КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
62
О Национальном академическом оркестре народных инструментов
имени Н.П. Осипова хорошо известно, как в нашей стране, так и за рубе-
жом. Вот лишь несколько высказываний иностранных корреспонден-
тов, побывавших на выступлениях прославленного коллектива.
«Оркестр Осипова представляет собой первоклассный ансамбль му-
зыкантов, исполнение которых отличается точностью и качеством, его
игра уникальна. И руководит этим оркестром профессиональный музы-
кант Николай Калинин, дирижирование которого отличается особой
чуткостью и огромной внутренней силой». США.
«Оркестр Осипова – это прекрасно слаженный ансамбль. Просто уди-
вительно, какой тонкости и мягкости звучания он достигает, а отдель-
ные музыканты играют, как прекрасные солисты...» Великобритания.
«В этом профессиональном оркестре каждый участник является вир-
туозом, который играет с таким совершенством, что часто захватывает
дух. Не было ни одного номера, после исполнения которого публика
бурными аплодисментами не вызывала бы артистов на «бис». Германия.
«Мы знали, что русский народный оркестр привезет нам русский
сюрприз, но не подозревали, что восемьдесят музыкантов с балалайка-
ми и домрами пленят тысячи слушателей. Мы шли в этот плен добро-
вольно и с наслаждением». Франция.
П
О
С
Л
Ы
Д
О
Б
РО
Й
В
О
Л
И
«Я счастлив, что судьба определила
мне отдать себя служению народному
искусству, что у меня есть музыка и вы.
Мне радостны ваши улыбки и тревожит
ваша печаль, значит, мы вместе»
«Я счастлив, что судьба определила
мне отдать себя служению народному
искусству, что у меня есть музыка и вы.
Мне радостны ваши улыбки и тревожит
ваша печаль, значит, мы вместе»
pg_0002
63
История оркестра имени Осипова
полна триумфов, постоянных поис-
ков совершенства и неожиданных
поворотов судьбы. Год его создания
– 1919-й. У истоков создания стояли
выдающиеся музыканты – балалаеч-
ник Борис Трояновский и домрист
Петр Алексеев. Первый концерт но-
вого коллектива состоялся в саду
«Эрмитаж», именно здесь в популяр-
ном месте отдыха москвичей впер-
вые прозвучали задушевные, глубо-
кие, озорные и бойкие мелодии,
многие из которых до сих пор укра-
шают репертуар оркестра.
Очень скоро концертной площад-
кой коллектива стала вся страна – от
Сахалина до Карпат, от Белого моря
до Кавказских гор, а с 1924 года вы-
ступления оркестра «вживую» на ра-
дио помогли ему завоевать сердца
миллионов наших сограждан.
В 1940 году за пульт встал выдаю-
щийся музыкант Николай Осипов,
а после его смерти оркестр возглавил
Дмитрий Осипов. Многое в концерт-
ной практике тогда появилось впер-
вые: и солирующие народные инст-
рументы – балалайки, домры, гусли,
баян и унисон балалаек; и произве-
дения, специально написанные для
оркестра ведущими советскими
композиторами – Н. Будашкиным,
А. Новиковым, А. Холминовым. Были
возрождены забытые песни – «Но-
ченька», «Выхожу один я на дорогу».
Н. Осипов открыл слушателям насто-
ящий, многотембровый, виртуозный
оркестр русских народных инстру-
ментов. Регулярно в концертах стали
принимать участие ведущие акаде-
мические певцы страны – А. Нежда-
нова, С. Лемешев, И. Козловский,
М. Михайлов, И. Архипова, А. Эйзен
и прекрасные народные певицы, вла-
девшие особой манерой исполнения
– Л. Русланова, Л. Зыкина, О. Воро-
нец и многие другие.
Когда началась Великая Отечест-
венная война, оркестр часто бывал на
передовой, его музыка постоянно
звучала на Всесоюзном радио. После
войны коллектив выступал на целине
и БАМе, на Всемирных фестивалях
и олимпиадах, участвовал во всех
торжествах нашего народа, среди ко-
торых нельзя не сказать о концерте
в Кремле в 1945 году для участников
парада великой Победы и торжест-
венном концерте по случаю избрания
первого Президента России.
Немало великолепных музыкан-
тов стояло за пультом нашего нацио-
нального оркестра. И вот уже с 1979
Николай Николаевич КАЛИНИН,
Художественный руководитель
и главный дирижер Национального
академического оркестра народных
инструментов России им. Н.П. Оси-
пова
Родился 12 августа 1944 г. в п. Краско-
во Московской области; окончил
Московскую государственную консер-
ваторию им. П.И. Чайковского по клас-
су ударных инструментов в 1970 г.,
профессор; играл в Государственном
симфоническом оркестре; с 1974 г.
