АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
2
– Ваше Высокопреосвященство, в декабре прошлого
года Вас назвали человеком года, вручив Вам медаль с
изображением Петра I и надписью «Благо России превы-
ше всего». Судьбы Российского государства и Русской
Православной Церкви связаны настолько тесно, что
представить другое просто невозможно. Можно ли сего-
дня утверждать, что уже сформулированы основы взаи-
модействия и пути совместной политики российского го-
сударства и Русской Православной Церкви.
– Проблемы взаимоотношений Церкви и государства
исключительно важны. Недаром им посвящен один из
крупнейших разделов Основ социальной концепции Рус-
ской Православной Церкви. В этом документе сформули-
рованы принципы, на которых мы строим взаимоотноше-
ния с властью. Церковь предписывает своим чадам пови-
новаться ей и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь
тихую безмятежную во всяком благочестии и чистоте»
(1 Тим. 2.2). Мы положительно воспринимаем принцип
разделения Церкви и государства, их взаимное невмеша-
тельство в дела друг друга. Церковь не должна брать на се-
бя функции, принадлежащие государству, использовать
мирские властные полномочия, предполагающие принуж-
дение. В свою очередь, государство не должно вмешивать-
ся в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литурги-
ческую жизнь и так далее. Однако все это не означает ра-
дикального вытеснения религии из всех сфер жизни наро-
да, отторжения ее от участия в решении общественно зна-
чимых задач. Мы строим партнерство с государством, раз-
вивая социальные программы в таких областях, как миро-
творчество, забота о поддержании общественной нравст-
венности, сохранение и развитие национальной культуры,
восстановление исторических памятников, образование
и воспитание юношества, благотворительные, научные,
издательские проекты.
В одном из первых номеров нашего журнала по
итогам встреч и бесед его главного редактора со
Святейшим Патриархом Алексием II – кавале-
ром Золотого Почетного знака «Общественное
признание» – было опубликовано развернутое
интервью, в котором он объективно и доступно
осветил все направления деятельности Право-
славной Церкви и ее роли в обществе. Он также
благословил деятельность Независимой органи-
зации «Гражданское общество» и Национально-
го фонда «Общественное признание» по под-
держке россиян – истинных подвижников свое-
го дела, будь то общественный или государст-
венный деятель, выдающийся художник, ре-
жиссер или иной представитель российской
культуры, науки и отечественного предприни-
мательства, а самое главное наших граждан из
всех регионов страны – защитников Отечества,
руководителей краевых музеев и поисково-пат-
риотических организаций, лучших педагогов,
врачей и священников, чья повседневная само-
отверженная деятельность приносит конкрет-
ную пользу обществу и нашим согражданам.
Святейший Патриарх Алексий II одобрил
и поддержал усилия наших организаций в хо-
де постоянно действующих акций «Мужество
и милосердие» и других благотворительных
программ, направленных на проявление об-
щественной солидарности и оказание адрес-
ной материальной помощи участникам анти-
террористической операции на Северном Кав-
казе, семьям погибших воинов, раненым
и госпиталям МО, МВД, ФСБ и других силовых
ведомств, ветеранским организациям.
Редакция получила очень много писем и от-
кликов на эту публикацию, что говорит об ог-
ромном интересе наших читателей к деятель-
ности Православной Церкви, ее взаимоотноше-
ниям с государством и обществом, другими ре-
лигиозными конфессиями, вкладу Церкви как
одного из важных институтов гражданского
общества в решение общенациональной зада-
чи – исторического, нравственного и духовного
возрождения Отечества. Редакция обобщила
отклики и вопросы наших читателей, и на эти и
другие вопросы главный редактор журнала
С.А. АБАКУМОВ попросил ответить Председа-
теля отдела внешних церковных связей Мос-
ковского Патриархата митрополита Смолен-
ского и Калининградского КИРИЛЛА.
ЦЕРКОВЬ ОТКРЫТА
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
С ГРАЖДАНСКИМ
ФОРУМОМ
Русская православная церковь
считает необходимым развивать
институты гражданского общества
pg_0002
3
В день своего 55-летия
в храме Хорошово
со Святейшим
Патриархом Алексием II
В день своего 55-летия
в храме Хорошово
со Святейшим
Патриархом Алексием II
Воздвижение креста
на месте закладки
храма в Улан-Удэ
Воздвижение креста
на месте закладки
храма в Улан-Удэ
Должен сказать, что многие вопросы церковно-государст-
венных отношений до сих пор не решены. Так, мало что сдела-
но для восполнения того ущерба, который был понесен обра-
зовательной и социальной системами Церкви в годы гонений.
