НОВЫЙ ПРОЕКТ
– Марианна, расскажите, пожа-
луйста, о созданном не так давно ху-
дожественном объединение «RUKAF
Art Factory». Что оно собой представ-
ляет, какие Вы ставите перед собой
задачи, что уже удалось сделать.
– Да, мы действительно созданы
совсем недавно. Наш день рождения
совпал с началом года Лошади. Мы бы-
ли зарегистрированы как художествен-
ное объединение 12 февраля этого года.
То, чем мы сейчас занимаемся, – это но-
вое, совершенно неизведанное в нашей
стране дело, это первый российский про-
ект, целью которого является поддержка
и развитие российской скульптуры и ху-
дожественного искусства в целом. Наша
основная задача – представление и про-
движение талантливых современных
отечественных мастеров на мировом
арт-рынке. Ограниченность отечествен-
ного рынка произведений искусств, эли-
тарность информационного поля и отсут-
ствие механизмов работы в области со-
временного искусства заставили нас
искать и предлагать новые пути его раз-
вития. Объединение создано на базе ху-
дожественных фондов, принадлежащих
семье Рукавишниковых, а это четыре по-
коления скульпторов и пять авторов. Из
ныне живущих авторов сейчас остались
только сам Александр Рукавишников
(прославленный во всем мире скульп-
тор, автор множества известных работ,
таких, например, как памятник Достоев-
скому на площади перед Ленинской биб-
лиотекой или памятника на могиле Вла-
димира Высоцкого) и его сын Филипп,
который активно работает в области со-
временной скульптуры, предлагая новые
пластические идеи. Сейчас скульпторы
работают в Италии, где у них находится
мастерская по литью металла. Именно
эта легендарная династия вдохновила
«Rukaf Art Factory» на организацию вы-
ставки «Амбиция» в Центре искусств на
Неглинной, на проведение ряда других
акций. 11 июня, например, мы намерева-
емся провести большое мероприятие на
Даче в Жуковке – это будет большая
И
СК
УССТВ
О
БЕЗ КО
М
ПРО
М
ИССО
В
12 февраля 2002 года
было создано новое ху-
дожественное объеди-
нение «RUKAF Art
Factory», ставшее пер-
вым российским проек-
том, целью которого
является поддержка
и развитие российской
скульптуры.
На наши вопросы лю-
безно согласилась отве-
тить президент RAF
Марианна САРДАРОВА.
Президент RAF
Марианна Сардарова
Президент RAF
Марианна Сардарова
pg_0002
17
выставка всего художественного насле-
дия Рукавишниковых, то есть и графики,
и скульптуры, и живописи, и многого
другого, в том числе будет выставлена за-
мечательная коллекция скульптур бале-
рин мамы Александра Иулиановича, эта
коллекция совершенно потрясающая, чи-
сто женская, очень тонкая и изящная. Од-
ним словом, у нас есть все основания для
амбиций и талант для их удовлетворения.
Наше объединение стремится к тому,
чтобы скульптура была признана самым
актуальным и модным видом искусства.
Мы налаживаем контакты с ведущими
отечественными и западными арт-яр-
марками, такими, например, как Арт-
Кельн или Арт-Базель. Нашими основ-
ными задачами также является организа-
ция и проведение персональных выста-
вок художников как в России, так и за ее
пределами; создание новых частных кол-
лекций и успешное продвижение уже
сложившихся корпоративных собраний.
Мы не стремимся сделать искусство об-
щедоступным и массовым, но мы спо-
собны создать среду, пропуском в кото-
рую будет талант и красота.
– Вы сказали, что проект RAF для
России уникален. В чем же заключа-
ется его уникальность и новизна.
– Прежде всего, новизна в том, что
сама семья уникальна. По-моему, исто-
рия еще не знала случая, когда предста-
вители всех четырех поколений скульп-
торов были практически одинаково та-
лантливы, известны, успешны, и каждый
имел свою неповторимую манеру твор-
чества. Они все настолько самобытны,
что даже непрофессионал может уви-
деть разницу. К сожалению, в нашей
стране скульптура – это зачастую забы-
тый жанр. После революции из мону-
ментального искусства остались только
мемориальные доски и памятники, при-
чем в основном вождям, а из интерьера,
да и вообще из жизни людей, из их быта
скульптура просто ушла. То есть утерян
целый культурный пласт.
