КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
26
– Александр Николаевич, Вы – фронтовой летчик.
Воздушный ас. Дважды Герой Советского Союза. Рас-
скажите, пожалуйста, как Вы пришли в авиацию.
– Как почти все мое поколение. Через аэроклуб.
– Который был в Вашем родном городе.
– Нет, я – деревенский мальчишка. Родился в 1923 году
в селе Кантемировка Воронежской области. В 1940 году
окончил школу в городе Миллерово Ростовской области и
пошел учиться в аэроклуб в Ворошиловграде. Потом сразу
же поступил в военно-авиационную школу. Там я начал ле-
тать на бомбардировщиках. И там меня застала война.
– А Вы помните, как она началась.
– Еще бы такое не помнить... В тот день, 22 июня 1941 го-
да, ко мне в училище приехала моя мама – Лина Митрофа-
новна и вместе с ней моя маленькая сестренка.
– А кем работала Ваша мама.
– Она была билетным кассиром. Всю жизнь – на транс-
порте.
– А папа. Почему он в тот день к Вам не приехал.
– Он к тому времени уже год, как умер. Отец, Николай
Герасимович Ефимов, – инженер-железнодорожник.
Служил начальником дистанции пути в городе Грязи. И в
1937 году его репрессировали. Сестренке еще не было го-
да. После ареста мы все переехали к маминым родствен-
никам в город Миллерово. Не могу передать, как нам бы-
ло тяжко. Даже не материально, а морально. Ведь меня
тогда, как сына врага народа, отказывались даже прини-
мать в школу. Потом, в 1939 году, отец вернулся. Он был
сильно истощен, болен и вскоре умер. Но у нас осталась
справка об его реабилитации. И это очень помогло мне в
жизни. Меня и в школу взяли, и в аэроклуб...
– А Вы не помните, как проходила Ваша последняя
перед войной встреча с близкими. Не было ли у Вас или
у них каких-то предчувствий, что должно начаться что-
то страшное.
– У меня, нет. Я был молодой, веселый. Но мама... Когда
мы с ней сидели, беседовали, она мне вдруг сказала: «Сы-
нок, а если завтра война.». Я был очень удивлен этим во-
просом. Разговор до этого у нас шел совсем на другую тему.
Потом, как ни в чем не бывало, пошел своих провожать, по-
садил на трамвай, мы простились. А когда я вернулся в учи-
лище, там, на проходной, мне сказали: «Война!». Нас тут же
собрали на митинг. Выступал комиссар школы. Мы все тог-
да были патриотами, все рвались на фронт. Но наш пыл сра-
зу охладили: «Там нужны подготовленные летчики, вы обя-
заны продолжить обучение». А немец тем временем при-
ближался к Ворошиловграду, и вся наша школа отправи-
лась в Сталинград, а затем на Южный Урал – город Уральск.
– Как. На самолетах.
– До Сталинграда пешком. Шли мы по деревням,
по станицам. Народ был ошеломлен, взбудоражен. Жен-
щины плакали: «Ребятки, на кого вы нас оставляете.». Но
делать было нечего... И вот, 6 ноября 1941 года мы при-
шли в Сталинград. И пробыли там три дня – 6, 7 и 8 ноя-
бря 1941 года.
– Отмечали праздник.
– Конечно. Праздник он всегда праздник. Потом мы
сели на корабль и поплыли по Волге до Сызрани, а даль-
нейший путь до Уральска продолжили уже по железной
дороге. Корабль, как сейчас помню, назывался «Одесса».
Довольно большой, белый, с лопастями-колесами. И там
мы буквально без перерыва начали летать. Сперва на са-
молетах СБ – это скоростной бомбардировщик. Для того
времени очень хорошая машина. Закончили мы обучение
по этой программе, думаем, скоро в бой, ан нет. Вдруг
приходит приказ: «переучиваться на другую машину».
Маршал авиации,
дважды Герой Советского Союза,
президент фонда «Победа-1945 год»,
Кавалер Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
Александр Николаевич ЕФИМОВ:
НАДО
ЧЕСТНО
ГОВОРИТЬ
С НАРОДОМ
»
«
pg_0002
27
На вооружение Красной Армии как раз поступил ПЕ-2 –
пикирующий бомбардировщик Петлякова. Пилотировать
его было труднее, чем СБ, но мы справились. Тут опять но-
вое распоряжение – «освоить ИЛ-2».
– Но как Вы все-таки оказались на фронте.
– В июле 1942 года сдали экзамены и отправились в 10-й
запасной авиационный полк. Он стоял под Пензой. Там по-
сле нескольких полетов мы были переведены под Калугу. На
Западный фронт.
