ПО ИТОГАМ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА
34
– Георгий Александрович, прежде
всего, позвольте Вам как участнику
недавно прошедшего Гражданского
форума задать вопрос о том, как Вы
оцениваете проведенное мероприя-
тие, какие Вы видите результаты Фо-
рума и оправдались ли лично Ваши
ожидания.
– Первое. Я считаю, что в принципе
данное мероприятие так, как оно мысли-
лось в идеале, – бесспорно, полезное.
Второе. Организовано оно было не луч-
шим образом. И с точки зрения органи-
зации в узком смысле этого слова,
и с точки зрения интеллектуальной орга-
низации (структурирование тем, «круг-
лых столов»), на мой взгляд, было не-
сколько недоработано. Третье. Власть,
в широком смысле этого слова, если го-
ворить о наборе так называемых перего-
ворных площадок, которые проводились
в рамках этого Форума, была готова
к диалогу чрезвычайно слабо. Но тем не
менее есть и положительные моменты.
Во-первых, власть сама себя поста-
вила в некую ситуацию, когда, сказавши
«А», она обязана говорить «Б», «В» и так
далее. После завершения работы Фору-
ма делать вид, что все забыли, что поми-
мо власти существует еще и общество,
уже нереально. Значит, как-то, в каких-
то формах это должно продолжиться, то
есть хотя бы формальные структуры для
диалога возникнут. Дальше следующий
ГРАЖ
ДАНСКОЕ
ОБЩ
ЕСТВО
У Н
А
С ЕЩ
Е
О
Ч
ЕН
Ь
М
О
Л
О
Д
О
Е»
«
Георгий САТАРОВ:
pg_0002
вопрос: будет ли от этого какая-то поль-
за. Во многом это будет зависеть, конеч-
но, и от самих представителей граждан-
ского общества, как они воспользуются
представившейся им возможностью:
сведется все это к предоставлению инди-
видуальных челобитных (как это было,
например, утром в первый день на
Гражданском форуме) или это будет не-
что конструктивное и общественно зна-
чимое. Шанс для этого не утерян и хотя
бы для этого стоило проводить Граждан-
ский форум. Вот вкратце примерно так.
– В ходе Гражданского форума на
«круглом столе» 21 ноября в «Прези-
дент-отеле» Вы сказали, что данный
Форум созван не для того, чтобы со-
здать гражданское общество, по-
скольку оно уже существует, а с це-
лью разработки механизмов взаимо-
действия общества и власти. А как Вы
считаете, возможно ли за несколько
дней разработать такие механизмы
или же Форум – это некая точка от-
счета в данном процессе.
– Да, это некая точка отсчета, это та-
кой толчок. Хотя бы увидели друг друга –
уже хорошо. Что-то запустится – тоже хо-
рошо. Конечно, за два дня ничего нельзя
создать – нереально. Но, как я уже гово-
рил, сказавши «А», надо говорить «Б»,
и если представители гражданского об-
щества зубами в это вцепятся – это хоро-
шо, значит, между гражданским общест-
вом и властью будут конструироваться
какие-то переговорные площадки. Но на
это, бесспорно, уйдет время.
– А какие Вы сами видите, хотя бы
в краткосрочной перспективе, меха-
низмы взаимодействия власти и об-
щества в существующих на сегодня
российских реалиях.
– Дело в том, что некоторые механиз-
мы уже существуют, но они находятся по-
ка что в совершенно зачаточном состоя-
нии. Где-то губернаторы, где-то минист-
ры создают, например, какие-то общест-
венные советы при своих ведомствах,
министерствах. Первое, что нужно сде-
лать, чтобы отбор людей, которые на та-
ких переговорных площадках контактиру-
ют с властью по конкретным проблемам,
производился не властью, а обществом,
чтобы общество диктовало: на эту тему с
вами будут говорить не те, кто вам нра-
вится, а те, кого мы, общество, уполномо-
чиваем на эту тему с вами вести перегово-
ры. Поэтому первая задача – это измене-
ние содержания и статуса существующих
переговорных площадок, вторая – конст-
руирование новых, причем совершенно
не обязательно, чтобы это были какие-то
постоянно действующие органы, они мо-
гут быть созданы под конкретную пробле-
му. Например, под проблему админист-
ративной реформы, чтобы ее обсудить,
сконструировать, запустить или, скажем,
для контроля за реализацией принятых
решений. В этом могут участвовать час-
тично те же люди, частично другие. Нехо-
рошо, когда контролируют исполнение
те, кто являются авторами идеи.
