АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
38
Закончил свою работу проходив-
ший в Москве Гражданский
форум, на котором общественные
объединения, гражданские союзы
и другие общественные организа-
ции делились своим мнением о
том, в каком направлении должна
развиваться Россия и каковы
должны быть взаимоотношения
между властью и обществом.
Форум имел неожиданно большой
успех, и это, при том, что наши
горько разочаровавшиеся во всем
происходящем на протяжении
последних лет граждане заметно
приуныли и впали в апатию.
Можно предположить, что этот
Форум «разбудил» многих из них
и вселил новую надежду.
В ходе этого мероприятия прозву-
чало немало ярких и конструктив-
ных речей. К одним из них относит-
ся выступление генерал-лейтенан-
та милиции в отставке, генерал-
майора ФСБ в запасе, известного
писателя (члена Союза писателей
России), радующего читателей
своими прекрасными книгами,
Александра МИХАЙЛОВА. В пере-
рыве между выступлениями мне
удалось побеседовать с Александ-
ром Георгиевичем – человеком ум-
ным, тонким, интеллигентным и,
кстати, очень доброжелательным.
Александр МИХАЙЛОВ:
М
Ы
ВСЕ
П
Л
Ы
ВЕМ
В
О
Д
Н
О
Й
Л
О
Д
К
Е»
«
pg_0002
39
ы долгие годы работали в правоохранитель-
ной системе и видели наше общество в раз-
ном состоянии, не так ли.
– Действительно, практически вся моя жизнь
связана с работой в этой системе и видел я наше общество
в разном состоянии... разрухи. Видел период демократиче-
ской, экономической, криминальной разрухи.
– Неожиданный ответ! А в каком периоде мы сего-
дня находимся.
– В обществе с криминальной разрухой. Главная (хотя
и не единственная) ее причина – социально-экономическая,
о ней даже говорить не нужно, столько уже сказано. Мы
много говорим о коррупции, но совершенно забываем о
том, что ее корни не только в том, что у нас вся страна про-
дажная, все берут взятки и стремятся к тому же. Один из вы-
ступающих на нашем Форуме приводил пример с вузами,
где коррупция цветет, как говорится, пышным цветом. Но он
не сказал, что большинство самых престижных российских
вузов только 10 процентов абитуриентов принимают на бес-
платное обучение. В прошлые годы их было 100 процентов.
Значит, сегодня мы, таким образом, вольно или невольно
создаем коррупцию, и это не что иное, как ведомственный
рэкет. С другой стороны, совершенно очевидно, что люди,
которые не имеют возможности заплатить, скажем, 25 тысяч
за полный курс обучения, всегда найдут 5 тысяч, чтобы за-
платить тем, кто устроит их ребенка учиться «бесплатно».
Это первый момент. Второй момент тоже совершенно оче-
видный. У нас в стране в последнее время не уменьшается
власть чиновников, а с каждым годом все больше и больше
увеличивается. Происходит достаточно опасный и страшный
процесс, сводящийся к одному: первое – государственные
структуры в лице правоохранительных органов и иных рас-
пределяющих организаций фактически вытесняют органи-
зованную преступность с этой поляны и на нее приходят го-
сударственные органы: таможня, федеральная служба нало-
говой полиции и т. д. Это такие же бедные чиновники, и они
приходят не только для того, чтобы служить государству. Как
бы там Верещагин не говорил: «За державу обидно», у нас
уже многим за державу не обидно. Мы сами создаем такие
условия. Мы совершенно запутали наше население огром-
ным количеством нормативных актов. Нормативный акт
должен быть понятен, доступен и внятен. Весь билль
о правах состоит из 13 недвусмысленных пунктов, и 9 за-
поведей Христа тоже абсолютно понятны и внятны. Когда
мы начинаем рассуждать о системе налогообложения
или каких-либо таможенных пошлинах, которые постоян-
но меняют правила игры, причем в самый неподходящий
момент, мы каждый раз невольно приходим к выводу, что
именно так реально создаются условия для коррупции.
– Каково же в этой ситуации влияние криминала.
– Мы уже создали систему, когда криминал, а точнее
первичное накопление криминального капитала, уже закон-
чилось. Криминал сегодня уже переходит в легальный биз-
нес. И если, допустим, 10 лет назад мы употребляли такое
понятие, как рэкет, то сегодня рэкета как такового нет, пото-
му что рэкет уже фактически узаконен в различного рода ча-
стных охранных предприятиях, службах безопасности и т.д.
и т.п. – с теми же самыми функциями выбивания долгов
с одних, проникновения в чужую тайну в интересах других.
На фоне этого происходит очень страшная вещь. Дело в том,
что последнее время сопряжено с глубокими реформами
в системе правоохранительных органов. Сначала это были
специальные службы, потом различного рода прокурорские
службы, сейчас министерство внутренних дел.
– Что мы имеем в результате этих реформ.
– Проблему в квадрате, потому что мы, во-первых, теря-
ем профессионалов, во-вторых, на улицу выходят люди
с опытом агентурно-оперативной деятельности. Они могут
идти в абсолютно честную, легальную структуру, которая,
если мы говорим о нормальном бизнесе, не может играть
по правилам этого государства. Надо
ли объяснять, сколь опасно подобное
вливание огромного количества спе-
циально обученных людей в полукри-
минальную среду.