– Насколько я понял, объединение
строиться главным образом на семье
Рукавишниковых и занимается про-
пагандой их творчества.
– Да, сейчас мы занимаемся в основ-
ном промотированием работ только Ру-
кавишниковых. Хотя, я думаю, что в даль-
нейшем, когда объединение разовьется,
мы будем сотрудничать и с другими авто-
рами. Мы не собираемся зацикливаться
на ком-то одном. Нам интересны новые
имена, и мы готовы дарить им свой опыт
и внимание, но при этом династия Рука-
вишниковых всегда останется главным
действующим лицом этого проекта.
– Марианна, скажите, кто является
Вашими партнерами, кто поддержи-
вает проект RAF, в том числе и в фи-
нансовом плане.
– У нас есть спонсор. Это одна из
крупных российских компаний, потому
что без этого всякая деятельность объ-
единения была бы невозможна.
просто невозможно. Работы Александ-
ра Рукавишникова имеют многие изве-
стные люди, в том числе наш президент
Владимир Путин, которому была пре-
поднесена скульптура Дзигаро Кано –
основоположника борьбы дзю-до, есть
работы автора у Юрия Лужкова, других
знаменитостей, и не только российских.
Некоторые произведения Александра
Иулиановича принадлежат музеям Гер-
мании, Бельгии, Америки, музеям дру-
гих стран. В России скульптуры автора
есть, например, в Третьяковской гале-
рее и Русском музее.
Беседовал Леонид ВОЛЧАНИНОВ
– Безусловно, какое-то влияние отец
и дед Александра Рукавишникова оказа-
ли на его творчество. Это же одна семья.
Более того, им всем очень повезло с ро-
дословной. У них с поколениями сложи-
лась своя культура и, конечно же, она
влияет на всех в семье. Но тем не менее,
как я уже говорила, все Рукавишниковы
очень самобытны. Что касается собствен-
но Александра Иулиановича, то он по-
стоянно ищет новые формы самовыра-
жения. Это может быть скульптура, мо-
жет быть графика, может быть живо-
пись, это могут быть макеты ювелирных
коллекций. Вы посмотрите хотя бы на его
скульптуры: здесь и монументальные па-
мятники, где очень хорошо передан ха-
рактер, здесь же и изображения, напри-
мер, языческих богинь.
– Скажите, работы Александра Ру-
кавишникова выставлялись в круп-
ных аукционных домах мира типа
Кристи или Сотби и вообще насколько
большой на них спрос.
– Насколько я знаю, работы Алек-
сандра не выставлялись на аукционах,
хотя полностью уверенной в этом
я быть не могу. Но его произведения
есть в частных коллекциях, в том числе
и на Западе. Например, недавно к нам
приезжал один очень известный кол-
лекционер из Швейцарии, его восхити-
ло то, что он увидел. Этот коллекционер
купил сразу шесть работ, хотя хотел
приобрести чуть ли не все, но все не
продается, да и вывезти из России все
Основными консультантами RAF яв-
ляются профессионалы из стран Запад-
ной Европы и Америки, работавшие с та-
кими мастерами, как Пикассо, Роден,
Миро. В России наша организация также
открыта для идей и предложений, мы
стараемся привлечь к работе самых ус-
пешных специалистов в области выста-
вочного бизнеса и промоушена.
– А каковы формы участия самих
Рукавишниковых в проекте, кроме,
разумеется, творческой составляю-
щей.
– Сами Рукавишниковы только тво-
рят. Они никогда не вмешиваются в ор-
ганизационную и финансовую деятель-
ность объединения. Авторам нужна воз-
можность работать и самовыражаться,
а по-настоящему гениальных людей все-
гда оценят, и мы им в этом пытаемся по-
могать. Объединение и создано для то-
го, чтобы у авторов было больше воз-
можностей для того, чтобы себя реали-
зовывать. У Рукавишниковых единствен-
ная просьба, чтобы их не трогали и дали
спокойно работать.
– Александр Рукавишников – это
представитель выдающейся динас-
тии скульпторов. Скажите, несмотря
на всю самобытность его творчества,
отец и дед Александра Иулиановича
все же как то повлияли на его работу.