Плюс ко всему, что я считал бы
крайне полезным, – это появление ка-
ких-то пусть узких, но абсолютно ясных
и показательных примеров: вот, смот-
рите, была создана такая-то переговор-
ная площадка и как она сработала. На-
пример, есть проблема распределения
средств бюджета, налогоплательщиков
через тендеры, аукционы, конкурсы по
закупке и прочее. Источник коррупции
здесь, как известно, фантастический,
это прямые бюджетные потери. В неко-
торых постсоветских странах уже появ-
ляется такая практика, когда в тендер-
ные комиссии включают представите-
лей общественных организаций в каче-
стве наблюдателей. Эти наблюдатели
не принимают решения, их функция
только одна – следить за процедурой,
честно проведен конкурс или же нет. Ес-
ли не честно, то общественные органи-
зации «на весь мир» об этом «кричат»:
здесь обман, здесь крадут! Вот и вся
функция. И в этом случае, я вас уверяю,
что за год только одним этим можно
сэкономить существенные суммы и
можно посчитать, каков был вклад об-
щества в это дело. Показать: сэконом-
лено столько-то, предположим, мил-
лионов долларов на этом конкретном
тендере. И появление двух-трех таких
вещей было бы крайне важно и показа-
тельно, при этом не обязательно в та-
кой форме, можно было бы что-нибудь
Георгий Александрович САТАРОВ
Родился 22 августа 1947 г. в Моск-
ве. В 1972 г. окончил математиче-
ский факультет МГПИ им. В.И. Ле-
нина. Кандидат технических наук
(по специальности «Управление
в социально-экономических сис-
темах»). До 1990 г. работал на ка-
федре программирования и вы-
числительной математики МГПИ,
пройдя путь от младшего науч-
ного сотрудника до руководителя
сектора в исследовательской ла-
боратории; занимался примене-
нием математики в педагогике,
психологии, социологии, исто-
рии, политологии и т.п. В 1990 г.
создал совместно с Сергеем Стан-
кевичем Центр прикладных по-
литических исследований «ИН-
ДЕМ» («Информатика для демо-
кратии»), который возглавлял до
весны 1993 г., был его научным
руководителем.
В 1993 г. Георгий Сатаров Указом
президента РФ был назначен ге-
неральным директором Россий-
ского общественно-политичес-
кого центра (РОПЦ). С февраля
1993 г. по февраль 1994 г. – член
Президентского совета, участник
Конституционного совещания по
разработке новой Конституции
РФ. С февраля 1994 г. по сентябрь
1997 г. – помощник президента
РФ. С 1994 г. – член Объединен-
ной комиссии по координации
законодательной деятельности.
С мая 1997 г. – член комиссии по
разработке проекта программы
государственного строительства
в Российской Федерации. В октя-
бре 1997 г. избран президентом
фонда «ИНДЕМ» (правопреемни-
ка Центра «ИНДЕМ»). Автор бо-
лее 200 научных работ в сфере
прикладной математики, поли-
тологии, социологии. Автор мно-
гих газетных и журнальных пуб-
ликаций. С 1999 г. преподает
в Московском Государственном
Университете. Член обществен-
ного совета при ФСНП, член
СВОП, член общественного экс-
пертного совета Мирового банка
по проблемам государственного
управления и коррупции.
Женат, имеет двух дочерей.
28 апреля 2000 г. В.В. Путин вручил
президенту регионального обще-
ственного фонда «Информатика
для демократии» (Фонд «ИН-
ДЕМ») Г.А. Сатарову Орден Почета
за заслуги перед Отечеством.
На рабочем совещании у первого
президента России Б.Н. Ельцина
На рабочем совещании у первого
президента России Б.Н. Ельцина
pg_0003
ПО ИТОГАМ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА
36
и другое придумать в таком же духе. То
есть все это было бы крайне полезно
для раскручивания маховика взаимо-
действия власти и общества в целом.
– Георгий Александрович, в связи с
этим хотел бы Вам задать вопрос отно-
сительно коррупции и борьбы с ней.