работал как дирижер с Академичес-
ким оркестром русских народных
инструментов, эстрадно-симфони-
ческим оркестром Всесоюзного ра-
дио и Центрального телевидения;
был музыкальным руководителем
и дирижером Красноярского ансам-
бля танца Сибири им. М. Годенко;
с 1979 г. – в Государственном акаде-
мическом оркестре русских народ-
ных инструментов им. Н.П. Осипова;
автор инструментовок и переложе-
ний для оркестра русских народных
инструментов, составитель реперту-
арных сборников; академик Между-
народной академии информатиза-
ции (1996); Народный артист России;
лауреат премий Московского комсо-
мола и Ленинского комсомола, пре-
мии Советских профсоюзов, премии
мэра Москвы (1993), Государствен-
ной премии РФ (1996), Кавалер Зо-
лотого Почетного знака «Общест-
венное признание; награжден орде-
ном Дружбы Народов.
Н. Калинин с солисткой
оркестра Ю. Жданьковой
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
64
года им руководит один из самых яр-
ких и талантливых дирижеров – Ни-
колай Николаевич Калинин. Развивая
все лучшее, что было передано ему
предшественниками, новый дирижер
определил три основных принципа,
которые стали основополагающими
в деятельности оркестра – высочай-
ший исполнительский уровень как
мы получили, победив на II конкурсе
исполнителей на народных инстру-
ментах имени В.В.Андреева в 1964 го-
ду. У меня высшее музыкальное обра-
зование – консерватория. Почему ме-
ня так привлекает русская народная
музыка. Наверное, было бы непра-
вильно отказаться от всемирных до-
стижений в этой области, но и свое
ональных музыкантов, но ее отец
очень любит музыку, играет на аккор-
деоне. Семилетнюю девочку мама
привела в ансамбль «Играньчики»,
которым и по сей день руководит Та-
тьяна Гвайда. Ансамбль выступал на
престижнейших сценах – Кремлев-
ском Дворце съездов, концертном за-
ле «Россия», много ездил по россий-
ским городам, участвовал в фестива-
лях, и не только у нас, но и за рубе-
жом. С 1996 по 2000 г. Юля училась
и успешно окончила Музыкальное
училище имени Иполитова-Иванова.
Помимо вокала Юлия владеет игрой
на фортепиано, ложках, трещетках.
В столь юном возрасте она уже явля-
ется дипломантом Всероссийского
конкурса исполнителей русской на-
родной песни имени Ольги Ковалевой.
«За последнее время
в коллектив влились
новые молодые
дарования, при
одновременном росте
профессионального
уровня музыкантов».
всего коллектива в целом, так и мно-
гочисленных камерных составов и со-
листов; яркий, самобытный, ориги-
нальный, разноплановый репертуар
и, наконец, просветительская работа,
направленная на достижение истин-
ного понимания и глубокого восприя-
тия услышанного.
Мы сидим с Николаем Николаеви-
чем в небольшой комнате Филармо-
нии. Калинин с гордостью показывает
фотографии и буклеты его детища,
охотно отвечает на вопросы.
– Мир музыки увлек меня задолго
до того, как в 15-летнем возрасте я ор-
ганизовал и возглавил свой первый
коллектив музыкантов при хореогра-
фическом ансамбле «Школьные го-
ды». Вскоре он стал известным как
Московский молодежный оркестр
русских народных инструментов. Еще
в 50-е годы я занимался в ансамбле
песни и танца Дворца пионеров
и школьников под управлением
В.С. Локтева, пел в хоре, солировал,
а потом увлекся ударными инстру-
ментами. В 12 лет впервые встал на
дирижерское место, возглавив свод-
ный пионерский ансамбль на детском
фестивале в Чехословакии. Москов-
ским молодежным оркестром я руко-
водил 20 лет. Свою первую награду
родное забывать нельзя. Тем более,
что наше самобытное, исконное рус-
ское искусство с удовольствием при-
нимают во всем мире. Вспомним ан-
самбль Моисеева, знаменитую «Бе-
резку» и так далее.
– Николай Николаевич! На теле-
видении и радио день и ночь кру-
тят американскую, английскую и
прочую импортную эстраду. Не
может ли случиться так, что Ваш
оркестр «постареет».
