ЗОЛОТОЙ ВЕК
60
Новолетие у нас переносилось
трижды – с весеннего на осеннее.
С осеннего на зимнее. Это сделал
император Петр Великий. Он при-
близил всех нас к цивилизованной
Европе. Ну а потом уж и большевики
внесли свою лепту в реформирова-
ние отечественного календаря, ка-
ковое заодно уничтожало в народе и
Православную Веру. Благодаря им у
нас теперь два Новогодних празд-
ника – официальный и старый Но-
вый год, столь любимый всеми три-
надцатый день января месяца. Дей-
ствительно, Новый год пришел вме-
сте с январем, получившим имя свое
от древнеримского бога Януса, по-
кровителя моряков и путешествую-
щих. У славян он носил название
просинец – светлеющий, лютовей и
сечень – пора морозов и вьюг.
Январь – году начало, зиме сере-
дина. Январь – весне дедушка. В ян-
варе и горшок на печи замерзает.
Серый январь – хлебам беда. Сух
январь – крестьянин богат. Холод-
ный январь – июль сухой и жаркий,
не жди грибов до осени. Бойся в
марте января, коли в январе март.
Частые снегопады и метели в январе
– предвестники июльских дождей.
Дятел застучал в январе – жди ран-
ней весны. Январю-батюшке моро-
зы, февралю – метели.
А еще январь – время радостных
праздников – Рождества и Святок,
святых дней. Об этом светлом дне
рассказывается на страницах Нового
Завета; существует несколько доку-
ментальных свидетельств земной
жизни Христа в независимых от бо-
гословской науки исторических ис-
точниках.
Точная дата рождения Господа
давно интересует ученых. Правда,
приходится пользоваться преимуще-
ственно косвенными свидетельствами,
а не записями «книги актов граждан-
ского состояния грибоедовского ЗАГ-
Са». Основные версии современных
ученых сведены к трем. Логика еван-
гельских событий и анализ текстов по-
казывают, что Христос родился 22 ноя-
бря (нашего современного календар-
ного летоисчисления) второго года до
Рождества Христова или до новой
эры, как еще недавно принято бы-
ло у нас стыдливо писать.
Таинственная Вифлеемская
звезда, что возвестила волхвам
о появлении на свет Богомладен-
ца, на самом деле звездой не бы-
ла. Это был галлоэфект от «слия-
ния» близко подошедших друг
к другу Юпитера и Сатурна. Такое
сближение планет было 15 сентяб-
ря седьмого года, опять же до Рож-
дества Христова.
Н
овы
й год
приш
ел
Вообще то до
революции было
немного иное правило
исчисления церковного
календаря, почему
Новый год приходилось
праздновать уже после
Рождества, а именно
оно почиталось
главным праздником.
pg_0002
Впрочем, за Вифлеемскую звезду
другие ученые принимают одну из
трех комет. Их зафиксировали древ-
ние китайские астрономы между 12 и
4 годами до Рождества Христова. Са-
мой вероятной претенденткой на
роль Вифлеемской звезды выступает
комета, появившаяся на земном не-
босклоне между 13 и 27 апреля в 5 го-
ду до Рождества Христова.
Все эти научные гипотезы ни-
сколько не мешают праздновать Рож-
дество во всех уголках мира. Рожде-
ство открывает собою вереницу весе-
лых праздничных дней – святок, ког-
да нет постов в среду и пятницу, когда
каждый веселится, как только может.
Вот уже две тысячи лет напоми-
нает о Рождественском сочельнике,
вечере с 6 на 7 января, Вифлеемская
звезда, некогда возвестившая волх-
вам о Рождестве Христовом. Господь
появился на свет Божий в то время,
когда Богородица с праведным
Иосифом Обручником – старцем,
День этот в народном календаре
называется Сочельник. Свое название
он получил по особому кушанию – со-
чиву – размоченным в воде хлебным
зернам. Это главная еда, которая бы-
ла позволена лишь вечером, тогда
как в продолжении дня православ-
ные стараются не есть вообще. Стол
во время вечерней трапезы обяза-
тельно застилался чистой соломой в
память о яслях, где пребывал Бого-
младенец после рождения.
На стол подается кутья – особым
образом приготовленная сладкая ка-
ша: рисовая, ячменная или пшенич-
ная. Кутья – обязательная еда на по-
минках, а взвар, как правило, давали
роженице. Так за трапезой в Сочель-
ник соединялись символы рождения
и смерти. Полагалось в этот день тво-
рить милостыню, разумеется, тайно.
А вот коляда – «глумы и игры»,
хождение по домам со всевозможны-
ми песнями и с обязательной звездой
на палке, даже если песни и были
На Рождестве погода, снег – уро-
жайному году. А будет на Рождество
пригревина – год будет зеленым.
Снеги глубоки – хороши травы и хлеб.
Много снега – много хлеба. В Рожде-
ство день теплый – хлеб будет тем-
ный и густой. На Рождество метель –
пчелы будут хорошо роиться. Когда
на Рождество два–три дня будет ка-
пель, крестьяне ждут в Петров день
заморозков, не родятся ни огурцы, ни
вишня и даже просо откажется появ-
ляться на ниве, а вот гречихи будет
сколько угодно душе. Холод и вьюга в
Рождество – к урожаю хлеба, тепло и
вьюга – к холодному лету.
И еще одна примета, скорее всего
созданная для отечественной хоккей-
ной сборной команды. Если на Рож-
дество разговеться воробьями, то
весь год будешь легок и скор.
Историограф
Московского
Английского клуба
Алексей БУТОРОВ
христианского содержания, – это ос-
татки языческого праздника Коляды.
Рождество – важный день для пого-
доведа. За сколько дней до Рождества
случится иней, за столько дней до Ива-
нова дня весной погода будет благо-
приятная для сева. Коли перед Рожде-
ственским Сочельником случится иней
– то хлеб предстоит сеять только до Пе-
трова дня, а если иней явится после Со-
чельника, значит, и хлеб предстоит се-
ять после Петрова дня.
которому Божия Матерь была ввере-
на по слову ангела, путешествовали в
свой родной город, где должна была
пройти перепись населения, дабы
быть обложенными римскими пода-
тями. Места в городе для ночлега не
хватило, и они остались под открытым
небом. После рождения Христа Бого-
родица спеленала Его и положила в
пещеру, где были ясли, из которых ок-
рестные пастухи кормили свои стада.
Первыми о Рождестве Господа уз-
нали волхвы из далеких стран и ок-
рестные пастухи. Волхвы принесли
первый дар Богомладенцу. Смирна,
золото и ладан – стали символичес-
кими спутниками не только челове-
ческой жизни, но и символами
Христа.
Р
ож
д
ест
во
привел