21 ноября на «круглом столе» Вы рас-
сказали очень интересную историю
о мэре одного из российских городов,
который неожиданно для себя открыл,
что честный тендер ему выгоден. Но
ведь это в том случае, если он хочет,
например, на оставшиеся средства
отремонтировать больницу и предъ-
явить это избирателю, а если он хочет
просто «заработать» деньги, получив
так называемый «откат», как тут быть.
– А в этом случае как раз и должны
быть те овцы, которые кусают волков.
– Тогда возникает вопрос, а кому
это выгодно. Весьма очевидно, что
власть в лице президента заинтересо-
вана в реальной массовой общест-
венной поддержке, да и сами общест-
венные структуры хотели бы, чтобы
их мнение было не просто услышано,
но и учтено. Но ведь существует еще
и власть в лице государственного ап-
парата. И то, что российская бюрокра-
тия также заинтересована в создании
так называемой «машины граждан-
ской экспертизы» весьма сомнитель-
но. Не считаете ли Вы, что начинать
надо было с другого конца, напри-
мер, с широкомасштабной реформы
государственного аппарата, с созда-
ния постоянно действующего экс-
пертного общественного совета, спо-
собного реально конкурировать с ап-
паратно-бюрократической системой.
– Здесь представители обществен-
ных организаций и президент должны
сказать друг другу и объявить другим,
что если некоторые бюрократы не хотят,
например, обеспечения прозрачности
тендера, за который отвечают, то и для
нас, общества, и для вас, господин пре-
зидент, это означает только одно, что
они хотят только воровать, и мы, все
вместе, должны делать из этого практи-
ческие выводы. Давайте мы с вами так
договоримся и так объявим во всеуслы-
шание, чтобы каждый бюрократ знал,
что о нем и о дальнейшем пребывании
его на посту будут судить так, как он бу-
дет относиться к тому, что после беседы
с нами скажет господин президент –
впредь тендеры проводятся так-то.
А общество к этому уже давно гото-
во. Дело в том, что на региональном
уровне в разных местах по той же про-
блеме коррупции реализуются очень ин-
тересные и полезные проекты. Более то-
го, в наш неформальный коллектив ор-
ганизаций, занимающихся этой пробле-
мой – а мы все очень тесно друг с другом
взаимодействуем, – постоянно поступа-
ют сигналы, что, вот, мэрия города тако-
го-то хочет, чтобы мы приехали туда и
помогли им, допустим, обеспечить про-
зрачность бюджета или организовать
еще что-то подобное. Конкретные пред-
ставители власти уже начинают пони-
мать, что это выгодно им же. И такие
факты сегодня налицо. Поэтому, грубо
говоря, захочет это делать Владимир
Владимирович или не захочет – это не
вопрос, это уже происходит помимо не-
го, потому что может быть кто-то быст-
рее, чем он это понял, и пытается вопло-
тить в жизнь. Вопрос в том, успеет ли
президент запрыгнуть в этот поезд, ис-
пользует ли он его, или же поезд про-
едет мимо – это уже как жизнь сложится.
– Георгий Александрович, не счи-
таете ли Вы, что за идеей власти по-
мочь оформиться гражданскому об-
ществу в России, а, соответственно,
сделать наше общество по-настоя-
щему свободным и сильным, стоит
совершенно другая мотивация,
а именно: сплотить население вокруг
и во имя великой патриотической це-
ли, то есть безоговорочной поддерж-
ки власти, а поскольку население
должной активности не проявляет,
нужно организовать его в граждан-
ское общество.
– Нет, это нереально. Это все равно
что пытаться руководить движением
каждой одной отдельно взятой молеку-
лой в стакане. Единственное, что вы мо-
жете сделать с водой в стакане, – это ли-
бо нагреть воду (получится пар), либо
охладить воду (получится лед), но руко-
водить каждой молекулой вы не в состо-
янии. Вы можете в стране ввести дикта-
туру и заморозить движение этих моле-
кул, то есть состояние гражданского об-
щества перейдет в состояние льда, вы
можете, наоборот, разогреть этот стакан
и довести его до кипения – появится пар,
пар начнет крутить турбину, турбина бу-
дет вырабатывать ток, будет лучше. Но
вот следить за каждой отдельной моле-
кулой бесполезно.