– Нередко приходится слышать
о том, что нам нужна правоохрани-
тельная система, как в США. Вы
с этим согласны.
– Ну, во-первых, мы не США, а Рос-
сия. Во-вторых, я думаю, что американ-
ский полицейский на российских про-
сторах был бы похож на скулящего воз-
ле урны беспомощного щенка. Я глубо-
ко убежден, что сегодня наше граждан-
ское общество создало не престижную
правоохранительную систему. Потому
что если американский абитуриент идет
учиться в изначально престижную служ-
бу, то наш, отправляясь учиться «на ми-
лиционера», идет изначально в непре-
стижную, прекрасно понимая, зачем он
туда идет. Уверяю вас, что далеко
На приеме
у директора ФБР
Тайбэя. Тайвань
Выход к прессе
директора Интерпола
Кэндена. МВД. 1998 г.
Выход к прессе
директора Интерпола
Кэндена. МВД. 1998 г.
pg_0003
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
40
– Хорошо, давайте вернемся к теме, которая обозначе-
на как преступность и борьба с преступностью. Я не согла-
сен с существующим мнением о том, что у нас с одной сто-
роны сидят как бы правоохранительные органы и государ-
ство, а с другой – коррупционеры. Хотя бы потому, что
я прекрасно понимаю психологию коррупционера: ему са-
мому крайне неуютно в этом положении, он всегда ищет
выход, как с этой иглы соскочить. Поэтому общество долж-
но помочь ему в этом, а еще лучше – создать такие усло-
вия, чтобы даже элементарных условий для коррупции не
было. Мы мечтаем об искоренении этого зла, хотим, чтобы
его не было хотя бы в будущем, ищем аналоги в прошлом,
но, к сожалению, ни в прошлом, ни в будущем мы, навер-
ное, реальных примеров положительных результатов
борьбы с коррупцией не найдем. Так или иначе, но мы вы-
нуждены признать, что нынешнее состояние нашего обще-
ства, его криминогенность далека от идеала, и каждый из
нас постоянно ощущает на себе результаты этой кримино-
генной ситуации.
Наверное, в этом есть две проблемы: социально-поли-
тическая как объективная и, скажем так, профессиональ-
ная как субъективная. Хотим того или нет, но последние
реформы в нашем обществе привели к появлению огром-
ного количества возможностей для людей нечистоплотных,
желающих получить максимальную выгоду в минималь-
ный срок. Это так. Еще в 1990 году, когда я работал в Коми-
тете государственной безопасности, мы даже выходили
с предложениями в Верховный Совет СССР о необходимо-
сти проработки всех нормативных актов, которые издаются
в стране, на возможную их криминогенность. Звучали даже
некие фантазии о том, чтобы дать проект того или иного
закона какому-нибудь крупному жулику, пребывающему
в заключении, чтобы он, изучив его, высказался о том, как
бы он этот закон обходил.
– Но что же делать. Какой Вам видится перспектива.
– Перспектива одна. Первое: нам надо остановиться
и оглянуться, понять, что мы хотим. Если мы это не опреде-
лим и если будем жить по двойному стандарту – думать од-
но, а делать другое, то, естественно, мы ничего хорошего не
достигнем. Я считаю, что все люди государевы, которые ре-
ально служат и пытаются как-то служить, заслуживают глу-
бочайшего уважения прежде всего со стороны того государ-
ства, которому служат. Граждане могут этих людей не ува-
жать, это их право, но государство обязано уважать.
– Но ведь у этой медали есть и другая сторона, о ко-
торой мы с Вами только что говорили. Один преступник
или коррупционер (что, впрочем, одно и то же) в мун-
дире способен вызвать недоверие и стойкое неприятие
всей службы вообще, такова психология людей. Разве
Вы с этим не согласны.
«Мы должны внимательно и
трепетно относиться к профессио-
налам, особенно теперь, когда
очень много высокопрофессио-
нальных специалистов были
вынуждены покинуть Министер-
ство внутренних дел».
не всегда из романтических побуждений. Он прекрасно пони-
мает правила игры, по которым будет играть. И это самое
страшное. То же самое можно говорить о других службах.
– Куда же мы в конце концов придем, если ситуация
не изменится.
– Если этот государственный процесс не будет преодо-
лен, мы затянемся в глубочайший правовой кризис, потому
что все реформы, которые мы сегодня проводим, проводят-
ся без реальной подготовки.
– Что Вы имеете в виду.
– Для того чтобы начать наступление, нужно обеспечить
политическое руководство – раз, материальное обеспечение
– два, и третье – людские ресурсы. На сегодняшний день ска-
мейка запасных пуста. И поэтому мы должны внимательно
и трепетно относиться к профессионалам, особенно теперь,
когда очень много высокопрофессиональных специалистов
были вынуждены покинуть Министерство внутренних дел.