– А за что Вы получили звание дважды Героя Совет-
ского Союза.
– Когда мы шли на запад, потери летного состава были
довольно большие. Особенно у штурмовиков. И за каждые
30 вылетов представляли к званию Герой Советского Сою-
за. Когда я совершил 30 вылетов, пришел новый приказ –
– Как Вы встретили окончание войны.
– Победу я встречал под Берлином. Аэродром называл-
ся «Петерсдорф» под Темплином. Последний мой боевой
вылет был 5 мая 1945 года. Рейхстаг мы уже взяли, Берлин –
тоже, и наши летчики летали на север, на Балтику и там
уничтожали корабли и бомбили окруженную в районе Сви-
немюнде группировку противника.
– А что было 9 мая.
– 8 мая, утром, мы, как всегда, собрались на боевое за-
дание. Война-то еще продолжалась. Подъезжаем к аэро-
дрому, слышим, идет стрельба. Из пушек, из зениток, из
пистолетов. Мы не поймем: что такое, нападение немцев.
Подъехали ближе, видим, пилотки летают, все ликуют. Тут
уж и мы догадались. Кричим: «Победа!», «Победа!»... А са-
молеты у нас стояли так: стоянка штурмовиков, а напротив –
– Разве такое возможно.
– Конечно. Я сажал самолет в поле на фюзеляж с уб-
ранными шасси. Да и вообще у меня почти не было выле-
та, который обошелся бы без повреждений. Обязательно
пробоины – осколочные, пулевые, снарядные. Бывало до
300 пробоин. Когда я прилетал на аэродром, мой самолет
либо ремонтировали, либо вообще списывали.
– И Вам не было страшно, когда Вы летели над вра-
жеской территорией, ежеминутно рискуя жизнью.
– Слово «страшно» здесь никак не подходит. Перед тем
как получаешь задание, волнение есть. Но это не страх,
а скорее чувство приподнятого ожидания. Как только полу-
чил задачу, сел в самолет – все. Начинается нормальная
работа. Нужно выйти на цель, привести своих ведомых, от-
штурмовать. Даже когда меня сбили под Гродно, я не ощу-
щал страха, растерянности, голова четко работала. Я сумел
дотянуть за линию фронта и сесть на нашей территории.
– И шасси Вы смогли выпустить.
– Какое шасси. На «брюхо» садился. Бросало по всей
кабине. У меня и голова разбита была, и грудь, и плечи.
Меня из самолета вытащили, привезли на позицию, пере-
вязали, дали стакан водки. Вскоре за мной прилетели наши
из полка, и я к своим вернулся. И сразу продолжал летать.
За время войны я совершил 222 боевых вылета на штурмов-
ку войск противника и 47 вылетов на разведку.
– Вторую звезду Героя Вы получили за вторые
100 вылетов.
– Да, по сути дела за это.
– Две звездочки дорогого стоят.
– Да, это уж точно. Некоторые шутят: есть герои воен-
ные, есть – юбилейные. Так вот я – военный. Сейчас, кста-
ти, я остался единственным и дважды Героем, и маршалом
в России.
давать Героя за 70 вылетов.
Отлетал 70 – новый приказ:
звание Героя присваивать
за 100 вылетов. И лишь
26 октября 1944 года, после
того, как совершил, нако-
нец, 100 вылетов я получил
Золотую звезду Героя.
– Как так могло полу-
читься, что Вы, плотно ле-
тая два года, ни разу не
были сбиты фашистами.
– Да как не был сбит,
сбивали. За время войны
падал два раза.
– Каким образом.
– Вместе с самолетом,
но оставался жив.
1945 год
С мамой
Командир эскадрильи А.Н. Ефимов,
его ведомый летчик М.Н. Бабкин
с корреспондентом газеты
«Крылья Советов». 1945 год
Командир эскадрильи А.Н. Ефимов,
его ведомый летчик М.Н. Бабкин
с корреспондентом газеты
«Крылья Советов». 1945 год
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
28
стоянка истребителей. И все стреляли друг на друга.
Но, поскольку пушки били «с превышением», никого не под-
стрелили.
– Как складывалась Ваша жизнь после 1945 года.
