ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
50
УСПЕХ
ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ
С ДЕТСТВА
Ирина Степановна Клименко – ге-
неральный директор «Эллайд Глобал
Ко.» (Allied Global Co.) – родилась
в Краснодаре. Ее мама преподавала
математику в школе. В квартире роди-
телей все время были гости: ученики,
их родственники, друзья, знакомые...
Так маленькая Иришка буквально
с рождения привыкла быть в гуще со-
бытий. Ее папа – инженер-нефтяник,
учился в нефтяном институте в Гроз-
ном. И именно от него Ирочка впервые
узнала правду о том, что в Чечне на са-
мом деле далеко не все так спокойно
и благополучно, как было принято счи-
тать в то время. «Уже тогда, – рассказы-
вает Ирина Степановна, – почти пять-
десят лет назад, в папины студенческие
годы, все прекрасно видели и обсужда-
ли истоки сегодняшней Северокавказ-
ской трагедии»... Вообще от девочки
дома ничего и никогда не скрывали.
И эта откровенность, умение здраво
смотреть на вещи, очень помогла ей
потом в ее взрослой жизни.
В
О
З
В
Р
А
Щ
Е
Н
И
Е
В последние 2–3 года наблюдается интересная
тенденция, получившая у специалистов название
«экономическая реэмиграция». Когда наши со-
отечественники, заработавшие деньги за грани-
цей, осознанно стремятся вложить свой капитал
именно в экономику России. Зачастую эти люди
оставляют за рубежом довольно устойчивый
бизнес, друзей, семьи. Аналогичная судьба
была и у члена Английского клуба, канадской
предпринимательницы И.С. Клименко.
Недавно я побывала у нее в гостях. Небольшая,
добротно и со вкусом отремонтированная двух-
комнатная квартира, красивая мебель, здесь
все, даже занавеси на окнах, необыкновенно
уютны и соразмерны человеку.
pg_0002
51
МАТЕМАТИК
СТАНОВИТСЯ ПЕДАГОГОМ
По первой своей профессии Ирина
– математик. Окончила Кубанский го-
сударственный университет, где среди
прочих предметов преподавали и пе-
дагогику. И именно там, еще студент-
кой третьего курса, Ирина Клименко
встретила своего главного учителя.
Профессор Василий Иванович Журав-
лев сразу заметил одаренную девушку
и пригласил ее к себе в аспирантуру.
Вскоре Василия Ивановича перевели
в столицу, и осенью 1978 года, сразу
после защиты дипломной работы, туда
же перебралась и Ирина. И так получи-
лось, что свою кандидатскую диссерта-
цию Ирина Степановна защищала уже
по педагогике.
Дальше все шло вроде бы нормаль-
но. Девушка явно унаследовала энер-
гию своей мамы – те же бесконечные
занятия, консультации, поток студен-
тов.... Но пришел 1990 год, в воздухе
назревали перемены. Жить дальше, как
прежде, было невозможно. И главное,
очень тоскливо. И вот Ирина Клименко
одна из первых в Москве организовала
курсы по изучению иностранных язы-
ков. Сама не зная толком даже англий-
ского, молодая «бизнесвумен» при-
влекла для работы в своей фирме луч-
ших столичных преподавателей. «Зачем
тебе нужна эта головная боль. – недо-
умевали ее сослуживцы. – И кто будет
ЛЮБОВЬ
Занятие бизнесом стало приносить
солидный доход. И вот однажды Ирина
Степановна решила съездить погостить
к своим друзьям, жившим в городе То-
ронто в Канаде. Думала, что поедет на
10–12 дней, «задержалась» почти на де-
сятилетие. Первое время пыталась со-
хранить работу в институте. Звонила,
вела переговоры, просила продлить от-
пуск. Ей довольно долго шли навстречу.
Наконец, поставили вопрос ребром –
возвращайтесь или на Ваше место будет
приглашен другой сотрудник. Ирина
Степановна ответила: «Приглашайте».
Не могла же Ирина рассказать всем
и каждому, что, приехав в Канаду, она
влюбилась. «Мой жених был богат, –
вспоминает Ирина Степановна, – но это
для меня не имело особого значения.