Мы не можем развивать свои социальные программы, потому
что нет средств. Того, что люди приносят в храм, хватает толь-
ко на зарплату священникам, на поддержание церковных хо-
ров и, в лучшем случае, на оплату небольшого текущего ре-
монта, но для финансирования социальных программ, кото-
рых ждут от Церкви, этих денег, разумеется, недостаточно. Есть
еще одна область, где взаимодействие конфессий и государст-
ва крайне желательно. Я
имею в виду добровольное
религиозное образование,
которое, к сожалению, сего-
дня оказывается недоступ-
ным большинству детей.
У Церкви нет возможности
восстановить систему цер-
ковных школ, а государст-
венная школа во многих мес-
тах остается закрытой для ре-
лигиозного образования.
– Юбилейный Архи-
ерейский Собор на рубе-
же тысячелетия, в подго-
товке и проведения кото-
рого Вы приняли самое
деятельное участие, стал
по своему значению и для
верующих, и для неверу-
ющих россиян самым зна-
чимым событием в цер-
ковной жизни прошлого
столетия. Такой без преувеличения эпохальный доку-
мент, как Основы социальной концепции Русской Пра-
вославной Церкви снял огромное количество болезнен-
ных и неразрешенных до того вопросов, поставил новые
проблемы. Если не ошибаюсь, то впервые прозвучал
призыв не ждать, а идти к людям. Намечены и другие
очень важные направления развития Русской Право-
славной Церкви и пути ее взаимодействия со всем ми-
ром, в том числе с другими конфессиями. Не могли бы
Вы более подробно прокомментировать значение этого
документа и степень его влияния на жизнь россиян.
– Необходимость принятия такого документа назрела
давно. Разумеется, вполне определенная позиция по многим
актуальным проблемам современности всегда существовала
в Церкви. Базируясь на нормах Священного Писания и Пре-
дания, она выражалась в решениях Соборов и Священного
Синода, документах и выступлениях Святейшего Патриарха
Алексия II и других представителей церковного Священнона-
чалия. Однако накопилось много таких вопросов, на которые
не был дан ясный церковный ответ, и потребность всего об-
щества в авторитетной соборной реакции на вызовы време-
ни была очень актуальна.
Прежде никогда не существовало официального доку-
мента, в котором была бы систематически изложена позиция
нашей Церкви по всему кругу проблем жизни общества.
Нужна была твердая основа для пастырской практики, для
отношения к различным социальным явлениям со стороны
каждого православного христианина. Убежден, что Основы
социальной концепции отвечают всем этим требованиям –
это базовый документ, рассчитанный не на год-два, а по
крайней мере на ближайшие десятилетия. Это долгосрочная
программа общественного служения Церкви, опирающаяся
на православное осмысление ее положения в плюралистиче-
ском секулярном обществе.
Быть может, этот документ еще не так широко известен, как
хотелось бы. Мы стараемся популяризировать его – в частнос-
ти, мы устраиваем поездки в различные регионы нашей страны,
рассказывая об основных положениях социальной концепции.
– Как-то Вы заметили, что невольник – не бого-
мольник, нельзя стать верующим по принуждению,
и добавили, слава Богу, у Церкви нет реальной полити-
ческой власти, а стать частью государственной машины
было бы для нее самоубийством. Политическая власть
Церкви не нужна, это понятно. Но к голосу именно Пра-
вославной Церкви прислушивается сегодня огромное
pg_0003
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
4
Подписание
с итальянской делегацией
поправок к Договору 1998 г.
Подписание
с итальянской делегацией
поправок к Договору 1998 г.
общество осуществляется не
через внешнее давление, не
в форме власти и принуже-
ния, а изнутри, через про-
буждение совести людей.
– Голос Православной
Церкви слышен все гром-
че, тверже и весомее. Не
секрет, что были и есть си-
лы, в том числе и у нас в
стране, которых это не ус-
траивает. Они напрямую
противодействуют Право-
славию, причем использу-
ют и методы принужде-
ния, откровенной лжи.
Как, какими методами
Церковь будет решать эти
проблемы.
– На этот вопрос я могу
ответить только словами
Спасителя, который сказал
«Любите врагов ваших, бла-
гословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижаю-
щих вас и гоняющих вас» (Мф. 5.44.) Мы будем молиться за
всех, кто нас не понимает и нам противодействует, и предла-
гать им открытый, честный, благожелательный диалог. Наде-
юсь, пройдет время, и люди увидят, что развитие обществен-
но значимой деятельности Церкви никому не опасно. Наобо-
рот, оно совершается в интересах всех людей, православных
и неправославных, верующих и неверующих. Думаю, никто
так не заинтересован в возрождении нашего Отечества и на-
шего народа, как Православная Церковь.