Я считаю, что эти люди были глубоко оскорблены. Было ос-
корблено их человеческое и прежде всего профессиональ-
ное достоинство. Ведь большинство из них работали по 28
часов в сутки, жертвовали жизнью, несмотря на достаточно
высокие занимаемые должности. И когда сегодня разворачи-
ваются кампании в отношении бывших руководителей МВД
и зачастую инспирируется это из недр самого министерства,
это можно квалифицировать, мягко говоря, как непорядоч-
ность. Более того, читая некоторые материалы в средствах
массовой информации, я вижу, что у журналистов на руках
находятся материалы, которые особо защищаются законом.
И те, кто передал их третьему лицу, являются нарушителями
закона и подлежат привлечению к уголовной ответственнос-
ти. Но в нынешнем государстве, когда идет откровенная «за-
казуха» в отношении определенных политических фигур, по-
чему-то прокуратура на это внимания не обращает.
Готовится
ультиматум
С. Радуеву
Мечеть в Мозари шариф.
Афганистан. 1996 г.
pg_0004
Но факт остается фактом: мы сегодня идем по пути со-
вершенствования нашей правовой основы и при этом за-
бываем очень важную вещь, о которой я хочу сказать еще
раз, так как душа по этому поводу болит. Я достаточно дол-
го прослужил в Комитете госбезопасности, некоторое вре-
мя в МВД, и этот груз тяготит душу и плечи. Одним из субъ-
ективных аспектов борьбы с организованной преступнос-
тью и преступностью вообще является состояние нашей
правоохранительной системы. Пережив за 10 лет 9 реформ
в системе органов государственной безопасности, увидев
за эти же 10 лет 9 руководителей этого ведомства, я совер-
шенно четко для себя осознал, что в широком понимании
реформа, как термин, стала явлением достаточно пороч-
ным и невероятно опасным. Любая смена руководителя,
любая смена вывески, организации приводит к оттоку до
50 процентов личного состава. Конечно, земля российская
талантами не оскудеет и профессионалами тоже. Но нужно
учитывать и то, что каждый профессионал уходит из систе-
мы с теми позициями, которые он создавал в прошлые го-
ды. К сожалению, в последнее время это приобрело об-
вальный характер.
– Вас это очень беспокоит.
– Проводя такого рода реформы в правоохранительной
системе, особенно в нынешней ситуации, когда, с одной
стороны, преступность стремительно набирает професси-
онализм, а с другой – совершенно так же стремительно
падает профессионализм правоохранительных органов,
свести концы с концами практически невозможно. Невоз-
можно потому, что мы все время будем опаздывать и ми-
риться с тем, что преступность возросла, а мы с ней бо-
роться не можем по объективным причинам. Я понимаю,
– Несмотря на то, что в отношении Форума звучала не-
кая ирония и, как вы говорите, нотки скептицизма, мол,
кто с кем садится договариваться – власть с обществом,
общество с властью, граждане с обществом,– я все-таки
сторонник того, что любое такое мероприятие очень по-
лезно. Хотя бы потому, что мы в последние 10 лет очень
четко делили население нашего государства на государст-
во, общество и личность, противопоставляя все время од-
но другому. Интересы личности противопоставляли инте-
ресам общества, интересы общества – интересам государ-
ства. Я думаю, что такого рода мероприятия очень важны
хотя бы потому, что мы должны, посмотрев друг другу
в глаза, понять, что мы плывем в одной лодке и нам с этой
лодки некуда деваться.
Беседу вела Раиса ФИРСТОВА
что в нынешней ситуации кому-то кажется, что иначе невоз-
можно. Но ведь такого рода реформы связаны с тем, что мы
пытаемся очиститься от людей, коррумпированных в систе-
ме. Мы постоянно проводили операции «Чистые руки»,
и в конечном итоге у организации, которая «чистила руки»,
становились холодными ноги. Потому что после того, как
вымывался вместе с жуликами из системы слой профессио-
налов, бороться оказывалось просто некому.
– Вас не тревожит то, что правоохранительная систе-
ма стала излишне политизированной.
– Очень тревожит. Она действительно такой стала. Я пояс-
ню это двумя примерами. Средний «возраст» генерала, нахо-
дящегося на должности в системе, не превышает двух лет. Ког-
да мы собирались за столом по случаю присвоения очередно-
го звания, я всегда говорил: запомни, тебе присвоили высокое
звание, но генеральский срок короче, чем лейтенантский. В ре-
Пресс-конференция
в период проведения
Первомайской
операции
(п. Советское)
Сплошь одни «менты»
Сплошь одни «менты»
зультате получается такая ситуация, при
которой смена одного руководителя
приводит к обвальной смене всего ос-
тального руководящего состава. Мы
превращаем правоохранительную сис-
тему в инкубатор для генералов. Хотя
каждый генерал, придя на этот пост, ми-
нимум семь лет должен отдавать то, ра-
ди чего его назначали на эту должность.
Я думаю, что это вопрос не только про-
фессиональный, но и политический.
– И последний вопрос: что Вы ду-
маете о Гражданском форуме, уча-
стником которого являетесь. Нужно
ли было его проводить. Я слышала
нотки скептицизма в речах некото-
рых выступающих.