– Понятно. А как Вы в таком слу-
чае могли бы прокомментировать
появившуюся в прессе (в частности, в
«Независимой газете» от 21 ноября)
информацию о том, что премьер Ка-
сьянов дал жесткую команду всем
министрам обязательно быть на дан-
ном мероприятии.
– Это просто есть некая форма идио-
тизма. Будет он там или не будет – это не-
важно, важно другое: с чем туда придет
министр. Он придет туда вынужденно по
приказанию премьера, или же он придет,
туда, потому что он действительно в этом
заинтересован, готов общаться и взаи-
модействовать. Я видел много приме-
ров, когда высокопоставленные чинов-
ники приходили на Форум, на его «круг-
лые столы», и что общались они на этих
переговорных площадках, что не об-
щались – разницы никакой. Я уже ска-
зал, что власть была не готова к этому
диалогу, так как отдать президентское
поручение работникам его администра-
ции и министрам прийти тогда-то туда-
то – это есть не готовность, а отчетность.
– Как Вы оцениваете позицию не-
которых российских правозащитни-
ков (например, Льва Пономарева),
основанную на том, что данное ме-
роприятие – это некая «кремлевская
хитрость», очередная попытка созда-
ния некоей модели «управляемой
демократии».
– Их позиция состоит вот в чем: во-
первых, в той оценке, которую вы
сформулировали, в этом диагнозе, во-
вторых, в действиях, которые вытекают
из этого диагноза, то есть в том, что
в этом не нужно участвовать. Вот смысл
позиции: если у власти такие нехорошие
намерения, то мы не будем в этом участ-
вовать. Но тем не менее указанные гос-
пода с удовольствием ходят в магазин,
покупают там кефир, хлеб, одежду, эле-
ктронику, несмотря на то, что собствен-
ники предприятий, которые все это про-
изводят, движимы корыстными намере-
ниями, они все, мерзавцы, хотят полу-
чить за наш счет прибыль. Все эти «бур-
жуи», владельцы предприятий почему-
то не являются бессребрениками. Так
вот, если некоторые наши правозащит-
ники настолько последовательны и счи-
тают, что при наличии отрицательных
мотивов, независимо от возможных ре-
зультатов действий, нужно все игнори-
ровать, пусть они перестанут покупать
и потреблять хлеб, кефир, одежду, элек-
тронику и так далее только по той причи-
не, что производящие их «буржуи» хотят
лишь максимизировать свою прибыль.
Да, я понимаю, это логика, доведенная
до абсурда. Но дело в том, что они-то эту
логику уже давно довели до такого со-
стояния, потому что была ложная посыл-
ка: если намерения и мотивы власти
плохи, то плохи и ее действия. Так вот,
это неверно. Могут быть корыстные мо-
тивы, но при этом и полезные для обще-
ства действия – так устроена в том числе
и конкурентная экономика: корыстные
мотивы получения максимальной при-
были у предпринимателей оборачива-
ются нашей пользой, они дерутся друг
На отдыхе
pg_0004
с другом за производство лучших това-
ров для нас, чтобы мы их покупали.
С властью то же самое, какая разница, из
каких мотивов она действует. Мы мо-
жем обернуть это с пользой для себя или
нет. Да, но только при одном условии –
если в этом участвуем. Если не участву-
ем, то льем воду не на свою мельницу.
Предположим, вы видите рекламу,
например, нового порошка. Что там ска-
зано, в чем смысл рекламы. Мы нако-
нец-то сделали то, без чего вы не можете
прожить, смотрите, как вам хорошо! Ко-
нечно, в рекламе не написано, что мы на-
конец-то сделали то, с помощью чего мы
можем победить наших конкурентов
и получить большую прибыль. Политиче-
ский рынок несколько по-другому устро-
ен. День распродажи – это выборы.
Власть, например, выдвигает такую рек-
ламу: мы любим гражданское общество,
и здесь мы можем подозревать, что на
самом деле они хотят получить прибыль
в день выборов. Но мы говорим, что раз
вы любите гражданское общество, то из
этого вытекает то-то и то-то, давайте это
делать, вы имеете право на эту рекламу,
а на выборах мы сами решим, что делать.