– Как лично Вы, Ваше Высокопреосвященство, види-
те взаимодействие Церкви с гражданским обществом
в России. Ведь многие, причем одни и те же националь-
ные задачи, в частности, в области социальной под-
держки наших сограждан, решаются параллельно – об-
щественными, некоммерческими, неправительствен-
ными структурами и Церковью.
– Религиозные объединения являются важнейшими эле-
ментами гражданского общества. Именно они стояли у истоков
его становления в России. Что касается социальной поддержки
наших граждан, то это всегда было приоритетной сферой цер-
ковного служения, и в этой области накоплен огромный опыт.
У нас есть большое преимущество перед другими структурами,
также занимающимися делами милосердия и благотворитель-
ности. Часто церковные приюты, центры реабилитации и дру-
гие православные благотворительные учреждения работают
гораздо лучше, чем другие, но при этом получают во много раз
меньше средств, а то и вообще работают на энтузиазме. При-
чем Церкви важно не только оказывать материальную помощь
нуждающимся, но и окормлять человека духовно. Для людей,
находящихся в тяжелых обстоятельствах, духовная поддержка
священника чрезвычайно важна и заменить ее никто не может.
Возникает вопрос: почему налогоплательщик не может поддер-
живать эту деятельность материально.
Гражданским форумом и приветствует тот факт, что в чис-
ло его членов вошли некоторые близкие ей общественные
организации, хотя и не все. В то же время определенную
озабоченность вызывает то, что состав участников форума
и особенно его оргкомитета, принимавшего все важней-
шие решения, почему-то оказался подобран таким обра-
зом, что в обеих структурах доминировали организации,
представляющие только одну из частей общественного
спектра – может быть, даже не самую многочисленную –
и выражающую интересы не столько собственно россий-
ского общества, сколько своих западных спонсоров и по-
кровителей. Хочется верить, что понятие «гражданское об-
щество» не будет идеологизировано, а будет реализовы-
ваться так, чтобы были слышны голоса всех общественных
ассоциаций: либеральных и традиционалистских, условно
говоря, «западнических» и «славянофильских».
Русская Православная Церковь считает необходимым
развивать все институты гражданского общества, которые
могли бы помочь устранить негативные явления нашей
жизни. Гражданский форум – это одна из попыток устано-
вить диалог власти и общественных организаций, и Цер-
ковь его приветствует.
– Угрожает ли миру война между христианами и му-
сульманами после трагических событий в Америке.
– Совершившееся в Соединенных Штатах варварское
преступление навсегда останется грехом против Бога и лю-
дей, нарушением заповедей любой религии. И христиане,
и мусульмане полны решимости остановить тех, кто желал
бы втянуть западную цивилизацию в войну с исламским
миром. К сожалению, имеют место попытки злоупотребить
чувствами верующих для разжигания конфликтов. Но не-
обходимо разделять фанатиков-террористов и традицион-
ных мусульман, которых в мире подавляющее большинст-
во. Прикрывающихся исламом воинствующих маргиналов
количество граждан нашей страны, как верующих, так
и неверующих. Ведь это тоже действенная форма вли-
яния на граждан страны, форма власти, не так ли.
– Действительно, Церковь не участвует в политической
борьбе, не стремится к светской власти, для нее было бы
крайне нежелательно стать частью государственной машины,
а тем более государственной идеологии. Ведь главное для нее
– миссия спасения человека, преображение общества, дви-
жение к тому, чтобы наши храмы были заполнены сознатель-
но верующими людьми, руководствующимися во всех по-
ступках христианской мотивацией. Воздействие Церкви на
– Гражданское общество в России только начинает
формироваться как самостоятельный институт. Недавно
состоялся Гражданский форум, призванный ответить на
многие вопросы, которые ставит сегодня жизнь перед
обществом. Как Вы относитесь к проведению подобного
Гражданского форума, а также к углублению диалога
и сотрудничества власти и гражданского общества.
– Мы с уважением относимся к намерению объединить
усилия различных общественных организаций, выяснить
их мнение по насущным вопросам жизни страны и мира.
Церковь открыта к сотрудничеству с новосозданным
pg_0004
5
При закладке храма
во имя иконы Божьей матери
«Всех скорбящих радости»
в г. Десногорске
Во время
богослужения
нельзя ассоциировать ни со странами, ни с народами,
ни тем более с одной из мировых религий. Те, кто пытает-
ся столкнуть людей разных национальностей и вероиспо-
веданий, – это просто преступники, не имеющие отноше-
ния ни к какой религии. Убежден, что мудрость духовных
лидеров позволит сохранить мир.