Можно ли говорить о преемственнос-
ти художественного стиля.
За работой
За работой
С мэром Москвы
Ю.М. Лужковым
pg_0003
НОВЫЙ ПРОЕКТ
18
Казалось бы, костюм современного
отечественного искусства скроен по фигу-
ре и по моде. И все-таки ему не хватает
важной детали, придающей всему облику
законченность и значимость. 12 февраля
2002 года, накануне китайского Нового
года, был сделан большой шаг на пути
полного и безоговорочного признания
современных российских мастеров пол-
ноправными членами мирового арт-со-
общества. На свет появился проект
«Rukaf Art Factory».
На самом деле все началось гораздо
раньше, в мае 1887 года, когда родился
Митрофан Рукавишников – родоначаль-
ник знаменитой династии скульпторов.
Но Рукавишниковы – это не только
династия скульпторов. Династия завод-
чиков, купцов и банкиров Рукавишнико-
вых сто с лишним лет была известна всей
России. Только в Нижнем Новгороде они
построили сталелитейный завод, банк,
Волжское речное пароходство, здания
нескольких театров и музеев. А еще – со-
бор Михаила Архангела, богадельню,
клинику, общежитие для гимназисток,
музыкальную школу, причем все это ими
было передано городу. Особняк Рука-
вишниковых до сих пор считается укра-
шением Нижнего. Сохранилось и родо-
вое имение династии – Подвязье – со
знаменитым конным заводом.
Дед нашего современника Александра
Рукавишникова – Митрофан – начал свою
творческую карьеру еще задолго до исто-
рического материализма. В 1910 году он
идет учеником в мастерскую скульптора
С.Т. Коненкова, у которого работает в те-
чение трех лет. Одновременно изучает ис-
торию искусства под руководством про-
фессора И.В. Цветаева, принимает жи-
вейшее участие в подготовке открытия му-
зея изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина. С 1914 по 1917 год автор жил
и работал в Италии. Вернувшись в Россию
на похороны отца, он продолжал работать
с С.Т. Коненковым.
В первые послереволюционные годы
Митрофан Рукавишников вместе с братом
осуществляет активную деятельность по
розыску, сбору и охране произведений ис-
кусства. Получив поддержку А.В. Луначар-
ского, братья начали формирование кол-
лекции нового Нижегородского историко-
художественного музея. Первым его ди-
ректором в 1918–1919 гг. был М.С. Рукавиш-
ников. В музей были переданы многие кар-
тины из собрания семьи Рукавишниковых,
в том числе «Дама с зонтиком»
И. Крамского и «Ковер-самолет» В. Васне-
цова. В 1919 году братья Рукавишниковы
переезжают в Москву, где вскоре открыва-
ют Пресненский Дворец искусств для кол-
лективных занятий, собеседований и об-
щения. В эти годы скульптор голодает и
терпит всякие лишения и мытарства, в био-
графии имеется факт его работы маляром.
Самостоятельно М.С. Рукавишников
начинает работать еще в Нижнем Новго-
роде, в течение нескольких лет он создает
серию образов волжских грузчиков.
ВЕЛИКАЯ
Д
И
Н
А
СТ
И
Я
Александр Рукавишников
pg_0004
19
Сохранились такие произведения, как
«Волжский грузчик, несущий бочонок»,
«Волжский грузчик, несущий мешок»
(обе – 1919 г.). В каталоге упомянута
бронзовая скульптура «Голова калужско-
го грузчика» (1913, Музей революции).
Также сохранилась незаурядная коллек-
ция рисунков, среди которых особо хо-
чется выделить серию эскизов театраль-
ных постановок к спектаклям еврейского
театра, к балету на льду, пьесам «Царь
Максимилиан», «Исход».
Начало московского периода его твор-
чества отмечено активным участием в вы-
ставках. В 1920–1930 гг. Митрофан Серге-
евич работал в декоративно-монумен-
тальной скульптуре, в каменной пластике,
в монументальной живописи и в теат-
ральной декорации.
