялись
возможности общения с другими страна-
ми. Мне сказали, что им нужен человек,
способный нормальным языком расска-
зывать о музыке, они хотели привлечь
внимание более широкой аудитории. Вот
так появилась «Музыка в эфире» и стала
достаточно популярной передачей, а за-
тем я стал художественным руководите-
лем всей студии музыкальных и развле-
кательных программ «Останкино».
Именно благодаря этой передаче,
я смог узнать следующее поколение ко-
рифеев нашей музыки, культуры, а со
многими подружился – это и Михаил
Плетнев, и Николай Петров, и Юрий
pg_0004
61
В кругу друзей
С Валентином Гафтом
– Я продолжаю вести цикл передач
«Шедевры мирового музыкального теа-
тра», помимо этого, на том же канале
«Культура» с моим младшим сыном Фе-
дором веду передачу «В вашем доме».
Эта программа о знаменитых династиях
или семьях в нашей культуре. Уже со-
стоялись такие передачи о Покровском,
Лиепе, Бриле, Голубкиной, Маторине,
Захарове, Ширвиндте и других про-
славленных людях. Слава Богу, у нас
в искусстве много таких знаменитых ди-
настий.
– А чем вообще занимаются Ваши
сыновья.
– Младший еще студент, осваивает
международный менеджмент. Еще неиз-
вестно, что из него выйдет, но я стараюсь
его привлекать к телевидению, втайне
надеясь, что гены сделают свое дело.
Ведь его второй дедушка – народный ар-
тист СССР Петр Петрович Глебов, так что
гены объединились и есть надежда, что
они все-таки на какой-нибудь путь, при-
ближенный к искусству, его наставят.
А старший мой сын окончил институт еще
более далекий от искусства – МИРЭА.
Мне он помогает бороться с компьюте-
рами, разбирается в автомобилях, знает
там каждый винтик. На день рождения
презентовал мне мобильный телефон, от
чего я всячески отказывался, чтобы не
быть постоянно уловимым.
Беседовала Екатерина БОРТНИК
Я очень благодарен судьбе, что она
позволяет мне соприкасаться с другими
видами искусства. Мне довелось дважды
быть председателем жюри на «Киношо-
ке», в этом году состоится юбилейный де-
сятый «Киношок», в жюри которого вой-
дут Роман Виктюк, Даниил Гранин, Юрий
Башмет, Зураб Соткилава, Андрей Битов,
Анатолий Васильев и ваш покорный слуга.
Затем меня стали приглашать в театраль-
ный мир, я несколько раз был членом жю-
ри на конкурсе «Золотая маска». Закончи-
лось все тем, что меня даже приняли в Со-
юз театральных деятелей по рекоменда-
ции моего друга Олега Табакова и других
выдающихся деятелей театра. Это страш-
но интересно, переключать регистры и не
вариться все время в собственном соку.
Помните, как Ньютон о себе сказал:
«Я стоял на плечах гигантов», а я же на-
оборот, являюсь телевизионным пьедес-
талом славы многих действительно вели-
ких людей. Это и приятно, и почетно.
– Вот уже четвертый год проходит
конкурс «Окно в Россию», где Вы при-
нимаете непосредственное участие.
Ваше мнение и впечатления об этой
премии.
– Я обожаю нашу глубинку, провин-
цию и, конечно же, охотно принимаю
участие в жюри конкурса «Окно в Рос-
сию», который придумала газета «Культу-
ра» и ее главный редактор Юра Беляв-
ский, а поскольку я вхожу в редколлегию,
совет этой газеты, то это действительно
наслаждение. Каждый год, по традиции,
с блистательной Верой Васильевой мы
ведем церемонию вручения, и я действи-
тельно считаю, что надо снимать шляпу
перед провинцией, так как люди, которые
там работают, находятся в гораздо более
трудных условиях, чем в столицах.
Я только что вернулся с очередного фес-
тиваля «Музыкальные вечера на Селиге-
ре», которые уже более десяти лет прово-
дит великолепная Ирина Константиновна
Архипова в чудном патриархальном го-
роде Осташкове. Туда приезжают наши
великие исполнители – Плетнев, Маго-
маев, Ведерников и многие другие. Ко-
нечно, сейчас очень сложно с гастроль-
ной жизнью, но зато если приезжают на-
ши звезды, то уж их так обласкивает со-
скучившаяся провинциальная публика.
Я считаю, что для российской глубинки
очень большую роль играет телевидение
и меня очень расстраивает тот факт, что
сейчас забывается главная функция теле-
видения – просветительская. В сегодняш-
них условиях телевизор становится од-
ним из важных окон в мир культуры
и мне даже странно, когда какие-то горо-
да России, по непонятным причинам,
вряд ли экономическим, вдруг отказыва-
ются принимать канал «Культура».
– Святослав Игоревич, а какие
именно программы сейчас идут с Ва-
шим участием.