– Войну я начинал в чине младшего лейтенанта, а окон-
чил капитаном. Решил остаться в армии. Поэтому в 1946 го-
ду я поехал учиться в Военно-Воздушную академию. Окон-
чил ее в 1951 году. Попал в Закавказье. Командовал 167-м
гвардейским штурмовым полком. Затем меня назначили за-
местителем командира дивизии. В 1955 году я был направ-
лен в Москву в академию Генерального штаба. После ее
окончания, в 1957 году, стал командиром дивизии. Служил
сначала под Ригой, потом в Калинградской области. Затем
стал первым заместителем командующего 30-й Воздушной
армии, потом командовал 14-й Воздушной армией во
Львове. Это Прикарпатский военный округ. В 1969 году ме-
ня назначили первым заместителем главнокомандующего
Военно-Воздушными Силами СССР. В 1984 году – главком
ВВС, заместитель министра обороны. В 1990 году – предсе-
датель государственной комиссии по использованию воз-
душного пространства и управления воздушным движени-
ем при Совете Министров СССР.
– Чем Вы в этой комиссии занимались.
– Отвечал за использование воздушного пространства и
военными, и гражданскими самолетами. В 1993 году я ушел
в отставку. Тогда-то мне и предложили принять Междуна-
родный Благотворительный общественный фонд «Победа-
1945 год». С тех пор я тут и работаю.
– Расскажите о Вашем фонде.
– Наш фонд – чисто благотворительный. Его цель –
патриотическое воспитание молодежи, осмысление роли
вклада нашего народа в победу во Второй мировой вой-
не. Для этого мы издаем воспоминания наших ветеранов.
мы это делали в интересах государства. Чечня – это то-
же военная кампания в интересах государства. Ведь мы
не можем согласиться, чтобы кусок территории России
отхватила банда уголовников. Но в Чечне мы вроде бы
воюем со своими соотечественниками. В Афганистане –
с врагом, но не на своей территории. А тогда, шестьде-
сят лет назад, мы конкретно защищали от фашизма
свой дом, свою Родину. И это давало совсем другое
ощущение.
– А надо ли это понимать нашим детям.
– Надо. Потому что молодежь, которая не прошла ни
Чечню, ни хотя бы военную службу, имеет другой мента-
литет, другую психологию. Ведь мужчина испокон веков
был воином. В довоенные годы мы так рвались в армию!
Если парень не служил, он считался неполноценным. А
сейчас, наоборот, поощряют тех, кто от армии «косит».
Да, конечно, виной тому и дедовщина, и другие нега-
тивные моменты, но в целом армия благотворно влияет
на молодое поколение. На мужской организм. Там же и
тяготы, и перегрузки, и физкультура, и кроссы. Где юно-
ша испытает все это. На дискотеке. Из тех ребят, кото-
рых я видел в Ростове, даже самые тяжелораненые, без
руки, без ноги, никто не сказал, что жалеет, что воевал.
Естественно, делаем это безвозмездно. Кроме того, мы
помогаем сегодняшним солдатам, а также ветеранам.
Так, в прошлом году мы оказали гуманитарную помощь
госпиталям на сумму более 10 миллионов рублей. В гос-
питаль в Ростове для ребят, раненных в Чечне, поставили
медикаменты на сумму 200 тысяч рублей.
– Какое впечатление на Вас произвели эти люди.
– Я почувствовал, что они понимают нас, старшее поко-
ление, и понимают, что такое война.
Я был и в Чечне, и в Афга-
нистане, и нигде не встре-
чал уныния.
– Вы были участни-
ком Великой Отечест-
венной войны, общались
с ветеранами Чечни и
Афганистана, скажите,
почувствовали ли Вы от-
личие между этими вой-
нами.
– Конечно. Война
1941–1945 гг. была войной
всего народа за свою не-
зависимость. Народа, ко-
торый понимал, что над
ним нависла суровая уг-
роза порабощения. И про-
паганда очень грамотно
это разъясняла. А в Афга-
нистане мы просто выпол-
няли свой интернацио-
нальный долг. Да, конеч-
но, хорошо ли, плохо, но
С конструктором Сергеем
Владимировичем Илюшиным.
1970-е годы
С конструктором Сергеем
Владимировичем Илюшиным.
1970-е годы
Ю.А. Гагарин
с руководящим составом
14-й Воздушной Армии
Ю.А. Гагарин
с руководящим составом
14-й Воздушной Армии
pg_0004
29
– Вы – человек занятой. У Вас очень много всяких
обязанностей. Но все равно, когда Вам предложили
сотрудничать с Независимой организацией «Граж-
данское общество», Вы с радостью приняли это пред-
ложение. Почему Вы это сделали.