Главное, та наша встреча – это был та-
кой прорыв из одиночества, когда я,
тридцатипятилетняя, солидная дама,
вдруг ощутила себя юной, любимой»...
Но в Канаде Ирину держал не муж,
не деньги, и даже не собственный биз-
нес: «Мне просто очень понравилась
другая, более удобная, близкая к по-
требностям человека, организация та-
мошней жизни, когда общая схема вза-
имоотношения члена общества и госу-
дарства примерно такова: я плачу нало-
ги, за мои деньги власть должна обуст-
роить удобную и, если необходимо,
социально обеспеченную жизнь члена
этого общества». При таком взгляде на
отношение «власть – народ» жизнь дей-
ствительно становится максимально
комфортабельной, удобной, даже в по-
вседневных мелочах. Например, если
водитель едет на машине и попадает в
яму, первое, что он говорит: «Интересно,
за что я плачу налоги.». И дорожные ра-
бочие эту яму действительно оператив-
но заделывают. Или стоит человек, ждет
автобуса, а этого автобуса нет десять ми-
нут. Реакция та же: «За что я плачу нало-
ги.». Потому что этот человек испытыва-
ет дискомфорт и совершенно справед-
ливо считает: за то, что он платит налоги,
власть должна предоставить ему макси-
мум удобств в повседневной жизни.
Ирина вспоминает, что больше все-
го ее поразило как знакомая, двадцати-
летняя молодая мама, работавшая
официанткой в маленьком ресторанчи-
ке, искренне возмущалась, когда Ирина
высказала мнение, что мать грудного
ребенка существенно выиграет в де-
нежном плане, если она будет сидеть
на социальном пособии, имея статус
безработной. «Если мы, нормальные
и здоровые, будем сидеть на шее у го-
сударства, откуда у правительства
возьмутся деньги на выплаты нам этих
пособий и пенсий, когда мы состарим-
ся.» – разгоряченно говорила девушка.
«Уровень сознательности этой моло-
дой женщины как раз и отражает отноше-
ния «власть – общество». Такая обоюдная
ответственность гражданина и власти
и обусловила тот самый высокий уровень
жизни, который существует в Канаде»,–
убежденно говорит Ирина Степановна.
У Ирины же никакой работы доволь-
но долго не было. В результате не воз-
никло и так называемой «социальной се-
ти». Того множества привычных связей,
из которых складывается повседневная
жизнь каждого. «Вы представляете, –
с горечью говорит Ирина, – в Москве
я привыкла, что у меня буквально не
умолкал телефон. А тут – тишина... я ни-
кому не нужна, одна перед непонятным
для меня миром. Но я с моим энергич-
ным характером просто не могла себе
позволить опускать руки. Стала интен-
сивно искать себе занятие, что в Канаде –
большая проблема. Так, сначала я реши-
ла пойти преподавать математику в шко-
ле. Почти год пробыла там в качестве во-
лонтера. Вела уроки, как нормальный
учитель, но зарплаты не получала».
КАНАДСКАЯ ШКОЛА
Больше всего в канадской школе
Ирину удивил уровень преподавания.
Особенно непривычным показалось то,
что детей там учат крайне неравномер-
но: первые десять лет в весьма щадя-
щем режиме. Например: хорошо, если
наш курс математики для 6 класса дают
в девятом. Но зато два, а для некото-
рых и три, последних года обучения
учиться на твоих курсах. Ведь подобные
фирмы уже есть в МГИМО и в Инязе»...
Но скептики оказались не правы.
Новое время рождало и новые потреб-
ности. Курсы иностранных языков ста-
новились суперпопулярными. Так моя
еще университетская подруга, Марина
Воробьева, после окончания МГУ мно-
го лет прожившая в Соединенных Шта-
тах, прекрасно владевшая разговор-
ным английским, была направлена
своей фирмой переводчиком на кур-
сы, аналогичные тем, которые органи-
зовала Клименко: диплом, получен-
ный там, давал официальное право
работать синхронистом.
В Италии
pg_0003
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
52
Недавно в Москве прошел Граждан-
ский форум. И там, по речи Касьянова,
по реакции Матвиенко я поняла, что си-
туация постепенно налаживается. Но для
закрепления успеха необходима добрая
воля всего общества, а не только элиты.