Старший из Рукавишниковых-скульп-
торов – автор многих памятников, кото-
рые занимали первые места в проводи-
мых конкурсах, но не всегда воплощались
в жизнь. Среди них – проект памятника
жертвам Гражданской войны в Сталин-
граде, проект монумента, посвященного
истории русской аэронавтики. Осуществ-
лению этих проектов помешала Великая
Отечественная война. Во время войны
М.С. Рукавишников работал для музеев,
в частности, создал портреты И.П. Павлова
и Н.И. Пирогова для музея Военной меди-
цины в Ленинграде, Петра I, Ивана Грозно-
го, А.В. Суворова, М.И. Кутузова для Госу-
дарственного исторического музея
в Москве. В конце 1930–1940-х гг. скульп-
тор выполнил ряд заказов на создание ар-
хитектурно-декоративной композиции
для столицы. Известностью пользовались
фонтан из мрамора «Капитель», установ-
ленный в саду Эрмитаж, «Муза с бубном» –
скульптурная композиция из известняка,
установленная на фасаде Государственно-
го академического Большого театра СССР
и рельеф «Ангелы» на фронтоне.
Ученик Коненкова, первый директор
Нижегородского историко-художествен-
ного музея передал по наследству свой
талант сыну Иулиану, чьи скульптурные
композиции по сей день украшают мно-
гие города России. Иулиан – автор целой
Ленинианы: он наставил памятников
pg_0005
НОВЫЙ ПРОЕКТ
20
вождю по всем советским посольствам
мира. Лепил всю тогдашнюю элиту, вклю-
чая Брежнева.
Настоящей звездой этой династии стал
наш современник Александр Рукавишни-
ков. Скульптор за свои неполные 52 года
создал сотни выдающихся работ, был от-
мечен огромным количеством самых пре-
стижных российских и зарубежных наград
и премий, его скульптуры украшают горо-
да многих стран мира от Сеула до Нью-
Йорка. Автора признали одним из двад-
цати лучших скульпторов планеты.
В 1984 году на могиле Владимира Вы-
соцкого на Ваганьковском кладбище был
установлен памятник работы Александра
Иулиановича. Он изобразил поэта в стре-
мительном движении, словно разрываю-
щим узы кратковременной жизни. Скульп-
тор нашел удивительно точное решение:
лейтмотив памятника – поэтическая испо-
ведь Высоцкого «Кони». За спиной поэта
головы коней – вечная метафора необра-
тимости бега времени. Также среди работ
автора такие шедевры, как памятник
Ф.М. Достоевскому перед бывшей библи-
отекой имени Ленина, памятник на могиле
Артема Боровика, памятник Юрию Нику-
лину около цирка на Цветном бульваре,
скульптурная композиция на Патриарших
прудах, созданная по сюжету романа Ми-
хаила Булгакова «Мастер и Маргарита»,
памятники Льву Яшину в Лужниках и на
«Динамо», открытый в 1998 году памятник
Татищеву в Тольятти – вот далеко непол-
ный перечень его талантливых работ.
Работает Александр Иулианович
в Москве и Италии. Отдыхает в Греции
и Подмосковье. Занимается карате (этой
теме он посвятил немало своих работ),
конным спортом (у него своя конюшня),
гоняет на катере по Истринскому водохра-
нилищу. Интересно, что это плавсредство
принадлежало сперва Герингу, после Кур-
чатову, у которого было куплено отцом
Александра и досталось ему по наследству.
Но на Александре Иулиановиче дина-
стия скульпторов Рукавишниковых не
прерывается. Самый младший Рукавиш-
ников – 27-летний Филипп – сейчас ак-
тивно работает в области современной
скульптуры как самостоятельно, так и сов-
местно со своим отцом. Недавно Алек-
сандр и Филипп Рукавишниковы закончи-
ли работу над портретным памятником
Владимиру Набокову, который будет ус-
тановлен в швейцарском городе Монтре.
Статуя исполнена скульпторами на собст-
венные средства и, по существу, является
даром городу, в котором жил Набоков
и которому авторы, к слову сказать, при-
ходятся дальними родственниками.
Очень хочется надеяться, что проект
«RUKAF Art Factory» не только даст новый
импульс скульпторам Рукавишниковым
в реализации своих по-настоящему уни-
кальных талантов, но и поможет всему со-
временному российскому искусству стать
более понимаемым и востребованным во
всем мире.
Леонид ВОЛЧАНИНОВ