КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
26
– Александр Николаевич, Вы – фронтовой летчик.
Воздушный ас. Дважды Герой Советского Союза. Рас-
скажите, пожалуйста, как Вы пришли в авиацию.
– Как почти все мое поколение. Через аэроклуб.
– Который был в Вашем родном городе.
– Нет, я – деревенский мальчишка. Родился в 1923 году
в селе Кантемировка Воронежской области. В 1940 году
окончил школу в городе Миллерово Ростовской области и
пошел учиться в аэроклуб в Ворошиловграде. Потом сразу
же поступил в военно-авиационную школу. Там я начал ле-
тать на бомбардировщиках. И там меня застала война.
– А Вы помните, как она началась.
– Еще бы такое не помнить... В тот день, 22 июня 1941 го-
да, ко мне в училище приехала моя мама – Лина Митрофа-
новна и вместе с ней моя маленькая сестренка.
– А кем работала Ваша мама.
– Она была билетным кассиром. Всю жизнь – на транс-
порте.
– А папа. Почему он в тот день к Вам не приехал.
– Он к тому времени уже год, как умер. Отец, Николай
Герасимович Ефимов, – инженер-железнодорожник.
Служил начальником дистанции пути в городе Грязи. И в
1937 году его репрессировали. Сестренке еще не было го-
да. После ареста мы все переехали к маминым родствен-
никам в город Миллерово. Не могу передать, как нам бы-
ло тяжко. Даже не материально, а морально. Ведь меня
тогда, как сына врага народа, отказывались даже прини-
мать в школу. Потом, в 1939 году, отец вернулся. Он был
сильно истощен, болен и вскоре умер. Но у нас осталась
справка об его реабилитации. И это очень помогло мне в
жизни. Меня и в школу взяли, и в аэроклуб...
– А Вы не помните, как проходила Ваша последняя
перед войной встреча с близкими. Не было ли у Вас или
у них каких-то предчувствий, что должно начаться что-
то страшное.
– У меня, нет. Я был молодой, веселый. Но мама... Когда
мы с ней сидели, беседовали, она мне вдруг сказала: «Сы-
нок, а если завтра война.». Я был очень удивлен этим во-
просом. Разговор до этого у нас шел совсем на другую тему.
Потом, как ни в чем не бывало, пошел своих провожать, по-
садил на трамвай, мы простились. А когда я вернулся в учи-
лище, там, на проходной, мне сказали: «Война!». Нас тут же
собрали на митинг. Выступал комиссар школы. Мы все тог-
да были патриотами, все рвались на фронт. Но наш пыл сра-
зу охладили: «Там нужны подготовленные летчики, вы обя-
заны продолжить обучение». А немец тем временем при-
ближался к Ворошиловграду, и вся наша школа отправи-
лась в Сталинград, а затем на Южный Урал – город Уральск.
– Как. На самолетах.
– До Сталинграда пешком. Шли мы по деревням,
по станицам. Народ был ошеломлен, взбудоражен. Жен-
щины плакали: «Ребятки, на кого вы нас оставляете.». Но
делать было нечего... И вот, 6 ноября 1941 года мы при-
шли в Сталинград. И пробыли там три дня – 6, 7 и 8 ноя-
бря 1941 года.
– Отмечали праздник.
– Конечно. Праздник он всегда праздник. Потом мы
сели на корабль и поплыли по Волге до Сызрани, а даль-
нейший путь до Уральска продолжили уже по железной
дороге. Корабль, как сейчас помню, назывался «Одесса».
Довольно большой, белый, с лопастями-колесами. И там
мы буквально без перерыва начали летать. Сперва на са-
молетах СБ – это скоростной бомбардировщик. Для того
времени очень хорошая машина. Закончили мы обучение
по этой программе, думаем, скоро в бой, ан нет. Вдруг
приходит приказ: «переучиваться на другую машину».
Маршал авиации,
дважды Герой Советского Союза,
президент фонда «Победа-1945 год»,
Кавалер Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
Александр Николаевич ЕФИМОВ:
НАДО
ЧЕСТНО
ГОВОРИТЬ
С НАРОДОМ
»
«