Ведь, если диалога у народа с властью
опять не будет, может вновь, как в нача-
ле прошлого ХХ века, произойти катаст-
рофа, последствия которой даже трудно
представить. Хотя то, что сегодня делает
новый российский президент, иниции-
рованные им перемены, особенно
в сфере изменения законодательства
и налоговой политики, вызывают у меня
большой оптимизм. Мне кажется, что
у нас к власти пришли, наконец, умные и
главное квалифицированные люди. И,
честно говоря, именно реальная полити-
ка Владимира Владимировича Путина,
в большей мере, чем любые декларации
его предшественников, спровоцировала
мои инвестиционные проекты».
Я не утверждаю, что все россияне, вло-
жившие свои средства в развитие отечест-
венной промышленности, были движимы
теми же мотивами, что и Ирина Степанов-
на Клименко. Чужая душа – потемки. Хотя
многие современные экономисты счита-
ют, что упорядочение системы власти, со-
здающее более честные и прозрачные
«правила игры», делает ввоз капитала
в страну более безопасным для инвесто-
ров, а, значит, и более вероятным.
Елена ГРИГОРЬЕВА
на ребят сваливается какое-то совер-
шенно неимоверное количество тестов,
проверок, контрольных. И далеко не все
из избалованных многолетним сачкова-
нием школьников выдерживают подоб-
ные нагрузки. Таким образом, идет «ес-
тественный отбор» самых работоспо-
собных, поступающих потом в универ-
ситеты, где учиться еще сложнее, чем
в выпускных классах школы. Зато выс-
шее образование в Канаде дает гаран-
тию получения достойной, интересной
работы и высокой заработной платы.
ВРЕМЯ РАБОТАТЬ
ДЛЯ РОССИИ
Так постепенно канадская жизнь
Ирины Степановны налаживалась. Появ-
лялись друзья, возникали партнерские
связи. Но с годами крепла тоска по роди-
не. «Мне всегда очень хотелось, чтобы
наши люди стали жить не хуже канадцев.
Ведь, согласитесь, это очень обидно, та-
кая богатая, образованная страна, такие
добрые и сердечные люди и вдруг попа-
ли в такое дико сложное положение. По-
жилые люди, отработавшие всю жизнь
на государство, влачат бедное существо-
вание. В Канаде же пенсионеры путеше-
ствуют и считают это время самой счаст-
ливой порой своей жизни».
И Ирина решила организовать но-
вую фирму в России. «Сначала было
трудно, – вспоминает она, – мешала
полная безответственность многих рос-
сийских организаций. Понимаете, до-
вольно трудно, даже чисто психологиче-
ски, начинать дело в условиях, когда ни-
кому нельзя верить на слово. Нормаль-
ный на вид человек спокойно берет пре-
доплату за услуги, которые в принципе
никогда оказать не сможет. И главное,
вся эта заведомая ложь спокойно прохо-
дит для него вполне безнаказанно. Но
постепенно я начала ощущать, что ситу-
ация изменилась к лучшему. Меня очень
поддержало то, что я стала членом Анг-
лийского клуба. Потом вошла в Незави-
симую организацию «Гражданское об-
щество». Здесь мы все – единомышлен-
ники. У всех нас есть опыт успеха в деле,
полезном для России. Есть понимание
того, что будущее страны зависит от
каждого. Моя крошечная четырехлетняя
дочка живет сейчас в Канаде. Но там
учит русский язык. Потому что, я наде-
юсь, через 10–15 лет Жаклин, (так же,
как и я), захочет переехать в Москву, ко-
торая станет тогда столицей одного из
самых процветающих государств мира.
Для осуществления этой моей мечты
нужно не так уж и много – реальная, а не
декларированная связь власти и обще-
ства. Когда каждый из россиян (так, как
это сейчас делает любой гражданин Ка-
нады) сможет спросить с правительства:
господа хорошие, а за что это я, собст-
венно, плачу вам налоги.
В Новый год
с дочерью Жаклин
С Английским клубом
в Санкт-Петербурге
С Английским клубом
в Санкт-Петербурге