– Теперь давайте затронем про-
блему свободы слова в современной
России. Как Вы оцениваете ситуацию
вокруг СМИ (в частности, то, что про-
изошло с НТВ, то, что сейчас происхо-
дит вокруг ТВ-6 и «Эха Москвы», я уже
не говорю о печатных СМИ и много-
численных региональных телекомпа-
ниях, радиостанциях, газетах и жур-
налах). Не считаете ли Вы, что мы на-
блюдаем сознательную политику го-
сударства на самом высоком уровне,
политику подавления свободы слова.
– На самом деле здесь есть и полити-
ческая борьба (потому что первоначаль-
но «наезды» власти на Гусинского и Бере-
зовского – это были «наезды» на полити-
ческих противников) и, как производное
от первого, это, безусловно, «наезд» на
свободную прессу. Тут только надо пони-
мать, что независимая – это не значит хо-
рошая пресса, точно так же, как государ-
ственная пресса – это не значит, что это
хорошая пресса, и та и другая может быть
относительно ограничения свободы
слова со стороны государства.
– Здесь имеет место много обстоя-
тельств. Во-первых, у Ельцина в тече-
ние всей его политической карьеры как
публичного демократического лидера
был некий большой долг перед свобод-
ной прессой, потому что она изначаль-
но его поддерживала, и он считал себя
ей обязанным. Во-вторых, он как-то
умел переживать те нападки, которые
на него сыпались (Путину такое даже
близко не снилось). Тем не менее на-
помню, чтобы быть объективным, все-
таки было две попытки закрытия не-
скольких левых газет во время револю-
ционных событий 1991 и 1993 годов.
В-третьих, Борис Николаевич понимал
то, чего ни в коем случае нельзя делать.
И что касается свободной прессы, то,
безусловно, она входила в это табу.
Сейчас же идет жесткая борьба, в том
числе и за информационное, экономиче-
ское влияние. Ситуация состоит в том,
что долгие годы переходного периода
страна жила в серой зоне, где грань меж-
ду правом и не правом, его нарушением
была очень размыта, и в эту зону попада-
ли и хозяйствующие субъекты, и бюро-
краты, и политики, и СМИ, и так далее. В
каком-то смысле это очень удобная ситу-
ация, потому что те, кто обладает рычага-
ми легитимного насилия, могут в любой
момент по своему желанию выдернуть
любого и предъявить ему претензии, что
сейчас и происходит. В настоящее время
не ведется масштабной работы по умень-
шению этой серой и черной зоны, а про-
исходит борьба за ресурсы, в том числе и
за информационные, с использованием
этой технологии: выбирается противник
(а фактически любому в нашей стране
можно предъявить претензии), этот че-
ловек из общей серой зоны выдергива-
ется и ему предъявляется счет. И по
большому счету подобная практика за-
рождалась при Ельцине, даже не при
Ельцине, а во время Ельцина, скажем,
борьба за собственность вот такими ме-
тодами. Но эта практика не превраща-
лась в часть государственной политики.
Леонид ВОЛЧАНИНОВ
и плохой, и хорошей. Тем не менее, я счи-
таю: то, что сейчас происходит – если не
сознательная политика ограничения не-
зависимой прессы как таковой, то некие
действия, которые могут превратиться
в такую политику. И здесь, если говорить
о теме Гражданского форума, это совер-
шенно ей противоречит, поскольку по оп-
ределению гражданского общества неза-
висимая пресса – один из трех китов, на
которых это гражданское общество стоит,
одна из трех основных составляющих
гражданского общества.
– На Ваш взгляд, существующее на
данный момент гражданское обще-
ство, а если точнее, в том числе и те
организации, которые были пригла-
шены на Гражданский форум, они
реально могут встать сейчас на защи-
ту конкретно того же ТВ-6, «Эха
Москвы» и так далее.
– Потенциально да, никто не мешает им
это сделать. Если они поймут, что, «проехав»
по одной независимой телекомпании, можно
и не остановиться, и что дальше жертвой мо-
жет стать кто угодно, то в принципе они долж-
ны обеспокоиться. Но мне кажется, что данная
тема еще не очень осознана. Гражданское об-
щество у нас очень молодое, на уровне ребен-
ка, и ему еще взрослеть и взрослеть.
– Георгий Александрович, как Вы
считаете, почему во время пребыва-
ния у власти Б.Н. Ельцина ни у кого да-
же мысли, даже намека не возникало
В кругу единомышленников
В рабочем кабинете