– С гордостью могу отметить, что
все обстоит совсем наоборот. За по-
следнее время в коллектив влились
новые молодые дарования при од-
новременном росте профессиональ-
ного уровня музыкантов. Это выпу-
скники высших музыкальных заве-
дений страны, многие из которых
стали победителями Международ-
ных и Всероссийских конкурсов. До-
статочно назвать Сергея Лукина,
Анатолия Тихонова, Сергея Бутуши-
на с его группой музыкантов-рожеч-
ников, нашу солистку Юлию Ждань-
кову и многих других.
Вот, например, Юля. Ей всего 20
лет, но ее знают и любят во многих го-
родах нашей страны, и за рубежом ей
довелось побывать. А началось все
просто. В семье у Юли нет професси-
Ответное слово нового
Кавалера Золотого
Почетного знака
«Общественное признание»
Ответное слово нового
Кавалера Золотого
Почетного знака
«Общественное признание»
Эх ты, зимушка-зима!..
Эх ты, зимушка-зима!..
pg_0004
Как-то я поинтересовался, есть ли
у Юли какие-либо увлечения помимо
музыки. Она с воодушевлением ста-
ла рассказывать, как любит читать
(увлекается русской классикой), бы-
вать в театрах, занимается легкой ат-
летикой, плаванием. А недавно
я с удивлением узнал, что Юля в про-
шлом году окончила Российскую ака-
демию имени Гнесиных, а в этом еще
и экономические курсы. Удивитель-
ная у нас молодежь, где только вре-
мя берут. Ведь Юлия является еще
и солисткой Волжского русского на-
родного оркестра Волгоградской об-
ластной филармонии, куда регуляр-
но ездит на гастроли.
– Известно, что Вы были неод-
нократным победителем различ-
ных конкурсов, в том числе на IХ
Всемирном фестивале в Гаване,
удостоены звания лауреата пре-
мии Московского комсомола, пре-
мии Ленинского комсомола. Вы
дирижировали симфоническими
оркестрами из Веймара, Дрезде-
на, Берлина, Лейпцига, являлись
музыкальным руководителем и
дирижером Красноярского ансам-
бля танца Сибири, выезжали с ни-
ми в США и Канаду. В чем причина
таких поразительных успехов.
– Убежден, что только тот чело-
век может чего-то добиться, кто ще-
дро делится с другими своими зна-
ниями, умением, увлечениями. Мне
всегда было интересно создавать
что-то новое. Например, я старался
помогать всем в нашей стране, кто
был заинтересован в создании ан-
самблей народных инструментов.
Я проводил мастер-классы, творчес-
кие вечера со студентами и препо-
давателями музыкальных школ,
училищ и вузов. Оказывал методи-
ческую и консультативную помощь
практическим работникам искусства
и культуры. Не сочтите бахвальст-
вом, но впервые в истории жанра
я осуществил запись «Антологии му-
зыки для оркестра русских народ-
ных инструментов». Мы сумели воз-
родить традицию совместного ан-
самблевого музыцирования про-
фессионалов и любителей, восходя-
щую к основоположнику жанра
Василию Андрееву.
– Николай Николаевич, может
быть вопрос и не очень приятный,
но хотелось бы получить на него
откровенный ответ. При советской
власти существовали Москонцер-
ты и т.д. Теперь у нас свобода. Как
Вам при ней живется.
– Ну что ж, если уж говорить чест-
но, то гораздо труднее. Наши музыкан-
ты получают мизерные деньги, сложно
и с гастролями. Я убежден, что граж-
данскому обществу наша деятельность
необходима. Она воспитывает моло-
дежь, не дает погибнуть отечественной
культуре, искусству. Помогите же
и нам! Самое удивительное, что у нас
практически нет «текучки», мы все еди-
номышленники. Может быть, это нас и
спасает. Надеюсь, что станет легче, что
будут нам и денег больше выделять,
и интересоваться нашим творчеством
больше. А пока нет у нас ни денег, ни
спонсоров. Все на голом энтузиазме.
Очень бы не хотелось заканчивать
материал на столь грустной ноте. Че-
ловек-праздник, человек-оркестр Ни-
колай Николаевич Калинин верит
в лучшее. Отдавая себя без остатка де-
лу, которому он служит, Калинин до-
бился всеобщего признания коллек-
тива, любви народа, свидетельством
чему является атмосфера доброжела-
тельности и восторженности, состоя-
ние единомыслия и согласия, царя-
щая в зрительных залах во время вы-
ступления музыкантов, независимо от
того, в каких городах и весях проходят
концерты и встречи оркестра.
Людмила ЧЕПАЙКИНА
На репетиции оркестра