– Я считаю, что государство без огромного сплочен-
ного коллектива, называемого гражданским обществом,
существовать не может. А это не правительственная, это –
общественная организация. Люди, которым дорога
гражданская честь, гражданское предназначение. И,
когда мне предложили, я с удовольствием согласился
принять в этом участие. И я уверен, что поступил пра-
вильно. Потому что одно дело – быть представителем гос-
учреждения, где есть своя субординация, которая под-
чиняется своим законам, где есть свои правила игры,
свои обязательства, свои условия работы. А в граждан-
ском обществе нет ни начальников, ни подчиненных.
Поэтому государственные и общественные организации
должны взаимодействовать, но не подчинять друг дру-
га. Гражданское общество не может попасть под чей-то
диктат. Оно вырабатывает свои правила, направленные
на благо населения. И я это ощутил, когда стал доверен-
ным лицом Владимира Владимировича Путина. Я был
тогда на Кубани, на Дону, и там, выступая перед избира-
телями, я свободно высказывал свою позицию. Мне ни-
кто не указывал, как и что нужно говорить и делать.
– А как Вы агитировали за Владимира Владимировича.
– Искренне. Мне всегда импонировал молодой воз-
раст Путина. У него есть огромный ресурс времени. Мне
импонирует его линия на укрепление государственно-
сти, его поддержка ветеранского движения. Кроме того,
Путин прошел хорошую жизненную школу. И это дает
существенное сокращение чиновничьего аппарата.
И лишь поняв это, мы сможем достигнуть необходимых из-
менений. Сократить бремя расходов. Получить современ-
ные и адекватные задачам обороны Вооруженные силы.
– Есть ли у Вас уверенность в том, что это у нас полу-
чится.
– Должно получиться. Другого пути сохранения безопас-
ности России нет.
Елена ГРИГОРЬЕВА
– У меня к Вам тоже будет нелицеприятный,
но актуальный вопрос. Сейчас все говорят о реформе
в армии. От чего, на Ваш взгляд, в армии надо избав-
ляться для ее улучшения.
– Я считаю, что политика государства и президента на
сокращение армии – правильная. Нельзя держать под ру-
жьем огромную массу молодого трудоспособного населе-
ния, которое, по сути дела, не работает на экономику го-
сударства. Многие молодые люди сидят в ларьках, а не
трудятся на производстве. А армия должна быть мобиль-
ная, небольшая, высоко профессиональная.
– Какое число военнослужащих для Вас кажется оп-
тимальным.
– Примерно один процент от состава населения. И эта
армия обязана быть профессиональной. У ее руководства
должны стоять хорошо обученные профессионалы. Взять
ту же авиацию. Ведь это совершенно уникальный род
войск, требующий особых знаний. Поэтому и командо-
вать им способны лишь люди, много лет прослужившие
именно в авиации. Пришедшие со стороны вряд ли спра-
вятся со спецификой работы.
– Но под словами «профессиональная армия» сего-
дня понимают армию, формирующуюся добровольно
и на контрактной основе.
– Без ребят, служащих по призыву, пока не обойдемся.
Контрактники слишком дороги. У нас на это просто нет де-
нег. Другое дело, контрактники и призывники могут служить
вместе. Дополняя друг друга.
– Но все-таки от чего армии следует избавляться.
– От ненужных структур. У нас слишком много проме-
жуточных звеньев, идет дублирование функций. Вообще в
Вооруженных силах, как и в стране в целом, необходимо
ли: «Товарищ маршал, почему Вы раньше к нам не приез-
жали.». И там Путин получил 60 процентов голосов из-
бирателей. Потом неоднократно, уже после выборов
президента, я приезжал на Дон и продолжал работать.
– Зачем, ведь выборы уже состоялись.
– Я считаю, что моя роль, как доверенного лица, не
кончается выборами. Я должен отслеживать, как идут дела
в регионах. Приезжать к людям. Беседовать. Слушать во-
просы. Искать откровенные, добросовестные ответы.
мне уверенность, что он
профессионально исполь-
зует свои знания и опыт на
главном посту России.
– И как слушатели вос-
принимали Ваши выступ-
ления. Вас, наверное,
встречали хлебом-солью.
– Отнюдь. Так, напри-
мер, в одной из станиц я
увидел плакат: «Маршал,
убирайся вон!».
– Где это было.
– На Северном Дону.
Там живет казачество. На-
род вольный. С ними про-
сто так «по бумажке» гово-
рить нельзя. Они и освис-
тать могут. И в этой обста-
новке я провел диалог. Два
часа! Говорил безо всяких
конспектов, делился свои-
ми мыслями, отвечал на
вопросы. После моего вы-
ступления слушатели об-
ступили меня и все говори-
С Михаилом Шолоховым
С Михаилом Шолоховым