– Каковы взаимоотношения внутри России между
традиционными конфессиями, в первую очередь, Рус-
ской Православной Церковью и второй по численности
мусульманской общиной.
– Наша церковь поддерживает добрые отношения и ши-
рокое сотрудничество с другими религиями и конфессиями,
традиционно присутствующими в России. По многим обще-
ственно значимым вопросам традиционные религии нашей
страны имеют единую позицию, свидетельствуя о ней перед
лицом власти и народа. Совместно мы много делаем для раз-
вития межконфессионального и межрелигиозного диалога.
По инициативе Русской православной церкви были созданы
и ныне активно работают Межрелигиозный совет России
и Христианский межконфессиональный консультативный
комитет стран СНГ. Цель их деятельности как раз и состоит
в том, чтобы способствовать достижению взаимопонимания
и согласия между людьми, принадлежащими к различным
религиям, конфессиям и национальностям, содействовать
оздоровлению общества, укреплению его нравственных ус-
тоев. Мы открыты к сотрудничеству со всеми, и тем более с
теми, с кем разделяем одни и те же традиционные ценности.
– Ваше Высокопреосвященство, как Вы считаете, на-
сколько значимо сегодня признание заслуг личности об-
ществом. И в целом, Ваше отношение к поддержке не
только высочайших профессионалов, но и истинных по-
движников в своих профессиях, чей ежедневный напря-
женный труд приносит конкретную пользу обществу.
Также хотелось бы услышать о Вашем отношении к на-
граждению Вас Золотым Почетным знаком «Общест-
венное признание» за плодотворную миротворческую и
просветительскую деятельность во имя мира и согласия.
– Конечно, высокие профессионалы и честные труженики
должны чувствовать благодарность за свой труд, ощущать
свою полезность и необходимость для общества. Возродить
и преобразить Россию могут не нувориши, идущие ради де-
нег на бесчестные и аморальные поступки, но миллионы тех,
кто жертвует собой ради Отечества, выполняя нужную людям
работу, несмотря на более чем скромное материальное со-
держание. Врач или учитель, в условиях крайней бедности не
оставляющий работу, сельский священник, в течение долгих
лет малыми силами восстанавливающий храм где-нибудь в
глубинке, воин, охраняющий посреди хаоса и разрухи рубе-
жи России, – именно их трудами в этот трудный период жи-
вет страна. Пусть таких людей в России будет больше, и пусть
их поддерживают в созидательном делании государство, об-
щество и каждый из нас. Я благодарен за награждение меня
Почетным знаком «Общественное признание» и считаю это
признанием трудов очень многих моих соработников.
– Наверное, спрашивать Вас о личной жизни и ув-
лечениях не совсем корректно, но все-таки, есть ли
у Вас какие-нибудь предпочтения в светской литера-
туре или музыке, живописи. Если у Вас случается сво-
бодная минутка, то кроме молитвы, конечно, чему Вы
отдаете свое время.
– Из всех искусств больше всего люблю живопись и ар-
хитектуру. Меня очень интересует вопрос о том, как они от-
ражают настроение людей, ведь по картинам и зданиям
можно понять, что происходило в ту или иную эпоху. Все ча-
ще слушаю классическую музыку. Любимые композиторы:
Бах, Бетховен, Моцарт, Вивальди, Чайковский. Среди со-
временной музыки, к сожалению, редко слышу то, что меня
трогает. Читать удается мало, потому что за день разбираю
огромное количество бумаг, и зрение так устает, что вече-
ром уже все строчки сливаются. Но в отпуске много читаю –
в основном историческую и философскую литературу.
– Мы беседуем с Вами накануне, наверное, самого
любимого у нас светского праздника – Нового года, а
также не менее любимого сегодня праздника Рожде-
ства Христова. С этими праздниками многие россияне
связывают свои самые сокровенные надежды в буду-
щем году – решение многих проблем, достижение на-
меченных целей, улучшение жизни вообще. Предпра-
здничные настроения можно охарактеризовать следу-
ющим образом – появляются светлые надежды и оп-
тимизм, которых сегодня так всем нам не хватает.
Не могли бы Вы, Ваше Высокопреосвященство, вы-
сказать Ваши пожелания читателям и сотрудникам
нашего журнала, а также всем россиянам в связи с на-
ступлением Нового 2002 года.
– Господь да пошлет нам мир – в семье, в стране и за ее
пределами. Желаю всем читателям журнала испытать ра-
дость в служении ближнему и всегда быть усердными тру-
жениками в деле возрождения России.